Некрасов декабристы. Тема: «Поэма Н

Поэма "Русские женщины" Н.А. Некрасова имела первоначальное название "Декабристки". Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, - он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

Поэма состоит из 2 частей "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская", в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком "Бабушкины записки" написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой - более задушевный, доверительный.

  • Роль диалога в поэме Некрасова «Русские женщины»

В начале 70-х годов XIX века Н.А. Некрасов создает поэму «Русские женщины».

  • Анализ поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Тема произведения Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос" - это нелегкая.

  • Пожалуйста. нужно сочинение образ княгини трубецкой в поэме «русские женщины»

    Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей.

  • Сочинение. образ русской женщины в лирике н. а. некрасова

    "Есть женщины в русских селеньях. "(По произведениям Н. А. Некрасова)Я.

  • Образ русской женщины в творчестве Некрасова

    (По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")«Величавая славянка".

  • Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Анализ поэмы Некрасова «Саша»

    Поэма «Саша» является первой в творчестве известного русского поэта.

    Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

    Поэма «Русские женщины» Н.А. Некрасова имела первоначальное название «Декабристки». Она посвящена женам декабристов, организовавшим в 1825 году восстание на Сенатской площади в Петербурге, и сосланным за свое преступление в Сибирь.

    Некрасов писал поэму с 1871 по 1872 года. Обращаясь к историческим событиям, он, безусловно, сохранил достоверность, однако документально точного описания событий в поэме нет. Автор стремился к другому, — он хотел передать эмоциональное содержание событий. Главной целью Некрасова было показать великие душевные силы, которые присущи русским женщинам.

    Поэма состоит из 2 частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская», в которых и описывается решение этих женщин следовать за мужьями в ссылку в Сибирь. Части поэмы по-разному написаны: если в первой части описывается прощание Трубецкой с отцом, а затем следование за мужем, встреча с губернатором, который всячески пытается отговорить княгиню от ее задумки, то вторая часть с подзаголовком «Бабушкины записки» написана как семейное воспоминание, тон этой части также другой — более задушевный, доверительный.

    Некрасов описывает сострадание русских женщин, их стойкость и верность. Им не страшны лишения, голод, холод. Они отказались от сытой, беспечной, богатой жизни и, рискуя всем, отправились за своими мужьями.

    Такое поведение жен декабристов выказывает их высокое гражданское сознание, изменяет отношение к русским женщинам, удел которых по всеобщему мнению лишь материнство и домашние дела. Женщины оказывают открытое непокорство власти.

    Показательна в этом контексте часть поэмы, где губернатор пытается отговорить Екатерину Ивановну Трубецкую. Он взывает и к ее дочерним чувствам, пугает холодом, голодом, необходимостью отречься от титула, тем, что муж, видя ее страдания, будет корить себя и еще больше мучиться. В противовес всем этим лишениям описывает прелести светской жизни.

    Однако женщина непреклонна, она уверенна, что всякая жена должна разделить участь мужа. В этом и есть подвиг жен декабристов,- в самопожертвовании во имя любви, справедливости и сострадания.

    «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова

    «Русские женщины» - сочинение

    Поэма Некрасова "Русские женщины" рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение - "Декабристки", но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины - они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение - это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

    Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, - это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

    Поэма "Русские женщины" представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ "русской женщины" - это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова - это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам - вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались - Русскими Женщинами с большой буквы!

    Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

    Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.

    Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать «Жены декабристов», но Некрасов хотел показать больший масштаб женской решимости, несломленности в разных обстоятельствах.

    Поэт не раз в своих произведениях описывает образ женщины. В «Русских женщинах» взор обращен к представительницам дворянства, которых должна была устраивать их жизнь.

    Но все меняется после того, как мужья героинь были задержаны и приговорены к каторжным работам в Сибире. Хоть Некрасов не был свидетелем происходящих событий, но, основываясь на документах, мемуарах, записках очевидцев, автор воссоздает образы героинь, объединяя в них мужество, выносливость, преданность многих женщин.

    Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей, в которых описываются истории двух разных княгинь. Женщины решились на непредвиденный поступок — последовать в Сибирь, чтобы быть рядом со своими любимыми, оказать моральную поддержку. Такое событие не должно быть забыто потомками, поэтому Некрасов рисует все в реалистичных тонах.

    Для Трубецкой и Волконской решение покинуть родной дом далось нелегко. Они понимали, что будут лишены всего, не смогут увидеть своих родных. Марии приходится пожертвовать даже родным сыном, который совсем мал и нуждается в маминой любви больше всех. Но мысль о том, что когда сын подрастет, он осудит ее за предательство отца, совершившего поступок, попытавшегося свергнуть режим, улучшить жизнь народу, придает ей решимости.

    Повествуя в поэме о трудностях, которые возникли на пути следования героинь в Сибирь, автор противопоставляет два временных отрезка. Первый — это жизнь до ареста мужей, которая была наполнена спокойствием, яркими красками, приятными событиями. Второй — это реальная жизнь простого народа, измученного бедностью, серостью.

    Несмотря на то что Трубецкую и Волконскую пытаются остановить не только родственники, но и высокопоставленные персоны (губернатор, царь) своими угрозами, все восхищены поступком русских жен, которые чтят брачные обязательства.

    Создавая поэму, Некрасов хотел подчеркнуть, что русские женщины, независимо от сословной принадлежности, имеют сильный дух, твердый характер, не страшатся проблем, достигая поставленной цели. Только поддержка таких женщин дает силу мужчинам не сдаваться в любых обстоятельствах.

    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой.» / Январь 2016
    источник

    Послушайте стихотворение Некрасова Русские женщины

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Русские женщины

  • Особое место в творчестве Н. Некрасова занимает галерея женских образов. В своих стихах поэт описывал не только женщин дворянского происхождения, но и простых крестьянок. Особый интерес у Некрасова был к судьбе жен декабристов. Ниже будет представлена характеристика княгини Трубецкой.

    История создания поэмы

    Прежде чем приступить к характеристике княгини Трубецкой, читатель должен узнать об истории написания поэмы "Русские женщины". Она состоит из двух частей. Центральным персонажем первой части является Екатерина Ивановна. Первая поэма была написана в 1871 году и опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1872 году.

    До этого состоялось знакомство Некрасова с Михаилом, сыном Марии Волконской, героини второй части поэмы. Его воспоминания, а также "Записки декабриста", написанные Андреем Розеном, послужили материалом для поэмы "Дедушка". Выход этого произведения не ослабил интереса Некрасова к судьбе жен декабристов.

    Зимой 1871 года он начал собирать материал для поэмы "Русские женщины". Во время написания поэт столкнулся с несколькими трудностями - цензурой и практически отсутствием фактов о жизни Екатерины Ивановны. Из-за этого, по мнению некоторых современников, характеристика княгини Трубецкой немного не совпадала с реальным образом. Но недостаток фактов компенсировало воображение поэта, представившего себе ее отъезд.

    Первая часть поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" начинается с прощания Екатерины Ивановны со своим отцом. Храбрая женщина отправилась вслед за мужем в Сибирь. По дороге до Иркутска героиня вспоминает свои детские годы, беспечную юность, балы, то, как она вышла замуж, путешествовала с мужем.

    Далее описывается встреча княгини и губернатора Иркутска. Происходит противостояние между Трубецкой и губернатором. Тот пытается напугать женщину тяготами пути, условиями каторжной жизни. Он говорит, что ей придется отказаться от всего, что она имеет. Но храбрую женщину ничто не останавливает. Тогда губернатор, восхищенный ее смелостью и верностью, дает разрешение на выезд из города.

    Поступок княгини Трубецкой

    Ключевым моментом поэмы является противостояние губернатору, в котором раскрывается характер женщины. Зная, что ее мужа приговорили к бессрочным каторжным работам за участие в восстании декабристов, она решает отправиться за ним. В "Княгине Трубецкой" Некрасов рассказал, как губернатор пытался всеми способами отговорить Екатерину Ивановну от этого решения.

    Для этого он пытается сыграть на ее родственных чувствах, говоря, что решение отправиться в Сибирь губительно для ее отца. Но княгиня отвечает, что несмотря на всю свою любовь к отцу, долг жены для нее важнее. Затем губернатор начинает описывать ей все тяготы пути, предупреждая, что дорога настолько трудная, что может подорвать ее здоровье. Но даже это не пугает целеустремленную Екатерину Трубецкую.

    Губернатор пытается запугать ее рассказами об опасностях жизни с каторжниками, напоминает ей о той обеспеченной жизни, которую она вела. Княгиня остается непреклонной. Тогда он сообщает, что, последовав за мужем, она лишается всех прав и больше не принадлежит дворянскому сословию, а добираться до Нерчинских рудников княгиня будет под конвоем. Но Трубецкая готова подписать все бумаги, только бы она смогла увидеться с мужем.

    Пораженный и восхищенный ее силой духа, мужественностью, преданностью мужу и чувству долга, губернатор рассказывает ей правду. Ему было поручено остановить ее любыми способами. Наконец, он дает ей разрешение на выезд из Иркутска к мужу.

    Образ княгини в поэме

    Среди критических замечаний к произведению были и касающиеся образа главной героини. Многие отмечали, что характеристика княгини Трубецкой данная в поэме, не совсем соответствовала реальному образу Екатерины Ивановны. Но, возможно, поэт и не стремился в точности передать характер Трубецкой. Ему удалось показать мужественность ее поступка.

    Образ княгини Трубецкой в поэме "Русские женщины" получился ярким и выразительным. Екатерина Ивановна показана смелой и решительной, готовой преодолеть все препятствия. Она верная и любящая жена, для которой брачные узы важнее всего.

    Для нее общество - это всего лишь сборище лицемерных людей, трусов, которые побоялись присоединиться к декабристам. Готовность к трудностям, вера в то, что с мужем они смогут преодолеть все, желание быть ему поддержкой - вот какой мы видим образ княгини Трубецкой, поразившей Некрасова.

    Художественное оформление

    Поэма "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" состоит из двух частей, написанных ямбом. Это добавляет повествованию динамичности и напряженности. В начале показана сцена прощания героини с отцом и ее воспоминания о детстве, юности, замужестве. Во второй части описывается встреча Трубецкой и губернатора Иркутска, во время которой она проявляет волю и стойкость.

    Особенностью первой части поэмы "Русские женщины. Княгиня Трубецкая" является смешение "сна и яви". Героиня смотрит на зимнюю дорогу, потом неожиданно проваливается в сон, в котором вспоминает важные моменты жизни. По мнению некоторых литературоведов, поэт специально так построил первую часть. Это показывает, что княгиня охвачена эмоциональным порывом, стремлением быстрее встретиться с мужем. При написании этой поэмы Некрасов опирался на воспоминания людей, знавших Екатерину Ивановну, и на "Записки декабриста" А. Розена.

    До восстания декабристов

    Княгиня Трубецкая была урожденной графиней Лаваль, дочерью французского эмигранта и наследницы капиталов И.С. Мясникова. Родители обеспечили Екатерине и ее сестрам беззаботное детство. Они ни в чем не знали отказа, получили прекрасное образование и могли длительное время жить с родителями в Европе.

    По описаниям современников, Екатерина Лаваль не слыла красавицей, но обладала неповторимым очарованием. В 1819 году в Париже она познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким. В 1820 году пара сыграла свадьбу. Все считали князя завидным женихом. Он был знатного происхождения, богат, воевал с Наполеоном, умен, имел чин полковника. Екатерина Ивановна имела все шансы стать генеральшей. Спустя 5 лет семейной жизни она узнает об участии мужа в восстании декабристов.

    Решение княгини отправиться за мужем

    Екатерина Ивановна была одной из первых жен, которым удалось добиться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. В 1826 году она добралась до Иркутска, где какое-то время пребывала в неведении о том, где находился ее муж. Губернатор Цейдлер получил приказ отговорить Трубецкую от ее решения.

    Женщина пробыла в Иркутске 5 месяцев, прежде чем ей разрешили отправиться к мужу в Нерчинские рудники. В 1845 году семейство Трубецких получило разрешение поселиться в Иркутске. Главными центрами иркутских декабристов были дома Трубецких и Волконских. Екатерина Ивановна, по воспоминаниям ее современников, была умна, образованна, обаятельна и необыкновенно сердечна.

    Поэма "Княгиня Трубецкая" Некрасова показала всю силу и твердость духа русских женщин.

    ПРИМЕЧАНИЕ

    «Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

    Здесь:
    1. Декабристы в поэзии Пушкина
    2. Жены декабристов в русской литературе
    3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
    4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
    5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
    6. Просветитель Владимир Раевский
    7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
    8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
    9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

    Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

    ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    Размышляя над этой темой, хотелось бы избежать и восторженного пафоса, и сентиментализма – тех эмоций, которые одновременно рождаются даже при самом беглом знакомстве с историей жен декабристов, последовавших за своими мужьями в неизвестность и лишения. Но, боюсь, избежать мне этого не удастся: чем глубже погружаешься в обширный материал о декабристах и их женах, тем больше поражаешься невероятной силе духа и мужеству их всех, а женщин – в особенности.

    Мне вообще кажется, что именно они, а не их мужья, свершили настоящую революцию в сознании гражданского общества. Власть в лице императора Николая I, лишая участников заговора дворянского звания, имущества, всех привилегий и прав, разжаловав офицеров в солдаты, лишив их права переписки и сослав на край земли – в Сибирь, которая в начале девятнадцатого века была краем неведомым, – преследовала цель не только изолировать бунтовщиков, унизить их, но главное – стереть о них и об их идеях какое бы то ни было напоминание в настоящем и будущем.

    И каково же было потрясение и царя, и светского общества, когда женщины, которые не то что не имели к делам мужей никакого отношения – они зачастую о них даже не подозревали, женщины, которых бы понял и не осудил бы никто – отрекись они от мужей-преступников, женщины беззаботные, знатные, богатые – напротив, отрекаются от своей благополучной жизни и добровольно следуют за мужьями – в никуда. Что ими руководило?

    <…>Теперь расскажу вам подробно, друзья,
    Мою роковую победу.
    Вся дружно и грозно восстала семья,
    Когда я сказала: «Я еду!».
    Не знаю, как мне удалось устоять,
    Чего натерпелась я… Боже!
    Была из-под Киева вызвана мать,
    И братья приехали тоже:
    Отец «образумить» меня приказал.
    Они убеждали, просили,
    Но волю мою сам господь подкреплял,
    Их речи ее не сломили!

    <…> «Посмотрим!..». И вдруг распрямился старик,
    Глаза его гневом сверкали.
    «Одно повторяет твой глупый язык:
    Поеду! Сказать не пора ли,
    Куда и зачем? Ты подумай сперва!
    Не знаешь сама, что болтаешь!
    Умеет ли думать твоя голова?
    Врагами ты, что ли, считаешь
    И мать и отца? Или глупы они…
    Что споришь ты с ними, как с ровней?
    Поглубже ты в сердце свое загляни,
    Вперед посмотри хладнокровней,
    Подумай!.. Я завтра увижусь с тобой...».

    Ушел он, грозящий и гневный,
    А я, чуть жива, пред иконой святой
    Упала – в истоме душевной…

    «Подумай!..». Я целую ночь не спала,
    Молилась и плакала много.
    Я божию матерь на помощь звала,
    Совета просила у бога,
    Я думать училась: отец приказал
    Подумать… нелегкое дело!
    Давно ли он думал за нас – и решал,
    И жизнь наша мирно летела?

    Училась я много; на трех языках
    Читала. Заметна была я
    В парадных гостиных, на светских балах,
    Искусно танцуя, играя;
    Могла говорить я почти обо всем,
    Я музыку знала, я пела,
    Я даже отлично скакала верхом,
    Но думать совсем не умела.
    <…>
    Простите, родные! Мне сердце давно
    Мое подсказало решенье.
    И верю я твердо: от бога оно!
    А в вас говорит – сожаленье.
    Да, ежели выбор решить я должна
    Меж мужем и сыном – не боле,
    Иду я туда, где я больше нужна,
    Иду я к тому, кто в неволе!

    Это – отрывок из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины» 1871-72 годов, из второй ее части «Княгиня М.Н. Волконская». Некрасов основывался на записках Марии Николаевны Волконской, которые она писала для своих детей и внуков на французском языке уже после тридцатилетнего изгнания: в 1856 году царь Александр II разрешил ссыльным вернуться, а впоследствии вернул звания, титулы и дворянские привилегии декабристам и их потомкам.

    Мария Николаевна не хотела обнародования своих воспоминаний, и Некрасов стал одним из немногих, кого сын ее, Михаил Сергеевич, познакомил с мемуарами матери. Сын опубликовал их на двух языках, во французском оригинале и в русском переводе, только в 1904 году, и книга эта сразу стала библиографической редкостью.

    Первая часть поэмы Некрасова «Русские женщины» посвящена княгине Екатерине Ивановне Трубецкой – ведь именно она первая, буквально на следующий день после того, как муж отправился по этапу, последовала вслед за ним.

    Уже два месяца почти
    Бессменно день и ночь в пути.

    На диво слаженный возок,
    А все конец пути далек!

    Княгини спутник так устал,
    Что под Иркутском захворал,

    Ее в Иркутске встретил сам
    Начальник городской;
    Как мощи сух, как палка прям,
    Высокий и седой…

    Как важно было властям остановить эту женщину! Это пытался с самого начала сделать император Николай I, и, возможно, разрешил ей следовать за мужем в надежде, что она, не выдержав испытаний в пути, – вернется, и тем самым даст пример невозможности осуществления подобных отчаянных шагов. Когда же этого не случилось, ее пытались остановить уже в дороге – в частности, всем известна история ее психологического противостояния с иркутским губернатором, из которого Екатерина Трубецкая вышла победительницей:

    КНЯГИНЯ
    Нет! я не жалкая раба,
    Я женщина, жена!
    Пускай горька моя судьба –
    Я буду ей верна!
    О, если бы он меня забыл
    Для женщины другой,
    В моей душе достало б сил
    Не быть его рабой!
    Но знаю: к родине любовь
    Соперница моя,
    И если б можно было, вновь
    Ему простила б я!..

    ГУБЕРНАТОР
    Как я вас мучил… Боже мой!..
    (Из-под руки на ус седой
    Скатилася слеза).
    Простите! Да, я мучил вас,
    Но мучился и сам,
    Но строгий я имел приказ
    Преграды ставить вам!
    И разве их не ставил я?
    Я делал все, что мог,
    Перед царем душа моя
    Чиста, свидетель бог!
    Острожным жестким сухарем
    И жизнью взаперти,
    Позором, ужасом, трудом
    Этапного пути
    Я вас старался напугать.
    Не испугались вы!
    И хоть бы мне не удержать
    На плечах головы,
    Я не могу, я не хочу
    Тиранить больше вас…
    Я вас в три дня туда домчу…
    Эй! Запрягать, сейчас!..

    «Их было одиннадцать – женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них – незнатные, как Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гёбль. Но большая часть – княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева – дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская – принадлежали к знати», – писал историк Павлюченко.

    Эти женщины не только учились выживать в суровых условиях – главной их миссией было поддержание духа каторжан, борьба за улучшение условий их существования, налаживание связи с внешним миром: на имена женщин приходили книги и журналы, которые они получали для декабристов, и от имени ссыльных они писали письма их родным и друзьям.

    Значение присутствия верных подруг, их поддержки засвидетельствовал декабрист Александр Одоевский в поэтическом посвящении княгине Волконской. Об этом стихотворении она сама впоследствии заметила, что написано оно «в воспоминание того, как мы, дамы, приходили к ограде Читинского острога и приносили заключенным письма и известия»:

    Был край, слезам и скорби посвященный,
    Восточный край, где розовых зарей
    Луч радостный, на небе том рожденный,
    Не услаждал страдальческих очей;
    Где душен был и воздух вечно ясный,
    И узникам кров светлый докучал,
    И весь обзор, обширный и прекрасный,
    Мучительно на волю вызывал.

    Вдруг ангелы с лазури возлетели
    С отрадою к страдальцам той страны,
    Но прежде свой небесный дух одели
    В прозрачные земные пелены.
    И вестники благие провиденья
    Явилися, как дочери земли,
    И узникам, с улыбкой утешенья,
    Любовь и мир душевный принесли.

    И каждый день садились у ограды,
    И сквозь нее небесные уста
    По капле им точили мед отрады…
    С тех пор лились в темнице дни, лета;
    В затворниках печали все уснули,
    И лишь они страшились одного,
    Чтоб ангелы на небо не вспорхнули,
    Не сбросили покрова своего.
    25 декабря 1829 г., Чита

    Позже, когда каторжане и их жены получили разрешение жить на поселении, дома декабристов в суровом сибирском краю стали настоящими культурными центрами, куда душой стремились все изгнанники. Вот, к примеру, посвящение Волконской другого ссыльного – Вильгельма Кюхельбекера, который в 1845 году проездом из Акши в Курган побывал в Красноярске в доме Сергея и Марии Волконских:

    Но я минутный гость в дому моих друзей,
    А в глубине души моей
    Одно живет прекрасное желанье:
    Оставить я хочу друзьям воспоминанье,
    Залог, что тот же я,
    Что вас достоин я, друзья…
    Клянуся ангелом, который
    Святая, путеводная звезда
    Всей вашей жизни: на восток, сюда,
    К ней стану обращать трепещущие взоры
    Среди житейских и сердечных бурь, –
    И прояснится вдруг моя лазурь,
    И дивное сойдет мне в перси утешенье,
    И силу мне подаст, и гордое терпенье.

    Не все женщины после помилования декабристов Александром II вернулись из Сибири: трое навечно остались там. Первой не выдержала испытаний и умерла в возрасте 28 лет, в 1832 году Александра Муравьева – любимица всех ссыльных и подруг по несчастью: «Святая женщина. Она умерла на своем посту» – вспоминали о ней Волконская и Полина Гёбль.

    История французской модистки Полины Гёбль (впоследствии Прасковьи Анненковой), последовавшей за своим женихом Иваном Анненковым и обвенчавшейся с ним в остроге, вошла в роман о декабристах 1840 года Александра Дюма-отца «Учитель фехтования», который в России был запрещен Николаем I. Прасковья Анненкова также оставила свои воспоминания – «Записки жены декабриста».

    Все эти, и другие документы стали основой для научных исследований и художественных произведений. Одной из моих любимых книг в детстве был объемный роман Марии Марич «Северное сияние», а исследования Арнольда Гессена «Во глубине сибирских руд» легли в основу фильма 1975 года о декабристах «Звезда пленительного счастья». Да и сегодня на уроках, или в новой форме – на форумах в интернете – изучаются и обсуждаются судьбы жен декабристов.

    В их поступке не было ни политической подоплеки, ни корысти – они, как поистине духовные существа, руководствовались высшими ценностями, и, отказавшись от материальных привилегий суетного света, воплощали эти ценности в самых невероятных условиях жизни. Одной из таких безусловных ценностей была – любовь:

    «Несчастье лишь усиливает, если такое вообще возможно, все мои чувства к тебе… Я смогу все вынести, пока ты жив, и всю жизнь буду благодарить небо за то, что оно связало мою судьбу с твоей. Если б я только могла бы разделить с тобой твой горестный кров, если б только могла! - ты не увидел бы на моем лице ни единого следа печали...» – писала мужу Александра Муравьева, и это же внушали изгнанникам своим повседневным подвигом все женщины-декабристки…
    Как многому мы можем у них научиться…

    Виктория ФРОЛОВА

    Политическое самосознание жен декабристов не было развито: деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба.

    Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все – от императора до людей из простого сословия.

    Среди этих женщин были: Е. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др.

    Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы – только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть.

    Из дневника М.Волконской:

    “Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне!

    – Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено”.

    Н.А. Некрасов был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Он знал Михаила Волконского, который позволил ему познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной.

    В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера – самопожертвование, достоинство, терпение.

    Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

    Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.

    Цели урока:

    • Познакомить учащихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”.
    • Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода “Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.
    • Обучение выразительному чтению.

    Оборудование:

    1. На доске эпиграф урока
      Пленительные образы! Едва ли
      В истории какой – нибудь страны
      Вы что – нибудь прекраснее встречали
      Их имена забыться не должны.

      Нет! Я не жалкая рыба!
      Я женщина, жена!
      Пускай горька моя судьба –
      Я буду ей верна! Н.А. Некрасов “Русские женщины”

    2. Портреты жён декабристов: Александрины Муравьевой, Марии Волконской, Елизаветы Нарышкиной, Полины Гебль и Камиллы Ле-Дантю.

      Музыкальное сопровождение урока, в том числе романс Чуевского “Гори, гори, моя звезда…”

    ХОД УРОКА

    I. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”.

    Слово учителя.

    Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…

    Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.

    Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.

    Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.

    …Под свист и завывание метели мчится возок, уносящий в Сибирь первую из великих женщин – 20-летнюю Муравьеву. Она везет с собой пушкинские послания в Сибирь. Поеживаясь от холода, вспоминает…

    Ученики разыгрывают сценку.

    Кукушка старинных часов прокуковала 10 раз. В гостиную быстро вошла сестра Наташа.

    – К тебе Пушкин приехал!

    – Какой, Пушкин? Недоумевая, переспросила Александрина.

    – Поэт! Александр Сергеевич! Говорит, что желает видеть тебя по неотложному делу.

    – Хорошо. Проводи его сюда.

    Пушкин протянул Александрине аккуратно сложенный листок со стихами, она попросила:

    – Прочтите сами.

    Он сделал молчаливый полупоклон в знак согласия и глухим взволнованным голосом начал:

    – “Во глубине руд…” / стихотворение читается на фоне музыки/

    Александрина слушала, затаив дыхание. Каждая строка проникала в душу. Она ясно представила, какую радость доставят они там, как ободрят Никиту и его товарищей, и, когда Пушкин закончил, со слезами на глазах тихо и благодарно промолвила:

    – У меня нет слов, чтобы выразить вам мою признательность. Ваши стихи будут для них чудесным бальзамом…

    Кажется, что особенного сделали эти женщины, уезжая за своими мужьями? А вы постарайтесь перенестись в ту эпоху, когда царила жестокая, черная реакция, когда запрещалось даже писать письма декабристам, произносить их имена. А как страшно трудно было получить разрешение правительства следовать за своим мужем в Сибирь. Но если и оно было получено, то жена – декабристка должна была запомнить горькие слова: “Невинная жена, следуя за мужем – преступником в Сибирь, должна оставаться там до смерти”. Так гласило предписание правительства Николая I.

    Дети, рожденные в Сибири, становились крепостными крестьянами; с собой не дозволялось брать ни денежных сумм, ни вещей многоценных. Фактически они ехали в этот суровый край без средств существования. И это было жестко, чудовищно.

    Но пламенная любовь женщин, беззаветное желание помочь декабристам все-таки побеждали. Ничто не останавливало княгинь, ещё недавно блиставших в свете. Мария Волконская, Александрина Давыдова, Елизавета Нарышкина, француженки Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю, которые добились разрешения поехать в Сибирь, чтобы выйти замуж за “государственных преступников”. У Камиллы было одно объяснение, почему она последовала в Сибирь за Василием Ивановичем: “Я люблю его почти с детства”. Их было 11, этих смелых женщин, бросивших вызов судьбе.

    /Играет музыка…/ Выставка портретов женщин – декабристок.

    Вглядитесь в эти прекрасные одухотворенные лица.

    Александрина Муравьева

    Портрет был написан по заказу Муравьевой в первые дни заключения ее мужа в Петропавловскую крепость. На обороте акварели сохранилась надпись Александрины Григорьевны на французском языке: “Моему дорогому Никите”. С тех пор Никита Муравьев не расставался с портретом, который очень точно передавал грустную нежность, благородство и доброту Александрины.

    Рассказ ученицы.

    Она молча, с полузакрытыми глазами сидела у остывшего камина и уже не могла плакать: горе было слишком огромно.

    Не прошло и четырех лет, как она, девятнадцатилетняя, скромная и застенчивая Александрина Чернышова, стала женой Никиты Муравьева, которого страстно и нежно полюбила на всю жизнь.

    25 декабря 1825 года, спустя 11 дней после разгрома восстания в Петербурге, Муравьева арестовали. Она с помертвевшим лицом, не веря ушам своим, глядела на мужа. Он упал перед ней на колени:

    – Прости, что я не сказал тебе всего. Я бесконечно виноват перед тобой!

    Александрина, сдерживая рыдания, подняла мужа, прильнула к нему и прошептала:

    – Молчи, молчи…, ты ни в чем не виноват, и что бы тебя не ожидало, я всегда буду с тобой, единственный, бесценный мой, я во всем разделю твою судьбу…

    На следующий день Александрина помчалась в Петербург, чтобы, сдав двух своих малышек на попечение свекрови, посвятить себя хлопотам о смягчении участи мужа, добиваться разрешения на пребывание вместе с Никитой там, куда он будет выслан.

    Тщетно шеф жандармов Бенкендорф пытался отговорить от поездки эту слабенькую по виду женщину, запугивая её предстоящими бедствиями. Но Александрина была готова пожертвовать всем, лишь бы быть с мужем. Вслед за любимым она поехала в Сибирь, в 16 суток прискакала из Москвы в Иркутск. Душа крепкая, любящая поддерживала её слабые силы. Она была общей любимицей всех сосланных декабристов. Свекровь присылала ей деньги и посылки с вещами, большую часть которых Александрина раздавала нуждающимся. А жизнь самой Александрины была невыносимо тяжела. Она пишет отцу: “Одна маленькая комната, сырая и темная, и такая холодная, что мы все мерзнем в теплых сапогах, и в ватных капорах, и колпаках…”. В Чите у Муравьевых родилась девочка, и она была единственной их отрадой. Осенью 1832 года Александрина Григорьевна простудилась и вскоре умерла, ей было 28 лет. Она хотела, чтобы её похоронили в фамильном склепе, но Бенкендорф просьбу родственников отклонил: “Прибытие праха Муравьевой из Сибири может взбудоражить народ, усилить дух возмущения… Мертвые страшнее живых!..”

    А вот перед вами портрет Марии Николаевны Волконской с ребенком на руках. Вглядитесь в эти прекрасные черты.

    1 ученица: Марии Раевской было 19 лет, когда она встретилась с 36-летним блестящим генералом Волконским. Молодая жена не знала о событиях, произошедших 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. В ожидании ребенка она жила в деревне. Сын родился 2 января 1826 года, а через неделю мужа арестовали. Тайно от родных Мария Николаевна обратилась к царю с ходатайством о разрешении следовать за мужем. Царь разрешил.

    Волконской первой удалось увидеть осужденных декабристов в руднике. Она спустилась туда, её пропустил часовой:

    Рыданиям моим часовой уступил,
    Как бога я его просила!..

    Нельзя без волнения говорить о её встрече с мужем Сергеем Волконским в темноте, душном руднике:

    …где плесень узором
    Лежала; где тихо струилась вода
    И лужами книзу стекала.

    2 ученица:

    И вот он увидел, увидел меня!
    И руки простер ко мне: “Маша!”
    И стал обессиленный словно, вдали…
    Два ссыльных его поддержали.
    По бледным щекам его слезы стекали,
    Простертые руки дрожали…
    Душе моей милого голоса звук
    Мгновенно послал обновленье,
    Отраду, надежду, забвение мук,
    Отцовской угрозы забвенье!
    И с криком: “Иду!” я бежала бегом,
    Рванув неожиданно руку,
    По узкой доске над зияющим рвом,
    Навстречу призывному звуку…
    “Иду”… Посылало мне ласку свою
    Улыбкой лицо испитое…
    И я подбежала… и душу мою
    Наполнило чувство святое.
    Я только теперь, в руднике роковом,
    Увидев оковы на муже моем,
    Вполне поняла его муки,
    Он много страдал, и умел он страдать!
    Невольно перед ним я склонила
    Колени – и, прежде чем мужа обнять,
    Оковы к губам приложила.

    1 ученица: Почти 30 лет прожила Волконская вместе с мужем на каторге и в ссылке. Об этих годах она написала воспоминания.

    На акварельном портрете, выполненном Николаем Бестужевым, Камилла Ле-Дантю , дочь гувернантки – француженки.

    Ученица: Шестнадцатилетней девушкой попала она с матерью в богатый дворянский дом генерала Ивашева. Юный сын Ивашева не остался равнодушен к очаровательной девушке. Но разница их общественного положения была так велика, что дочь бедной гувернантки не могла надеяться на брак с наследником родовитой и богатой семьи.

    После выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Василий Ивашев был осужден на пожизненную каторгу. Камилла долго скрывала свое горе и только весной 1830 года, перенеся тяжелое нервное заболевание, открылась матери. Решение было принято тотчас.

    Больших трудов стоило матери Ивашева получать разрешение императора на поездку Камиллы в Сибирь, на совершение брачной церемонии. Наконец преграды преодолены, и осенью 1831 года Камилла прибыла в Петровский Завод, где в то время жили осужденные. Волконская писала об Ивашевой: “Это прекрасное во всех отношениях создание: жениться на ней было большим счастьем для Ивашева”…

    В июне 1836 года Ивашевы переехали на поселение в Туринск. Силы молодой женщины к этому времени были уже подорваны.

    30 декабря 1839 года Камилла Ивашева скончалась. Ей в ту пору было 36 лет. Василий Петрович так и не смог справиться со своим горем и умер через год после смерти жены.

    Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: “дно мешка”, “конец света”, “за тридевять земель”. Для самого быстрого курьера – месяц пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками – убийцами и ворами.

    Ученица: Первой – на другой же день – вслед за каторжником – мужем в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая . В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает её, требует – еще раз после столицы! – письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его, через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что продолжит путь “по канату” вместе с уголовными преступниками. Она соглашается…

    Шесть тысяч верст пути позади – и женщина в Благодатском руднике, где муж добывает свинец. Когда Трубецкая сквозь щель тюремного забора увидела мужа в кандалах, в коротком, оборванном и грязном тулупчике, худого и бледного, она упала в обморок. Жизнь Трубецкой была на грани нищеты. Привыкшая к изысканной кухне Трубецкая одно время ела только черный хлеб, запивая квасом. Эта избалованная аристократка ходила в истрепанных башмаках и отморозила себе ноги, так как из своих теплых башмаков сшила шапочку одному из товарищей мужа, чтобы защитить его голову от падающих в шахте обломков породы.

    Медленно тянулись в изгнании года. Москва и Петербург становились все более отдаленными воспоминаниями. В 1854 году в Сибири умерла Трубецкая.

    Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30-летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.

    Эта самоотверженность жен декабристов, их душевная сила и привлекли внимание великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Он все глубже проникает в недалекое прошлое родной истории, изучает все, что было написано о декабристах, расспрашивает всех, кто может ему что-нибудь о них рассказать и решает писать поэму “Русские женщины”. Он знал, что у сына декабриста Волконского, Михаила Сергеевича, есть “Записки” его матери, и уговорил прочесть ему эти “Записки”.

    “В 3 вечера чтение было закончено, – говорил Волконский, – вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал и со словами “довольно, не могу” бежал к камину, садился к нему и, хватаясь руками за голову, плакал, как ребенок”.

    С большим подъемом писал он поэму о русских женщинах! Он писал о подвиге, который совершили совсем молодые женщины. Они были избалованы богатством, не привыкли к лишениям, к труду, но это были русские женщины, о которых Некрасов говорил: “в беде не сробеет – спасет”, и когда пришла эта беда, когда надо было решить, как честно и правильно поступить в жизни, ни минуты не колеблясь, пошли они в далекую Сибирь.

    – О каких декабристках он рассказал в поэме “Русские женщины”?

    /Трубецкой и Волконской/

    Как человечески правдивы, волнующи его образы!

    Трубецкая и Волконская, как живые, проходят перед нами на страницах поэмы, мы словно слышим их смелые голоса, переживаем вместе с ними их муки и страдания, восхищаемся их твердостью.

    II. Анализ эпизода “Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска

    Дома прочитали главу “Княгиня Трубецкая”.

    В начале поэмы “Княгиня Трубецкая” Некрасов рисует точную, хотя и сжатую картину восстания на Сенатской площади.

    – Как поэт показывает героизм декабристов, их непреклонность и мужество? (На лицемерные уговоры царя и царских прислужников декабристы отвечают гордым презрением, стойко отражают атаки правительственных войск. “Приспели новые полки…”)

    – Поддаются ли восставшие войска лживым уговорам митрополита? (Нет. “Уйди старик! Молись за нас! Тебе здесь дела нет”)

    – Что приводит к поражению восставших? (Зверский приказ царя стрелять по восставшим в упор из пушек)

    Упоминание о царе никак не могло быть разрешено цензурой, и для печати эту последнюю строчку Некрасову пришлось смягчить: “Раздалось громкое: “Па – ли!”

    Создавая образ Трубецкой, Некрасов пользовался скупыми и разрозненными данными. Наиболее существенным источником для него являлись “Записки” Розена.

    – С чего начинается поэма? (С описания поездки Трубецкой в Сибирь)

    – Что рисуется ей в набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне? (Рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу, в Италию)

    – Но вот Трубецкая очнулась от воспоминаний и грез о былом. Что видит она? (Печальные картины русской действительности).

    Некрасов не стремился к зарисовке исторического портрета “декабристок”. Для него “декабристки” – прежде всего передовые русские женщины. Он наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу, подчеркивая этим необходимость обращения к народу, от которого декабристы были далеки.

    Грезы о былом были не только сладкими, но и тяжелыми, страшными.

    – Вспомните описание Трубецкой в тюрьме во время встречи с мужем? (Выразительное чтение диалога).

    – Какова Трубецкая в этом эпизоде? (Некрасов изобразил не только ненависть и презрение к царю и светскому обществу, но и готовность Трубецкой к мщению, к борьбе)

    Уже два месяца почти.
    Бессменно день и ночь в пути.
    На диво слаженный возок,
    А все конец пути далек!
    Княгинин спутник так устал,
    Что под Иркутском захворал,
    Два дня прождав его, она
    Помчалась далее одна…

    – Какому событию посвящена 2 часть поэмы? (Встрече княгини и губернатора)

    Встреча с иркутским губернатором вырастает в поэме в волнующую драматическую сцену, в которой глубоко рассказывается героический характер русской женщины.

    – Что пытается сделать губернатор? (Удержать, показать как опасна поездка в Сибирь, уговорить вернуться обратно)

    – Какое будущее рисует Трубецкой Губернатор? (Бесплодна наша сторона, весна короткая, зима длинная /8 месяцев/ люди черствы душой, на воле – одни варнаки /беглые каторжники/ мужа не придется видеть. Губернатор пугает Трубецкую смертью:

    Но вы не будете там жить:
    Тот климат вас убьет!)
    – Боится ли смерти Трубецкая?
    (Пусть смерть мне суждена –
    Мне нечего жалеть!
    Я еду, еду! Я должна
    Близ мужа умереть…)

    – Что смогла сделать эта хрупкая женщина со страхом смерти?

    – А когда губернатор рисует перед ней два пути: Сибирь и Петербург:

    Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
    Нужда и вечный гнет.
    А там балы, блестящий двор,
    Свобода и почет

    Какой путь выбирает она? Что заставило её следовать за мужем, отказываясь от светской благополучной жизни? (Заставляет отказаться та бескорыстная любовь к мужу, которой одарила природа этих милых женщин. И, конечно, долг. Как она могла бросить мужа в такие трудные минуты.) Недаром она восклицает:

    Нет! Я не жалкая рыба!
    Я женщина, жена!
    Пускай горька моя судьба –
    Я буду ей верна.

    Послушаем волнующие строки поэмы. (Звучит запись текста)

    Тогда губернатор, чтобы удержать Трубецкую, использует одно из самых сильных на его взгляд средство.

    – Что это за средство? (Вы отреченье подписать должны от ваших прав).

    – Почему он считал это самым сильным средством? (Нищей стать, женщиной простой сможет не каждая княгиня)

    – Княгине кажется эта причина убедительной? (Нет! Цитирование текста)

    Но губернатор и после отречения не дает Трубецкой лошадей. Губернатор говорит, что она пойдет по этапу с каторжниками.

    – Какой вы видите Трубецкую в эти минуты? (Решительной, она готова отправиться в трудный путь по этапу вместе с каторжниками в цепях)

    – А вы заметили, что и губернатор изменился по отношению к Трубецкой? Чем вызвана эта перемена? (Он покорен её самоотверженностью любовью к мужу. “Из – под руки на ус седой скатилася слеза.”. Он не может больше, да и не хочет тиранить эту смелую женщину. Он дает ей лошадей, чтобы Трубецкая продолжила свой путь)

    III. Итоги

    Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и другие жены декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным, боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

    Пленительные образы! Едва ли
    В истории какой-нибудь страны
    Вы что-нибудь прекраснее встречали,
    Их имена забыться не должны!

    Они не забыты и сегодня, в этом заслуга Н.А.Некрасова, обессмертившего этих великих женщин в своей поэме.

    Эти хрупкие на вид женщины как могли, облегчали положение мужчин. Готовили на всех еду, стирали, обшивали. Они первыми стали на здешних землях сеять просо, ячмень, гречиху, табак, сажать помидоры и даже вишневые деревья. Но самое главное – писали письма на родину, так как самим декабристам это было строжайше запрещено. И жили они вместе с мужьями в казематах.

    “Каземат нас соединил вместе, – вспоминал Бестужев,– дал нам опору друг в друге и, наконец, через наших ангелов – спасителей, дам, соединил нас тем миром, от которого навсегда мы были оторваны политической смертью, соединил нас с родными, дал нам охоту жить…, наконец, дал нам материальные средства к существованию и доставил моральную пищу для духовной нашей жизни”.

    Эти великие женщины с особой силой скорби шли в заточение со своими мужьями. Боярыни и княгини, сложившие свой сан, титул, но унесшие с собой силу женской души и великой красоты, закалившиеся в огне и в дыму грубой работы. Они служили своим мужьям – князьям, неся и их, и свою “беду”. И мужья, преклоняя колено перед этой новой для них красотой, мужественно несли кару. Они для своих мужей, как поется в романсе Чуевского, были той звездой, самой заветной, самой прекрасной, лучами которой была озарена их каторжная жизнь.

    /Звучит романс “Гори, гори, моя звезда…”/

    IV. Домашнее задание

    Подготовить устный ответ на вопрос: Что меня привлекло в образах /образе/ декабристок.

    Описание презентации Слово о декабристах. Поэма Н. А. Некрасова по слайдам

    Слово о декабристах. Поэма Н. А. Некрасова «Дедушка» Электронный ресурс подготовлен учителем Судаковой С. Р. (6 класс) МОУ СОШ № 5 г. Светлого Калининградской области

    «Кто это? – спрашивал Саша, — Кто? . . » — «Это дедушка твой» . Из поэмы «Дедушка» .

    План урока: Проверка домашнего задания в форме теста. Индивидуальное задание: «Определение слова «поэма» . Работа с текстом поэмы «Дедушка» по вопросам. Вопросы по презентации. Кто такой С. Г. Волконский? Работа по группам. Составление таблицы. Индивидуальное задание: «Сергей Волконский на каторге» . Вопросы. Подведение итогов.

    1). Поэма — это один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе.

    2). Сведения о главных героях поэмы. Саша – показан в семье с мамой и папой в процессе взросления, примерно, от 3 -х до 10 лет. (Всё интересуется, чей это портрет на стене). Дедушка – сведения из 1 -3 части. а) в кабинете у отца висит его портрет; б) о нём никто ничего не рассказывает; в) все плачут, когда о нём заходит речь; г) в ожидании приезда деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица; д) когда приезжает дед, на груди у него большой крест (исследователи считают, что этот крест переплавлен из его кандалов); В ж) нога у него стёрта (может, от кандалов?); з) рука ранена (наверное, от выстрела); к) автор называет его «таинственный дед» .

    3). Просмотр отрывка из фильма: «Ю. Лотман. Декабристы» . Кто такой Ю. М. Лотман? Вопросы: 1) Назовите примерные годы жизни декабристов? 2) Что вы узнали о тюрьме? 3) Что представляли собой эти люди? 4) Зачем нам знать об этих людях? 5) Что поразило Л. Н. Толстого в этом поколении? 6) Кто такие декабристы? 4). Просмотр презентации «Восстание декабристов» .

    Вопросы по презентации «Восстание декабристов» . 1. Кто такие декабристы? 2. Против кого и за что они боролись? 3. Как происходили события восстания? 4. Чем оно закончилось? 5. Какое решение вынес суд в отношении людей, принявших участие в выступлении на Сенатской площади? 6. Каково значение этого восстания?

    В связи с чем возникает имя С. Г. Волконского? Чем интересен этот человек? «Есть основания предполагать, что Волконский отчасти послужил прототипом героя поэмы «Дедушка» — считал К. И. Чуковский. Кто такой К. И. Чуковский? Справка: ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 -1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр» , «Тараканище» , «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова » (1952; Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти» , 1928, 21 -е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники. Кто такой С. Г. Волконский? К. И. Чуковский

    Волконский Сергей Григорьевич. Князь. Получил домашнее образование (до 14 лет). Был записан в службу сержантом в 1796 г. (8 лет). В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. Дослужился до бригадного командира 1 бригады 19 пехотной дивизии. 1819 г. Член «Союза Благоденствия» и «Южного общества» . Арестован 5. 01. 1826, заключён в Петропавловскую крепость. Осуждён по 1 разряду, 1. 07. 1826 приговорён к каторжным работам на 20 лет. Отправлен закованным в Сибирь – 23. 07. 1826. Приметы: рост 2 аршина ¼ вершков «лицом чист, глаза серые, лицо и нос продолговатые, волосы на голове и бровях тёмно-русые, на бороде светлые, имеет усы, на правой ноге в берце имеет рану от пули, зубы носит накладные, при одном натуральном переднем верхнем зубе). Несколько раз срок сокращался. По амнистии 26. 08. 1856 г. Ему и его детям возвращено дворянство и разрешено возвратиться в Европейскую Россию. С весны 1856 г. Жил в с. Воронки Козелецкого уезда Черниговской губернии, где и умер, похоронен вместе с женой. Жена с 1825 г. В Киеве – Мария Николаевна Раевская. Поехала за мужем в Сибирь в 1826 г.

    Анализ произведения «Дедушка» . Вопросы: 1. Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании в поэме? 2. Как развиваются события после приезда деда? 3. Составление таблицы по группам с целью понять, кто такие декабристы на примере героя из поэмы Н. А. Некрасова. 4. Вопрос: «Через какие события, как раскрывается характер дедушки? » 5. Работа по группам. Задание: «Заполните таблицу» . 1 группа – 5 -8 ч. , 2 группа – 9 -12 ч. , 3 группа – 13 -17 ч. , 4 группа – 18 -22 ч. Часть События Характеристика героя

    Часть Событие (1 группа) Характеристика героя 5 «С дедушкой Саша сдружился, Вечно гуляют вдвоём, Ходят лугами, лесами, Рвут васильки среди нив» . Дед любит природу, приобщает мальчика. Описание деда: «Дедушка древен годами, Но ещё бодр и красив, Зубы у дедушки целы, Поступь, осанка тверда, Кудри пушисты и белы, Как серебро голова, Строен, высокого роста, . . Похож на богатыря. Речь «апостольски проста» Говорит как проповедник – спокойно, понятно и уверенно. Много знает. 6 Побывали на Волге – дед называет её «русской великой рекой» , видят бурлаков, он целует землю, плачет. Жалеет эту землю, людей.

    7 «Рад я, что вижу картину Милую с детства глазам. Глянь-ка на эту равнину – И полюби её сам!» Дороже Родины для него ничего нет. Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада, / Вместо унынья и мук» , когда будет большое хозяйство. Приучает внука к мысли о счастье крестьян. 8 «Дедушка хвалит природу, Гладит крестьянских ребят» . «Первое дело у деда Потолковать с мужиком: «Скоро вам будет нетрудно, Будете вольный народ!» Дедушка верит в скорые перемены (либеральные реформы 60 -х г.) в отношении народа.

    9 -11 2 группа Описание жизни крестьян в деревне Тарбагатай. а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю. б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница. в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной земли собирают урожай и т. д. Так за 50 лет «вырос огромный посад» . Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят» . И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато. Село Тарбагатай в Забайкалье

    А в каком случае, по-вашему, семья будет счастлива? Какие условия необходимы для счастья семьи? 12 Встреча с пахарем. Какой образ он напоминает их пройденных произведений Н. А. Некрасова? (В «Железной дороге» образ белоруса и описание Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). С какой целью автор вводит этот образ? Дедушка берёт плуг у пахаря и начинает сам пахать. Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.

    13 Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг; Счастье умов благородных Видеть довольство вокруг. Дед говорит о том, что сейчас живётся полегче народу. Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве. 14 «И не одни господа сок из народа давили» — ещё и священнослужители, чиновники, которые разграбили страну. Ответственные за людские бедствия, за грабёж страны – административный аппарат России. Многое изменилось с тех пор? Кучка людей имеет в своих руках миллионы, миллиарды, остальные прозябают в нищете. 3 группа

    15 Говорит о «покорности тупой» , забитости народа, о «тёмных и грубых» умах, говорит, что народ в роли рабов. Что если грянет беда, война, то такой народ не встанет на защиту страны. Говорит, что «дружная сила нужна» . Нужно объединиться «низам» и «верхам» . 16 -17 Разговор с солдатом. «Нынче вам служба не бремя – Кротко начальство теперь… Ну, а как в наше-то время! Что не начальник, то зверь! Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию. Учит внука, что нужно дорожить честью, призывает к отмщению за свои обиды. А что сейчас изменилось в армии? В большинстве своём нет таких начальников, есть дедовщина.

    18 -19 Чем занимался дед, живя со своими детьми? Копал грядки, что-то переплетал, шил и латал, пел песни о Трубецкой и Волконской, о декабристах. Любил трудиться, без дела не сидел. Вспоминал былое. 20 Катаясь на челноке, единственный раз позволил себе заговорить с Сашей о жизни на каторге: От слов «Глухо, безлюдно, пустынно» до слов «Медленно-медленно таешь» Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек. 21 Внук в очередной раз просит рассказать, где он был. Дед говорит, что надо выучиться, знать географию, историю. Вызывает у Саши стремление учиться. 22 Мальчику 10 лет. Он учится. «Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра» . Уроки деда не прошли даром. Дед воспитал внука в своём духе. Подрастает смена. 4 группа

    На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием. Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири. Легко ли жилось людям в Сибири? Кого там можно было встретить? Что мы узнаём об этом из поэмы? В какой части произведения об этом говорится? – найдите и прочитайте. (20 часть) 1. Индивидуальное задание: «Воспоминание сына о С. Г. Волконском на каторге» . Вопросы: 1. Какие выводы о жизни декабристов на каторге можно сделать после просмотренных слайдов? 2. Что можно найти общего в изображении дедушки Некрасовым и реальным человеком С. Г. Волконским? 3. Чем они различаются? 4. О какой эпохе идёт речь? (В общем). 5. Чего ждут революционно настроенные жители России? 6. Какие художественные средства выражения использовал автор в раскрытии характера дедушки?

    Вывод в виде мини-сочинения: «Каким человеком я представляю себе дедушку» . Какие изображения С. Г. Волконского наиболее подходят к описываемым событиям поэмы? Как вы думаете, в каком порядке нужно расположить портреты?

    Заключение. Следующим этапом в разработке декабристской темы явилось обращении Некрасова к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь. В поэмах» Княгиня Трубецкая» (1871), «Княжна Волконская» (1872), Некрасов открывает те же качества национального характера, какие он нашёл в женщинах-крестьянках в поэмах «Коробейники» и «Мороз, Красный нос» . Произведения Некрасова стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли революционную молодёжь на борьбу за народную свободу. Почётный академик и поэт, известный революционер народник Н. А. Морозов утверждал, что «повальное движение учащейся молодёжи в народ возникло не под влиянием западного социализма, а что главным рычагом его была народническая поэзия Некрасова, которой все зачитывались в переходном юношеском возрасте, дающем наиболее сильные впечатления» .

    Домашнее задание: 1. Подготовить презентацию по жизни и творчеству Н. С. Лескова. 2. Прочитать сказ «Левша» . 3. Нарисовать иллюстрации к произведению (по желанию). 4. Подготовить презентацию или сообщение о выдающихся личностях среди крепостных крестьян. 5. Вопрос: «Чем обычно заканчивалась их судьба? » .

    Список использованной литературы: Учебник по литературе для 7 класса в 2 -х ч. (1 ч.) / Коровина В. Я. , Полухина В. П. – М. : Просвещение, 2007. – 317 с. Библиографический словарь. Русские писатели в 2 -х ч. (2 ч.) / Николаева П. А. – М. : Просвещение, 1990. – 445 с. История России, 19 век: Учеб. для 8 кл. / Данилов А. А. , Косулина Л. Г. — 4 -е изд. -М. : Просвещение, 2003. — 254 с. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся / Тимофеев Л. И. , Тураев В. С. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с. Учебно-тренировочные тесты и другие задания по русскому языку для 9 класса. / Угроватова Т. Ю. – Калининград: Янтарный сказ, 2008. – 337 с. Н. А. Некрасов. Стихотворения и поэмы. / Лазаренко Г. П. – М. : АСТ, 1997. – 687 с.

    Электронный ресурсы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М. : ООО Кирилл и Мефодий. , 2007. CD Русский сезон. Популярная классика на mp 3. Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, 2004. http: // www. dekabristy. ru http: // www. transsib. ru http: // www. stepanov 01. narod. ru http: // www. az. lib. ru http: // www. decemb/hobbi. ru http: // filmiki. arglover. net/filmiki/ http: //sputnik. master-telecom. ru Беседы о русской культуре. Декабристы / Лотман Ю. – Док. фильм – AVI http: //www. svetly 5 school. narod. ru