Несмолкаемый ни днем ни ночью шум моря. Правописание не и ни с разными частями речи

Домашняя работа № 4

    Раскройте скобки, объясните условия выбора орфограммы.

(Не) склоняемые в русском языке слова; (не) проходимая в весеннюю пору грязь; (не)стерпимая для ребёнка боль; (не) терпимые среди порядочных людей поступки; (не) зависимое от ударения написание; (не) делимое на три число; (не) разложимое на множители выражение; (не) победимая в состязаниях команда; (не) угасимая любовь к родине; (не)умолкаемый днём и ночью шум моря; (не) проницаемая ни для воды, ни для воздуха оболочка; (не) подражаемый по красоте голос; (не)различимые в тумане очертания скал; (не) видимые (не)вооружённым глазом микроорганизмы; почти (не) слышимый шёпот; ничем (не) возместимая потеря; (не) заменимые в дороге вещи; (не) приемлемые для нас условия; (не) истощимые в своих запасах недра; (не) одолимые ранее препятствия; (не) достижимый без упорной тренировки результат.

    Объясните правописание орфограмм

Истории известно, что в путешествии русские люди

поистине неутомимы и неустрашимы. Испытанные путе-

шественники считают, что земной шар вовсе не просто-

рен и совсем не велик.

Паши современники объезжают земной шар не более

чем в несколько суток и, рассчитывая проникнуть в со-

вершенно неисследованные места, без устали бороздят

никому не знакомые моря и изучают никем не виданные

острова, бесстрашно проносятся над некогда неприступ-

ной ледяной шапкой Арктики.

Некоторым людям начинает казаться, что ни у полю-

сов, ни в недрах обожжённой неумолимым солнцем Аф-

рики, ни в девственных лесах Бразилии, ни в каком-ни-

будь горном ущелье Тибета, ещё недавно неведомом, -

нигде науке не удастся найти никаких особенных тайн.

Разумеется, такие взгляды ни в какой мере не убедитель-

ны, так как совершенно необоснованны.

Сколько ни узнали уже люди о внешнем мире, а всё

ещё неисследованное и недоступное окружает их со всех

сторон. Как высоко ни поднимался человек ввысь, как

низко ни опускался он в глубь земли, а находятся про-

странства, где человек ещё не бывал. Они расстилаются

как над нами, так и под нами.

То, что мы сравнительно неплохо знаем, есть не что

иное, как поверхность твердого слоя земли. Над нами

простирается невидимый для нашего глаза газообразный

океан, пока ещё не изученный, а под нами - область

глубин земли, неведомых человеку.

Что может рассеять это двойное белое пятно, обсту-

пившее нас? Понятно, что ничто иное, кроме науки, тут

помочь нам не может.

От центра Земли нас отделяет расстояние, которое

вполне обоснованно исчислено в 6350 километров. Но ни

пролететь, ни промчаться на экспрессе, ни опуститься на

скоростном лифте, ни каким-либо другим способом про-

нестись через это пространство невозможно.

Современной науке ещё далеко не известно, что нахо-

дится внутри земного шара, а наши знания о газообраз-

ном слое, окружающем нас и поднимающемся кверху на

сотни километров, так же несовершенны, как и о глу-

бинных слоях земли. Но для человеческой мысли нет ни-

чего недоступного: она способна преодолеть все препят-

ствия на пути к овладению природой.

Бесспорно, нам предстоит сделать немало важных от-

крытий, и никак нельзя сказать, что на Земле скоро не-

чего будет открывать.__

Перепишите, раскрывая скобки.

1. Вот (не) хотя с ума свела. (Гр.) 2. Но, говорят, вы(не) людим: в глуши, в деревне всё вам скучно. (П.) 3. Мне (не) здоровится что-то, у меня голова болит. (Остр.) 4. Она (не) годовала, (не) навидела

тётю. (Ч.) 5. Тихон отвечал на расспросы о Никите туго,

(не) вразумительно. (М. Г.) 6. Свои (не) былицы он

болтал, должно быть, с чужих слов. (Гл.) 7. Жара сто-

яла (не) сусветная. (Н.-П.) 8. Мы остановились в (не)

доумении. (Аре.) 9. Комендант отвечал (не) брежным

кивком головы. (Горб.) 10. (Не) взлюбил он меня поче-

му-то. 11. (Не) хорошо прослыть невежею, (не) приятно

казаться и выскочкой. (П.) 12. Вы можете рассердиться

на мои слова, почувствовать (не) любовь ко мне за

них. (Черн,) 13. Ведь и здесь когда-то место было (не) жи-

лое, а вот живут же люди. (Л. Т.) 14. (Не) известности

уже не было. (Ч.) 15. Кругом (не) уютно, одиноко, холод-

но. (Шишк.) 16. После этой ночи я как будто умер на дол-

гое время: это были годы (не) бытия. (Гл.) 17. Конец вой-

ны в Корее был серьёзным (не) успехом для зачинщиков

войны. (Эр.) 18. Люди с (не) здешними повадками сно-

вали кругом. (Павл.) 19. Не уйдёт чужеземец (не) зва-

ный, своего (не) увидит жилья. (Исак.) 20. Метафора-

ми широко пользуются литераторы и (не) литераторы.

(Исак.) 21. Нагульнов молчал, он (не) любил говорить

(не) продуманно. (Ш.)

190. Перепишите, раскрывая скобки,

1. В молчании добро должно твориться. Но (не) чего

об этом толковать. (П.) 2. Всех его расспросов я передать

не могу, да и (не) зачем. (Т.) 3. И скучно, и грустно, и

(не) кому руку подать... (Л.) 4. Когда его усадили, он

как будто (не) сколько успокоился. (Кор.) 5. (Не) смот-

ря на то, что ветер свободно носился над морем, тучи бы-

ли неподвижны. (М. Г.) 6. Они (не) спали трое суток,

почти (не) ели и даже (не) пили, (не) когда было, и (не)

где было взять воды. (Вер.) 7. Да вы в биографию моей

жизни вдумайтесь, (не) (с) проста я так обидчив. (Саян.)

8. (Не) кое беспокойство сквозило в её глазах. (Ш.)

9. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, (не) взи-

рая на проливной дождь. (Павл.) 10. (Не) вдалеке от

оврага начиналась тайга. (Ар.)

191. Перепишите, раскрывая скобки

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Азовское море находится на севере Чёрного и связано с ним Керченским проливом, оно более пресное, чем Чёрное, более холодное и совсем мелкое. (2) Такие условия сделали это море неприспособленным для обитания целого ряда животных, ____ содержание органических веществ в азовской воде в 5-6 раз больше, чем в любом другом море мира. (3) Такие условия - рай для рыб, именно поэтому Азовское море называют «рыбным супчиком».

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Повышенное содержание органических веществ в Азовском море создаёт райские условия для рыб и превращает море в «рыбный супчик».

2. Поскольку Азовское море более пресное, чем Чёрное, более холодное и совсем мелкое, то оно очень подходит для рыб.

3. Азовское море называют «рыбным супчиком», потому что большое содержание в воде органических веществ создаёт очень благоприятные условия для рыб.

4. Азовское море не приспособлено для обитания целого ряда животных, потому что содержание органических веществ в азовской воде в 5-6 раз больше, чем в любом другом море мира.

5. Азовское море находится на севере Чёрного, поэтому его называют «рыбным супчиком».

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

3. так как

4. возможно,

5. следовательно

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛОВИЕ, -я, ср.

1. Обстоятельство, от к-рого что-н. зависит. Требовательность к себе - у. успеха.

2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.

3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.

4. Мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.

5. Мн. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.

6. Обычно мн. Данные, требования, из к-рых следует исходить. Условия задачи.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

аэропОрты

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Арбатов проявил себя как стойкий, ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ, подтянутый командир.

2. В соседнем лесу начался ВЕРХОВОЙ пожар, и ураганный ветер понёс огонь в сторону деревни.

3. Он отлично вписался в ЭКЗОТИЧЕСКУЮ атмосферу города на берегу моря.

4. Такие случаи носят ЕДИНСТВЕННЫЙ, исключительный характер.

5. Более двухсот лет назад Французская революция ДЕКЛАРИРОВАЛА права граждан: свободу, равенство, братство.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

московские ПРОФЕССОРА

БУДУЧИ директором

НАИСЛОЖНЕЙШАЯ задача

килограмм ВИШНЕЙ

ШЕСТЕРО велосипедистов

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Графе Монте-Кристо». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Благодаря различных видов искусства человек может передавать самые сложные чувства. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забол...вание

подж...гать

г...потеза

к...нтинент

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...строить, пр...небрегать

в...тревоженный, ни...вергаться

пре...посылка, о...гадать

бе...ценный, ни...послать

пр...открыть, пр...вращение

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приоткрыва...мая

непередава...мые

беспоко...шься

преследу..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (Не)яркий свет из камина мягко освещал маленький уютный чердак.

2. Ломоносов приехал в Москву, (не)имея в городе ни единого знакомого.

3. Съёжились настывшие, но ещё (не)забранные льдом воды прудов.

4. (Не)большое, а крошечное озерцо виднеется у высокого холма.

5. Он писал по ночам под (не)смолкающий ни на минуту шум моря.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, как нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.

2. У подножия ели просвеченные (НА)СКВОЗЬ, хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ засветятся ландыши.

3. Девушки ТО(ЖЕ) бесцеремонно рассматривали его (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени.

4. (С)ВЕРХУ гор было хорошо видно, где (ПО)ПРЕЖНЕМУ зеленеют хвойные леса.

5. Чуть уловимый, (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ душистый дымок тянул ОТКУДА(ТО) в остывающем воздухе.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Невелик был стари(1)ый город Тана, улицы в нём были пыль(2)ы, узки, дома не только деревя(3)ые, но также глиня(4)ые и белокаме(5)ые.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Мы больше отдыхали больше обращали внимание на солнце на лес на бледно-синее небо.

2. На огромном расстоянии разлёгся город и тихо сверкал белыми и жёлтыми огнями.

3. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета но ещё и очень тонким психологом.

4. Ландшафты могут быть прекрасны и без всякой примеси растительности и животных фигур.

5. Вытаяла возле бора сухая тропинка и рядом с ней шумит и сверкает ручей.

16

Туман (1) поначалу свиваясь в мелкие облачка (2) скручивался затем в жгуты и (3) поднимаясь (4) неторопливо таял в весенней прохладе.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1)Над всем властно царили нёсшиеся из флигеля звуки маленького, слабого инструмента, и эти звуки (1) казалось (2) гремели над землёй, как раскаты грома.

2)Необычно прекрасным (3) кажется (4) мир, когда он соответственно продолжает и бесконечно расширяет и усиливает мир внутренний.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Какую бы глупость вы ни придумали (1) всегда найдётся человек (2) который эту глупость сделает.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уров вернулся в Москву в хороший морозный день (1) и (2) когда он надел шубу (3) и тёплые перчатки (4) и в субботу вечером услышал звон колоколов (5) то недавняя поездка потеряла для него всё очарование.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ЗВЕЗДА И ЗЕМЛЯ

(1)Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе - над головой ходили пронзительные сквознячки.

(2)В коридоре и купе было темно: я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной.

(3)Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда.

(4)Поезд по-прежнему мчался, не сбавляя набранной скорости, затерянный в тёмных осенних пространствах, без земных огней, невидимый с немыслимой высоты этой звезды, горевшей среди ледяных космических пустынь, отъединённых от Земли многомиллионными расстояниями.

(5)В высокомерной своей недосягаемости звезда плыла рядом с вагоном, ярко, космато шевелила щупальцами лучей во мраке мироздания, проникая сквозь его холод, и я неотрывно смотрел на неё с чувством восторга и страха перед неразгаданностью каких-то существующих вне разума законов, которые для чего-то беспощадно уплотняли вечность в миг и миг растягивали в вечность. (6)«3начит, вечность - это жизнь, миг - это разрушение?..»

(7)И мне стало страшно оттого, что всё бессильно перед этими законами: жизнь, любовь, искусство, сама Земля, этот обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности.

(8)И я представил нашу Землю, какой она может видеться с высоты этой равнодушной осенней звезды, маленькую, голубоватую пылинку, этот воздушный кораблик, мчащийся сквозь толщи фиолетового холода, звёздного света, сквозь метеоритные, сверкающие туманы, представил его хрупкость, его слабость, его ограниченные запасы воды и продовольствия - и ужаснулся при мысли о беспомощности его во Вселенной.

(9)Если бы каждый из команды на этом кораблике осознал, что впереди смертельный риф и в столкновении с ним бесследно исчезнет, рассыплется в ничто прекрасная его плоть, состоящая из лесов, рек, океанов, дождей, закатов, зелени травы, красивейших городов, памятников, соборов, машин, книг, полотен живописцев, всё то, что создано гениями человеческой мысли и человеческими руками, если бы каждый хотя на минуту задумался о скоротечном веке Земли, люди не расшатывали бы свой корабль с борта на борт, не пробивали бы дыры в его днище дьявольскими силами расщеплённой природы, не полосовали бы ножами злобы и ненависти с одержимостью самоубийц надутые паруса, забрызгивая их собственной кровью.

(10)Неужели никогда люди не поймут, что Земля должна быть их чистым, светлым белопарусным кораблём, путь которого, к сожалению, не бесконечен?

(11)Но стоит ли думать об этом? (12)Ведь человек редко задумывается о своей смерти, а задумываясь, успокаивает себя тем, что с ним это случится когда-нибудь потом, потом...

(13)Потом - форма самозащиты, но в этом «потом» есть и оттенок странной и почти необъяснимой надежды: а может быть, и не случится именно со мной? (14)Мысленно отодвигая смерть или с трудом веря в возможность смерти, люди порой утрачивают главное - смысл неповторимости жизни, и тут наступает безжалостное отчуждение Земли и человека. (15)Тогда наша крошечная планета становится лишь средством для достижения современных удобств и удовольствий, перерастающих в жестокую и отвратительную патологию.

Задание 34. Раскройте скобки.

1) Движение вперёд так(же) необходимо, как и дыхание. 2) Снегу было мало, снежных буранов то(же). 3) Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же) закрываются к вечеру. 4) Что(бы) такое особенное придумать? 5) Что(бы) вы пожелали? 6) Я силы черпал у России, что(бы) России их отдать. 7) Девушка работает и (при)том учится. 8) (При)том доме находится большой сад. 9) (И)так, всё ясно. 10) Поступали (и)так и сяк. 11) Он жил настоящим мгновением, за(то) уж жил вполне. 12) За(то), что тебе дорого, всегда держись. 13) Так(же), как и я, он жил один. 14) Небо над нами то(же) было тёмное. 15) То(же) слово, да не так бы молвить. 16) Работу нужно закончить (во)(что)(бы)(то)(ни)(стало). 17) Для того, что(бы) героями быть, человечество надо любить. 18) Что(бы) полюбить музыку, надо прежде всего её слушать. 19) Что(бы) ни случилось, не теряй бодрости. 20) Вчера мело, сегодня так(же) метёт.

Правописание частиц

Через дефис

Раздельно

То, - либо, - нибудь, кое-; - ка,

Таки (после глаголов, наречий, частиц):

кто-то, какой-нибудь и др.

Но : кое у кого, кое о чём.

Уговорил-таки, опять-таки, всё-таки, довольно-таки, неужели-таки, прямо-таки

Но : он таки успел тебя побороть

1. бы (б), ли (ль), же (ж):

почитал бы, если б, здесь же, все же, навряд ли, едва ль, все ж таки;

2. будто, ведь, мол, вон, даже:

принёс, мол; так ведь; вон там

Задание 35. Раскройте скобки.


1) Что(бы) вы сделали, если(б) смогли? 2) «Приехал(ли) начальник экспедиции?» – «Вряд(ли)». 3) «Так что(же) нам делать, к кому(же) обратиться?» 4) И завтра то(же), что вчера. 5) Нам довелось(таки) встретиться ещё раз. 6) Займитесь каким(нибудь) делом. 7) Пётр(таки) меня не дождался. 8) Неуже(ли) вы не слышали об этом? 9) Возьми(ка) у меня документы. 10) Точь(то) в точь, да не в этом дело. 11) А всё(ж)(таки) увидел я этот город. 12) А отчего(ж) это у тебя сердце(то) испортилось? 13) Крест(то) накрест перевяжи. 14) (Кое)где ещё слышались голоса.

Проверьте себя по теме «Правописание предлогов, союзов, частиц», вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В)следстви… сильного снегопада; делать (на)перекор желанию; узнать (на)счёт подписки; перевести деньги (на)счёт фирмы; (в)течени… бурной реки; (не)смотря на неудачу; нечто (в)роде шара; забежал за(то) здание; ушёл, что(бы) отдохнуть; говорить то(же); пишет быстро, при(чём) красиво; что(бы) ни случилось; где(то); кто(либо); когда(нибудь); кое(в)чём; как(то); откуда(нибудь); кое(кто); когда(либо); когда(же).

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ В

РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Раздельно

1. Если слово без не не употребляется: неистовство, необходимый, негодовать, нельзя.

2. Если слово с не можно заменить синонимом без не : неправда (ложь), нескромный (хвастливый), невысоко (низко).

3. С неопределёнными и отрицательными местоимениями без предлога: некого, некому, несколько, нечто.

4. При наличии наречий меры и степени (абсолютно, настолько, очень, почти, слишком, весьма, крайне, чрезвычайно, совсем), усиливающих утвердительный смысл: заслуги его очень невелики (очень малы).

5. С отрицательными наречиями: некуда, некогда, неоткуда.

6. Отглагольные прилагательные на –мый (если нет зависимого слова в Т. п. или зависимого слова с ни ): невидимые слёзы, невидимые миру слёзы.

Но: не видимые мною слёзы, никому не видимые слёзы.

7. Глаголы с приставкой

недо -, обозначающей несоответствие требуемой норме или имеющей значение «мало, недостаточно»: недостаёт денег, недосмотреть за братишкой.

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру), соединены между собой сочинительной связью (допускают вставку и ), произносятся с перечислительной интонацией; на письме разделяются запятыми.

Наступила дождливая, грязная, тёмная осень.

Неоднородные определения характеризуют предметы с разных сторон; запятая между неоднородными определениями не ставится.

Большие стеклянные двери были распахнуты настежь.

В качестве однородных выступают следующие определения:

1) прил. + прич. оборот (если прич. оборот стоит после прил.): Его чёрная , ничем не покрытая голова так и мелькала в кустах.

2) соглас. определение + несоглас. определение (если несоглас. определение стоит после согласованного): Она сняла со стола толстую , с бархатом скатерть и постелила другую.

3) Определения, стоящие после определяемого слова: Слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко.

Но : Астра ранняя махровая (сочетание терминологического характера).

Задание 40. Поставьте, где это необходимо, пропущенные запятые в предложениях с однородными членами предложения.

1) Поворчал он да не посмел ослушаться. 2) Песня слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. 3) Увидел Егорушка равнину холмы лиловую даль. 4) Звёзды меркнут и гаснут. 5) У нас тесно зато весело. 6) Прибрежная полоса уходила и в ту и в другую сторону. 7) Зайду проведаю. 8) Мальчишки те не боятся темноты. 9) Старики и те пели вместе со всеми. 10) Сначала думая а потом делай. 11) Профессор показал инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. 12) Трава лежала не только на подоконниках но и на глиняном полу. 13) Не столько благодарю за посылку сколько за память и внимание. 14) На их лицах выражалось если не боязнь то беспокойство. 15) Квартира Александра хотя и проста но изящна. 16) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать. 17) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт. 18) Среди рек есть большие и малые спокойные и буйные быстрые и медленные. 19) На защиту Родины встал и стар и млад. 20) Все готовы были работать и день и ночь. 21) Егорушка видит всё одно и то же небо равнину холмы. 22) Надежду и пловца всё море поглотило. 23) В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда и душа и мысли. 24) Ряд новых произведений а именно романов повестей рассказов будет опубликован в майских номерах журналов. 25) Дети старики женщины словом все смешались в живом потоке. 26) Это может кончиться и хорошо и плохо. плюс 40 плюс 60 составляют 1Я не то чтобы спешил но немного торопился. 29) Жил раньше не в Москве а в Петербурге и там же учился в университете. 30) Жду не дождусь отъезда.

Задание 41. Поставьте знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1) Солнце приобретает тусклый несколько серебрящийся след. 2) Блаженством была прохладная свежая вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч. 3) Шёл длинный товарный поезд. 4) Это был скучный утомительный день. 5) Толстая черновая тетрадь была уложена на дно чемодана. 6) По дороге зимней скучной тройка борзая бежит. 7) Жёлтые синие фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. 8) Сильный несмолкаемый суровый шум моря становился всё громче. 9) Дети уехали в летний пионерский лагерь. 10) Для ремонта потребовались трубы тонкостенные электросварные нержавеющие.

Проверьте себя по теме «Предложения с однородными членами», вставляя нужные знаки препинания.

1) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому. 2) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху. 3) Он видел не только огороды но и прекрасные сады. 4) Звуки росли крепли полнели становились всё более и более властными захватывали сердца объединённой и замиравшей толпы. 5) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных игрушек как-то уточек гуськов дудочек и брызгалок. 6) Каменья или вонзались в подошву или расступались под ногами. 7) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 8) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 9) Сонливый да ленивый – родные братья. 10) Местами пересыхающая летом небольшая речушка широко разлилась. 11) Блестел на солнце пруд, мелкий глинистый. 12) Комната была оклеена старыми полосатыми обоями.

ОБОСОБЛЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫХ

ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными . Обособленными могут быть определения; приложения; обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами или существительными с предлогами; уточняющие обстоятельства (обычно места и времени); дополнения.

Обособленные второстепенные члены предложения на письме выделяются запятыми (реже – тире).

Обособление определений

Определение – это второстепенный член предложения, который подчиняется подлежащему или дополнению, выраженным существительными (или его эквивалентами), обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который?

Согласованные определения обособляются в следующих случаях:

1. Стоят после определяемого слова: Лошади мчались по земле, кованной из серебра . Солнце, великолепное и яркое , поднималось.

Но : Все явившиеся на экзамен студенты были хорошо подготовлены. Нужно выучить эти написанные на доске слова.

2. Относятся к личному местоимению: Волнуемый воспоминаниями , я забылся.

3. Имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, условия или времени): Пополненная людьми и оружием, дивизия перешла в контрнаступление. Выносливые птицы , чайки в то же время очень хрупки.

4. Оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (дистантное расположение): Недалеко от дома, обнесенный оградой, раскинулся старинный парк.

Обособление несогласованных определений

Несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного с предлогом, обособляется, если:

1. Относится к имени собственному: Иванов, с шапкой на голове , стоял рядом.

2. Относится к личному местоимению: Весь он, с широкими сухими плечами и руками , был полон скрытого огня.

3. Стоит рядом с обособленным согласованным определением: Барак, высокий , с односкатной крышей , чернел перед ними.

4. Выражено сравнительной степенью прилагательного, особенно если определяемому слову предшествует согласованное определение: Другой дом, гораздо больше , строился рядом. Одна из волн, посмелее , подползла к нам.

Обособление приложений

Приложение – это определение, которое стоит в том же падеже, что и определяемое слово: Вот наша Зоечка, официантка в столовой.

Обособляется:

1) распространенное приложение, относящееся к нарицательному существительному (Боец, парнишка белокурый , тихонько трогает гармонь);

2) одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, если последнее имеет при себе зависимые слова (Хозяин мой, доктор , был вечно занятый молчаливый человек);

3) любое приложение, относящееся к личному местоимению (Счастливец , он побывал в Москве. Мы, артиллеристы , хлопотали возле орудий);

4) любое приложение, если имеет обстоятельственное значение (Отец, уроженец Уфы , хорошо знает свой родной город);

5) любое приложение, стоящее после имени собственного (Жухрай, матрос , с нами не разговаривал. Но : Фанатик своего дела , Николай всегда думал о делах – приложение имеет добавочное обстоятельственное значение);

6) приложение, выраженное именем собственным, если имеет уточняющий характер (Второй сын, Яков , был похож на мать);

7) приложение, присоединяемое союзом как, со значением причины: Пьер, как законный сын , получил всё. Но : Свой путь в науку он начал как участник экспедиции (как = «в качестве», «в роли»);

8) приложение, присоединяемое союзами то есть, или, а также словами по имени , по фамилии , по прозвищу , родом , в особенности , в том числе и др.: Наш преподаватель истории, родом из Киева , работает сейчас в сельской школе.

Задание 42. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.

1) Совершенно убитый он вынужден был прервать визиты и вернуться домой. 2) Путники измученные холодом добрались до какого-то деревянного строения. 3) Деревья окутанные туманом едва виднелись вдалеке. 4) Она шла по скрытой высокой травой тропинке. 5) Окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой. 6) Всё относящееся к работе отец считал самым главным. 7) Веками пустыня лежала нетронутая. 8) Несколько раз таинственный и одинокий мелькнул вдали огонек. 9) Утомлённый дневным переходом Семёнов заснул скоро. 10) Притихшие они порознь стояли на берегу ручья. 11) Бабушка по дому хлопочет старая. 12) Билеты на вечер были розданы всем желающим пойти. 13) В конце января овеянные первой оттепелью хорошо пахнут вишневые сады.

Задание 43. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с несогласованными определениями.

1) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. 2) Саша в пальто и шапке спускается вниз по лестнице. 3) Пришёл пароход освещённый утреннёй зарёй уже без огней. 4) Тотчас вся в летнем прозрачном солнце склонилась над ними Мария Щербатова. 5) Мальчик стриженный в серой блузе подал Лаптеву стакан чаю без блюдечка. 6) Сегодня она в новом голубом капоте была особенно молода и внушительно красива. 7) В это время Катя с Соней весёлые и мокрые с громким говором и смехом вышли на террасу.

Задание 44. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1) Страстный охотник писатель глубоко чувствовал природу. 2) Наташа худенькая и грациозная девочка держалась просто и естественно. 3) Впервые мёртвую петлю осуществил Нестеров русский лётчик. 4) Они мать и обе дочери были дома. 5) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. 6) Инженер он великолепно знал своё дело. 7) Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 8) В углу стоял книжный шкаф подарок отца. 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. 10) Полученный ответ рассматривается как согласие.

Выделение обстоятельств

Выделяются запятыми обстоятельства:

1. выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными и сравнительными оборотами: Заскрежетав , закрылись двери. Боясь упасть при спуске , мы решили пройти дальше вдоль ручья;

2. выраженные существительными с предлогом несмотря на , который имеет уступительное значение: Несмотря на тяжёлые погодные условия , спасатели уже к вечеру были на месте;

3. выраженные существительным с другими производными предлогами (благодаря , согласно , вопреки , ввиду , вследствие и др.): Я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи , не мог за мной следовать.

Не обособляются:

1. деепричастия, перешедшие в наречия (стоя, сидя, лёжа), и устойчивые словосочетания наречного характера (сломя голову, спустя рукава): Дома у себя Громов читал всегда лёжа . Он рассказывал, и его слушали затаив дыхание .

2. одиночные деепричастия, стоящие после сказуемого и тесно сливающиеся с ним по смыслу: Она вошла улыбаясь и села за стол. Он шёл прихрамывая на левую ногу.

3. однородный ряд, состоящий из наречия и деепричастия: Он говорил шёпотом и ни на кого не глядя .

Задание 45. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

1) Не надевая фуражки вышел он на крыльцо. 2) Лишь луна любопытствуя заглядывала в окно. 3) Сергей долго лежал не шевелясь. 4) На опушке леса приложив одно ухо и приподняв другое перепрыгивал заяц. 5) Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям. 6) Батареи медным строем скачут и гремят и дымясь как перед боем фитили горят. 7) «Орёл» наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял своё место в строю. 8) Это упражнение делают сидя на стуле. 9) На высоком небе не спеша тянулись редкие облака. 10) Он стоял прислонясь к стене и бесцельно поглядывая вокруг себя улыбался. 11) Хотя он работал спустя рукава никто не укорял его за это. 12) Несмотря на бледность лица Валерия цвела здоровьем. 13) Вопреки приказанию казак спал крепким сном. 14) В случае нападения заприте ворота. 15) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле.

Обособление уточняющих и поясняющих членов предложения

Задание 46. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Правило : члены предложения, уточняющие или поясняющие значение предыдущего члена, обычно обособляются и на письме выделяются запятыми: В гостиной, на среднем диване , сидела старушка.

1) Дом господский стоял на юру то есть на возвышении открытом всем ветрам. 2) Иногда в душные ночи эти люди переправлялись через реку Казанку. 3) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка. 4) Уж не раз доходили до меня слухи о Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке. 5) Оттуда с улицы доносился крик и беготня. 6) Небольшая очередь в несколько десятков человек стояла у входа в здание.

Обособление дополнений

Задание 47. Расставьте знаки препинания, учитывая, что дополнения с производными предлогами кроме , помимо , вместо , за исключением , сверх и др., указывающими на включение либо исключение предмета из данного ряда или на его замещение, обычно обособляются: Кроме Вали и Стёпы , в садике присутствовал незнаковый Олегу паренёк (включение).

1) Кроме Садовой улицы Серёжка видел и другие улицы. 2) Кроме воинского эшелона на станции ожидали отправления ещё два состава. 3) Кроме нас с Алексеем на вечере были девушки из соседней бригады. 4) Вместо типографской краски отец Жоры приготовил оригинальную смесь. 5) Кажется никто кроме Андрея не знал его имени. 6) Он сел в кабину машины за шофера.

Проверьте себя по теме «Обособление второстепенных членов предложения», вставляя нужные знаки препинания.

1) Струйка дыма вилась в ночном воздухе полном влаги и свежести моря. 2) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. 3) У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные. 4) Отец засучив рукава тщательно вымыл руки. 5) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега. 6) Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. 7) Стоянка наша в бухте Камранг вопреки ожиданиям многих затянулась. 8) Кто кроме охотника испытал как отрадно бродить на заре по кустам. 9) Поезд оставив дымок в дальние скрылся края. 10) Скупой теряет всё желая всё достать. 11) Яков шёл не торопясь. 12) Чуть не полмира в себе совмещая Русь широко протянулась родная. 13) Укладываясь на ночлег шумно кричали грачи. 14) Медленно ровно качаясь в гавани стояли корабли. 15) Мальчик бежал сломя голову.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Типы предложений

Средства связи частей

Знак препинания

Сложносочинённые

Интонация

Сочинительные союзы:

1) Соединительные: и, да (= и), ни…ни, тоже, также;

2) Противительные: а, но, да (= но), однако, зато)

3) Разделительные: или, либо, то…то, не то…не то

Запятая, тире

Солнце ниже, и Нева туманней. Мир заключён, но мы в плену. Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она. Знак подаст – и все хлопочут.

Сложноподчинённые

Интонация

Подчинительные союзы или союзные слова: кто, что, какой, который, где, как, когда, чтобы, так как, если, потому что и др.

Это было, когда улыбался только мёртвый. Разберёмся во всем, что видели, что случилось, что сталось в стране, и простим, где нас горько обидели.

Бессоюзные

Интонация

Запятая, двоеточие, тире, точка с запятой

Сквозь волнистые туманы пробивается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. Все три поколения присяжных решили: виновна она. Деревья, покрытые инеем, были белы; крыши домов, утопавших в снегу, побелели тоже.

Сложносочинённые предложения

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. если части соединены союзами:

а) соединительными: и, да, ни…ни, тоже, также: Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется;

а) общий второстепенный член предложения: В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезет из берлоги.

б) противительными: а, да (= но), но, однако, же, зато: Захар приказал Дику ждать, а сам пошёл на голоса и шум.

б) общее придаточное предложение: Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой.

в) разделительными: или, либо, не то…не то, то…то, то ли…то ли: Либо это гудит приближающийся к пристани катер, либо сигналит буксирный пароходик с баржей.

в) два назывных предложения: Прогулка в лесу и катание на лодках.

г) присоединительными: да и, тоже, также: Снегу было мало, снежных буранов тоже.

г) два вопросительных, восклицательных или побудительных предложения: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

2. если имеется общий второстепенный член предложения или общее придаточное с повторяющимся союзом: По улицам двигались тяжёлые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

д) два безличных предложения однородного состава: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные ошибки.

Задание 48. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите простые предложения, осложнённые однородными членами предложения, и сложносочинённые.

1) Дохнул мороз и рады мы проказам матушки-зимы. 2) И воздух становился слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче. 3) Он (Пугачёв) был лет сорока росту среднего худощав и широкоплеч. 4) Я странно читаю и чтение странно действует на меня. 5) Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека. 6) Вот железную дорогу построили и стало удобно. 7) Я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе. 8) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменном выступе, нависшем над пропастью. 9) На востоке звёзды становились реже и, казалось, расплывались в усилившемся свете. 10) Причины знать тебе не нужно и я их не скажу. 11) Сверкнула молния и озарила окрестность. 12) А лес всё пел свою мрачную песню и гром гремел и лил дождь. 13) Ребята повеселели и от вчерашних сомнений ничего не осталось. 14) Мне нужна попутная машина и я не свожу глаз с шоссе. 15) На подоконнике цвела герань и зеленели лимоны. 16) Я взглянул на заливные луга и вспомнил наши поездки в ночное. 17) Когда мы приехали на вокзал, поезд стоял у платформы и посадка была объявлена. 18) Словом, время уже истекло и пора было уходить. 19) Повествование у меня получилось строго документальным и дальше я должен идти избранной стезёй. 20) Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю.

Сложноподчинённые предложения

Придаточное предложение

Отделяется от главного

Не отделяется от главного

При наличии подчинительного союза , (словно…): Море всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его равнину.

Но : Он раздражителен и когда болен, и когда здоров

(и когда…), (и когда…)

Если придаточные предложения являются однородными

[ так], (чтобы ─ ═) и (─ ═): Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты и совесть чиста.

Но : Он жаловался, что здоровье теперь не то, и что работа потеряла прежний интерес, и что люди плохо к нему относятся.

, (что ─ ═), и (что ─ ═), и (что ─ ═).

Когда присоединяется к глаголу при помощи составного союза (вследствие того что , с тех пор как , после того как , потому что , благодаря тому что , ввиду того что , в силу того что , оттого что , вместо того чтобы , для того чтобы , с тем чтобы , в то время как и др.), запятая ставится один раз до всего сочетания или перед ним в зависимости от смысла высказывания: По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

(По мере того как…), .

Но : Не ответил ей он только потому, что на набережной было слишком много народа.

[ только потому], (что…)

Спал я долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь. Он рассчитывал, что если бомбы взорвутся, то они его не зацепят осколками.

Задание 49. Замените деепричастный оборот придаточным предложением.

1) Проделав тяжёлый путь, он устал и мечтал поскорее добраться до ночлега. 2) Они всю ночь не спали, ожидая прихода поезда. 3) Солгав однажды, он больше не мог надеяться, что ему поверят.

Задание 50. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.

1) Однако Ольга опять спрашивала намерен ли я съездить в Обломовку. 2) Мы не знали в какую сторону идти и в нерешительности остановились. 3) Нет истины где нет любви. 4) Где величие там и простота. 5) Куда ни взглянешь всюду лес горит легко бестрепетно и тихо. 6) Мы с Лёней входим в комнату откуда раздаются странные звуки. 7) На втором этаже госпиталя там где длинный коридор старого дома кончается тупиком тесно одна к другой стоят кадки. 8) Посёлок куда они ехали находился недалеко от города. 9) Я это говорил, но не помню когда. 10) Там где ветер продувал вольно между дворами снега было немного. 11) Я хочу знать не как это делается а зачем это делается. 12) Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором. 13) Киты после того как набирают в себя воду выбрасывают её фонтаном вверх. 14) Работа выполнена как следует. 15) Когда ночная прохлада и горный воздух освежили мою голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. 16) Не исполнил он своего обещания только потому что не успел. 17) Его наружность была из тех которые с первого взгляда поражают неприятно но которые нравятся впоследствии когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. 18) Антон прослезился когда увидел Дубровского поклонился ему до земли и сказал что барин ещё жив. 19) Оптимист вовсе не тот, кто никогда не страдал а тот кто пережил отчаяние и победил его. 20) Не тот мудрец кто любит поучать а тот кто сам не устаёт учиться. 21) Молодёжь хороша тем что она имеет будущее. 22) Человек пошёл было отворить двери но они были заколочены хотя ставни были открыты и дом казался обитаем. 23) Мальчик побежал за ними и когда было уже близко то он услышал другой выстрел. 24) Теперь когда вблизи говорили люди и светилось окно ему уже не было страшно хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо. 25) Он не понимал отчего это у него такая тоска и отчего все так беспокоятся. 26) Друзья весь день готовились к охоте и когда садилось солнце отправились в путь.

Задание 51. Объясните, почему в предложениях нет запятой перед и .

1) Когда Аню провожали домой, уже светало и кухарки шли на рынок. 2) Когда наступала зима и дом заваливало снегом, по ночам раздавался волчий вой. 3) В театре работал буфет и играл оркестр. 4) Пора вставать и приниматься за работу. 5) В жизни каждого человека бывают такие случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение.

Бессоюзные сложные предложения

Знаки препинания

Если предложения тесно связаны между собой по смыслу

Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, взошла заря.

Точка с запятой

Если части бессоюзного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые

У ворот увидел я старую чугунную пушку; заборы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрытые соломой.

Двоеточие

а именно (разъяснение);

что (предупреждение);

потому что (причина);

г) если по смыслу можно подставить слова: и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что;

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

Я выглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды.

а) если по смыслу можно подставить союз но или и (быстрая смена событий);

б) если по смыслу можно подставить союз а (противопоставление);

в) если по смыслу можно подставить союз поэтому (следствие, вывод);

г) если по смыслу можно подставить союз когда (время);

д) если по смыслу можно подставить союз если (условие);

е) если по смыслу можно подставить союз как (сравнение)

Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.

Дуб держится – к земле тростиночка припала.

Хвалы приманчивы – как их не пожелать.

Пашню пашут – руками не машут.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Молвит слово – соловей поёт.

Задание 52. Расставьте знаки препинания.

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Ознакомиться с теоретическим материалом

Укажите цифры, на месте которых пишется буква И.

Русский пейзаж с его мягкостью, с н(1)взрачностью нашёл наконец своего выразителя, н(2)когда н(3) пытавшегося его приукрасить.

Как н(1) вглядывался старшина в горизонт, н(2) видно было на воде лодок; как н(3) внюхивался в шепотливый ветерок, н(4)откуда н(5) тянуло дымом.

1. Пустыня (не)безводна, но в ней очень мало воды.

2. Я (не)успел оглянуться, как утки взмыли над озером.

4. Так стоять можно долго, ощущая на лице (не)ветер, а дыхание ветвей.

5. От ветра колеблется каждый стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Как н(1) старался, я н(2) смог найти в колючей изгороди н(3) щели, н(4) лаза, поэтому н(5) раз ободрал бока, пока попал во двор.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (Не)яркий свет из камина мягко освещал маленький уютный чердак.

2. Ломоносов приехал в Москву, (не)имея в городе ни единого знакомого.

3. Съёжились настывшие, но ещё (не)забранные льдом воды прудов.

4. (Не)большое, а крошечное озерцо виднеется у высокого холма.

5. Он писал по ночам под (не)смолкающий ни на минуту шум моря.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.

2. Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, но выразительно.

3. Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.

4. Ученик рассказывал текст наизусть, (НЕ)СМОТРЯ в книгу.

5. До каникул оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.

2. (НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.

3. Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.

4. Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

5. У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.

Выпишите слово, в котором НЕ(НИ) пишется СЛИТНО.

1. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести.

2. Мы (НИ)РАЗУ не видели отца грустным или растерянным.

3. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы.

4. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо.

5. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.

2. Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

3. Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.

4. Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

5. Когда Артур выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Она н(1) к кому н(2) имела претензий, н(3) на кого н(4) сердилась - для нее н(5)чего н(6) существовало.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)кто сейчас уже н(2) обращал внимания н(3) на слова, н(4) на н(5)кому н(6) известного лейтенанта.

1. Всё это было (не)спроста и таило в себе предостережение.

2. Тишина стояла полная и (не)объяснимая.

3. Ангара была видна (не)далеко, до первого поворота вправо.

4. У нас уже мало остаётся памятников, (не)тронутых подновлением.

5. Образ Кремля (не)однократно возникает в романе «Война и мир».

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Н(1)кто до Пушкина н(2) воспроизводил н(3) в стихах, н(4) в прозе нашей простой сельской природы с такою простотою истины и такою теплотою сочувствия.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

При моём приближении мальчик н(1) выказал н(2) страха, н(3) удивления и даже н(4) пошевелился.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Большой двор, (НЕ)СМОТРЯ на сильный зной, был оживлён.

3. Из-за каменных зданий солнца (НЕ)ВИДНО.

4. Врагов (НЕ)БЫЛО только у беркута и коршуна.

5. Лось - зверь далеко (НЕ)ПРОСТОЙ.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Я выбрался из снега и, (не)споря больше с ветром, повернул обратно.

2. Дор – это поле, но только (не)простое поле, а среди леса.

3. Добрая сила есть могущество, (не)прибегающее к жестокости.

4. Английская улица (не)предназначена быть местом встреч и прогулок.

5. Тишь загустела ещё больше и сделалась совсем (не)правдоподобной.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Равнодушный к родной природе человек (не)может любить родину.

2. (Не)мощёная улица выходила прямо в поле.

3. Воздух (не)движим.

4. С утра стоит (не)бывалая жара.

5. Человек с возмущённой совестью становится сильнее (не)годяя.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (Не)смотря себе под ноги, старик шёл по берегу.

2. Было уже довольно поздно, но вопрос до сих пор был (не)решён.

3. Никто из путешественников уже (не)надеялся на спасение.

4. (Не) всё то золото, что блестит.

5. (Не)сколько дней тому назад разразилась сильная буря.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мы (НЕ)ВСЕГДА получаем то, что желаем.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась весьма (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Мне всегда хватало (не)ожиданных приключений.

2. На улице (не)подвижно стояла стена дождя.

3. Мы пили чай ночью, дожидаясь далёкого и (не)решительного рассвета.

4. Талант, (не)нашедший выхода, будет всю жизнь мучить человека.

5. Чудаков в этом театре действительно (не)мало.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Она живо повернулась к нему гневным движением, ещё (НЕ)УСПЕВШИМ передаться взгляду, но тотчас рассмеялась.

2. Где-то там, далеко внизу, в семи верстах (НЕ)ВИДИМОЕ отсюда именьице Шахматово.

3. В этот час мирной благодати хорошо прогуливаться перед флигелем с (НЕ)ПОКРЫТОЙ головой.

4. День стоял (НЕ)ЯРКИЙ, но светлый и тихий - какой-то сонный.

5. Природа устроена так, что самая (НЕ)ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ козявка хранит в себе всеобщие закономерности.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Мне н(1)когда н(2) удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Вот и теперь, как н(3) старался я держать равновесие, всё равно н(4) смог н(5) замочить ног.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Отношение к природе у Некрасова (не)редко служит характеристикой нравственного облика героя.

2. Вся его жизнь - (не)престанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни.

3. Особенно хорош сад, (не)большой, но густой и приятно запутанный.

4. В «Годунове» Пушкин затронул вопросы политические, ещё (не)давно бурно волновавшие его.

5. В трагедии «Борис Годунов» есть красоты удивительные, автора почти нигде (не)видно.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Из (не)проглядных временных далей течёт поток рода людского, именуемый Историей.

2. Во времена Фонвизина недорослями назывались дворяне, (не)получившие должного образования.

3. Каждое время года прекрасно по-своему, но в природе они (не)разграничены чётко.

4. Далеко (не)простым купцом был В. И. Нестеров, если предпочитал вкус П. М. Третьякова вкусу целой Академии художеств.

5. Только беркута и коршуна можно назвать подлинными хозяевами территории, хозяевами деликатными, (не)мешающими друг другу.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Шелестел камыш с тёмными, ещё (не)запушившимися кисточками.

2. (Не)велик сверчок, да громко поёт.

3. Овраг был (не)длинный, но глубокий.

4. Как-то (не)чаянно сон овладел мною.

5. (Не)разумного учить - в бездонную кадку воду лить.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Катерина Ивановна н(1)когда н(2) на что н(3) жаловалась.

Вещи н(4)как н(5) становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними н(6) бились.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Ярко освещённые пылинки, движущиеся и вместе с тем (не)подвижные, образовывали полупрозрачную стену.

2. Для того чтобы совершались самые важные изменения в жизни человечества, (не)нужны никакие подвиги.