Презентация на тему "ощущение - психический познавательный процесс". Презентация по психологии на тему "ощущения и восприятие" Рецепторы двигательных ощущений

Обязательным условием
возникновения ощущения
является непосредственное
воздействие предмета или
явления на наши органы чувств.

Раздражители:

Предметы и явления действительности,
которые воздействуют на органы чувств,
называются раздражителями.
Процесс воздействия их на органы
чувств называется раздражением

Виды ощущений

Зрительные ощущения - это ощущения
света и цвета. Все, что мы видим, имеет
какой-нибудь цвет. Бесцветным может
быть только совершенно прозрачный
предмет, который мы не видим.

Цвета
Ахроматические
Хроматические

Нарушения

В некоторых случаях у людей наблюдаются
нарушения нормального цветоощущения.
Причинами этого могут быть наследственность,
заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается
красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом
(по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые
описавшего это явление). Дальтоники не различают
красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди
обозначают цвет двумя словами. Такую особенность
зрения, как дальтонизм, следует учитывать при
выборе профессии

Слуховые ощущения
Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха
Виды
Речевые
«фонематические»
Шумы
Музыкальные

Шумы

Шумы могут вызывать у человека
определенный эмоциональный настрой
(шум дождя, шелест листьев, вой
ветра), иногда служат сигналом
приближающейся опасности (шипение
змеи, грозный лай собаки, грохот
идущего поезда) или радости (топот
ножек ребенка, шаги приближающегося
любимого человека, гром салюта).

Вибрационные ощущения

Вибрационные ощущения
отражают колебания упругой
среды. Такие ощущения
человек получает, при
прикосновении рукой к крышке
звучащего рояля.
Вибрационные ощущения
обычно не играют важной роли
для человека и развиты очень
слабо
Игра Yo-Yo

Обонятельные ощущения

Способность чувствовать запахи называется
обонянием.
Органами обоняния являются специальные
чувствительные клетки, которые находятся в глубине
носовой полости. Отдельные частички разнообразных
веществ проникают в нос вместе с воздухом, который
мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения

Вкусовые ощущения

Вкусовые ощущения
возникают при помощи
органов вкуса - вкусовых
почек, расположенных
на поверхности языка,
глотки и неба.
Существует четыре вида
основных вкусовых
ощущений: сладкое,
горькое, кислое, соленое

Кожные ощущения

Виды
Тактильные (ощущения
прикосновения)
Температурные (ощущения
тепла или холода).

На поверхности кожи имеются разные виды нервных
окончаний, каждый из которых дает ощущение или
прикосновения, или холода, или тепла.
Чувствительность разных участков кожи к каждому
виду раздражений различна.
Прикосновение больше всего ощущается на кончике
языка и на кончиках пальцев, спина менее
чувствительна к прикосновению.

Двигательные (или кинестезические)
ощущения - это ощущения движения и
положения частей тела.
Благодаря деятельности двигательного
анализатора человек получает
возможность координировать и
контролировать свои движения.

Рецепторы двигательных ощущений

Расположены в мышцах и сухожилиях, а также в
пальцах рук, языке и губах, так как именно этими
органами осуществляются точные и тонкие рабочие и
речевые движения.

Органические ощущения

Рассказывают нам о работе нашего организма,
наших внутренних органов - пищевода, желудка,
кишечника и многих других, в стенках которых и
находятся соответствующие рецепторы.
Они появляются только тогда, когда в работе
организма что-нибудь нарушается

Осязательные ощущения

Осязательные ощущения - это
сочетания кожных и двигательных
ощущений при ощупывании предметов,
то есть при прикосновении к ним
движущейся руки.

Маленький ребенок
начинает познавать
мир с осязания,
ощупывания
предметов. Это один
из важных источников
получения
информации об
окружающих его
предметах.
У людей, лишенных
зрения, осязание - одно из
важнейших средств
ориентировки и познания.
В результате упражнений
оно достигает большого
совершенства.

Ощущения равновесия

Ощущения равновесия
отражают положение,
занимаемое нашим телом
в пространстве.
Ощущение равновесия
дает нам орган,
расположенный во
внутреннем ухе. Он похож
на раковину улитки и
называется лабиринтом.
При изменении положения
тела происходит колебание
особой жидкости (лимфы)
в лабиринте внутреннего
уха, называемого
вестибулярным аппаратом.
Органы равновесия тесно
связаны с другими
внутренними органами.

Болевые ощущения

Имеют защитное значение: они сигнализируют
человеку о неблагополучии, возникшем в его
организме.
Существуют «точки боли», расположенные на
поверхности кожи и во внутренних органах и
мышцах.
Ощущения боли возникают при действии
сверхсильного раздражителя на любой
анализатор (ослепляющий свет,
оглушительный звук)

Основные закономерности ощущений

Минимальная величина раздражителя,
дающая заметное ощущение,
называется абсолютным порогом
ощущения.
Чем меньше величина порога ощущения, тем больше
абсолютная чувствительность к данным раздражениям.

Адаптация

Чувствительность анализаторов может
меняться под влиянием действующих
раздражителей. Такое приспособление
органов чувств к внешним воздействиям
называется адаптацией.
Общая закономерность изменения
чувствительности: при переходе от сильных к
слабым раздражителям чувствительность
повышается, при переходе от слабых к
сильным - снижается.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ощущение, чувственный опыт - психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний, внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.

3 слайд

Описание слайда:

Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами. Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов.

4 слайд

Описание слайда:

Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности. Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

5 слайд

Описание слайда:

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

6 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

7 слайд

Описание слайда:

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

8 слайд

Описание слайда:

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

9 слайд

Описание слайда:

Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств. В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.

10 слайд

Описание слайда:

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: 1-й - образуемые в пределах одного анализатора; 2-й - межанализаторные. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

11 слайд

Описание слайда:

Свойства восприятия: Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

«Органы чувств биология» - или « Щупальца мозга». Что произойдёт, если человек или животное лишится рецепторов? Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе. 3 урок, 10 мин. Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении биологии. Строение органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

«Слуховой анализатор» - Цель: Наружное ухо состоит из ушной раковины, переходящей в наружный слуховой проход. Выполнила: Осипова Жанна 233 группа. Ушная сера играет защитную роль. Глаза. У животных и человека органами зрения являются глаза. Задачи: Зрительная система обеспечивает функцию зрения. В ухе человека различают три части: наружное, среднее и внутреннее ухо.

«Орган слуха и равновесия» - Усиленный и преобразованный звук достигает барабанной перепонки через ушной вкладыш. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее. Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц. Орган слуха и равновесия. В настоящее время особенную популярность приобретают миниатюрные заушные слуховые аппараты.

«Чувственное познание» - Давайте обсудим. Лимон. Самое главное. Представление -. Например: - запах цветка; - вкус земляники; - тепло; - холод. Чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее. Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке? Но каждый человек обязательно восхитится талантом художника!

«Ощущение и восприятие» - Запах. Появление фоторецепторов. Школа юного психолога. Служит животным для поиска и выбора пищи, выслеживания добычи, хемокоммуникации и т. д. Каналы восприятия. ОСЯЗАНИЕ, восприятие животными и человеком прикосновения, давления, растяжения. Человек способен ощущать звуковой стимул в диапазоне частот 20-20"000 Гц.

«Сенсорные системы» - Расширение кругозора. Методические задачи: Привить интерес к сенсорной системе. Аннотация. Проект: Какую роль играет вкус,зрение,обоняние в жизнедеятельности человека. Сетчатка слуховой анализатор зрительный анализатор. Давайте подумаем!!! Научить анализировать полученные знания. Что обозначают следующие понятия?

Всего в теме 14 презентаций

Ощущение - процесс, в ходе которого
стимуляция сенсорных рецепторов,
возбуждает нервные импульсы
С помощью этих импульсов
передается информация о внешнем
или внутреннем состоянии организма

Свойства ощущений
Сенсорное качество
Интенсивность
Пространственно-временная
целостность

Виды ощущений
Интерорецептивные (от рецепторов на
внутренних органах)
Проприорецептивные (от рецепторов
на мышцах, связках, сухожилиях)
Экстерорецептивные (от рецепторах
на внешних поверхностях)

Виды ощущений
Сенсорная
система
Орган чувств
Ощущение
Зрение
Глаз
Цвета, узоры, текстура,
движение, глубина
пространства
Слух
Ухо
Шумя, звуки
Кожа
Кожа
Прикосновение, боль,
тепло, холод
Обоняние
Нос
Запахи
Вкус
Язык
Вкусы
Вестибулярная
система
Внутреннее ухо
Перемещение в
пространстве
Кинестетическая
система
Мышцы, сухожилия
и суставы
Движение и позиция
частей тела

Функции ощущений
получение удовольствия
предотвращение опасности

Пороги чувствительности
Нижний абсолютный порог – уровень
стимула, на котором сенсорный сигнал
обнаруживается в половине случаев
Верхний абсолютный порог – уровень
стимула, при котором он исчезает или
теряет свою модальную специфичность
(переходит в боль)

Нижний абсолютный порог

Органы
чувств
Величина абсолютного порога
Зрение
Огонь свечи на расстоянии до 48,3
км в темноте при ясной погоде
Слух
Тикание часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Вкус
Чайная ложка сахара в 7,5 л воды
Запах
Одна капля духов в трехкомнатной
квартире
Осязание
Крыло пчелы, падающее на щеку с
высоты 1 см

Сенсорная адаптация – снижение
чувствительности сенсорных систем
при длительном поступлении одного и
того же стимула
Сенсорная сенсибилизация –
повышение чувствительности
сенсорных систем при длительном
поступлении одного и того же стимула

Дифференциальный порог – минимальная
ощутимая физическая разница между
двумя стимулами
Закон Вебера: минимально различимая
разница между стимулами: Δ I / I = k
I – интенсивность исходной величины
Δ I – величина возрастания, которая
делает заметной минимальную
различимую разницу
k – константа Вебера
Различие между длинами линий: 10 и 11 мм,
15 и 16,5 мм, 20 и 22 мм.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие – ряд процессов, в ходе
которых информация объединяется в
сенсорный образ и интерпретируется
как отражение объектов и событий
окружающего мира
Перцепт – результат процесса
восприятия

Основные свойства восприятия
Предметность (отнесение сведений к
внешнему миру)
Целостность (совокупность ощущений от
разных органов чувств)
Структурность (группировка стимулов)
Константность (компенсация изменений
объекта – размера, формы, яркости)
Осмысленность (стимул получает значение)
Апперцепция (зависимость от человека)

Стадии восприятия
1. Ощущение (преобразование
физической энергии в нервные
сигналы)
2. Перцептивная организация (синтез
отдельных ощущений)
3. Опознание стимула (придание
значения перцептам)

Перцептивная организация
1. Коррекция частей изображения
2. Коррекция положения изображения
3. Группировка изображений
4. Неоднозначность восприятия
5. Восприятие глубины
6. Восприятие движения

1. Коррекция частей изображения

Дистальный стимул – физический объект
окружающего мира, трехмерный
Проксимальный стимул – зрительный
образ на сетчатке, двумерный
В ходе восприятия мы опознаем
дистальный стимул по информации,
передаваемой проксимальным стимулом,
проверяем различные гипотезы

Опишите картинку: что Вы видите?

2. Коррекция положения изображения

Комната Эймса

3. Группировка стимулов

Факторы перцептивной группировки
(М.Вертхеймер)
Близость во времени и пространстве
Сходство
Простота и симметричность
Замкнутость
Общая зона
Общая судьба

4. Неоднозначность восприятия
Один и тот же образ, возникающий на
сенсорном уровне, может вызвать
различные интерпретации.
Восприятие позволяет человеку
преобразовать неоднозначные или
неопределенные стимулы в ясные
объекты.

Фигура – объектоподобная область на
переднем плане
Фон – поле, на котором выделяется фигура

5. Восприятие глубины: признаки
Диспарантность изображения объектов
на сетчатке (изменение
горизонтальных позиций образа на
разных глазах)
Конвергенция зрачков при фиксации
на объекте (поворот глаз вовнутрь)

Интерполяция: непрозрачный
объект, который закрывает часть
другого объекта, кажется ближе
Относительный размер: больший
объект кажется ближе
Относительная четкость и яркость:
более четкие и яркие объекты
кажутся ближе
Свет и тень

Опознание стимула
Информация от органов чувств
Опознание объекта
Информация из памяти: схемы

Восстановление фонемы
Когда я приду домой,
надо будет выгулять …
баку
Восстановление изображения

Влияние контекста
Молоко Сметана Мед Творог Сыр К…ша
Дима Женя Костя Миша Геша К…ша

Восприятие и деятельность
1. Способность воспринимать объекты
формируется при активном
взаимодействии со средой
2. Перцепт объекта зависит от способа
деятельности с ним

«Память в психологии» - Навык. Универсальные психические процессы: Лекция 3. Чего? Рыться в памяти. 1. Привычки 2. Навыки и умения 3. Знания 4. Воспоминания. К привычкам относится то, что Уильям Джеймс называл: Семантическая. Памятка. Основные функции памяти: Опомниться. по материалу: МОТОРНАЯ АФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗНАЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ.

«Предмет психологии» - Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ лекция проф. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности. Свойства восприятия. Общие свойства ощущений. «Человек – животное общественное» Аристотель (384 – 322 до н.э.). Тема 3. Рациональные формы освоения действительности.

«Внимание память речь мышление» - План: Критичность. Абстракция – выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных. Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений. Психология познавательных процессов. Развитость отдельных мыслительных операций. Соотношение мышления и речи. Цитата: Речь является основным средством человеческого общения.

«История психологии» - Третий подход в определении предмета истории науки. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования. 2. Специфика предметной области истории психологии. 3. Принцип системности. Предмет. Объект и предмет истории психологии. План: История психологии.

«Сознание в психологии» - Объект психологии – высокоорганизованные живые существа, носители психики Предмет психологии – психика. Эпоха Просвещения: Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Средневековье: Психология сознания. Определение сознания. Современные представления о сознании.

«Семейная психология» - Трофимова И.М. психолог Кафедра клинической психологии ЮУрГУ. Циркулярное интервью Интервью по генограмме Линия времени. Теоретическая основа психодиагностики в семейной психологии и психотерапии. Теоретические основы психодиагностики в семейной психологии и психотерапии. Клинические беседа и интервью как методы психодиагностики в семейном консультировании и психотерапии.