Причины и ход реформ петра 1. Главные причины реформ Петра I

Основные даты и события: 1700-1721 гг. - Северная война; 1711 г. - образование Сената; 1714 г. - указ о единонасле¬дии; 1722 г. - Табель о рангах; 1708 г. - губернская реформа; 1720 г. - городская реформа.

Петровские реформы начались еще в конце 17 века, но широко охватили государство лишь в годы Северной войны.

Важнейшим из предпосылок грядущих преобразований стало стремление к абсолютной верховной власти, далее укрепление российского самодержавия и укрепление административной централизации. Огромное заключение имело также оформление общегосударственного законодательства.

Среди ключевых предпосылок Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил – создание полков иноземного строя, изменения и наборов в полки.

Главное особенностью экономической жизни страны стало активное вмешательство государства в промышленность и торговлю. Просизошел скачек в развитии мануфактурной промышленности, период войны заствил создать собственное производство железа, меди,сукна, канатов и парусов. Купцы получали льготы, заводившие частные мануфактуры.К 1725 году в России было уже около ста мануфактур.

На нервях строились корабли, заводы выпускали оружие. Вводились высокие таможенные пошлины на ввозимые товары, еоторые выпускали или могли выпускать отечественные производители. Благодаря этому заметно снизилась зависимость России от привозимых товаров, однако государство поддерживало промышленность только для армии.

Принцип служебной годности “по породе” (по заслугам предков) Петр заменил принципом личной выслуги В 1714 году он ввел Табель о рангах, где все военные и гражданские служащие разделялись на 14 классов. Начиная с низшего можно было подниматься вверх по службе,получая привилегии: более высокое жалование или с 8 класса можно было получить потомственное дворянство. Закреплялись по наследству не только передача вотчин но и имений. При этом имение мог получать только один наследник, все остальные должны были поступать на службу.

При Петре была произведена перепись крестьянских душ, Стало известно точное число налогоплатильщиков и налогом занимались не с крестьянского двора а с каждого крестьянина.

В 1711 году был учережден новый высший оран власти,вместо Боярской думы – Сенат, который назначался самодержавцем.

Вместо сложной системы приказов в 1717 и 1718 годах было создано 12 коллегий, ведующих политическими, военными, промышленными и финансовыми делами.Появились фискаты, которые доносили о нарушении учереждениями и частными лицами.

Для удобства управления страна была разделена на восемь губерний во главе с губернаторами,которых назначал царь.

Для поддержания гос.порядка появились новые полицейские органы – Приображенский приказ и Тайная канцелярия, где проверяли достоверность доносов, доносчиков награждали, а овиняемых допрашивали с пытками.

В 1721 г Петр утвердил Духовный Регламент. Согласно закону была проведена коренная церковная реформа,ликвидирующая автономиб церкви и полностью подчинившая ее государству.

Проведенные Петром реформы послужили основой для установления в России абсолютной монархии.

Предыдущие статьи:
  • Экономическое развитие, социальные отношения и становление абсолютной монархии в XVII. Роль русской православной церкви в обществе.

Вопрос сложный. Ученые выделяют как объективные, так и субъективные причины необходимости преобразований в государстве. Ниже мы постараемся раскрыть этот вопрос как можно полнее.

Если пытаться описать предпосылки реформ Петра 1 кратко, то можно выделить две главные из них: непосредственно личность государя, который сумел взять на себя руководство огромной страной, и объективное отставание Российской Империи от европейских государств.

Начало правления

Пришлось на очень сложное время - период противостояния между двумя группировками придворных. Первая группировка была представлена боярами Милославскими, а вторая - Нарышкиными. Первые приходились родственниками первой жене Алексея Михайловича, а вторые - матери После смерти царя Алексея в 1682 году регентшей при малолетних Петре и Иване стала Софья, их старшая сестра. Когда Петр достиг совершеннолетия, Софья попыталась отстранить его от власти, используя стрельцов. Но попытка оказалась неудачной. Ее заключили в а все ее приближенные были казнены или сосланы. Именно с этого момента Россия вступила на путь реальных преобразований и реформ.

Первые модели реформ

Историки сходятся во мнении, что предпосылки наметились еще задолго до его восхождения на престол. Его отец и дед смогли преодолеть тяжелейший социальный и экономический кризис в государстве, вызванный событиями Смутного времени.

К тому же наметились тенденции европеизации России. В этой ситуации необходимы были коренные преобразования и реформы. Основные направления - активизация внешнеполитической деятельности России, интенсификация торговли, реформирование налоговой системы, переход к мануфактурному производству с использованием наемного труда. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что именно абсолютизация верховной власти в конечном итоге сделала возможными те преобразования, которые вводил во время своего правления Петр 1. Именно в то время появляется известный всем термин "самодержец", упраздняются Земские соборы, происходит централизация власти. Также далеко не последнее значение имело формирование законодательства, единого для всего государства. И, конечно, в числе ключевых предпосылок для реформаторской деятельности царя надо отметить реорганизацию вооруженных сил. Он создал полки так называемого "нового строя", изменил порядок набора в полки и их комплектации.

К тому же активно происходило расслоение общества России под влиянием проникающих в государство западных ценностей. Повлияли на предпосылки и ход реформ Петра 1 и нововведения Никона. В обществе появились национально-консервативное и западное течения.

Россия в сравнении с Европой до начала реформ

Перед реформами Россия на фоне европейских государств выглядела отсталой. И эта отсталость в конечном итоге была опасна для свободы русского народа. Петр понимал это и четко видел, что если так пойдет и дальше, то Россия со всеми ее богатствами рано или поздно станет просто сырьевым придатком какой-нибудь из сильных европейских держав. По структуре промышленность была преимущественно крепостнической, объем продукции существенно уступал тому же показателю западноевропейских стран.

Войско состояло из необученного боярского ополчения, а неповоротливый бюрократический аппарат не мог удовлетворить потребности государства. К тому же флота у Российской империи не было из-за отсуствия выхода к морю. Именно эту проблему также предстояло решить Петру 1.

Курс развития России в 17 веке

Внешнеполитический курс - еще одна предпосылка петровских реформ. Надо было решить три проблемы: вернуть земли, потерянные в Смутное время, обеспечить выход к Балтийскому морю и обезопасить южные границы. Конечно, эти проблемы решились позднее, в 18 веке, но прогресс был заметен. Так, соседние страны увидели, что с военной силой России придется считаться. Россия только путем реформ могла занять достойное положение на геополитической арене среди восточных и западных государств. Итак, мы кратко рассмотрели предпосылки реформ Петра 1. Таблица позволит увидеть картину в целом.

Предпосылки реформ Петра IПрежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в.Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, разумеется, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны, по мнению ряда историков (В.О. Ключевский, Н.И. Павленко, С.М. Соловьев), оказывали ее природно-географические и социальные условия.Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспиром и Вальтерам Скоттам! " XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.Преобразования, проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I:Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

1.ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ

Страна стояла накануне великих преобразований, и для этого были предпосылки:

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической. А по объему продукции явно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско было плохо вооружено и обучено

Сложный и неповоротливый государственный аппарат не отвечал потребностям страны.

В области духовной культуры тоже было отставание. В народные массы просвещение почти не проникало, даже в правящих кругах немало было необразованных и неграмотных людей.

Таким образом, Россия самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, чтобы занять достойное место среди государств Запада и Востока. Реформы были подготовлены всей предшедствующей историей народа, «требовались народом». Данные преобразования при мирном ходе дел могли рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа же Петра была насильственной, но необходимой, внешние опасности государства подталкивали к этому.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского народа и государства, однако к остальным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную и в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Военная реформа

Самостоятельное правление Петра начинается с Азовских походов 1695-1696г.г. Это было продолжением неудачной Крымских походов, начатых еще князем В.Голицыным при правлении царевны Софьи (матери Петра). Войска Петра также потерпели неудачу под Азовом и Петр энергично принимается строить корабли. И ему это удается, ведь флот был любимым детищем Петра еще во времена его юности. Тогда он строил его на Яузе и Плещееевском озере у города Переславля-Залесского, а сейчас флот встал на реке Воронеж у

впадения ее в Дон. Строительство флота шло невиданно быстрыми темпами: в течение года было сооружено 23 галеры, 2 корабля. 4 брандера и 1300 стругов, и 19 июля 1696 года крепость Азов была взята.

В октябре 1696 года по царскому указу в Голландию, Англию, Венецию для обучения навигации направили 61 русского юношу. Полным ходом и шла подготовка к Великому посольству, в составе которого под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова был сам Петр. Это было действительно Великое посольство, т.к. в ходе пребывания в странах Западной Европы окончательно сформировалась личность Петра и приобщило его к культурным формам европейской жизни. В ходе Великого посольства Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая ситуация для борьбы за Балтику, потому что крупные государства Европы были заняты предстоящей войной за испанское наследство. Следствием этого была Северная война, которая привела к выходу России к Балтийскому морю. Но этому предшествовало поражение русской армии под Нарвой, после которого Петр принялся за реорганизацию своей армии: создавались новые полки, национальные офицерские кадры, для подготовки которых были открыты школы: математических и навигацких наук, инженерная, артиллерийская и медицинская (в связи с этим ликвидируется дворянское ополчение и стрелецкое войско, которое ликвидируется еще по причине раскрытия заговора против Петра, во главе которого стоял стрелецкий полковник И. Цыклер.), укреплялись города, создавалась новая артиллерия. В условия нехватки металла Петр приказал пустить на переплавку даже церковные колокола. Следствием овладения русскими войсками крепостью у истоков Невы - Шлиссельбургом (ныне Петрокрепость) в мае 1703г. стало заложение города-Санкт-Петербурга. В дальнейшем русские войска овладели Нарвой и Дерптом, началось строительство флота, вышедшего на просторы Балтики. Так было «прорублено окно в Европу».

Итак военная реформа Петра привнесла в Россию следующие нововведения:

Стали составляться регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием и вооружением: например впервые было произведено соединение холодного и огнестрельного оружия- к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска, были созданы монтиры и гранаты;

Были созданы Военный и Морской устав;

Развивалась металлургия и в связи с этим и артиллерия, появлялись новые ее образцы;

Строился военный флот

на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени;

Введена рекрутская система комплектования армии, имевшая несомненное преимущество перед дворянским ополчением, которое закончило свое существование, но дворянство для дворянства обязательна была военная или гражданская служба.

Реформы органов власти и управления

В первой половине 18 века был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся законодательная, исполнительная и судебная власть была в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти (вместо боярской думы) – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. В него вошли 9 самых близких к царю сановников. Сенату предписывалась разработка новых законов, контроль за финансами страны и деятельностью администрации. Руководство сенаторской работой возглавлял генерал-прокурор, которого Петр называл «оком государевым».

В 1718-1721 гг. были учреждены 12 коллегий взамен устаревшей системы приказов, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Военная коллегия ведала сухопутными вооруженными силами; Адмиралтейская- флотом; иностранных дел- внешними сношениями; Камер- коллегия – сбором доходов; Штатс-коллегия- расходами государства; Вотчинная- дворянским землевладением; Мануфактур- коллегия- промышленностью, кроме горной, которой ведала специальная Берг- коллегия и т.д. Своеобразной коллегией был Синод (Духовная коллегия), учрежденный в 1721 г. Вместе с отменой Петром в России патриаршества. За Синодом надзирал обер-прокурор, так церковь стала частью государственной машины.

Еще в 1708 году Петр провел административно- территориальную реформу, разделив Российское государство на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, в руках которого была исполнительная и служебная власть. Но исполнение законов осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения которых нередко противоречили друг другу. Каждая губерния занимала огромную территорию и в свою очередь делилась на провинции, во главе которых был воевода. Всех провинций было 50. Провинции были разделены на уезды.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширяла объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

Реформа сословного устройства русского общества

Как и во времена предшественников, социальная политика в эпоху Петра Первого была направлена, главным образом, на усиление роли, места и значения дворянства в стране. В 1714 г. был издан «Указ о единонаследии». Указ слил два феодальных сословия в единый класс – дворянство. Указ предписывал передавать вотчины и поместья старшему сыну, остальные дворяне должны были нести обязательную государственную службу. В 1722г. Появился знаменитый «Табель о рангах», разделивший гражданскую, военную и придворную службы. Гражданские и военные должности подразделялись на 14 рангов или ступеней, которые нельзя было перескакивать. В 1718-1724 гг. в России была проведена подушная перепись населения. Для этого была введена новая форма учета – ревизия. Ревизии стали основным видом учета в России до 60-х гг. 19 века.

В ревизские списки вносилось только мужское население – от грудных младенцев до дряхлых стариков. Оно было обязано платить ежегодный денежный налог – подушную подать, от которой были освобождены только дворяне и духовенство. Усиления налогового гнета вызвало массовое бегство крестьян. В 1724 г. Петр был вынужден издать указ, запретивший уход крестьян и прием их на работу другим хозяином без письменного разрешения помещика. Тем самым было положено начало созданию в России паспортной системы. Все ремесленники должны были жить в городах и записываться в цехи. Городское население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные жители записывали купцов, промышленников и ремесленников; нерегулярными («подлыми») гражданами стали те, кто не имел собственности.

Итак, Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого надо было распространить среди них знания, повысить их культуру, т.к. дворянство в большинстве своем не было готово к пониманию и осуществлению целей Петра. В первую очередь Петр решил распространить среди дворян образование. Он установил новую обязанность дворян – учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться «грамоте, цифири и геометрии», а затем должен был идти служить. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памяти» - разрешения жениться.

Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700 г. Умер патриарх Андриан, и Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции «местоблюстителя патриаршего престола». В 1721 г. Патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан « Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия. Также подчинявшаяся Сенату.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального управления русской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени «княжескую» систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петр уничтожил её автономию. Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди в своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа. В последствие довольно равнодушно смотревшего и на её гибель под обломками самодержавия и на разрушение её храмов.

2.РЕФОРМЫ: ЗНАЧЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Противоречия в реформаторской деятельности Петра

В стране не только сохранились, но укрепились и господствовали крепостнические отношения. Однако изменения во всех сферах жизни страны постепенно переросли в качественный скачок в развитии. Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом изменились место России и её роль в международных отношениях того времени. Естественно, все эти изменения происходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития, но формы в которых решались общенациональные задачи все более отчетливо показывали, что укрепление развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для прогресса страны.

Уже в период правления Петр Великого прослеживается главное противоречие свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали ускорения развития производительных сил, активного содействия росту промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение сферы деятельности крепостничества, образования рынка вольнонаёмной рабочей силы, ограничения ликвидации сословных прав и привилегий дворянства. Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность формирования буржуазии и превращение её в класс, противостоящий классу феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений.

Но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. В.О. Ключевский так писал о реформах Петра: « Петр 1 делал историю, но не понимал её…» , «чтоб защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага…», «после Петра государство стало сильнее, а народ беднее…».

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.

Интересный факт, что не только реформы носили противоречивый характер, но и сам Петр своим телосложением противоречил канонам того времени. Из летописей того времени мы знаем, что он имел рост около двух метров, а размер ноги был 38 (довольно маленький для такого роста). Также была несоразмерно маленькая голова. Этот факт явно виден у памятника Петру, который находится в Петропавловской крепости в г.Санкт-Петербурге. Он довольно достоверен, т.к. лицо было сделано с прижизненно снятой маски.

Социально-экономическое развитие и политика правительства в первой половине 18 века

Серьезные изменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих и государственных повинностей крестьян, в податной системе, еще более укрепилась власть помещиков над крестьянами. Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических прав помещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян в деньгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты, сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширяло связь дворянской вотчины с рынком.

Указ о единовластии завершил консолидацию класса феодалов в единый класс – сословие дворян – и укрепил его господствующее положение.

Но здесь имелась и другая сторона, Помещики и бывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярной армии и флоте, в аппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная, пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило к тому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах.

В целях повышения налогов была произведена перепись всего податного населения и введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила сумму взимавшихся с населения податей.

И этим не ограничились – вырос размер барщины и оброка, увеличились государственные повинности (дорожная, ямская, постойная), стоимость которой нередко превышала размеры подушной подати. Все эти налоги и сборы были направлены на пополнение опустевшей в результате войн казны. А также затраты на создание громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота. В 1722 г. бал издан «Табель о рангах», который устанавливал обязательность службы дворян, причем они должны были начинать её с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок, выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями явились металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная и кожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что она основывалась на принудительном труде. Это означало распространения крепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики.

Изменился характер торговли. Развитие мануфактур и ремесленного производства, втягивание крепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россией выхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешне торговли. Особенностью которой стал тот факт, что вывоз, составлявший 4,2 млн.руб., вдвое превышал ввоз.

Достоин упоминания и известный механизм мышления людей петровских времен в подходе к обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных, естественных наук позволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий к механическому. Все эти идеи и образы вместе с идеями реформ пришли из европейского общества в Россию, где видоизменились под воздействием российских условий, стали элементами политического сознания, которые в определенной степени повлияли на сознание великого реформатора. В те года господствующие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили из того, что основой богатства государства, необходимым условием его существования является накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаров на свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Поощрение одних – «полезных» видов производства, промыслов товаров – влекло за собой ограничение или даже запрещение других – «неполезных» с точки зрения государства.

Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к данным концепциям. Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике в частности (с применением методов принуждения в экономической политике) совпадала с общим направлением идеи «насильственного прогресса», которому следовал Петр. Наглядным примеров вмешательства государства в экономическую сферу является активное строительство многочисленных мануфактур, связанное с необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией, боеприпасами, обмундированием. В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывались принципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет и незнакомые России предшествующей поры. Похожая ситуация возникла и торговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало (точнее- резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получить максимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров при продаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, но очень эффективным способом – введение монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Среди них были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и другие.

Установление государственной монополии вело к повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное к ограничению торговой деятельности русских купцов. Петровская эпоха осталась в истории купечества как подлинное лихолетье. Резкое усиление налогов с купцов, как наиболее состоятельной части горожан, насильственное сколачивание торговых компаний _ это только часть средств и способов принуждения, которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можно больше денег для казны. Также было и принудительное переселение купцов в Петербург, и административное регулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах и какими товарами они могут торговать, а где это делать категорически запрещено. Это привело к разрушению и без того зыбкой основы благосостояния многих богатых купцов. Все это делалось, прежде всего, для победы в Северной войне и цену этой победы ощутило на себе и сельское население, которое было доведено до обнищания сверхвысокими налогами и привело к бегству сотен тысяч крестьян. А дальнейшее и к восстанию К.Булавина на Дону.

Примерно с конца 10-х годов 18 века, когда в успешном завершении войны никто уже не сомневался, Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована монополия на экспортную торговлю. Изменилась и промышленная политика правительства, суть которой была в принятии различных мер по поощрению частного промышленного предпринимательства.

Особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (в особенности убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Новые владельцы получали многочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной торговли и т.д.

Также был утвержден таможенный тариф, облегчавший вывоз за границу продукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощью высоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах. Но суть происшедшего состояла в смене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Именно для этого были созданы государственные учреждения, которые должны были направлять экономическую жизнь страны в нужном направлении.

Следует отметить, что до этого времени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью. Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составляло суть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.

Организация или передача новых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формы фактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и при необходимости изменялись государством, имевшим право, в случае их неисполнения, конфисковать предприятие. Главной обязанностью владельцев было своевременное выполнение казенных заказов, только излишки сверх того, что теперь называется «госзаказом», предприниматель мог реализовать на рынке. Это резко снижало значение конкуренции, как вечного двигателя предпринимательства.

Итак – было два самых важных последствия активного государственного промышленного строительства: создание мощной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже встали европейские страны.

Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху.

Для Росси с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и сознание. Петр придавал огромное значение писанному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.

Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту – как к уставу, а к служащему – как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия – наиболее совершенная общественная структура, что она достойная модель всего общества, а воинская дисциплина – это то, с помощью чего можно воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Петр сознательно хотел придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

С петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России не армия была при государстве, а наоборот, государство при армии.

Создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, т.к. бюрократия – необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической системы стало и своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии.

Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели – упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов, закрепляющее право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.

Говорить о деятельности российского императора Петра Великого можно практически бесконечно. Человек он был достаточно яркий, и след в истории России оставил настолько заметный, что потомки до сих пор спорят, за что Петру Алексеевичу поставить жирный плюс, а какие дела и к минусам отнести. Что, собственно, побудило российского императора начать глобальную перестройку? Каковы причины реформ Петра 1? Что не устраивало его в устройстве государства российского того времени? Почему не мог он, как многие другие цари, спокойно, ничего не делая, наслаждаться властью над огромными территориями? Чего ему не хватало? Чтобы понять это, придется совершить краткий экскурс в историю и рассмотреть основные государственные реформы Петра 1.

Правление Петра 1

Годы правления императора Петра Великого были весьма сложными для нашего государства. Это было время великих войн и преобразований. Ситуация в стране часто требовала немедленных и смелых решений. Позже говорили, что многие реформы Петра 1 были не продуманы и приняты на «скорую руку», не учитывая особенностей конкретных областей и районов. Но в том то и дело, что многие реформы государя принимались как временные меры, пока страна находится в состоянии воины или кризиса. К сожалению, войны и кризисы в России практически никогда не заканчивались, и временные реформы плавно перетекали в долговечные, при этом так и оставаясь до конца не проработанными.

Нельзя сказать, что все его реформы не продуманы. Многие как раз были призваны навести порядок. Такими являлись реформы управления Петра 1. Боярскую думу он заменил сенатом, который, собственно, служил только для обнародования его указов. Согласно реформе управления, Петр 1 все законы принимал сам лично. Таким образом император максимально упростил управление страной.

Церковная реформа Петра 1 также была проведена с целью максимально упростить управление и покончить с разногласиями. Она полностью перевела церковь под управление государства, упразднив должность патриарха. Церковная реформа Петра 1 фактически превратила русских священнослужителей в государственных чиновников.

Цель преобразований

Важно помнить, что все причины реформ Петра 1 так или иначе были связаны с тем, что России очень нужен был выход к побережью Балтийского моря. Русский царь не мог спать спокойно, пока там хозяйничали шведы. Император знал, что победа в этой войне автоматически изменит геополитическое положение России. Он был заинтересован в принятии его страны в семью европейских государств. Петр изо всех сил пытался приблизить уровень развития своей страны к государствам Европы. Сегодня многие цели реформ Петра 1 в данной сфере считаются спорными. Историки расходятся во мнениях по поводу их результативности. Конечно, все эти действия императора Петра Великого были серьезным шагом в развитии государства. В то же время спешка и некоторый хаос в применении этих европейских принципов в России привели к тому, что все нормы усвоило лишь небольшое количество людей. В основном это были дворяне. Для остальной части населения страны ничего не поменялось.

Значение преобразований

Вкратце деятельность императора Петра Великого можно охарактеризовать следующими моментами:

  1. Россия, наконец, прорвалась к Балтике.
  2. Стала империей (соответственно, Петр 1 стал императором).
  3. Влилась в «дружную европейскую семью» и получила свою роль на международной политической арене.
  4. На порядок повысила свой статус (с ней стали считаться).

В связи с этим император Петр 1 просто обязан был проводить серьезные преобразования. Естественно, это коснулось законодательства, административной и бюрократической системы. Стоит отметить, что данные изменения оказались весьма эффективными и без существенных перемен просуществовали до 1917 года. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в этом направлении император добился поставленной цели.

Результаты реформ императора

Не все шло гладко с нововведениями Петра Алексеевича. Ведь почти все его идеи требовали повышения давления на население – как финансового, так и физического. Причем речь идет не только о крестьянах. Эксплуатировались все слои без исключения. Большое количество военных походов создало огромные финансовые проблемы.

Экономические реформы Петра 1 состояли в поощрении развития промышленности, строительстве новых заводов и фабрик, освоению месторождений. Царь всячески поддерживал торговлю.

Были в экономических реформах Петра 1 и неприятные моменты. Несмотря на свое расположение к торговле, купцов Петр облагал огромными налогами. Производства существовали за счет труда крепостных, которых прикрепляли целыми деревнями к заводам и фабрикам.

Социальные реформы

Больше всего повлияли на российское общество социальные реформы. Многие исследователи истории считают, что именно тогда общество окончательно разделилось на слои. В основном благодаря известному документу «Табель о рангах». Данная бумага определила и закрепила положение государственных служащих (военных и чиновников). Кроме того, при Петре был окончательно оформлен вопрос крепостного права.

Некоторые историки считают, что в данных изменениях нет ничего странного, они были естественными, учитывая ситуацию. Кроме того, коснулись они в основном верхушки общества.

Реформы в культурной сфере

Государственные реформы Петра 1 сказывались не только на боевых действиях армии и управлении государством. Особенно заметно они отразились на культурном облике. Скорее всего, это связано с тем, что наши традиции и обычаи разительно отличались от европейских ценностей. Основной целью императора было не заставить русских носить европейскую одежду или есть западную еду, а адаптировать, синхронизировать российскую жизнь с европейской культурой.

Как бы там ни было, особых результатов на этом поприще он не добился. Петр очень хотел, чтобы дворяне получали достойное образование. Для этого строились различные институты и другие образовательные учреждения. России жизненно необходимы были ученые и инженеры для строительства заводов, фабрик, городов и кораблей. Однако большинство дворянских детей предпочитало и дальше вести старый образ жизни.

Основные результаты деятельности Петра в этой сфере проявились уже после его смерти, во времена правления его преемников – Елизаветы, Екатерины II. Огромную роль в продолжении преобразовательской деятельности сыграли «птенцы гнезда Петрова». Именно они продолжили его дело и определили политику его преемников.

Преобразования в военной сфере

Трудно переоценить то, что сделал российский император для армии. Находятся даже такие историки, которые говорят, что главными были военные реформы Петра 1, а все остальные только способствовали нашим военным успехам. Именно тогда была создана регулярная армия, одержавшая столько великих и славных побед.

Русские успешно соперничали с лучшими армиями мира. Согласно военной реформе Петра 1, была введена рекрутская система. Это означало, что каждый двор обязан предоставить определенное количество солдат для армии. Эта система действовала довольно долго. В середине 19-го века император Александр II заменил ее на общую воинскую повинность. То, что система просуществовала так долго, вполне доказывает ее целесообразность и эффективность на данном отрезке времени.

Строительство флота

Помимо создания армии огромный плюс можно поставить российскому императору за организацию регулярного морского флота. Россия одержала ряд блестящих морских побед в сражениях со Швецией, прочно закрепив за собой место морской державы. Несмотря на то что после ухода Петра строительство кораблей сильно замедлилось, тем не менее Россия блестяще проявила себя во многих морских битвах. Большая часть таких побед произошла при Екатерине II.

Отличительной особенностью Петра было то, что он строил корабли не для каких-то конкретных сегодняшних целей. Он действительно хотел видеть свою страну великой морской державой. И это у него получилось!

Дипломатия

Успех реформ того времени доказывает и тот факт, что именно тогда, при Петре 1, Россия поднялась на высокий международный уровень. Так получилось, что после выхода к Балтике и вступлению в «дружную европейскую семью» без участия России не проходило ни одно значимое международное событие. Именно тогда сформировалась основа русской дипломатии. Можно сказать, что это было время появления российского дипломатического корпуса. Это было необходимо, так как Россия участвовала практически во всех крупных войнах Европы, а все материковые неурядицы, так или иначе, касались ее государственных интересов. Опытные, образованные дипломаты были просто на вес золота.

Вопрос престолонаследия

В этом списке замечательных дел, которые успел за свою жизнь «сотворить» наш великий предок, было бы несправедливым не упомянуть об одном существенном минусе. После трагических событий, связанных с царевичем Алексеем, царь издает указ, позволяющий императору самому выбирать своего преемника. Возможно, на тот момент это было вполне разумным решением, но, умирая, Петр Алексеевич так и не назначил себе наследника. Это привело к интригам, убийствам и дворцовым переворотам. Все это отрицательно сказалось не только на внутренней, но и на внешней политике государства российского. Императоры менялись один за другим. Постоянно перестраивался политический курс государства, лилась кровь, трещала по швам экономика, пока, наконец, император Павел 1 не отменил этот злополучный указ, принесший столько неприятностей. С этого момента наследником российского престола опять становился старший сын.

Заключение

В качестве вывода можно отметить, что плюсов от реформ Петра было все-таки больше. Уже то, что многие его реформы оставались без изменений в течение нескольких десятилетий и даже столетий, доказывает, что курс правителем России был выбран верный. Его деятельность вполне соответствовала запросам страны. Результаты реформ Петра 1 доказывают, что его действия по модернизации государства были глубокими и эффективными. И это несмотря на то что большинство из них диктовалось военными нуждами. Вот лишь небольшой список реформ Петра Великого:

  1. Реформа государственного управления.
  2. Областная реформа.
  3. Судебная реформа.
  4. Военная реформа.
  5. Церковная реформа.
  6. Финансовая реформа.
  7. Реформа образования.
  8. Реформа самодержавия.

Это, конечно, далеко не полный список преобразований Российской империи, учиненных ее первым императором, но они прекрасно показывают масштаб проведенной работы. Среди современных историков и исследователей достаточно много мнений о реформах первого русского императора. Часто они прямо противоположны.

Как-то один известный политик сказал: «Есть одна вещь, на которую я не соглашусь ни за какие блага в мире – это быть правителем России! Великий народ, великая страна, но не дай Бог оказаться на ее престоле!»

Можно сколько угодно судить Петра 1, разбирать его ошибки и недостатки, но, возможно, это был один из немногих наших правителей, который думал не только о себе!