Принципы и методы архитектурной реконструкции. Термины и определения

Принципы и методы архитектурной реконструкции

Городская застройка и ее окружение созданы для жизнедеятельности людей (работы, сна, отдыха). Поэтому при проектировании реконструктивных мероприятий обязательно должны учитываться все современные градостроительные, архитектурные, санитарно-гигиенические и противопожарные требования и т.д.

Наиболее сложно задача преобразования планировочной структуры и подчинения ее современным требованиям решается для застройки в исторических центрах старых городов и районах, которые непосредственно примыкают к ним. При реконструкции бывших окраин крупных городов, рабочих поселков возле крупных предприятий и застройки второй половины XX в., как правило, речь идет об упорядочении планировочной структуры и разработке природоохранных мероприятий. Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически неразрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана, образующей каркас города.

Непрерывный процесс сохранения, обновления и приспособления застройки к меняющимся требованиям является неотъемлемой частью развития современного города. Существуют два аспекта понимания термина «городская среда»: во-первых, как совокупности условий жизнедеятельности, а во-вторых - как учет воздействия ближайшего окружения при проектировании переустройства здания. Например, могут быть выделены три категории исторической ценности здания или сооружения:

памятник архитектуры, истории, культуры и т.д.;

здания из ближайшего окружения памятника архитектуры пр., составляющие фон для его восприятия;

здания и сооружения из состава рядовой застройки в районах на магистралях, имеющих историческую ценность.

Основные факторы городской среды, оказывающие влияние на характер проектного решения по реконструкции здания или сооружения, представлены в таблице.

Факторы городской среды. Основная характеристика

1-я группа: архитектурно-композиционные и историко-культурные. Наличие зон памятников архитектуры, истории, культуры. Наличие (отсутствие) зон со сложившимся ценным композиционным ландшафтом (исторически ценным обликом застройки).

2-я группа: санитарно-гигиенические. Различная плотность застройки, различный шумовой режим и микроклимат двора. Характер аэрации застройки

3-я группа: особенности земельного участка. Форма участка и наличие на нем ценных зеленых насаждений. Рельеф участка и изменившиеся планировочные отметки

4-я группа: функционально-задающие (включая демографические факторы).Семейный состав населения различных групп территорий города. Различия в организации систем обслуживания. Различная степень нагрузки территории объектами, не связанными с обслуживанием населения. Особенности организации хранения и обслуживания личных автомобилей и т.д.

Зачастую (в силу комплексного воздействия этих факторов) проведение реконструкции нецелесообразно:

при использовании здания, расположенного в зоне санитарной вредности или загазованности автотранспортом;

при недостаточной освещенности, инсоляции или не соответствующих нормам санитарных разрывах до ближайших зданий;

при отсутствии пожарных проездов и невозможности их организации;

при отсутствии у здания дворовой территории (когда площадь составляет менее 0,5 м2 на 1 человека или менее 0,02 м2 на 1 м2 всей площади жилого здания);

при уровне шума более 30 дБА;

при невозможности организовать для жильцов нормальную: тему отдыха и бытового обслуживания из-за значительной удаленности здания от учреждения обслуживания, остановок обще-ценного транспорта и т.д.

Таким образом, можно говорить о выделении типологических групп (зон) территорий города:

1-я группа - застройка вдоль магистралей общегородского центра;

2-я группа - территория с преимущественно исторической застройкой (как правило, речь идет о центральной части города);

3-я группа - крупные селитебные зоны за пределами центральной части города;

4-я группа - жилые районы, сложившиеся в соседстве с промышленными зонами (бывшие рабочие поселки), а также на периферии центральной зоны.

Кроме того, в каждой из перечисленных групп территорий необходимо учитывать влияние факторов ближайшего окружения здания в зависимости от его нахождения (на красной линии застройки или внутри квартала). Для ранжирования степени влияния факторов ближайшего окружения на жилую среду здания, а, следовательно, и на характер проектного решения по его переустройству существуют системы балльной оценки. Использование подобных систем на практике встречает определенные затруднения. Поэтому подход к определению и учету подобных факторов должен в решающей степени опираться на опыт и здравый смысл. Например, целесообразно не просто повышение средней плотности застройки в городе - она должна быть увеличена в наиболее доступных зонах городской активности и снижена на территориях, примыкающих к зеленым массивам. В то же время этажность и плотность застройки должны быть ограничены в охранных зонах, представляющих собой памятники истории и культуры.

Масштаб и характер реконструкции городской среды неизбежно требуют формирования долгосрочной градостроительной и социально-экономической стратегии, которую необходимо разбить на ряд этапов. Критерием первоочередности работ, конечно, может служить степень амортизации конструкций здания или сооружения. Однако в целом последовательность работ является системной задачей при максимально полном учете социальных, экономических и градостроительных критериев.

В целом же застройке российских городов, осуществленной в стране во второй половине XX в., свойственны:

отсутствие замкнутых (т.е. соразмерных человеку, а потому комфортных) пространств;

однообразие (примитивизм) планировочных решений дворовых пространств;

отсутствие композиционных центров в районах массовой застройки.

Предлагаемые в литературе меры преодоления социально-функциональных и архитектурно-градостроительных недостатков сводятся, как правило, к следующему.

1. В систему дворов включаются нетиповые вставки, формирующие замкнутое внутреннее пространство первичных жилых образований, помогающих членению среды на определенные пространственные уровни (квартира, двор, квартальный сад, улица), [например, проектные предложения по реконструкции квартала постройки 1960-х гг. предусматривают, что:

а) территория, застроенная 5-этажными зданиями, насыщается функциональными и декоративными элементами;

б) рекреационные зоны для жителей разных возрастов отделяется друг от друга, выделяются зоны активного и пассивного отдыха;

в) во дворе предусмотрены места стоянки только для «гостевых» автомобилей (общая стоянка находится на периферии застройки).

2. Создается более плотная и визуально целостная архитектурная оправа проспектов и улиц с помощью повышения этажности существующих зданий и новых разнообразных вставок.

3. Осуществляется надстройка 4- и 5-этажных зданий, размещенных вдоль красной линии (преимущественно мансардными этажами), с целью формирования единого фронта периметральной застройки, обозначающей пространственные коридоры.

Реконструкция застройки и пространств городских скоростных автомагистралей не должна ухудшать аэрационный (условия проветривания) и инфляционный (облучение прямыми солнечными лучами) режимы застройки. Не меньшее внимание должно уделяться и защите людей от звуковых, вибрационных, радиационных и электромагнитных явлений. Окружающая места жительства, работы и отдыха, ухоженная, благоустроенная среда, зеленые насаждения, малые архитектурные формы, красивые перспективы обеспечивают зрительный комфорт горожан. С другой стороны, человеку необходима зрительная изоляция. Помещения квартиры, не просматриваемые из противостоящих близко расположенных зданий, также являются условием комфортности проживания, поскольку удовлетворяют потребность человека в личном пространстве.

В процессе реконструкции городской застройки неизбежно встает вопрос сноса или передвижения зданий. В каждом случае обоснованное решение принимается по результатам градостроительного анализа, определения технического состояния здания, согласования с собственником. В случае сноса появляется возможность уплотнения застройки после возведения на освободившемся месте здания большей этажности.

По месту расположения и планировочным признакам подлежащие реконструкции жилые территории города можно разделить на несколько видов.

Первый вид территорий

Застройка в исторических центрах старых городов, которая первоначально складывалась как малоэтажное жилье. По мере развития городов застройка приспосабливалась к новым условиям. В результате многоэтажные здания здесь соседствуют с жилыми домами, хозяйственно-производственными строениями и даже историко-архитектурными памятниками. Особенность территорий этого вида - традиционная квартальная периметральная застройка.

Второй вид территорий

Это районы, примыкающие непосредственно к историческим центрам, которые осваивались преимущественно в XIX в. (на месте старых деревень и имений знати). В составе застройки много зданий, построенных в течение всего XX в. Размеры кварталов здесь значительно больше, чем в зоне исторического центра города, плотность застройки меньше, но ее характер обычно напоминает первый вид территорий.

Третий вид территорий

Застройка бывших окраин крупных городов. В период строительного бума 1860-1913 гг. здесь выросла крупная промышленность, построены железнодорожные узлы, склады и сооружения коммунального хозяйства. Рядом с предприятиями расположились рабочие поселки и жилые кварталы. Для застройки характерна «чересполосица» жилья и промышленности. Экологическую ситуацию ухудшает и преимущественное расположение зданий вдоль магистралей. Сохранившуюся застройку отличает низкая благоустроенность. При реконструкции территорий этого вида необходимы упорядочение планировочной структуры и детальная проработка природоохранных мероприятий (прежде всего продуманное озеленение архитектурно-ландшафтных бассейнов автомагистралей и застройки).

Четвертый вид территорий

Его характер определяет преимущественно квартальная застройка первой половины XX в., состоящая из относительно больших кварталов площадью более 2 га. Обычно они застроены типовыми зданиями однородного стиля, обеспечены школами, магазинами и другими учреждениями обслуживания. В структуре этой части города достаточно много зданий и более поздней постройки. В большинстве случаев планировочная система основана на использовании сквозных проездов, недопустимых по современным нормам. Озеленение территорий в целом удовлетворительное, но единая система озеленения не сформирована.

Пятый вид территорий

Основной вид городских территорий, подлежащих реконструкции в ближайшие годы, - это застройка 1950-60-х гг. Главная проблема - 5-этажные полносборные здания, подлежащие реконструкции или сносу.

Планировочные структуры были созданы в соответствии с градостроительными нормами, которые уже не очень значительно отличаются от ныне действующих. Поэтому на территории обычно требуются лишь упорядочение внутримикрорайонных проездов и автостоянок, насыщение территории функциональными элементами, зонирование дворового пространства и пр. Иногда возможно умеренное повышение плотности жилищного фонда (преимущественно за счет надстройки мансард или пристроек).

При реконструкции, следует учитывать, комфортность города, как среды проживания и она в свою очередь определяется следующими основными факторами:

транспортной доступностью;

доступностью всех необходимых сервисов и услуг, начиная государственными услугами и заканчивая услугами торговли:

наличием достаточного количества общественных пространств;

новыми принципами планирования городов, обеспечивающими шаговую доступность услуг, сокращающими количество перемещений по городу, повышающую интенсивность жизни отдельных районов и города в целом.

Транспортная доступность. Время - ключевая ценность для жителя современного города. Поэтому конкурентоспособность городов напрямую зависит от уровня развития транспортной инфраструктуры и транспортной системы в них. Кардинальное повышение транспортной доступности и создание транспортной инфраструктуры XXI века позволяют изменить само представление о большом городе - на место разрастающегося, поглощающего все новые территории и населенные пункты мегаполиса приходят пространственно развернутые агломерации или же «многополюсные города», которые благодаря эффективной транспортной системе объединяют сразу несколько городов разного размера (городских узлов) в единое городское пространство. В странах с высокой плотностью населения (например, Восточное побережье США, Западная Европа, Юг и Юго-Восток КНР) развитие транспортной инфраструктуры уже позволило создать принципиально новую урбанистическую структуру - по сути, речь здесь идет уже не об отдельных городах, а о единой урбанизированной территории.

Наиболее эффективным подходом к транспортному планированию города сегодня признается концепция скоординированной мультимодальной транспортной системы. Эта концепция подразумевает создание такой транспортной системы, которая позволяла бы жителям города с комфортом использовать все виды транспорта: пешеходный и велосипедный (внутри жилых районов), личный автомобильный (при передвижениях в пригородах и между городами), общественный (при передвижениях в центр города).

Самые передовые из реализуемых сегодня проектов реконструкции и строительства городов (проект реконструкции Парижа, проект строительства иннограда Масдар в ОАЭ) предусматривают, что горожанин будет тратить на дорогу не более 30 минут в день.

Кроме того, превалирующим подходом к развитию транспортной инфраструктуры в городах становится разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни. Такой подход подразумевает перенос дорожной сети и линий общественного транспорта под землю или строительство поднятых над землей транспортных коридоров. Конечная цель - создание «островного города», в котором автономные мультифункциональные районы окружены зелеными пространствами и соединены друг с другом транспортными и инженерными коридорами, созданными выше или ниже уровня земной поверхности.

Вместе с тем, наибольшее значение сегодня придается не столько строительству новых, сколько эффективному использованию уже существующих объектов транспортной инфраструктуры. Решения, представленные на ЭКСПО-2010 в рамках Всемирной выставки показывают, что поиск решений в этой области идет по двум ключевым направлениям: создание новой системы общественного транспорта, а также использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий для управления потоками городского транспорта (создание так называемых интеллектуальных транспортных систем).

Замещение индивидуального автотранспорта общественным транспортом позволяет повысить эффективность использования дорожной сети в два-три раза. Наиболее актуальными направлениями развития системы общественного транспорта сегодня признаются легкорельсовый транспорт («скоростной трамвай» на выделенной полосе движения), скоростной автобус, а также «индивидуальный общественный транспорт» -- автоматизированная система муниципальной аренды автомобилей, которая позволяет эксплуатировать индивидуальный автотранспорт непрерывно (тем самым в значительной степени снимается проблема дефицита площадей под парковки). Кроме того, такая система предоставляет горожанину возможность воспользоваться именно таким типом автомобиля, который нужен ему именно сейчас. Тем самым устраняется ситуация, когда горожанин едет на работу на собственном огромном минивене или внедорожнике, а затем паркует его на полдня около офиса, снижая пропускную способность дорожной сети.

Доступность услуг и сервисов. Жизнь горожанина разнообразна и обременена множеством вынужденных действий, негативно влияющих на здоровье, и уменьшающих полезное времяпрепровождение. Значительная часть таких вынужденных действий тратится на употребление городских услуг (оплата коммунальных платежей, посещение муниципальных служб, регистрация в поликлиниках, приобретение идентифицируемых (однозначно приемлемого качества) товаров, продуктов и услуг.

Наиболее эффективное решение данной проблемы - применение возможностей информационно-коммуникационных технологий для предоставления горожанам удаленного доступа ко всем видам услуг, а также развитие городской логистики. В первую очередь, речь идет о доступе к информационным, а также к государственным, медицинским, образовательным услугам, услугам торговли и бытовым услугам. Развитие ИКТ в современных городах направлено на то, чтобы горожанин мог в любой момент времени получить доступ к любой необходимой ему услуги дистанционно, не выходя из дома.

Развитие общественных пространств. Не менее важным трендом в трансформации городов и создании комфортной городской среды является приоритетное развитие общественных пространств. Обычно это работает так: формируется публичное пространство (площадь, сквер, прогулочная зона). Вокруг него образуют так называемое третье место -third place («первое место» - это жилье, «второе» - работа). Символом «третьего места» является городское кафе, где есть беспроводной интернет. «Третье место» является одновременно и территорией общения, и зоной отдыха, и местом работы для людей творческих профессий. В экономике, где нарастает доля услуг и креативной индустрии, общественные пространства все чаще используются как места проведения деловых переговоров, как места для работы.

Развитые общественные пространства создают высокое качество жизни в городе. Они меняют и структуру города: до «третьего места» человек обязательно должен дойти пешком - это стыкуется с идеей пешеходного масштаба города. Одна из наиболее популярных урбанистических теорий последнего времени - «новый урбанизм» - как раз и предполагает плотную городскую среду, насыщенную коммуникациями.

Второй важной составляющей «третьего места» является противодействие имущественной сегрегации. Скверы, кафе, торгово-развлекательные центры, спортивные комплексы становятся демпферами между кварталами элитной и социальной застройки. В таких местах коммуницируют горожане самых разных социальных слоев.

Третьей задачей общественных пространств становится насыщенность - избыточность вариантов их использования для человеческого и социального развития. В специально создаваемых общественных помещениях группы горожан могут инициативно устраивать различные мероприятия, центры развития, игровые пространства и т.п. Такая избыточность возможностей расширяет горизонты сотворчества и мотивирует горожан вовлекаться в события, развивающие город.

Приоритет развития общественных пространств нашел свое отражение и в современном жилищном строительстве. В частности, в Европе в последние годы, фактически, получила второе рождение идея дома-коммуны, то есть многоквартирного дома, в котором предусмотрено значительное количество общественных помещений с различными функциями (общие рекреационные, спортивно-оздоровительные, хозяйственно-бытовые помещения, помещения для общих праздников, помещения для детей и т.д.). Такие пространства не только стимулируют общественную жизнь и общение между жильцами, но помогают в решении целого ряда вопросов повседневной жизни. Например, наличие общих помещений для детей (игровые комнаты) позволяют создавать своего рода «домашние» детские сады и значительно оптимизировать расходы семей на присмотр за детьми в рабочие дни.

Таким образом, общественные пространства обеспечивают:

избыточность возможностей для саморазвития и сотворчества;

вовлеченность горожан в городское развитие;

десегрегацию городских сословий и социальных слоев;

деатомизацию человеческой жизни.

Новые принципы планирования городов. Комфортность городской среды можно повысить и за счет передовых принципов планирования территорий. Современные градостроительные концепции ориентированы на создание компактных городов с высокой плотностью застройки. Высокая плотность застройки сокращает количество перемещений по городу, и, следовательно, нагрузку на городскую транспортную инфраструктуру. Кроме того, плотность застройки отдельных районов позволяет эффективно использовать системы общественного транспорта. Помимо более низких энергетических затрат, значительного сокращения количества передвижений по городу, компактный город с плотной застройкой обеспечивает «шаговую доступность» всех необходимых услуг, начиная с услуг торговли и сервиса и заканчивая образовательными и медицинскими услугами.

Эффективное развитие города также подразумевает многофункциональность застройки и городских районов. Рожденная в 1920-е годы концепция монофункциональных районов, согласно которой жилье, места работы и развлечения должны быть сильно разведены по пространству города, для большинства европейских городов сегодня более не актуальна. Переход к смешанной застройке позволяет решить сразу несколько проблем. «Уходит» маятниковая миграция населения по маршруту «район жилья - район работы». Места работы появляются непосредственно в жилых районах. Частично решается и проблема парковок: одну и ту же парковку днем занимают машины работников офисов, а ночью - жителей квартала. Сегодня в составе одного района могут быть и жилье, и офисы, и развлекательные центры, и магазины, и даже промышленные предприятия. Многофункциональная застройка создает новую жилую среду - более разнообразную, интенсивную по коммуникациям. Такие районы «живут» все 24 часа в сутки.

Ландшафтный дизайн

Вся мировая практика садово-паркового искусства, от древнего мира до современности, показывает нам, что ландшафтник, создающий ансамбль грандиозного дворцового парка или же работающий над камерной композицией небольшого усадебного сада...

Новое предприятие как элемент районной планировки (эколого-экономический аспект)

Современная отечественная экономгеографическая и градостроительная наука констатирует, что районная планировка развивается на основе потребностей практики, вбирая в себя идеи и методы из различных областей знаний, в том числе теории систем...

Проектирование жилого дома со встроенным магазином

Архитектурная композиция выбрана в соответствии с художественными, функциональными и конструктивно-технологическими требованиями к зданию. Композиция здания, внутренних пространств, представляет собой построение помещений...

Проектирование общежитий для студентов

При всем разнообразии проектных решений современных жилых студенческих комплексов четко прослеживаются некоторые общие закономерности и тенденции...

Реконструкция городов

Сохранение общего характера исторически сложившейся структуры без сколько-нибудь значительных изменений...

Реконструкция городов

Современные принципы реконструкции сложившихся районов города: системы общественного центра, общественных центров города, производственных территорий, транспортной инфраструктуры города и ее элементов, транспортных связей и узлов...

Реконструкция городов

Комплексная реконструкция сложившихся районов представляет собой процесс переустройства городской среды, содержание и продолжительность которого определяются взаимосвязанными действиями по проектированию...

Строительство здания пищеблока психиатрической больницы

Творчество архитектора В.И. Баженова

баженов архитектура кремлевский дворец Прославленный и крупнейший русский архитектор Василий Иванович Баженов был широко известен и в России, и в Европе...

Территориальное планирование как основа регулирования городской застройки

1) метод экспериментальных оценок - принятие решений с помощью специалистов по конкретным вопросам. 2) экономико-статистический метод - связь явлений между собой...

Выбор планировки и организация объемов при учете условий определяется идейно-художественными соображениями и во многом зависит от окружающей среды, которая в свою очередь влияет на композицию. Композиция в дизайне выступает как средство...

Художественное проектирование и оформление лестничного пролета и лестничной площадки цокольного этажа

Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение, а также благодаря различиям в цвете. Понятие «свет» и «цвет» неразделимы как в физике...

Черниговская архитектурная школа

Чернигов - один из самых известных городов по числу выдающихся памятников древнерусской архитектуры...

Поскольку мы установили, что общество востребует в качестве актуальных ценностей не только сами материальные памятники, но и значения, которыми они наделяются, постольку возникает необходимость определить понятия о реконструкции и воссоздании объектов в системе реставрационной деятельности. Практически оба термина обозначают схожие действия. Однако все же следует различать их на основе коренного словарного смысла термина. Реконструировать — значит коренным образом переустроить что-либо с целью улучшения, усовершенствования.

Именно в этом значении термин используется, когда говорят о реконструкции здания. В этом случае смысл вполне понятен и однозначен. Использование же его в другом значении, а именно в том, в каком он традиционно применяется для определения действий по восстановлению в былом виде утраченной формы практически или теоретически, является не точным. Хотя легко заметить в этом действии желание «улучшить» оригинал. Так, Ханна Ендржеевска (Erdrzejewska) определяет реконструкцию как дополненение недостающих элементов формы памятника путем воссоздания их из нового материала в тех случаях, когда требуется творческое вмешательство 5 . Такое толкование, исходно примененное и в настоящем тексте ради соответствия общепринятой терминологии, ведет ко многим недоразумениям. Поэтому единственно правильным будет ограничить понятие реконструкции действительно переустройством объекта либо посредством реального вмешательства в его материальную структуру, либо путем создания теоретической (проект) или практической (копия) модели, что вполне согласуется с толкованием, предложенным в свое время Б.Н. Засыпкиным.

Однако реконструкция может предполагать такое переустройство объекта или его части, которое ведет в результате к восстановлению первоначальной формы как она представляется автору реконструкции. Очевидно, что такого рода переделки связаны с нарушением status-quo памятника и ведут к уничтожению некоторых исторически ценных в большей или меньшей мере образований. Подобные работы по реконструкции (в прямом смысле) практически запрещены Венецианской хартией, которая отдает предпочтение сохранению исторических памятников.

Необходимо согласиться с мнением о том, что реконструкция, особенно в отношении движимых памятников, является нежелательной акцией и предпочтительно должна иметь место в виде самостоятельной модели. Реконструкции могут подвергаться лишь элементы поддержки или технической конструкции, изменения в которых обеспечивают сохранность произведения. Например, перевод живописи на новую основу практически является реконструкцией. Полностью запретить такие операции, как предлагают некоторые специалисты, по всей видимости, невозможно, так как перевод живописи на новую основу или перенос стенописей из разрушенных зданий иногда спасает произведение от гибели. Кроме того, существует специальная методология реконструкции разрушенных зданий, когда упавшие, но подлинные блоки или камни устанавливаются на свое место, то есть здание или его фрагмент возводится вновь. Такая практика получила название «анастилоз». При анастилозе, широко применяемом во всем мире, дополнения новой кладки ограничены рамками консервационных задач. Яркий пример из этой практики — реставрация Эрехтейона и Парфенона на афинском Акрополе. Однако подобным методом собираются из разрозненных фрагментов многие другие произведения искусства: например, античные амфоры, произведения скульптуры и т.п. Одним из самых замечательных образцов анастилоза в реставрации древнерусской живописи является опыт Александра Петровича Грекова (1910 — 1995) по собиранию из обломков фресок XIV века церкви Спаса на Ковалеве в Новгороде. Значение термина, образованного от греческого «подбирать», «высоко поднимать», вполне позволяет применять его в реставрации в качестве определения специфической формы реконструкции фрагментаризированных объектов, как движимых, так и недвижимых.

ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

18.00.01 «Теория и история архитектуры, реставрации
и реконструкция историко-архитектурного наследия»

по архитектурным наукам

Введение

Настоящая программа базируется на основных положениях теории и истории архитектуры и градостроительства и состоит из их важнейшие разделов: развитие отечественного и мирового зодчества, основные этапы становления истории и теории архитектуры и градостроительства, их современное состояние и проблемы, а также проблемы эволюции градостроительных систем, формообразования в архитектуре, реставрации памятников архитектуры и реконструкции исторически сложившейся городской среды.

Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации по строительству и архитектуре при участии Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства и Российской академии архитектуры и строительных наук.

1. Теория архитектуры

Архитектура как среда жизнедеятельности и важнейшая составляющая материальной и духовной культуры общества. Теория архитектуры и ее место в системе современного научного знания, фундаментальный и прикладной уровни теории архитектуры. Теоретическое знание и творческая практика, органичность взаимосвязей между ними.

Основные этапы становления и развития теории архитектуры. Современное состояние и основные тенденции развития.

Проблема статуса и структуризации теоретического знания. Философские основы теории архитектуры, междисциплинарные связи. Методологические проблемы современной теории архитектуры. Проблема объективизации знания. Теория и практика: методологические и организационные проблемы. История и теория архитектуры: специфика взаимосвязей в прошлом, настоящем и будущем. Проблематика накопления и аккумуляции профессиональных знаний в процессе исторического развития архитектуры. Смена архитектурных эпох и стилей, диалектический эффект отрицания предшествующего и проблема преемственности.

Архитектурная форма и ее специфика. Категории архитектурной формы. Теория композиции и ее основные составляющие. Основные средства гармонизации архитектурной формы, ансамбля, города. Средовой подход в архитектурном проектировании и развитие представлений об архитектурном ансамбле, его специфике и принципах формирования.

2. История архитектуры

Основные очаги возникновения древнейших цивилизаций, архитектуры и градостроительства. Периодизация всемирной истории архитектуры. Стадиальный и региональный аспекты.

Происхождение зодчества. Древнейшие формы расселения и поселений. Новейшие расшифровки структуры мегалитических сооружений. Актуальные проблемы включения памятников археологии в контекст истории мировой архитектуры. Черты общности в развитии древнейших строительных структур.

Архитектура Древнего мира. Зодчество Египта, Двуречья, Средиземноморья и сопредельных стран Азии. Выдающиеся памятники и ансамбли. Развитие градостроительства.

Архитектура Античного мира. Древняя Греция – основные этапы развития зодчества. Выдающиеся города, ансамбли, памятники. Гипподамова планировка греческих городов. Архитектура акрополей, агор, храмов. Древний Рим. Генеральные планы военных лагерей и городов. Городские центры, форумы, улицы, массовая застройка. Основные памятники древнеримского зодчества. Архитектурный ордер, его становление и развитие.

Архитектура античных поселений в Северном Причерноморья. Архитектура Древней Америки. Основные культуры, города, храмовые ансамбли.

Архитектура Средних веков. Архитектура и градостроительство Византии. Крестово-купольная система в храмовом зодчестве, ее влияние на последующее развитие культовой архитектуры.

Зодчество стран средневековой Европы. Романская архитектура. Готика. Архитектура и ансамбли Парижа, Реймса, Кельна , Амьена, Лондона, Флоренции , Венеции и других городов.

Архитектура Древней Руси X – середины XV в. Основные архитектурные школы и их влияние на последующее развитие русского зодчества.

Принципы русского средневекового градостроительства. Архитектура Московского государства второй половины XV – XVII вв. Русское деревянное зодчество.

Архитектура эпохи Возрождения. «Идеальные» города. И его стиль, распространение в странах Европы и Америки.

Классицизм как международный стиль. Его национальные варианты в Европе и Америке. Архитектурные теории эпохи классицизма. Мастера и их основные работы.

Архитектура Российской империи XVIII – первой половины XIX в. Архитектура и градостроительство Петровского времени и середины XVIII в. Русский классицизм, его выдающиеся представители. Перепланировка городов России во второй половине XVIII – начале XIX в. Образцы планировочного искусства, городские ансамбли.

Архитектура Украины и Белоруссии XV – XVIII вв.

Архитектура Закавказья и Центральной Азии. Региональные и национальные школы, основные этапы их развития. Градостроительная культура. Выдающиеся ансамбли и памятники, народное жилище.

Зодчество стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Основные школы, взаимовлияния. Особенности градостроительной культуры, садово-парковом искусстве и архитектурного формообразования,

Архитектура Нового и Новейшего времени. Исторические, социально-экономические и культурные условия и противоречия в развитии градостроительства и архитектуры XIX – начала XX в. Развитие экономики, промышленности, общественно-политической мысли и их влияние на развитие зодчества. Градостроительные идеи. Основные типы сооружений.

Историзм и эклектизм как метод архитектурного творчества. Разнообразие его проявлений в архитектуре различных стран. Национально-романтические течения. Европейские варианты стиля «модерн» и его ведущие мастера. Чикагская школа. Возрождение традиций классицизма в начале XX в. Зарождение отечественной историко-архитектурной науки, основные этапы ее развития.

Истоки современной архитектуры. Современное движение. Де стиль. Экспрессионизм в архитектуре. Баухауз и ВХУТЕМАС. Развитие функционализма в архитектуре и градостроительстве и реакция на «новую архитектуру» в 1930-е годы.

«Афинская хартия» и развитие градостроительства в конце 1940–1950-х годах. Творчество и теоретические концепции выдающихся мастеров 1920–1960-х годов. Критика «современного движения» и тенденции 1970–1980-х годов. Новый консерватизм, массово-коммерческое и авангардное творчество. Развитие ретроспективных направлений. Программа и противоречия постмодернизма, деконструктивизма. Новый классицизм, регионализм, архитектура хай-тек.

Становление национальных архитектурных школ в странах Европы, Азии и Латинской Америки.

Архитектура СССР и России XX. Архитектура первых лет советской власти. Социальные утопии и поиски новых форм расселения, типов жилища, общественных зданий . Основные творческие направления.

Первая пятилетка и развертывание строительства промышленных предприятий, новых городов и жилых комплексов. Участие в строительстве архитекторов Европы и Америки.

Изменение творческой направленности в советской архитектуре начала 1930-х годов, курс на освоение мирового и национального архитектурного наследия. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года и его влияние на практику советского градостроительства.

Послевоенное строительство. Восстановление городов, строительство крупных общественных зданий, мемориалов.

Изменение творческой направленности советской архитектуры в 1954–1955 гг. Становление новых принципов градостроительства. Строительство новых городов (Тольятти, Набережные Челны и др.).

Возникновение противоречий между централизованным и типовым проектированием , массовостью и унификацией индустриального строительства и требованиями учета региональных, местных, национальных особенностей. Первые попытки их преодоления, актуальные проблемы формирования полноценной среды городов и сел.

Проблема национального своеобразия в советской архитектуре 1970–1980-х годов. Развитие региональных школ зодчества. Мастера архитектуры и их произведения. Проблемы местного своеобразия и синтеза искусств.

Социальные программы жилищного строительства, задача обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом.

Архитектура России 1990-х – начала 2000х годов. Новые тенденции и проблемы. Генеральный план развития Москвы на период до 2020 года.

3. Реставрация памятников архитектуры и реконструкция
исторически сложившейся среды

Становление и эволюция принципов реставрации памятников архитектуры. Выдающиеся теоретики и практики реставрационного дела. «Венецианская хартия» и современные проблемы реставрации памятников прошлого.

Аспекты ценности памятников архитектуры. Диалектика отношения к позднейшим наслоениям. Критерии допустимости и целесообразности воссоздания утраченных памятников архитектуры и элементов зданий.

Основные принципы приспособления памятников архитектуры к современному использованию.

Понятие «исторический город». Проблемы, возникающие при его реконструкции. Предпроектный исследовательский цикл, его содержание и место в общей системе проектных работ при реконструкции исторического города. Цели и методы исследования исторического города, используемые источники, их комплексная систематизация и обобщение. Предпроектные исследования и обоснования. Основные принципы реконструкции и развития исторических городов.

Проект зон охраны, исторического города, его состав и содержание. Охранные зоны памятников архитектуры, исторических ансамблей, заповедные зоны города. Зоны охраняемого ландшафта, регулирования строительства. Методы определения границ, режимы использования и строительства.

Основная литература

1. Архитектурное наследство. Сб. науч. тр. 1951 – 2001. Вып. 1–45.

2. , Саваренская градостроительного искусства. Т.1, 2. М., 1979.

3. Всеобщая история архитектуры. В 12 М., 1966–1977.

4. Иконников, среда, время. М., 1985.

5. , Степанов архитектурной композиции. М., 1971.

6. История советской архитектуры. 1917 – 1954 гг.: Учеб. для архитектурных вузов изд. 2-е / Под ред. и. М., 1985.

7. Кириченко теория в России XIX в. М., 1986.

8. Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура. Конец XIX – XX вв. М., 1972.

9. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 1–2. М., 1975.

10. История русской архитектуры. 2-е изд / ,
, . СПб., 1995.

11. Реставрация памятников архитектуры: Учеб. пособие для архитектурных вузов. М., I988.

12. Русское градостроительное искусство. Т. 1–4 / Под ред. Н. Ф Гуляницкого М., 1995 –1999.

13. Русское градостроительство второй половины XIX – XX веков. Т.5. Кн. 1 / РГИ. М., 2001.

14. Современная советская архитектура 1955 – 1980 гг.: Учеб. для вузов. М., 1985.

15. Теоретические основы советской архитектуры: важнейшие проблемы. М., 1984.

16. Хан-Магомедов советского авангарда. Т. 1, 2. М., 1996, 2001.

17. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Т. 1, 2. М., 1997.


Из Греции пришла необычная новость. Архитекторы и археологи исследуют возможность строительства новой версии одного из Чудес света Древнего мира – гигантской статуи Колосса Родосского. Но это далеко не первый случай в истории, когда потомки восстанавливают известные сооружения, разрушенные их предками. И сегодня мы расскажем про 5 самых наглядных примеров такой реконструкции спустя поколения .

Александрийская библиотека

Один из наиболее известных случаев восстановления здания спустя много столетий после его разрушения связан с египетским городом Александрия. Правда, речь идет не о другом Чуде света Древнего мира, Александрийском маяке, а о куда более важном для наших времен учреждении – библиотеке.

Александрийская библиотека, основанная в третьем веке до нашей эры, была одним из крупнейших научных центров Древнего мира. В ней хранилось, предположительно, до 700 тысяч папирусных свитков, а руководители этого собрания играли важную роль не только в научной, но также в религиозной и политической жизни государств, которые управляли на тот момент городом Александрия.



Но в начале первого тысячелетия новой эры Александрийская библиотека сильно пострадала в результате нескольких войн и мятежей. Считается, что она окончательно прекратила свое существование в седьмом веке во время арабского завоевания Египта, когда халиф Оман произнес ставшую легендарной фразу относительно судьбы книг из библиотечного собрания: «Если их содержание согласуется с Кораном, единственной Божественной Книгой, они не нужны, а если не согласуется, то их следует уничтожить в любом случае».



Александрийская библиотека оставалась лишь записью на странице всемирной истории вплоть до 2002 года, когда на предполагаемом месте древнего книгохранилища появилось новое библиотечной здание, построенное в современном стиле. Строительство этого сооружения по проекту норвежской студии Snohetta и австрийского архитектора Кристофа Капелле началось в 1988 с позволения президента Египта Хосни Мубарака.



В новой Александрийской библиотеке хранится около 8 миллионов изданий, из которых 500 тысяч находится в общем доступе. В комплексе площадью 70 тысяч квадратных метров, помимо книгохранилища, находятся также музеи, образовательные учреждения, планетарий, художественные галереи и лаборатория по реставрации древних рукописей.



Во время Революции в Египте в 2011 году жители Александрии стали вокруг библиотеки живой цепью, чтобы не дать погромщикам и мародерам уничтожить лишь недавно восстановленный научный центр мирового уровня.

Храм Христа Спасителя

5 декабря 1931 года можно считать «черным» днем в истории российского православия. Именно тогда двумя мощными взрывами был уничтожен знаменитый , одно из величайших религиозных сооружений во всем мире.



Этот храм был построен в течение сорока с лишним лет девятнадцатого века, его заложили в августе 1837 года в честь двадцатипятилетия Бородинской битвы, а закончили в 1883. Церковь стала «главным» культовым сооружением Российской Империи, в ней короновали, венчали и отпевали монархов, здесь Чайковский впервые представил общественности свою знаменитую «Увертюру 1812 года». Но Советской Власти этот храм не пережил.



На его месте после сноса планировалось построить гигантский небоскреб Дворца Советов высотой в 100 этажей и 495 метров, однако Великая Отечественная война нарушила эти грандиозные планы. А потому со временем на месте уже вырытого котлована упомянутого выше здания был возведен бассейн «Москва» - самый большой в мире открытый бассейн, функционировавщий даже в зимнее время.

Но после распада Советского Союза и реабилитации православия России, было принято решение восстановить Храм Христа Спасителя в прежнем облике. Закладка новой церкви состоялась 5 декабря 1990 года, первая служба – в августе 1996, а великое освящение храма прошло 19 августа 2000.



Сейчас Храм Христа Спасителя снова стал «главной» церковью России, кафедральным собором Русской Православной Церкви.

Хрустальный дворец

Хрустальный дворец был в конце девятнадцатого – начале двадцатого века для Лондона таким же символом, как для Парижа Эйфелева башня. Этот выставочный зал площадью 90 тысяч квадратных метров построили из чугуна и стекла в 1851 году к Всемирной выставке.



После окончания Выставки, Хрустальный дворец разобрали и по частям перевезли на другое место, в лондонское предместье Сиднем-Хилл, которому данное сооружение дало новое название – Кристал Пэлас (район известен сейчас, в основом, благодаря одноименному футбольному клубу).

Внутри Хрустального дворца были обустроены оранжереи, а вокруг – шикарный парк с фонтанами, искусственными водопадами и прудами. Со временем там появился и футбольный стадион.



Во время Первой Мировой войны в Хрустальном дворце расположился учебный центр британской армии, а после окончания боевых действий – научная лаборатория Джона Бэрда, одного из «пионеров» телевидения.

30 ноября 1936 года Хрустальный дворец прекратил свое существование – он сгорел в пожаре, оставив после себя только металлический остов, разобранный затем на металлолом. Место пустовало до наших дней, когда появились планы по восстановлению легендарного лондонского объекта.



В 2013 году власти Лондона и китайская девелоперская компания ZhongRong Group объявили о начале открытого архитектурного конкурса на право строительства . В шорт-лист этого соревнования вошли Zaha Hadid Architects, David Chipperfield, Roger Stirk Harbour + Partners, Grimshaw, Marks Barfield Achitects и Haworth Tompkins – это крупнейшие британские архитекторы современности.



Начало возведение здания запланировано на 2015 год. Это будет сооружение длиной 500 метров и высотой 50, в котором откроется один из крупнейших в британской столице торговых, выставочных и развлекательных центров. Смета строительства нового Хрустального дворца в Лондоне составит 500 миллионов фунтов стерлингов.

Запорожская Сечь

История центральной части современной Украины неразрывно связана с Запорожским казачеством (в Украине говорят «козачеством») – военным сословием, которое организовалось в некое подобие государства, управляющего достаточно значительными территориями. Административным центром запорожских казаков считалась Сечь – крупная деревянная крепость, в которой располагались руководящие органы Войска Запорожского.



История знает десяток Сечей, которые сменяли друг друга в течение трехсот с лишним лет, - укрепления переезжали с места на место по разным объективным и субъективным причинам. Но самой известной их них является крепость на острове Малая Хортица на территории современного города Запорожье. Именно с нее началась история украинского казачества, и именно с этой местностью оно, в первую очередь, ассоциируется.



Последняя Сечь на берегах Днепра пала в 1775 году, чтобы появиться снова уже в начале третьего тысячелетия. Правда, выросшая в первом десятилетии двадцать первого века на острове Хортица в Запорожье деревянная крепость больше не несет военного назначения. Это музей Запорожского казачества – историческая реконструкция целого города с церковью, жилыми, административными, производственными, учебными и коммерческими зданиями.



Оригинальное здание, появившееся в 1599 году, сгорело в 1613, пожар начался во время спектакля ««Генрих VIII». Новое сооружение на этом месте появилось в 1614, когда Шекспир уже уехал из британской столицы в свой родной город Стратфорд, но просуществовало оно также недолго, в 1642 его закрыли под натиском возмущений пуритан – радикальных английских последователей протестантского проповедника Жана Кальвина.

Со временем здание театра было снесено, и даже само его местонахождения забылось, пока в 1989 году его фундамент не был обнаружен на территории автостоянки в центре Лондона. Археологические исследования дали историкам понимание, как выглядел и функционировал знаменитый театр Шекспира. Тогда и появилась идея его восстановления в прежнем виде.



Правда, новый «Глобус» построили в 200 метрах от его исторического прототипа. Зато это практически точная копия оригинального здания, в котором все повторяет планировку и функциональность театра семнадцатого века. И даже крыша над зрительскими ложами была сделана из соломы, что было строго-настрого запрещено в Лондоне после Великого пожара 1666 года.



Нынешний «Глобус» функционирует по прямому назначению. В нем в теплое время года (с мая по октябрь) ежедневно показывают шекспировские спектакли. При этом, как и во времена Великого Барда, большая часть мест в зале – стоячие, будто это фан-зона на современном рок-концерте. Правда, и цена на эти билеты соответствующая – 5 фунтов стерлингов.


Есть репортажи, возможность сделать которые ждешь годами. Сегодня именно такой случай. Пять лет я искал способ подробно изучить высотку на Котельнической набережной, а также провести съемку города с ее шпиля. Сегодня напротив еще одной сбывшейся мечты я ставлю жирную галочку! Запасайтесь чашечкой кофе и смотрите большой репортаж про большое и знаковое здание в Москве.

1. Дом, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился как город в городе. Авторы грандиозного проекта - Чечулин и Ростковский. Дмитрий Николаевич Чечулин вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Гостиница «Пекин», Белый дом, гостиница «Россия», станции метро «Комсомольская» (радиальная), «Охотный Ряд», «Киевская» (радиальная), «Динамо» и многие другие объекты Москвы - проекты Чечулина.

Все началось с того, что в 1940 году был построен 9-этажный жилой корпус, как самостоятельное здание, выходящее на Москву-реку.



2. На цветной открытке конца 50х годов показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено только то самое крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки. Справа - оно же поближе, снятое с Большого Устьинского моста. Да, когда-то прямо по набережной проходили линии электропередач.

3. После войны, к 1952 году был возведен центральный объём высотой 176 метров, а 9-этажный корпус был включен в новый ансамбль с частичной перестройкой парадного фасада.

4. Спустя 60 лет высотку на Котельнической по-прежнему видно с многих точек Москвы. По праву это здание является одной из визитных карточек города.

5. Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы «Украина»). Строили её пленные, которые проживали недалеко, в «Лагпункте». Это бывший концлагерь на Таганке. Курировал строительство дома Лаврентий Берия, он же настоял на выборе площадки для строительства.

6. Списки жильцов утверждал сам Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты и писатели.

Список будущих жильцов начали составлять еще на этапе строительства. «В нашем доме будут жить наши люди», - сказал «вождь народов». Но полностью заселить дом «нашими» было рискованно. Из-за вечных интриг высотку могла постичь участь печально знаменитого Дома на набережной, где в конце тридцатых годов репрессировали многих жильцов. Для разнородности состава одно крыло отдали военным, другое - людям искусства.

Квартиры жильцам сдавались «под ключ» - с белоснежной мебелью на кухне, бронзовыми светильниками и импортной сантехникой.

7. Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за «новых русских», которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой.

Всего в здании находятся около 700 квартир, магазины, библиотека, школа, детский сад и почтовое отделение. Есть и свой кинотеатр, москвичи его прекрасно знают. В старое время народ ломился сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же стоял в очередях на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.

8. Квартиры в доме на Котельнической являлись предметом мечтаний советской элиты, их роскошь поражала воображение, а сам дом казался недосягаемым оплотом жизни «класса люкс». Хрустальные люстры, потолочная лепнина, дорогой паркет, «сталинский» кафель - все это являлось неотъемлемой принадлежностью квартир высотки на Котельнической. В этом доме жила советская элита с самой высокой плотностью населения «звезд» на квадратный метр.

Здание не раз фигурировало в отечественном кинематографе: «Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Ералаш», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги» и многих других.

9. Сначала я очень опечалился, когда заметил, что здание покрылось строительными лесами и лифтами. Это означало, что часть красивых ракурсов Москвы попадало под списание по причине неприглядного вида одного из знаковых объектов города.

10. До этого я несколько раз пытался официально согласовать с управляющей компанией съемку интерьеров здания и, конечно, выход к шпилю для панорамной съемки Москвы. Но, увы, безуспешно. Из-за бесконечного потока руферов, ломающих на своем пути замки и двери, посылающих на три буквы консьержек, из-за десятков уволенных сотрудников безопасности и управляющих, все было тщетно. При одном слове фотограф у людей менялось настроение и резко заканчивалось время, отведенное на беседу.

11. «Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Настал тот день, когда меня пригласили как фотографа снять процесс реконструкции здания и провели по всем местам, куда раньше говорили «и даже думать забудьте».

13. С момента сдачи дома прошло более 60 лет. Это внушительная цифра. За все годы в здании ни разу не проводился капитальный ремонт (кроме купленных квартир). На фотографии виден фрагмент ограждения крыши подземных гаражей. Примерно так, а то и хуже, выглядела большая часть благоустройства дома. Да, звучит невероятно, но при проектировании здания пол века назад архитектор думал о том, куда жильцы будут ставить свои автомобили!

14. По словам подрядчиков в состав работы входит ремонт фундамента, ремонт подвальных и чердачных помещений, систем канализации, вентиляции, отопления и электрификации. Также осуществлялась реставрация скульптурных групп и горельефов, наружных торшеров у парадного входа и шпиля со звездой, заново производилось благоустройство прилегающей территории. Еще не все задачи выполнены, но основной фронт работ подходит к концу.

Так неделю назад выглядел центральный подъезд высотки.

15. Для реставрации фасадов были смонтированы внешние технические лифты. Жаль, что не нашлось никакого решения для маскировки блоков кондиционеров.

18. Вид со двора на корпус с Иллюзионом.

19. Вид высотки со двора.

21. Пять нижних этажей сталинской высотки облицованы гранитом и образуют монументальный цоколь. Все архитектурные элементы, скульптурные группы и обелиски проходят процесс реставрации.

22. Чье-то окно.

23. В одном советском журнале, посвященному советской архитектуре, был написан абзац про жильцов элитного дома: «Стоит над Москвой рекой белокаменный дом, в котором живут простые советские люди - рабочие и инженеры, врачи и артисты, архитекторы и пенсионеры… Невозможно представить, чтобы где-нибудь в Америке, Англии, Франции, любой капиталистической стране правительство построило такое здание и заселило бы его рабочими и специалистами…»

24. На самом деле, в этом доме жил высший свет той эпохи. Здесь проживали известные советские деятели науки и искусства, которых с большим трудом можно было отнести к «простым рабочим». Где это видано, чтобы на домах обычных советских людей делали такие горельефы и орнаменты. Учитывалось множество деталей в проработке скульптур, у всех людей есть зрачки, для большей выразительности. При этом они одеты в простую одежду рабочих.

25. Процесс реставрации скульптур на правом крыле здания. Они стояли 60 лет под открытым небом, некоторые фрагменты фигур потрескались и раскрошились. Скульптуры были разобраны на части (в той последовательности, как и создавались), и перевезены для восстановления в мастерскую.

26. Для работы в зимнее время весь участок скульптурной группы закрыли в «теплый контур», где поддерживается необходимая для работы плюсовая температура.

27. Голова почти метровой высоты. Хорошо видны участки 60-летней давности, и новые, восстановленные. В любом случае, это только промежуточный вариант.

28. Скульптуры на главном корпусе уже готовы.

29. Для масштаба в левом нижнем углу сидит человечек. Фотографией непросто передать размеры и монументальность данного здания и его элементов. С земли все выглядит куда менее серьезно.

30. Высотка уникальна и оставляет неизгладимое впечатление в душе каждого, кто проходит или проезжает мимо нее, она по-прежнему удивляет своей величиной и воплощением мощи. Три низкие башни и боковые крылья здания органично вписываются в общую архитектуру улицы и вливаются в сложный ландшафт на слиянии Москва-реки и Яузы.

33. Переместимся в подъезды с пятиметровыми потолками...

34. Парадная дверь корпуса Б.

35. Реставрация потолков.

38. Не просто здание, а целый музей эпохи. Как станции московской подземки.

39. История под ногами.

40. Сейчас работают не все лифты. Часть лифтовых шахт полностью перестраивают.

41. Вот так раньше выглядел холл центрального подъезда. Интересно, так же ли он будет выглядеть после реконструкции...

42. Один из лестничных пролетов.

43. Это подъезд в боковых корпусах. Здесь все скромнее, чем в центральном.

44. Перила и ограждения за десятилетия покрылись бесконечными слоями краски. Все это было счищено и восстановлено.

45. Гастроном в корпусе А. Когда-то вся Москвы ездила сюда за колбасой. После реконструкции здесь снова будет магазин. Также в доме была легендарная булочная, о которой так любят вспоминать местные жители.

46. Несмотря на тяжелые времена девяностых, когда в подъездах не было консьержей, и народ свинчивал и снимал все, что под руку попадало, до наших дней дожили некоторые родные детали и фрагменты декора.

47. Список квартир у одного из лифтов.

Состав жильцов позволял дому на Котельнической долгое время занимать одно из важнейших мест в Москве и первое из всех сталинских высоток.

В разные годы в этом доме проживали звезды советского кино и театра. Фаина Раневская, снявшаяся более чем в 30 кинофильмах и сыгравшая несколько десятков ролей в театре рассказывала историю ее заселения. Как-то раз, к актрисе, которой на тот момент уже исполнилось 70 лет, обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать актрису. И как положено по инструкции провел с ней тонкую и деликатную беседу о работе иностранных агентов в СССР, про нехватку высококлассных агентов в КГБ и обязанность каждого порядочного гражданина помогать своей стране.

В ответ он услышал яркий монолог Фаины Георгиевны, в котором она выразила полную готовность сотрудничать, и что единственным препятствием на этом поприще являлся тот факт, что она проживала в коммуналке и разговаривала во сне. Спустя месяц после этого разговора, Фаина Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.

Соседками Раневской были Нонна Мордюкова, Клара Лучко, актриса Марина Ладынина с супругом кинорежиссером Иваном Пырьевым, поэт Александр Твардовский, писатель Константин Паустовский, и многие другие известные представители творческой интеллигенции. Сам архитектор Дмитрий Чечулин также жил в этом доме на набережной.

Часть входных дверей в квартиры сохранились в первоначальном виде. В девяностые и двухтысячные современные жильцы старались заменить двери на что-то более тяжелое и непроходимое. Сейчас же, наоборот, пошла мода восстанавливать родные двери.

Мы встретились с Валентиной Александровной Кибальниковой, которая большую часть своей жизни прожила в этом доме. Валентина Александровна - внучка знаменитого советского скульптора Александра Павловича Кибальникова.

Мы жили в центральной секции на 7 этаже. Это были удивительные времена. Двери в квартиры никогда не запирались, дети бегали друг к другу в гости без приглашения, как к себе домой, а в лифтовом холле малышня каталась на велосипеде и играла в догонялки. Всюду стоял детский гомон и смех.

Бывало, что по праздникам начинали встречи в квартире Бугримовой (известная на весь мир дрессировщица львов). Потом переходили к нам на основные блюда. У химика Рябчикова пили чай, а после на площадке у лифтов устраивали танцы. В этом доме жили счастливые люди...

После очередной поездки приходим домой, а в стеночку уже стучат - приглашают на ужин.

В холле на первом этаже наряжали большую елку и устраивали новогодние представления. Сейчас этого, конечно, нет. Многие жильцы не знают даже, кто в соседней квартире живет.

49. А вот и герой этих историй Валентина Александровна Кибальникова. Большое ей спасибо, здоровья и долгих лет жизни!

50. В корпусе «Б» на 6-ом этаже двенадцать лет жила великая балерина Галина Уланова. Как-то раз она поскользнулась на гладкой плитке в лифтовом холле и чуть не подвернула себе ногу. Страшно представить, что такое больная нога для балерины. Она договорилась с управляющей компанией, и та заменила на 6 этаже плитку на нескользящую. Собственно, эта плитка на фотографии на переднем плане, а родная, более серая, по центру (к боковой квартире).

51. В 2004 году в квартире № 185 был открыт музей Галины Улановой, в котором сохранена обстановка и собраны ее личные вещи.

52. Музей состоит из четырех комнат с весьма скромной обстановкой. Сохранилось огромное зеркало для постоянных тренировок. Балерина, несмотря на возраст и состояние здоровья, каждый день проводила у станка по несколько часов. Любимое кресло для чтения на том же месте. В спальне на тахте теплый махровый плед и рядом на тумбочке очки. В прихожей лежит как будто забытый зонтик, а в гардеробе демисезонное пальто в клетку. По комнатам заботливо расставлены маленькие детали, создающие домашний уют. Складывается впечатление, что стоит немного подождать и Галина Сергеевна вернется в свою квартиру после очередного блистательного выступления на сцене Большого театра.

53. Библиотека насчитывает около 2400 книг, многие - с дарственными надписями.

54. Согласно первоначальному плану, новоиспеченные жители должны были своим примером показать современный рациональный образ жизни: об этом, в частности, говорят такие детали, как удивляющая многих гостей планировка кухонь: мало квартир, где их площадь превышает 6–8 м 2 . Дело в том, что по плану создателей проекта в доме должна была существовать общая столовая-ресторан гостиничного типа - для экономии сил и времени жителей, а собственная кухня в квартирах подразумевалась, например, для приготовления чая или кофе или для спокойных кулинарных опытов. Однако данному проекту не суждено было воплотиться в жизнь.

55. Шикарный вид из окна. И это только 6 этаж!

Современные актеры также с удовольствием покупают жилье в жилом доме на Котельнической набережной. Рената Литвинова соседствует с актером, музыкантом и шоуменом Дмитрием Нагиевым. Актер и писатель Ефим Шифрин даже свою книгу назвал «Дневник котельника».

Цены на квартиры в высотке находятся на недосягаемом для рядового гражданина уровне и исчисляются десятками миллионов рублей. Но бывает и так, что некоторые квартиры годами простаивают без жильцов - порой богатые люди покупают недвижимость в этом здании в качестве инвестиции.

Последнее время внимание к высотке привлекла новость о том, что несколько квартир выкуплены Игорем Шуваловым. Местные конечно это тоже обсуждают, но их-то таким событием не удивить: есть человек, заработавший огромное состояние ещё в 90-х в бизнесе, может позволить купить себе эти квартиры. Сколько таких жильцов было в Котельниках... Но сегодняшняя должность Шувалова и политические баталии выносят вполне рядовое событие на другой уровень обсуждения.

Уже поговаривают, что и вся реконструкция исторического здания затеяна по этому случаю. Наверное у Шувалова есть квартиры и в МИДе - вон его уже пару лет реконструируют, даже шпиль разобрали. Да и другие высотки планово ремонтировались, но интернет-экспертам в реальности видимо жить скучно.

56. Кстати о шпиле. Так выглядит лестница на площадку с основанием шпиля. Стены этой узкой лестницы перекрашивались несколько раз. Это хорошо видно по разноцветным следам. Но на этот раз красят не поверх того, что было, а специальной химией снимают все слои старой краски, и красят заново. На фото результат очередной очистки.

57. Винтовая лестница на шпиль.

58. И вот он, долгожданный бонус. Давно я мечтал сюда забраться. Городские виды я разбавлю историями про это здание, уж больно они хорошие)

59. Жил в высотке композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.

Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был невысокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: «Оу-у-у! Вау-у-у!»

Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине для высотных работ. Тот за десятку договорился с оператором повалять дурака.

60. В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили.

Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство.

61. Однажды Богословский придумал фривольную шутку-загадку: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?»

Гости терялись в догадках и строили недвусмысленные предположения. «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственный премий.

62. Острый на язык композитор любил подтрунивать и над другой своей звездной соседкой - актрисой Фаиной Раневской. «Привет, старуха!» - на весь двор кричал композитор, завидев актрису. Раневская злилась. Интеллигентное «Приветствую вас, моя великая соседка» из уст другого соседа, поэта Александра Твардовского, нравилось ей куда больше.

Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!» - приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. «Над хлебом и зрелищами», - как шутила сама Раневская.

Мои любимые цитаты Раневской:
«Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их.»
«Я б вас послала, да вижу - вы оттуда!»

63. Приглашая в гости соседей, Раневская говорила:

Если звонок не работает, стучите ногами.
- Почему ногами, Фаина Георгиевна?
- Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!

64. Дом по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, что для тех времен было явлением скорее уникальным, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим не менее звездным соседям. Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.

Это из «Госцирка», - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!

Дежурная разрешила. Незваные гости долго не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла в распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.

65. Старожилы высотки любят рассказывать новичкам, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет - якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба. Стойкость подобных легенд связана с тем, что здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для разнообразных патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже «послания», коряво выцарапанные гвоздем.

66. «Строили зэки» - утверждают, что такая надпись есть в квартире писателя Василия Аксенова.

67. При строительстве однотипные квартиры оборудовались и оформлялись тоже однотипно, за исключением отдельных незначительных мелочей.

68. Отделка стен и потолков, мебель в кухне и комнатах, люстры и бра - все было одинаковым. Передвигать или тем более менять их жильцам категорически запрещалось. Так как местоположение тех или иных элементов интерьера определялась не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

69. Архитектор Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля (справа в кадре). Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия». Сегодня на ее месте строится .

Хорошо, что Чечулин за свою позицию поплатился не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а лишь на первом этаже. В любом случае, он спроектировал великолепное здание!

70. Невероятно, если вы дочитали всё это пост до конца...

Отдельно хочется поблагодарить Анатолия Рябова за несколько дней съемок, экскурсий и сопровождения, Валентину Александровну Кибальникову за уделенное время и интересные истории. Ну и нельзя не отметить труд комплекса городского хозяйства и капитального ремонта. Все таки это здание - достояние нашего города, наша история. И ее нужно беречь.

Спасибо за внимание!