Проблема переживания детьми военных событий, посильного участия в войне. Реабилитация детей, пострадавших от военных действий «Дети и война»: сочинение-рассуждение для школьников младших классов


Что такое война? По моему мнению, война – это самое страшное событие, которое может произойти с человечеством. Она унесла миллионы жизней. Война не пощадила ни взрослых, ни детей. В ней принимали участие не только отцы, дяди, но и подростки, которые хотели приблизить свою страну к победе над фашизмом. Именно об этом думает Аркадий Петрович Гайдар и ставит проблему роли детей на войне.

Он выпрашивает у солдата патроны, чтобы помочь в уничтожении врага. Смелый мальчик, видя, как старшие братья, дяди уходят в партизаны, не хочет сидеть сложа руки. Солдат доверяет ему обойму от своей винтовки. Он уверен, что эти пули полетят в нужную сторону. Об этом говорится в предложениях 22-26.

Дети очень остро переживали события Великой Отечественной войны. Они помогали в глубоком тылу, в прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. Где бы дети ни оказались, у них была огромная жажда дела, подвига.

Через эти примеры мы можем увидеть, что во время войны детям пришлось рано повзрослеть и встать наряду со взрослыми на защиту Отчизны. Настолько жестокой и беспощадной была эта война.

Таким образом, можно сказать, что роль детей во время Великой Отечественной войны была огромной. Подростки своими подвигами приблизили страну к великой победе. Мы должны помнить их и постараться, чтобы был мир во всём мире.

Обновлено: 2019-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту А.П. Гайдара: Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам (Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне)

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.

- (5)На что тебе патроны?

- (6)А так... на память.

- (7)На память патронов не дают.

(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

(9)Губы мальчишки презрительно кривятся:

Ну вот! (10)Что с них толку?

- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.

(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне. (26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.

- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу.

(35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига.

(40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

(По А. П. Гайдару)

Показать текст целиком

В предложенном для анализа тексте советский писатель Аркадий Петрович Гайдар ставит проблему переживания детьми военных событий.

Раскрывая проблему, автор приводит в пример мальчика Якова, который оказался на фронтовой полосе. Он просит у солдат два патрона «на память», однако выясняется, что нужны они совсем для другой цели. Герой кладёт ему «в горячую руку обойму» и берёт на себя ответ, что «каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону».

В годы войны дети понимали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, шли на любые уступки, лишь бы помочь . В этом, на мой взгляд, заключается позиция А.П. Гайдара.

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.

2. М.А. Шолохов «Родинка»

Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.

3. В.Быков «Круглянский мост»

Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.

4. В.Катаев «Сын полка»

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.

Тема детей, пострадавших от военных действий заслуживает отдельного рассмотрения, так как здесь мы имеем целый комплекс проблем. Помимо потери близких эти дети испытали и страх собственной смерти, и страх за своих родственников, многие оказываются без крова, вынуждены бежать из родного города. Встречаются и дети, потерявшие сразу всех своих родных, видевшие многие жестокие убийства, рушащиеся дома. На фоне посттравматического стресса, которому оказываются подвержены дети особенно тяжело оказывается справиться с трудностями. На наш взгляд, эта тема особенно важна и заслуживает детального рассмотрения, однако объем данной работы не позволяет рассмотреть ее достаточно подробно, мы ограничились лишь некоторыми данными, опубликованными психологами, работавшими с детьми, пострадавшими во время второй чеченской войны.

Работа такого рода описывается в статье Р. Джармен . Примечательно то, что в данном случае мы имеем дело не только с профессиональной психологической помощью, но и с помощью, которую каждый может оказать своему ближнему просто своим присутствием, пониманием и сочувствием. Вот как описывает проведенную реабилитационную работу сам

"С 1996 года я на регулярной основе занимаюсь профессиональным тренингом и поддержкой людей из Чечни с целью помочь им в совладании с последствиями травмы сначала первой чеченской войны, а затем и второй. Вследствие ужасных событий этих войн дети страдают от ночных кошмаров, страхов шума и темноты, внезапных воспоминаний (flashbacks) перенесенного. Многие дети мочатся в постель и не способны сосредоточиться и удерживать внимание. Все переживают утрату и часто испытывают сильное чувство вины из-за неспособности предотвратить произошедшее. Многие испытывают гнев, фрустрацию и не способны постичь произошедшее. Потеря веры во взрослое поведение привела к разрушению семейной жизни, к тому, что многие дети начали вести себя, как взрослые. Дети утратили свое детство. Подростки испытывают гнев на события, которые совершенно изменили их жизнь и окружение и украли их юность. Женщины унижены собственной беспомощностью, тем, что оказались неспособны предотвратить эти события и теперь не могут обеспечить свои семьи. Способность обеспечить и защитить собственную семью имеет фундаментальное значение для поддержания хорошей самооценки и чувства собственного достоинства. Все эти факторы необходимо принимать во внимание в процессе исцеления.

Люди находятся в очень тяжелом положении, между противоборствующими силами. Большая их часть - это дети, женщины и пожилые люди. Этот тренинг помог учителям, социальным работникам и матерям приобрести навыки, которые позволили им участвовать в исцелении от дистресса. С 1996 года группа женщин ежегодно в течение 3-4 недель проходит тренинг консультативных навыков. Большая их часть сейчас уже являются компетентными консультантами, способными облегчать умеренный или серьезный дистресс своих клиентов. В своей работе они стремятся вернуть им психологическое здоровье и способность справляться с очень тяжелыми физическими условиями, в которых они живут. Я бы хотела отметить, что и сами эти женщины пострадали от травмы, их жизнь - это борьба с собственным дистрессом.

Процесс исцеления включает несколько уровней. На простейшем уровне - это нахождение в отношениях, разговаривание и слушание или совместная деятельность и оказание друг другу поддержки в решении простых жизненных задач. В такого рода работу по исцелению вовлекается каждый. Делиться друг с другом своими историями - это естественный и ценный во всех культурах процесс. Истории несут с собой потенциал роста и исцеления, дают нам силу и стойкость.

Применение специальных навыков - это другой способ участия в процессе исцеления. Здесь имеются в виду навыки активного слушания и способность помочь клиенту пройти через болезненные и беспокоящие переживания таким образом, чтобы он или она преодолели и трансформировали такие потенциально деструктивные эмоции, как страх, гнев, вина, фрустрация и утрата.

На следующем уровне нужны специальные знания. Это те случаи, когда мы имеем дело с серьезной травмой или даже с посттравматическим стрессовым расстройством. Оказалось, что лишь весьма небольшой процент людей демонстрирует посттравматическое стрессовое расстройство. Для большинства же консультирование - это та помощь, которая может оказаться достаточной. Очень важно преждевременно не навешивать ярлык посттравматического стрессового расстройства, так как люди не больны, они пережили дистресс. Желательно избегать профессионального жаргона и даже не использовать слов психология и психологи, поскольку они нередко уже имеют негативную коннотацию. Лучше говорить на знакомом и понятном людям языке. Когда используются психологические термины люди чувствуют, что они не знают чего-то, что знают эксперты. Когда мы пытаемся оказывать людям поддержку в восстановлении внутренних сил их сообществ, от профессиональной терминологии лучше отказаться.

Тренинг построен на обучении через опыт. Он основан на гуманистическом подходе, то есть на уважении личности и работе с внутренним потенциалом к самоисцелению. Большое внимание уделялось созданию безопасного пространства, развитию эмпатии и навыков активного слушания, использованию игры и средств творческого самовыражения, работе с метафорами. Частью тренинга стало создание ритуалов с целью совладания с утратой, горем, виной и гневом. Чтобы увеличить способность к управлению эмоциями, в ходе тренинга ставилась, в частности, задача увеличения осознания их когнитивной составляющей, а для облегчения стресса и напряжения проводились упражнения на релаксацию. Тренинг также включал оценку работы и отслеживание прогресса клиента, а также использование игр для облегчения социального взаимодействия.

Как уже отмечалось, полезнее говорить о людях в дистрессе и не использовать клинические термины типа посттравматическое стрессовое расстройство. В основе такой работы - уважение личности и вера в потенциальную энергию самоисцеления каждого человеческого существа. Консультант лишь содействует активизации процессов самоисцеления. Для такого рода работы важно создать эмоционально безопасное пространство. Это особенно важно в культуре, где слезы и потеря контроля над чувствами рассматриваются как слабость. Для выражения чувств в группе требуется особое разрешение. Слезы - это не табу, а гнев может быть выражен безопасным образом. В сессиях необходимо выделить время как для воспоминания и горевания, так и для приспособления к той жизненной реальности, в которой приходится быть.

Важнейшим элементом работы по самоисцелению является восстановление отношений: между детьми и родителями, внутри группы, с учителями, с сообществом, а также восстановление чувства собственного достоинства и ценности каждого индивида как члена общества.

Консультанты использовали специально созданный простой опросник, чтобы определить, кто из детей больше всего нуждается в помощи. Детей, у которых были симптомы дистресса или проблемы с обучением, также направляли учителя. Помимо этого, родители приводили детей, с которыми они потеряли эмоциональный контакт. Консультанты начали работу с группами из 12 детей, встречаясь с ними два раза в неделю на двухчасовые сессии в неповрежденных комнатах школ или домов. В комнатах были игрушки и арт-материалы. На начальном этапе в группе были установлены правила уважительного, безоценочного отношения ко всем присутствующим, что позволило детям почувствовать себя в безопасности, плакать и выражать гнев. Правило конфиденциальности и другие правила групповой работы помогли восстановить доверие людей друг к другу и веру в восстановление общества, способного защитить своих членов. Дети, которые нуждались в индивидуальной помощи, имели такую возможность после группы или в другое время.

Консультанты, работавшие с этими группами, были обучены важнейшим консультативным навыкам, при этом большое значение придавалось безусловному позитивному отношению и теплоте, эмпатии и конгруэнтности. Поскольку большая часть консультантов имела педагогическое образование, в процессе их тренинга особое внимание было уделено отличиям работы консультанта от педагогической деятельности. Наличие ожиданий учителя или родителя могло бы привести к ориентации детей на потребности консультанта, а не на свои собственные потребности. Особое внимание было уделено достижению ребенком уверенности и чувства "Я хороший", занятию активной позиции в своей жизни. Группа подтверждала внутренний потенциал к исцелению каждого своего участника.

Каждая сессия начиналась и завершалась обменом чувств по кругу. Дети садились в круг и имели возможность высказать любые чувства и потребности, выразить признательность друг другу. Это давало также возможность разделить с другими события и вести от родных. Не было никакого давления, но каждый ребенок знал, что у него есть возможность в безопасном пространстве поговорить о личных проблемах.

Когда в группе установилась доверительная обстановка и дети узнали друг друга, время обмена по кругу стало очень ценным опытом.

Такая группа подобна мини-обществу, в котором участники начинают доверять друг другу и заботиться друг о друге. Истории могут быть рассказаны, эмоции выражены и проработаны. Это также возможность восстановления самооценки; посредством воображения могут быть исследованы различные способы реагирования и совладания с новыми обстоятельствами. Конечно же остается время для игр, упражнений и веселья. Детям позволяется быть детьми и на время забыть об ответственности, которую они взвалили на свои плечи в результате внезапных и разрушительных событий.

При этом важным фактором является уважение культурных традиций и их использование в работе. Мальчики, чьи отцы или старшие братья были убиты, внезапно сталкиваются с ношей старшего мужчины в семье, со всей той ответственностью, которую налагают кавказские традиции. Возможность говорить о новых ролях, осмыслить свое положение очень ценна для них. Дети переживают неспособность их родителей справиться с трудностями и защитить их. Потеря естественной связи с родителями - источник громадной боли для многих из них. Эти и другие переживания могут быть исследованы в группе.

Консультанту необходимо обладать особым чутьем, чтобы не ожидать от ребенка того, что противоречит его воспитанию. Следует активно вовлекать ребенка в процесс принятия необходимых, касающихся его жизни решений. Это способствует избавлению от чувства бессилия и переживания себя жертвой внешних обстоятельств.

Внезапные разрушительные события выводят людей из состояния равновесия. Для понимания произошедшего и постижения новых обстоятельств требуется время. Эмоции достигают верхнего предела. Преобладают страхи, беспомощность, гнев, вина и фрустрация. Эмоции становятся основной побудительной силой. Под их влиянием человек совершает непредвиденные поступки, вследствие чего возникает чувство невладения собой. Поэтому процесс исцеления направлен на восстановление баланса, помощь в выражении и овладении собственными эмоциями.

В процессе исцеления помимо создания атмосферы безопасности существенное значение имеют навыки активного слушания. Важно слышать не только историю, но и содержащиеся в ней эмоции. Ребенок может вновь и вновь рассказывать ужасную историю в отчужденной манере, так что кажется, будто он уже справился с воспоминанием травматического события. Однако пока не произойдет восстановления связи с эмоциями, которые являются частью истории, никакого психологического исцеления не произойдет. Вслушиваясь в историю, консультант должен быть готов к встрече с болью и к ее проживанию вместе с ребенком. Вместе с тем, далеко не всегда требуется детальное изложение истории. Консультанту необходимо чутье, чтобы определить тот момент, когда ребенок готов говорить, выражать свои чувства и таким образом освобождаться от своей истории.

Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать, что его принуждают рассказывать свою историю. Если ребенок страдает от внезапных воспоминаний произошедшего (вторгающиеся образы), он должен понять, что от них можно избавиться, выразив связанные с ними чувства. По мере того как консультант подтверждает эмоции, вызванные травматическим событием, он помогает клиенту в когнитивном овладении ими, способствуя возобновлению отношения между собой и собственными чувствами и контролю над ними. Таким образом, эмоции постепенно перестают быть основной побудительной силой поведения.

Восстановить связь между прошлым и настоящим консультант может через подтверждение последовательности событий. Раньше была нормальная жизнь с присущей ей эмоциональной реальностью; затем были тревога и страх, предшествовавшие травматическому событию; далее выражение истории данного события, ведущее к освобождению и наконец необходимость приспособления к новой ситуации. Ребенок может начать свой рассказ с любого места, задача консультанта состоит в том, чтобы сделать необходимые связи и поместить травматическое событие в более широкий контекст. Тем самым осуществляется помощь в протягивании моста к прошлому, в восстановлении связи с внутренними ресурсами, их привнесении в настоящее.

Дети часто испытывают огромное чувство вины из-за того, что не смогли предотвратить деструктивные события или не спасли погибающего человека. В таких случаях полезным оказывается проверка реальности через ролевую игру.

Маленькая девочка, на которую оставили ее младшую сестру - грудного ребенка, - вышла на улицу, держа ту на руках. Внезапно с пролетающего вертолета началась стрельба; пули свистели почти над самым домом. От испуга она выронила ребенка, и он погиб от удара. Девочка страдала от сильнейшего чувства вины. Консультант предложила использовать ролевую игру, чтобы разыграть всю последовательность событий. Девочка наблюдала за этим со стороны. Этот опыт помог ей осознать реальность этого момента и избавиться от чувства вины.

Работая с утратой, консультанты нашли полезным применение техники пустого стула. Применение этой техники дает клиенту возможность разговора с человеком, потеря которого произошла так внезапно. Это возможность высказать невысказанное и сказать: "Прощай". И снова, конкретизация чувств при этом очень полезна.

В процессе работы важно не забывать, что консультанты нуждаются в обучении, подтверждении и поддержке. Для этого они встречаются в группе поддержки и делятся друг с другом своим опытом и чувствами.

В этой статье и вышеприведенных примерах я пыталась показать, что даже люди с минимальным тренингом могут оказывать реальную помощь в периоды кризиса, делая важный вклад в процесс исцеления не только конкретного ребенка, но и внутреннего исцеления целого сообщества. Вовлечение в процесс помощи членов пострадавшего сообщества, а не экспертов извне - это ценный способ оздоровления общества, исцеления, происходящего изнутри. Люди не больны психологически, они переживают дистресс на протяжении определенного промежутка времени, и в этот период они нуждаются в поддержке. Консультанты, прошедшие тренинг после первой войны говорили мне, что этот опыт помогает им и сообществу вокруг них лучше справляться с ужасами второй чеченской войны. Они чувствовали себя психологически сильнее.

В заключение я хотела бы выразить мое восхищение достоинством, силой и красотой людей Чечни, с которыми мне удалось познакомиться и которые живут в данный момент в ужасных условиях, буквально на грани возможности существования. Война - это человеческая катастрофа, которая прежде всего требует сострадания и здравого смысла, а не терапевтических вмешательств".

Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

(1)Фронтовая полоса. (2)Пропуская гурты колхозного скота, который уходит к спокойным пастбищам на восток, на перекрёстке села машина останавливается. (3)На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

- (4)Дяденька, дайте два патрона.
- (5)На что тебе патроны?
- (6)А так... на память.
- (7)На память патронов не дают.
(8)Сую ему решётчатую оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу. (9)Губы мальчишки презрительно кривятся:
- Ну вот! (10)Что с них толку?
- (11)Ах, дорогой! (12)Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толку? (13)Может быть, ты хочешь вот эту зелёную бутылку или эту чёрную гранату? (14)Может быть, тебе отцепить от тягача вот ту небольшую противотанковую пушку? (15)Лезь в машину, не ври и говори прямо.

(16)И вот начинается рассказ, полный тайных недомолвок, увёрток, хотя в общем нам уже всё давно ясно.
(17)Уходят отцы, дяди и старшие братья в партизаны. (18)А он ещё молод, но ловок, смел. (19)Он знает все лощинки, последние тропинки на сорок километров в округе.

(20)Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет. (21)И не будучи вправе рассказать что-либо больше, облизывая потрескавшиеся, запылённые губы, он ждёт жадно и нетерпеливо.

(22)Я смотрю ему в глаза. (23)Я кладу ему в горячую руку обойму. (24)Это - обойма от моей винтовки. (25)Она записана на мне. (26)Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в ту, какую надо, сторону.
- (27)Послушай, Яков, ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? (28)Что же ты, из пустой крынки стрелять будешь?

(29)Грузовик трогается. (30)Яков спрыгивает с подножки, он подскакивает и весело кричит что-то несуразное, бестолковое. (31)Он смеётся и загадочно грозит мне вдогонку пальцем. (32)Потом, двинув кулаком по морде вертевшуюся около корову, он исчезает в клубах пыли.

(33)Дети! (34)На десятки тысяч из них война обрушилась точно так же, как и на взрослых, уже хотя бы потому, что сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу. (35)Остро, чаще острее, чем взрослые, подростки - мальчуганы, девочки - переживают события Великой Отечественной войны. (36)Они жадно, до последней точки, слушают сообщения Информбюро, запоминают все детали героических поступков, выписывают имена героев, их звания, их фамилии. (37)Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

(38)Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта. (39)И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига. (40)Пройдут годы. (41)Вы станете взрослыми. (42)И тогда в хороший час отдыха после большой и мирной работы вы будете с радостью вспоминать о том, что когда-то, в грозные для Родины дни, вы не путались под ногами, не сидели сложа руки, а помогали своей стране в её тяжёлой и очень важной борьбе с человеконенавистническим фашизмом.

">

(По А. П. Гайдару)

Ответ:

В предложенном для анализа тексте А.П.Гайдар размышляет о проблеме участия детей в военных действиях на фронтах Великой Отечественной войны. Автор пишет про детей, оставшихся на прифронтовых территориях, о том, как они мечтают попасть на фронт, чтобы бить врага. Но возраст ещё не позволяет, на фронт ушли отцы и старшие братья, а он – подросток - хочет и может содействовать армии. Дети на войне, по-моему, быстро взрослеют, они могут принимать ответственные решения и заменять взрослых, как показывает исторический опыт. Война обрушилась на них точно так же, как и на взрослых, потому что «сброшенные над мирными городами фашистские бомбы имеют для всех одинаковую силу». Действительно, фашисты не щадили никого: ни взрослых, ни стариков, ни детей. Автор считает, что дети не могли оставаться в стороне от происходящих событий, они стремились всеми силами помочь стране в борьбе с врагом.

Страшные годы той войны отходят от нас всё дальше и дальше. Постепенно стираются из памяти подвиги пионеров-героев, юных комсомольцев, которым не было 17 лет, а они отдали свою жизнь за победу. В отечественной литературе очень много книг, посвящённых их памяти. Роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о таком подвиге. Юноши и девушки, оставшиеся на оккупированной фашистами территории, создали организацию, целью которой была борьба с врагом. Они сделали радиоприёмник, слушали сообщения Совинформбюро и расклеивали листовки, донося скрываемую от жителей города правду о войне. Они сожгли биржу труда, чем спасли от отправки в Германию десятки соотечественников, готовили диверсии и поджоги. Все они погибли, расстрелянные весной 1943 года, многим не исполнилось 17 лет.

В повести В.О.Богомолова «Иван» главным героем является двенадцатилетний мальчик, который вёл разведку на территории врага. Иван наблюдал за передвижением эшелонов и докладывал об этом командованию. Мальчик был схвачен фашистами. В течение трёх дней его пытали, но он не сказал ни слова. Его расстреляли. Но подвиг этого мальчишки достоин памяти в веках. Подводя итог, хочу сказать. Память дана людям неслучайно. Надо хранить имена и события, чтобы не допустить их повторения. Особенно таких событий, как Великая Отечественная война. Чтобы над детьми всегда сияло солнце и чтобы они радовались беспечному яркому детству, а не страдали от войны.