Соблюдение профессиональной конфиденциальности. Профессиональная тайна Профессиональная тайна в психологии

Информированное согласие.

Информированное согласие означает недопустимость скрывать какую- либо информацию от акционеров (собственников), членов советов директоров и иных заинтересованных лиц при принятии решения, затрагивающего их права и законные интересы. Ситуация, когда менеджеры скрывают важные факторы, могущие повлиять на решения, принимаемые советом директоров или общим собранием акционеров, является одним из грубейших нарушений одного из основополагающих прав участников корпоративных отношений – права на исчерпывающую и достоверную информацию.

Конфиденциальность и профессиональная тайна.

Под конфиденциальностью подразумевается уважение и защита секретности дел компании, акционеров, директоров и менеджеров и иных участников корпоративных отношений. Соблюдение конфиденциальности означает сохранение в тайне только информации о добросовестном и законопослушном поведении. Когда речь идет о некомпетентности, утаивании информации, подлежащей раскрытию, тогда вступают в силу обязательные правила раскрытия информации, вплоть до направления информации о противозаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в компетентные государственные органы. Конфиденциальность включает в себя следующие компоненты:

1.Охрана информации, относящейся к деятельности компании и не подлежащей раскрытию – то есть, информации, относящейся к коммерческой тайне.

2.Соблюдение полной секретности в отношении бизнеса и, финансовых и личных дел акционеров, директоров, менеджеров, сотрудников и контрагентов компании.

3.Неразглашение информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации могут иметь место.

4.Разглашение информации третьим лицам может быть только в случаях, когда: а) либо имело место требование, основанное на законе; б) либо имело место согласие заинтересованного лица, чьи интересы затрагиваются данной информацией.

5.Обеспечение осторожности в ходе любых переговоров – устных, письменных или других – для предотвращения распространения конфиденциальной информации и проявление особой осторожности при использовании любых средств телекоммуникации.

6.Ограничение доступа к любым конфиденциальным или важным документам.

7.Уважение прав коллег и подчиненных на секретность их персональных дел,

кроме случаев, когда интересы блага компании или права и законные интересы участника корпоративных отношений могут быть подвергнуты риску в результате неразглашения информации.

29.Уважение прав собственности. Коллегиальность. Право на критику, бесконфликтность

. Уважение прав собственности.

Как принцип деловой этики уважение к праву собственности

конкретизируется в следующем:

1.Недопустимость нелицензированного использования чужой собственности.

2.Стремление к балансу взаимной выгоды при совершении сделок – суть

переходу права собственности.

3.Корректное использование торговой марки.

4.Точное следование технологии по лицензии франчайзинга.

5.Недопустимость плагиата – использования чужой интеллектуальной

собственности.

7.Согласование долей собственности в совместных проектах.

Коллегиальность.

Как принцип деловой этики коллегиальность и профессионального

консилиума выражается в следующем:

1.Стремление к принятию коллегиальных решений и оказание взаимной помощи в вопросах жизненно важных заключений (профессиональные консилиумы) и чрезвычайных «форс-мажорных» ситуациях, требующих объединения усилий.

2.Стремление к коллективных поискам решения трудных производственных задач в рамках одного предприятия или сложных профессиональных задач

в рамках одного профессионального или отраслевого объединения.

3.Уважительное отношение к коллегам, включая как коллективные, общенациональные или религиозные поводы, так и события личной жизни.

4.Помощь менее опытным коллегам.

5.Поддержка коллег в сложной для них ситуации. Как принцип деловой этики право на критику, исправления этических ошибок и бесконфликтности конкретизируется в следующем:

6.Умение и возможность критиковать работу руководства, коллег и деловых партнеров без ущемления личного достоинства критикуемых.

7.Отказ от неконструктивной критики в адрес участников деловых отношений.

8.Умение правильно воспринимать критику в свой адрес.

9.Принятие всех необходимых мер для исправления допущенной в деловых отношениях этической ошибки независимо от делового статуса и сроков давности ошибки.

– это сведения, которые становятся известными какому-либо лицу в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей и которые он не имеет права ни распространять, ни использовать в своих интересах. Соблюдение тайны способствует защите интересов граждан и ограничению доступа к сведениям, которые они считают конфиденциальными.

профессиональная тайна — это секретная информация

Владелец сведений называется доверителем, тот, кому он доверил тайну, — держателем. Работники государственных органов называются пользователями, так как законодательство разрешает им пользоваться этими сведениями для выполнения своих служебных , при условии что они не доверяют данную информацию третьим лицам.

Чтобы информация считалась профессиональной тайной, она должна соответствовать следующим условиям:

  • Информация действительно секретная, не предназначенная для широкой общественности.
  • Держатель тайны узнал ее для того, чтобы быть в состоянии предоставить профессиональные услуги.
  • Держатель не является государственным или муниципальным служащим (тогда информация классифицируется как служебная тайна).
  • Закон защищает эту информацию, потому что ее распространение может нанести ущерб доверителю.

Таково общее представление об этом понятии, основанное на законах, рассматривающих профессиональную тайну в контексте какой-либо отдельной сферы деятельности. Обобщенное понятие было введено в 2006 г. Законом об информации и ее защите. Федеральный закон, где разъяснялось бы, какие виды профессиональной тайны существуют и каким образом карается нарушение тайны, на данный момент отсутствует в своде законов Российской Федерации.

Различие между профессиональной и служебной тайной

Служебная тайна и профессиональная тайна — это разные понятия

Четкого разграничения между служебной и профессиональной тайной не проведено. Информация относится к одной из этих двух категорий на основании того, была ли она получена служащим муниципального/государственного учреждения или работником организации, оказывающей профессиональные услуги.

В связи с этим возникает много вопросов. Например, судья получил от нотариуса сведения о , представляющие собой профессиональную тайну, и воспользовался ими для принятия решения в суде. Будет ли эта информация считаться служебной тайной, учитывая, что она используется государственным должностным лицом?

Другой пример: в некоторых источниках к профессиональной тайне относится следственная тайна и тайна совещания судей. Первая связана со сведениями о том, как идет расследование. Только уполномоченные лица (следователь, прокурор) имеют право предоставить эту информацию общественности. Учитывая интересы следствия и принимая во внимание свое профессиональное чутье, они могут прийти к выводу, что какие-то сведения не защищаются законом об информации в качестве профессиональной тайны, потому что малозначимы.

Вторая тайна запрещает освещать то, что происходит во время совещания судей, включая мнения, которые они высказывают. Таким образом минимизируется возможное давление на судей и обеспечивается объективность вынесенного решения.

В других источниках эти две тайны определяются как служебные. Как правило, служебными называются все тайны, которые не являются профессиональными. Ввиду отсутствия закона о профессиональной тайне возникает путаница в классификации. Это показывает, что назрела необходимость в разработке закона о профессиональной тайне, проясняющего все вопросы.

Тайна в юридической практике

Закон позволяет выделить следующие виды профессиональной тайны, связанные с оказанием юридических услуг:

Нотариальная тайна

И его сотрудники не имеют права раскрывать кому-либо информацию, которую они узнали в процессе выполнения нотариальных действий. Они обязаны хранить молчание, даже когда оставят это место работы. Перед получением полномочий нотариус дает присягу, в которой обязуется хранить профессиональную тайну.

Адвокатская тайна

Адвокат обязан держать в секрете все, что узнает от клиента

Тайной считается все, что сообщит адвокату человек, обратившийся за его помощью, и факты, которые адвокат узнает, оказывая профессиональные услуги. Закон запрещает вызывать его в суд как свидетеля, чтобы задать ему вопросы, так или иначе связанные с этой тайной. Даже если он потеряет свой статус адвоката, он не сможет раскрыть эту тайну.

Если суд вынесет решение об обыске офиса или жилья адвоката и будут обнаружены какие-то материалы, относящиеся к делу лица, нанявшего адвоката, они не могут быть использованы в ходе (исключением является орудие преступления).

Адвокатская тайна – один из наиболее защищенных законом видов профессиональной тайны. Ее нарушение адвокатом приводит к административной и в зависимости от степени серьезности нарушения.

Понятие адвокатской тайны и адвокатской неприкосновенности, как гарантии сохранения адвокатской тайны:

Тайна завещания

– это документ, с содержанием которого заинтересованные лица должны быть ознакомлены после смерти завещателя. Те, кто вместе с ним участвует в подготовке текста завещания, его подписании и заверении (нотариус, иногда свидетели, законный представитель или переводчик), не имеют права предоставлять какую-либо информацию о пунктах завещания, равно и о внесенных дополнениях и исправлениях.

Разглашение этой тайны не карается законом, но заявитель может обратиться с иском, требуя компенсировать ему моральный ущерб за несвоевременное сообщение информации из завещания заинтересованным или посторонним лицам.

Тайна в сфере экономической деятельности

Раскрытие тайны, относящейся к экономической деятельности, может нанести серьезный материальный ущерб интересам доверителя. В этой сфере профессиональная тайна часто граничит с коммерческой.

Аудиторская тайна

Врачебная тайна как профессиональная обязанность врача

Организации и отдельные лица, занимающиеся аудитом предприятий (т. е. проверкой их экономической деятельности) лишены возможности распространять документы, предоставленные им в ходе проверки, и делиться информацией об операциях, которые производятся данными предприятиями. Исключение составляют те случаи, когда руководство предприятия дает им письменное разрешение.

Банковская тайна

Она включает личные данные клиентов банковского учреждения и данные об их операциях и счетах. Работники банка не имею права сообщать количество вкладов клиента, какая сумма находится у него на счету/счетах, как часто он совершает операции перевода/снятия/обмена денег и т. п. Некоторые специалисты относят банковскую тайну к коммерческой тайне, поскольку речь идет о коммерческих интересах клиентов.

Тайна страхования

Гражданский кодекс предусматривает наказание за нарушение этой тайны страховщиком. В нем оговорено, что тайной считаются не только заключенные договора страхования, но также общие сведения о материальном положении заинтересованных сторон, их состоянии здоровья. Данное положение имеет силу, когда страховщик представлен физическим лицом и когда он является организацией.

Тайна, связанная с этическими соображениями

Существует информация, которую не следует распространять скорее по этическим соображениям, чем в связи с нанесением материального вреда. Она затрагивает вопросы совести и межличностные отношения.

Тайна исповеди

Это выражение означает, что священнослужитель не имеет права рассказывать кому-либо то, что он услышал на исповеди. Закон не позволяет опрашивать его как свидетеля на заседании суда, если вопросы касаются содержания исповеди. Священник несет моральную ответственность за соблюдение тайны. Если он нарушит тайну, то юридических последствий не будет, так как наказание за раскрытие тайны исповеди не оговаривается в законе.

Тайна усыновления

Государство учитывает морально-этический аспект усыновления. Цель этой процедуры не просто обеспечить ребенка жильем и пищей, но дать возможность радоваться семейной жизни. За раскрытие тайны предусмотрена гражданская и уголовная ответственность. От судей, работников органов попечительства, представителей администрации закон требует молчания. Единственные, кто имеет право открыть эту тайну, — это сами усыновители.

Другие виды профессиональной тайн

Эти виды тайны отдельно оговариваются в законодательстве России:

Врачебная тайна

Никто не имеет право вскрывать чужие сообщения!

Врачи дают клятву, в которой обещают сохранить тайну пациента. К этой тайне можно отнести сам факт обращения за помощью в медицинское учреждение. Такого подхода особенно строго придерживаются в организациях, работающих с психически больными людьми, занимающихся искусственным оплодотворением, донорством, трансплантацией органов.

В каком состоянии находится здоровье гражданина, каковы результаты сданных анализов, какой диагноз был поставлен и какой метод лечения был выбран – все это сведения, которые больной считает конфиденциальными. Поэтому медработникам запрещено сообщать об этом посторонним лицам иначе как с разрешения доверителя.

Тайна связи

Соответствующий федеральный закон гарантирует сохранение конфиденциальности любых сообщений, передаваемых по почте, телеграфу, телефону, при помощи электросвязи. Вскрыть сообщение и ознакомиться с его содержимым (или прослушать, если это телефонное сообщение) разрешается только при наличии постановления суда.

Перевод и получение информации по этому поводу также является тайной для всех граждан и организаций, кроме отправителя и получателя или лиц, которым они выдали доверенность.

Таким образом, профессиональная тайна присутствует во многих сферах жизни. Она дает гражданам и юридическим лицам право не раскрывать секретные сведения и защищает это право. Понятие профессиональной тайны нуждается в дальнейшем уточнении и введении единых норм наказания за ее нарушение.

Толкование

профессиональная этика психолога

психолог: этика профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения - как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

В первую очередь это - универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых:

1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;

2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;

3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;

4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами, и пр. Сверх того:

5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;

6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности - неразглашения сообщенных сведений;

7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.

Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.

Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.

Словарь практического психолога . - М . : АСТ , Харвест . С . Ю . Головин . 1998 .

    измерения в психологии

См. Также в других словарях:

    Профессиональная этика психолога ПОО - Деятельность психолога базируется на принципах законности, гуманизма, соблюдения прав человека, уважения к его личности, профессионализма и ответственности за результаты своей работы, а также профессиональной независимости и разумной… … Энциклопедия современной юридической психологии

    - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью (см.… … Большая психологическая энциклопедия

    профессиональная этика в психодиагностике - (психодиагностика: этика профессиональная) Практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе… … Большая психологическая энциклопедия

    Профессиональная этика (professional ethics) - Этика представляет собой совокупность норм, к рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг ций, участников исслед., профессиональных групп и об ва в целом.… … Психологическая энциклопедия

    этика психолога профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношении с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    психолог: этика профессиональная - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. В… … Большая психологическая энциклопедия

    психодиагностика: этика профессиональная - практическая психодиагностика весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее базе ставится медицинский или судебно психологический… … Большая психологическая энциклопедия

    Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией (privileged communications) - Решающим фактором для готовности клиента раскрывать личную информ. яв ся частный характер, приватность общения с психологом. Поэтому недостаточная защищенность клиента в коммуникации может помешать извлечь максимальную пользу из общения с… … Психологическая энциклопедия

    Удостоверение квалификации (credentialing) - Психология яв-ся строго контролируемой профессией. Во всех районах в Северной Америке процедуры лицензирования, аттестации и упорядочения деятельности психологов определяются законодательно. Законы об аттестации оговаривают правила использования… … Психологическая энциклопедия

    Компетентность в психологии (competency in psychology) - В условиях потребительского об-ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… … Психологическая энциклопедия

    Профессиональная этика , О. В. Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 - Психология (квалификация "бакалавр"). В книге раскрыта сущность…Подробнее Купить за 603 руб

    Профессиональная этика , Ольга Одинцова. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 - Психология (квалификация"бакалавр").В книге раскрыта сущность…Подробнее Купить за 540 руб

    Профессиональная этика , Одинцова О.В.. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 030300 – Психология (квалификация «бакалавр»). В книге раскрыта сущность…Подробнее Купить за 482 руб

Другие книги по запросу «профессиональная этика психолога» >>

17.3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этика - это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности. Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи он должен уметь устанавливать контакты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей - психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", - не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему без необходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих реальных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Психолог осуществляет свою деятельность исходя прежде всего из интересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую работу. Важно иметь в виду необратимость многих психических процессов. Поэтому главный этический принцип психолога - "не навреди". Сформулированный Гиппократом применительно к врачебной этике, он имеет исключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека. Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые методики,

приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осведомленные о полученных результатах, предупреждать неправильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы они применялись только в рамках задач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение методов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального положения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен переносить свои личные отношения и проблемы на профессиональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между психологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента. Психолог должен уважать достоинство испытуемого, клиента и проявлять честность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своевременно предупреждать испытуемого о том, как будет использоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практических психологов - позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздерживаться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения. Неквалифицированный психолог склонен к шаблонным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомендательный, ненавязчивый характер, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профессиональной компетентности.

Психолог должен избегать провоцировать конфронтационные отношения клиентов. Например, профессиональный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда обнаруживает такую тенденцию. Нужно признать, что деятельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником интересов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятельности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оставаться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важно такое поведение психолога, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика,

клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это -профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда - профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..."

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

Психолог должен сохранять конфиденциальность психодиагностических методик. Это означает, что профессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригодность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога - препятствовать попыткам некорректного и неэтичного применения психодиагностических методик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность результатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материала, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести строгий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика,

клиента или иных третьих лиц, корректно использовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциальности материалов исследования полезно использовать систему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психологической информации заказчику, клиенту и пользователю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо разглашение данных психологического обследования за пределами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверительных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обследования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это -профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные сведения, полученные в ходе психологического исследования, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или организации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.



В то же время психолог должен ориентироваться на принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач организации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинтересованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут навредить испытуемому. Осознать меру вреда - профессиональный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследований психолог доводит их результаты до сведения заказчика. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участникам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, чтобы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивидуальном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактичной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..."

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет психологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психологов" - своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приняло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этического обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других европейских странах. В нашей стране также активно обсуждаются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламентировать этическую сторону в их деятельности.

Взаимоотношения между людьми строятся на различных принципах. Среди них существует принцип конфиденциальности информации, которого часто придерживаются государственные работники и деловые люди, однако и в личных отношениях он действует..

В обыденной жизни под конфиденциальностью понимается сохранение тайны или секрета. Люди вынуждены скрывать некоторую информацию о себе. Это сделано для того, чтобы ею не воспользовались в корыстных или злых целях. Человеку приходится скрываться, недоговаривать, не раскрываться полностью, что является нормальным явлением, как и то, что у него есть тайное желание найти такое лицо, которому можно доверить тайну и быть уверенным, что секрет останется при нем.

В личных отношениях сохранение тайны и является конфиденциальностью. Здесь речь в первую очередь идет о доверии, когда человек рассказывает ранимое и сокровенное другому в надежде, что все сказанное останется между ними. Человек волен сам выбирать, кому раскрывать свои секреты. Но если секреты раскрывают перед конкретным лицом, значит, они предназначены лишь для его ушей и ни для чьих более. Не теряйте доверия к себе, поскольку в следующий раз вам могут ничего не рассказать, если будут знать, что потом эти тайны станут известными всем.

Во-вторых, это вопрос открытости. Есть такие моменты в жизни каждого человека, которые он бы не хотел разглашать. Поэтому они и называются тайнами, поскольку не предназначены для широкого круга лиц. Хотели бы вы, чтобы самое сокровенное, что у вас есть, знали все люди? Хотели бы вы, чтобы ваши тайны стали известны всему миру? Если вы хотели бы свои секреты оставить втайне, тогда не удивляйтесь, что другие люди хотят того же самого. Если вам рассказывают некий секрет, то он предназначен именно для вас, а не для оповещения всему миру.

Сохраняйте тайны, которые вам доверяются. Таким образом, вы будете знать больше, нежели бы вы сплетничали за спинами людей, которые не захотели бы вам больше ничего рассказывать.

Что такое конфиденциальность?

Обычно в профессиональных кругах используется такой термин, как конфиденциальность. Что это такое? Это доверие, сохранение тайны или важной информации, откровенность. Простыми словами, конфиденциальность – это сохранение той информации, которая была высказана другим человеком, втайне от других ушей, глаз. Данного принципа придерживаются люди многих профессий:

  • Психологи, которым рассказывают пациенты свои сокровенные тайны и глубинные мотивы.
  • Юристы, которые получают приватную информацию о своих клиентах и обязуются ее не разглашать.
  • Врачи, которые присягаются о неразглашении диагнозов и методов лечения конкретных лиц, которые обращаются к ним за помощью.
  • Деловые люди, которые вынуждены хранить втайне всю информацию, полученную на деловых переговорах с целью сохранения доверия к себе.

Конфиденциальность очень важна в мире, где сеть Интернет уже не способствует сохранению тайн и секретов. Жизнь многих людей выставлена напоказ. О каких секретах здесь можно говорить? Если раньше распространением конфиденциальной информации занимались сплетники, соседи, враги, то сегодня достаточно сети Интернет, где можно найти практически все, что в нее запускается.

Человек вынужден молчать, если он желает, чтобы некую информацию о нем никто не знал. Однако молчать очень сложно, а порой и невозможно, особенно если речь идет о необходимости лечиться или предоставлять личные данные в государственные органы. Здесь очень важно, чтобы предоставленная информация в любом виде была сохранена в том формате, на который согласился человек.

Почему человек нуждается в сохранении важной информации втайне?

  1. Потому что ее можно использовать в злых умыслах. Чтобы у других лиц не было достаточно инструментов для причинения вреда человеку, необходимо, чтобы информация оставалась втайне и выдавалась лишь по необходимости.
  2. Потому что она причиняет боль. Здесь речь скорее идет о душевных секретах. Если человек раскроет некую информацию о себе, то ею можно его «уколоть», душевно ранить. Данная информация часто выдается близким родственникам, друзьям или психологам. Здесь важно соблюдать определенные принципы сохранения чужой тайны.

Во-первых, человек, раскрывая свою тайну, желает, чтобы любая ее фиксация оставалась у того индивида, которому она выдается. Если это друзья, тогда им выдается информация в виде слов – человек хочет, чтобы эти слова дальше не передавались другим лицам. Если это психолог, тогда он может письменно что-то фиксировать, делать аудио- или видеозаписи. Данный материал должен быть в руках только у психолога и не попадаться на глаза других людей.

Важно перед тем, как душевно общаться или проводить консультацию, обговорить вопрос, как именно можно фиксировать любую информацию, которая будет оглашена в течение беседы. Также здесь важно обговорить другой вопрос: кому данную информацию можно передавать еще? Пусть человек, который раскрывает свои данные и тайны, сам скажет, кому еще можно рассказать их. Если его просьба будет нарушена, тогда речь идет о разглашении конфиденциальной информации.

Конфиденциальность – это сохранение тайны другого человека, который ее раскрывает. В профессиональных кругах конфиденциальность является одним из главных принципов, на которых устанавливается доверие между обычным человеком и тем лицом, органом, организацией, в которую он обращается.

Можно использовать тайную информацию лишь в научных целях. Она при этом не должна содержать никаких данных, по которым можно определить лицо, о котором идет речь. Здесь не выдается имени, контактной информации и прочих данных, которые указывают на конкретное лицо. Также конфиденциальная информация может быть использована правоохранительными органами в крайнем и законном случае. В остальных ситуациях каждый профессионал, который обязуется сохранять конфиденциальные данные, должен придерживаться обещанного слова.

К сожалению, сохранение конфиденциальности даже при всех нынешних мерах остается под вопросом. Существует множество способов того, из-за которых происходит «утечка» информации и попадание ее в чужие руки.

  • Друзья могут рассказать чужие секреты, не удержав своих языков за зубами.
  • Записи могут попасть в руки третьих лиц, которые знают пароли или имеют ключи от тех систем, где хранится информация.
  • Данные попадают в руки недобросовестных работников, которые в своих корыстных целях ее используют, нарушая трудовые обязанности.

Конфиденциальность очень легко нарушается, поскольку информация в любом виде имеет контакт с человеком, который является неидеальным и может совершать ошибки.

Принцип конфиденциальности

Главный принцип конфиденциальности заключается в том, чтобы информация, которая раскрывается одним человеком другому, далее не разглашалась и не распространялась по инициативе того лица, который ее получил. Разглашать собственные тайны имеет право только ее владелец. Другие лица могут ее лишь воспринимать или получать, но не распространять далее.

Анонимность является одним из принципов конфиденциальности, когда происходит автоматическое неполучение важной информации. Когда человек не выдает о себе личных данных, а просто занимается решением своих вопросов, тогда автоматически тайное остается с ним и не передается в чужие уши.

Однако не всегда решение вопроса может сопровождаться анонимностью. Здесь важным становится принцип, когда информация, выдаваемая человеком, обязательно остается в руках или голове того, кому она предоставлялась.

Помимо соблюдения принципов конфиденциальности, важно обеспечение и предотвращение распространения информации. Это зависит от того человека, который получил конфиденциальную информацию. Это он должен сделать все, чтобы информация дальше не распространялась.

В профессиональных кругах подписывается специальный договор о неразглашении информации, что обязуются исполнять работники. В противном случае назначается штраф. В обыденной жизни все строится на доверии и даче обещания ничего не говорить другим людям. Как карается нарушение обещанного? Чаще всего разрывом отношений человека, который раскрыл свою тайну, с тем, кто ее разгласил после доверительного получения.

Принцип конфиденциальности очень важен в настоящее время, когда люди понимают, что личные данные выдавать о себе лучше не следует. Сплошь и рядом находятся уши, которые готовы потом злословить или выдавать чужую информацию в корыстных целях. Конфиденциальность зачастую сохраняется по двум причинам:

  1. Сам человек, который хранит тайну, ее никому не выдает.
  2. Сделан правильный выбор того лица, которому выдалась тайна и который сумел ее сохранить.

Государство не озабочено тем, чтобы личные данные об отдельных гражданах хранились втайне. Это следует учитывать, поскольку существует множество поощрительных мер, когда выдавать чужие тайны считается нормальным и желанным, нежели их сохранение.

Правило конфиденциальности

Правилами конфиденциальности являются:

  1. Кодирование. Информацию следует шифровать, другими знаками обозначать и хранить ее отдельно от всех записей, где кодировка используется.
  2. Контролируемое сохранение. Обговорить срок и формы хранения информации, а также дату ликвидации всей документации.
  3. Корректное использование. Тайная информация никому не будет разглашена, а также не будет использована с целью причинения вреда человеку, который ее выдал.

Зачем следует придерживаться правил конфиденциальности? Здесь дается 6 объяснений:

  • Сохранение неприкосновенности личной жизни, в которую и так многие желают влезть.
  • Сохранение контроля над собственной жизнью. Если важная информация не разглашена, тогда человеку ничто не может навредить.
  • Сохранение того статуса, который человек занимал и ранее.
  • Сохранение тех отношений и рабочих связей, которые уже установлены у человека с другими людьми, не знающими об его тайнах и секретах.
  • Установление доверительных отношений с тем, кому тайны раскрываются.
  • Развитие высоких моральных принципов у того человека, который сохраняет чужую тайну.

Итог

Личная жизнь становится достоянием общественности, когда человек все о себе рассказывает или доверяет свои тайны людям, которые не могут их сохранить. Вот почему важна конфиденциальность, которая направлена в первую очередь на установление доверительных отношений между людьми. Умение человека сохранять чужую информацию втайне приводит его к хорошему итогу – другие люди обращаются к нему еще.

Это очень важно в профессиональной деятельности, особенно той, где люди вынуждены раскрывать о себе личные данные и не желают, чтобы она передавалась обществу.