Сочинение на тему: Трагедия Тараса Бульбы в повести Тарас Бульба, Гоголь. Тема: Товарищество и предательство в современном прочтении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» В чем заключается особая роль товарищества и братства в повести

В образе Тараса Бульбы - главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя - воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» - чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.

Это был один из числа коренных, старых полковников - мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, - пишет Гоголь, - и преклонные лета, и

Опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам...» Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести».

Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».

Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!», как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков», он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам», и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» - среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа».

Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. «Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Он один не согласился на мир с поляками, «гулял по всей Польше со своим полком...». Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. «Мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов «сила одолела силу». «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак», принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о муках, которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости.

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, - говорит автор, - ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы...» Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других - к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.

Тема: Товарищество и предательство в современном прочтении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» В чем заключается особая роль товарищества и братства в повести? Как понимают слова товарищество и предательство автор и герои повести? Актуальна ли тема товарищества и предательства в наше время?


Что нужно сделать, чтобы поучить ответы на вопросы? Найти текстовый материал о товариществе и предательстве Проанализировать тестовый материал Сделать выводы Довести полученные результаты до одноклассников Обобщить все публичные ответы Составить и выразить публично собственное мнение


Товарищество - отношения между людьми, основанные на общности их интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии отношения Товарищ - вежливая и дружелюбная форма обращения к человеку, известная еще в среде запорожского казачества, сетевого товарыства с XVII века, если не ранее. Товарищ термин, означающий коллегу или союзника. Человек, действующий, работающий вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни, и потому близкий ему. Мы с ними старые товарищи. Это мой школьный товарищ. Боевой товарищ. Товарищ детских лет. Словарная работа


Предательство нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех или нарушение табу и порицается морально-нравственными законами общества. Предатель –человек, который предал, изменник, враг


Богатырь - человек очень большой силы, стойкости, отваги, герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супергероями. Рыцарь - для рыцаря считались обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине. Отсюда - в переносном смысле - рыцарь - самоотверженный, благородный человек. Рыцарство выработало нравственный и эстетический идеал воина. Витязь - храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, богатырь.











Что двигало поступками героев? Как современные читатели трактуют тему предательства и товарищества? Будете ли вы рекомендовать прочесть повесть своим детям? Составьте синквейн по теме Правила синквейна 1. Имя существительное 2. Два имени прилагательных 3. Три глагола 4. Словосочетание или предложение 5. Синоним имени существительного (можно словосочетание)

(По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба")

Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь – первое в Европе демократическое "государство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя "Тарас Бульба".

Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий,

Приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование – это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же – боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Тарас Бульба – полковник, один из представителей командного состава казачества. Он является воплощением ратного духа сечевиков. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.

Остап и Андрий

– воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап – настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий – более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако в жизнь мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага.

В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для него – главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей цельности и могучей силе своего характера.

Николай Васильевич Гоголь был пылким патриотом своей родной Украины. Вся творческая жизнь писателя пришлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыслия, любого проявления национального духа. Не в последнюю очередь это касалось Украины. В повести "Тарас Бульба" которая должна была стать гимном свободолюбию, Гоголю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось сказать очень многое. Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом.

Образ Тараса Бульбы может быть истолкован и аллегорически: старый Тарас – это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий – воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!


Характер Тараса выдержан от начала и до конца. Чтобы так зримо и резко «вылепить» этот образ, Гоголь должен был заглянуть в тайное тайных мышления и переживаний Тараса, знать его дела. Ведь жизнь человека есть деяние. Из речи Бовдюга все узнают о том глубоком уважении и полном доверии, которые питают казаки к Тарасу, ибо нет из них, по словам Бовдюга, «никого, равного ему в доблести». Второй эпизод - речь Тараса, обращенная к оставшимся под Дубно казакам (гл. V),- раскрывает человеческую и воинскую мудрость Тараса. Учитель читает речь Тараса полностью. Чтению предшествует вступительное слово. В нем выясняются условия, при которых она была произнесена. Итак, часть казаков ушла в погоню за татарами, разграбившими Сечь и взявшими в плен оставшихся там товарищей, а «первый долг и первая честь коза-ка… соблюсти товарищество», ни при каких условиях не покидать своих соотечественников в беде. Оставшиеся под Дубно понимали, что с уходящими в погоню они расстаются и, быть может, навсегда. Поэтому «смутны стали козацкие ряды и… уныние, неприличное храброму, стало обнимать козацкие головы». Тарас знал и понимал великую силу вовремя произнесенного слова и, выбрав момент, сказал кратко, ио так, что его слово дошло до сердца каждого. После прочтения речи вслух учитель обратит внимание на простоту и ясность слов Тараса, на их суровость и мужественность. В чем же смысл этой речи, что в ней главное? Это призыв к казакам постоять за родную землю («за веру»- значит, за родные обычаи, нравы, уклад и т.д.), за такую близкую и такую родную для всех Сечь. В словах Тараса звучит гордость за Сечь и пожелание, чтобы выходили из нее «с каждым родом молодцы один одного лучше, один одного краше». Недаром он этой речью вызвал живую реакцию слушателей: «За Сичь!» - отдался густо в передних рядах.- «За Сичь!»- сказали тихо старые, моргнувши седым усом; и встрепенувшись, как молодые соколы, повторили молодые: «За Сичь!». Таково вдохновенное и вдохновляющее слово Тараса. Для выяснения стилистического своеобразия этой речи предварительно можно посмотреть иллюстрацию к этому эпизоду художника Е. А. Кибрика. Художник изобразил Тараса с высоко поднятой рукой, выражение его лица сурово. Жест оратора дает право думать, что своим обращением Тарас хочет поднять боевой дух казаков, призвать их к подвигам и одновременно как бы грозит кому-то. Но ведь у Гоголя сказано, что Тарас говорит речь не для этого. Он знает, что казаки крепки духом. Ему «просто самому хотелось высказать все, что было на сердце». Значит, скорее всего это слово - раздумье. Тарас как бы всматривается в себя, в тот запас впечатлений и наблюдений, что отложился в кем в результате большого жизненного опыта и подтверждал мысль о святости товарищества по духу. Он убежден, что на товариществе стоит русская земля, а сила товарищества - в единстве мыслей, убеждений, в единстве чувств, во взаимной поддержке и выручке, в готовности все отдать за благо и счастье своих соотечественников. Таким образом, анализируя речь Тараса о товариществе, мы ставили целью глубокое ее осмысление учащимися, стремились вызвать у них, определенные эмоциональные переживания. Важно, чтобы шестиклассники поняли, чем вызвана эта речь, ради чего произнесена, какую роль она играет в раскрытии образа Тараса. Хотя в речи Тараса есть острая политическая злободневность (когда Тарас с гневом говорит о подлых порядках, что завелись на родной земле), и читатель вправе отнести это к современной Гоголю крепостнической России, мы сомневаемся в целесообразности беседы в таком плане. Опыт показал, что такая беседа оставляет ребят равнодушными. К тому же повесть изучается вне историко-литературного процесса и творческого развития самого писателя. Эта речь Тараса, как и X глава в целом, раскроет новую сторону образа Тараса: высокое искусство полководца. Тарас думает о чисто военных задачах, да и не может не думать о них, так как от их правильного решения зависит жизнь и смерть людей. Тарас, опытный военачальник, умеет распределить силы, наметить тактику предстоящего сражения. Все, конечно, найдут в хрестоматии то место, где говорится: «Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепостей,-род битвы, в котором бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками кольев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу». Какой еще эпизод свидетельствует о большом полководческом искусстве Тараса? Имеется в виду троекратное обращение Тараса во время сражения к казакам: «А что, паны…- есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Перед читателем развертывается картина разгорающейся битвы. Враг несет большие потери, но гибнут и казаки, и вопрос Тараса - это и своего рода выражение чувства гордости за боевых товарищей, и поддержка их духа, и призыв быть стойкими, с новыми силами ударить по врагам. Недаром после каждого обращения говорится: «и наперли сильно казаки…», «и рванулись снова казаки…» и т.д. И только когда битва достигает предельного напряжения, когда силы обеих сторон были на подходе, и битву мог выиграть лишь тот, у кого есть еще резервы, Тарас подает знак отряду, находящемуся в засаде, вступить в бой. Почему Тарас обращается к казакам трижды? Где мы ранее встречались с таким же приемом? Не слишком ли суров Тарас к жене, к Андрию? Надо показать им, какое огромное место в его сердце занимала любовь к истинному его сыну - Остапу. С этой целью выясняем: Как воспринимает Тарас плен и смерть Остапа? Все говорят, что Тарас глубоко страдает, потеряв сына. Если раньше Тарас был жизнелюбив, шумен и весел, то теперь радость ушла из его жизни. «Напрасно старались занять и развеять Тараса… Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть…» Тарас - живое воплощение глубочайшей отцовской скорби: «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным, и, положив ружье, полный тоски, садился он на морской берег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: «Остап мой, Остап мой!» Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою». Ключевой эпизод, которым завершается работа над образом Тараса,- сцена его казни. В ней виден весь Тарас. Здесь непоколебимая стойкость, презрение к смерти, чувство товарищества, беззаветная любовь к Родине, ненависть к врагам, вера в торжество справедливого дела. Иными словами, здесь идея патриотизма, служения Родине, идея подвига, святости товарищества, идея бессмертия и красоты человека выражена с огромной силой.