Университеты мчс. Академия государственной противопожарной службы мчс рф

Спасатели – именно так в народе принято называть сотрудников МЧС. Данная работа является одной из наиболее сложных и опасных. Она требует от сотрудников отличной физической подготовки и выдержки, незамедлительной реакции, способности стремительно принимать решения. Учитывая это, спасатели проходят серьезную подготовку и отбор.

Поступить на учебу в ВУЗ для того, чтобы стать сотрудником службы, можно после окончания 11 класса. Те, кто хотят начать осваивать азы профессии раньше, после 9 класса имеют возможность поступить в профильные учреждения.

Таких на сегодняшний день в РФ всего три:

  • пожарно-спасательный колледж (город Москва);
  • пожарно-спасательный колледж (город Санкт-Петербург);
  • кадетский корпус при Академии гражданской защиты МЧС РФ.

Все эти учреждения принимают в свои ряды выпускников, окончивших 9 классов, при этом очевидно, что конкурс туда очень большой.

Конечно, получить образование по специальностям «Водолаз», «Пожарный», «Защита в ЧС» можно и в других колледжах, действующих в регионах России, но они не являются специализированными. Учитывая это, к подготовке и сдаче вступительных экзаменов следует отнестись крайне внимательно.

Выпускники, окончившие перечисленные колледжи, могут трудоустроиться в подразделениях МЧС и в структурах, занимающихся профилактикой возникновения пожаров и различных аварий. Кроме того, они могут принимать участие в мероприятиях по ликвидации последствий ЧС. Военнообязанные выпускники колледжей могут проходить срочную военную службу в различных подразделениях МЧС.


Особенности обучения и специальности

Все перечисленные колледжи МЧС обладают хорошей материально-технической базой, спортивными залами и площадками. В этих учебных заведениях созданы благоприятные условия для получения глубоких знаний и умений по выбранным специальностям.

Абитуриенты могут выбирать следующие направления обучения:

  • пожарная безопасность;
  • защита в чрезвычайных ситуациях;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
  • пожарный;
  • водолаз.

Обучение может производиться как на бюджетной, так и на контрактной (платной) основе. Учащиеся на бюджете могут получать государственные или социальные стипендии. Продолжительность обучения в колледже МЧС для выпускников 9-ти классов составляет от двух лет шести месяцев до трех лет и десяти месяцев.

В колледжах МЧС могут предоставляться возможности для проживания иногородних учащихся: в учебных заведениях предусмотрены спальные, душевые и бытовые комнаты. Условия проживания следует уточнять в администрациях колледжей.
После обучения в колледжах МЧС выпускники имеют возможность продолжить обучение в специализированных ВУЗах или начать работать согласно полученным специальностям.

Работа по данным специальностям предполагает выполнение непростых и интересных задач, стимулирующих личный и профессиональный рост человека.

При этом немаловажным является то обстоятельство, что материальное обеспечение служащих структур МЧС в последние годы заметно улучшается.

Что необходимо для поступления

Чтобы поступить в колледж МЧС после окончания 9-ти классов, необходимо собрать определенный пакет документов.

В этот пакет входит:

  • заявление о поступлении в колледж;
  • копия документа, удостоверяющего личность (свидетельства о рождении или гражданского паспорта);
  • копия школьного аттестата;
  • шесть цветных фото 3х4;
  • медицинская справка по установленной форме.

Если выпускник поступает в колледж МЧС по целевому приему, он должен предоставить вместе с перечисленными документами направление от предприятия. Кроме того, при наличии каких-либо льгот выпускник должен предоставить копии соответствующих подтверждающих документов.

Подавать документы для поступления в колледж МЧС могут как юноши, так и девушки, на равных правах.

Прием документов осуществляется в различных формах: при личном обращении, при помощи электронных сервисов или почтовых служб.

Перечень экзаменов и нормативов

Все абитуриенты при поступлении в колледж МЧС должны пройти два испытания: письменные психологические тесты и физические экзамены (челночный бег, бег на один километр, подтягивания, прыжки в длину с места).

Проверка физической формы проводится в связи с тем, что последующая работа выпускников преимущественно будет связана с тяжелой физической нагрузкой. Для юношей и девушек нормативы могут немного отличаться. Сдача каждого из нормативов подразумевает начисление определенных баллов, общая сумма которых будет свидетельствовать о профессиональной пригодности или непригодности абитуриентов.

Последующий отбор осуществляется на основании итогов ОГЭ. Так, отбор происходит по количеству баллов, набранных выпускниками 9-х классов по предметам, которые являются профильными в соответствии с выбранной специализацией (биология, физика, химия, математика и другие).

В некоторых колледжах могут проводиться дополнительные вступительные испытания. К примеру, в Санкт-Петербургском колледже абитуриенты сдают дополнительный письменный экзамен по математике.

Военные вузы для девушек позволяют получить образование и билет о получении специальности.

Востребованы теми, кто желает помочь государству в трудной ситуации, а так же хочет найти себе работу с хорошим социальным пакетом и определенными льготами.

Список военных вузов для девушек

Сюда могут поступить только физически выносливые девушки, кто прошел соответствующий отбор и психологический тест.

Поступление допускается после 9 и 11 класса.

Для этого должны иметься хорошие школьные результаты и отсутствовать медицинские противопоказания.

Следует учесть: в учреждениях такого типа обучаться сложнее, чем в стандартных. Тут присутствуют дисциплина, которой далеко не все могут похвастаться.

К таким заведениям можно отнести:

  1. Академия Кирова, которая располагается в Петербурге. Прием ведется на бесплатной основе.
  2. Академия Буденного — также находится на территории представленного субъекта.
  3. Можайского, которая подготавливает космические войска как в аналогичном субъекте, так и в Ярославле.
  4. Маргелова. Представлена инстанция на территории города Рязани. Это воздушно–десантное училище, которое позволяет отучиться не только юношам, но и девушкам на бюджетной основе.

Институты МЧС России

Высшие учебные заведения такого типа представлены в основном в Санкт–Петербурге.

Обучение проводится на бесплатной основе, позволяя получить специальность после 11 класса.

Сюда относят:

  1. Институт гражданской защиты.
  2. СП учреждение.
  3. Академия ГПС.
  4. Уральская и Воронежская академия.
  5. Сибирская и Ивановская противопожарная и спасательная организация.

Институты МВД в России

На пограничника, военного врача можно отучиться в школе МВД в Москве, а также в академии связи СПБ. Но далеко не все сюда могут поступить.

Пограничные также могут отучиться и в военных университетах.

К данным заведениям относят:

  1. Школу милиции г. Новосибирска.
  2. Московский университет имени Кикотя.
  3. СП МВД.
  4. МВД – Нижегородская академия.
  5. МВД – Краснодарское учебное заведение.

Военные академии

Военные академии часто просматривают на www.вумо.рф. Здесь можно уйти в пограничные войска и помочь Родине.

Сюда относят:

  1. СП университет Буденного.
  2. СП военно–медицинское училище Кирова.
  3. Воздушно–десантное Маргелова в Рязани.
  4. Мин. обороны в Москве.
  5. Военно–космическая академия СП.

Военный психолог

Психолог – это также неотъемлемый сотрудник в министерства. Обучают на такую специальность:

  1. В институте Ельцина – Уральский округ.
  2. В МВД Кикотя – г. Москва.

Где готовят военных переводчиков

Переводчик необходим для разговоров с другими представителями обучающих программ, а также в обороне России. Подготавливают специалистов в:

  • институте Минобороны;
  • гос. техническом институте Устинова.

Институты ФСБ в России

Сотрудники ФСБ – это хорошая профессия, должность и заработная плата. Они должны соблюдать определенную этику и хранить тайны.

Обучают работников в:

  • пограничном институте – МСК;
  • институте СП;
  • Новгородском университете ФСБ, а также в городе Новосибирске и Екатеринбурге;
  • университете информационных технологий г. Москвы.

Военно-медицинские вузы

Медицинская специализация – немаловажный аспект в военном деле. Обучают сотрудников в:

  • академии Кирова СП;
  • институте в Саратове;
  • медицинской академии в Саратове и Томске.

Что нужно сдавать на военного девушке

Для поступления необходимо сдавать математику и национальный язык в письменном виде.

Для военных требуется определенная физическая подготовка, поэтому также имеются требования к сдаче нормативов. Поэтому сдается физическая подготовка как обязательный фактор, так и профильный.

Возможна сдача и дополнительных дисциплин, все зависит от конкретного учебного заведения.

Требования к девушкам при поступлении на военную кафедру

Военные университеты предъявляют определенные требования в соответствии с правовыми актами:

  1. Только очное отделение.
  2. Поступление возможно только гражданкам России.
  3. Только при отсутствии судимости и возрастном ограничении до 30 лет.
  4. Наличии годного медицинского состояния или же разрешено иметь незначительные отклонения в рамках А и Б группы.
  5. Только при соответствии психологическим требованиям и успешной сдаче нормативов.

Возможно ли заочное военное образование для девушек

Заочное образование для женского пола в военной структуре не предусмотрено. Это одно из обязательных требований к выполнению на основании федерального законодательства.

Заключение

Поступить в военное училище или в ВУЗ достаточно сложно, не имея достаточной физической подготовки или знаний. В каждом конкретном университете предъявляются особые требования к поступающим и количеству набранных баллов.

Мало того, некоторые институты не принимают девушек с детьми, аргументируя рисками по здоровью. Для поступления нужно предоставить справку из мед. учреждения.

Подготовка специалистов по гражданской обороне для отечественных территориальных образований Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и устранение результатов в АГЗ МЧС России проводится на самом высоком уровне. За счет госбюджета обучение проводится на протяжении четырех или пяти лет. Обучающиеся находятся на казарменном положении в должности курсантов, и после получения диплома выпускникам присваивается звание лейтенанта.

Являясь одним из старейших высших учебных заведений (организовано в 1933 году) в начале готовил инженеров противопожарной обороны в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства. Учебное заведение было передислоцировано в Московскую область и сейчас располагается в г. Химки.

На данный момент в академии работают следующие факультеты:

  1. Техносферной безопасности.
  2. Подготовка научно-педагогических кадров.
  3. Факультет заочного обучения.
  4. Обучение иностранных специалистов.
  5. Пожарной безопасности.
  6. Образовательных структур на платной основе.

На 25 кафедрах работают преподаватели, имеющие научные звания и степени, из которых более тридцати являются лауреатами почетных званий России. Подготовка кадров по специальностям с присвоением квалификации бакалавр и специалист проводится по следующим направлениям:

  • Пожарной и техносферной безопасности.
  • Государственное и муниципальное управление.
  • Технологии и .
  • Судебная экспертиза.

Кадетский корпус Академии гражданской защиты МЧС России

В 2013 году в рамках Академии был создан центр по обучению кадетов, который в 2015 году был преобразован в Кадетский корпус. Прием в корпус проводится юношей 14-16 лет, окончивших 9 классов, и по состоянию здоровья они могут учиться в специализированных учебных заведениях МЧС. Обязательным условием является проживание законных представителей абитуриентов (родителей) на территории Центрального федерального округа. Имеют преимущественное право при поступлении абитуриенты, родители которых являются военнослужащими и сотрудники МЧС. Таким же правом пользуются дети родителей уволенных со службы по объективным причинам, с условием наличия не менее двадцати лет стажа. В процессе обучения кадеты кроме общего среднего образования получают знания по профессии «спасатель».

Академия Государственной противопожарной службы

Отличная учебно-лабораторная база позволила сформировать 10 научных школ. Об уровне подготовки специалистов говорит тот факт, что свыше 1600 выпускников ВУЗа за весь период существования были удостоены правительственных наград в советский период и в РФ. Кроме Московского учебно-методического центра, организацией образовательного процесса занимаются официальные представительства в Казани в Ставрополе.

Научная и инновационная деятельность

В проведении активных научных исследований задействованы научные работники и преподаватели в комплексе решающие организационно-управленческие проблемы, и семь учебно-научных комплексов по отдельным направлениям. Силами научных кадров проводится:

  1. Определение целей по совершенствованию нормативной базы МЧС.
  2. Разработка современной техники по проведению аварийно-спасательной работы и пожарной защиты, приемов и средств, обеспечивающих разным объектам защиту от пожаров.
  3. Изучение организационно-управленческих задач противопожарной службы на государственном уровне.

В двух Диссертационных советах проводится защита диссертаций. В сфере интересов Академии находится лицензионная деятельность, сертификация продукции. Кроме того, выполняются работы и оказываются услуги физическим и юридическим лицам России и зарубежья. Сотрудниками Академии постоянно издается справочная, научная и учебно-методическая литература, участвуют в международных научно-практических конференциях и семинарах.

Общее количество студентов превышает три тысячи, на факультете по работе с иностранными гражданами обучается 43 студента. Постоянно действующий Совет молодых ученых и специалистов Академии привлекает к научной деятельности студентов, создавая условия для творческой самореализации.

Среди вузов подведомственных Министерству, учебное заведение является самым старейшим и заслуженным обучающим заведением. В 1906 году двадцатого века, главенствующий орган управления культурной столицы – Дума города Санкт Петербурга приняла законодательный акт об открытии Курсов пожарных техников, это и можно считать периодом начала всей образовательной системы обучения профессионалов в системе пожарной безопасности России. На протяжении очень длительного периода Ленинградский пожарный колледж, в который были преобразованы Курсы в начале 20 века, оставался единственным заведением, готовящем руководителей в пожаротушении и организаторов тушения возгораний для крупнейших городов и производственных объектов.

В конце 80-х годов училище совершило новый прорыв, став высшим учебным заведением, и переименовано в Ленинградскую (с 1991 г. Санкт-Петербургскую) высшую пожарно-техническую школу. Институт проводит обучение профессионалов, более чем по 90 важным направлениям деятельности в области пожаротушения, безопасности стратегических объектов. В Мурманске и Владивостоке работают подразделения заведения, и во многих российских регионах есть его отделения очной из удаленной формы обучения.

Наряду с основной специальностью студентов на кафедрах проводится профильное обучение квалифицированных работников по таким специальностям:

  1. Системная аналитика и руководство.
  2. Законодательное обеспечение и правового регулирования деятельности МЧС России.
  3. Бюджетный учет, маркетинг в учреждениях МЧС.
  4. Пожарно-техническая экспертиза и дознаватели.

Созданные профессорами СПбУ ГПС МЧС России принципиально новые методы подготовки кадров, подготавливают специалистов, для проведения спасательных действий в зоне особого риска. Кадровый состав университета включает 83 доктора и 282 кандидата наук, членкоров Российской Академии наук. Среди них три лауреата государственной премии в области точной науки и техники.

Международное право

Договора о начале сотрудничества подписаны с двумя десятками ведущих в научной сфере учреждений в странах Европы, Азии и американского континента. Являясь членом ассоциации пожарных и спасательных служб, которая объединяет пятьдесят стран мира, университет организовывает и проводит семинары по экспертизе пожаров, обеспечению безопасности на разработках повышенной сложности, проектирования .

Сибирская пожарно-спасательная академия

Звание независимого обучающего учреждения, СибПСА МЧС России удостоилась не так давно - в 2015 году. До этого она считалась частью Санкт-Петербургского института. Обучающая работа профессоров Академии охватывает 500 студентов с дневным обучением и около семисот абитуриентов на заочной форме преподавания. Основным направлением занятости академии является подготовка кадров высшей категории, обеспечивающих пожарную безопасность на территории северных регионов страны.

Подготовка сотрудников производится по нескольким основным направлениям:

  1. Служащий по пожарной защите.
  2. Пожаробезопасность.
  3. Юрист.
  4. Судебный эксперт (судебная экспертиза).
  5. Судебная экспертиза (специалист).
  6. Психология служебной деятельности.
  7. Техносферная безопасность (бакалавр).

Учебное заведение выполняет государственный заказ служащих на бюджетной основе, а также по договорам для подготовки кадров для северного федерального округа.

В специализированное обучение включены специфические предметы, такие как руководство пожарной безопасностью, биологические и методические основы соблюдения безопасности, а также по вопросам стандартов производства, метрологии и сертификации работ. Кроме того обязательно включены в план обучения электротехника, инженерная графика и другие технические дисциплины. Свои отличия с учетом специфики учебного заведения имеют естественно-научный и математический цикл обучения. К примеру, кроме стандартных дисциплин, проводится обучение, по таким предметам, как теория горения, ноксология, экология. Научно-преподавательский состав Академии высококвалифицированный и на десяти кафедрах работают доктора и кандидаты наук.

Научно-исследовательские разработки

Несмотря на сравнительно небольшой срок существования, Академия известна своими научными работами в области обеспечения и территории, повышения защищенности объектов с учетом их особенностей. Работающий в рамках учебного заведения Центр проводит:

  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • разрабатывает программное обеспечение в своей сфере деятельности;
  • изобретательскую и патентно-информационную деятельность.

В работе Центра активное участие принимают курсанты и студенты Академии. Зайдя на сайт учебного заведения можно получить конкретную информацию по всем вопросам.

Уральский институт Государственной противопожарной службы

С 1928 года, когда Свердловским облисполкомом было принято решение о создании Уральских региональных пожарно-технических занятий и до настоящего времени, учебное заведение Екатеринбурга (Свердловск) проводит работу по обучению руководящего кадрового состава в сфере противопожарной комиссии. В 1999 году пожарно-технический колледж МВД России преобразован в филиал Санкт-Петербургской Академии, а в 2008 году был проведен курсантов по программе высшего профессионального образования.

Обучение в заведении ведется по курсу высшего и среднего профобразования для исполнения обязанностей начальников высшего и среднего уровня. На факультетах пожарной и техносферной безопасности подготавливают бакалавров и специалистов с присвоением выпускникам звания «Лейтенант». На заочное обучение принимают , и период учебы составляет 12 семестров, или 6 лет.

Есть еще один факультет образовательных услуг на платной основе по следующим профилям работы:

  • Пожаробезопасность.
  • Защита в чрезвычайных ситуациях.

На базе полного среднего образования после пяти лет обучения, по очной форме, присваивается квалификация «специалист» или «инженер». На базе 9-ти классов присваивается квалификация «техник». На факультете по 12 программам переподготовки и повышения квалификации, руководящие кадры, сотрудники и специалисты, должностные лица Министерства чрезвычайных ситуаций, получают дополнительное профессиональное образование.

Оказание услуг УрИ ГПС МЧС России

За весь период существования учебного заведения выпускники и сотрудники неоднократно отличались на тушении самых сложных пожаров. Высокий уровень преподавательского состава, большой научный потенциал позволяет оказать широкий комплекс услуг по следующим направлениям:

  1. Экспертная оценка решений, обеспечивающих пожарную защиту.
  2. Научно-техническое обоснование норм и правил и практическое применение в области защиты от пожаров.
  3. Проверка соответствия проектов сооружения разных объектов требованиям противодействия возможности пожаров.
  4. Проверка правильного расчета рисков пожара, как по обеспечению пожарной безопасности людей, так и функциональных зданий.
  5. Системное обеспечение защиты от пожаров.

Созданная в 2011 году на базе института организация, имеющая статус общественной, содействует развитию пожарной охраны на добровольных началах, на территории города, проведения профилактических мероприятий по укреплению пожарной безопасности в Екатеринбурге.

Воронежский институт Государственной противопожарной службы

В системе образовательных учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям ВИ ГПС МЧС России, считается основным в сфере подготовки пожарной безопасности профессионалов высшей категории. Представляя собой не просто учебное заведение, а целый комплекс образования и науки, он обеспечивает выполнение следующих программ:

  1. Получение среднего и высшего образования.
  2. Подготовка кадров в аспирантуре, адъюнктуре.
  3. Переподготовка и повышение квалификации.

Первый набор в Учебный отряд будущих специалистов пожарного дела был в 1968 году, были укомплектованы 2 группы: первая – по подготовке младших инспекторов и помощников инструкторов профилактики, вторая – по подготовке командиров отделений. Именно эта маленькая группа добровольцев послужила основой института. 16 февраля 1970 года отряд составлял уже 150 человек. В настоящее время на пяти факультетах получают образование больше двух тысяч будущих пожарных, технологов, специалистов, студентов, слушателей. Кроме качественной учебной базы и учебного полигона с возможность применять на практике полученные знания, к услугам обучающихся есть библиотека, спортивный зал и стадион. Для обеспечения деятельности Института в полном объеме на современном уровне, полным ходом идет строительство учебных корпусов, полигона, и всей необходимой инфраструктуры на участке площадью 33 гектара, переданного институту в 2009 году.

Образовательная деятельность

Всего в институте работает 15 кафедр, основное количество которых ориентировано на преподавание специальных дисциплин. Кроме узко направленных по специальностям кафедр, действуют:

  • Социально-экономических и гуманитарных дисциплин.
  • По культуре речи и иностранным языкам.
  • Спортивных дисциплин и физкультуры.
  • Обоснование процессов горения.

Прием абитуриентов, проведение занятий, позволяющих на практике закрепить теоретические знания, начальная профессиональная подготовка проводится на базе, расположенной возле поселка Горожанка на берегу реки.

За счет федерального бюджета проводится прием по основным специальностям. Возможно обучение на основе соглашений с оплатой стоимости обучения. В магистратуре по специальности «Техносферная безопасность» (срок 2,5 года) учатся заочно по договорам и «бюджетники». Заочное обучение в адъюнктуре проводится 4 года. По тому же направлению техносферной безопасности, по завершению обучения, присваивается квалификация преподавателя-исследователя.

Внимание!!!

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Ивановская пожарно-спасательная академия) и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее – Воронежский институт) реорганизовано в форме присоединения Воронежского института к Ивановской пожарно-спасательной академии в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).


История Ивановского института началась в середине 60-х, когда в городе было основано пожарно-техническое училище с числом переменного состава 500 единиц и постоянного состава – 170 единиц. Достойные результаты обучения, благодаря квалификации научно-преподавательского состава, были отмечены путем переименования академии в полноценное высшее учебное заведение – институт. Знаменательное события произошло в конце января 2015. С этого времени кардинально возросло количество абитуриентов и студентов, преподавательский состав потерпел весомые изменения.

На сегодняшний день современный учебно-научный комплекс обучает около полутора тысячи простых работников органов МЧС и спасателей, общее количество учащихся больше двух с половиной тысяч. Прием заявлений от поступающих проводится на обучение за счет средств бюджета и на коммерческой основе.

Расположенная на территории свыше 20 тысяч квадратных метров, учебно-материальная база состоит из лекционных залов, учебных лабораторий многофункционального учебно-тренажерного комплекса, лабораторий, и специализированных классов.

На специально оснащенном поле учебного заведения проводятся практические занятия по важным для будущих спасателей дисциплинам:

  1. Проведение в случае чрезвычайных ситуаций на оползнях, завалах, прочее.
  2. Тушение огня и устранение аварийных ситуаций в авиации и на железных дорогах.
  3. Занятия в резервуарных парках.
  4. Психологической подготовки на полосах огневой подготовке.
  5. Отработка поведения при дорожных происшествиях разной степени тяжести.

Большое внимание уделяется физическому развитию. Подготовка учащихся академии одна из лучших в стране, которая проводится в специализированном учебном корпусе с применением спортивных манежей. Курсанты могут усовершенствовать навыки в спортивном и борцовском зале. Регулярно проводятся соревнования на поле собственного стадиона с беговыми дорожкам. Стадион оснащен трибунами для групп поддержки, рассчитанными на 350 человек. Спортивный городок, современная библиотека с выходом в Интернет, 550-местный клуб позволяют удовлетворить разнообразные интересы.

Практика - главный фактор успешного обучения!

Особенностью учебного процесса в ИПСА ГПС МЧС России является то, что слушатели и курсанты принимают активное участие в ликвидации ЧП разного характера, тушения пожара. на центральных территориях, начиная с 1972 года, тушили сводные отряды учебного заведения. За профессиональные и решительные действия сводного отряда института при тушении лесоторфяных пожаров (2010 г.) в Ивановской и Владимирской областях 150 сотрудников и курсантов отмечены правительственными наградами и благодарностями губернаторов.

Так же читайте:

«Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении МЧС России по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре»

Работа, осуществляемая специалистами МЧС, никогда не была лёгкой и безопасной - и потому всем, готовым посвятить себя этому ремеслу, необходимо знать: обучение тоже будет трудным.

ТОП-10

Говорить о топ-десятке ВУЗов в случае с высшим образованием в структуре МЧС не получится - поскольку, учитывая специфичность этой сферы, в Российской Федерации подобных высших учебных заведений всего 6. В связи с этим, наиболее корректным будет перечислить их все - в особенности с учётом того факта, что уровень подготовки специалистов в них нельзя назвать сильно отличающимся. На сегодняшний день это:

  1. ФСИН - .

Особенности обучения

Очевидно, что подготовка бакалавров в этой области имеет множество отличий от обычных гражданских специальностей. В первую очередь - по причине необходимости будущих бакалавров часто находиться в сопряжённой с различными опасностями для жизни обстановке. В связи с этим, независимо от выбранной узкопрофильной специальности, профессиональный цикл обучения обязательно будет включать в себя изучение:

  • различных средств и методов спасения человека;
  • антропогенных воздействий на окружающую среду;
  • средств и методов оценки рисков и опасностей;
  • производств и технологических процессов, обладающих повышенной степенью пожарной и/или техногенной опасности;
  • опасностей, связанных с деятельностью человека в целом;
  • опасностей, которые несёт среда обитания (как в связи с человеческой деятельностью, так и с явлениями природы).

Связано это с главными целями структуры МЧС - обеспечением безопасности людей в окружающем мире, минимизацией возникающих пожароопасных, техногенных и прочих видов воздействия на окружающую среду и стремление любыми путями сохранить жизнь и здоровье попавшим в беду людям, используя свои профессиональные знания, методы прогнозирования и контроля, а также современные технические средства.

По этой же причине в профессиональный цикл обучения (согласно ФГОС ВПО для специальностей, связанных со структурой МЧС) включено изучение таких дисциплин, как надёжность технических систем, управление пожарной и техносферной безопасностью, стандартизация, метрология и сертификация, биологические и медицинские основы безопасности, а также электротехника, гидрогазодинамика, инженерная графика и другие.

Естественнонаучный и математический цикл обучения также имеет свои особенности - например, изучение (помимо стандартных химии, физики и высшей математики) таких предметов, как экология, теория горения или ноксология.

И лишь гуманитарно-социально-экономический цикл не содержит каких-то особенных дисциплин - в его базовую часть входят экономика, история, философия и иностранный язык.

Вариативная часть циклов (особенно профессионального) - дело другое. Здесь всё зависит от ВУЗа (каждый из которых связан ещё и со специально созданной в РФ сетью центров практической подготовки специалистов МЧС-ников), а также будущей профессии выпускников. Поскольку одна часть из них поступит на государственную гражданскую службу, а вторая - в аварийно-спасательные формирования, государственную противопожарную службу либо войска Гражданской обороны (иначе говоря, военизированные структуры). В последнем случае выпускник становится военнообязанным действующим офицером.

Качество обучения

Учитывая важность, специфичность и частичную военнизированность структуры МЧС в России, качество обучения во всех её ВУЗах находится на самом высоком уровне. В сравнении с европейскими и американскими подобными заведениями есть некоторое отставание в теоретической подготовке - однако, практическая готовность специалистов соответствует самым высоким мировым стандартам.

Самые популярные специальности (бакалавриат)

Наибольшей популярностью (возможно - к сожалению) по направлениям бакалавриата на настоящий момент являются специальности не столько спасателей или пожарных - сколько те, которые так или иначе связаны с юридической и информационной стороной обеспечения структуры МЧС. Разумеется, причина этого лежит преимущественно в финансовой плоскости - но, так или иначе, топовыми нынче являются специальности:

  • судебная экспертиза (031003.65) - специалисты в которой проводят пожаро-технические экспертизы;
  • прикладная математика (231300.62) - специалисты по информационным технологиям в различных системах управления структуры МЧС РФ;
  • национальная безопасность - правовое обеспечение (030901.65) - по существу, юристы;
  • пожарная безопасность - государственный надзор (280705.65) - квалифицированные инженеры;
  • эксплуатация транспортных комплексов, машин и механизмов (190600.62) - также инженерная, и единственная «полевая» специализация в топ-списке.

Перспективы обучения

Перспективами обучения в данном случае можно было бы назвать 2 варианта, в одном из которых важна финансовая сторона, а во втором - скорее нравственная. Первый из них связан с гарантией получения достаточно редких и выгодных с финансовой точки зрения должностей в не самой бедной (что греха таить) государственной структуре. Ну а второй - возможность в прямом смысле спасать жизни людей.