Во время i мировой войны. Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях

Кадр из фильма режиссёра Александра Прошкина «Чудо» (2009 г.)

Зимой 1956 года Самару (в то время - Куйбышев) взбудоражили слухи: в одном из домов по улице Чкаловской на вечеринке девушка танцевала с иконой, да так и окаменела. К дому потянулись толпы зевак, желающих увидеть «чудо».

С каждым днём возникали всё новые подробности. Икона в руках окаменевшей не абы какая, а Николая Угодника. И как только она пустилась с ней в пляс, грянул гром… Сдвинуть девушку нет никакой возможности - она приросла к полу. А когда пытались вырубить половицы, из них фонтаном пошла кровь… Врачи «скорой помощи» не могут сделать укол - иглы ломаются… Застывшая девушка вся будто наэлектризована и при прикосновении бьёт током так, что в доме уже всё загоралось и приезжали пожарные…

Сотни людей жаждали проникнуть в дом - увидеть чудо и попутно захватить с собой что-нибудь в качестве сувенира на память. Под любопытствующими уже трещали и ломались заборы. А уж когда вокруг квартала выставили конную милицию, самарцы удовлетворённо констатировали - чудо есть! Только этот факт «стояния Зои» . Иначе зачем такие предосторожности?

За 60 с лишним лет эта история выстроилась в стройное повествование, её герои даже приобрели имена.

Стояние Зои. Легенда

В современной интерпретации самарских событий, конечно, нет фонтана крови из половиц и пожарных машин. Каноническое описание «стояния Зои» отсеяло подробности, которые могут вызвать недоверие.

На Новый год, во время Рождественского поста, в доме Клавдии Болонкиной по адресу улица Чкаловская, 84 собралась молодежь. Среди празднующих была и Зоя Карнаухова, работница трубного завода. Начались танцы, только у Зои не было пары - её жених, некий Николай, на вечеринку так и не пришёл. Тогда девушка взяла икону Николая Чудотворца: «Раз нет моего Николая, то буду танцевать с этим!» Друзья отговаривали Зою, но она стояла на своём: «Если Бог есть, пусть он меня покарает!» И как только девушка начала танцевать, раздался гром, сверкнули молнии, а Зоя так и застыла с иконой в руках. Врачи не могли привести её в чувства - иглы шприцов ломались и гнулись, не могли сдвинуть с места или вынуть икону из её рук. Девушка словно окаменела, но сердце её билось - Зоя жила.

Перед праздником Благовещения в дом пришёл некий старец, которого почему-то пустили к Зое. Он подошёл к окаменевшей и ласково спросил: «Ну что, устала стоять?» И вынул икону из рук девушки. Зоя простояла ещё до Пасхи, всего 128 дней, а на праздник рухнула на пол.

По поводу дальнейшей судьбы «каменной Зои» рассказчики уже не столь единодушны. По одной версии, девушка умерла на третий день после Пасхи. По другой - попала в «психушку». По третьей - её увезли сотрудники КГБ в Москву. А ещё говорят, что она ушла в монастырь. В общем, каждый утверждает то, что ближе и понятнее ему.

«Стояние Зои». Факты

Стоит отметить, что никакого трубного завода в Самаре (Куйбышеве) никогда не существовало. Был трубочный завод - оборонное предприятие, выпускавшее дистанционные взрыватели (трубки) для снарядов. Но этот завод закрылся после революции. И к моменту событий на Чкаловской уже около 40 лет назывался заводом имени Масленникова. Приличный срок, чтобы горожане привыкли к новому названию, не так ли?

Кроме того, каноническая история упорно твердит, что события происходили во время празднования нового, 1956 года - в Рождественнский пост. Для православных праздник в пост - уже само по себе возмутительное событие. И тем нравоучительнее история. А по архивным документам всё произошло на «старый Новый год» - с 13 на 14 января.

Толпа на Чкаловскую хлынула одномоментно - неподалёку находился один из немногих действующих на тот момент храмов. Предприимчивые Болонкины сначала брали деньги за вход в дом. Но когда у них стали пропадать вещи, а настроение толпы накалилось, им пришлось вызвать милицию.

22 января в обкоме КПСС состоялся отчёт по вопросам деятельности религиозных культов, Сводился он к тому, что работа по культурному просвещению в городе ведётся не на должном уровне, раз произошёл такой вопиющий случай массового психоза. А 24 января в местной газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай».

Уместно обратиться с упрёком в адрес городского управления милиции и областного управления МВД», - говорилось в фельетоне. - «Выставленные уже в первые дни на Чкаловской улице усиленные посты и конные наряды милиции отнюдь не способствовали восстановлению порядка, а, наоборот, вызывали кривотолки и повышенный интерес к сплетне.

«Волжская коммуна»

Оцепление быстро сняли. Ещё какое-то время любопытствующие приходили к дому, но постепенно поток паломников иссяк.

Дело № 2. «Информационный отчёт о состоянии религиозной деятельности общин и групп верующих всех исповеданий»

Есть в этой истории ещё несколько интересных моментов. Например, свидетельства, что в квартире Болонкиных снимал жильё некий священник, а незадолго до событий был выставлен из дома. Ещё очевидцы вспоминают, что утром народ сбегался к дому под колокольный звон, который звучал в рабочий день в Петропавловском храме, находящийся в пятистах метров от дома Болонкиных…

Всё, что мы знаем о мире — есть кем-то рассказанная история

После случая на Чкаловской жители города пошли в церкви. Крестились сами, крестили детей… И это - в послевоенном, промышленном, закрытом Куйбышеве, в стране победившего атеизма! Авторитет церкви возрос в разы. И, несмотря на явные несостыковки и пробелы в этой истории, люди продолжают верить в «чудо стояния Зои».

По-хорошему, все домыслы и слухи вокруг «чуда» даже сейчас можно развеять обычным журналистским расследованием. Выяснить, например, работала ли в то время на заводе имени Масленникова Зоя Карнаухова и откуда вообще взялось это имя и фамилия? Ведь до 1990-х годов в городской легенде имя девушки даже не упоминалось. Узнать, что за священник снимал жильё в доме на Чкаловской. Разобрать хронологию одного нелицеприятного скандала, случившегося незадолго до «стояния Зои» в церковно-приходской школе Петропавловского храма… Только зачем? Давно известно - чем сильнее борешься с мифом, тем больше людей будут в него верить.

Сейчас о «каменной девушке» пишут книги, сюжет включают в житийные иконы Николая Угодника. «Стоянию Зои» посвящают телешоу. А в 2009 году режиссер Александр Прошкин снял по мотивам самарской истории фильм «Чудо», который был удостоен специального приза Московского международного кинофестиваля.


Бывший дом Клавдии Болонкиной. Зима 2018 года

На улице Чкалова, рядом с домом 84, установлена скульптура Николая Чудотворца. А сам дом, в котором якобы произошло «стояние Зои», сгорел несколько лет назад. В Самаре идёт застройка старых кварталов…

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор. Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство. Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило. Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)». Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).


Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях.

Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих).

Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти.

26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.

С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.

Источник фото: oldsamara.samgtu.ru

Завершаем первый сезон нашей историко-патриотической саги исследованием одного из самых загадочных явлений - Стояния Зои. Больше полувека назад в доме в самом центре Самары девушка замерла как вкопанная с иконой Николая Чудотворца в руках. Молодой писатель, автор романа «Безымянлаг » Андрей Олех рассказывает, почему эта история сделала город таким, каким мы его знаем, и разбирается: было или не было? Чудо или байка?

Стояние Зои, пожалуй, самая известная легенда Самары. Это история, где факты и вымысел сливаются воедино, КГБ равно по силам Николаю Чудотворцу, а свидетельства очевидцев на равных переплетаются с рассказами «сам я там не был, но знал человека, который все видел».

Многочисленные статьи, документальные и художественные фильмы можно условно разделить на две группы: те, что придерживаются официальной версии, и те, кому ближе церковная трактовка. Они совпадают в некоторых фактах, и абсолютно расходятся в главном. Первые утверждают, что никакой Зои не было. Вторые говорят о настоящем чуде. Так или иначе, это легенда рассказывает нам о том, как город стал таким, каким мы его знаем.

Зоя берет в руки икону Николая Угодника, начинает с ней танцевать и «каменеет», ее невозможно оторвать от пола, а икону нельзя взять из рук. Сердце «чуть слышно» стучит в груди

Итак, 31 декабря 1955 года или 14 января или 17 января 1956 года в доме 84 по улице Чкалова намечается вечеринка. Клавдия Болонкина и ее сын Николай ждут гостей. Хозяина дома Николая почему-то нет, и его девушка Зоя Карнаухова, работница «трубочного завода», скучает без пары. В других источниках дом принадлежит самой Зое, но многочисленные показания соседей опровергают это.

Есть мнение, что изначально окаменевшая девушка не имела имени, и появилось оно значительно позже, в 1980-е годы. Более художественная версия гласит, что Зоя Карнаухова - женщина, поверившая в легенду и отождествлявшая себя с окаменевшей девушкой.

Когда начинается веселье, Зоя берет в руки икону Николая Угодника и начинает с ней танцевать несмотря на предостережения окружающих. В результате она «каменеет», ее невозможно оторвать от пола, а икону нельзя взять из рук. Но сердце все же «чуть слышно» стучит в груди. В некоторых вариантах окаменение сопровождается спецэффектами, такими как: «сильный шум, вихрь и ослепительный свет».

О чуде мгновенно узнает весь город, и в этом сходятся все версии легенды. Уже на следующий день у дома собирается огромная толпа любопытных, до тысячи человек, и люди все прибывают. Они пытаются проникнуть в дом и увидеть каменную девушку своими глазами. Власти города выставляют заграждение из конной милиции и тем самым только подогревают интерес.

Церковь и партия признают, что горожане стали проявлять больший интерес к вере. Рассказывают даже о дефиците нательных крестов

Власти реагируют на это созывом областной партконференции. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов произносит следующую речь: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

По результатам партконференции в газете «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года выходит статья «Дикий случай», в ней говорится: «Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением». После этого в Куйбышеве о чуде узнают абсолютно все.

Легенда обрастает новыми подробностями о поседевшем от страха милиционере и врачах «скорой», ломавших иглы о каменную кожу Зои

Кроме того, на партконференции принято решение усилить антирелигиозную пропаганду. Количество атеистических лекций в Куйбышеве за 1956 год переваливает за несколько тысяч. Это, разумеется, только подогревает религиозный ажиотаж. Как церковь, так и партия признают, что горожане стали проявлять больший интерес к вере. Рассказывают даже о дефиците нательных крестов.

Легенда, как и положено, обрастает новыми подробностями о поседевшем от страха милиционере, стоявшем в оцеплении, и врачах «скорой», ломавших иглы о каменную кожу Зои. Безымянные священники также не в силах помочь окаменевшей, и тогда в истории появляется иеромонах Серафим. Ему удается извлечь икону из рук Зои. Он же говорит, что ее стояние продлится сто двадцать восемь дней - до Пасхи. В церковных источниках говорится, что после этого отца Серафима посадили на три года. В дальнейшем его многократно спрашивали о стоянии Зои, но ни одно его высказывание не опровергает и не подтверждает истинность чуда.

Тем временем Зоя стоит четыре месяца. 4 мая 1956 года в Куйбышеве по адресу: ул. Чкалова, 84, появляется сам Николай Угодник. Он дважды пытается попасть к каменной Зое, но милиция не дает ему войти. На третий день охрана его, наконец, пропускает. «Ну что, устала стоять?», - обращается Святитель Николай к девушке, и исчезает. Стояние Зои заканчивается. Девушка оживает и просит всех молиться. Жизнь свою она заканчивает в монастыре.

В более приземленной, но не менее мистической версии для скептиков, через сто двадцать восемь дней каменную Зою вырезают вместе с куском пола и помещают в спецлечебницу КГБ, где ее также возвращают к жизни, но навсегда оставляют в заточении.

В мае 2012 года около дома на Чкалова, 84 установлена скульптура святого Николая Чудотворца. 12 мая 2014 года дом сгорел, но легенда продолжает обрастать новыми подробностями и свидетелями и в наше время.

Один из главных доводов сторонников чуда - неоспоримый факт всенародного интереса в дни стояния Зои. Но сила слухов - это мощная вещь, и Самара своей недавней историей демонстрирует, как город может сойти с ума за один день, и, например, .

Другой вопрос: как мог появиться этот почти библейский сюжет в советском промышленном городе середины XX века? Косвенный ответ можно найти в демографии. Город менялся, менялись поколения его жителей, а вместе с ними и легенды.

Тихая Самара 1918 года, ставшая , насчитывала около ста сорока пяти тысяч человек. Во время стояния Зои, в 1956 году, горожан было уже семьсот шестьдесят тысяч. Такой огромный прирост населения дали работники авиационных заводов, люди, приехавшие из деревень и столкнувшиеся с новой для них городской жизнью. Во многих источниках Зою называют «комсомолкой» без всякой на то причины. Работница «трубочного завода», оторвавшаяся от корней, - это самая логичная фигура для подобной легенды. Через четырнадцать лет перепись 1970 года, когда на улицах Куйбышева появится маньяк « », впервые объявит город «миллиоником». И Самара по численности окончательно станет большой деревней, такой, какой знаем ее мы.

60 лет назад произошло одно из самых мистических событий в истории СССР. На окраине закрытого Куйбышева молодая девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках. Стояние Зои стало всесоюзным скандалом: толпы народа от дома Зои разгоняла конная милиция, партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие.

«Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там… Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!» - доктор Анна задыхалась от волнения.

О том, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний.

Это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.


Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.

Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.

Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».

В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…


Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.

После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился… Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, «хорошим» человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.

Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

В Новогоднюю ночь 1955/1956 Зоя собрала подруг у себя дома. Девушки веселились, танцевали, а Зоя всё ждала и ждала своего жениха Колю. Парень опаздывал, и Зоя, схватив из угла икону с Николаем Чудотворцем, стала кружиться с нею в танце вместо своего возлюбленного.

Подруги сделали ей замечание, попросив вернуть образ на место, но Зоя вела себя как одержимая и заявила: «Если есть Бог, Он меня накажет!» Тут блеснула молния, на секунду погас свет, и Зоя застыла на месте в обнимку с иконой…

Кадр из х/ф «Чудо»

«Зоино стояние»

Случай этот якобы произошел в городе Куйбышев, на улице Чкалова, 84. Застывшую камнем девушку пытались двигать, будить, тормошить, но Зоя ни на что не реагировала. Икону из её рук вынуть тоже не получалось. Приехавшие врачи констатировали, что девушка жива, но поделать ничего не могли. Она не ела и не пила много дней, смотрела в одну точку, а по ночам что-то выкрикивала и просила молиться за грехи. На Благовещение в дом пришёл местный старец, иеромонах Серафим Тяпочкин. Он посмотрел на Зою, вынул икону из её рук и сказал, что стоять она так будет вплоть до Пасхи. Предсказание старца сбылось: девушка простояла камнем 128 дней, а на Пасху вновь ожила, обмякла и через три дня умерла.

Слухи о «каменной Зое» мигом разлетелись по городу, к дому 84 по улице Чкалова постоянно ходили зеваки. Чтобы успокоить людей, 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» города Куйбышев (Самара) был выпущен фельетон-опровержение под заголовком «Дикий случай».

Говорилось о том, что не было никакой поражённой божьим гневом девушки Зои Карнауховой, и в доме 84 по улице Чкалова проживает некая Клавдия Болонкина со своим сыном. В Новогоднюю ночь гости пришли к сыну, среди девушек была и Зоя, познакомившаяся накануне с парнем по имени Николай. Он должен был явиться на вечеринку, но так и не пришёл, и Зоя стала танцевать с иконой Николая Чудотворца. Мимо дома в этот момент проходила какая-то монахиня, увидела богохульствующую девицу и крикнула: «За такой грех обернёшься ты соляным столпом!» Девушка не окаменела, однако хозяйка дома для красного словца стала рассказывать историю, что, мол, всё так и произошло, как сказала монашка, окаменела Зоя, как соляной столп.

Позорное чудо

«Зоино стояние» до сих пор относят к разряду церковных преданий. О правдивости истории заявлял и отец Роман Державин, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области. Священник говорил, что об этом случае ему рассказывал отец, что Зоя Карнаухова работала на трубном заводе, что у неё была глубоко верующая мать, которая не разрешала дочери нарушать весельем Рождественский пост, что именно с иконой, принадлежащей матери, кружилась в танце и застыла на месте Зоя. Верующие горожане поддерживали и передавали этот рассказ, к дому на Чкалова ходили паломники.

Власти в пятидесятых неоднократно пытались прекратить распространение слухов. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов дал комментарий для газеты: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и… одеревенела. И пошло, начал собираться народ… Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило… охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев… не было, живёт там старуха».

В городских архивах нет упоминаний о девушке по имени Зоя Карнаухова, как нет и сведений о монахе Серафиме. Дом № 84 по улице Чкалова принадлежал советской гражданке Клавдии Болонкиной.

Историю некоторые знающие люди объясняли ещё так: что, мол, проживала в Куйбышеве одна воцерковленная женщина, её и прозвали в какой-то момент «каменной Зоей», но на самом деле никакого превращения в соляной столп не было.

Сюжет для фильмов

Городская легенда легла в основу нескольких фильмов и литературных произведений: в 2000 году был выпущен на экраны 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году - полнометражный художественный фильм от режиссера Александра Прошкина под названием «Чудо». После этого на Чкалова, 84 снова начали приходить паломники. Рядом с домом на газоне установили памятник Николаю Чудотворцу. А в мае 2014 года дом «каменной Зои» сгорел. По слухам, в результате поджога.

Через год после события вышел телефильм «Зоя», снятый по пьесе Александра Игнашева. А в издательстве Сретенского монастыря в Москве была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».