Что такое коучинг простыми словами. Коучинг в психологии

В современном мире бизнеса профессия коучер признается престижной и пока уникальной.

Подойти к пониманию слова КОУЧЕР помогут два определения, разных по содержанию. Привожу дословно:

1. "от англ. Coach - наставник, инструктор, тренер - осуществляет психологическое консультирование организаций, целью которого является предоставление помощи руководителям различных уровней, также эффективно
взаимодействует с сотрудниками и совершенствует такие навыки как: активное слушание, взаимодействие с "трудными" подчиненными, внутренняя собранность, переговоры с партнерами, разрешение конфликтов. Задействует системы мотивации человека."
(сайт rabotai.in/professia)

2. " как раз наше - от русского слова КУЧЕР (от кучеря, кучеряшка, завиток), т.е. погонщик, погоняла... Платите им деньги, чтобы они нас научили жить. Они погоняют, а мы их тележку тащим... Примерно такой
смысл у коучера."
(один из комментариев на сайте professionali.ru)

Первое определение импонирует четкой грамотностью знания раскрытия проблемы.
Второе - противоположная простота подачи, но смысловой эффект, поданный замечательно, остается тот же.

Из выше изложенного вытекает, что КОУЧЕР-это "няня-консультант" в вопросах успешного бизнеса. Профессиональный консультант и помощник в решении социальных и организационных проблем, возникающих внутренних
конфликтов.

Эта профессия требует от такого консультанта широкого круга знаний,
умений и опыта работы в важных областях деятельности: социология, социальная психология, экономика, финансовый менеджмент.

Важным качеством КОУЧЕРА является стратегическое мышление. КОУЧЕР должен проанализировавши ситуацию, правильно сделать выводы. Постоянно совершенствоваться профессионально.

Коммуникабельность, решительность, упорство в достижении цели, умение работать с документацией любого направления и сложности, работать с людьми являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности. КОУЧЕР должен обладать хорошей памятью.

КОУЧЕР-наставник, учитель, консультант, помощник в решении, поставленных перед ним клиентом задач. Для этого он должен уметь, знать, иметь опыт:
- в проведении собеседования как с рядовыми сотрудниками, так и с руководителями фирм, организаций, кампаний;
- уметь брать интервью;
- в проведении анкетирования;
- на основе собранных фактов уметь составить конкретное мнение об
изъянах и недочетах в структуре компании, организации, фирме;
- уметь разрабатывать программу и четко представлять решение по выходу из кризисной ситуации; -
- уметь разрабатывать эффективную кадровую политику и стратегию по
устранению проблем;
- при надобности уметь проводить профессиональные и личностные тренинги с персоналом.

В России нет вузов, выпускающих специалистов - коучеров.
В мире есть две организации, которые имеют право официально выдавать сертификат на право ведения профессиональной деятельности коучера:

1.Международная Федерация Коучинга (ICF);
2.Международная Ассоциация Коучеров (IAC).

По области применения различаются карьерный коучинг , бизнес-коучинг , коучинг личной эффективности , лайф-коучинг . Карьерный коучинг в последнее время называют карьерное консультирование , включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различаются индивидуальный коучинг , корпоративный (групповой) коучинг .

По формату - очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) виды коучинга. Важно понимать что данные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.

Коучинг в психологии

Коучинг – новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование за интересами клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента – это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг – одно из самых популярных и востребованных направлений психологической помощи, улучшающих жизнь, как самим клиентам, так и приносящее ощутимый финансовый доход самим коучам. Одна из привлекательных сторон работы коуча в том, что зарплата эффективного коуча обычно в несколько раз, а то и на порядок выше, чем у практических психологов и психотерапевтов.

Основоположники коучинга

Джон Уитмор (англ. John Whitmore ) - Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) - основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге

Коуч (англ. Coach ) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия - особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга - это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание - это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность - ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;
  2. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;
  3. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга

  1. Постановка целей - «Чего ты хочешь?»
  2. Анализ текущей ситуации - «Что происходит?»
  3. Наработка вариантов - «Что нужно сделать?»
  4. Реализация и контроль - «Что ты будешь делать?»

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?

См. также

Примечания

Литература

  • Джон Уитмор Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом = Coaching for Perfomance: Growing Human Potential and Purpose. - М .: «Альпина Паблишер», 2012. - 312 с. - ISBN 978-5-9614-1972-6
  • Станислав Шекшня Как эффективно управлять свободными людьми: Коучинг. - М .: Альпина Паблишер, 2011. - С. 208. - ISBN 978-5-9614-1614-5
  • Бессер-Зигмунд К., Зигмунд Х. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей = Coach Yourself: Personlichkeitskultur fur Fuhrungskrafte. - СПб. : Издательство Вернера Регена, 2010. - С. 176. - ISBN 978-5-903070-27-5
  • Лаврова О. В. Любовь в эпоху постмодерна: Ad hoc коучинг о людях "До востребования". - М .: «Дело и сервис», 2010. - С. 448. - ISBN 978-5-8018-0461-3
  • Трейси, Брайан Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси = TurboCoach: A Powerful System for Achieving Breakthrough Career Success. - М .: Альпина Паблишер, 2009. - С. 224. - ISBN 978-5-9614-1044-0
  • Дауни, Майлз Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей = Effective Coaching Lessons from the Coaches" Coach. - М .: Добрая Книга, 2008. - С. 288. -

В современном мире бизнеса профессия коучер признается престижной и пока уникальной.

Подойти к пониманию слова КОУЧЕР помогут два определения, разных по содержанию. Привожу дословно:

1. "от англ. Coach - наставник, инструктор, тренер - осуществляет психологическое консультирование организаций, целью которого является предоставление помощи руководителям различных уровней, также эффективно
взаимодействует с сотрудниками и совершенствует такие навыки как: активное слушание, взаимодействие с "трудными" подчиненными, внутренняя собранность, переговоры с партнерами, разрешение конфликтов. Задействует системы мотивации человека."
(сайт rabotai.in/professia)

2. " как раз наше - от русского слова КУЧЕР (от кучеря, кучеряшка, завиток), т.е. погонщик, погоняла... Платите им деньги, чтобы они нас научили жить. Они погоняют, а мы их тележку тащим... Примерно такой
смысл у коучера."
(один из комментариев на сайте professionali.ru)

Первое определение импонирует четкой грамотностью знания раскрытия проблемы.
Второе - противоположная простота подачи, но смысловой эффект, поданный замечательно, остается тот же.

Из выше изложенного вытекает, что КОУЧЕР-это "няня-консультант" в вопросах успешного бизнеса. Профессиональный консультант и помощник в решении социальных и организационных проблем, возникающих внутренних
конфликтов.

Эта профессия требует от такого консультанта широкого круга знаний,
умений и опыта работы в важных областях деятельности: социология, социальная психология, экономика, финансовый менеджмент.

Важным качеством КОУЧЕРА является стратегическое мышление. КОУЧЕР должен проанализировавши ситуацию, правильно сделать выводы. Постоянно совершенствоваться профессионально.

Коммуникабельность, решительность, упорство в достижении цели, умение работать с документацией любого направления и сложности, работать с людьми являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности. КОУЧЕР должен обладать хорошей памятью.

КОУЧЕР-наставник, учитель, консультант, помощник в решении, поставленных перед ним клиентом задач. Для этого он должен уметь, знать, иметь опыт:
- в проведении собеседования как с рядовыми сотрудниками, так и с руководителями фирм, организаций, кампаний;
- уметь брать интервью;
- в проведении анкетирования;
- на основе собранных фактов уметь составить конкретное мнение об
изъянах и недочетах в структуре компании, организации, фирме;
- уметь разрабатывать программу и четко представлять решение по выходу из кризисной ситуации; -
- уметь разрабатывать эффективную кадровую политику и стратегию по
устранению проблем;
- при надобности уметь проводить профессиональные и личностные тренинги с персоналом.

В России нет вузов, выпускающих специалистов - коучеров.
В мире есть две организации, которые имеют право официально выдавать сертификат на право ведения профессиональной деятельности коучера:

1.Международная Федерация Коучинга (ICF);
2.Международная Ассоциация Коучеров (IAC).

Доброго здоровья, уважаемый читатель журнала «сайт”! В этой статье мы поговорим на тему Коучер — кто это, что входит в его обязанности, какими навыками необходимо обладать для работы.

Коучер — кто это ?

– профессионал в определенной отрасли , делится своими знаниями с клиентами .
Это персональный тренер , приставленный к определенному человеку . Этот способ обучения считается самым эффективным , несмотря на то , что дорогой .

Эта профессия охватывает все виды деятельности и трудоустроиться может любой человек .
Профессия коучер соединяет в себе свойства профессионала и педагога . Он должен хорошо знать свою тематику и доступно ее преподнести .

Он является наставником и его задача с помощью коуч —технологий привести своего подопечного к намеченной цели .

Для достижения хороших результатов клиент должен ясно осознавать , чего он хочет .

Коучер может предоставлять услуги в разных отраслях – в бизнесе , семье , образовании . Есть профессионалы , обучающие людей в разных направлениях .

Коучер оказывает психологическую и профессиональную помощь . Он участвует в действиях клиента и не только советует , как ему поступать , но и обменивается своими навыками . Он должен доказать своему клиенту , что любая мечта осуществима , какой бы несбыточной она не казалась .

Он помогает ему разобраться в своих проблемах , определяет пути раскрытия возможностей , корректирует его действия .

Направления коучинга

Он работает во многих направлениях , но в основном , можно выделить следующие :

  • Лайф —коучер . Занимается всеми видами деятельности человека – это его здоровье , семья , работа;
  • Коучер карьерный . Способствует выбору профессии , исходя из умений и способностей человека;
  • Бизнес коучер . Сотрудничает с руководством организации с целью увеличения эффективности работы и повышения прибыли .

Трудоустройство коучера зависит от его навыков , он может устроиться в фирму , предоставляющую коучинг —услуги .

Сейчас появились услуги интернет -коучера , они занимаются теми же видами услуг , что и коучер , но только консультировать можно через интернет . И найти их возможно на биржах фриланса .

Исполняемые коучером функции бывают схожи с функциями тренера и консультанта , и это допускает дополнение их обязанностей .

Хорошая возможность для заработка у коучера – открытие своего бизнеса .
Для этого можно создать сайт и оказывать услуги через интернет .

Но для оказания таких услуг коучер должен сам достичь высоких показателей в своей области и достичь финансовых результатов .
Клиенты оценивают результат его работы по достигнутым им результатам .

Коучер должен быть общительным , коммуникабельным , эмоционально и стрессоустойчивым , уметь находить общий язык с любым клиентом ,
позитивно настроен и уверен в своих силах , должен понимать своего клиента и помогать ему развиваться .

Посмотрим видео на тему Коучер — кто это?

Как работает коучинг?

Что такое коучинг?

Заключение

В этой статье мы рассмотрели тему Коучер — кто это, что входит в его обязанности.

Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.

«. Поговорим про нечто большее и более загадочное. А заодно о том, чем хороший коучинг отличается от шарлатанства.

Что такое коучинг? Это слово в наших просторах появилось недавно. И если раньше люди справлялись со своим чердаком с помощью психологов, то теперь за дело взялись коучеры. В статье мы постараемся ответить на вопросы:


Закончим наше языковое введение и продолжим.

Коучинг — что это?

Коучинг — беседа двух людей:

  • один (коучер) знает, что спрашивать,
  • а второй (клиент) ищет ответы.

Основная идея коучинга — сам клиент собственными силами на основе своих знаний находит ответы. Почему сам и на основе своих знаний? Потому что люди слышат очень и очень много «советов», которые ни разу не помогают. Ещё парочка советов ничего не поменяет 🙂 Изменить ситуацию может лишь личный анализ собственного опыта.

Само собой, раньше эта идея воплощалась в жизнь неоднократно и в различных формах. Например, почти 3 тысячи лет назад Сократ похожим образом обучал людей — не отвечал на их вопросы напрямую, а побуждал тех искать ответы самостоятельно. С тех пор это называется «сократический метод обучения».

Кроме Сократа, данным методом любили пользоваться в духовном обучении. Только не у нас, где духовное обучение было весьма ограниченным. А на Востоке. Для примера — практически вся суфийская мудрость передавалась от учителя к ученику именно таким образом, что ученик сам находил ответы на свои вопросы. Мы не можем гарантировать, что все суфии обучались именно так 🙂 Но история донесла именно этот способ.

Среди современных, но более ранних систем, например, одитинг — это общение, при котором основная работа — не консультанта, а клиента.

Но почему, всё же, именно «собственными силами и на основе своих знаний?» Потому что иначе человек будет достигать не свои цели, а цели «советчика». А это уже попахивает нехорошо…

Кто такой коучер и что он делает?

Коучер — это либо человек, который прочёл книгу по предмету, либо человек, получивший некоторое обучение (например, в Coach University). Поскольку мы не хотим переписывать книги по предмету, не будем особо останавливаться на том, что делает коучер, тем более что применить это без обучения сложно.

Лучше мы расскажем о двух главных моментах, что коучер НЕ ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ, для того, чтобы вы могли определить, шарлатан с вами работает или профессионал.

Первое и самое главное, что не должен делать коучер, это высказывать своё мнение . Вообще и ни разу. Никаких оценок клиентам. Например, клиент говорит «меня обижала мама». Если коучер скажет

  • «это плохо»,
  • «я бы про это не думал»,
  • «это важно»,
  • «не обращай внимания»
  • и т.д.,

то перед вами шарлатан.

Настоящий коучер скажет что-то типа «ясно, и как вам это может помочь?»

Почему? Потому что любое мнение от коучера нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Второе, что не должен делать коучер, это обесценивать клиента . То есть, на заявление «меня обижала мама» не должно прозвучать

  • «это ложь»,
  • «все мамы хорошие»,
  • «ты неправ»
  • и любое другое высказывание, дискредитирующее откровения клиента.

Те, кто позволяют себе подобные ремарки, просто недоучки.

Профессионал вместо обесценивания придаст значимость, например, «обратите внимание на то, как она это делала и найдите там что-нибудь хорошее».

Почему? Опять же, любое обесценивание клиента нарушает основную идею коучинга (см. предыдущий раздел).

Вы можете сказать: «Но, позвольте, любая беседа так или иначе содержит или высказывание мнения, или некоторое обесценивание, особенно когда собеседник неправ — почему нельзя этого делать коучеру?».

Как проходит сессия коучинга?

Да, в общем-то, просто. Коучер задаёт наводящие вопросы. А клиент в процессе ответов находит ответ на свой главный вопрос, ради которого всё затевалось.

Проиллюстрируем сказанное примером. Допустим, у нас есть коучер Вася и клиент Петя. Петя приходит и говорит:

— У меня проблемы в жизни.

Коучер Вася отвечает:

— С тебя … денег.

Петя согласен, и процесс пошёл. Коучер Вася:

— Что ценного в твоей жизни сейчас не происходит?

Петя долго думает, потом сообщает:

— Да много чего. Например, денег нет.

На это коучер произносит:

— Что в этом ценного?

Пется удивляется вопросу:

— Да ладно, на деньги можно еду покупать. Одежду.

Но коучер опытный, не дёргается на удивление, не говорит «ты баран, не в деньгах счастье», а продолжает:

— Что еще ценного в этом?

Петя начинает перечислять:

— На деньги можно купить машину, квартиру, девок, наркотики … .. …. ..

Коучер не отстаёт:

— Чем это для тебя ценно?

Петя сначала не понимает, чем этот вопрос отличается от предыдущего, но затем соображает:

— Ну, всё это приносит удовольствие…

Собственно, полдела коучер.вася сделал, но для надёжности:

— Чем еще?

Здесь Петя (при хороших условиях и высоком IQ) думает, сопоставляет, анализирует и понимает:

— Э, да мне не деньги нужны, в общем-то, а удовольствие. Хотя удовольствия у меня и так немало… Вот что мне взаправду интересно, так это как бы мне вместе с удовольствием не оказаться без средств к существованию?

Коучер Вася рад, что клиент задал более правильный вопрос, и переходит к делу:

— Если бы ты знал ответ, каким бы он был?

Клиент Петя не ожидает такого и начинает думать:

— Так, ответ был бы… типа… ага, нечто вроде такого: «Рассчитать, какой прожиточный минимум нужен и всё остальное вкладывать в чисто удовольствия».

Вася продолжает ковать железо:

— Чего ещё в этом не хватает?

Петя некоторое время размышляет, затем отвечает:

Коучер Вася рад прогрессу и шлифует:

— Чего ещё?

Теперь Петя понял систему:

— Так, на этой работе удовольствия как-то маловато — как и денег. Неплохо было бы работу сменить… Да, точно. Я люблю выращивать растения. У меня на подоконнике стоит 20 горшков с отличными пряными травами. Я прямо сейчас могу открыть дело «Выращивание специй как бизнес «; для надёжности даже увольняться не нужно — буду работать через интернет… ура! Спасибо Вася!

Как видите, со стороны коучера Васи — правильные вопросы + отсутствие оценивания и обесценивания. А со стороны клиента Пети — основная работа по анализу жизни.

Само собой, такая эффективная и короткая сессия происходит только:

  • а) под руководством профессионала
  • б) с подготовленным клиентом.


Но главное здесь, конечно же, профессионал, который с лёгкостью подготовит клиента до нужного уровня способностей. Самое время перейти к следующему вопросу:

Каков результат коучинга?

Есть два варианта. Первый — это если коучинг проводился неправильно. Второй — если профессионально и правильно.

В первом случае результат будет, но минимальный. И ничем не будет отличаться от сессии психоанализа, консультации психолога, на картах Таро и . Почему? Потому что плохая сессия = думал не клиент, а коучер. Следовательно, решения не клиента, а коучера. И воплотить их может коучер — но не клиент.

Результат профессионального коучинга вы определите с лёгкостью:

  1. Клиент весел и улыбчив.
  2. Клиент общителен.
  3. Клиент рекомендует коучера всем и каждому.
  4. Клиент нашёл ответ на свой вопрос.
  5. Клиент уверен, что он в состоянии воплотить решение в жизнь.
  6. Клиент знает, что делать, если у него не получается воплотить в жизнь решение — поскольку разработал альтернативные планы.
  7. В перспективе нескольких профессиональных сессий клиент восстанавливает способность анализировать жизнь и находить решения, и ему не нужен коучер для этого.
  8. Жизнь клиента ДЕЙСТВИТЕЛЬНО меняется к лучшему и он ПО-НАСТОЯЩЕМУ решает проблемы.


Вот такое вот различие 🙂 Причём ключевой пункт — восьмой. Ибо любое хорошее общение без обесценивания и оценивания производит пункты с 1 по 7. Ну а восьмой пункт — это следствие слаженной работы коучера и клиента не на страх, а на совесть 🙂

Можно ли заниматься коучингом самостоятельно?

Вопрос только в том, профессионал ли вы в этом. Ну и в удаче, конечно. Лёгкие проблемы вы можете решить самостоятельно. А вот тяжёлые… Обычно люди на тяжёлые проблемы даже смотреть не могут, не то что решать. Одна из задач коучера — поддержать, помочь, побудить посмотреть на то, что обычно человек не может видеть. Но, опять же, на это способны только высокопрофессиональные коучеры.

Надеемся, мы ответили на все ваши вопросы 🙂

Если что забыли — задавайте вопросы в комментариях!

1 На самом деле, конечно, коучинг происходит от английского «coach», тренер (и, как ни странно, карета, повозка, автобус). Какова связь? Сначала, само собой, появилось значение «карета». Затем «автомобиль». Затем — «управляющий автомобильным парком, который инструктирует, как обращаться с машинами». Ну а потом — собственно инструктор. .