Доклад "Формирование и развитие классного коллектива". Особенности формирования классного коллектива в начальной школе
«Формирование и развитие классного коллектива»
Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений . Сухомлинский
Ведь учитель - это
не профессия,
а состояние души!
Мое педагогическое кредо – предоставление ребенку возможности самовыражения в различных видах деятельности, воспитание в нем лучших качеств гражданина-патриота, знающего традиции своего народа и историю родного края.
Сейчас я попрошу вас разделиться на группы по 5 человек. И каждой группе предлагаю нарисовать рисунок на тему «Дружба». По окончании работы, один из членов группы должен представить работу своей группы.
Итог: Коллаж дружбы нашего педагогического коллектива
Упражнение способствует расширению представлений детей о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установлению более тесного эмоционального контакта, развитию сплоченности, умению согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмыслению и закреплению опыта, полученного в процессе занятия.
Я, как классный руководитель, в работе по формированию коллектива опираюсь на следующие принципы:
Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.
Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.
Свобода участия – учитывается мнение учащихся при выборе участия во внеклассном мероприятии.
Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.
Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Когда у меня был 1 класс. Я, планируя воспитательную работу в классе, задавала себе вопросы « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?», « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Совместно с психологом нашей школы каждый год мы проводим диагностики с целью выявления типа межличностных отношений, к которым ребенок привык дома, какое место в семейных отношениях он занимает, какая у него самооценка и т. д. Для того, чтобы успешно найти к ребенку подход, не травмируя ранимую психику последнего.
Перед собой я ставлю ряд задач:
Адаптация учащихся класса к обучению в школе;
Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и уважения к старшим;
Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
Воспитание любви к школе и школьным традициям;
Прививать чувство ответственности за порученное дело; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Стадии формирования классного коллектива:
Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
Создание классных традиций, организация классного самоуправления
Установление правильных взаимоотношений в коллективе.
Я, как классный руководитель, стараюсь в каждом новом классе по-разному работать по формированию коллектива, здесь имеются в виду многие факторы: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей, характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и учителями.
На первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые переступили порог школы, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по изучению класса. Я начинаю изучения класса на первом родительском собрании, где родителям в анкетировании задаются вопросы о занятии ребенка в кружках, секциях, что любит ребенок, как называют его в семье, предлагаю родителям в интересах более эффективного сотрудничества между ребенком, родителями и педагогами высказать свои предложения по планированию воспитательной работы в этом учебном году.
Также ведется работа по организации классного коллектива, где учитель подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. В этот же период организуется дежурство по классу и по школе (со 2 класса); начинается оформление классного уголка, портфолио каждого ученика; проходит распределение поручений; и цикл классных часов: « Давайте познакомимся», « Мои увлечения», « Что обозначает твоё имя», «Твой гороскоп» и т.д.
Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Начиная с первых дней работы с детьми, я познакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе (День знаний, День здоровья, День учителя, День науки, Масленница, 9 мая, День героя и новая традиция –щедрование- День волшебного вареника). Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами из других классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, конкурсах. Мои родители тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. За большим круглым столом все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций:
Традиции
Цели
Поздравление каждого ученика с днём рождения;
Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля, и др.
Проводится в конце учебного года «Прощание со 2 классом».
Осознание своей индивидуальности, одаренности.
Формирование коммуникативных навыков.
Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей
В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами с начала года:
-человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;
-человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;
-человек должен учиться дружить и иметь друзей;
-человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.
Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе учебная учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Иначе говоря, коллектив школьников живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.
И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дает свои результаты, которые отражаются в глазах и поступках наших детей. Ведь
Дети учатся жить у нас.
Мы учимся жить у детей.
А напоследок я скажу вам,
Что каждый классный - это режиссер,
Когда он души детские пригреет,
В ответ получит нежность и тепло.
Когда к тебе с доверием, с любовью
Спешит навстречу каждый ученик,
Ты сердцем понимаешь в этот миг,
Идя своей дорогой непростою,
В которой есть и радость и беда, -
Ты защищаешь детские сердца,
И нет призванья выше, чем такое!
Согреть, утешить, приласкать, понять
И песню спеть, и танец показать.
И может быть, услышишь за спиной:
«Она как мама» - вот ответ простой!
Не секрет, что работа классного руководителя - это еще и заполнение всевозможных отчетов, составление служебных записок, написание иной документации. Выделяется на этом фоне психолого-педагогическая характеристика классного коллектива. Никто из учителей так тесно не взаимодействует с группой ребят, как ее классрук. В этом документе последнему надо выступить не только педагогом, но и психологом, наблюдателем, статистиком. Какие разделы включает в себя характеристика, как ее правильно оформить, мы рассмотрим в статье.
Лицевой лист
Строгих унифицированных правил оформления первой страницы характеристики классного коллектива нет. Однако при этом важно отобразить на ней следующее (по порядку) сведения:
- Полное официальное наименование учебного заведения.
- Надпись "Характеристика", далее - класс, школа, населенный пункт. К примеру: "Характеристика классного коллектива 6-Д класса МОУ СОШ №500 г. Москвы".
- Выполнил(а): учитель-предметник, Ф. И. О., классное руководство. Пример: "Учитель русского языка и литературы Иванова Д. В., классрук 6-Д класса".
- Внизу страницы - ваш город, год составления документа.
Содержание характеристики классного коллектива
Опять же, унифицированного списка тем, которые классный руководитель должен отобразить в отчете, нет. Однако мы рекомендуем построить педагогическую характеристику классного коллектива, опираясь на следующий план:
- Общая информация о группе.
- Структура детского коллектива. Основные процессы, что происходят внутри группы.
- Специфика общения между учениками.
- Познавательные потенциал ребят, их успехи в учебе.
- Творческая активность учащихся.
- Вопрос о воспитании, усвоении социального опыта.
- Физическое развитие ребят.
- Наличие вредных привычек, склонность к аморальному поведению.
- родителей учеников.
- Общие выводы, предложения.
А теперь подробно разберем каждый из представленных пунктов.
Общие сведения
Итак, что должен отметить учитель в этом разделе характеристики классного коллектива:
- Специфика группы: общеобразовательная, с математическим, гуманитарным и прочим уклоном.
- Число детей, количество мальчиков и девочек.
- Года рождения учеников. Например: "2007 г. - 18 человек, 2008 г. - 6 человек".
- Краткая история формирования коллектива: сколько ребят было в классе изначально, кто пришел в группу позже.
- Если это характеристика классного коллектива начальной школы, то важно указать, из каких дошкольных учреждений пришли ученики.
- Где в основном проживают ребята? Кто-то приезжает из другого района, населенного пункта?
- Общая оценка успеваемости, число ребят-отличников и хорошистов. Вывод о качестве знаний.
- Оценка пропусков, основные их причины.
- Общий вывод об отношении друг к другу, учителям, учебному процессу.
- В процентах представьте, кто из ребят занимается творчеством, посещает интеллектуальные кружки, спортивные секции.
Структура коллектива
В этой части (классного коллектива) учитель должен показать себя педагогом-психологом, а также отобразить, насколько он в курсе положения дел в детской группе. Раскрыть здесь суть поможет отражение следующих вопросов:
- Как в общем вы оцениваете отношения в классе: коллектив дружный, разобщенный, с наличием враждебных групп?
- Несколько слов об органах самоуправления: как ребята относятся к обязанностям? Инициативны ли они? Приносят ли самоуправленческие функции пользу?
- Какие в классе есть группы (перечислите фамилии учащихся)? На основе чего они сформировались?
- Есть ли замкнутые, необщительные ребята? Кто это? Почему возникла такая проблема?
- Кто ведет себя независимо, обособленно? Как вы охарактеризуете этих детей?
- Кто в коллективе формальный и Как относятся к этим детям другие ребята? Есть ли положительные и отрицательные лидеры, кто это?
Специфика общения
Небольшой, но важный раздел. В характеристике классного коллектива 1 класса, конечно, трудно написать здесь что-то особенное, но все же нужно уделить теме внимание.
Итак, что стоит отразить здесь:
- Общая оценка общения между ребятами.
- Какие товарищеские чувства у них развиты: взаимовыручка, чувство общности, доверие друг к другу?
- Отношения между мальчиками и девочками.
- Как бы вы в общем охарактеризовали своих учеников? Доброжелательные, беззлобные, общительные?
- Каковы отклонения от примерного поведения встречаются чаще всего?
- Как они проводят внеурочное время? Собираются ли вместе?
Познавательный потенциал
В этой части характеристики классного коллектива (класс 2, 3, 1 уже можно здесь достаточно полно описать) вы оцениваете ребят уже не как психолог, а как учитель. Действуйте по этому плану:
- Оценка внимания (устойчивое, рассеянное), работоспособности (от низкой до средней, высокой).
- Какой тип памяти у детей развит более всего?
- Каковы их успехи в познавательном плане? Умеют ли ребята анализировать, делать общие выводы, структурировать информацию?
- Каков результат их самостоятельной работы?
- Какова познавательная активность (от высокой до низкой)?
- Как они относятся к учебному процессу, к школе вообще?
- Есть ли ученики с проблемами в этом плане? Какими?
Творческая активность
Пункт не менее важный, чем все остальные - говорит о всестороннем развитии ребят. Что важно отметить здесь:
- Участвуют ли дети в классных и школьных внеурочных мероприятиях? Интересно ли им это, инициативны ли они?
- Как относятся к проигрышам и победам? Как проявляют себя в командной подготовке?
- Могут ли самостоятельно придумать номер, сценку, иное представление? Нужна ли им ваша помощь в этом или достаточно идеи, "толчка"?
- Кого из ребят вы выделите в творческом плане? Почему?
Вопросы воспитания
Здесь классный воспитатель выступает наблюдателем. Довольно каверзный пункт - придется высказать не только профессиональное, но и житейское личное мнение. Проще всего раскрыть тему, отвечая на такие вопросы:
- Как вы в общем оцениваете уровень воспитания, культуру поведения ребят? Благополучны ли их семьи, или родители не уделяют детям должного внимания?
- Есть ли у ребят уже какие-то сформированные жизненные принципы, моральные представления, правила общения? Кратко упомяните их.
- Какова дисциплина на уроках и вне их? Чем они по большей части заняты на переменах?
- Допускают ли дети злословие, физические расправы, травлю?
- Как они ведут себя в общественных местах во время школьных походов?
Физическое здоровье класса
Вот что достаточно важно отразить в данном разделе:
- Как в общем вы оцениваете физическое состояние ребят (абсолютно, относительно здоровы, имеют серьезные проблемы со здоровьем).
- Перечислите в процентах, у скольких учащихся основная, подготовительная, специальная группа по физкультуре.
- Каковы самые частые проблемы со здоровьем (в т. ч. и на основе пропусков по болезни)?
- Отдельное внимание ребятам со спецгруппой по физкультуре. Кто это? Какие у них проблемы?
Склонность к аморальному поведению
Очень серьезная часть характеристики. Вот что здесь стремятся отметить учителя:
- Есть ли в классе "трудные" дети? Кто это? Из-за чего вы дали такую характеристику?
- Кто состоит на учете в ПДН, КДН? Каковы причины этого?
- Отметьте, у кого из учащихся есть склонность к бродяжничеству, воровству, распитию алкоголя, курению или иным вредным и опасным для детей привычкам.
Характеристика родителей, семей учащихся
Информацию для этого раздела классный руководитель черпает из практики проведения родительских собраний, личном общении с семьями своих учеников. Вот что важно отобразить здесь:
- Охарактеризуйте семьи - полные, неполные. Выделите, кто из учащихся сирота, воспитывается опекунами, кто из многодетной семьи.
- Какова, на ваш взгляд, атмосфера в семьях учеников? У кого есть проблемы? Какого они плана?
- Как родители относятся к школе, жизни класса, лично к вам? Интересны ли им отметки детей, их отношения с другими ребятами, успехи и неудачи сына или дочери?
- Кто из родителей наиболее активен? Кто состоит в родительском комитете школы?
- Как ведут себя родители на собрании? Кто наиболее активен, а кто предпочитает быть зрителем?
- Какова статистика посещений собраний? Есть ли родители, которые систематически пропускают их?
Общие выводы и предложения
Такой большой объем работы нуждается в подведении итогов, общих выводах, которые бы "выжали" все самое ценное из написанного. Предлагаем учителю пойти здесь таким путем:
- Напишите, на сколько сформирован классный коллектив (от низкого до высокого уровня). Кратко аргументируйте этот вывод. Вынесите несколько предложений для более удовлетворительного результата: организация общего досуга, игры на формирование чувства общности, психологическая помощь особо замкнутым ребятам и проч.
- Ваши общие выводы об успеваемости и работоспособности. Характеристика положительных и отрицательных черт ребят, как членов коллектива. Оценка их культуры поведения, навыков общения. Как им помочь в более успешной социализации?
- Духовно-нравственное развитие. Что необходимо сделать родителям, школе, чтобы все и каждый из детей в будущем стал достойным для подражания личностью?
Работа заканчивается записью "Классный руководитель: роспись, Ф. И. О.".
Вот и все, что мы хотели вам рассказать о варианте наиболее обстоятельной и всесторонней характеристики классного коллектива. Отвечая на вопросы внутри каждого раздела, учитель сможет описать жизнь своего класса наиболее полно.
, Классное руководство
Цели:
- дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;
- формировать умение жить в нем;
- раскрыть содержание понятий "коллектив" и "школьные товарищи".
Ход классного часа
2. (Слайд №1) Прочитайте тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей)
3. (Слайд №2) Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив, - товарищи.
Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.
4. Осмысление отношений в классе (беседа-диалог).
(Слайд №3) Дружен ли наш класс? Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе?
Вопросы для беседы на тему "Взаимопомощь в учебе".
1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и дома? (ученики приводят свои примеры)
2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?
3) Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (высказывания детей)
Вопросы для беседы "Взаимопомощь в самовоспитании".
1) Какие хорошие поступки в своих одноклассниках вы наблюдали? (ответы учащихся)
2) Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (ответы учащихся)
3) Как вы действуете в этих ситуациях? (ответы учащихся)
4) Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время? Чем занимаетесь? (ответы учащихся)
5) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (ответы учащихся)
5. Физминутка "Давайте все делать, как я".
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
Давайте все делать, как я. (2 хлопка)
(2 хлопка)
Все делают дружно у нас! (2 хлопка)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
Давайте все топнем, как я.(2 притопа)
А ну-ка, все вместе, все враз.(2 притопа)
Все делают дружно у нас! (2 притопа)
Давайте все скажем, как я. (Ура)
Давайте все скажем, как я. (Ура!)
А ну-ка, все вместе, все враз. (Ура!)
Все делают дружно у нас! (Ура!)
6. (Слайд №4) Игра "Закончи фразу".
Вывод: Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? (ответы учащихся)
Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.
Что такое "взаимопонимание"? (Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись).
7. Практическая часть.
1) Работа в парах. Проиграйте ситуацию: Одному из вас хочется во время перемены поиграть в шахматы, а другому - в шашки. Как вы договоритесь? (у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться).
2) Составление памятки "Правила жизни в коллективе". (высказывания учащихся)
(Слайд №5). - Посмотрите, какие правила жизни в коллективе вы не назвали.
3) Работа в группах. Обсудите, какие законы жизни классного коллектива вы считаете главными.
Подведение итогов работы в группах (Слайды 6-11 "Законы нашей жизни": закон уважения, закон дружбы, закон храбрости, закон любви, закон доброты, закон милосердия, закон трудолюбия).
Что означают для вас эти законы? (ответы учащихся)
8. Подведение итогов.
Что такое классный коллектив?
Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?
Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам. Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями. (Слайды 14-18 "Фотографии класса")
Звучит песня "Настоящий друг". Слова: М.Пляцковского, музыка: Б.Савельева.
Этап формирования коллектива 1."Песчаная россыпь"
Основной движущей силой человека в новой ситуации является его потребность в ориентации. Ребенок, попадая в новый коллектив, стремится понять: что здесь будут происходить и как? Не опасно ли это для меня? С кем можно дружить? Добрый ли человек учитель? Что здесь интересного?
Учащийся пытается почерпнуть информацию о новой ситуации в выражении лица классного руководителя, в оформлении школы, в выступлениях на праздничной линейке 1 сентября, в текстах объявлений, кадрах фото- и видеоархива. Без внутреннего осмысления имеющейся в его распоряжении информации ребенку сложно сориентироваться и выбрать модель поведения в новых условиях.
В новой ситуации учащийся испытывает "информационный голод", и задача классного руководителя – удовлетворение этой потребности.
Цель этапа : создать условия для ориентации в новом коллективе.
В числе основных задач выделяем следующие:
1. Удовлетворить потребность учащихся и их родителей в информации о нормах, требованиях, режиме, содержании, формах деятельности, традициях нового коллектива, о педагогической позиции классного руководителя. 2. Изучить индивидуально-личностные особенности учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе. 3. Создать привлекательный образ "носителей ценностей" данного коллектива (классного руководителя, педагогов, старшеклассников)
Роль классного руководителя на этом этапе – источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик.
По каким показателям можно будет судить о завершении этапа:
– учащиеся и их родители знают к кому в школе, в классе можно обратиться и по какому вопросу; – классный руководитель имеет достаточную первичную информацию о каждом учащемся, его родителях, чтобы действовать тактично, осознанно, имеет возможность выделить проблемы в первом приближении; – наблюдается комфортность самочувствия у большинства учащихся; – прослеживается рост интереса и активности учащихся, родителей, педагогов в изучении новой ситуации взаимодействия.
В числе форм деятельности, в процессе которых проходит первая встреча классного руководителя со своим классом мы выделяем "Контрольный сбор ", который обычно проводится в школах в конце августа. От его четкости и организованности во многом зависит успешность I этапа.
Подготовка : Готовность педагога четко и конкретно ответить на все организационные вопросы детей и взрослых.
Процесс: 1. Не позднее, чем за 20 минут до начала кабинет открыт. На каждом стуле лежит бейдж, фломастер. Звучит тихая музыка. Классный руководитель (с бейджем, где написаны крупно имя, фамилия, отчество) встречает входящих, отмечая в списке класса, предлагает написать имя, фамилию на бейдже и прикрепить его. Может быть использован прием "торжественное вручение бейджа", если классный руководитель их заранее оформил.
2. В назначенное время классный руководитель приветствует собравшихся, называет цель контрольного сбора, процесс работы и предполагаемое время.
3. Далее во вступительном слове классный руководитель может сказать, что отныне учащиеся, родители, классный руководитель – это один коллектив, а процесс рождения коллектива начинается со знакомства. Отметив, что процесс знакомства будет продолжаться, углубляться, классный руководитель предлагает каждому представиться. Начинает с себя, отчетливо называет фамилию, имя, отчество, краткую информацию о себе.
Еще одна возможная форма – выпуск стенгазеты "Портрет класса" – это одновременно и возможность первичного знакомства, и форма диагностики индивидуальных особенностей учащихся.
Подготовка : Заранее один из листов ватмана оформляется названием – "Портрет класса", из цветной или белой бумага делаются заготовки (можно непрямоугольной формы) – ¼ листа формата А4 по количеству человек, включая классного руководителя.
Процесс работы : 1. Классный руководитель предлагает цель, выслушивает добавления, возражения, корректирует и еще раз оглашает цель и обозначает дальнейший порядок работы. 2. Учащиеся делятся на микрогруппы. Микрогруппа располагается за столом, на каждом столе – необходимые материалы в достаточном количестве. 3. Предлагается, поработав 10 минут в микрогруппе, придумать и оформить вопрос, который хотелось бы задать каждому в классе. (Каждой микрогруппе дается бумага "своего" цвета). Время – 7 минут. 4. Классный руководитель предоставляет слово каждой микрогруппе – вопрос зачитывается и приклеивается на ватман – заготовку газеты. Когда все вопросы приклеены, классный руководитель обращает внимание, что на эти вопросы хотелось бы получить вопросы на II этапе работы. 5. Каждый учащийся получает заготовку (которая может быть вырезана в форме кленового листа, звезды и т.д.). Предлагается создать автопортрет (написать, нарисовать, использовать вырезки из газет и журналов), при этом постараться, чтобы прозвучали ответы на вопросы, заданные на 1 этапе работы. Время на работу – 15 минут. 6. Тем, кто завершил работу предлагается приклеить автопортрет на ватман – заготовку газеты "Портрет группы". 7. Подведение итогов: Классный руководитель просит всех подойти к газете и предлагает высказаться желающим: "Что было самым интересным, привлекательным в процессе работы? Где мы могли бы расположить нашу газету? Почему именно там?" 8. Вопросы для самоанализа классного руководителя: – Насколько подробно удалось представить в газете информацию о каждом? – Какие особенности класса выделяются после изучения автопортретов?
Этап 2. Мягкая глина
Особенность этого этапа заключается в том, что учащиеся, осознав в общих чертах нормы и требования данного сообщества, стремятся определить для себя возможность в выборе стратегии и тактики поведения и стиля отношений с окружающими. При этом у ребенка уже имеется образ поведения, который от него ожидают в данной ситуации "старожилы сообщества" – педагоги, старшеклассники. В этом случае очень важным является процесс обсуждения и коллективного определения перспектив жизни класса. В процессе обсуждения каждый ребенок имеет возможность предложить свой вариант перспектив и путей движения к ним. Учащиеся уже поняли, что ценится в школе, "как принято", в чем смысл традиций, какие дела обязательно состоятся. Но при этом у них возникает вопрос: а будет ли происходить то, что мне важно? Смогу ли я проявить и реализовать свой интерес? Не стану ли "белой вороной"?
Очень важно на этом этапе предоставить возможность высказаться каждому, поскольку это обеспечивает включение в процесс выработки общего решения и создает благоприятную атмосферу. Обсуждение перспектив жизни необходимо соединять во-первых, с планированием ближайших и дальних дел (что создает зримые "линии развития") с непременным распределением ответственности; во-вторых, с выработкой и утверждением законов, правил жизни в данном коллективе.
Если классный руководитель на этом этапе просто жестко предъявляет требования, объявляет нормы коллективной жизни, не организуя обсуждение, то есть вероятность, что эти нормы и требования все же будут обсуждаться учащимися, но – стихийно, в оппозиционно – негативном ключе, без многостороннего осмысления. Приобщения к этим нормам не происходит. Таким образом, очень важно на этом этапе не упустить шанс руководства выработкой ориентиров жизни коллектива.
На этом этапе у ребят ещё нет навыков совместной деятельности, поэтому, если возникает обсуждение, дискуссия – она может превратиться в общий крик, гвалт; если начинается подготовка к делу – она может остановиться на полдороги, оттого, что "он не хочет, а почему я должен…", "мы не смогли ничего придумать…" и так далее. Необходимо, чтоб классный руководитель на этом этапе мог продемонстрировать эффективное поведение: как необходимо действовать, чтобы достичь результат. Возникает необходимость неустанно обучать ребят – как сообща думать и придумывать, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить силы и время, учитывая при этом особенности и умения каждого.
Для классного руководителя это непростой процесс, требующий времени и душевных сил, но все затраты с лихвой окупятся продуктивным развитием коллектива, самостоятельностью и четкостью организации класса в последующие годы.
Цель этапа : Обеспечить организационное единство класса.
Задачи: 1. Реализовать процесс углубления знакомства. 2. Организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по разработке и определению общих целей, задач, принципов (законов) жизни, режима и перспектив деятельности. 3. Учить каждого учащегося логике коллективной творческой деятельности, проводя через работу в совете дела. 4. Обеспечить закрепление "условного рефлекса" на режимные моменты жизни класса, школы, место встреч классного коллектива, выработанные совместно требования и нормы жизни. 5. Учить навыкам "хорошего слушания"
Роль классного руководителя на этапе "Мягкая глина" – лучший слушатель, "штурман" в совете дела, организатор, правоохранитель.
В числе форм, направленных на решение задач этого этапа можно выделить следующие:
– Классное собрание "Я, ты, мы"; – Вечер знакомства и "огонек" "Расскажи мне о себе"; – Эстафета любимых увлечений; – Тематический классный час "Умеешь ли ты слушать?"; – Школа творческих дел; – Тренинг организаторских умений "Совместимость и сработанность"; – Первое родительское собрание.
Этап 3. "Мерцающий маяк"
Учащиеся в группе данного уровня развития получив информацию и сориентировавшись в новой для себя ситуации, определяют и реализуют стратегию и тактику своего поведения. Выяснив требования данного коллектива, одни учащиеся удовлетворены и готовы в соответствии с ними действовать; другие стремятся уклониться от этих требований, так как они противоречат их наличным, реально действующим потребностям, интересам. В этот период нет той доминирующей потребности, которая определила бы стремления всех членов коллектива. Однако имеются такие потребности, интересы, которые объединяют детей в отдельные группы внутри коллектива, т.е. происходит групповая дифференциация по однозначным мотивам, интересам, ценностям. При этом исследователями подмечено, что группы или отдельные члены могут находиться в скрытом напряжении между собой.
На этом этапе развития коллектива могут возникать напряжения и даже конфликтные ситуации между разными группами учащихся: девочками и мальчиками, физически сильными и слабыми, разного статуса и социального положения. Педагогу еще сложно апеллировать к общественному мнению– оно еще в стадии становления, есть актив, группа людей, которые ориентированы на коллективные цели, нормы и ценностные ориентиры, определенные на предыдущем этапе, но есть и группы с иной направленностью, стремящиеся удовлетворить узколичностные интересы, есть отчетливо выраженный " пассив", "болото".
Жизнь класса на этом уровне развития разнообразна, класс в целом активно включается в деятельность и способен достигать высоких результатов. Но вот какой ценой? Работа коллектива в целом отличается неритмичностью, повышенным эмоциональным напряжением, предельными усилиями части коллектива при бездеятельности другой, недостаточной оптимальностью в выборе путей достижения цели, разным характером удовлетворенности групповой деятельностью.
Для управления развитием коллектива на этом этапе педагогу необходимо изучать и владеть информацией: – каковы взаимоотношения между группировками; – есть ли в классе группировки, настроенные против педагогических требований; – что представляют собой члены официально действующего (то есть выборного) актива; – является ли выборный актив реальным активом (то есть, определяющим нормы и ценности коллектива).
Одно из условий дальнейшего успешного развития коллектива – обеспечение такого разнообразия видов и форм деятельности, которое бы позволило группировкам, ориентированным на общечеловеческие ценности в наибольшей степени, стать самыми авторитетными в классе, то есть добиться совпадения двух видов иерархий.
На этом этапе очень важно создать в коллективе понимание того, что успех деятельности зависит от усилий каждого, от степени "весомости вклада". А, в свою очередь, каждый учащийся действует тем активнее, целенаправленнее, чем более комфортно его самочувствие в коллективе, чем более прочувствовано ощущение необходимости, личной значимости, востребованности. Классному руководителю необходимо поставить результат деятельности в зависимость от усилий всех членов коллектива, причем, в процессе коллективного анализа обязательно обеспечить "наглядность" этой взаимосвязи.
Цель этапа: Формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи: 1. Реализовать мониторинг комфортности самочувствия каждого участника деятельности и динамики межличностных, межгрупповых взаимоотношений. 2. Обеспечить взаимозависимость результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива. 3. Создать возможность для переживания состояния неудовлетворенности разобщенностью, недостаточным единством и приобретения опыта коллективных переживаний. 4. Обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся и группировок с позитивными ценностями. 5. Учить методам анализа и самоанализа происходящего. 6. Обеспечить возможность высказывания и совместного обсуждения любого мнения, любой точки зрения.
Роль классного руководителя на этом этапе – "теневой" педагогический центр, "резонанс самочувствия", наблюдатель, человек, стимулирующий анализ и обсуждение. Классный руководитель старается меньше руководить, "выходить" на всех лично, а чаще работает через официальный актив, неформальных лидеров. Значительная доля времени, наряду с коллективной деятельностью, уделяется индивидуальной работе, созданию специальных ситуаций для конкретных учащихся. Целенаправленное конструирование различных педагогических ситуаций позволяет классному руководителю поддержать индивидуальное многообразие, что, несомненно, обогащает коллектив.
В числе форм , позволяющих реализовать задачи этапа можно выделить следующие: Игра "Кораблекрушение" Тематический классный час "Портрет одноклассника" Диспут – клуб "Я и мой класс" Телемост учащихся и родителей "От чего зависит успех?" Арбузник Игра "Успех приносит каждый" Диалогово-диагностическая методика "Я в школе" Анкета "Итоги года" и групповая консультация по её результатам Праздник "День рождения класса" Выездная экскурсия
Этап 4. "Алый парус"
Особенность этапа – ощущение ребенком защищенности и уверенности в своем классе, ощущение "поймут и оценят", переживание чувства гордости за свой коллектив.
Учащиеся испытывают потребность нести свои печали и радости в класс, делиться ими, обсуждать и искать сообща оптимальный вариант поведения и отношений. Человек испытывает потребность переживать значимые события своей жизни вместе с данным коллективом. Причем, интимно – личное общение подчас выходит за рамки своей, сложившейся микрогруппы или дружеской пары – учащийся чаще и чаще обнаруживает в своем классе людей, с которыми интересно. Человек на этом этапе развития группы "открывает" для себя знакомых людей с новой стороны, видит их как бы через увеличительное стекло.
На этом этапе значимо мнение коллектива в целом, поэтому класс может выступать мощным инструментом самосовершенствования каждого. Мнения об учащемся, высказываемые в классе, имеют для него значение именно потому, что это мнение подкреплено доброжелательным отношением, принятием, бережной заботой о самочувствии, стремлением понять и помочь, непрерывным интересом к изменениям в человеке. То есть, на этом уровне развития коллектива преобладает деловой, игровой, духовный уровни общения, что делает возможным углубленное саморазвитие каждого.
Цель этапа: Сформировать ценностно-ориентационное единство в процессе социально – значимой деятельности.
Задачи: 1.Организовать деятельность, где происходит активная самореализация имеющегося опыта учащихся класса на пользу школьного коллектива, младших классов. 2. Создавать ситуации, позволяющие "вывести из тени" и реализовать возможности учащихся, находящихся в позиции наблюдателя, зрителя. 3. Поддерживать всевозможные инициативы отдельных учащихся, микрогрупп. 4. Создавать периодически состояние несамодостаточности, некоторой неудовлетворенности полученными результатами деятельности, акцентируя внимание на самочувствии и настроении всех участников деятельности, в том числе взрослых, в том числе малознакомых. 5. Учить умению "оглядываться" в процессе деятельности – анализировать результаты и соотносить их с индивидуально – личностными затратами участников общего дела (время, силы, здоровья, настроение, отношение и т.д.) 6. Создавать ситуации углубленного самопознания и самоанализа, в том числе для осмысления "коллектив для меня" и " Я – коллективу"
Позиция педагога на этом этапе может быть обозначена как консультант, "лакмусовая бумага" состояния (педагог чутко реагирует на неблагоприятные состояния конкретных людей и групп, создает ситуации для их обсуждения и коррекции), " дискуссионный центр" (обращает внимание на противоречия, стимулирует их обсуждение и разрешение с учетом всех интересов).
В числе основных форм этапа "Алый парус" выделяются: – Психолого-педагогический тренинг – Вечер песни и поэзии – Ролевая дискуссия – Педагогический десант (работа профильных групп с младшими учащимися) – Саморазвивающая игра "Родительское собрание" – Эстафета "Соседи" – Тематический классный час "Человек – система открытая" – Продуктивная игра "Традиции и легенды нашей школы, класса" – Защита проектов "Будущее начинается сегодня"
Для тренинга навыков общения можно использовать упражнения, предлагаемые Н.П.Аникевой, комбинируя их в необходимом порядке. 1. Проигрывание известных сказок. 2. 3ащита фантастических проектов. Добровольцам предлагается придумать (самостоятельно или объединившись) проекты на определенные темы: проект жилого дома под водой; проект космического города; проект вездехода, способного двигаться в джунглях; проект марсохода и т.д. 3. "Ролевое обсуждение". Выбираются роли. Затем договариваются о предмете обсуждения. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу. Конечно, роли распределяются дифференцированно – одним полегче, другим – потруднее. 4. "Дискуссия-соревнование". Все участники разбиваются на две команды. Выбирается жюри, определяются критерии оценки выдвигаемых аргументов. Предметом дискуссии может быть серьезная или шуточная тема. Вести дискуссию в данном случае может и сам руководитель группы. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их.
Этап 5. Горящий факел
На этом этапе коллективом в целом и каждым учащимся осознаются не только цели, но и мотивы деятельности. Человек в коллективе этого уровня пытается решать "задачи на личностный смысл", отвечая на вопросы: что я могу? что я хочу? к чему я стремлюсь? Что во мне заложено от природы и что я пока не сумел реализовать? Как максимально проявить все свои возможности? То есть в коллективе подобного уровня человек получает максимальную возможность самоопределения. При этом коллектив непременно реагирует на те или иные шаги человека в пользу самоопределения, служит для человека объемным "зеркалом" его движения. "Внутриколлективные отношения характеризуются добровольным объединением усилий, проявлением товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения, ибо именно такая атмосфера способствует успеху коллективной работы" (О.С.Газман).
На этом этапе наиболее отчетливо можно пронаблюдать развитое самоуправление – как массовое порождение социально– ценных идей, коллективный поиск лучшего варианта жизненно важной задачи.
Учащиеся класса в любой ситуации, в любом составе способны в короткое время организовать такое обсуждение проблемы, где произойдет генерирование многочисленных идей (и каждая будет услышана). Отобрать наиболее ценные и реальные, распределить и организовать работу по их реализации, а затем и проанализировать как полученные результаты, так и процесс работы, и самочувствие каждого.
Коллективу этого уровня развития недостаточно успешности только внутриколлективных дел – у ребят, у коллектива в целом есть потребность в утверждении общечеловеческих ценностей в различных жизненных ситуациях, и поэтому особенностью и потребностью коллектива становится организация социально– значимых дел. Для этого коллектив не только непрерывно анализирует и совершенствует свои возможности, но и наблюдает, изучает, ведет поиск объектов общественной заботы.
Цель: Реализовать позитивные возможности данного коллектива в деятельности, направленной на достижение социально-значимого результата, в сотрудничестве с другими коллективами.
Задачи: 1. Организовать поиск "объектов общественной заботы" и реализовать дела для достижения позитивного результата, имеющего общественный смысл. 2. Поддерживать потребность каждого учащегося класса в самосовершенствовании. 3. Создавать условия для освоения учащимися класса навыков исследования социальных проблем 4. Обучать теоретическим и методическим основам педагогической деятельности.
Роль педагога на этом этапе можно определить как "нравственный камертон" (камертон – инструмент, по которому музыканты определяют чистоту звука). То есть на этом этапе развития особое значение имеет готовность и способность педагога к работе над собой, способность переживать и признавать ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие с нравственными ориентирами.
В числе форм , используемых на этапе "Горящий факел" можно выделить: – Суд над фактом (явлением) – Спектакль или театр миниатюр – Научно-практическая конференция – Философский стол – Рукописный журнал или альманах – Операция "Сюрприз" – Выпускной вечер – Тематический классный час "Эстафета поколений" – Итоговое родительское собрание – Игра– импровизация – Акция "Подарок школе", "Подарок городу"
В то же время подчеркну, что на этом этапе прежде всего имеет значение направленность дела: ради чего? Для кого? Что это дело улучшит в окружающей жизни?
"Публичные лекции"
Публичная лекция – лекция для школьной "публики" самого широкого круга. В школе этот круг очерчивается возрастом детей 1-го класса и юношества 11-го класса. Необычность данной формы состоит в разновозрастном характере слушателей лекции: здесь самые различные уровни знаний, интеллектуальной подготовки, познавательных интересов и отношений к процессу познания. - временное протяжение лекции: 15-20 минут, не более, то позволяет проводить публичную лекцию во время большой перемены. - высокой должна быть информационная насыщенность лекции, удерживающая внимание слушателей столь различной подготовки. - материал лекции должен содержать два-три ярких необычных примера, иллюстрирующих основные тезисы лекции. - лекция требует тщательно продуманного оформления и эстетического обставления влияющих на состояние и настроение слушателей: кафедра с настольной лампой для лектора как единственное яркое пятно в зале стягивает на себя внимание всей публики, сидящей в полутемном зале; афористическое изречение и т.д.
Тематика таких публичных лекций может быть самой разнообразной, от морально-этической до психологической. Публичная лекция – это всегда информация научного плана, обобщенного характера, философского порядка.
Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов) |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений |
08.10.2011 11:38 |
Методика изучения коллектива учебной группы В.Г. Максимова предназначена для изучения коллектива учебной группы. Основополагающий метод исследования: тестирование. Предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися школ, УО ПТО, ССО. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования 1. Состав учебной группы 1. Возрастной состав. 2. Познавательный уровень, развитие учащихся. 3. Работоспособность и успеваемость. 4. Общественное лицо учебной группы. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся. 2.Сплоченность учебной группы 1. Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся друг к другу, к делам коллектива. 2. склонность проводить время в учебном заведении и вне его, вместе развлекаться или совместно заниматься. 3. Дружба между юношами и девушками. 4. Защищают ли учащиеся членов своего коллектива вообще. 5. Переживают ли учащиеся удачи и неудачи своей группы. 6. Есть ли в учебной группе круговая порука. 7. При проведении массовых мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно. 3.Организованность учебной группы 1.Умение самостоятельно организовываться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально. 2.Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, перерыве, при выполнении различных дел). 3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц 4.Общественное мнение в учебной группе 1.Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют. Какие – осуждают. 2.Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение. 3.Есть ли расхождение между тем, что они говорят, что делают. 5. Критика и самокритика в учебной группе. 5.Характер товарищеских связей в коллективе 1.Что связывает учащихся: общее место жительства, место учебы, интересы, общая работа. 2.Где дружат учащиеся.- только в учебном заведении или вне его. 3.Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем выражается эта помощь. 4.Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки. 5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, имеющим физические недостатки. 6. Актив учебной группы 1. Состав актива. 2. Официальный (выборный) и фактический активы. 3. Имеет ли актив авторитет. 4. Выполняются ли распоряжения актива. 5. Как относятся активисты к товарищам по учебной группе. 6. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. 7. Живут ли активисты учебного заведения жизнью учебной группы, не отрываются ли от нее. Уважают ли их в учебной группе, пользуются ли они авторитетом в учебной группе. 7.Связь коллектива учебной группы с коллективом учреждения образования 1.Знают ли в учебной группе о том, что происходит в учебном заведении в целом и других группах. 2.вносят ли предложения об улучшении жизни учебного заведения. 3.Выполняются ли общественные поручения учебного заведения (постоянно, эпизодически). 4.Каков характер связей учащихся с другими учебными группами (соревнование, совместные дела). 5.Как учебная группа участвует в мероприятиях учебного заведения. 8. Мероприятия по дальнейшему сплочению коллектива учебной группы 1.Какие педагогические мероприятия следует провести в учебной группе в целях сплочения и организации коллектива. 2.Как использовать коллектив учебной группы для воспитательного воздействия на отдельных учащихся. |
Формирование классного коллектива
«Если каждый человек на кусочке своей
земли сделал бы всё, что он может, как
прекрасна была бы земля наша!»
А.П.Чехов.
Перефразируя классика, я скажу так: « Если каждый классный руководитель, сдела ет всё от него зависящее для того, чтобы вверенный ему класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, это сдела ет его чуточку счастливее в этом мире». Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день. Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Ученический коллектив учебно-воспитательный, его цель — овладение определённой суммой знаний, умений и навыков, формирование способностей и социально — полезных качеств личности. В нём развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других. Воспитание их малоэффективно без опоры самих ребят на коллектив, без опоры на общественное мнение, принятые в их среде нормы поведения и ценностные ориентиры. Такие качества личности формируются только в коллективе и через коллектив.
Еще Аристотель отметил, что «коль человек — существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу». За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует — ему нужны слушатели или зрители; сочинил стихи — кому- то посвятил.
Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует в процессе целенаправленного педагогического воздействия те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности.
Начало формы
Конец формы