Геноцид цыган в гитлеровской германии. Под волчьим солнышком

Цыгане, как известно, народ, исповедующий пацифизм. Тем страннее выглядит тот факт, что за всё время своей европейской истории цыгане оказывались так или иначе связаны с армиями разных стран.

Так, ещё при исходе цыган из разваливающейся Византии, в некоторых восточноевропейских странах, как, например, в Венгрии, они получали разные льготы и поблажки как… оружейники, подрядившиеся работать на правительственные войска. Завоевавшие Ромею турки поступили с оставшимися цыганами-оружейниками точно так же. Вряд ли оружейники в цыганской среде появились внезапно, так что, видимо, они занимались этим ремеслом ещё когда были византийскими гражданами.

Если вы думаете, что изготовляли цыгане только какие-нибудь латы, то ошибаетесь. Ценились они больше за пушки и ружья.

Работали на армию и цыгане-шорники, изготавливающие разную конскую упряжь, и тем более - : кони были очень востребованы в войнах вплоть до XX века.

Однако связь цыган и армии не ограничивалась обеспечением теми или иными очень нужными вещами. Уже через сто-двести лет после исхода из Византии европейские цыгане стали достаточно активно вербоваться в армии многих стран. Причина была крайне банальна: в это время принимались очень жестокие законы против бродяг, бродячих профессий и кочевых групп, а вписаться в то или иное оседлое сообщество было очень трудно в силу замкнутости как деревенских общин, так и цехов, и армия была чуть ли не единственным способом легально вписаться в общество и избежать казни или галеры. Так что в XVII-XVIII веках, а также начале XIX, цыган-солдат было очень много.

Именно таким образом возможна стала сцена, произошедшая во время сражения французской армии под предводительством Наполеона с испанской: во время этого сражения два солдата, идя друг на друга со штыками, вдруг всмотрелись в лица друг другу и задали Самый Главный Цыганский Вопрос, ну, вы помните:

Ту сан ром?!?!

После чего благополучно про*бали сражение, .

Кстати, один из генералов Наполеона был таки да. В том смысле, что ром.

Не только во французской и испанской армиях можно было встретить цыгана. Ломброзо, например, среди прочих цыганских пороков отмечал, что они являются злом австрийской армии ;) Были цыгане замечены в венгерских, разного рода немецких и скандинавских войсках. Собственно, у немецких и скандинавских цыган это занятие было настолько массовым, что считается ныне традиционным историческим, так-то.

Современной науке хорошо известно, что именно от этих цыган произошли руска рома. Прийдя в Россию через Польшу и прибалтийские княжества, они поначалу даже название носили "халадытка рома", т.е. цыгане-солдаты, армейские цыгане. В новой стране оказалось, что вписаться в общество можно и оставаясь пацифистами. Собственно, здесь уже был свой своеобразный аналог цыганам: бродячие торговцы-офени, составляющие практически свою особую касту. Общество, у которого уже есть своё собственное бродячее племя, спокойно отнеслось к пополнению ещё одним, и многие "халадытка рома" быстро переквалифицировались в кочевых коневодчиков. Тем не менее, ещё долгое время отдельные юноши из цыганских семей по зову ли желания или по каким-то иным соображениям уходили в ряды российской армии. При этом русские цыгане напрочь игнорировали многочисленные указы российских императоров, требующих как-то упорядочить это дело и нормально, как русские крестьяне, сдавать рекрутов. Цыганам это было непонятно: вот Васька хочет в солдаты, он и пошёл, а Петька и Колька не хотят, так чего их посылать-то?

Возможно, именно благодаря своему армейскому прошлому русские цыгане совсем не пацифистски быстро и чётко реагировали на серьёзные войны. Когда в 1812 году в Россию пришёл Наполеон, парни из семей русских цыган массово подались в уланы и даже, говорят, гусары (если кто не знает, те и другие - это такие солдатики на лошадях и с саблей), в то время как их семьи жертвовали на армию крупные суммы и табуны племенных скакунов. Когда в 1941 году на СССР напал Гитлер, многие русские цыгане ушли на фронт, не дожидаясь мобилизации, т.е. добровольцами. На этот раз цыгане уже служили не кавалеристами, а пехотинцами, танкистами, артиллеристами , лётчиками, медиками, связистами и так далее. Впрочем, во время ВОВ многие советские цыгане, не только руска рома, пошли на фронт. Исключением были цыгане с несоветским гражданством - как и ловари - не подлежавшие мобилизации и вообще проживающие в этой стране относительно недавно, а также крымские цыгане, депортированные за компанию с крымскими татарами на просторы Средней Азии.

Если вам сейчас в голову пришёл Будулай, то правильно. Роман о нём Анатолий Калинин написал именно что , правда, с совсем другим именем. И таких Будулаев были тысячи.

Как ни странно, во время Второй Мировой цыгане служили и на стороне Третьего Рейха и его союзников.

Во-первых, на территории нацистской Германии некоторое время действовала поблажка для семей военнослужащих. Ею и воспользовались для спасения родных не только евреи (каковой факт часто рассказывают), но и цыгане. Потом, впрочем, поблажку вдрукк отменили, и солдаты Вермахта вместе с родственниками нетитульной национальности очутились в концлагерях точно так же, как прочие их соплеменники.

Во-вторых, как я уже писала, воевали в этой войне за Финляндию, тупо потому, что их призвали по признаку гражданства.

В-третьих, некоторая часть цыган Румынии объявила себя верными слугами монархии и совершенно добровольно записалась в войска, в составе которых, в числе прочего, сгоняла своих честных собратьев - румынских - в концлагеря. Этот исторический факт очень волнует и будоражит моего мужа и в наше время.

Однако экий мы большой скачок сделали во времени! Ведь между войнами Наполеона и Второй Мировой была ещё одна война, в которой отметились цыгане.

После революции 1917-го в России, как известно, началась гражданская война. Её многочисленные и разнообразные участники в общем и целом цыган, по крайней мере кочевых, в принципе не трогали (исключением были некоторые украинские националистические банды; против одного из атаманов довелось давать показания уже в Париже семье Димитриевичей). Однако, при официально и повсеместно декларируемой в этот период аполитичности, цыгане всё же оказались представлены в рядах как Красной, так и Белой армии в виде отдельных молодых добровольцев. (Насколько я понимаю, похожая картина наблюдалась и во время .) Кино про Неуловимых помните? Так вот, у Яшки был реальный прототип, причём человек, довольно известный в СССР (важный деятель театра Ромэн). Только звали его не Яшка, а Ванька, был он из семьи не бедной кочевой, а из богатой хоровой, и, наконец, есть основания полагать, что на самом деле он воевал за белых, просто ловко скрыл этот факт.

Рассказывая о цыганах-солдатах, никак нельзя обойти внимание такое явление, как цыгане-казаки. В них были замечены преимущественно сэрвы (украинские цыгане), а также небольшое количество влахов (ещё украинские цыгане). В этом не было бы ничего примечательного, если бы эти цыгане, как и русские, происходили от немецких или других привычных к армейской службе цыган. Но нет: сэрвы и влахи являются потомками миролюбивых балканских цыган, с кузнеческим делом в качестве основного ремесла (к которому у сэрвов добавляется музицирование и пение). Почему же эти цыгане засветились в казаках - мне, по крайней мере, неизвестно. Возможно, это был эффективный способ стать более или менее своими в достаточно ксенофобской среде. В любом случае, мой отец один из них! Кроме того, и сэрвы, и влахи традиционно обслуживали казачьи войска как кузнецы: подковывали коней, делали железные шины для обозных телег и так далее. Основным отличием цыган-казаков от казаков-казаков была нелюбовь к землепашескому труду. Цыгане в принципе обработке земли традиционно предпочитают ремёсла и разведение животных (лошадей и свиней преимущественно).

Наконец, меня часто спрашивают, как обстоят дела у российских цыган со службой в армии в мирное время.

Я ничего не знаю за первую половину XX века сверх того, что уже написала, но в общем и целом могу сказать: тенденции были всё те же, что и в обществе в целом. Пока служба в армии была нормой жизни, цыгане так же, как и все, шли в военкомат по призыву, служили, возвращались домой. Служил мой отец, служил Александр Марцинкевич, служила туева хуча цыган из числа тех, чей призыв выпал на время ДО развала СССР. Однако когда армия стала настолько опасным местом, какое она есть сейчас, и титульное население стало её массово избегать, цыгане не отстали и теперь, простите за откровенность, точно так же массово косят и забивают. У котляров для этого своя собственная система есть: там мальчиков 12-13 лет женят на девочках 15-17, и к своему 18-летию молодой, я бы даже сказала, очень молодой муж обзаводится необходимым для освобождения от почётной обязанности количеством детей. Часто спрашивают - почему невесту берут настолько старше жениха? Ну так есть версия психологическая - обычно от мужчин: чтобы ответственная была, ей семью строить, и версия физиологическая, больше от женщин: чтобы созрела для родов, чего девчонку зря мучить.

Наконец, нельзя не обойти вниманием цыган, избравших военную (или смежную служилую) карьеру. Их не очень много, но они есть как явление. Это практически всегда цыгане в возрасте за 40 и притом из народностей, привычных к службе (русские цыгане, сэрвы, иногда - влахи). Так, писатель Алексей Ильинский ("Цыгане. 300 лет в России"), книгу которого я как-то рецензировала в этом блоге, по основному роду деятельности - офицер. А мой френд

Для решения «цыганского вопроса» Национал-социалистическая партия Германии предлагала различные способы - выделить для цыган особые районы в городах, депортировать, стерилизовать и так далее. Первые лагеря для цыган появились в 1934 году. Жертвами цыганского геноцида, параимоса, стали около 200 тысяч человек

Подготовила Юлия Богатко

Доктор Риттер (справа) берет у цыганки кровь на анализ. 1936 год Bundesarchiv

«Цыгане действительно сохранили кое-какие нордические признаки,
но они произошли от самых низших слоев населения этого региона.
В процессе миграции они впитали в себя кровь окружавших их народов
и таким образом стали расой, в которой смешались черты Восточной
и Западной Азии, с примесью индийских, среднеазиатских
и европейских черт. <…> Причиной такого смешения стал их кочевой образ жизни. В целом влияние цыган на Европу чужеродно».

Профессор Ганс Фридрих Карл Гюнтер, «Расология Европы», 1924 год

«§ 1. Цыгане и им подобные кочевники — бродяги — имеют право
на передвижение лишь при наличии у них письменного разрешения, выданного соответствующими полицейскими властями. Разрешение действительно в течение одного календарного года и может быть
в любой момент аннулировано…»

«§ 2. Цыгане и бродяги не имеют права странствовать с детьми школьного возраста. Исключение может быть сделано соответствующими полицейскими властями при наличии условий, необходимых для обучения детей…»

«§ 9. Цыгане и бродяги старше шестнадцати лет, которые не способны доказать, что имеют постоянную работу, могут быть направлены соответствующими полицейскими властями в исправительно-трудовые лагеря сроком до двух лет из соображений общественной безопасности».

Из закона Баварии о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами, 1926 год


Изготовление слепка лица в Центре расовой гигиены. 1936 год Bundesarchiv

«Цыганский вопрос можно будет считать решенным, только когда большую часть асоциальных и бесполезных цыган смешанного происхождения соберут в крупные лагеря трудового назначения,
где будут приняты действенные меры против их дальнейшего воспроизводства. Только так можно избавить будущие поколения немецкого народа от этой тяжелой ноши».

Отто Тирак, президент Народной судебной палаты Германии, в письме к секретарю Гитлера Мартину Борману от 13 октября 1939 года

«С целью удаления с немецких земель поляков, русских, евреев и цыган <…> считаю необходимым передать все функции уголовно-процессуального порядка в отношении [этих людей] Гиммлеру.

Я пришел к этому заключению, поскольку понимаю, что суды не могут эффективно участвовать в уничтожении этих людей… <…> Годами держать их в тюрьме не имеет смысла…»

Роберт Риттер, психолог, главный идеолог преследования цыган, 1939 год


Сотрудница Центра расовой гигиены определяет цвет глаз молодой женщины Bundesarchiv

«Летом 1943 года моим родителям сказали, что они должны переехать из Мюнхена в Польшу просто потому, что они синти. Всего нас было около ста человек, это вся родня со стороны отца и матери. И мы все ехали в одном вагоне. Никто не знал, куда и зачем нас везут. Оба моих дяди — офицеры немецкой армии — надели в дорогу свои военные мундиры, а дедушка, ветеран Первой мировой войны, прикрепил на мундир ордена и медали, полученные им за доблесть и храбрость. Это никого не спасло и ничего не значило для нацистов, сопровождавших поезд: они били прикладами по голове стариков с медалями на груди, беременных женщин и детей. Для них это были только люди последнего сорта — синти, цыгане, угрожавшие чистоте арийской расы. Через две недели, когда умиравшие от духоты, жажды и голода люди приехали в Аушвиц, из вагонов буквально выпала почти сотня мертвых — их тут же отправили в печи крематория. Остальным присвоили номера и вытатуировали их на руке; грудным детям номер ставили на бедре: на крошечных ручках штамп не помещался. Нас сразу начали бить — просто потому, что мы не умели выполнять команды, не сразу встали прямо. И постоянно оскорбляли: я до того никогда не думал, что моя национальность — это ругательство. <…> Через полгода, уже зимой, заключенным выдали одеяла, кишевшие вшами: такого количества этих насекомых я не видел больше никогда в жизни. Кто-то сказал: это доктор Менгеле специально дал нам такие одеяла, чтобы проверить стойкость цыган к болезням, которые переносят вши. О Менгеле цыгане уже отлично знали: на цыганских и еврейских детях он постоянно ставил опыты, особенно на близнецах. Моих двоюродных братьев Менгеле заставлял прыгать с 10-метровой высоты — наблюдал, как ломаются кости, как деформируется позвоночник. Мне врачи-эсэсовцы часто делали какие-то уколы, от которых потом болело все тело…»

Герман Гелленрейнер, бывший узник Освенцима, автор книги «Мано. Свидетель холокоста»


Депортация цыган. 1940 год Bundesarchiv

«Это было в Псковской области. Мы жили все вместе — все мои родные: мать, отец, бабушка Авдотья, дедушка Александр, дядя Григорий и его дети Таисия и Иван, дядя Василий и его дочери Валя и Анна. И пришла нам повестка, чтобы на три дня брали продукты, а если есть, например, корова, то с собой не брать. Хоть отец мой был и неграмотный, но мужик был дальновидный. Цыган собралось очень много, все спрашивают: „Куда нас?“ А немцы говорят: „Мы отправим вас в Бессарабию, вы же цыгане“. Ну, цыгане поверили, говорят, поедем в Бессарабию. А отец мой говорит: „Какая Бессарабия? Куда они нас погонят, если везде бомбят, дорог нету, поезда не ходят? Пойдете вы землю есть, всех расстреляют, как собак! У меня есть лошадь, сажайте детей и едем в лес скрываться. Убьют что в затылок, что в лоб“. А цыгане темные, всему верят. Говорят: „Все едут в Бессарабию, а мы что, всех умней?“ Отец бился недели две, убеждал цыган. А они ему отвечают: „Видишь, мы ходим по воле, никто нас не трогает. Не пойдем в лес, и ты вернись, с нами поедешь“. А ходили они свободно потому, что немцы ждали конвой. Ну, мой батя забрал мать, нас — детей, сказал: „Если что, помирать вместе будем“. И осталась в живых только одна семья — наша, всех остальных немцы под конвоем, с собаками, увели. Всех расстреляли. Недалеко от Новоржева есть лесок, там ямы были вырыты. Всех бросили в эти ямы, кровь наружу сквозь землю выходила. Многих зарыли живьем. Целую деревню цыган там оставили. Только моих родственников девять человек там погибло».

Александр Степанович Степанов, цыган из Бернгардовки (ныне — микрорайон Всеволожска)


Доктор Риттер, полицейский и пожилая цыганка Bundesarchiv

«Наверное, кто-то выдал, что табор пришел в деревню. Немцы подъехали на мотоциклах с люльками и сразу стали оцеплять. Крестьяне попрятались в домах, а цыганам куда деваться? Со всех сторон пути перекрыты. Тогда женщины разбежались по огородам и притворились, будто копаются на прополке. Но разве обманешь? На цыганках юбки яркие, цветные. И дети по деревне голые бегают. Стали всех сгонять на середину. Отец спрятался в чьей-то баньке и через щели все видел. Он немного понимал по-немецки. Крик стоял. У цыганок серьги с кровью вырывали. Отцовой сестре Томке пальцы выламывали — стаскивали кольца. У цыгана — звали его Филипп — что-то пытались выведать. Привязали его — ладонь положили на изгородь, на слегу — пальцы по очереди рубили топором. С девушек, которым лет по 15-16, сорвали одежду. Насиловали их, а родня тут же стоит — выстроена под автоматами…»

Антон Александрович Орловский в пересказе дочери Анны Орловской об уничтожении кочевого табора рядом с городом Поставы

«Страшно было наблюдать, как цыгане играют веселые марши, под которые измученные заключенные возвращаются в бараки и несут на себе умерших или умирающих товарищей. Зрелище пыток под музыку было невыносимым. Но я также помню, как под новый 1939 год из дальнего барака вдруг поплыли звуки скрипки, словно напоминание о других, счастливых днях, напевы венгерских степей, вальсы Вены и Будапешта, звуки дома».

Из воспоминаний заключенного Бухенвальда (в 1938 году по приказу заместителя начальника лагеря майора Родля в лагере был создан цыганский оркестр)


В Центре расовой гигиены доктора Риттера Bundesarchiv

«Около десяти часов вечера в цыганский лагерь, находящийся от наших бараков всего в двадцати метрах, стали въезжать машины. Цыгане жили в бараках целыми семьями, с детишками, бабушками, дедушками. Мы привыкли к ним, как соседям, переговаривались через проволоку, обменивались новостями. Жили цыгане в еще более тяжелых условиях, чем мы. Мизерный паек получали не полностью: его разворовывали „старшинки“ из своих же цыган. Исхудавшие детишки жалобно просили у нас через проволоку чего-нибудь поесть, и мы ежедневно прикармливали их, чем могли. Природная жизнерадостность цыган, несмотря ни на что, прорывалась сквозь тоску и уныние: оттуда часто доносились музыка, песни… <…> И вот цыган увозили. Машины из бараков одна за другой направлялись в сторону крематория. Когда об этом узнали оставшиеся цыгане, лагерь огласился воплем. <…> Нам в лагере много раз приходилось видеть расстрелы, повешения, и не было случая, чтобы приговоренный кричал или просил о помиловании. Он знал, что это бесполезно, и мужественно принимал смерть на глазах у десятков тысяч других заключенных. Цыгане тоже не просили пощады, но они сопротивлялись, кричали.<…> После подъема, выйдя из барака, каждый с ужасом глядел на лагерь цыган. Вчера там была жизнь, а сегодня пустые, с раскрытыми дверями бараки, разбросанная одежда и лужи крови. Команда заключенных под надзором эсэсовцев убирала следы злодейской расправы».

И. П. Ковалев, бывший узник лагеря Биркенау


В «цыганском» лагере Тангермюнде. 1931 год Bundesarchiv

«23 апреля 1942 года перед вечером из гор. Смоленска в дер. Александровское прибыли 2 немецких офицера и, явившись к старосте, предложили ему составить посемейный список жителей бывшего Национального цыганского колхоза „Сталинская Конституция“ с подразделением на русских и цыган с включением в него всех мужчин, женщин, стариков и детей. 24 апреля в 5 часов утра прибывшим из гор. Смоленска карательным отрядом в количестве до 400 человек, возглавлявшимся группой офицеров, дер. Александровское была оцеплена, потом гестаповцы обошли все дома и всех жителей деревни, как русских, так и цыган, выгнали полураздетыми из домов и погнали на площадь к озеру. Немецкий офицер, владевший русским языком, достал из кармана список жителей деревни, взятый им у старосты деревни, и стал из толпы вызывать граждан, сортируя их на русских и цыган. После сортировки русские были отправлены домой, а цыгане оставлены под усиленной охраной. Потом офицер из оставшейся толпы выделил физически крепких мужчин, им выдал лопаты и в 400 метрах от деревни предложил вырыть две ямы. Когда мужчины были отправлены рыть ямы, туда же немцы погнали женщин, детей и стариков, избивая их прикладами, палками и плетками. Перед расстрелом осужденные были подвергнуты осмотру, женщин и мужчин раздевали, и все, кто имел смуглую кожу, были расстреляны. Расстрел был осуществлен так: вначале расстреляли детей, грудных детей живыми бросили в ямы, потом расстреляли женщин. Отдельные матери, не выдерживая дикого ужаса, заживо бросались в яму. Трупы расстрелянных закопали мужчины, потом они сами были расстреляны и немцами закопаны во вторую яму. Всю лучшую одежду расстрелянных, а также различные ценности немцы увезли с собой в Смоленск. Всего было расстреляно 176 человек. Из этого количества 143 человека установлены: 62 женщины, 29 мужчин и 52 ребенка; 33 не установлены за отсутствием посемейных книг».

Из справки «О массовом истреблении советских граждан — цыган немецкими захватчиками в деревне Александровское, расположенной в 5 км от города Смоленска» от 21 октября 1943 года

«Вся наша деревня была цыганская. Лидию Крылову спас немец. В этой деревне стояла часть вермахта, и один офицер по уши влюбился в красотку-цыганку. Когда людей собрали вокруг ямы, он подошел к солдатам и сказал, показывая на Лидию: „Она русская“. У немцев не было приказа расстреливать русских, и они спросили: чем докажешь? Он ответил: есть такой русский писатель по фамилии Крылов, он басни писал, она Крылова — значит, русская. Солдаты потребовали документы, офицер сел на коня, поехал в Смоленск за справкой и привез бумагу, что она русская. На ней не оказалось печати, подписи генерала: так офицер четыре раза ездил туда-сюда, а солдаты ждали возле могилы. <…> На обелиске указана дата расстрела, количество погибших — 176 человек, но там нет ни слова о цыганах. Хотя все местные жители об этом знают».

Владимир Федорович Гленчуков, деревня Александровка, один из пятнадцати оставшихся в живых цыган, которых немцы отпустили с места расстрела

В лагере Халле — подразделении Бухенвальда Bundesarchiv

«Я во время войны жила в деревне Кореневщина — рядом
с Александровкой. У нас тоже жило много цыган, но там никого
не тронули. Председатель колхоза был цыган, хороший такой, он сказал: „Никуда не выходите, ни в город, никуда, а то постреляют“.
А в Александровке забрали почти всех».

Прасковья Белова, жительница деревни Кореневщина

«Немцы пришли в Остров в 1942 году. Мне было 13 лет, сестре 11. <…>
…После Саласпилса, кто жив остался, кого не расстреляли, отправили в Польшу. Тухенген. Лицманштадт (Лодзь). Там тоже лагерь был большой. Там много всяких было. Но мы, цыгане, просили, чтобы нас в один барак поселили, чтобы мы вместе были. Поляки хорошие попадались: они отпускали нас попросить хлебушка и одежду нам давали. И вот когда нас отпускают, мы идем туда, где люди живут, и просим хоть кусочек хлебушка, хоть кусочек мыльца. И мы разрежем его на несколько частей, чтобы хоть лицо помыть и руки, потому что уже невозможно было… <…> А потом, когда нас освободили, мы были в американском лагере. Там мы сделали свой цыганский ансамбль, а американцы нас поддерживали и материи дали на кофты цыганские. Нас американцы отправили во Францию выступать. Это уже в 1946-м было, наверное. Мне было уже лет семнадцать. Война кончилась. Мы были в Версале. Там нас кормили хорошо. Там такие сады были, бери сколько хочешь».

Ольга Александровна Белова, бывшая узница концентрационного лагеря Саласпилс


Дети в лагере Берлин-Марцан. 1933 год Bundesarchiv

«Как-то у меня и моей подруги порвалась нить в станке, и нам сказали, что мы навредили намеренно. Нас привели в лагерь, построили девочек и мальчиков, ровесников, поставили скамейку и били нас плетками. Потом дали плетку мальчику, моему двоюродному брату, и сказали ему, чтобы он меня отстегал. Он сказал: „Она мне своя“ — и отказался меня бить, и его за это наказали. Дали плетку другому мальчику, и тот меня отстегал, у меня до сих пор шрам на ноге от тех побоев. <…> Были мы в Саласпилсе до января 1945 года. Наша армия уже наступала, и немцы решили нас уничтожить. Они нас заперли, подкатили к нашему бараку бочки с бензином, но началась бомбежка, и немцы, испугавшись, уехали. Им было уже не до нас. Мальчики наши, которые постарше, вылезли в окно и откатили бочки подальше от барака. Потом они открыли ворота, и наши воспитатели помогли нам уйти. Мы нашли незанятый дом, куда и забрались. Жили мы в этом доме несколько дней, спали, прижавшись друг к другу. Потом пришли наши войска. Нас накормили, одели, мы еще некоторое время жили в нашем лагере. Потом нас увезли в Варшаву, и дальше в Киев, в детский дом. Возили нас в разные госпитали, мы пели и плясали для раненых. Ну а потом наши родные нашли нас, приехали за нами и отвезли домой».

Александра Васильевна Белова, бывшая узница концентрационного лагеря Саласпилс 

Испанские цыгане умоляют короля Филиппа III отменить закон об их изгнании.

В течение столетий на территории Европы было два крупных национальных меньшинства - евреи и цыгане. Если положение еврейского населения достаточно хорошо изучено, то история цыган продолжает оставаться уделом немногих специалистов, хотя и она содержит немало поучительных эпизодов.


Большинство ученных сходятся на том, что цыгане (самоназвание «рома») пришли в Европу из Индии. И сегодня европейские цыгане без большого труда понимают индийские фильмы на санскрите. По одной из гипотез, предки цыган были бродячими артистами и ремесленниками, кочевавшими между дворами индийских махарадж. Неизвестно, что побудило этих людей оставить родину и направится на Запад. В 12-13 веке цыгане появляются в Византии. Византийские императоры предоставляют им привилегии и в течение почти двух столетий цыгане мирно живут на территории угасающей империи. Документы упоминают о них редко, что свидетельствует об отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между переселенцами и местным населением (а так же и властями). Большинство цыган, по-видимому занималось ремеслом.

Согласно грамотам, полученным ими на Пелопонессе в 1378 г. и на острове Крит в 1386 г. цыгане зарекомендовали себя как искусные мастера по металлу. Кроме этого они так же изготовляли кожаные ремни, седла, гадали и давали музыкальные и театральные представления.

Кризис и распад Византии тяжело ударил по цыганским общинам. Спасаясь от бесконечных войн сопровождавших завоевание Балкан турками, цыгане постепенно стали переселяться в глубь европейского континента. В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании. В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. - Испании, в 1500 г. - Шотландии. Европейцам, цыгане рассказывали разные истории о своём происхождение, но чаше всего они говорили о том, что вышли из Египта. Поэтому например в английском языке цыган называют «Gipsy» от слова «Egypt» - Египет. В скором времени на территории Западной и Центральной Европы число цыган достигло несколько десятков тысяч.

На первых порах цыгане встретили радушный приём. Они достаточно легко усваивали местные верования и поэтому цыгане лишь в исключительно редких случаях подвергались гонениям со стороны инквизиции. Европейские короли предоставили им охранные грамоты. Так французский король Франциск I (1494-1547 гг.) повелел своим служащим оказывать всяческое содействие Антуану Морелю «своему любимому капитану Малого Египта», не препятствовать его табору, и даже предоставлять ему место для ночлега. Цыганским вожакам было предоставлено исключительно право суда над своими таборами. Английский король Генрих VI (1421-1471 гг.) повелел судить цыган особыми судами, где половина присяжных состояла из цыган, а половина из англичан.


Иоганн Траутман. «Цыгане». Середина XVIII в.

Итак, на первых порах цыгане успешно нашли свою нишу в Европе. Интересно, что в Англии цыгане постепенно смешались с местными бродячими ремесленниками и артистами - «тинкерами», и стали называться единым термином - «тревелерз» (путешественники). По сути дела цыгане стали своеобразной нацией-сословьем бродячих ремесленников и артистов. Трудно не усмотреть здесь параллелей с историей европейских евреев, которые обосновались в Европе при аналогичных обстоятельствах (переселившись в Европу в эпоху раннего средневековья из района Средиземного моря), и по мнению историка-марксиста Аврама Леона стали торговой нацией-классом.

Однако «золотой век» цыган в Европе был недолог. С конца 15 в. в странах континента начинают приниматься антицыганские законы. Согласно официальным документом причиной возникновения подобного законодательства были «дурные качества цыган», их мошенничество и преступность. Но, зная об аналогичных мотивировках антиеврейских законов, мы должны отнестись к ним с осторожностью, и попробовать понять, почему правители Европы сменили по отношению к цыганам милость на гнев.

Цыгане стали одной из первых жертв формирующегося в Европе капиталистического способа производства. Можно легко заметить параллель между судьбой цыган и трагической участью жертв «огораживания» в Англии. Мелкое ремесло и фермерство уничтожалось, а появившиеся «новые нищие» представляли из себя слишком опасный социальный элемент с чьим существованием можно было мириться. Английской бедноте изгоняемой со своей земле, властями предлагалось только две альтернативы - работать за гроши на мануфактурах или отправляться на виселицу. Как известно жертвами законов «против бродяг» стало до двух процентов населения Англии. Цыгане, бродячие мелкие ремесленники и артисты стали жертвами этой новой политики. Для нарождающегося капитализма они были не нужны, а следовательно обречены на уничтожение, подобно северо-американским индейцам. Если сравнить гонения на евреев и на цыган, то можно заметить, что преследование последних было гораздо более жестоким и последовательным. Если вопрос об изгнание евреев каждый раз вызывал большие споры среди правящей феодальной верхушки (как это было например в Португалии), то цыган обрекали на изгнание и смерть без всяких проблем, несмотря даже на то, что они были христианами. Социально-экономические причины всегда были гораздо важнее вопроса - кто распял Христа!


Клейма для цыган применявшиеся в германских государствах.

С 15 по 18 в. в Европе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие из них принимались в протестантских странах Германии, Англии и Скандинавии. (Самое толерантное отношение к цыганам было в таких отсталых странах как Испания, Турция и Россия). Английский закон от 1554 г. предписывал смерть для всех цыган мужчин, а так же для «тех кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». (Можно предположить, что последние дополнение было направлено против тинкеров, о которых мы писали выше). Уже в 1557 г. по этому закону были казнены семь англичан и одна англичанка.

В Швеции закон от 1637 г. предписывал казнить всех цыган мужчин. Фридрих Прусский пошел ещё дальше и в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет не взирая на пол. В графстве Рейн «всех встреченных в рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте». Закон Майнца от 1714 г. предписывал казнь всех цыган мужчин и порку и клеймение женщин и детей. В Габсбургской империи цыгане были поставлены вне закона эдиктом императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал вешать и мужчин и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.


Эмиль Вотер. «Цыганка узница».

Все эти драконовские законы приводились в жизнь. В 1724 г. в маркграфстве Баурейт в один день было повешено пятнадцать цыганок, старшей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г. целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесовали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгрии табор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких людей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыганкам отрубили головы. Казни остановились только когда пропавшие нашлись.

Если цыганам Европы в отличие от тасманцев или индейцев удалось уцелеть, то в этом нет заслуги европейских правителей. Последние, сделали всё возможное, чтобы «окончательно решить цыганский вопрос». Во Франции с 1504 по 1666 г. антицыганские законы принимались 10 раз! Просто дело было в том, что абсолютистские монархии не располагали таким мощным репрессивным аппаратом, как государства 19-20 вв. Преследуемые цыгане довольно легко могли пересекать границы, прятаться в лесах, подкупать местных чиновников. Как и в случае с евреями гонения привели к росту изоляции цыган от местного населения. Цыгане стали больше кочевать и ограничили до минимума свои контакты с не цыганами - «гажё».

Цыгане находили и другие пути для выживание. Одним из них была эмиграция. Так цыгане оказались в Бразилии, где довольно активно занялись работорговлей и стали процветать. Немногие счастливчики находили себе постоянную работу и тем самым избегали гонений. Другие поступили на военную службу. В 17 в. наблюдался резкий рост численности армий, и рекрутов постоянно не хватало. В Швеции 17 - 18 вв. военная служба стала своего рода цыганской профессией, и практически не было цыгана, не служившего в армии хоть раз. Подобное явление наблюдалось и в других европейских странах. Многие цыгане «ушли на дно» и примкнули к криминальным группировкам. Вынужденная криминализация части цыганского сообщества в свою очередь привела к возникновению антицыганских стереотипов среди широких масс населения, стереотипов которые не наблюдались ранее (Подобное явление можно видеть и в сегодняшней России. Так в ряде регионов из-за отсутствия других заработков, цыгане занимаются наркоторговлей, что естественно вызвало гнев их соседей. П.С. Вы спросите кто же их вынудил? Ну наверное «традиция не работать» или как минимум предрасположенное отношение к ним работодателя …).

Сделав небольшое отступление от основной темы нашего повествования, мы отметим, что судьба цыган имеет много общего с судьбой европейских низов в переломный период 17-18 в. Она объясняет почему на протяжение почти 150 лет, с 1640 по 1789 гг. Европа практически не знала мощных социальных потрясений. С одной стороны церковная Реформация уже не могла быть идеологией социальных низов - в 17 веке она могла предложить пролетариям и мелким ремесленникам только петлю. Всякое возмущение пресекалось превентивным террором. Наиболее активные представители низов эмигрировали в Америку или на окраины Европы, шли на военную службу (где существовала довольно высокая социальная мобильность) или криминализировались, ведь мы говорим о времени легендарного «Дворца чудес» и Картуша.

Цыган продолжали преследовать вплоть до начала 19 г. Кое-где антицыганские законы не отменены до сих пор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и Сардиния. Если они появятся вблизи другого города, то мэр в праве вызвать войска.

Приход к власти в Германии нацистского режима дал новый толчок гонениям против цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергские законы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев, но и на цыган. Их жертвами стали немецкие цыгане - синти. Как и евреи они уже давно были интегрированы в немецкое общества как торговцы, ремесленники и артисты. Изначально нацисты взяли курс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначально планировалось сделать это путём стерилизации. На учет было взято более 20 тыс. цыган Германии. С началом Второй империалистической войны власти Германии вступили на путь немедленного физического уничтожения цыган Европы. По данным ЮНЕСКО результатом этой политики стала гибель полумиллиона цыган. И это всего лишь заниженные и приблизительные цифры. Существенный вклад в дело геноцида цыган внесли коллаборационисты на захваченных немцами территориях. В Югославии усташи разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хоронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше карательный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцев за три месяца истребил около 300 человек.

Тысячи цыган были истреблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальд и др. Цыганские дети были главным объектом опытов зловещего доктора Менгеле.

Холокост цыган был крепко забыт после Второй мировой войны. И это не удивительно. Например, на 300 книг о нацистском геноциде евреев, приходится лишь одна книга о геноциде цыган. Большая часть организаторов геноцида цыган так же осталась безнаказанна. Др. Р. Риттер, организатор выявления всех цыган Германии заявил, что не знал, для чего проводятся данные мероприятия и был оправдан.
Реставрация капитализма в Восточной Европе привела к новому витку затянувшейся на несколько веков цыганской трагедии. В период с 1945 по 1991 год политика просоветских режимов в Венгрии, Румынии, Болгарии и Чехословакии была направлена на интеграцию цыган в новое общество. Для них строились поселки, школы, а что самое главное – цыганам была дана работа. Примечательно, что в этих странах цыгане влились в рабочий класс.

Так в Венгрии по данным на 1971 год, только 26 % цыган в возрасте от 25 до 29 лет окончили начальную школу. К 1993 году, среди молодых людей этого же возраста цифра закончивших школу выросла до 77 %. Даже буржуазная российская газета «Комерсантъ» вынуждена признать, что: «При социализме 95-96 процентов венгерских цыган работали в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, имели стабильный доход, получали от государства квартиры, их дети ходили в школы и получали высшее образование. С приходом рынка все это рухнуло».

После реставрации капитализма в Венгрии 50% цыган сразу потеряли работу. Работодатели прежде всего избавлялись от работников «нетитульной» нации. Затем были закрыты заводы. Безработица среди цыган выросла до 80%. Венгерский журналист Агнеш Геребен «За 20 лет выросли поколения, которые не видели родителей работать, братьев и сестер возвращаться из школы».
Аналогичные процессы шли и в других восточноевропейских странах. Вот что пишет тот же «Коммерсантъ»:

«К переменам, вызванным «бархатной революцией» 1989-го в Чехии, местные цыгане тоже оказались готовы хуже других. Плохое образование и отсутствие профессиональной подготовки, а также исчезновение госсектора экономики, в котором и были заняты цыгане по госпрограммам, привели к образованию бедняцких поселений, в которых живут, как в гетто, не менее 60-80 тысяч человек. Цыганские «зоны» стали точками с высоким уровнем преступности».

А вот другое свидетельство:
«80-90 процентов цыган остались безработными,- описывает «Огоньку» ситуацию экс-министр Чехии Джамиля Стегликова.- Возникают гетто, целые территории, где цыгане живут в изоляции. А в них - проблемы, с которыми мы не встречались: ростовщичество, проституция, криминал, наркозависимость..».
Многомиллионое цыганское население Румынии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии в одночасье превратились в лишних людей «не вписавшихся в рынок» и брошеных на произвол судьбы.
По данным европейских институтов постоянно голодает каждый шестой цыган. Менее 20 % цыган в странах постсоветского блока заканчивают среднюю школу. Более 70 % из них живут за чертой бедности без пособий и медицинской помощи. Средняя продолжительность жизни цыган на 15 лет меньше, чем в целом по Европе, а уровень детской смертности в четыре раза выше. На одной из конференций по цыганской проблеме вице-президент Всемирного банка Йоханнес Линн, посетивший несколько таборов в Словакии, воскликнул: «Цыгане живут так, как будто сегодня не XXI, а XII век!»

Но неолиберальный капитализм не способен решить цыганский вопрос. Выделяемые на «помощь» цыганским общинам средства благополучно «распиливаются». О централизованом создании рабочих мест в условиях «свободного рынка» не может идти и речи. Что же делать с милилонами оставшимися без средств к существованию людей, которые к тому не принадлежат к «титульной нации»? Изгнать или уничтожить – подсказывает многовековая традиция капиталистического варварства, и «гуманные» европейцы с энтузиазмом идут по этому пути.

Начало 90-хх стало временем полуофицальной политики по силовому выдавливанию цыган во многих восточноевропейских странах. Лишь в 1990-1991 гг. в Восточной Европе произошло 44 цыганских погрома. В Румынии и Польше было разрушено 250 цыганских домов. Из Хорватии большинство цыган бежало, вследствие террора устроенного против них правительством Ф. Туджмана. В Чехословакии на дверях кафе и ресторанов нередко можно увидеть надпись «Цыганам вход запрещен». Кается за эти преступления, похоже, никто не собирается. Известный российский левый публицист Михаил Магид, привел автору данной статьи интересный диалог, состоявшийся между одним румынским министром и немецкой журналисткой, близкой к партии зеленых. Во время их беседы за окном проехала цыганская бричка, что отвлекло внимание собеседников. Министр выразил сожаления за столь досадную помеху и невозможность в данный момент решить «цыганский вопрос». Когда же его собеседница возмутилась, достойный представитель румынской демократии, не поняв причину возмущения немки, воскликнул в сердцах - «Но вы же сами навязываете нам соблюдение этих прав человека!» Впрочем, цыганофобская политика не стала для восточноевропейских стран преградой для вступления в Европейский союз.

Спасаясь от нищеты и погромов, тысячи цыган из Венгрии, Румынии и Болгарии устремились на Запад, но там им оказались тоже не рады. Нищих и беженцев там уже хватало в избытке. Решение Николя Саркози о депортации цыган из Франции обратно в Румынию и Венгрию, демонстрирует что 8 миллионам цыган в нынешней Европе просто физически нет место. Это вообщем то не новая картина. В начале 20 века, в Европе было примерно столько же «не вписавшихся в рынок» евреев – грязных, пейсатых, промышлявших криминалом и склонных к политическому экстримизму. После Первой мировой войны возможности для их эмиграции были исчерпаны, но как известно европейцы нашли радикальное решение еврейской проблемы.

Положительная общественная реакция на депортацию цыган демонстрирует, что европейская публика всегда готова к решению наболевших вопросов старыми методами. В конце-концов, что стоят права или жизнь нескольких миллионов каких-то цыган, если культурные европейские люди будут избавлены от попрошаек у себя под окнами? В худшем случае можно будет лет через пятьдесят покаятся и установить пару скорбных монументов в стиле постмодерн.

В отличие от «пресвященной» Европы, в России история цыган долгие годы складывалась почти идиллически. Бежав на территорию царской империи ещё в 18 в., цыгане приняли православие, выучили язык и занялись торговлей лошадьми, гаданием и постановками небольших представлений. Не имя в этих областях конкурентов, они худо-бедно просуществовали до революции. В 20-х годах правительство проводило по отношению к цыганам политику патернализма, схожую с политикой по отношению к другим национальным меньшинствам. Был создан Всероссийский Союз цыган, школы, техникумы, кружки по ликвидации безграмотности. В 1928-1932 гг. была сделана попытка создания цыганской письменности.

Во время Второй мировой войны (1939-1945) стран. Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуальных мужчин , неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев . По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 200 000 - 1 500 000 человек . Количество пострадавших - ещё больше.

У геноцида цыган нет единого общепринятого терминологического обозначения. «Параи́мос» (или Пора́ймос) - термин, предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком (Ian Hancock ). Поскольку одно из значений слова - «надругательство, изнасилование», в котором оно употребляется очень часто, то среди цыганских активистов и цыганологов идёт спор об этичности использования данного термина.

Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев . Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы , происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы. Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе , представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности . Специальная комиссия рекомендовала отделение «цыганства» (нем. Zigeunertum ) от немецкого народа.

Законодательной базой для начала преследований цыган стал принятый в Баварии 16 июля 1926 года «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». По его образцу были ужесточены законы и в других регионах.

Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания , зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. Так, 16 июля 1936 года , в связи с Олимпийскими играми , проводившимися в тот год в Берлине , цыгане были изгнаны за черту города и отправлены на участок, впоследствии получивший название «площадки для привала Марцан ».

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем , линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 Имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на их пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» (которой командовал О. Олендорф) были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём уничтожались уже и оседлые семьи. Начиная с весны 1942 года, эта практика была перенесена на всю оккупированную территорию СССР (за исключением румынской зоны оккупации). Каратели руководствовались «принципом крови». Казни цыган-колхозников, городских рабочих или артистов не вписывались в рамки борьбы против таборного криминала. Достаточно было цыганской национальности, чтобы пополнить ряды жертв. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943-1944 годах цыгане гибли заодно со славянами при сожжении «партизанских деревень», при борьбе подпольщиками в городах и так далее.

Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы на Западной Украине (см. также Бабий яр), Смоленской , Ленинградской и Псковской областях. Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее тридцати тысяч цыган .

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим.

В Освенциме оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

Когда советская армия в 1944 году подошла к Освенциму достаточно близко, то детей и неработоспособных узников «цыганского сектора» отправили в газовые камеры, а оставшихся вывезли в другие лагеря, подальше от линии фронта.

Евреев и цыган.

Нацисты испытывали интерес к цыганам из-за того, что это был народ, относящийся к индо-ариям. Среди цыган редко, но встречались люди с голубыми глазами, в Дахау у таких цыган могли удалить глаза для изучения непонятного феномена. В лагере смерти Дахау, по указанию Гиммлера был поставлен опыт над 40 цыганами по обезвоживанию организма. Ставились и другие опыты, приведшие к инвалидности или смерти подопытных.

Пережитый геноцид нашёл своё отображение в сказках, песнях, стихах и литературных произведениях цыган разных стран. Например:

В мировом кинематографе тема геноцида цыган нашла также отражение в фильме «И скрипки умолкли » (I skrzypce przestały grać ) 1988 г., режиссёра Александра Рамати,

А вы слыхали о Параимос?

массовом убийстве цыган нацистами во время Второй Мировой войны )

О Холокосте- массовом убийстве евреев нацистами во время Второй Мировой войны, знает сегодня в мире каждый школьник. Ну или по крайней мере, если не знает, то хотя бы слышал. А что означает "Параи́мос"? А "Самударипен"? А про "Кали Траш" кто-нибудь слышал? Между тем, термины эти обозначают то же самое, что и Холокост. Только не евреев, а цыган, которых нацисты и их пособники убивали точно так же.

И если Холокост евреев изучается в научно-исследовательских центрах, на эту тему написаны и изданы тысячи томов научной и художественной литературы, отсняты многие километры документальных и художественных кинолент, то о Холокосте (Этот термин переводится как истреблении рода) цыган, упоминаний не много.

Для холокоста цыган не нашлось места ни в иерусалимском мемориале Яд Вашем- ни в аналогичном учреждении в Нью-Йорке- двух крупнейших исследовательских центрах занятых изучением Катастрофы европейского еврейства. О цыганах привычно забывают ораторы на торжественных церемониях, когда с высоких трибун заявляют о том, что нацисты убивали по этническому принципу только евреев, хотя судьба цыган в оккупированных нацистами странах была точно такой же.

Термин Холокост уже давно и привычно подразумевает только евреев. О цыганах в этой связи редко кто вспоминает. Они как-будто не в счет. Жертв нацистского геноцида как-будто поделили на первосортных и второсортных, на своих и чужих.

Вот уже шестьдесят лет Германия выплачивает компенсации Израилю за те жертвы, которые понес еврейский народ во время Второй Мировой войны.

А что касается цыган....

Это было в 1980 году. Представители цыганской общины в городе Дахау обратились к местному муниципалитету с просьбой разрешить им открыть свой культурный центр. Власти города ответили на просьбу цыган энергичным и решительным отказом.

Свой отказ власти Дахау мотивировали тем, что "местные жители и так достаточно страдают от печальных ассоциаций, связанных с их городом, и наличие подобного центра может лишь ещё более усилить это негативное восприятие".

Этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу терпения местных цыган. Старики, выжившие в нацистских концлагерях, и молодёжь, объявили голодную забастовку, чтобы привлечь внимание общественности к своим требованиям. Провести голодовку протеста цыгане намеревались прямо в мемориальном комплексе Дахау.

Власти города пригрозили участникам голодного протеста арестом и тюремным заключением сроком на один год, если те осмелятся прийти в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря.

Но люди не побоялись и пришли.

Убирайтесь, вы нарушаете покой мёртвых! Это священное место! - кричали им охранники.

Если кто-то имеет моральное право находиться здесь, то прежде всего мы, выжившие жертвы, - с достоинством ответил им старик, бывший узник концентрационного лагеря.

Их было всего двести человек, объявивших в эти первые пасхальные дни уже далёкого от нас сегодня тысяча девятьсот восьмидесятого года голодовку протеста прямо на территории мемориального комплекса Дахау. Все они были цыгане.

Правительства, СМИ, правозащитники оставили это событие без внимания: все они, видимо, в это время были озабочены нарушением свободы слова и отсутствием демократии в СССР. Вероятно, по этой же причине крайней занятости, правозащитники, боровшиеся за демократию, не заметили миллионов убитых и искалеченных вьетнамцев, пропавших без вести или зверски убитых сальвадорцев, аргентинцев, чилийцев или вырезаемых под корень в те годы индейцев Гватемалы. Где уж им было вспомнить о цыганах, чудом уцелевших в нацистском аду?!.. Но это так, к слову...

Цыгане - это народ, который убивали дважды в течении одного века. Сначала в нацистских концлагерях, в гетто и просто расстреливая вместе с евреями и советскими военнопленными, как например, в Бабьем Яру. А второй раз - после войны, когда замалчивалась правда и уничтожалась сама память о трагической истории этого народа.

В материалах Нюрнбергского процесса мы можем найти отдельную секцию, посвящённую массовому уничтожению евреев. Но мы не найдём такой же секции, посвящённой геноциду цыган, которых нацисты уничтожали точно так же, как и евреев.

Более того, главных виновников Холокоста цыган, в частности, тех, кто подводил псевдонаучную базу под этот геноцид, суд ФРГ... оправдал, несмотря на проведённую в ФРГ денацификацию.

Роберт Риттер - дипломированный психиатр и главный нацистский эксперт по "цыганскому вопросу" в Третьем Рейхе - занимал при Гитлере сначала должность директора специально созданной "Исследовательской станции по евгенике и биологической популяции" при имперском отделе Здоровья и Санитарии, а с 1941 года возглавлял Институт криминальной биологии (название говорит само за себя) в главном отделе имперской безопасности Третьего Рейха. Он продолжил свою карьеру и после краха нацистского режима, правда, уже в гораздо более скромном статусе.

Псевдонаучные исследования Риттера и его помощников послужили обоснованием для уничтожения цыган по всей Европе. Выжившие жертвы Параимос пытались привлечь Риттера к судебной ответственности, но суд во Франкфурте оправдал нацистского пособника "за недостатком улик".

Риттер как ни в чём ни бывало продолжал трудиться психологом при муниципалитете Франкфурта уже в демократической ФРГ до самой своей смерти в 1950 году. По одной версии он покончил собой, а по другой - умер от высокого артериального давления, видимо, переволновавшись во время суда.

Сухими из воды вышли и помощники Риттера - Ева Жустин (Eva Justin), Адольф Вюрц (Adolf Wurth) и Софи Ерхардт (Sophie Ehrhardt). Все они сделали в ФРГ административную и научную карьеру. С ними здоровались, с ними вместе работали другие люди, у них наверняка были друзья и приятели. И, вероятно, никому из друзей, приятелей или сотрудников не мешало прошлое этих людей, как не мешало оно и правительству ФРГ.

В оправдании нацистских пособников, пусть и со скользкой формулировкой "за недостатком улик", нет ничего удивительного, поскольку послевоенные власти Германии постановили, что все принятые против цыган законы и постановления до 1943 года являются... легитимными, поскольку были обусловлены не политикой, основанной на расовых предрассудках, а касались уголовных элементов. Иными словами, депортация всех цыган из Германии и Австрии в лагеря уничтожения на территории Восточной Европы, с точки зрения законодателей демократической Германии, были легитимными, как и объявление целого народа криминальным, правда, если эти постановления, приказы и собственно депортации были приняты или осуществлены до 1943 года.

Кстати, приказ о тотальной депортации германских и австрийских цыган в лагеря смерти отдал не кто иной, как рейхсфюрер СС Генрих Гимлер в декабре 1942 года.

Сама же подготовка к депортации цыган в концентрационные лагеря началась ещё в 1934 году. Первые депортации нацисты осуществили в 1936 году, когда несколько сот цыган были отправлены в концентрационный лагерь Дахау по приказу Гимлера.

К слову сказать, антицыганские законы в Германии были приняты ещё до Гитлера. С апреля 1928 года цыгане находились под постоянным надзором полиции, независимо от рода своих занятий. Пояснять, что подобная практика является грубейшим нарушением гражданских прав и свобод, я думаю, не имеет смысла.

Германия не одинока в своём отношении и практике по отношению к цыганам. Сходное отношение к цыганам-жертвам нацистского геноцида существует во многих странах просвещённой Европы.

Концлагерь Леты (по названию чешской деревни) просуществовал с 1939 по 1943 год. Планировавшийся властями марионеточного режима как трудовой лагерь для уголовников, Леты в конце концов был превращён нацистами и их пособниками в концентрационный лагерь для цыган. Большинство его узников не дожили до 1943 года, когда лагерь был ликвидирован. Они умерли от голода, нехватки тёплой одежды, тяжёлого физического труда, побоев и издевательств администрации лагеря. Выживших в 1943 году депортировали в Освенцим или другой концлагерь для цыган - Ходонин, в Моравии. После войны, администрация обоих лагерей либо вообще не понесла никакого наказания, либо отделалась условными сроками.

Комендант лагеря Леты Яновски (Janovsky) был оправдан, несмотря на показания охранников и бывших узников.Охранники Жозеф Хайдук и Жозеф Луначек обвинялись в пытках и убийствах заключённых, но первый был оправдан, а второй отделался условным сроком, поскольку судьи не поверили показаниям бывших узников по той причине, что... у них было криминальное прошлое.

Восприятие цыган как народа уголовников до сих пор является не только распространённым стереотипом, но, как следует из послевоенной истории, послужило вполне легитимным предлогом для оправдания нацистских убийц и их пособников, если, разумеется, речь шла о пытках и убийствах цыган. Не раз оправданием зверств по отношению к заключённым служила "необходимость, поскольку речь шла об опасных уголовниках" (это уже Википедия).

Против коменданта лагеря в Ходонин, где условия были точно такие же, как и в концлагере Леты, вообще не было выдвинуто никаких официальных обвинений.

Сегодня на месте концлагеря Леты находится свиноферма. А там, где находился концлагерь Ходонин, теперь гостиница для туристов.

Цыганская община Чехии не раз обращалась и к чешскому правительству, и к Европарламенту с требованием перенести свиноферму с территории бывшего концлагеря в Леты. Европарламент даже принял специальное постановление по этому поводу, но потом оказалось, что денег для переноса свинофермы в другое место ни у чехов, ни у Евросоюза нет. Видимо, всё ушло на войну в Ираке, Ливии и теперь вот в Сирии. Госдеп, ау! Вы же там всегда так болеете за права человека!..

Короче говоря, и свиноферма, и гостиница сегодня на своих прежних местах: на костях убиенных нацистами цыган.

Году в 2005 группа цыган установила памятный знак в память об узниках концлагеря недалеко от Леты. Но этот знак, попросту камень был очень быстро снесён местными властями.

Нельзя сказать, что Геноцид цыган забыт абсолютно всеми.

В 1982 году канцлер ФРГ Герхард Шрёдер наконец-то признал геноцид цыган. Его преемник Гельмут Коль подтвердил заявление своего предшественника. Цыгане- жертвы нацистского геноцида наконец получили право на компенсации от федерального правительства. Правда, к тому времени их осталось уже не много...

О Параимос были написаны книги и сняты фильмы, в частности, Паулем Полански была написана книга "Чёрная тишина". Но осталось недоверие к свидетельствам жертв нацистских преследований, пренебрежение к памяти жертв Параимос, как например в чешском Леты или Ходовин. Никто не преследует нацистских убийц и их пособников, убивавших цыган так же, как это происходит в случае с жертвами Холокоста евреев.

Остались в ходу расистские издевательские формулировки, обосновывавшие в прошлом преследования цыган как необходимость борьбы с криминалом. К слову сказать, аналогичные формулировки использовались нацистскими пропагандистами и против евреев, утверждавших, что криминалом Германия обязана целиком и полностью евреям (наряду с цыганами).

Ошибочно и крайне опасно полагать, что проблема справедливости в деле о геноциде цыган является исключительно проблемой только самих цыган. Можно сколько угодно говорить о культе Шоа (массового уничтожения евреев нацистами), но невозможно отрицать тот факт, что память о Шоа создаёт моральный и юридический барьер, цель которого - не допустить повторения геноцида не только в отношении евреев, но и любого другого народа или человеческой общности. Ведь от подобной участи не застрахован никто: геноциды в Гватемале, Руанде и Дарфуре (и это лишь отдельные примеры) тому подтверждение. Факт массового уничтожения евреев признан сегодня, в той или иной степени, в большинстве стран мира, и это признание является барьером на пути реабилитации и глорификации нацизма.

Те, кто сегодня пытаются отрицать Катастрофу европейского еврейства, ведая или не ведая, тем самым открывают дорогу для реабилитации, а возможно, и глорификации нацизма.

То же самое и с непризнанием геноцида цыган. Непризнание Параимос открывает широкую дорогу для реабилитации нацизма, а вместе с ним - и для новых геноцидов.

И еще. Я часто задаюсь вопросом о том, почему сами евреи, подвергавшиеся таким страданиям и гонениям на протяжении всей своей истории, не вспомнят о страданиях другого народа, с которым они вместе прошли через весь ад нацистского террора? Ведь логично было бы предположить, что евреям как народу, который так много пережил на протяжении своей долгой и во многом трагичной истории, свойственно большее сострадание к беде других людей.

Но увы, у нас своя большая трагедия, мы ревностно охраняем ее уникальность и нам не до чужих бед. Едва ли кому-то из израильских школьников известно о Параимосе, ведь тема цыганского Холокоста не изучается в рамках школьной программы израильских школ.

Признание геноцида армян наши парламентарии увязывают с дипломатическими последствиями для нашей страны. Попросту говоря, опасаются осложнить таким образом отношения с Турцией. Конечно последствия со счетов не сбросишь, но что сказали бы те же парламентарии, если бы признание Катастрофы европейского еврейства, их коллеги из какой-нибудь другой страны, увязывали с теми или иными выгодами для своего государства?

И вот еще один момент: сегодня в Израиле находятся тысячи людей из Африки и Азии, которые ищут здесь убежища от войн, голода и преследований у себя на Родине.

Правительство Израиля очень обеспокоено тем, как защитить себя от... беженцев. Именно с этой целью на правительственном уровне было принято решение о строительстве специального забора на границе с Египтом, а израильский парламент ужесточил наказание для нелегалов ищущих убежища в Израиле.

Как жаль, что принимая подобные решения, правительство и парламентарии в Израиле напрочь забывают то, что обычно говорят на торжественных церемониях посвященных памяти жертв Холокоста: о том, как весь мир оставался равнодушным к судьбе евреев, искавших убежища в других странах от нацистских преследований во время Второй Мировой Войны. Чем тогда мы лучше тех, кого обвиняем в равнодушии по отношению к евреям?

До сих пор человечество осудило одни геноциды и оставило без внимания другие. Не это ли та самая причина, из-за которой геноциды являются столь частыми гостями в истории человечества?

Похоже, человечество так и не поднялось выше семейных и национальных ценностей, так и не доросло до того, чтобы юридически определить и осудить раз и навсегда убийство человека человеком.

Мы, люди, по-прежнему остаёмся ребёнком со спичками в руках. Таково, по крайней мере, мое видение. И если я ошибаюсь, то очень этому рад.

Для написания данного текста использованы материалы "THE ROMANI ARCHIVES AND DOCUMENTATION CENTER".