Какое отношение к державину сложилось лично. Гаврила Державин – политик и консерватор — Русская idea

Гаврилу Романовича Державина как поэта знают все, о нем существует колоссальная литература. Но знают и пишут о нем, по понятным причинам, почти исключительно как о великом русском поэте, в гораздо меньшей степени – как о государственном деятеле. А между тем, Державин был одним из первых русских консерваторов, со всеми присущими этому направлению достоинствами и недостатками.

Внешняя канва биография Державина достаточно хорошо известна . Его консервативная позиция сложилась в царствование Александра I. Взгляды и политическая практика зрелого Державина свидетельствуют, что он разделял ряд основных составляющих формирующегося консерватизма (необходимость крепкой самодержавной власти, ограничивающей интересы западнически и космополитически настроенной высшей аристократии, отрицание либеральных преобразований, защита сословного деления общества и крепостного права, борьба с западничеством в форме галломании, поиски самобытного пути развития России в сфере культуры, русский национализм, который особенно рельефно проявился в его отношении к польскому и еврейскому вопросам) и последовательно проводил их в своей государственной и общественной деятельности. Таким образом, он является одним из «отцов»- основателей русского консерватизма, наряду с Н.М. Карамзиным, А.С. Шишковым, Ф.В. Ростопчиным и С.Н. Глинкой. Биография Державина-консерватора заслуживает монографического освещения, она достаточно обширна, поэтому стоит остановиться лишь на наиболее важных эпизодах его политической и интеллектуальной биографии, ярко характеризующих его именно как представителя «правого лагеря» своего времени.

Одной из достаточно острых проблем начала царствования Александра I был еврейский вопрос, который затрагивал интересы той части еврейства, которая проживали на территориях, вошедших в состав Российской империи после разделения Польши. Державин принял самое активное участие в попытках его разрешения, причем его позиция имела консервативно-националистическую окраску. Еще при Павле I в 1800 г. он был командирован в Белоруссию для того, чтобы, с одной стороны, принять меры против голода, а с другой, изучить еврейский вопрос на месте. По итогам поездки Державиным была составлена записка «Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и прочем» . В ней Державин изобразил евреев главными виновниками бедственного положения крестьянства и предлагал выгнать их из деревень и запретить заниматься продажей зерна, винокурением и брать помещичьи имения в аренду. Впрочем, он отмечал, что в тяжелом экономическом положении крестьян виноваты не только евреи, но и польские помещики, которые недостаточно заботятся о благосостоянии своих крестьян. Державин также давал резко отрицательную оценку еврейской культуре и обычаям, внутренней общинной организации еврейской общины, системе религиозного еврейского образования, воспитывающее, с его точки зрения, крайне негативное отношение к христианству. Основной практический вывод Державина заключался в том, чтобы полностью ассимилировать российское еврейство.

Значение «Мнения» Державина в исторической литературе оценивается по разному. К примеру, израильский исследователь Дж. Клиер называет этот документ «грандиозным» и утверждает, что он послужил источником «информации, пусть и неточной, для реформаторов последующих поколений» и «катализатором важной попытки преобразования при Александре I» . Именно Державин был первым государственным сановником высокого ранга, который сформулировал «еврейский вопрос» в России . Подобный взгляд на евреев «преобладал в официальном подходе и общественном мнении в течение всего XIX столетия» . Клиер явно преувеличил как роль «Мнения» в правительственной политике, так и его влияние на формирование антисемитского дискурса позднейших черносотенцев. Надо отметить, что Державин прежде всего предлагал меры, ставящие своей целью ни много ни мало изменить мировоззрение, обычаи и традиции еврейства, прежде всего – приобщить к христианской культуре, придав светский характер системе еврейского образования. Следует подчеркнуть, что его ассимиляционный проект опирался на проекты «еврейской реформы», ранее выдвигавшиеся порвавшими с иудаизмом и перешедшими в христианство Я. Франком и Н. Ноткиным.

Державин резко отрицательно оценил такую либеральную меру, как издание закона о вольных хлебопашцах (1803), поскольку считал, что от освобождения крестьян от крепостной зависимости « в нынешнем состоянии народного просвещения не выйдет из того никакого блага государственного, а напротив того вред, что чернь обратит свободу в своевольство и наделает много бед». Он, впрочем, не столько защищал крепостное право как нерушимый принцип, сколько считал вопрос об освобождении крестьян несвоевременным. В одном из вариантов своего завещания, который был написан им уже в отставке, Державин выражал желание, чтобы все его крепостные люди и крестьяне на основании указа 1803 г. были обращены в вольных хлебопашцев.

В начале октября 1803 г. Александр I опубликовал рескрипт, в котором под предлогом нарушений в ведении дел в канцелярии министра юстиции Державин освобождался от занимаемого им поста министра юстиции и генерал-прокурора, при этом оставаясь членом Сената и Государственного Совета. Во время личной встречи с Александром I на вопрос Державина о причинах немилости император заявил: «Ты слишком ревностно служишь», после чего вспыливший Державин отказался от присутствия в Совете и Сенате и просил его полностью уволить от службы. 7 октября 1803 г. последовал именной указ о его увольнении, положивший конец карьере Державина как государственного деятеля.

Главной причиной своей отставки Державин считал про­иски врагов. Прежде всего, он считал таковыми «молодых друзей» импера­тора (Негласный комитет), которых он называл не иначе как «яко­бинской шайкой», пропитанной «французским и польским конституционным духом».

После отставки Державин сосредоточился на литературной и общественной деятельности, причем сделал исключительно много для становления русской консервативной «партии». Пик его деятельности в консервативном лагере пришелся на 1807-1812 гг. Это было время, когда «неудачи во внешней политике (Аустерлиц, Тильзит) вызвали огромный прилив патриотических настроений. Россия обратилась к поискам национальных ориентиров, способных консолидировать общество вокруг престола. Их стержень видели в прошлом – от древности до екатерининского времени». В этих общественных исканиях одной из главных интеллектуальных сил стала Российская Академия, в которой в роли главных «радетелей национально-патриотических идей», вызывающих в обществе понимание и уважение были А.С. Шишков и Г.Р. Державин . По их инициативе, некоторые члены Академии сформировали литературное объединение русских консерваторов, его ядро составили так называемые литераторы-«архаисты». Так появилась «Беседа любителей русского слова». «Беседа» ставила своей главной целью борьбу с галломанией — господствующей тогда формой русского западничества, беспрецедентного увлечения французским языком и культурой, причем в канун великой войны с Наполеоном.

Предыстория «Беседы» началась в январе 1807 г., когда Шишков предложил Державину организовать еженедельные литературные вечера. Они стали проходить с февраля того же года, по субботам, поочередно на квартирах у Г.Р. Державина, А.С. Шишкова, И.С. Захарова и А.С. Хвостова. Державин, наряду с Шишковым, был вторым по значению инициатором создания «Беседы». На заседаниях «Беседы» читали свои произведения помимо Державина, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич, С.А. Ширинский-Шихматов и др., причем разговоры велись не только о литературе, но и о текущей политике. Дружеские собрания постепенно принимали организационные формы. Идея окончательно преобразовать чтения в публичные и оформить их юридически возникла в 1810 г.

Первое торжественное заседание «Беседы» и первые чтения последовали 14 марта 1811 г. в доме Державина, который для собраний заново отделал отдельный зал и пожертвовал на 3000 рублей книги для библиотеки «Беседы». А.С. Шишков добился того, чтобы на первое заседание был приглашен сам император Александр I (правда, он так и не появился). К первому заседанию «Беседы» композитор Д.С. Бортнянский, близкий к императрице Марии Федоровне, по предложению Державина написал поздравительную кантату «Сретение Орфеем солнца», которая была исполнена по намеченной программе певчими из придворной капеллы. Существует мнение, что вдовствующая императрица Мария Федоровна покровительствовала кружку Шишкова – Державина и разделяла их консервативные убеждения. В ее дворце в Павловске бывали и читали свои произведения члены этой литературной группы.

В записках А.С. Стурдзы подробно описаны бытовые детали заседаний «Беседы»: «Зала средней величины, обставленная желтыми под мрамор красивыми колоннами, казалась еще изящнее при блеске роскошного освещения. Для слушателей вокруг залы возвышались уступами ряды хорошо продуманных седалищ. Посреди храмины муз поставлен был огромный продолговатый стол, покрытый зеленым тонким сукном. Около стола сидели члены Беседы под председательством Державина, по мановению которого начиналось и перемежалось занимательное чтение вслух, и часто образцовое» .

Организация общества была тщательно продумана. «Беседа» первоначально состояла из 24 действительных членов и из членов-сотрудников, «кои на убылые места поступают в действительные члены» . Для соблюдения порядка в чтениях она разделялась на четыре разряда. Председателями 1-4 разрядов были назначены соответственно А.С. Шишков, Г.Р. Державин, А.С. Хвостов и И.С. Захаров. Кроме председателя в каждом разряде было еще по пять действительных членов. Над председателями во главе каждого разряда были поставлены попечители: П.В. Завадовский, Н.С. Мордвинов, А.К. Разумовский и И.И. Дмитриев (первый – бывший, а остальные – действующие министры). К числу действительных членов к «Беседе» принадлежали И.А. Крылов, С.А. Ширинский-Шихматов, А.Н. Оленин, Д.И. Хвостов, А.Ф. Лабзин, А.А. Шаховской и др. В числе 33 почетных членов были главнокомандующий С.К. Вязмитинов, Ф.В. Ростопчин, П.И. Голенищев-Кутузов, А.Н. Голицын, М.М. Сперанский, В.А. Озеров, М.Л. Магницкий, С.С. Уваров, В.В. Капнист, Н.М. Карамзин, А.И. Мусин-Пушкин, Санкт-Петербургский митрополит Амвросий (Подобедов), епископ Вологодский Евгений Болховитинов. Император Александр I ни разу не появился на заседаниях общества, несмотря на настойчивые приглашения.

Подобного рода «плюралистический» состав «Беседы», состоявшей из лиц, принадлежавших к различным политическим и литературным группировкам и направлениям, ранее зачастую находившимся друг с другом во враждебных отношениях, заставляет предположить, что одной из недекларируемых целей «Беседы» было объединение прежних идейных оппонентов в атмосфере резкого усиления угрозы со стороны наполеоновской Франции.

Литературная деятельность «Беседы» в XIX-XX вв. зачастую оценивалась весьма низко. В наши дни наиболее авторитетный исследователь деятельности «Беседы» М. Г. Альтшуллер совсем иначе охарактеризовал ее основной состав: «Перед нами объединение, располагавшее первоклассными литературными силами. Во главе «Беседы» стояли такие крупные личности и талантливые литераторы, как Шишков и Державин. Важную роль в ней играл регулярно присутствовавший на заседаниях И.А. Крылов. Среди ее членов мы видим таких талантливых писателей, как Шаховской, Шихматов, Капнист, Горчаков, Греч, Бунина, Гнедич (формально к «Беседе» не принадлежавший) и др. В состав объединения входили видные ученые и общественные деятели: Мордвинов, Оленин, Болховитинов, Востоков и др.» На собраниях «Беседы» зачастую присутствовала практически вся столичная интеллигенция. Она пользовалась демонстративной поддержкой православной церкви; так, в январе 1812 года «Беседу» посетили все члены Св. Синода. Во время войны собрания прервались, но после войны продол­жились. Заседания «Беседы» собирали до нескольких сот человек.

Именно благодаря своей деятельности в «Беседе» единомышленник и друг Державина Шишков получил накануне Отечественной войны 1812 года пост секретаря Государственного совета. После войны, когда Александр I взял курс на создание общехристианского государства и экуменизм в конфессиональной политике, значение консервативно-националистической «Беседы» неизбежно должно было резко уменьшиться. В 1816 г. вслед за смертью Г.Р. Державина, который скончался 9 июля 1816 г. в деревне Званка Новгородской губернии, «Беседа» прекратила свое существование.

Хвостов Д.И. Записки о словесности / Публ. А.В. Западова // Литературный архив. Вып.1. М.; Л., 1938.

Альтшуллер М.Г. Беседа любителей русского слова. У истоков русского славянофильства. М., 2007. C.57-58.

Проект Русская Idea осуществляется на общественных началах и нуждается в финансовой поддержке своих читателей. Вы можете помочь проекту следующим образом:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

Счет 40817810540012455516

БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal - [email protected]

Яндекс-кошелек - 410015350990956

Великий русский поэт конца XVIII в., один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении русской литературы от устаревших норм классицизма, а также формировании элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в отечественной литературе очень точно определил В. Г. Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед».

Историческая заслуга поэта - введение им в поэзию «обыкновенного поэтического слова». Державину стали узки рамки трех стилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и, по словам А. В. Западова, «тем самым... ввел в поэзию русский разговорный и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка».

Гражданские оды Державина адресованы особам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. В них поэт поднимается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде «Фелица» Державин-просветитель видит в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде - не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал - оды и сатиры. Это соединение - явление просветительской литературы, ведь просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.

Анализируемое произведение Г. Р. Державина навеяно автору самой Екатериной. Императрица написала посвященную будущему наследнику «Сказку о царевиче Хлоре», идеи которой и развивает Державин в своей оде.

«Фелица» - , носящая новаторский . Новаторство Державина заключается в том, что он не воспользовался элементами античной мифологии; кроме того, поэтической смелостью было появление в оде авторского «я»; по-новому трактуется образ монархини: взамен торжественно-тяжелого образа «земной богини» поэт мастерски изобразил Екатерину и как правительницу, и как частное лицо. Державин пытается раскрыть внутренний мир героини оды, ее нрав, привычки, подчеркивает такие черты, как демократизм, простота, скромность, приветливость к подданным в сочетании с выдающимся умом и талантом государственного деятеля; хвалебная ода оказывается в то же время резкой сатирой: «добродетельному» образу Фелицы противопоставлен образ порочного мурзы. Это обусловливает небывалое в русской литературе до Державина жанровое своеобразие: ода-сатира. Смелость Державина заключается в том, что он в рамках торжественной оды свел воедино патетическое и комическое.

Новый характер произведения требовал особого языка: «забавный русский слог», как определяет его Державин. Новизна языка оды заключается в следующих чертах: ломка языковой иерархии классицизма; смешение высокого и низкого в языке поэта, использование легкой, шутливо-разговорной речи, прямо противоположной нарочито-приподнятому стилю Ломоносова.

Ода «Фелица» изображает царицу в совершенно новом, небожественном масштабе, В изображении Державина царица предстает перед читателем так:

Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом; Не дорожа своим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем...

В этой строфе царица описана как добропорядочный, трудолюбивый человек, отличающийся этим от своих ленивых, беззаботных подданных, часто предающихся чревоугодничеству, любящим наслаждения в ущерб полезной деятельности.

Тебе единой лишь пристойно. Царевна! свет из тьмы творить; Деля Хаос на сферы стройно, Союзом целость их крепить.

Ода пронизана восхищением перед царицей, к которой у Державина изначально сложилось особенное отношение.

Главная заслуга Державина заключалась в сближении поэзии с жизнью. В его произведениях впервые перед читателем предстали картины сельской жизни, современные политические события, природа. Главным предметом изображения стала человеческая личность, а не условный, вымышленный герой. Поэт заговорил в стихах о самом себе – всё это для русской литературы было ново и совершенно необычно. Рамки классицизма оказались тесными для Державина: он в своём творчестве отверг учение о жанровой иерархии. Низкое и высокое, печальное и смешное соединились в одном и том же произведении, отразив жизнь в её единстве контрастов.
Державин-человек резко выделялся из массы своих современников своими интеллектуальными и моральными качествами. Бедный дворянин, Державин дослужился до самых высоких чинов, но он не ужился ни с Екатериной II, ни с Павлом I, ни Александром I. Причина была всегда одна – он слишком ревностно служил делу, Родине, народу.

Ода «Фелица». Программным стихотворением Державина, заставившим читателей сразу заговорить о нём, как о большом поэте, была ода «Фелица». По словам В. Г. Белинского, «Фелица» – одно из «лучших созданий Державина. В ней полнота чувства счастливо сочеталась с оригинальностью формы, в которой виден русский ум и слышится русская речь. Несмотря на значительную величину, эта ода проникнута внутренним единством мысли, от начала до конца выдержана в тоне. Олицетворяя в себе современное общество, поэт тонко хвалит Фелицу, сравнивая себя с нею и сатирически изображая свои пороки».

«Фелица» – наглядный пример нарушения классицистской нормативности, прежде всего благодаря сочетанию оды с сатирой: образу просвещённого монарха противопоставляется собирательный образ порочного мурзы; полушутя, полусерьёзно говорится о заслугах Фелицы; весело смеётся автор над самим собой. Слог стихотворения представляет, по словам Гоголя, «соединение слов самых высоких с самыми низкими».

Образ Фелицы у Державина отличается многоплановостью. Фелица – просвещённая монархиня и в то же время – частное лицо. Автор тщательно выписывает привычки Екатерины-человека, её образ жизни, осо¬бенности характера:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.

Новизна стихотворения заключается, однако, не только в том, что Державин изображает частную жизнь Екатерины II, новым, сравнительно с Ломоносовым, оказывается и сам принцип изображения положительного героя. Если, например, образ Елизаветы Петровны у Ломоносова предельно обобщён, то здесь комплиментарная манера не мешает поэту показать конкретные дела правительницы, её покровительство торговле и промышленности, она – тот «бог», по словам стихотворца,

Который даровал свободу
В чужие области скакать,
Позволил своему народу
Сребра и золота искать;
Который воду разрешает
И лес рубить не запрещает;
Велит и ткать, и прясть, и шить;
Развязывая ум и руки,
Велит любить торги, науки
И счастье дома находить.

Фелица «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но на «любезную» ей поэзию она смотрит как на «летом вкусный лимонад». Оставаясь в рамках дифирамба, Державин следует правде и, может быть, сам того не замечая, показывает ограниченность Екатерины-писательницы, которая стремилась развивать литературу в духе охранительных идей.
Державин, как и его предшественники, противопоставляет современное царствование предыдущему, но делает это опять-таки предельно конкретно, с помощью нескольких выразительных бытовых деталей:

Там с именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить...

В этой оде поэт соединяет похвалу императрице с сатирой на её приближённых, резко нарушая чистоту жанра, за которую ратовали классицисты. В оде появляется новый принцип типизации: собирательный образ мурзы не равен механической сумме нескольких отвлеченных «портретов». Державинский мурза – это сам поэт с присущей ему откровенностью, а порой и лукавством. И вместе с тем в нём нашли своё отражение многие характерные черты конкретных екатерининских вельмож. Вот поэт роскошествует, как Потёмкин; уходит со службы на охоту, как Л. И. Панин; не даёт спать по ночам соседям, тешась роговой музыкой, как С. К. Нарышкин; веселит свой дух кулачными боями, как А. Г. Орлов; просвещает свой ум чтением Полкана и Бовы, как А. А. Вяземский. Сейчас, чтобы установить прототипы мурзы, нужны комментарии. Современники Державина узнавали их без труда. Типичность образа мурзы была ясна и самому поэту – он закончил рассказ о нём многозначительными словами: «Таков, Фелица, я развратен! Но на меня весь свет похож».

Внесение в поэзию личностного начала было смелым, но необходимым шагом, подготовленным самой логикой художественного развития. В стихах Державина раскрывается во всей полноте и противоречиях образ его современника, человека естественного, с его падениями и взлётами.

Нововведением Державина явилось также включение в оду образца натюрморта – жанра, который потом блестяще предстанет и в других его стихотворениях: «Там славный окорок вестфальской, // Там звенья рыбы астраханской, //Там плов и пироги стоят…». Новаторский характер произведения увидели его современники.

Ода «Бог». Это произведение – вдохновенный гимн всесилию человеческого разума. Поэт начал работать над ней в 1780 году и закончил в 1784. Державин, вслед за Ломоносовым, подходит к понятию божества как деист. Бог для него – начало начал, по существу это вся природа, всё мироздание, что «всё собою наполняет, объемлет, зиждет, сохраняет». Используя богословские термины, Державин пишет о вечном движении матерни:

О ты, пространством бесконечный,
Живой в движеньи вещества;
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах божества!

Он поясняет при этом, что три лица обозначают вовсе не богословскую троицу, а «три лица метафизические; то есть бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении веществ и нескончаемое течение времени, которое бог в себе совмещает». Время, пространство и движе¬ние, по Державину,– атрибуты природы. Державин пишет о необъятности вселенной, о множественности миров:

Светил возжженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.

Как истинный деист, он говорит о наличии божественного толчка:
Ты свет, откуда свет истёк.
Создавший всё единим словом,
В творенья простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек.

Державин не мог не задуматься в оде «Бог» о месте человека в мироздании:
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?

Ощутимо изобразив ту ничтожно малую величину, которую представляет собой человек по сравнению со вселенной, Державин с гордостью говорит о его возможностях, о силе человеческой мысли, стремящейся к постижению мира, могущей «Измерить океан глубокий, // Сочесть пески, лучи планет» и дерзающей вознестись к непостижимому богу.

Человек не просто пылинка в хаосе мира. Он частица общей системы мироздания, он занимает среди живых существ своё определённое и очень важное место:
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества.
Человек – средоточие вселенной, наиболее совершенное создание на земле. Державин необычайно высоко оценивает его силы и возможности.

«Водопад». В стихотворении «Водопад» Державин снова возвращается к теме скоротечности бытия и задаёт вопрос, что такое вечность, кто из людей имеет право на бессмертие. Великолепная картина водопада, которой открывается стихотворение, заключает в себе аллегорию: водопад – быстротекущее время, а волк, лань и конь, приходящие к нему, – знаки таких человеческих качеств, как злоба, кротость и гордость:

Не жизнь ли человеков нам
Сей водопад изображает?
Он так же благом струй своих
Поит надменных, кротких, злых.
Не так ли с неба время льётся,
Кипит стремление страстей…
Большинство человеческих судеб бесследно исчезает в вечности, и лишь немногие остаются в памяти потомства. Чтобы решить, кто достоин бессмертия, Державин сопоставляет два типа деятелей – Потёмкина и Румянцева.

Около водопада сидит и размышляет о том, что значит быть полезным отечеству, «некий муж седой». Это полководец Румянцев, явно идеа¬лизированный Державиным, которого поэт противопоставляет Потёмкину – вельможе, слишком много внимания уделявшему самому себе. В то же время поэт говорит и о многих полезных делах, и о личных достоинствах Потемкина, благодаря которым его любили простые солдаты и ненавидела знать.
Но ни одного доброго слова не находит Державин для преемника Потёмкина – Платона Зубова. Об этом ничтожестве, которое только и умело, что «охуждать» дела своего предшественника, поэт отзывается с уничтожающим презрением, говоря о нем как о черве, ползающем вокруг праха героя.

Снова возвращаясь в конце оды к теме водопада, Державин отождествляет его одновременно и с Потёмкиным, и со всеми земными владыками – «водопадами мира», и, между строк, с самим веком Екатерины II: блестящим, пышным, шумным – и жестоким, страшным, кровавым. И не избитой моралью, не сухим нравоучением, а горьким упреком, безнадежной мечтой о лучшем будущем звучит заключительный призыв поэта:

Лишь истина даёт венцы
Заслугам, кои не увянут;
Лишь истину поют певцы,
Которых вечно не престанут
Греметь перуны сладких лир;
Лишь праведника свят кумир.

Услышьте ж, водопады мира!
О славой шумные главы!
Ваш светел меч, цветна порфира,
Коль правду возлюбили вы,
Когда имели только мету,
Чтоб счастие доставить свету.

Свыше четырех лет Державин работал над «Водопадом», однако сумел создать впечатление, что стихотворение написано сразу, по вдохновению, «на едином дыхании» под впечатлением необычной смерти «баловня счастья» Потемкина. И это роднит «Водопад» с романтизмом начала XIX века, который утверждал, что источником истинной поэзии является вдохновение поэта.

Художественные особенности оды: общая торжественная тональ¬ность стихотворения, мрачно-возвышенный колорит, титанические об¬разы в духе северных сказаний и народных былин – окончательно делают «Водопад» одним из первых романтических стихотворений русской по¬эзии.

Державин сыграл выдающуюся роль в истории русской литературы. На его достижения опирались все поэты первых десятилетий девятнадца¬того века.
Особой заслугой поэта следует признать художественное исследование им диалектики бытия макро- и микрокосма. Отсюда излюбленный поэтический приём поэта – антитеза. Ему порой удаётся выявить диалектическую связь противоречий в их единстве. Замечательны в этом отношении следующие строки из оды «Бог»:
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я Царь – я раб – я червь – я бог!

Обновлению поэзии способствовал «забавный русский слог» Державина. Соединяя слова «высокие» и «низкие», Державин освобождал отечественную поэзию от сковывающих пут теории «трёх штилей», открывая дорогу развитию реалистического языка. Недаром В. Г. Белинский сказал, что «Державин – отец русских поэтов», что он «бы первым живым глаголом нашей поэзии русской».
По В. Западову, В. Фёдорову.

Место рождения Г.Р. Державина до сих пор точно не установлено. Известно, что он происходил из мелкопоместных дворян и одно время нёс караульную службу как простой солдат. Оказавшись допущенным в высший свет, куда люди его происхождения попадали крайне редко, утверждал, что происходит якобы от знатного предка - татарского мурзы Багрима.

В автобиографической заметке уже на склоне лет Г.Р. Державин отмечал: «Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член Верховного совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер...» Однако в этой заметке он умалчивает о том, что был губернатором и участником подавления восстания Пугачёва, что его часто посылали для проверки злоумышленной деятельности высоких вельможных чиновников в различные уголки России, причём проверял он скрупулёзно, за что вызывал недовольство не только проверяемых, но и императрицы. Находясь достаточно близко ко двору, он не нажил себе, как другие, никакого богатства, зато заслужил честное имя и право разговаривать с царствующими особами исключительно по-державин-ски: с высочайшим уважением и одновременно с крайней независимостью.

Особенно он боготворил Екатерину II. В оде «Фелица» Державин создал портрет такой императрицы, какой могла бы гордиться Россия. Екатерине это льстило, но она, вероятно, не ставила целью достижение совершенства, считая себя и без того совершенством. Вот как пишет об этом поэт и исследователь жизни Г.Р. Державина Владислав Фелицианович Ходасевич: «...Пел он Екатерину лучшею, нежели она была: всё надеялся, что оригинал захочет походить на портрет. <...> Он шёл на это ради любви, ради живущего в его душе идеала, наконец - ради гордости и упрямства, чтобы не показать себя побеждённым, а веру свою - смешной. Но от него требовали лжи полной, грубой, придворной: чтоб он неизменно видел одно - и всё-таки пел другое. Чтоб он пел богиню, не сводя глаз с императрицы, которая изо дня в день нарочно, упорно показывает ему, что она не богиня и быть богиней не хочет - разве только в его стихах.

Не получая отставки добром, он постепенно пришел к тому, что не прочь её добыть, разгневав Екатерину...

Суворов - один из самых частых персонажей среди военных деятелей России. И самых почитаемых Державиным. Он в стихотворениях поэта прочно слит с воинами-россами (стихотворение «На взятие Измаила»), он независим и горд (стихотворение «На пребывание Суворова в Таврическом дворце»), он «храбрый богатырь» (стихотворение «Снигирь»), о нём эпитафия «На смерть Суворова». Но, пожалуй, наиболее яркие, возвышенные слова находит Державин для воссоздания образа Суворова в стихотворении «На победы в Италии»:

    Воспитанный в огнях, во льдах,
    Вождь бурь полночного народа,
    Девятый вал в морских волнах,
    Звезда, прошедша мира тропы,
    Который след огня черты,
    Меч Павлов, щит царей Европы,
    Князь славы!» - Се, Суворов, ты!

24 октября 1794 года Суворов взял Варшаву. Державин по этому случаю написал четверостишие, которое затем развернул в оду, гиперболическую до крайности. <...> Екатерина просмотрела рукопись, ничего не поняла, но, полагая, что всё обстоит как должно и клонится к её славе, велела оду отпечатать, чтобы затем продавать в пользу каких-то вдов. Когда её приближённые объяснили, что стихи Державина - чистое «якобинство», все отпечатанные 3000 экземпляров были «заперты в кабинет», так что и автор не получил ни одного. Екатерина была недовольна. Державин знал обстоятельства дела и мог без труда оправдаться, но оправдываться не стал: досада Екатерины, пусть даже неосновательная, входила в его расчёты».

Державин постоянно пытался бороться с казнокрадством, взяточничеством. Совсем ещё молодой. Державин писал казанскому губернатору Бранту 4 июня 1774 года: «...надлежит искоренить взятки. Говорить о искоренении заразы сей потому я за должное себе поставлю, что разлияиие опой наиболее всего, по моим мыслям, способствует злу, терзающему наше отечество».

Будучи назначенным президентом Коммерн-коллегин, Державин так проводил коллегию, что вскоре обнаружил злоупотребления. Екатерина таких не любила и велела передать Державину чтобы он отныне лишь числился в должности, «ни во что не вмешиваясь»...

То, что не позволялось чиновнику, находило место в творчестве. Рождались стихи, которые не добавляли Державину любви среди льстивых, не о России, а только о себе пекущихся царедворцев.

Державин был убеждённым сторонником монархии. Но монархии просвещённой, поддерживающей образование и заботящейся о государственной пользе и благе. Он думал, что с помощью стихов сможет положительно влиять на монархов. Он говорил им правду, думая, что она будет услышана, и казался многим странным. Но без таких «странных» поэтов и государевых служителей паша история и литература значительно бы обеднели.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о государственной службе Державина. Почему она не могла быть для него успешной?
  2. Какой вы представляете личность Г.Р. Державина?
  3. В чём, с вашей точки зрения, были сильные стороны убеждений и характера Державина? В каких жизненных ситуациях они проявлялись наиболее ярко?
  4. Какое отношение к Державину сложилось лично у вас?

Одной из наиболее выдающихся личностей в российской культуре конца XVIII - начала XIX веков был Державин Гавриил Романович. Он являлся яркой фигурой, и как государственный деятель, и как поэт, перу которого принадлежат наиболее известные стихотворения своего времени, пропитанные духом эпохи Просвещения. Мало кто из людей смог столько сделать для развития культуры своей страны, сколько сделал Гавриил Державин. Биография и творчество этого великого человека, бесспорно, заслуживают подробного изучения.

История рода

Но прежде чем начать изучать факты из жизни Державина Гавриила Романовича, давайте бегло взглянем на историю его рода.

Семейство Державиных имеет татарские корни. Основателем рода считается ордынский мурза Брагим, который перешел в XV веке на службу к Великому князю Московскому и крестился под именем Илья. Учитывая, что новообращенный татарин был знатного рода князь даровал ему дворянский чин.

У Брагима был сын Нарбек, в крещении названный Дмитрием, от старшего сына которого произошел род Нарбековых, а от младшего - Алексея Нарбекова, прозванного Держава, как раз и образовалась династия Державиных.

Потомки основателей рода полностью обрусели, чему в значительной мере благоприятствовали многочисленные браки с представительницами русского дворянства, занимали значительные посты при князьях и царях Российской державы. В частности, были воеводами и стольниками. Вот как раз потомком этого славного рода и был Державин Гавриил Романович.

Молодость Державина

Жизнь Гавриила Романовича Державина началась 3 июля (по старому летоисчислению) 1743 года. Именно тогда он был рожден в селе Сокуры Казанской губернии в семье военного офицера Романа Николаевича Державина и Фёклы Козловой.

Из-за специфики военной службы Романа Николаевича семейству постоянно приходилось переезжать с места на место. Впрочем, Гавриил Романович лишился отца уже в 11 лет.

Будущий поэт начал получать образование с семи лет, когда был отправлен учиться в пансион. Впрочем, из-за бедности, в которую скатилась семья после утери кормильца, продолжать образование было довольно трудно. Тем не менее, в 1759 году Гавриил Державин поступает в Казани в учебное заведение гимназического типа, которое с успехом через три года оканчивает, демонстрируя одни из лучших результатов в обучении. Впрочем, на этом его обучение заканчивается. Подобное образование даже по тем времена считалось поверхностным.

Сразу же после окончания учебы Гавриил Романович был зачислен рядовым солдатом в Преображенскую гвардию. Там же он начинает писать первые стихи. В составе этого подразделения участвовал в государственном перевороте 1762 года с целью свержения императора Петра III и возведения на престол Екатерины, позже прозванной Великой. Этот факт в немалой степени отразился на его дальнейшей карьере.

Через десятилетие после переворота Гавриил Державин, наконец, получает офицерское звание, а ещё через год впервые были опубликованы его стихотворения. Тогда же он отличился в борьбе против мятежа Пугачева.

На государственной службе

Уйдя с военной службы в 1777 году, благодаря своей личной просьбе в письме к императрице Екатерине, Державин Гавриил Романович переходит на статскую службу. Кроме того, он получил ещё 300 крестьян во владение. Ещё через полгода становится экзекутором в сенате. В 1780 году он стал советником по государственным доходам и расходам, что являлось довольно прибыльной должностью.

Широкую славу как поэт Державин приобрел в 1782 году, благодаря публикации своей оды «Фелица», посвященной прославлению императрицы Екатерины II. Безусловно, данное произведение было переполнено лести к высочайшей особе, но в то же время оно было высокохудожественным и прямо способствовало дальнейшему карьерному росту автора. Именно благодаря ему, завоевал благосклонность императрицы Гавриил Державин. Биография его в дальнейшем состоит из чреды продвижений по служебной лестнице. В том же году он становится статским советником.

В 1783 году была основана Академия в Санкт-Петербурге, и поэт с момента открытия стал её действительным членом.

Впрочем, нельзя сказать, что все у него было абсолютно гладко на государственной службе. Из-за конфликта с высокопоставленным князем Вяземским, своим бывшим покровителем, ушёл в отставку Гавриил Романович Державин. Краткая биография не дает возможности остановиться на всех моментах этого дела.

Впрочем, уже в 1784 году он был направлен для управления Олонецкого наместничества в Карелии. Там Гавриил Романович отличился большим старанием в налаживании общественной жизни и экономики региона, тем самым показав свои высокие организаторские таланты. Этому периоду жизни и краю, которым управлял поэт, посвящен значительный массив поэтического творчества Державина.

Уже через два года ему предоставляют более выгодную должность Тамбовского наместника, сулившую больший доход и привилегии.

Вершина служебной карьеры

Тем временем, все новых и новых служебных высот добивается Державин Гавриил. Кратко говоря, в 1791 году он становится секретарем самой императрицы Екатерины, а ещё через два года повышен до звания сенатора и тайного советника. С этих пор можно смело заявлять, что Державин пробился в элиту российского общества.

В 1795 году Державин Гавриил Романович жалован званием президента Коммерц-коллегии - государственного органа, задачей которого было управление и контроль за торговлей. Безусловно, это была очень доходная должность.

Уже после смерти Екатерины, при императоре Павле I Гавриил Романович стал государственным казначеем и правителем канцелярии Сената. При наследнике Павла Александре I в 1802 году Державин получил министерский портфель, став министром юстиции. Это была вершина его служебной карьеры.

Отставка

Но уже в 1803 году в возрасте шестидесяти лет министр юстиции уходит в отставку и больше никогда не возвращается на государственную службу, прожив до самой смерти в одной из своих усадьб в селе Званка Новгородской губернии. Существует целый ряд причин, которые привели к тому, что вынужден был отойти от дел Гавриил Романович Державин. Краткая биография позволяет лишь перечислить их, без указания подробностей. Это усталость от государственной службы самого Державина, и главное - желание его отстранения новыми фаворитами Александра I.

Впрочем, в данном событии есть и положительный момент: отставка позволила Гавриилу Романовичу сконцентрироваться на литературной деятельности.

Ранее творчество

Творчество Гавриила Державина носит знаковый характер для своего времени. Как уже говорилось ранее, первые свои стихотворения он написал, будучи рядовым в Преображенской гвардии. Правда, эту поэзию Державин писал скорее для себя, чем на общий обзор.

Впервые его стихотворения были опубликованы только через десяток лет в 1773 году, когда Державин занимал уже офицерскую должность. Но славу поэта общегосударственного уровня ему принесла ода «Фелица», посвященная Императрице Всероссийской Екатерине II. Данное произведение изобиловало комплиментами и восхвалениями монаршей особе, но в то же время его композиция бала достаточно стройна, а употребляемые метафоры ставили оду на одну ступень с величайшими творениями современной ей поэзии.

Именно после публикации «Фелицы» Державин стал одним из наиболее известных своего времени.

Дальнейший творческий путь

Сложную судьбу имел Гавриил Державин. Факты из его жизни свидетельствует о том, что даже занимая высочайшие государственные посты, он не забывал о поэзии. Именно к этому периоду деятельности относится написание таких знаковых произведений, как «Гром победы раздавайся», «Лебедь», «Бог», «Вельможа», «Водопад» и многих других. Каждое из них обладало своими концептуальными особенностями и актуальностью тематики. Например, «Гром победы раздавайся» был положен на музыку и до середины XIX века считался неофициальным российским гимном. Ещё одно творение поэта «Осень во время осады Очакова» было своеобразным стихотворением-призывом к активным действиям против османской армии. А такие произведения, как «Лебедь» и «Водопад», были написаны под впечатлением пребывания Державина в Карелии.

Державин писал как лирические стихотворения, так и эпические, направленные на поднятие боевого духа и возвеличивание Императрицы и Российской империи. В каждом его произведении была своя неповторимая изюминка.

Примечательно, что большинство наиболее известных творений Гавриила Романовича хронологически приходятся как раз на период его наивысшего продвижения по карьерной лестнице на государственной службе.

Литературная деятельность после отставки

Как уже было сказано выше, отставка с государственной службы позволила Державину уделять больше времени поэзии и литературной деятельности в целом.

В 1808 году было издано новое собрание его сочинений в пяти частях.

В 1811 году совместно с другим значительным деятелем российской культуры Александром Семеновичем Шишковым министр в отставке создает литературное общество. Создание этой организации, безусловно, одно из многих деяний, которыми мог бы гордиться Гавриил Державин. Краткая биография, к сожалению, сужает рамки повествования и не дает подробно рассказать о деятельности данного общества.

Особо следует отметить ставшую в будущем знаменитой встречу Державина с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Правда, тогда Пушкин был ещё студентом и славы не имел, но Гавриил Романович, принимая экзамен, уже в то время заметил в нем задатки гения. Эта знаменательная встреча произошла за год до смерти Державина в 1815 году.

Семья

Гавриил Державин был женат дважды. В первый раз он женился в возрасте 35 лет на шестнадцатилетней Екатерине Яковлевне Бастидон, которая являлась дочерью камердинера свергнутого императора Петра III, бывшего португальцем. Отсюда и такая странная для России фамилия. Свадьба произошла в 1778 году. Между молодоженами были довольно трепетные чувства, что и неудивительно, учитывая личные качества Гавриила Романовича и красоту Екатерины Яковлевны. Недаром Державин считал свою супругу музой, которая вдохновляет его на творчество.

Но счастье не бывает вечным, и Гавриила Державина постигает большое горе. Его молодая супруга, будучи всего 34 лет от роду, умирает в 1794 году. Упокоена она на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга.

Хотя горю Гавриила Романовича не было границ, уже через полгода после смерти супруги он женился во второй раз. Его суженой стала дочь обер-прокурора и статского советника Дарья Алексеевна Дьякова. В момент их бракосочетания невесте было всего 28 лет, в то время как Державину - 51 год. Нужно сказать, что в отличие от первого брака поэта этот союз строился не на любви, а на дружбе и взаимоуважении. Пережила Дарья Алексеевна своего мужа на целых 26 лет, но тем не менее во второй раз замуж не вышла.

Детей у Гавриила Романовича Державина не было, но он взял на себя присмотр за детьми своего погибшего друга Петра Лазарева, которых звали Андрей, Алексей и Михаил. Последний из них в будущем стал первооткрывателем Антарктиды.

Смерть поэта

Умер Гавриил Романович Державин в своем поместье Званка, в котором и прожил все последние годы после отставки с министерской должности. Случилось это на семьдесят третьем году жизни поэта 8 июля (по старому стилю) 1816 года. Во время кончины с ним рядом находилась его верная жена Дарья Алексеевна.

Но, кроме жены, об утрате такого мощного культурного светоча своего времени, безусловно, горевала значительная часть российской интеллигенции и просвещенных личностей, а также людей, которые просто были знакомы с Гавриилом Романовичем и знали его как отзывчивого и благородного человека.

Похоронен Гавриил Державин в Свято-Преображенском Соборе, что расположен невдалеке от Новгорода.

Итоги жизни и наследие

Довольно сложную, насыщенную и интересную жизнь прожил Державин Гавриил Романович. Факты из его биографии свидетельствуют о значительной роли этой личности как в культурной жизни страны, так и в общественной деятельности. Особо следует выделить его службу на благо Российской империи на различных государственных постах. Но главное наследие, которое оставил Гавриил Державин, - это, конечно же, его гениальная поэзия, высоко ценимая как современниками поэта, так и потомками.

И сейчас в России помнят о той лепте, которую внес Гавриил Романович в развитие отечественной культуры. О чествовании памяти великого поэта свидетельствуют многочисленные памятники, стелы и установленные Державину в разных городах России, в частности, в Петрозаводске, Казани, Санкт-Петербурге, Тамбове, и, конечно же, на территории его усадьбы Званка, расположенной в Новгородской области, где гений провел последние годы своей жизни. Кроме того, в честь Гавриила Державина во многих населенных пунктах называются улицы, площади, учебные учреждения и т. д.

Особняком следует выделить Музей-усадьбу великого поэта. Именно в этом особняке во время несения службы в Санкт-Петербурге проживал Гавриил Державин. Фото усадьбы со стороны представлено ниже.

Теперь это здание считается главным музеем, посвященным жизни и творчеству Гавриила Романовича Державина. Сегодняшний свой статус бывшая усадьба приобрела только в 2003 году, хотя решение о создании музея было принято за пять лет до этого. В предыдущие годы тут находилась коммуналка. Теперь же в здании воссоздан интерьер времен жизни Державина.

Безусловно, память такой выдающейся личности, как Гавриил Романович Державин, не заслуживает забвения и забыта никогда в России не будет.