Новая школа: правила адаптации. Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Как влиться в коллектив при смене школы, класса, по возвращении с каникул? Как помочь ребенку, если есть конфликты с одноклассниками?

Мы попросили трех экспертов-психологов нашего сайта дать комментарии по проблемам адаптации школьника в коллективе.

Ирина Юрьевна Таранова, детский психолог «Центра развития ребенка» :

Начало нового учебного года – это всегда стресс для ребенка: осень, смена режима дня, ежедневные умственные нагрузки, возрастание возлагаемой на ребенка ответственности… Особенно сложно тому, кто попадает в новый коллектив. От того, насколько успешно и легко ребенку удастся адаптироваться в новом коллективе, зависит во многом его дальнейшая социальная жизнь, его умение выстраивать отношения. Если у ребенка есть такие проблемы, как застенчивость, неуверенность в себе, сложности установления контакта со сверстниками – то необходимо начать над ними работу как можно раньше, еще до того, как ребенку предстоит войти в новый коллектив. С подобного рода проблемами поможет справиться детский психолог.

Узнать, что ваш ребенок переживает стресс, несложно: у ребенка появляются нарушения сна, теряется аппетит, ребенок с большой неохотой садится за домашнее задание, перестает рассказывать о школе, начинают возникать проблемы и с поведением в школе. В этом случае ребенку необходимы дополнительная помощь и поддержка, и если вы чувствуете, что справиться с проблемой будет не так просто, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному или детскому психологу.

Как помочь ребенку справиться со сложностями адаптации?

Во-первых, необходимо понять, в чем конкретно ребенок испытывает трудности: сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новых учителей, неумение представить себя в коллективе и т.д. Самый простой способ понять это – поговорить с ребенком, продемонстрировав свое желание и готовность помочь ему. Поделитесь с ребенком своим опытом. Наверняка вы сами сталкивались с такой же проблемой при переходе в новую школу, при поступлении в университет или другое учебное заведение, при устройстве на работу. Расскажите ребенку о своих переживаниях и страхах, которые вы испытывали, когда оказывались в новом коллективе, и о том, как вы справлялись с этой ситуацией.

Во-вторых, попробуйте организовать неформальное мероприятие вне школы с одноклассниками вашего ребенка. Это может быть праздник осени, поход в парк с родителями, пикник на природе, чаепитие у вас дома. В таких условиях ребенку легче начать общение со сверстниками, завести друзей, почувствовать себя более уверенно в коллективе.

В последнее время все большую популярность завоевывают группы для детей по развитию умения общаться, цель которых – научить ребенка взаимодействовать с окружающими, помочь ребенку обрести уверенность в себе, преодолеть социальные страхи, страхи общения.

Помните, что в адаптации ребенка к новым условиям, новому коллективу, новым требованиям, которые предъявляются извне, важнее всего – родительская любовь и поддержка. Именно благодаря родительской поддержке, принятию, у ребенка повышается уверенность в себе, и ему легче справиться со всеми «сюрпризами», которые преподносит взрослая жизнь. Ведь именно сейчас ребенок, как объект социального взаимодействия, впервые осознает, что жизнь в обществе строится по определенным законам, кто-то хочет с ним дружить, а кто-то нет, в любом коллективе есть лидеры, а кто-то оказывается на нижней ступеньке иерархии, за успех и свое «место под солнцем» необходимо бороться. Чаще всего это открытие оказывается неожиданным и непростым для школьника, поскольку родители, как правило, к этому не готовят.

Анна Безингер, монтессори-педагог, психолог:

1. Ребенок сменил школу/класс.
Для начала важно тщательно собирать ребенка в школу, чтобы не возникало неловких ситуаций из-за забытых вещей или чего-то подобного, ведь чтобы начать общаться с новыми людьми, надо чувствовать себя достаточно комфортно. Можно заранее поговорить с учителем и попросить его представить ребенка классу или, наоборот, не делать этого, если вы знаете, что для вашего чадо это будет только лишним стрессом. С ребенком тоже важно поговорить, настроить его, что, возможно, с первого дня будет не так просто с кем-то подружиться, и попробовать обсудить, как ребенок может завязать знакомство, что сказать и как реагировать.

2. Ребенок возвращается в класс, где отношения не ладились.
Важно настроить ребенка, что за лето многое могло измениться, ребята выросли, появились новые интересы, и в этом году отношения могут сложиться иначе. Помните, что очень многое зависит от настроя: если ребенок будет бояться и закрываться от общения, то шансов почти нет, если же будет позитивен, то многое может получиться намного легче. В этом случае тоже можно поговорить с педагогом и попросить его помочь вашему ребенку в налаживании отношений с ребятами.
Возможно, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться почему возникли сложные отношения, и помочь ребенку в дальнейшем строить их так, как ему бы хотелось.

Татьяна Маркова, детский и семейный психолог, специалист в сфере семейного жизнеустройства:

1. Ребенок меняет класс или школу.
Смена места учебы – ситуация для большинства детей стрессовая. Когда младший школьник приходит в сложившийся коллектив, ему приходится решать ряд задач.

Во-первых, адаптироваться к новому учителю. Для детей младшего школьного возраста учитель является несомненным авторитетом. При его непосредственном участии у ребенка формируется новая позиция – позиция школьника, которая связана с повышением произвольности в поведении, принятием на себя новых обязанностей, перераспределением времени в течение дня и т.д. Ребенок ориентируется на оценку учителем как самого себя, так и своей деятельности. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене места учебы ребенку приходится приспосабливаться к новым правилам, а это непросто.

Во-вторых, происходит адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе дети продолжают игровую деятельность, за счет которой им легче установить контакт друг с другом. Младшие школьники в этом отношении более непосредственные, чем, скажем, младшие подростки. Поэтому, если учителем транслируется позиция принятия новичка, то коллектив примет его достаточно безболезненно. Если ваш ребенок обладает природной скромностью и сам с трудом идет на контакт даже при принятии его другими детьми, вы можете организовать что-то вроде праздника, приуроченного к его приходу в новый класс или школу. Это будет хорошим поводом собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для общения и совместной деятельности детей. Это и некоторый маркер для определения нового этапа в жизни ребенка.

Для младшего школьника ведущей становится учебная деятельность, поэтому для него важен его статус ученика и все, что с ним связано. Поэтому интерес родителей к школьным делам ребенка является для него не просто важным, но необходимым. Лишь на первый взгляд вопросы «Чем вы сегодня занимались на уроках?», «Какие оценки ты сегодня получил?» кажутся простыми и банальными, повторяясь изо дня в день. Для ребенка школьная деятельность является линзой, через которую преломляется его представление о себе: через успешность в школе формируется его самооценка и самоотношение.

2. Ребенок возвращается в класс, где у него в прошлом году были проблемы с одноклассниками.
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок возвращается после длительного промежутка времени (например, каникул) в коллектив, где его не принимают по тем или иным причинам. Самая первая реакция, которую ребенок, скорее всего, продемонстрирует, – это нежелание идти в школу, то есть избегание неприятной ситуации. Это самый простой способ выхода из стресса, и пользуются им не только дети, но и взрослые. Представьте, если при этом вы будете насильно возвращать в эту ситуацию ребенка. Как минимум, он будет испытывать сильный дискомфорт и станет хуже учиться. И совсем нехорошо, если на этом фоне у него появится психосоматическая симптоматика.

Чтобы этого не допустить, важно прежде всего выяснить суть конфликта у самого ребенка и у учителя. Учитель, как мы помним, является главной фигурой в коллективе младших школьников, поэтому здесь ему необходимо проявить педагогическую мудрость и помочь детям разобраться в ситуации конструктивно. Если учителю удастся переформулировать ситуацию, например, в контексте помощи (сравните: «Ребята, Ваня дерется/ворует, а драться/воровать нехорошо. Он поступает плохо!» и «Ребята, Ваня дерется/ворует, потому что ему не всегда удается справляться с тем, что на него находит злость/хочется что-то взять у другого. Давайте ему в этом поможем!»), то конфликт будет решить проще.

От родителей в этой ситуации требуется удерживание баланса между ожиданием и включенностью в решение вопроса. Не стоит брать на себя слишком много, активно решая ситуацию с привлечением родителей, всевозможных служб, директора и вызывая на очную ставку детей (мы не говорим сейчас о ситуации, когда, например, есть реальная угроза здоровью ребенка). Но и не стоит обесценивать чувства ребенка и насильно «заталкивать» его в школу («Придумываешь», «Не обращай внимания», «Будь умнее их, промолчи»). Так вы рискуете отбить охоту учиться на все оставшиеся годы. Здоровое участие в решении вопроса в кооперации с педагогом (и по возможности со школьным психологом) будет гораздо эффективнее.

Переход в другую школу может стать серьезным испытанием для ребенка. Новый коллектив, новые правила — все это усиливает естественные переживания от начала учебного года и смены ритма жизни. Чтобы адаптация ребенка к новой школе прошла легче и безболезненнее, родителям нужно принять активное участие в этом процессе.

Если вы знаете о том, что ваш малыш отличается застенчивостью, ему непросто дается установление контакта с людьми, он с трудом заводит друзей — не пускайте его адаптацию в новом коллективе на самотек. Ему сейчас нужна помощь и поддержка родителей.

Во-первых, обязательно проконсультируйтесь со школьным психологом по поводу адаптации ребенка. Он подскажет, на что обратить внимание, поговорит с вашим малышом и поможет снять стресс от предстоящего знакомства с новым классом.

Адаптация ребенка к новой школе фото

Во-вторых, очень важно познакомить ребенка с его новым учителем. Ведь для младшего школьника большой стресс таит в себе именно смена учителя — с ней связаны новые правила поведения, новые методики обучения, которые кажутся ему непривычными и сложными. Поэтому дайте возможность пообщаться ребенку с учителем один на один, прежде чем он окажется в классе и будет бояться сделать что-то не так на глазах у всех. Попросите учителя заранее объяснить вашему ребенку те правила, которые ему нужно соблюдать в классе. Расскажите об особенностях ребенка и о его способностях и талантах — пусть учитель поможет ему влиться в коллектив, давая поручения или прикрепляя его к творческой группе класса.

Адаптация ребенка к новой школе видео

В-третьих, вы должны максимально помочь ребенку чувствовать себя комфортно в новом коллективе. Здесь важно многое - и успеваемость, и внешний вид, и увлечения. Помогайте ребенку, контролируйте его сборы в школу и готовность домашнего задания - ведь в младших классах очень стыдно, если тебя ругают при всех за забытую тетрадку или ты не выучил стих. Постарайтесь записать его в ту же секцию или кружок, куда ходят его новые друзья, если сам ребенок хочет, конечно. Что же касается «материального соответствия» - не стоит брать кредит, чтобы купить своему малышу такой же Iphone, как и у одноклассников.

В-четвертых, вы можете помочь своему малышу влиться в новый коллектив, организовав для его новых друзей какое-нибудь неформальное мероприятие. Пригласите их домой на чай с тортом, предложите устроить пикник в парке на выходных. В такой непринужденной атмосфере и на «своей территории» ребенку будет легче общаться - ведь у него будет много «своих» тем для разговора. А вы сможете познакомиться с родителями его одноклассников, это тоже поможет наладить контакт. Но не переборщите с энтузиазмом в организации праздников - вы же не хотите, чтобы с ребенком дружили только потому, что «у него дома много игрушек и угощают сладостями».

Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА

1 сентября часть школьников пошла не в свой привычный класс, а в новый коллектив. Переход в новую школу может состояться по разным причинам: желание повысить уровень образовательного учреждения, переезд, конфликт на старом месте. Новая обстановка и люди – это всегда стресс для человека, особенно маленького. Как родителям помочь своему ребенку справиться с волнением и показать себя на новом месте, «Эксперту здоровья» рассказала школьный психолог, клинический психолог, заведующая кафедрой психолого-медико-педагогической службы школы-лицея «Туран» Оксана Владимировна КУЗНЕЦОВА. Специалист по работе с детьми, подростками, семейными парами, в своей работе использующая нейропсихологические и арт-терапевтические методики, также расскажет о специфике работы школьного психолога.

Чем занимается школьный психолог?

Школьный психолог всегда находится на передовой, его задача – решить возникшую проблему очень срочно. В конфликтных ситуациях штатный психолог учебного заведения нередко выступает медиатором. Также нередко ему приходится разбираться, почему конкретный ребенок не осваивает программу. Если частный психолог направлен на более глубинный анализ и длительную форму работы, то школьный психолог должен работать быстро. И если вопрос находится за границей его компетенции, то он обязан перенаправить к сведущим специалистам.

У школьного психолога три направления работы: психодиагностика, коррекционная и развивающая работа, консультативно-просветительская деятельность. Работа школьного психолога строится по модели ученик-учитель-родитель. Психолог не обособленно сидит у себя в кабинете и по отдельности разговаривает с родителем, учителем и ребенком. Психолог соединяет все компоненты для того, чтобы ребенку было легче и лучше реализовать свой внутренний потенциал, помочь справляться с возникающими при учебном процессе сложностями.

Надо ли давать разрешение на работу психолога?

В нашей школе работа построена следующим образом. 1 сентября все дети проходят психодиагностику. Мы получаем письменное разрешение родителей на психодиагностику, коррекционные индивидуальные и групповые занятия, как того требует законодательство. И тестируем ребенка при поступлении/переводе, в начале и конце каждого учебного года. Тест выявляет уровень развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, мелкая моторика), мотивационную сферу (то есть желание ребенка учиться или не учиться) и состояние эмоционально-волевой сферы (настроение и ощущения ребенка). В конце года после повторной диагностики данные сопоставляются, чтобы отследить динамику развития ребенка.

Бывали случаи, что родители отказывались от работы психолога с их ребенком. Это нормально. Психолог изучает внутренний мир человека, не все родители в силу своих личных взглядов готовы разрешить впускать кого-то во внутренний мир своего ребенка.

Как работает школьный психолог?

Нормотипичный ребенок, у которого нет сложностей, в кабинете школьного психолога почти не бывает. Обычно дети приходят сюда, если возникают сложности в учебе. Например, стало сложно осваивать материал, беспокоят взаимоотношения с учителями или одноклассниками. По результатам диагностики, наблюдения по запросу родителя или педагога проводится индивидуальная либо мини-групповая работа. Психолог может взять ученика сначала в индивидуальную работу, чтобы натренировать коммуникативные навыки, а потом подключить его к группе из 3–4 участников, где ребенок на большем количестве человек начинает опробовать свои вновь приобретенные навыки.

Это довольно распространенная ситуация. Когда в классе частной школы 25 человек, а государственной – до 40, не всегда получается гармонично выстраивать коммуникации со всеми. Многие современные дети не посещали детсад, находясь дома под присмотром бабушек-дедушек. Когда они приходят в школу, встречают здесь очень много разных людей, каждый со своими особенностями. И ребенок порой не готов воспринимать эту разность, не имеет схем, как общаться с людьми: уступать, стоять на своем, конфликтовать…

В силу нашего времени многие дети не играют во дворе, не получают опыта общественных игр, таких как салки, догонялки, «больница», казаки-разбойники. Таким образом, они нередко к школьному возрасту не научились взаимодействовать со сверстниками и взрослыми не из числа родных.

Например, девочки зачастую не понимают, что мальчики сильнее. Девочка ударяет мальчика, он дает сдачу, она плачет и удивляется, почему ей больно, а ему нет. Что говорить, многие взрослые женщины этого не понимают.

Как психолог помогает адаптироваться?

В нашей школе при поступлении/переводе ребенок проходит собеседование: учитель оценивает его актуальный уровень знаний, затем подключаются психолог и логопед. У всех, кто приходит не в 1-й, а переводом, психолог обязательно спросит причину перевода. Быть максимально честными – в интересах родителей и ребенка. Потому что от причины перевода зависит стратегия адаптации.

Ребенку надо объяснить причину смены школы

Ребенку обязательно надо объяснить, почему он идет в новую школу. Представьте, вас сейчас без объяснений переведут в другую сферу деятельности, где вас будут окружать незнакомые люди, при этом ничего не сказав. У здорового человека возникнет вопрос: «А почему так? Я не видел никаких препятствий, сложностей на старом месте. А меня без моего согласия переводят».

Младшие школьники более спокойные к социальным правилам. В 1–4 классах идет упор на учебу. Ребенок в восторге от того, что может учиться, читать, писать. Это нормальная реакция при переходе от игровой деятельности (до 6–7 лет) к учебной.
Но если переводят подростка, то ни в коем случае нельзя его лишать общения с бывшими одноклассниками. Для подростка (11–16 лет) коммуникация со своими ровесниками – один из главных стимулов. У всех подростков один мотив – общение со сверстниками, проверка границ. Они сами себе задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?»

Особенно большая трагедия для школьника будет, если в старой школе останется его первая любовь, отношения с которой в самом разгаре. Стоит задуматься: настолько ли сильны родительские мотивы, чтобы так резко менять жизнь ребенка?

Я придерживаюсь мнения, что если есть возможность, то ребенка в рамках одного города лучше вообще не переводить из школы в школу. Организовать его доставку в школу на автобусе, такси, еще как-то.

Важно дать ребенку право выбора. Это его жизнь, это ему ходить в эту школу, учиться и общаться там. К сожалению, не всегда бывает, что перевод в другую школу решит какие-то мотивы родителей. Поэтому всегда надо учитывать мнение самого ребенка.

Сменить школу из-за качества образования

Основной мотив родителей: не устраивает качество образования в предыдущей школе. Например, в классе много детей и ребенок не получал ответы на свои вопросы. Или учителя не смогли донести, что математика или русский язык – это прекрасно, в результате у ребенка ухудшились отметки и пропали желание и интерес вникать в предметы.

В этом случае мы всегда рекомендуем ознакомиться с нашей программой. Потому что даже просто при переходе из одной госшколы в другую госшколу могут быть различия в изученном материале. Ребенок может знать где-то больше, где-то меньше. И родителям стоит задуматься: «А чем отличается программа той школы, куда мы переходим? Что нам надо подтянуть, подучить?» Ознакомление с программой школы, во-первых, даст понимание, не меняется ли шило на мыло, а во-вторых, родитель будет знать, чем именно следует позаниматься с ребенком летом и в начале учебного года.

Сменить школу из-за неуспеваемости

К сожалению, случаев, когда ребенок не усваивает программу, очень много. Многие родители думают, что цифра 7 (возраст, в котором детей рекомендовано отдавать в школу) взята с потолка. А ведь именно к 7 годам завершается формирование мозговых структур, которые отвечают за регуляцию поведения, усидчивость, импульсивность.
У нас были случаи, когда приводили в 1-й класс детей в возрасте 5 лет. Ребенок «брал» программу. Но у него из-за перегруза часто случались истерики или начиналась психосоматизация. Ребенок может часто болеть из-за того, что ему сложно учиться, общаться. Дети не справляются не потому, что они отстающие, а потому, что родители поторопили события, отдав их в школу до 7 лет. Неокрепший организм принимал ту информацию, которую должен был принимать позже. В 7 лет и старше он бы справился легко и просто.

Приведу в пример девочку, которую родители отдали в 1-й класс в возрасте 5 лет 7 месяцев. Она вместе со всеми участвовала в обучении, а потом засыпала. Учителя ее не будили, понимая, что ей этот сон нужен сейчас: ее организм восстанавливается от переизбытка информации.

Именно поэтому на этапе подготовки к школе школьные психологи и педагоги разговаривают с родителями, объясняя, что всему свое время. Лучше пусть будет спокойный успевающий ребенок, начавший обучение в 7 или даже в 8 лет, чем невротик с различными психосоматическими заболеваниями, который закончит школу в 14–15 лет. Также это чревато проблемами с самооценкой. Ребенок сам себе задает вопрос: «Почему у них так легко получается, а у меня нет?»

Если такой ребенок уже учится, то мы педагогам даем рекомендации по нагрузке конкретно для этого ученика. Сказать, что это непоправимо, не сгладится с годами, нельзя. Детская психика очень пластичная, ребенок может подстроиться, но надо ли? У нас есть ранние дети, у которых познавательные процессы развиты на очень высоком уровне даже по сравнению с 7-летними нормами, а вот в эмоциональной сфере у них появляются сложности: они более обидчивые, ранимые, восприимчивые. Они сильно тянутся к своим старшим одноклассникам. Это плюс, но это и минус. Надо тянуться к самому себе в первую очередь.

Сменить школу из-за переезда

У нас много случаев, когда детей переводят в нашу школу из-за переезда из других городов Казахстана, из России. В этом случае – особая стратегия. Мы советуем родителям пройтись по школе вместе с ребенком, показать, что есть вокруг школы, дать понять, что вы всегда рядом с ним. Без перегибов, но это действительно важно.

Дело в том, что ребенок может почувствовать себя брошенным в новой школе, в новом городе, в новой стране. Переход в новую школу – всегда стресс: надо изучить новые правила, войти в новый коллектив, придумать, как с кем выстраивать взаимоотношения, определить, кто на что реагирует. У ребенка пока уходят силы на это. А если еще и в новом городе, то у всей семьи стресс. Я стараюсь объяснить родителям, что в этот момент семье надо сплотиться, больше времени проводить вместе. Тогда уровень стресса от нового места и у детей, и у взрослых будет значительно меньше.

Сменить школу из-за конфликта

Смена школы из-за и/или учителями – нечасто, но и такое бывает. Сотрудники школы особенно настораживаются, когда перевод происходит в середине года.

Я считаю, что переход в другую школу в конфликте – это самый крайний вариант из возможных. Выбирая этот вариант, какой стратегии мы обучаем ребенка? Мы не учим его решать конфликт – мы учим его избегать, переходя в другую школу. Да, есть ситуации, когда переходить надо – чтобы обеспечить безопасность ребенка, но сначала надо испробовать все остальные варианты. Довольно часто это свидетельствует о том, что сами родители не умеют решать конфликтные ситуации и выбирают новую школу как самый простой вариант.

Ребенок, переходивший по этой причине 2–3 раза, будет не способен решать конфликтные ситуации. Он их или избегает, или не находит конструктивных вариантов решения.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт?
Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

Вы перевели ребенка в новую школу и переживаете за его психическое состояние во время адаптации к новому коллективу – 10 простых правил помогут школьнику быстрее адаптироваться.

Правило №1 – Подготовка

Прежде, чем идти в новую школу, узнайте, в каком классе вы будете учиться, и найдите будущих одноклассников в соцсетях. Общение поможет узнать их интересы и найти общие точки пересечения. Вы сможете определиться, с кем сможете быстро завести дружбу, а к кому нужен особый подход. Виртуальное общение проходит легче, чем реальное, поэтому даже если вы застенчивый и малообщительный человек – это не помешает вам найти новых друзей и заочно познакомиться с большинством будущих одноклассников.

Адаптация ребенка доподросткового возраста в новой школе пройдет быстрее, если родители заранее познакомятся с классным руководителем и расскажут ему о ребенке. Учитель сможет подготовить класс к приходу нового ученика, назначит подходящих ребят для шефства над новичком, учитывая его интересы и черты характера.

Правило №2 – Естественность

Будьте собой и не тратьте время на показную дружбу. Отдавайте предпочтение общению с людьми, которые вам интересны и с которыми вам легко. Не старайтесь выглядеть лучше, чем вы есть. Все люди имеют недостатки, которые вы можете принять или не принять.

Правило №3 – Постоянство

Не рвите контакт с бывшими одноклассниками. Вы провели с ними много времени, хорошо их знаете, а они знают вас. Это те люди, которые поддержат вас в трудные дни адаптации в новой школе. Вам будет легче привыкать к новой обстановке, если вы расскажете старым друзьям об отличиях от старой школы.

Правило №4 – Новая жизнь

Переход в новую школу дает вам возможность начать жизнь с чистого листа. Вы можете перечеркнуть старые недостатки и вести себя по-новому. Никто не знает, какими вы были в старой школе – это возможность стать лучше и избавиться от комплексов.

Правило №7 – Обращение к одноклассникам

Запомните имена ребят и обращайтесь к ним по имени. Такое обращение располагает к себе и настраивает на дружеский лад.

В младших классах для быстрого запоминания имен, дети носят бейджи с именами на форме. При поступлении нового ученика, учитель просит детей называть свое имя при общении с ним, чтобы он быстрее всех запомнил.

Правило №8 – Поспешные выводы

Не спешите делать выводы про одноклассников. Они могут стараться выглядеть лучше, чем являются на самом деле, чтобы заинтересовать вас. Дайте им время проявить себя, наблюдайте со стороны и молча делайте выводы. Самой сложной считается первая неделя в новой школе.

Правило №9 – Личное достоинство

Не позволяйте себя унижать. В каждом классе есть неформальный лидер, который наверняка будет проверять вас «на прочность». Не поддавайтесь на провокации и не теряйте чувство личного достоинства. Постарайтесь быть независимым в суждениях, иметь личное мнение и не принимать навязанные мысли или поступки, которые вам не нравятся.

Правило №10 – Отсутствие страха

Не бойтесь перемен. Любые перемены – опыт. Новая школа даст вам новых друзей, новое понимание себя, стратегию поведения в новом коллективе, которая пригодится вам во взрослой жизни.

Адаптация подростка в новой школе происходит сложнее, чем ученика младших или средних классов. Психика ребенка подросткового ребенка пребывает в процессе трансформации. Этот сложный период перехода из детства в юность, сопровождаемый нестабильностью гормонального фона, провоцирует возникновение ряда комплексов и недовольство собой, особенно у девочек. В этот период важно мнение окружающих. Остро воспринимается критика и неприятие коллективом.

Бывает так, что родители в начале учебного года сталкиваются с трудностями из-за перевода ребенка в другую школу. Попасть в новый коллектив малышу всегда страшно. Стоит отметить, что в такой ситуации неуверенность проявляют не только дети, но и взрослые люди. К примеру, при переезде в чужой город или смене работы мы тоже можем бояться оказаться в компании, где плохо воспринимают «новеньких». Что уж тогда говорить о ребенке, от которого требуют не только идти в такую компанию, но еще и постараться подружиться с ровесниками.

То, насколько быстро ваш школьник свыкнется с новым окружением, в основном зависит от его характера. Так дети, которые легко идут на контакт со сверстниками, с большей вероятностью заводят новых друзей. Смена школы для них вовсе не трагедия, потому как сам процесс завоевания доверия и общения приносит им удовольствие. Адаптация ребенка в новой школе будет протекать сложнее, если он отличается повышенной тревожностью и чрезмерной эмоциональностью. Если такое случается, как же помочь дочери или сыну справиться с неизбежным напряжением, которое появляется при смене коллектива? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Каким детям особенно нужна помощь при переводе в другую школу?

Существуют определенные категории детей, для которых смена учебного заведения может быть далеко не простым делом. Зачастую трудности подобного характера могут возникнуть:

  • У малообщительного и робкого ребенка, по натуре интроверта, которому сложно находить общий язык с чужими людьми.
  • У малыша с ограниченными возможностями.
  • У ребенка с определенными проблемами со здоровьем, к примеру, с астигматизмом (косоглазие) или заиканием.
  • У очень возбудимого, гиперактивного малыша, который в новой для себя обстановке может перенести нервный срыв.
  • У ребенка, который сильно отличается по внешним показателям от других детей, к примеру, цветом кожи.

Перевести ребенка в другую школу непросто и, конечно, это - серьезная проблема, полностью и мгновенно решить которую не возможно. Однако, учтя некоторые обстоятельства и предприняв определенные меры, можно существенно смягчить этот «удар» по психике малыша и помочь ему поскорее адаптироваться в новом коллективе. Особенно важно процесс смены школы не пускать на самотек, к тому же если ваше чадо среднего и младшего школьного возраста. Как раз именно в этих классах родители могут и должны предпринимать активные действия.

В чем может быть трудность при переводе ребенка в другую школу?

Естественно, проучившись несколько лет в одной школе, дети к ней привыкают. И переход в другое учебное заведение сопряжен с рядом проблем. Каждому родителю следует обратить на это внимание. У вашего школьника сразу появляется множество вопросов: "Понравится ли мне учитель?", "Как меня примут?", "Как подружиться с одноклассниками, если они уже знакомы друг с другом?". Ясное дело, что ребенок какое-то время будет сравнивать новую школу со старой. Поэтому от взрослых требуется помощь в создании благоприятных условий для адаптации ребенка в новой школе.

Иногда случается так, что уровень подготовки в новой школе гораздо выше того, который был в старом учебном заведении. Получается, что ребенок ни по уровню знаний, ни психологически не готов приступить к учебному процессу. Чтобы избежать таких ситуаций, можно предварительно договориться с учителем о подготовке ответа или доклада по конкретному вопросу. Попытайтесь вместе с педагогом создать успешную ситуацию. Привыкание ребенка в новой школе может затянуться потому, что неправильное распределение сил и несобранность мешают ему учиться и со временем даже могут стать постоянным явлением.

Адаптация ребенка в новой школе - что делать родителям?

Существует несколько эффективных советов, следуя которым можно избежать множества проблем меняя учебное заведение. Итак:

  • Не избегайте темы перехода в новую школу. Очень важно этот момент обговорить в семье. Расскажите ребенку обо всех плюсах другой школы, нового коллектива, заинтересуйте его, покажите возможные перспективы.
  • Смените школу после каникул. Детские педагоги и психологи утверждают, что в этот период времени ребенок в новой школе будет чувствовать себя лучше всего, так как после каникул приспосабливаться к новому ритму обучения приходится всем ученикам. Это самый подходящий момент чтобы ваш ребенок не сильно выделялся на фоне окружающих.
  • Посетите предварительно новую школу. Будет замечательно, если вы вместе со своим малышом придете посмотреть класс, познакомитесь с педагогами и, возможно, представите его будущим одноклассникам.
  • Заверьте ребенка в поддержке. Покажите своему чаду, что вы не переживаете из-за смены коллектива, однако не потому, что вам безразлично, а потому что вы целиком уверены в его успехе.
  • Помогите школьнику планировать день. Если режим дня не будет соблюдаться, а ребенок в новой школе будет вялый и сонный, то на уроках он не сможет принимать активное участие. Не поспевая за общим темпом класса, он будет терять уверенность в своих способностях и силах.
  • Интересуйтесь школьной жизнью: проверяйте тетради, заглядывайте в дневник, посещайте родительские собрания. Однако ни в коем случае не завышайте требований к ребенку, а в случае каких-то неудач подбадривайте его. Старайтесь поощрять за достижения и успехи, даже если они кажутся вам незначительными.
  • Не забывайте о старых друзьях. Если это возможно, то пусть ваш малыш чаще созванивается с бывшими одноклассниками и приглашает их в гости.

Ребенок в новой школе будет ощущать себя комфортнее, если останется самим собой, постарается вести себя как можно более естественно, и не будет комплексовать перед сверстниками. Поэтому родителям необходимо успокоить его, посоветовать найти родственную душу по увлечениям или просто сдружиться с соседом по парте.