Объекты всемирного наследия центральной африки. Античная северная африка

Всего в Африке 46 памятников культурного наследия, находящихся в 26 странах. Все они относятся к периодам древнейшей, древней и средневековой истории Африки. В связи с этим наиболее логичным представляется распределение сведений об этих объектах по четырем следующим рубрикам: 1) древнейшая эпоха, 2) Древний Египет, 3) эпоха античности в Северной Африке, 4) эпоха средних веков. В некоторых случаях, особенно при характеристике средних веков, целесообразно применение субрегионального подхода к изложению, отражающего в первую очередь различия между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары.

Памятники античности в Северной Африке

Античное наследие Северной Африки

Во II тысячелетии до н. э. Северная Африка была населена ливийскими племенами, жившими в условиях родоплеменного строя. В конце того же тысячелетия на ее побережье появились “народы моря” - сначала финикийцы, затем греки, которые основали здесь ряд своих колоний. От тех стародавних времен не осталось уже почти никаких вещественных свидетельств. Тем не менее во Всемирное наследие входят руины финикийских Карфагена и Керкуана и греческой Кирены.

Во II в. до н. э., после крушения Карфагена, вся Северная Африка шаг за шагом подпадает под власть Рима. К нему переходят от Карфагена и Нумидия, и Мавретания1, а на востоке присоединяется Киренаика, на месте которых создаются заморские провинции империи. Так возникла Римская Африка, простиравшаяся от Атлантики до Красного моря на две тысячи километров. Это был один из самых процветающих регионов Римской империи, достигший своего расцвета во II в. н. э. Римляне построили в Северной Африке дороги, мосты, акведуки, дамбы, водоемы и водопроводы и, естественно, свои города. Большая часть из них находилась либо на побережье Средиземного моря и специализировалась на морской торговле, либо на южных границах римских владений, которые нужно было защищать от набегов местных племен.

Руины римских терм в Карфагене пережили целые века

Всего таких городов было несколько десятков, причем 11 из них, находящихся на территории современных Туниса, Алжира, Марокко и Ливии, вошли в список Всемирного наследия. Разумеется, речь идет о руинах этих некогда цветущих городов, что объясняется последующей историей Северной Африки, которая после римлян последовательно находилась под властью вандалов, византийцев, арабов, турок-османов. Но тем большую историческую и культурную ценность представляет то, что от этих городов осталось.

Памятники Туниса. В список Всемирного наследия включены четыре памятника Туниса, относящиеся к финикийско-римскому времени. Это Карфаген, Керкуан, Эль-Джем и Дугга (Тугга).

Руины Карфагена. Еще в 1100 г. до н. э. финикийцами из города Тира на берегу открытого ими Тунисского залива была основана колония Утика. В 825 г. другая группа колонистов из Тира основала поблизости еще одну колонию, которая получила наименование Новый Город (Картадашт) и вошла в историю под именем Карфагена. Само зарождение Карфагена окружено многими легендами, связанными с тирской царевной Дидоной (Элиссой), о чем повествует и Вергилий в своей “Энеиде”.

Первоначально город возник на прибрежном холме Бирса, но потом по мере увеличения размеров занял и прилегающие к нему земли. Выгодно расположенный на перешейке между морем и озером он довольно быстро превратился в крупнейший рабовладельческий город-государство Западного Средиземноморья, который вел обширную торговлю на этом море и сам обладал многими колониями на его берегах. Античные историки утверждали, что в период расцвета число жителей в нем достигало 700 тыс. человек. Полибий, Страбон, Аппиан оставили описания Карфагена того времени.

Однако три пунические (римляне называли карфагенян пунийцами) войны с Римом подорвали могущество Карфагена. Во время третьей из этих войн в 149-146 гг. до н. э. римское войско Сципиона Африканского в течение трех лет осаждало Карфаген, а после его взятия по приказу сената разрушило город до основания. Согласно историческим источникам, он горел шестнадцать дней. Затем на месте уничтоженного города плугом была проведена борозда, посыпанная солью, - в знак того, что это место предано проклятию и отныне никогда не должно возродиться.

Трудно ожидать, чтобы после всего этого, да еще через два с лишним тысячелетия, могли сохраниться какие-либо ощутимые следы древнего Карфагена. Они остались либо под мощным слоем более поздних отложений, либо под застройкой современного города Туниса. Но тем не менее раскопки, которые начались здесь в конце XIX в., обнажили некоторые из руин подлинного Карфагена, прежде всего в районе холма Бирса и его старой военной гавани.

Однако уже при римлянах Карфаген пережил, что называется, “второе пришествие”. В 122 г. до н. э. римский сенат по предложению народного трибуна Гая Гракха решил восстановить Карфаген, присвоив ему другое имя - Юнония. Уже при императоре Августе на развалинах пунического города действительно возник новый римский город, ставший затем административным центром провинции Африка. От этого города следов сохранилось несколько больше - это руины терм императора Антонина Пия, большой амфитеатр, на арене которого когда-то сражались гладиаторы, а ныне проводятся международные фестивали искусств. Уцелела и часть 70-километрового водовода, который снабжал город питьевой водой.

Впрочем, можно говорить и о “третьем пришествии” Карфагена, которое наступило после того как в 429 г. этот город был взят вандалами, которые сделали его столицей своего королевства. И даже о его “четвертом пришествии” - после того как в 553 г. он снова был взят штурмом византийским полководцем Велизарием и превращен в столицу на этот раз уже Византийской Африки. И только в 698 г. Карфаген уже совершенно окончательно был разрушен арабами. Камень разобранных древних строений они использовали для строительства города Туниса, в современной застройке которого следы Карфагена уже мало различимы. Хотя один из его древнейших кварталов - Тофет, считавшийся священным, так как именно здесь в течение столетий происходило жертвоприношение малолетних детей богу Ваалу, недавно был частично восстановлен в точном соответствии с оригиналом. Раскопки в пригородах города Туниса продолжаются.

Амфитеатр Эль-Джем. На месте современного Эль-Джема, расположенного между городами Сус и Сфакс, в эпоху Римской империи находился город Тисдрус, достигший своего расцвета в III в. н. э. О том времени свидетельствуют жилые дома с мозаикой, но в первую очередь - огромный, хорошо сохранившийся амфитеатр, рассчитанный на 35 тыс. зрителей и уступавший по величине разве что римскому Колизею. Сооруженный из больших блоков розового туфа, он имеет длину 150 м, а высоту 36 м. Хорошо сохранились три яруса аркад, подиум, арена, подземные галереи. Ученые полагают, что в связи с началом кризиса Римской империи строительство этого амфитеатра не было доведено до конца.

Памятники Алжира и Марокко. Во всемирное культурное наследие входят три “мертвых” города в Алжире. Наиболее древний из них - Типаса, существовавший еще в доримские времена, тогда как Тимгад и Джемила ведут свою родословную от эпохи правления императора Траяна. В Марокко находится во многом похожий на них римский город Волюбилис.

Археологические памятники Типасы. Типаса, расположенная на берегу Средиземного моря западнее города Алжира, сначала была одной из первых финикийских колоний, затем перешла к Карфагену, от него - к Мавретании, а в начале новой эры стала принадлежать Риму.

От пунической эпохи здесь сохранились остатки погребений, от мавретанской - большой королевский мавзолей и фрагменты крепостных стен. Но особенно богато тут представлена римская эпоха: были раскопаны сооружения городского форума со зданиями курии, капитолия и базилики, главная улица - кардо, театр, большие и малые термы, амфитеатр, жилые дома, некрополь. В руинах богатых римских вилл сохранились остатки фресок.

Разрушенная арабами в VII в., Типаса так и не возродилась к новой жизни. Теперь о ее прошлом можно судить лишь по оставшимся руинам города и по экспонатам, собранным в местном музее.

Археологические памятники Тимгада. Тимгад (древнее название Тамугади, римское - Колония Марциана Траяна) был основан в 100 г. до н. э. при императоре Траяне на склоне горного массива Орес для защиты южных рубежей римской Африки; первыми его жителями были ветераны одного из легионов империи. Своего расцвета Тимгад достиг во II-III вв. Тогда же сложился его архитектурный облик.

Первоначально город занимал прямоугольную, окруженную стенами площадку размером 330 ґ 360 м и был распланирован по обычному образцу римского военного лагеря с пересекающимися главными улицами кардо и декуман, с четким подразделением на шесть блоков-кварталов, каждый из которых включал по 24 дома-инсулы, с триумфальными арками при входах на главные магистрали, с форумом, капитолием, театром, термами. О благоустройстве Тимгада свидетельствует тот факт, что под его улицами были проложены канализационные трубы. В городе была большая публичная библиотека с книгохранилищем и читальным залом. Постепенно застройка стала выходить за пределы крепостных стен, за которыми также появились храмы, рынки, торгово-ремесленные кварталы, а в III в. эти стены и вовсе были снесены.

На закате Римской империи город Тимгад стал важным центром христианства. Здесь появился целый комплекс раннехристианских зданий, включавший базилику и баптистерий. Однако в V в. Тимгад был разрушен берберами. В VI в. его попытались восстановить византийцы, построившие здесь свою крепость. Но в VII в. Тимгад, окончательно разрушенный арабскими завоевателями, был оставлен жителями. А то, что уцелело, стало разрушаться под воздействием песка и ветра.

Раскопки в Тимгаде были начаты французскими археологами в 1880 г., и теперь его руины дают довольно наглядное представление об облике этого провинциального римского города. Здесь можно увидеть остатки некогда украшенного статуями городского форума и прилегающих к нему общественных зданий, театра на 4 тысячи мест. Прекрасно сохранились термы, имевшие бассейны для холодной и горячей воды с мозаичными полами. То же можно сказать о трехпролетной триумфальной арке Траяна. Неудивительно, что по степени наглядности и сохранности Тимгад нередко сравнивают со знаменитыми руинами Помпей в Италии. Многие экспонаты римской древности выставлены в местном археологическом музее.

Хорошо сохранились многочисленные античные памятники архитектуры в г. Джемила

Археологические памятники Джемилы. Джемила - населенный пункт в северо-восточной части Алжира, расположенный на месте древнего римского города с берберским названием Куйкуль. Этот город, как и Тимгад, был основан при императоре Траяне для защиты владений империи от берберских племен. Поэтому и расположен он был на высоте 900 м над уровнем моря, “спиною” к горному массиву. Во II-IV вв. Куйкуль стал довольно крупным городом римской провинции Нумидия, разбогатевшим благодаря выращиванию ячменя. В VI-VIII вв. он также оказался одним из центров христианства в Северной Африке, а позднее был разрушен.

Территория, занятая руинами древнего города, имеет вытянутую форму и следует рельефу местности, так что его обычный регулярный план сочетается с более свободной застройкой. Ныне здесь вполне отчетливо прослеживается обрамленная колоннадами главная улица - кардо. Сохранились также остатки двух форумов, нескольких храмов, терм, театра, расположенного на высоком горном уступе, триумфальной арки Каракаллы, рыночной площади, старых городских стен и ворот. В археологическом музее Джемилы можно увидеть античную мозаику и скульптуру.

Археологические памятники Волюбилиса. Руины этого римского города находятся в Марокко. Сначала здесь было берберское поселение, которое в III в. до н. э. испытало на себе сильное влияние Карфагена. Когда в 40 г. н. э. при императоре Калигуле Мавретания вошла в состав Римской империи, Волюбилис стал одним из самых западных ее форпостов в Африке. Это был процветающий город с 20 тыс. жителей, которые занимались в основном производством оливкового масла. Свое экономическое и культурное значение Волюбилис сохранял до конца VIII в., пока Идрис I, основатель арабской династии Идрисидов в Магрибе, не устроил на его месте одну из своих резиденций. Гораздо позднее, уже в XVIII в. один из султанов вывез отсюда весь остававшийся еще мрамор для постройки своего дворца в Мекнесе.

Раскопки Волюбилиса были начаты еще в 1915 г., и теперь здесь также можно видеть руины римского города с регулярной планировкой и необычно широкой центральной улицей кардо, проходящей с севера на юг, остатки мощных крепостных стен с воротами и округлыми башнями, терм, арки Каракаллы, многочисленных аркад, портиков, постаментов. В домах на кардо, прямо за аркой Каракаллы уцелели мозаики, изображающие Вакха на колеснице, нереиду, спящую Ариадну, похищение Ганимеда, подвиги Геракла. А в так называемом “доме Орфея” сохранились две великолепные мозаики, одна из которых изображает легендарного Орфея. Особенно ценные находки хранятся в местном музее и в музее города Рабата.

Памятники Ливии. Из античных городов на территории современной Ливии в список Всемирного наследия вошли три. Все они расположены на побережье Средиземного моря: Сабрата и Лептис-Магна в Триполитании, Кирена в Киренаике. Ныне это “мертвые” города, руины, особая ценность которых, как и большинства городов Магриба, заключается в том, что с античных времен они никогда больше не застраивались.

Археологические памятники Сабраты. Древний город Сабрата, расположенный к западу от нынешней ливийской столицы Триполи, был основан еще финикийцами в первой половине I тысячелетия до н. э. и служил их торговой факторией, через которую вывозились товары из Африки. Затем он перешел во владение Римской империи и достиг своего расцвета во II-III вв. н. э. После римлян город оказался в руках византийцев и, наконец, в середине VII в. был разрушен арабами. В результате руины Сабраты сохранили следы трех исторических наслоений: пуническо-финикийского, римского и византийского.

Раскопки близ порта Сабрата интересны архитектурными памятниками римской и византийской эпох

О первом из них ныне напоминают лишь остатки мавзолея, о третьем - базилика Юстиниана, а вот римский период представлен богаче. Во время правления императора Антонина Пия рядом со старым финикийским городом был построен фактически новый римский город. Именно от него до наших дней дошли руины форума с колонными портиками, курии, храма Юпитера, амфитеатра, бассейна-цистерны, акведука, жилых домов. Украшением Сабраты являлся построенный в 180 г. театр, который в начале ХХ в. подвергся реставрации. Вмещавший 5 тыс. зрителей, он был украшен арками и двухъярусной колоннадой коринфского ордера.

У руин Сабраты открыт археологический музей.

Археологические памятники Лептис-Магны. Это еще один древний город на побережье Средиземного моря близ современного города Хомса. Он был основан в VII в. до н.э. финикийцами, с VI до конца III в. до н.э. находился под властью Карфагена. После второй Пунической войны 218-207 гг. до н. э. был захвачен нумидийцами, а в 107 г. до н. э. - римлянами. До крушения Западной римской империи находился в ее составе, и именно в это время достиг наибольшего расцвета. Особенно много сделал для процветания Лептис-Магны император Септимий Север, родившийся здесь в 146 г. Но в VII-XI вв. арабские завоевания и постепенное занесение гавани песком привели к тому, что город обезлюдел. В результате раскопок, начатых здесь только в 20-х годах XX в., были открыты величественные руины Лептис-Магны.

В самой древней части города, прилегающей к гавани, ныне можно увидеть руины старого форума с курией, базиликой и несколькими храмами. К югу от форума находились рынок с двумя павильонами и большой, обращенный к морю театр, сооруженный при императоре Августе. При императоре Адриане был возведен величественный ансамбль терм с мозаичными полами, с открытым плавательным бассейном, палестрой для гимнастических упражнений, многочисленными статуями. Город пересекала главная улица (кардо), украшенная триумфальными арками императоров Тиберия и Траяна.

Тимгад, когда-то город-крепость, был основан в 100 г.

А в эпоху Северов рядом со старым городом, к юго-востоку от него, был фактически построен новый. От него остались впечатляющие руины второго форума размером 200 ґ 100 м, который был окружен зданиями базилики с огромным залом, храма Септимия Севера, портиками и аркадами. От этого форума к порту проходила новая улица кардо шириною в двадцать метров, украшенная 250 колоннами из асуанского гранита. Были построены также маяк, набережные, другие храмы, портики, а в окрестностях - богатые виллы.

Многие из найденных здесь мраморных рельефов, облицовок и мозаик хранятся ныне в археологическом музее при раскопках и в музее Триполи.

Памятники Африки олицетворяют древний мир, который именно на этом континенте сохранился практически идеально.

Самые великие африканские памятники - три великие пирамиды. Они расположены неподалеку друг от друга, в городе Гиза.

Обычно туристы приезжают сюда на экскурсию с Каира - столицы .

Величайшие памятники Африки - пирамиды и гробницы

Пирамида Хеопса


Считается, что пирамида Хеопса была возведена в 26 веке до нашей эры. Однако современные исследования ученых приводят нас к другой информации: пирамиде больше 8000 лет.

Сегодня египтология не называет новых официальных данных, но радиоуглеродный анализ говорит о том, что органические соединениям, оставшимся внутри пирамиды, не меньше 8000 лет и это только данные по найденным остаткам, а сколько еще может таиться здесь скрытого от современного человека.

Пирамида Хефрена


Эта пирамида вторая по размерам. И если пирамида Хеопса осталась пойти нетронутой даже несмотря на огромный наплыв туристов, но эта пирамида оберегается от постепенно разрушающих ее своими посещениями охотников за путешествиями.

Пирамида Микерина


Эта пирамида особого интереса для туристов не представляет, а вот для египтологии - да.

Правда, она самая маленькая среди трех пирамид - ее высота составляет 66 метров.

Гробница Тутанхамона


Это место было найдено недавно, около сотни лет назад. И сегодня не может не обходить стороной исследования происхождения этого места.

Впрочем, практически каждый турист может посмотреть на достопримечательность в рамках одной из экскурсий. В музее представлена не только сама гробница, но и драгоценности, найденные возле нее.

Сфинкс - монолитное изваяние


Считается, что Сфинкс был возведен в часть фараона Хефрена, однако точных данных на этот счет нет.

Кроме того, ученые до сих пор спорят насчет возраста памятника. По одной из версий, он был возведен задолго до фараонов. Но кто и в чью честь его построил - точной информации нет.

Храмы - культурные памятники Африки

Храм в Луксоре


Это место обычно очень нравится туристам. Построил его Рамсес третий - один из фараонов.

Сегодня достоверно известно, что храм символизировал предшествие нового будущего древнего Египта.

Построение выглядит как здание с одним входом, состоит из камня, на его стенах выбиты фигуры людей - древних египтян.

Храм Хатшепсут


Когда турист заезжает в столицу, он видит этот памятник в виде часовни, когда выезжает, тоже видит его, только другую сторону.

Когда-то в этой африканской стране было много проблем на фоне несоответствия исторических данных одних источников другим.

Как результат, в виде примирения был построен памятник противоречий истории, после возведения которого отчасти проблема споров решилась.

Памятник желаний - жук-скарабей

Находится памятник в Карнакском храме. Считается, что если обойти памятник несколько раз по кругу, любое желание сбудется.

Так это или нет, никто не знает точно, но место в любом случае священное. Почему именно скарабей?

Считалось, что скарабеи имеют тайную магическую силу, поэтому в их честь возвели памятник.

Сегодня в храме можно купить браслеты, кольца, серьги и амулеты в виде скарабеев, украшенных драгоценными камнями.

В Африке есть и , которые до сих пор сохранились.

Туристы, приезжая в Африку, путешествуют тут по всему континенту, однако христианские места можно отыскать преимущественно в северной части континента.

Памятник - «Возрождение Африки»

Самый большой памятник Африки, который установлен в столице Сенегала Дакар.

Его открыли в 2010 году в честь 50-тилетия независимости Сенегала.

Монумент создан из лисов бронзы, толщина которых около 3 см. Высота данного сооружения равна 49 метрам.

Данный памятник очень большой, поэтому его даже было решено занести в Книгу рекордов Гиннеса.

Не смотря на то, что бедствуют, президент Абдула Вад построил его за 27 миллионов долларов.

Самым интересным и загадочным фактом является то, что памятник построен не на пожертвованные деньги или средства спонсоров. Всю сумму выделили из государственного бюджета.

Народ был против такого памятника в Африке, поскольку есть проблемы и по важнее, но их слушать никто не стал.

Скульптура представляет собой мужчину с ребенком на руке и рядом стоящей женщиной. Это, по мнению скульптора Пьера Гудиаба является символом избавления от европейских колонизаторов.

Африка - огромный материк площадью (с прилегающими островами) более 30 млн км2, что составляет более чем 22% обитаемой суши. Население Африки, продолжающее быстро расти вследствие демографического взрыва, в 2000 г. приблизится к 900 млн человек. Такие масштабы сами по себе обеспечивают весьма обширный плацдарм для формирования объектов Всемирного наследия - как природных, особенно с учетом специфики этого континента, так и культурных, отражающих особенности его исторического развития.

Всего в Африке 46 памятников культурного наследия, находящихся в 26 странах. Все они относятся к периодам древнейшей, древней и средневековой истории Африки. В связи с этим наиболее логичным представляется распределение сведений об этих объектах по четырем следующим рубрикам: 1) древнейшая эпоха, 2) Древний Египет, 3) эпоха античности в Северной Африке, 4) эпоха средних веков. В некоторых случаях, особенно при характеристике средних веков, целесообразно применение субрегионального подхода к изложению, отражающего в первую очередь различия между Северной Африкой и Африкой к югу от Сахары.

Памятники античности в Северной Африке

Античное наследие Северной Африки

Во II тысячелетии до н. э. Северная Африка была населена ливийскими племенами, жившими в условиях родоплеменного строя. В конце того же тысячелетия на ее побережье появились “народы моря” - сначала финикийцы, затем греки, которые основали здесь ряд своих колоний. От тех стародавних времен не осталось уже почти никаких вещественных свидетельств. Тем не менее во Всемирное наследие входят руины финикийских Карфагена и Керкуана и греческой Кирены.

Во II в. до н. э., после крушения Карфагена, вся Северная Африка шаг за шагом подпадает под власть Рима. К нему переходят от Карфагена и Нумидия, и Мавретания1, а на востоке присоединяется Киренаика, на месте которых создаются заморские провинции империи. Так возникла Римская Африка, простиравшаяся от Атлантики до Красного моря на две тысячи километров. Это был один из самых процветающих регионов Римской империи, достигший своего расцвета во II в. н. э. Римляне построили в Северной Африке дороги, мосты, акведуки, дамбы, водоемы и водопроводы и, естественно, свои города. Большая часть из них находилась либо на побережье Средиземного моря и специализировалась на морской торговле, либо на южных границах римских владений, которые нужно было защищать от набегов местных племен.

Руины римских терм в Карфагене пережили целые века

Всего таких городов было несколько десятков, причем 11 из них, находящихся на территории современных Туниса, Алжира, Марокко и Ливии, вошли в список Всемирного наследия. Разумеется, речь идет о руинах этих некогда цветущих городов, что объясняется последующей историей Северной Африки, которая после римлян последовательно находилась под властью вандалов, византийцев, арабов, турок-османов. Но тем большую историческую и культурную ценность представляет то, что от этих городов осталось.

Памятники Туниса. В список Всемирного наследия включены четыре памятника Туниса, относящиеся к финикийско-римскому времени. Это Карфаген, Керкуан, Эль-Джем и Дугга (Тугга).

Руины Карфагена. Еще в 1100 г. до н. э. финикийцами из города Тира на берегу открытого ими Тунисского залива была основана колония Утика. В 825 г. другая группа колонистов из Тира основала поблизости еще одну колонию, которая получила наименование Новый Город (Картадашт) и вошла в историю под именем Карфагена. Само зарождение Карфагена окружено многими легендами, связанными с тирской царевной Дидоной (Элиссой), о чем повествует и Вергилий в своей “Энеиде”.

Первоначально город возник на прибрежном холме Бирса, но потом по мере увеличения размеров занял и прилегающие к нему земли. Выгодно расположенный на перешейке между морем и озером он довольно быстро превратился в крупнейший рабовладельческий город-государство Западного Средиземноморья, который вел обширную торговлю на этом море и сам обладал многими колониями на его берегах. Античные историки утверждали, что в период расцвета число жителей в нем достигало 700 тыс. человек. Полибий, Страбон, Аппиан оставили описания Карфагена того времени.

Однако три пунические (римляне называли карфагенян пунийцами) войны с Римом подорвали могущество Карфагена. Во время третьей из этих войн в 149-146 гг. до н. э. римское войско Сципиона Африканского в течение трех лет осаждало Карфаген, а после его взятия по приказу сената разрушило город до основания. Согласно историческим источникам, он горел шестнадцать дней. Затем на месте уничтоженного города плугом была проведена борозда, посыпанная солью, - в знак того, что это место предано проклятию и отныне никогда не должно возродиться.

Трудно ожидать, чтобы после всего этого, да еще через два с лишним тысячелетия, могли сохраниться какие-либо ощутимые следы древнего Карфагена. Они остались либо под мощным слоем более поздних отложений, либо под застройкой современного города Туниса. Но тем не менее раскопки, которые начались здесь в конце XIX в., обнажили некоторые из руин подлинного Карфагена, прежде всего в районе холма Бирса и его старой военной гавани.

Однако уже при римлянах Карфаген пережил, что называется, “второе пришествие”. В 122 г. до н. э. римский сенат по предложению народного трибуна Гая Гракха решил восстановить Карфаген, присвоив ему другое имя - Юнония. Уже при императоре Августе на развалинах пунического города действительно возник новый римский город, ставший затем административным центром провинции Африка. От этого города следов сохранилось несколько больше - это руины терм императора Антонина Пия, большой амфитеатр, на арене которого когда-то сражались гладиаторы, а ныне проводятся международные фестивали искусств. Уцелела и часть 70-километрового водовода, который снабжал город питьевой водой.

Впрочем, можно говорить и о “третьем пришествии” Карфагена, которое наступило после того как в 429 г. этот город был взят вандалами, которые сделали его столицей своего королевства. И даже о его “четвертом пришествии” - после того как в 553 г. он снова был взят штурмом византийским полководцем Велизарием и превращен в столицу на этот раз уже Византийской Африки. И только в 698 г. Карфаген уже совершенно окончательно был разрушен арабами. Камень разобранных древних строений они использовали для строительства города Туниса, в современной застройке которого следы Карфагена уже мало различимы. Хотя один из его древнейших кварталов - Тофет, считавшийся священным, так как именно здесь в течение столетий происходило жертвоприношение малолетних детей богу Ваалу, недавно был частично восстановлен в точном соответствии с оригиналом. Раскопки в пригородах города Туниса продолжаются.

Амфитеатр Эль-Джем. На месте современного Эль-Джема, расположенного между городами Сус и Сфакс, в эпоху Римской империи находился город Тисдрус, достигший своего расцвета в III в. н. э. О том времени свидетельствуют жилые дома с мозаикой, но в первую очередь - огромный, хорошо сохранившийся амфитеатр, рассчитанный на 35 тыс. зрителей и уступавший по величине разве что римскому Колизею. Сооруженный из больших блоков розового туфа, он имеет длину 150 м, а высоту 36 м. Хорошо сохранились три яруса аркад, подиум, арена, подземные галереи. Ученые полагают, что в связи с началом кризиса Римской империи строительство этого амфитеатра не было доведено до конца.

Памятники Алжира и Марокко. Во всемирное культурное наследие входят три “мертвых” города в Алжире. Наиболее древний из них - Типаса, существовавший еще в доримские времена, тогда как Тимгад и Джемила ведут свою родословную от эпохи правления императора Траяна. В Марокко находится во многом похожий на них римский город Волюбилис.

Археологические памятники Типасы. Типаса, расположенная на берегу Средиземного моря западнее города Алжира, сначала была одной из первых финикийских колоний, затем перешла к Карфагену, от него - к Мавретании, а в начале новой эры стала принадлежать Риму.

От пунической эпохи здесь сохранились остатки погребений, от мавретанской - большой королевский мавзолей и фрагменты крепостных стен. Но особенно богато тут представлена римская эпоха: были раскопаны сооружения городского форума со зданиями курии, капитолия и базилики, главная улица - кардо, театр, большие и малые термы, амфитеатр, жилые дома, некрополь. В руинах богатых римских вилл сохранились остатки фресок.

Разрушенная арабами в VII в., Типаса так и не возродилась к новой жизни. Теперь о ее прошлом можно судить лишь по оставшимся руинам города и по экспонатам, собранным в местном музее.

Археологические памятники Тимгада. Тимгад (древнее название Тамугади, римское - Колония Марциана Траяна) был основан в 100 г. до н. э. при императоре Траяне на склоне горного массива Орес для защиты южных рубежей римской Африки; первыми его жителями были ветераны одного из легионов империи. Своего расцвета Тимгад достиг во II-III вв. Тогда же сложился его архитектурный облик.

Первоначально город занимал прямоугольную, окруженную стенами площадку размером 330 ґ 360 м и был распланирован по обычному образцу римского военного лагеря с пересекающимися главными улицами кардо и декуман, с четким подразделением на шесть блоков-кварталов, каждый из которых включал по 24 дома-инсулы, с триумфальными арками при входах на главные магистрали, с форумом, капитолием, театром, термами. О благоустройстве Тимгада свидетельствует тот факт, что под его улицами были проложены канализационные трубы. В городе была большая публичная библиотека с книгохранилищем и читальным залом. Постепенно застройка стала выходить за пределы крепостных стен, за которыми также появились храмы, рынки, торгово-ремесленные кварталы, а в III в. эти стены и вовсе были снесены.

На закате Римской империи город Тимгад стал важным центром христианства. Здесь появился целый комплекс раннехристианских зданий, включавший базилику и баптистерий. Однако в V в. Тимгад был разрушен берберами. В VI в. его попытались восстановить византийцы, построившие здесь свою крепость. Но в VII в. Тимгад, окончательно разрушенный арабскими завоевателями, был оставлен жителями. А то, что уцелело, стало разрушаться под воздействием песка и ветра.

Раскопки в Тимгаде были начаты французскими археологами в 1880 г., и теперь его руины дают довольно наглядное представление об облике этого провинциального римского города. Здесь можно увидеть остатки некогда украшенного статуями городского форума и прилегающих к нему общественных зданий, театра на 4 тысячи мест. Прекрасно сохранились термы, имевшие бассейны для холодной и горячей воды с мозаичными полами. То же можно сказать о трехпролетной триумфальной арке Траяна. Неудивительно, что по степени наглядности и сохранности Тимгад нередко сравнивают со знаменитыми руинами Помпей в Италии. Многие экспонаты римской древности выставлены в местном археологическом музее.

Хорошо сохранились многочисленные античные памятники архитектуры в г. Джемила

Археологические памятники Джемилы. Джемила - населенный пункт в северо-восточной части Алжира, расположенный на месте древнего римского города с берберским названием Куйкуль. Этот город, как и Тимгад, был основан при императоре Траяне для защиты владений империи от берберских племен. Поэтому и расположен он был на высоте 900 м над уровнем моря, “спиною” к горному массиву. Во II-IV вв. Куйкуль стал довольно крупным городом римской провинции Нумидия, разбогатевшим благодаря выращиванию ячменя. В VI-VIII вв. он также оказался одним из центров христианства в Северной Африке, а позднее был разрушен.

Территория, занятая руинами древнего города, имеет вытянутую форму и следует рельефу местности, так что его обычный регулярный план сочетается с более свободной застройкой. Ныне здесь вполне отчетливо прослеживается обрамленная колоннадами главная улица - кардо. Сохранились также остатки двух форумов, нескольких храмов, терм, театра, расположенного на высоком горном уступе, триумфальной арки Каракаллы, рыночной площади, старых городских стен и ворот. В археологическом музее Джемилы можно увидеть античную мозаику и скульптуру.

Археологические памятники Волюбилиса. Руины этого римского города находятся в Марокко. Сначала здесь было берберское поселение, которое в III в. до н. э. испытало на себе сильное влияние Карфагена. Когда в 40 г. н. э. при императоре Калигуле Мавретания вошла в состав Римской империи, Волюбилис стал одним из самых западных ее форпостов в Африке. Это был процветающий город с 20 тыс. жителей, которые занимались в основном производством оливкового масла. Свое экономическое и культурное значение Волюбилис сохранял до конца VIII в., пока Идрис I, основатель арабской династии Идрисидов в Магрибе, не устроил на его месте одну из своих резиденций. Гораздо позднее, уже в XVIII в. один из султанов вывез отсюда весь остававшийся еще мрамор для постройки своего дворца в Мекнесе.

Раскопки Волюбилиса были начаты еще в 1915 г., и теперь здесь также можно видеть руины римского города с регулярной планировкой и необычно широкой центральной улицей кардо, проходящей с севера на юг, остатки мощных крепостных стен с воротами и округлыми башнями, терм, арки Каракаллы, многочисленных аркад, портиков, постаментов. В домах на кардо, прямо за аркой Каракаллы уцелели мозаики, изображающие Вакха на колеснице, нереиду, спящую Ариадну, похищение Ганимеда, подвиги Геракла. А в так называемом “доме Орфея” сохранились две великолепные мозаики, одна из которых изображает легендарного Орфея. Особенно ценные находки хранятся в местном музее и в музее города Рабата.

Памятники Ливии. Из античных городов на территории современной Ливии в список Всемирного наследия вошли три. Все они расположены на побережье Средиземного моря: Сабрата и Лептис-Магна в Триполитании, Кирена в Киренаике. Ныне это “мертвые” города, руины, особая ценность которых, как и большинства городов Магриба, заключается в том, что с античных времен они никогда больше не застраивались.

Археологические памятники Сабраты. Древний город Сабрата, расположенный к западу от нынешней ливийской столицы Триполи, был основан еще финикийцами в первой половине I тысячелетия до н. э. и служил их торговой факторией, через которую вывозились товары из Африки. Затем он перешел во владение Римской империи и достиг своего расцвета во II-III вв. н. э. После римлян город оказался в руках византийцев и, наконец, в середине VII в. был разрушен арабами. В результате руины Сабраты сохранили следы трех исторических наслоений: пуническо-финикийского, римского и византийского.

Раскопки близ порта Сабрата интересны архитектурными памятниками римской и византийской эпох

О первом из них ныне напоминают лишь остатки мавзолея, о третьем - базилика Юстиниана, а вот римский период представлен богаче. Во время правления императора Антонина Пия рядом со старым финикийским городом был построен фактически новый римский город. Именно от него до наших дней дошли руины форума с колонными портиками, курии, храма Юпитера, амфитеатра, бассейна-цистерны, акведука, жилых домов. Украшением Сабраты являлся построенный в 180 г. театр, который в начале ХХ в. подвергся реставрации. Вмещавший 5 тыс. зрителей, он был украшен арками и двухъярусной колоннадой коринфского ордера.

У руин Сабраты открыт археологический музей.

Археологические памятники Лептис-Магны. Это еще один древний город на побережье Средиземного моря близ современного города Хомса. Он был основан в VII в. до н.э. финикийцами, с VI до конца III в. до н.э. находился под властью Карфагена. После второй Пунической войны 218-207 гг. до н. э. был захвачен нумидийцами, а в 107 г. до н. э. - римлянами. До крушения Западной римской империи находился в ее составе, и именно в это время достиг наибольшего расцвета. Особенно много сделал для процветания Лептис-Магны император Септимий Север, родившийся здесь в 146 г. Но в VII-XI вв. арабские завоевания и постепенное занесение гавани песком привели к тому, что город обезлюдел. В результате раскопок, начатых здесь только в 20-х годах XX в., были открыты величественные руины Лептис-Магны.

В самой древней части города, прилегающей к гавани, ныне можно увидеть руины старого форума с курией, базиликой и несколькими храмами. К югу от форума находились рынок с двумя павильонами и большой, обращенный к морю театр, сооруженный при императоре Августе. При императоре Адриане был возведен величественный ансамбль терм с мозаичными полами, с открытым плавательным бассейном, палестрой для гимнастических упражнений, многочисленными статуями. Город пересекала главная улица (кардо), украшенная триумфальными арками императоров Тиберия и Траяна.

Тимгад, когда-то город-крепость, был основан в 100 г.

А в эпоху Северов рядом со старым городом, к юго-востоку от него, был фактически построен новый. От него остались впечатляющие руины второго форума размером 200 ґ 100 м, который был окружен зданиями базилики с огромным залом, храма Септимия Севера, портиками и аркадами. От этого форума к порту проходила новая улица кардо шириною в двадцать метров, украшенная 250 колоннами из асуанского гранита. Были построены также маяк, набережные, другие храмы, портики, а в окрестностях - богатые виллы.

Многие из найденных здесь мраморных рельефов, облицовок и мозаик хранятся ныне в археологическом музее при раскопках и в музее Триполи.


Или религии согласно Уставу ООН. Членами ЮНЕСКО являются 183 государства, включая Российскую Федерацию. Глава 2. Основные направления деятельности ЮНЕСКО по сохранению Всемирного историко-культурного и природного наследия 2.1 Конвенция "об охране Всемирного культурного и природного наследия", 1972 г. Проблемы выявления и сохранения необыкновенных мест света – решалась в разное время и в...

Снижению рисков и повышению стабильности в развитии экономики и социальной сферы, в повышении инвестиционной привлекательности, рационализации использования туристско-рекреационного и природно-ресурсного потенциала района. 3.4 Перспективы развития культурного туризма в России Россия благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также интересу зарубежных туристов как к...

Народной культуры, в 2000 году Государственный Российский Дом народного творчества выступил с инициативой и включился в реализацию международного проекта ЮНЕСКО «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества», став по решению Министерства культуры РФ и Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО основным партнером от российской стороны. Участие нашей страны в проекте...

Пирамид относительно сфинкса явно ведет нас к модели нашей солнечной системы… Что же еще таят в себе эти кладовые знаний для человечества? ПРАВДА В БЕТОНЕ Как были построены самые крупные египетские пирамиды в Гизе? Считается, что они были сложены из монолитных каменных блоков, вырубленных в каменоломнях, перевезенных на значительные расстояния, поднятых вверх и уложенных друг на друга. ...

A World Heritage Site is a cultural or natural site that is judged as having outstanding universal value. UNESCO has designated 119 World Heritage Sites in 39 countries in Africa. In Africa, there are 76 cultural, 39 natural and 4 mixed sites. Currently, there are eight African rock art sites listed as World Heritage sites; these sites are featured below. In 2008, TARA entered into a memorandum of understanding with UNESCO for the protection and promotion of African rock art.

Tassili n’ Ajjer, Algeria 1982

The rock art of the Tassili n’ Ajjer consists of paintings and rock engravings (preserved on a high, eroded plateau in the central Sahara Desert). The plateau is a spectacular lunar landscape of great geological interest. The art depicts herds of cattle and large wild animals (such as giraffes or elephants indicative of a time when the Sahara was humid and vibrant with human activities like hunting and dancing).

Tadrart Acacus, Libya 1983

The Tadrart Acacus mountains contain thousands of cave paintings and engravings in different styles some dating from 12,000BP. Five different art phases are distinctive: naturalistic (Large Wild Fauna), Round Head, Pastoral, Horse, and Camel Periods. This art is a reflection of striking changes in climate and in flora and fauna. The paintings also provide a glimpse into different lifestyles of human societies that succeeded each other over time.

uKhahlamba/Drakensberg, South Africa 2000

The Drakensberg is South Africa’s highest and most dramatic mountain range; it contains some of the most fascinating natural and archaeological areas in the sub continent. The mountain’s numerous rock painting sites present a significant component of cultural heritage left behind by San/Bushman people who lived there until the late 19th Century. The paintings are outstanding in quality and diversity of subject, and in their depiction of animals and humans.

Tsodilo, Botswana 2001

The rock art site of Tsodilo Hills is a major geological landmark in the northwestern Kalahari Desert. The amazing quality and quantity of rock art, contained in a relatively small area, has earned the site the title of the “Louvre of the Desert”. The site is characterised by a wide variety of paintings on exposed rocks made mainly by Khoe pastoralists. “White-painting Shelter” has been periodically inhabited over 100,000 years, early Iron-Age villages and prehistoric mines set Tsodilo apart from other Southern African sites.

Matobo Hills, Zimbabwe 2003

The rock art sites of Matobo Hills occur in profusion in shelters located in massive granite inselbergs and “whale-backs”, (common rock formations in southern Africa). The paintings provide vivid pictures of later Stone Age peoples’ conceptions of reality: San/Bushmen ancestors who were absorbed in Zimbabwe by Bantu speaking agriculturalists.

Chongoni, Malawi 2006

The Chongini rock art site is located within a cluster of forested granite hills on the high altitude plateau of central Malawi. The rock art consists almost entirely of schematic, white paintings (making it visually different from the more naturalistic, red hunter-gatherer images) in male and female initiation (as well as rain-making and funeral rites of Chewa agriculturalists).

Kondoa, Tanzania 2006

Most of the Kondoa rock art sites are located on or near the Maasai escarpment (that marks the western edge of the Great Rift Valley in Tanzania). The sites are a series of rock shelters and boulders containing paintings mainly depicting elongated people, animals, hunting scenes, and abstract markings. Tanzania also has World Heritage Sites that are not rock art sites including: the Cultural Ruins of Kilwa Kisiwani and Ruins of Songo Mnara (1981); Stone Town of Zanzibar (2000); Kilimanjaro National Park (1987); Selous Game Reserve (1982); Serengeti National Park (1981); and the Ngorongoro Conservation Area (1978).

Twyfelfontein, Namibia 2007

The Twyfelfontein rock art site has one of the largest concentrations of rock engravings in southern Africa. Most of these represent rhinoceros, giraffe, elephant, antelope, birds, and animal footprints. The site features an extensive record of ritual practices of huntergatherer communities in this part of southern Africa over at least two millennia.

В Африке в 2008 г. насчитывалось 115 объектов всемирного наследия, или 12,8 % от их общего числа в мире. По этому показателю она уступала не только зарубежной Европе и зарубежной Азии, но и Латинской Америке, однако по числу стран, в которых они выделены (33), занимает второе место. По количеству объектов всемирного наследия на континенте выделяются Тунис и Марокко (по 8), Алжир, Египет, Эфиопия и ЮАР (по 7), Танзания (6).

В Африке также преобладают объекты культурного наследия, которых насчитывается 75. Их целесообразнее всего распределить по четырем следующим эпохам: 1) древнейшей, 2)Древнего Египта, 3) античности в Северной Африке и 4) средних веков и нового времени.

Древнейшая эпоха представлена здесь четырьмя археологическими объектами, находящимися на территории Эфиопии и Ливии.

Наследие цивилизации Древнего Египта в Списке ЮНЕСКО получило отражение в трех всемирно известных историко-архитектурных памятниках. Во-первых, это район города Мемфис, который был столицей страны в эпоху Древнего царства, с окружающими его некрополями. Ядром его служат три «Большие пирамиды» в предместье Каира Гизе. Во-вторых, это остатки второй столицы Египта – города Фивы, который был столицей в эпохи Среднего и Нового царств. В этот комплекс входят храмы Карнака и Луксора и Долина царей, где хоронили фараонов. В-третьих, это памятники Нубии от Абу-Симбела до Филэ, относящиеся к эпохе Нового царства. Большинство из них при сооружении высотной Асуанской плотины пришлось переносить на другое место. Собственно, с этого и началось составление Списка объектов всемирного наследия.

Античное наследие Северной Африки представлено объектами, находящимися на территории всех стран этого субрегиона. Их можно подразделить на финикийские (Карфаген и Керкуан в Тунисе), древнегреческие (Кирена в Ливии) и древнеримские, к которым относятся руины городов в Алжире (Типаса, Тимгад, Джемила), в Тунисе (Дугга), в Ливии (Сабрата, Лептис-Магна), в Марокко (Волюбилис).

Объекты культурного наследия эпохи средних веков и нового времени наиболее многочисленны. Среди них можно выделить объекты арабо-мусульманской культуры в Северной Африке (рис. 165). Наибольшей известностью пользуются многочисленные мусульманские памятники Каира в Египте, Туниса и Кайруана в Тунисе, Алжира и оазиса Мзаб (Гардая) в Алжире, Марракеша и Феса в Марокко. Другую группу образуют христианские памятники Эфиопии – Аксум, Гондэр, Лалибэла. А в Африке южнее Сахары выделяются еще две группы объектов. Одна из них относится к Западной Африке и отражает культурное наследство средневековых цивилизаций этой части континента (например, Томбукту и Дженне в Мали) или наследие колониальной эпохи с ее работорговлей (о. Горе в Сенегале, Эльмина в Гане). Другая группа объектов относится к Юго-Восточной Африке (Зимбабве, Танзании и Мозамбику). Самый известный из них – Великий Зимбабве.

Рис. 165. Объекты арабо-мусульманской культуры в Северной Африке

Объектов природного наследия в Африке 36. Это главным образом национальные парки и резерваты, среди которых такие известные, как Серенгети, Нгоро-Нгоро и Килиманджаро в Танзании, Рувензори в Уганде, Маунт-Кения в Кении, Вирунга, Гарамба и Окапи в ДР Конго, Николо-Коба в Сенегале, Драконовы горы в ЮАР.

В Алжире, Мали и ЮАР есть также объекты культурно-природного наследия. Самый знаменитый из них – алжирский Тассилин-Аджер с наскальными рисунками древних жителей Сахары.

ТЕМА 4 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА


Похожая информация:

  1. II. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов