Открытие первых высших женских курсов. Бестужевские высшие женские курсы

Первый зал Музея истории МПГУ посвящен истории первого в мире высшего специального учебного заведения для женщин – Московских высших женских курсов (МВЖК) профессора Владимира Ивановича Герье , давших импульс развития педагогическому образованию в России. Логика экспозиции музея основана на историко-хронологическом принципе, в связи с чем первому залу отводится роль не только сугубо информационная, но и формирующая образ самого учреждения – храма науки, развитие и процветание которого происходит за счет тесного сотрудничества зрелых ученых-педагогов и их молодых учеников.

Экспозиционное пространство зала включает витрины, стенды, диораму «Заседание Ученого совета МВЖК», копию картины Н.А. Ярошенко «Курсистка», рабочий стол учительницы начала ХХ в.

Первая витрина экспозиции иллюстрирует славное начало высшего женского образования в России и мире. В Европе полноценное высшее образование являлось прерогативой студентов-мужчин. Единственным исключением являлся Цюрихский университет в Швейцарии (см. фото 1), первой русской выпускницей которого стала Надежда Прокофьевна Суслова (см. фото 2). В России до 1872 г. женщина не имела право получать высшее образование.

На этом фоне фотография профессора В.И. Герье, помещенная в центре, призвана продемонстрировать величину и значимость этой личности для возникновения и развития Высших женских курсов в Москве. Комментируя фотографии и документы, относящиеся к началу работы МВЖК, экскурсовод знакомит посетителей с тем, как сам В.И. Герье понимал цели и задачи основанного им учреждения, с трудностями, которые ему пришлось преодолеть, реализуя свою идею. Открытие и развитие учебного заведения стало делом жизни Владимира Ивановича и его семьи. Супруга В.И. Герье (см. фото 3) стала одним из меценатов курсов; дочь Софья Владимировна обучалась на МВЖК.

Положение о Курсах, обложка которого помещена в экспозиции (см. фото 4), – результат долгого согласования и редактирования, участие в котором принял сам министр народного просвещения граф Д.А. Толстой. «Утверждаю, в виде опыта, на четыре года» , – такова была высокая резолюция, положившая начало новому для мирового опыта женскому высшему учебному заведению.

Церемония открытия МВЖК состоялась 1 ноября 1872 г. в здании Первой мужской гимназии на Волхонке, в парадной зале (см. фото 5). Курсы, существовавшие на частные пожертвования, не располагали средствами для покупки собственного здания, поэтому учреждение неоднократно переезжало, арендуя сначала помещения Политехнического музея (см. фото 6), позднее – дообщественного деятеля Всеволожского в Мерзляковском переулке (см. фото 7).

Фундаментальность образовательного процесса на Курсах обеспечивали профессора Императорского Московского университета (в наст. вр. МГУ им. М.В. Ломоносова). Фотографии плеяды блестящих профессоров и приват-доцентов Императорского Московского университета, известных ученых и педагогов, основателей собственных научных школ и направлений, позволяют представить ту интеллектуальную среду, в которую погрузились первые курсистки. Обратимся к некоторым из них. В центре экспозиции – фотография именитого историка Василия Осиповича Ключевского (см. фото 8), профессора Императорского Московского университета, подготовившего специальный лекционный курс для МВЖК. Читая свои лекции, изобилующие живыми, яркими образами исторических персонажей и событий, он словно разворачивал перед курсистками неоднозначное и самобытное историческое полотно со взлетами и падениями его героев, прославивших Отечество. С теплотой выпускницы МВЖК вспоминали лекции юного Владимира Сергеевича Соловьева (см. фото 9), начавшего свою педагогическую карьеру на Курсах. Сложность восприятия философских проблем нивелировалась образностью мышления и эмоциональностью лектора. Одним из первых практические занятия с курсистками стал проводить основатель курсов Владимир Иванович Герье, особое внимание уделявший формированию навыков самостоятельного научно-исследовательского поиска у своих учениц. За строгостью и требовательностью профессора скрывалось желание развить таланты курсисток, оценить знания, способствуя их преумножению. Курсы не имели профильной подготовки, однако анализ перечня читаемых дисциплин убеждает нас в том, что они носили историко-филологический профиль. Тем не менее дирекция Курсов ратовала за широкую образовательную базу студенток, которую обеспечивали профессора – специалисты в области астрономии, физики, статистики, химии и др. наук (см. фото 10–20).

Важной вехой в развитии МВЖК стало строительство в 1906–1913 гг. собственных корпусов на Девичьем Поле. Это место в начале ХХ в. представляло собой пустырь на окраине Москвы, о чем говорит панно, помещенное над входом в зал. Предоставленный Московской городской управой земельный участок был отведен под строительство Аудиторного и Физико-химического корпусов, Анатомического театра (см. фото 21–23). Архитектором Аудиторного корпуса, открытого в 1913 г., выступил академик архитектуры Сергей Иустинович Соловьев , спроектировавший здание в стиле неоклассицизма: величественные колонны, пастельные тона, монументальность. Сочетание классических традиций и достижений научно-технического прогресса позволило создать образ будущего храма науки. Так, стеклянную крышу («световой фонарь»), закрепленную целым комплексом металлических конструкций, спроектировал известный архитектор Владимир Григорьевич Шухов .
Курсистки принимали активное участие в революционном движении, выступая вместе со студентами Императорского Московского университета на митингах и демонстрациях. В 1886 г. профессору Герье было сообщено о необходимости закрытия Курсов, в 1888 г. состоялся последний выпуск. Долгих 12 лет преподаватели Курсов были вынуждены работать в частных лицеях и гимназиях, читать лекции при Обществе воспитательниц и учительниц. Только в 1900 г. В.И. Герье получил разрешение возобновить деятельность МВЖК. Работа Курсов началась в составе двух факультетов – историко-филологического и физико-математического. Позднее, в 1906 г., был открыт медицинский факультет. Срок обучения был увеличен с 3 до 4 лет.
Содержание второй витрины не ограничивается портретной галереей преподавателей МВЖК, ведь процесс обучения предполагает диалог, тесную взаимосвязь учителя и ученика. В связи с этим боковые сектора витрины посвящены двум первым выпускницам курсов – Елизавете Петровне Дурново-Эфрон и Анне Егоровне Серебряковой-Рещиковой . Обе девушки были близкими подругами, но судьбы их различны и, увы, печальны. Елизавета Петровна – мать семерых детей (среди которых супруг поэтессы Марины Цветаевой – Сергей Яковлевич Эфрон), была революционеркой, участницей группы «Черный передел». Дважды, скрываясь от полиции, она была вынуждена бежать за границу. В Париже она покончила с собой. Анна Егоровна 25 лет работала агентом Тайной полиции, о назначении ей персональной пенсии перед императором ходатайствовал сам П.А. Столыпин. С приходом к власти большевиков она была арестована, помещена в исправдом. К концу жизни ослепла, не получала поддержки близких, т.к. собственный сын подал заявление об отказе от матери. Скончалась Анна Егоровна в тюрьме. Это лишь малая часть трагической судьбы революционного прошлого Курсов и всей страны, в которой курсистки МВЖК сыграли не последнюю роль.


Педагогический состав курсов в начале ХХ в. пополнился новыми именами. В 1911 г. в результате попытки министра народного просвещения Л.А. Кассо ограничить автономию университетов ряд профессоров и приват-доцентов Императорского Московского университета покинули его стены и перешли на работу на МВЖК. Среди них был Николай Дмитриевич Зелинский – создатель первого в мировой истории угольного противогаза, спасшего в Первую мировую войну миллионы жизней русских солдат. Николай Дмитриевич одним из первых откликнулся на печальный итог битвы при Ипре – первой с применением химических газов. Мировая наука искала эффективный абсорбент, и русский ученый предложил простой и дешевый метод, позволявший нейтрализовать (абсорбировать) вредные испарения. На МВЖК начал свою работу Дарвиновский музей, основатель которого профессор Александр Федорович Котс вел практические занятия по анатомии животных и читал курс лекций по дарвинизму. Вскоре коллекция чучел животных и птиц, хранившаяся в скромной квартире ученого, переехала в Аудиторный корпус МВЖК. Постоянно увеличиваясь, она вскоре заняла весь третий этаж корпуса, в коридорах и аудиториях которого стояли витрины с чучелами. Курсистки разделяли страстное увлечение профессора, участвуя не только в препарировании, но и в изготовлении чучел. Фотографии А.Ф. Котса с супругой (его ученицей) и др. курсистками МВЖК представлены в витрине (см. фото 25–26). В 1913 г. А.Ф. Котс принял решение передать коллекцию МВЖК, решив, что столь богатое собрание не может принадлежать одному человеку. К тому времени она была перемещена в отдельное здание Музея (1907 г.), директором которого до конца своей жизни (1964 г.) был А.Ф. Котс. Тесные связи с Дарвиновским музеем наш Музей сохраняет и поныне. Примером взаимодействия двух коллективов стала выставка «Ровесники», проходившая в 2012 г. в Дарвиновском музее. Фотоотчет об этом событии представлен во временной экспозиции зала.
В 1905 г. Курсы оказались вовлеченными в вихрь революционных событий. Основатель МВЖК В.И. Герье, консерватор по убеждениям, стремившийся оградить своих учениц от революционных влияний, лишился поста директора, однако не оставил без своего внимания Курсы: для успешных в обучении курсисток им и его супругой была введена именная стипендия. Получив возможность самим выбирать директора, курсистки избрали Владимира Ивановича Вернадского – выдающегося отечественного кристаллографа и минеролога. Но он вскоре был избран помощником ректора Императорского Московского университета и поэтому оставил пост директора МВЖК. Состоялись новые выборы, в результате которых Курсы возглавил Сергей Алексеевич Чаплыгин (см. фото 24) – крупный ученый и хороший администратор, которому удалось улучшить учебно-научную и административно-хозяйственную часть МВЖК. Его исследования в дальнейшем послужат развитию отечественного самолетостроения. В 1929 г. он будет избран академиком АН СССР.

Состав профессоров МВЖК позволял обеспечивать высокий уровень преподавания, способствовал повышению авторитета Курсов и привлекал на них большой поток слушательниц. Работой МВЖК в тот период руководил Ученый совет во главе с ректором Императорского Московского университета академиком С.М. Соловьевым . Одно из заседаний Совета представлено на диораме, помещенной в центре экспозиции зала. На переднем плане выделяются фигуры С.М. Соловьева и директора Курсов С.А. Чаплыгина, ведущих оживленную беседу. Их окружают преподаватели, также вовлеченные в обсуждение перспективных научных исследований, насущных проблем работы МВЖК, учебы и поведения отдельных курсисток. Заседание проходит в Зале Ученого совета Аудиторного корпуса. Традиция сохраняется: в настоящее время заседания Ученого совета МПГУ проходят в этих стенах, хранящих память о событиях начала XX столетия.
Среди преподавателей МВЖК выделялась фигура профессора Ивана Владимировича Цветаева (см. фото 27) – крупного коллекционера и ценителя античной древности. Его коллекция положила начало собранию Музея изящных искусств (в наст. вр. – Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), основателем которого стал Иван Владимирович.

Вторая половина экспозиции позволяет персонифицировать историю МВЖК через учебу и быт его выпускниц. Перед посетителями зала – рабочий стол учительницы начала ХХ в. На нем можно увидеть печатную машинку, письменный прибор, записную книжку учительницы, учебные книги для подготовки к занятиям. Здесь же расположен в раскрытом виде выпускной альбом студенток медицинского факультета (1912 г.), в котором представлены фотографии выпускниц и преподавателей, а также фото из клиник МВЖК – детской, акушерской, хирургической, анатомического театра. Перелистывая альбом, посетители знакомятся с учебной деятельностью медицинского факультета МВЖК, его сотрудниками и выпускницами.

Рабочий стол невозможно представить без его обладательницы. Возможно, ею была выпускница Бестужевских женских курсов Анна Дитерихс , ставшая моделью для художника Н.А. Ярошенко при написании картины «Курсистка». Ее копия хранится в зале. Перед нами скромно одетая девушка, укрывшаяся темной шалью от непогоды. Обычное лицо с правильными чертами вряд ли бы привлекло посторонний взгляд, если бы не глаза. Одухотворенный, сосредоточенный и в то же время немного отрешенный взгляд девушки, спешащей на занятия и прижимающей охапку книжек, привлекает наше внимание. Перед нами образ курсистки – девушки, стремящейся не только к знаниям, истине, но и к справедливости в обществе. Глеб Успенский увидел в «Курсистке» «новый народившийся небывалый и светлый образ человеческий».

Учебная деятельность курсисток представлена на отдельном стенде. Особый раздел – поступление на Курсы. В соответствии с требованиями времени девушки сдавали не только аттестат, две фотографии, автобиографию и справку о состоянии здоровья, но и свидетельство генерал-губернатора о нравственном поведении и политической благонадежности (см. фото 28), разрешение старшего мужчины в семье или супруга (см. фото 29). Эти документы позволяют сформировать представление о дискриминации женщины, которая вынуждена была доказывать свое право на получение высшего образования.

Расписания учебных занятий, списки слушательниц, экзаменационные ведомости по различным предметам, индивидуальные экзаменационные листы, предметные книжки и студенческий билет начала ХХ в. – все эти неизменные атрибуты учебного процесса может увидеть посетитель. Фотографии читальни, курсисток на учебных занятиях, учебных клиник МВЖК, коллективные фото с преподавателями позволяют представить атмосферу, в которой учились и работали девушки.

В стеклянной витрине находятся приборы и медицинские инструменты, которыми пользовались во время занятий курсистки физико-химического и медицинского факультетов. Здесь же слайды для «волшебных фонарей», транслировавшиеся на белое полотно с помощью диапроектора (также представлен в экспозиции зала). Среди нанесенных на стекло изображений – шедевры русской живописи, зарисовки художников, а также пособия по ботанике и микробиологии (строение бактерий, клеток и пр.). Принципы иллюстративности и наглядности применялись и на занятиях по истории искусств, которые проводил упоминавшийся выше И.В. Цветаев. Посвятивший себя изучению мирового искусства, он стремился сформировать художественный вкус у своих учениц, демонстрируя им гравюры, зарисовки скульптурных композиций. Коллекция ученого представлена в витрине.

Следующий стенд посвящен быту и досугу курсисток. Занятия на Курсах продолжались с раннего утра до позднего вечера, питание организовано не было. В заключении врача, датированного 1904 г. (см. фото 30–31), констатировалось, что среди курсисток массово распространены желудочно-кишечные заболевания. Позднее были открыты чайная и столовая, сельный дом с организованным питанием и прачечными (см. фото 32). На стенде представлены фотографии интерьеров домашних комнат и комнат в сельных домах. Предъявив корешок свидетельства и две фотографии, курсистка могла получить билет III класса со скидкой для проезда из пригорода в Москву (см. фото 33).


Обучение продолжало оставаться платным, тем не менее среди курсисток из дворянства и купечества стали появляться девушки из семей средних чиновников. Для помощи нуждающимся студенткам было создано Общество взаимопомощи. Денежные средства изыскивались за счет продажи книг и открыток, печатавшихся в собственной типографии (образцы печатных изданий представлены в экспозиции).

Как уже говорилось, курсистки были активно вовлечены в революционное движение первых десятилетий ХХ в. Несмотря на надзирательниц, следивших за политической благонадежностью девушек (среди них госпожа В.М. Поццо, педантично исполнявшая свои обязанности, письмо к ней курсисток представлено на стенде), они регулярно задерживались полицейскими на студенческих демонстрациях и митингах. О политических убеждениях курсисток и их участии в революционных событиях свидетельствуют донесения полицейских, расположенные на стенде. Среди экспонатов – письмо В.И. Герье к отцу одной из курсисток, задержанных во время митинга в Манеже. Являясь консерватором по убеждениям, В.И. Герье постоянно вступал в конфликты со своими ученицами, пытаясь воспрепятствовать их революционным увлечениям. В 1903 г. директору Курсов была нанесена публичная пощечина курсисткой Свиридовой, обвинившей Владимира Ивановича в сотрудничестве с полицией. Она была задержана и доставлена в полицейский участок, однако В.И. Герье обратился с заявлением о прекращении ее преследования. Он писал: «Я считаю несовместимым… ни с моими личными убеждениями, ни с моей многолетней педагогической деятельностью в области женского образования привлечение к судебной ответственности девушки…» (полный текст прошения представлен на стенде).

Образ курсистки-революционерки типичен для того времени. Смысловое завершение он получает в галерее фотопортретов выпускниц МВЖК – деятельных участниц Революции 1917 г. Среди них – супруги известных большевиков, революционерки О.П. Ногина (см. фото 34) и Н.Н. Тиц-Скворцова (см. фото 35).

О признании важной роли МВЖК в революционных событиях 1917 г. свидетельствуют посещения курсов В.И. Лениным, Н.К. Крупской и Н.А. Семашко . В.И. Ленин трижды выступал в 9-й аудитории Аудиторного корпуса, которая стала носить его имя. Супруга вождя, известный советский педагог, поддерживала тесные связи с преподавательским коллективом Курсов, многократно их посещала.

Логическим завершением экспозиции становится фотогалерея выдающихся выпускниц МВЖК (ввиду ограниченности экспозиционного пространства помещено лишь несколько фотографий). Среди них: первая женщина – доктор геолого-минералогических наук В. Варсанофьева , супруга известного писателя, лауреата Нобелевской премии И.А. Бунина В. Муромцева ; супруга и муза известного художника М. Шагала Б. Розенфельд ; советская поэтесса М. Шагинян ; Н. Ладыгина-Котс – супруга упоминавшегося ранее А.Ф. Котса, зоопсихолог; О. Цубербиллер – одна из первых женщин-математиков; Е. Белоцерковская – заслуженный учитель школы.

В сентябре 1918 г. МВЖК решением СНК РСФСР (см. фото 36) были преобразованы в смешанное учебное заведение, получившее название 2-й МГУ. На стенде представлены фотографии, иллюстрирующие учебную деятельность и повседневную жизнь студентов и преподавателей Университета.

В 1919 г. вуз покинул С.А. Чаплыгин, возглавлявший МВЖК–2-й МГУ с 1905 г. Пост директора 2-го МГУ занял С.С. Наметкин (см. фото 37) – основатель нефтехимической науки, в дальнейшем академик АН СССР. В 1924 г. вуз возглавил А.П. Пинкевич (см. фото 38) – выдающийся отечественный педагог, организатор высшей педагогической школы в СССР.

Важнейшим событием в истории 2-го МГУ стало открытие педагогического факультета, определившее направление деятельности и дальнейшую судьбу Университета на долгие десятилетия. С окончанием гражданской войны ключевой в политике большевиков была борьба за ликвидацию безграмотности населения. В связи с этим было закономерным решение о подготовке квалифицированных учителей в системе университетского образования. Первый в стране педагогический факультет был организован на базе 2-го МГУ, в котором сохранились высококвалифицированные кадры, научно-педагогические традиции и неплохая материальная база. Основателем и его первым деканом стал известный педагог-психолог К.Н. Корнилов (см. фото 39).

Высокую планку, поднятую профессорско-педагогическим составом МВЖК, поддерживал и коллектив 2-го МГУ. Со студентами работали талантливые педагоги и ученые, научные достижения которых в дальнейшем обеспечили им высокие звания и общемировую известность: А.В. Шестаков (см. фото 40) – автор первого массового учебника по истории СССР для 3–4-х классов средней школы, доктор исторических наук, академик АН СССР, специалист по аграрной истории России; М.В. Нечкина (см. фото 41) – доктор исторических наук, академик АН СССР и АПН СССР, специалист по истории декабристов и революционного движения в России XIX в., В.П. Кащенко (см. фото 42) – именитый врач, дефектолог и педагог; Л.С. Выготский (см. фото 43) – известный отечественный психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии.


Послушать выступление выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева в Главном корпусе МВЖК – 2-го МГУ в 20-х гг. XX в. – собиралось столько народа, что очередь желающих тянулась далеко за пределы корпуса.

Став в ходе своей истории признанным лидером в системе высшего педагогического образования, МПГУ внёс весомый вклад в развитие народного образования, науки и культуры. Традиции университета, слава его научных школ, качество и уровень образования его воспитанников закладывались такими корифеями, как Д.Н. Анучин, Ф.А. Бредихин, В.И. Вернадский, А.Н. Веселовский, П.Г. Виноградов, В.И. Герье, Ю.В. Готье, И.И. Жегалкин, Н.Д. Зелинский, Н.К. Кольцов, В.О. Ключевский, М.К. Любавский, М.А. Мензбир, Б.К. Млодзеевский, П.И. Новгородцев, Д.М. Петрушевский, А.Н. Реформатский, Н.И. Стороженко, С.М. Соловьёв, В.С. Соловьёв, П.Н. Сакулин, Н.С. Тихонравов, С.А. Чаплыгин, П.К. Штернберг, И.В. Цветаев, А.А. Эйхенвальд и др.

Лучшие традиции МВЖК – 2-го МГУ – МГПИ – МПГУ хранили, развивали и приумножали выдающиеся учёные В.Н. Бочкарёв, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский, С.С. Намёткин, А.П. Пинкевич, В.И. Пичета, А.В. Шестаков и др.

Первый зал лишь приоткрывает завесу удивительной эпохи Курсов профессора В.И. Герье рубежа XIX – XX вв., дальнейшую историю развития МВЖК–МПГУ посетители смогут увидеть через экспонаты других залов Музея истории МПГУ.

высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 (Аларчинские в Петербурге и Лубянские в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» (по имени Владимирского училища, где они помещались). За деятельностью В. ж. к. был установлен надзор.

В 1872 были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и В. ж. к. профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 в Казани и в 1878 в Киеве В. ж. к. имели по 2 факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с учёным и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские В. ж. к. (названы по имени профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, который был их официальным учредителем и возглавлял курсы в 1878-82).

После подавления революционно-демократического движения 70-х гг. царское правительство в 1881 решило закрыть В. ж. к. В 1886 по распоряжению министерства народного просвещения приём на В. ж. к. был прекращён. Возрождение В. ж. к. связано с революционным движением конца 19 - начала 20 вв. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые В. ж. к., стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В течение 1905-16 В. ж. к. были созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тбилиси, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. В. ж. к. сыграли значительную роль в развитии женского образования (См. Женское движение в России и СССР) в России, особенно курсы Герье и Бестужевские курсы. Бестужевские курсы были по существу первым женским университетом в России.

На В. ж. к. учились многие деятельницы революционного движения, например на Бестужевских курсах - Н. К. Крупская, А. И. Елизарова-Ульянова, П. Ф. Кудели, К. Н. Самойлова, Л. А. Фотиева, один из организаторов Болгарской компартии Н. Благоева и др. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках.

После Великой Октябрьской социалистической революции В. ж. к. как особый тип вуза перестали существовать.

Лит.: Лихачева Е., Материалы для истории женского образования в России, [кн.] 2, СПБ, 1893; Некрасова Е., Из прошлого женских курсов, М., 1886; Высшие женские курсы в С.-Петербурге. Краткая историческая записка 1878-1903 гг., 3 изд., (СПБ], 1903; Мижуев П. Г., Женский вопрос и женское движение, СПБ, 1906; Кудрявцева А. А. и Цветаева Е. М., Высшие женские Голицынские сельскохозяйственные курсы, «Вестник высшей школы», 1958, № 10; Боброва Л. А., «Высшие женские курсы профессора Герье» в Москве (1872-1888), в кн.: Труды Московского историко-архивного института, т. 16, М., 1961.

  • - высшее специальное учебное заведение. Основано в Петербурге в 1904 Обществом содействия женскому сельскохозяйственному образованию...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - - частные женские высшие учебные заведения университетского типа. Одними из первых в 1869 по инициативе И.И. Паульсона были открыты Аларчинские высшие женские курсы в Петербурге и Лубянские - в Москве, в 1872 -...

    Педагогический терминологический словарь

  • - в России частные высшие учебные заведения. Наиболее известны курсы профессора В.И. Герье в Москве и Бестужевские в Санкт-Петербурге...

    Современная энциклопедия

  • - В 1870 г. профессор Н. Ф. Здекауэр, Н. И. Козлов и А. Я. Красовский, сознавая крайне неудовлетворительную подготовку русских повивальных бабок и акушерок, почти бесполезных при нормальных родах и совершенно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Женское образование...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшие женские учебные заведения в дореволюционной России. Возникли под влиянием революционно-демократического движения 60-х гг. 19 в. Первые В. ж. к. с разрешения правительства были открыты в 1869 ...
  • - стационарные курсы по подготовке преподавателей для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений из числа окончивших университеты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из форм подготовки и повышения квалификации работников для сферы производства и управления, науки, культуры, просвещения, здравоохранения и бытового обслуживания населения...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 высшие учебные заведения для женщин. Готовили врачей и учителей. Первые высшие женские курсы открыты в Санкт-Петербурге и в Москве в 1869...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. "Люба... поступила на эти курсы... высшие, кажется, они называются... Это теперь начинает входить в моду"... Зачем это обеспеченной девушке из общества? Не понимаю.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - мн., Р. ку/рсов...

    Орфографический словарь русского языка

  • - КУ́РСЫ, -ов. Название нек-рых учебных заведений. К. стенографии. К. кройки и шитья. К. по повышению квалификации...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ку́рсы мн. Учебные группы, кружки, дающие знания по какой-либо узкой специальности...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - В"ысшие ж"енские к"...

    Русский орфографический словарь

  • - Курсы науки, ученія. Ср. Курсистка - проходящая эти курсы. Ср. «Люба... поступила на эти курсы... высшіе, кажется, они называются... Это теперь начинаетъ входить въ моду».....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Часть третья ВЫСШИЕ КУРСЫ

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Высшие Курсы "Выстрел"

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Высшие Курсы "Выстрел" – Зёма, где курсы "Выстрел"? – спросил я солдата, стоящего у ворот со стандартной выпуклой красной звездой и держащего в руках свежий выпуск армейской газеты.– Тут. Но тебе курсы или полк?– А какая разница? Это не одно и тоже?– На курсах учатся

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е

Из книги Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы автора Педиконе Паола

Высшие литературные курсы Москва. 1920-е Сокурсница Тарковского по Высшим литературным курсам Юлия Нейман вспоминает:Арсик – так его тогда называли. Было ему тогда – восемнадцать. 1925 год. Осень. Это – время действия… Место?.. Скажешь: «Москва. Литературные курсы» – и

7. Высшие Литературные курсы

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

7. Высшие Литературные курсы Темный зигзаг внутреннего пути пришелся на студенчество. После школы Даниил Андреев собирался поступить в университет, но даже к экзаменам "сына контрреволюционного писателя" не допустили. В 1924 году он поступил в Высший Литературно -

Курсы

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Курсы На курсы (повышения квалификации и переквалификации) обычно направляют руководящие кадры, бухгалтеров и специалистов, которым по роду деятельности надо повышать свой профессиональный уровень. Таких курсов много и они весьма разнообразны по специализации,

Из книги Интегральная духовность. Новая роль религии в современном и постсовременном мире автора Уилбер Кен

Высшие стадии, а также высшие состояния Какова же вторая ведущая роль религии в современном и постсовременном мире? Она состоит в том, чтобы не только открывать доступ к оранжевым и более высоким стадиям, но также и делать созерцательные состояния стержневым элементом

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Из книги История русской культуры. XIX век автора Яковкина Наталья Ивановна

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В Петербурге в конце 50-х годов возникли кружки передовой студенческой молодежи, участницами которых становятся молодые прогрессивно настроенные женщины: М. В. Трубникова (дочь декабриста В. П. Ивашева), Н. П. Суслова,

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин

автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военные курсы. Н. Н. Головин 1924 год. Н. Н. Головин пишет труд «Мысли об устройстве будущей российской вооружённой силы: общие основания». Н. Н. Головин распространяет свой труд среди групп галлиполийцев по всей Европе.1925 год. Организовано 52 кружка «Курсов высшего

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

«Высшие военно-научные курсы» Н. Н. Головина 1931 год, 31 января. Начинаются чтения по «Высшим военно-научным курсам» Н. Н. Головина в Белграде под руководством генерала Генштаба А. Н. Шуберского.Первый выпуск состоится в 1936 году, 20 сентября, в Русском доме. Курсы окончили 77

Высшие военно-научные курсы

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Высшие военно-научные курсы Головин Николай Николаевич (1875–1944), ГШ генерал-лейтенант, профессор Николаевской академии Генерального штаба. Написал книги: «Авиация в минувшую войну и в будущую» (1922), «Тихоокеанская проблема XX столетия» (совместно с адмиралом А. Бубновым –

Высшие женские курсы

БСЭ

Высшие педагогические курсы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Глава 3. Выработайте высшие представления о себе, и высшие блага будут вашими Включите себя в число тех, кого вы любите Если вам кажется, что стать достойным счастья и благополучия очень трудно – то вы ошибаетесь. Дело в том, что вы уже достойны счастья и благополучия. Как и

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ

Из книги ГРУ: вымыслы и реальность автора Пушкарев Николай

ВЫСШИЕ КРАСНОЗНАМЕННЫЕ КУРСЫ ОФИЦЕРОВ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ Группа молодых офицеров, прослуживших 2–3 года, была обязана пройти обучение особенностям военной разведки. Туда мы отправились на военной машине и прибыли в назначенный срок. На контрольно-пропускном пункте нас

954. Высшие женские курсы

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

954. Высшие женские курсы Зачем это надо вам перебираться в С.-Петербург? - Уж не слушать ли высшие курсы для красавиц!!! Это глупость из глупостей нашего времени. Если да; то решили ль вы, на кой вам ляд эти курсы. - Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба, ни мясо,

Одним из первых женских высших учебных заведений в Российской империи стали Бестужевские высшие женские курсы. Созданы они были в 1878 году, а своё существование прекратили в 1918 году. В общей сложности просуществовали они 40 лет, а окончили их почти 7 тыс. женщин. Учредителем и первым директором курсов стал историк и тайный советник Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897). Официально курсы назывались – Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге. А неофициально их именовали «бестужевские». Открыли их для учениц 20 сентября 1978 года.

Данное событие стало завершающим штрихом долгой эпопеи, начавшейся в середине XIX века. Ещё в 1856 году император Александр II распорядился создать в губернских городах женские школы, соответствующие по уровню образования гимназиям. В 1858 году при Павловском институте в Санкт-Петербурге открылось Мариинское женское училище. В 1859 году таких училищ в столице насчитывалось уже 5. Появились они и в других городах империи.

Вопрос о высшем женском образовании получил широкое обсуждение в начале 60-х годов. В 1868 году 400 женщин, большинство которых относилось к высшим кругам, написали письмо ректору Санкт-Петербургского университета с просьбой создания специальных курсов или лекций для женщин. Было также подано прошение о создании соответствующих курсов министру народного просвещения. Результатом этого и стали Бестужевские высшие женские курсы. При этом надо отметить, что появился и ряд других аналогичных учебных заведений.

Обучение на курсах было платным. Брали туда женщин, окончивших гимназию и политически благонадёжных. Зачисление производилось по конкурсу аттестатов без вступительных экзаменов. Помимо денежных средств от учащихся, поступали финансовые вливания от Министерства народного просвещения. Также практиковались добровольные пожертвования. Всем финансированием заведовало специальное общество, избираемое на 3 года.

До 1881 года курсы были 3-годичными, а затем стали 4-годичными. Имелось 3 отделения: физико-математическое, специально-математическое и словесно-историческое. В 1906 году добавили юридическое отделение. Помимо лекций практиковались практические занятия. Для этого имелись лаборатории и специальные кабинеты. Преподавательский состав не был постоянным. Преподавателей приглашали на время из университета и иных высших учебных заведений столицы.

Учащиеся изучали богословие, историю педагогики, психологию, новую и древнюю философию, латинский, французский, немецкий, английский языки. Те, кто учился на физико-математическом отделении, получали знания по математике, физике, химии, физической географии. При этом слушательницам разрешалось менять отделения, но только при условии сдачи соответствующих экзаменов.

Надо отметить, что конец XIX века в Российской империи характеризовался революционными настроениями. В результате этого людей делили на благонадёжных и неблагонадёжных. Данная тенденция отразилась и на Бестужевских высших женских курсах. В 1886 году набор на курсы был прекращён из-за неблагонадёжности отдельных учениц. Только в 1889 году набор возобновился. Но при этом плату за обучение повысили, а для зачисления стали требовать письменное согласие родителей либо опекунов и справку о наличии достаточных финансовых средств.

В 1906 году ввели новую систему преподавания и обучения. Теперь слушательницы могли по собственному усмотрению выбирать лекционные курсы, а преподаватели получили возможность уделять больше времени практическим занятиям. Но, несмотря на то, что курсы существовали с 1878 года, только в 1910 году свидетельство об окончании стали приравнивать к диплому университета.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, финансовая ситуация высших женских курсов резко ухудшилась. Значительная часть собственности была отдана под доходные дома, чтобы хоть как-то свести концы с концами. В 1918 году курсы были закрыты и преобразованы в Третий Петроградский университет. В 1919 году он влился в состав единого Петроградского университета. Тот с 1991 года является Санкт-Петербургским государственным университетом.

Находились Бестужевские высшие женские курсы вначале в частном доме Боткиной на Сергиевской улице. В 1885 году было построено здание на 10-й линии Васильевского острова. В дальнейшем оно разрослось за счёт новых корпусов и общежитий. В 1909 году образовался единый комплекс построек. В 1914 году было построено ещё одно новое здание, но с началом войны его отдали под госпиталь.

Известными слушательницами курсов были: Любовь Дмитриевна Блок (жена поэта Блока), Надежда Константинова Крупская, Анна Ильинична Ульянова (сестра Ленина), советская писательница Ольга Дмитриевна Форш, русская революционерка Аполлинария Александровна Якубова, поэтесса Анна Дмитриевна Радлова и другие .

Сегодня купил на Вернисаже у бабульки. Зацепило.
Отличная сохранность, четкое фото.
В Интернете подобного билета пока не нашел, так что возможно раритет.
Про Королеву Марию Матвеевну тоже пока информации к сожалению нет, так что если у кого есть доступы в архивы, буду признателен!

Министерство Народного Просвещения.
Московские Высшие Женские Курсы.

(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/e6f05098cb4234a6997b9d51d9918654.jpg)

И о самих курсах краткий экскурс в историю.

Московские высшие женские курсы (МЖВК)

Нужно уделить внимание зданию, где размещались Московские высшие женские курсы (МЖВК). В мае 1872г. министр народного просвещения граф Д.А.Толстой согласился открыть в Москве высшие женские курсы как частное учебное заведение и утвердил «Положение о курсах», и 1 ноября 1872г. на Волхонке в здании Первой мужской гимназии состоялось торжественное открытие Московских высших женских курсов. Надо отметить, что долгое время считалось, что высшее образование приносит женщинам только вред, женщины в университеты не допускались, и многие сферы деятельности были для них закрыты.
Первоначально обучение было рассчитано на 2 года, а с 1879г. - на 3 года. Московские курсы имели историко-филологическую направленность, а основными предметами были русская и всеобщая история, русская и всемирная литература, история цивилизации и история искусств. Физика, астрономия, математика, гигиена с 1879г. преподавались по сокращенной программе. Обучение стоило 30 рублей в год за весь курс для студенток и 10 рублей в год за отдельный предмет для вольноопределяемых.
Слушательниц на курсах было по тем временам довольно много: в первый год после открытия МВЖК доходило до 70, а затем колебалось между 103 и 107, и постепенно возросло до 256 в 1885г.
Но в 1886г. прием на курсы был запрещен, и в 1888г. МВЖК закрылись.
"Слабоумные люди, заправлявшие в 80-х годах, полагали, что одержали большой успех над революцией, запретив прием девиц на Высшие женские курсы. Но десять лет спустя сами убедились в своей ошибке и стали думать о восстановлении курсов "- писал В.И.Герье.
(IMG: http://s9.image1.org/images/2014/01/12/1/221908c122f92c5d2986dbc484db3191.jpg)
Новые курсы после открытия уже не были частным учебным заведением, и получали часть средств от Министерства народного просвещения. Срок обучения в 1900г. увеличился до 4 лет . Было два отделения - историко-филологическое и физико-математическое, а в 1906г. открылся медицинский факультет (сейчас РГМУ).
До 1905г. директором МВЖК был В.И.Герье, а потом, в отсутствии находившегося за границей В.И.Герье, директором был выбран В.И.Вернадский. Но так как он одновременно стал помощником ректора Московского университета, В.И.Вернадский к исполнению своих обязанностей так и не приступил, и на новых выборах директором курсов был выбран С.А.Чаплыгин.

В 1905г. Московская городская управа решила бесплатно передать высшим женским курсам земельный участок на Девичьем поле по Малой Царицынской улице (сейчас Малая Пироговская) . 3 июня 1907г. было заложено здание учебных корпусов по проекту C.У.Соловьева, а уже в 1908г. открылись корпуса физико-химического факультета и анатомического театра, украшенные барельефами работы Ф.Ф.Кенигсэдера, в 1913г. - Аудиторный корпус МВЖК (сейчас главный корпус МПГУ).
В 1911г. из-за конфликта между Московским университетом и министром народного просвещения Л.А.Кассо, Московский университет покинула большая группа преподавателей, большинство из которых начали преподавать на МВЖК . А в 1913г. для курсов была куплена зоологическая коллекция профессора А.Ф.Котса, которая положила начало Дарвиновскому музею на улице Вавилова.
В 1915-1916 учебном году Московские высшие женские курсы получили право проводить выпускные экзамены и выдавать дипломы о высшем образовании. К 1918г. курсы насчитывали 8 300 учащихся и по численности уступали только МГУ. То есть МВЖК стали одним из крупнейших вузов Российской империи.
В сентябре 1918г. МВЖК были преобразованы во 2-й Московский государственный университет, а в 1930 - в Педагогический институт.

История МПГУ

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) – одно из старейших учебных заведений России. Став в 70-е годы XIX века первым и ведущим учебным заведением в России, созданным поддержать стремление женщин посвятить себя науке и предоставить им возможность получения высшего образования, МПГУ в течение всего XX столетия и в начале нового тысячелетия сохранял и продолжает сохранять и укреплять лидирующие позиции в системе образования России. МВЖК – 2-ой МГУ – МГПИ – МПГУ – таковы исторические вехи в становлении университета, которые определили развитие отечественной и мировой теории и практики образования, а также внесли весомый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Создателям вуза во второй трети XIX века удалось решить вопрос, предопределивший развитие не толь­ко образования, но и общества России в целом на все последующие годы . С созданием МВЖК женщины любого сословия в России смогли получить высшее образование на ро­дине, тогда как ранее незначительная часть девушек из привилегированных слоев об­щества получала его в зарубежных университетах. Это событие стало выдающимся завое­ванием демократической общественности России. За многие десятилетия своего существования университет прошел славный путь от Московских высших женских курсов, основанных в 1872 г. членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье, до крупнейшего, первого в отечественной истории педагогического вуза, который по праву входит в элиту российской высшей школы.

Вся история МПГУ – от Московских высших женских курсов до сегодняшнего дня – убедительно свидетельствует, что даже в самые сложные периоды жизни страны университет был и остается уникальным центром отечественного образования, науки и культуры. Традиции университета, основу его научных школ, высокое качество подготовки педагогических кадров для системы образовательных учреждений заложили корифеи отечественной науки, осуществлявшие преподавательскую и исследовательскую деятельность в стенах МПГУ. Каждый из исторических этапов развития университета отличался блестящим профессорско-преподавательским составом . Здесь читали лекции и вели практические занятия выдающиеся ученые, которые заложили прочные основы и традиции университетского преподавания, неотрывно связанные с научно-исследовательской деятельностью преподавателей и студентов.

Основателями ведущих научных школ по разным направлениям были выдающиеся деятели науки и культуры. На МВЖК курс астрономии читал профессор Московского университета Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию . За разработанную теорию кометных форм и теорию происхождения метеорных потоков он был удостоен почетного звания академика Петербургской Академии наук. Долгое время на курсах работал астроном П.К. Штернберг – специалист в области гравиметрии и фотографической астрономии, основатель астрономического института , названного впоследствии его именем. Физику преподавал курсисткам МВЖК профессор А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник , один из организаторов физической науки в Москве. Лекции по общему землеведению читал еще один будущий академик – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы – Д.Н. Анучин . Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский. Бессменным преподавателем истории России на МВЖК являлся В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии, располагавшейся в Троице-Сергиевой лавре . Среди профессоров, преподавателей, лекторов и ассистентов МВЖК имена многих известны не только специалистам в области истории образования и науки. Достаточно вспомнить химиков: А.Н. Реформатского – специалиста в области синтеза спиртов и Н.Д. Зелинского – одного из крупнейших исследователей соединений углеводорода, разработавшего методологию изучения состава и способов преобразования нефти и изобретателя угольного противогаза , благодаря которому в годы первой и второй мировых войн были спасены сотни тысяч жизней русских солдат ; математика и физика С.А. Чаплыгина – академика АН СССР, одного из основоположников современной гидроаэродинамики ; академика АН СССР, кристаллографа и минеролога В.И. Вернадского , читавшего курс минералогии и создавшего минералогический музей МВЖК; биологов М.А. Мензбира – автора классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавшего орнитологическую фауну России, и Н.К. Кольцова – одного из основателей генетики в России ; физиолога М.Н. Шатерникова – основоположника физиологии питания , знаменитого своими исследованиями процесса обмена веществ; философов Л.М. Лопатина, П.И. Новгородцева и С.Н. Трубецкого; историков М.К. Любавского, Ю.В. Готье, И.В. Цветаева – основателя Музея изящных искусств в Москве. Математик Б.К. Млодзеевский , занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.

В 20-30-е годы всемирную известность приобрели такие ученые физико-технического отделения педагогического факультета 2-го МГУ, как покоритель Арктики, автор трудов по высшей алгебре (теории групп), разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы в результате конденсации осколочного газово-пылевого облака О.Ю. Шмидт ; три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков ; основатель научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг ; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела, по проблемам управляемости термоядерного синтеза И.Е. Тамм ; один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей А.Я. Хинчин ; лауреат Ленинской премии, академик АН СССР, математик, основатель научной школы по топологии, автор многочисленных трудов по теории множеств и теории функций П.С. Новиков ; специалист по физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрынин; В.Ф. Каган , создавший школу дифференциальной геометрии.

Важные достижения в области наук о природе принадлежали профессорам и преподавателям естественного отделения педагогического факультета. Среди них можно выделить автора классических трудов по неорганической и органической химии профессора А.Н. Реформатского ; выдающегося советского зоолога, основателя московской школы териологов, автора трудов по систематике млекопитающих, географии животных, одного из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнева . В этом ряду следует назвать профессора С.С. Наметкина – академика АН СССР, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, химика-органика, одного из разработчиков методов каталитической переработки нефти, автора трудов по теоретической химии углеводородов. Существенный вклад в развитие географической науки внесли профессора и преподаватели географического отделения. Н.Н. Баранский стал основоположником экономической географии в Советском Союзе.

В 1925 г. была открыта аспирантура.

В 1926 г. создан НИИ педагогики.

В здании главного корпуса 2-ого МГУ выступали общественные и политические деятели: М.И. Калинин, А.В. Луначарский, Н.А. Семашко, Н.В. Крыленко . Часто встречались со студентами герои гражданской войны М.Н. Тухачевский, Г.Г. Гай, Р.П. Эйдеман, И.О. Кутяков.

Большую помощь студентам оказывали артисты, писатели и поэты, принимая участие в концертах, сборы от которых поступали в студенческие кассы (В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.А. Нежданова, Н.А. Обухова, И.Е. Козловский, И. Эренбург).

Наряду со всеми этими преобразованиями мужских учебных заведений Толстой часто вмешивался и в дело заведования женскими учебными заведениями, которые тогда ему были, в сущности, неподведомственны: только что открытые тогда женские училища были подчинены ведомству императрицы Марии. Впрочем, вскоре в составе Министерства народного просвещения тоже были открыты женские училища первого и второго разряда, которые и были затем преобразованы Толстым в гимназии, так что, на первый взгляд, в этом отношении им предпринят был даже как будто бы прогрессивный шаг, так как курс этих женских гимназий был несколько приближен к курсу мужских учебных заведений. Однако в отношении программы, введенной в преподавание в женских училищах, Толстой даже в ведомстве императрицы Марии производил такое давление в сторону сокращения программы естествознания, что лицо, заведовавшее этими заведениями, – весьма выдающийся педагог Н. А. Вышнеградский, должно было в конце концов покинуть свой пост. Затем, отрицательное отношение к женскому образованию, в особенности высшему, резко проявилось у Толстого, как только возник вопрос о дальнейшем развитии женского образования и о допущении в какой-нибудь форме высшего образования для женщин. Такие попытки приобщения женщин к высшему образованию, в сущности, начались еще в начале 60-х годов самочинно. Женщины, хотя и в небольшом числе, самочинно проникли тогда в университеты, и вплоть до утверждения устава 1863 г. фактически в столичных, по крайней мере, университетах мы видим женщин-вольнослушательниц. Затем по проекту устава 1863 г. предположено было, в примечании к параграфу 100-му, допускать женщин, выдержавших особые испытания, наравне с мужчинами, в университеты. Но в комиссии, рассматривавшей этот устав, примечание это было отвергнуто. Поэтому даже Милютин не решился допустить женщин в подчиненную ему Военно-медицинскую академию. Тогда группа передовых женщин с Трубниковой, Стасовой и Философовой во главе предприняла ряд ходатайств об организации высшего образования для женщин. Сперва они подали просьбу ректору Петербургского университета об организации для них лекций профессорами университета в свободное от университетских занятий время. Ректор должен был обратиться за разрешением к министру, и Толстой тогда решительно отказал, указав, что для настоящего времени он не находит возможным допустить даже организацию частных лекций университетскими профессорами, и после долгих переговоров согласился на то, чтобы эти профессора стали читать публичные лекции для лиц обоего пола. В сущности, и на это он согласился лишь потому, что, ввиду невозможности получать университетское образование в России, в начале 70-х годов многие женщины стали для этого ездить в Швейцарию, где они легко подпадали, к неудовольствию правительства, под действие социалистической и анархической пропаганды. Поэтому именно с охранительной точки зрения представлялось желательным дать им хоть некоторую возможность получать высшее или специальное образование дома. Таким образом и возникли после многих хлопот Аларчинские курсы, главный контингент слушателей которых составляли все-таки женщины. С этих пор началось в Петербурге приобщение женщин к высшему образованию.

В Москве в 1870 г. уже были образованы такие же курсы специально для женщин, потому что здесь ректору Московского университета удалось этого добиться при содействии московского генерал-губернатора. Эти первые московские курсы, под названием Лубянских, получили характер естественного факультета. В 1871 г. по инициативе профессора Герье были образованы здесь и другие курсы, имевшие характер историко-филологического факультета. В Петербурге лишь в 1878 г. профессору Бестужеву-Рюмину удалось наконец устроить частные курсы для женщин с физико-математическим и историко-филологическим отделениями; эти курсы стали функционировать с зимы 1878–1879 гг., причем с большим трудом допущено было тогда же и образование особого общества для доставления средств этим курсам. Благодаря энергии этого общества и лиц, стоявших во главе дела, эти курсы развились в Высшие женские курсы, существующие в настоящее время .

Особую судьбу имело женское медицинское образование. Толстой не согласился разрешить открыть медицинские курсы для женщин в своем ведомстве, но тут на помощь этому делу пришел опять-таки военный министр Д. А. Милютин, и при его содействии, в специальном помещении, отведенном им при Николаевском госпитале, в 1872 г. открыты были высшие женские медицинские курсы. В 1881 г. военный министр Ванновский нашел, однако, их существование при военном госпитале неуместным, они были тогда закрыты, и только через несколько лет, в 1897 г., им удалось возобновиться в форме и ныне существующего женского медицинского института.