Рим термы каракаллы время работы. Термы: баня, клуб, салон красоты, концертный зал, стадион

Несмотря на то что в Древнем Риме имелись огромные проблемы с водоподачей, римляне прослыли чистоплотным народом. Римский государственный деятель Марк Агриппа, соратник императора Октавиана Августа, первым озаботился строительством акведуков, что позволило снабжать город чистой водой. Первые бани были, разумеется, только у знатных римлян, но чуть позже в городе стали строиться первые общественные бани – термы.

Что это такое

Древние термы – это римские бани . Построенные по греческим образцам, они довольно быстро завоевали популярность среди римской знати. Сюда можно было прийти не только для того, чтобы помыться или согреться, но и для обсуждения наиболее животрепещущих вопросов общественной жизни.

По сути, термы – это ряд помещений, построенных в определенном порядке и имеющих различную температуру.

Из раздевалки (аподитерия) посетители попадали в «холодную баню» (фригидарий) – большой зал с холодным бассейном. Далее температура шла по нарастающей, чтобы организм постепенно привыкал к более высоким температурам. После «холодной» бани шла «теплая» (тепидарий) – предварительный этап разогрева, затем «горячая» баня (кальдарий), а самое жаркое место в термах называлось судаторий – воздух мог раскаляться до 85 градусов.

И завершающий этап – это зал омовений , где римляне обливались водой, отдыхали и натирались ароматическими маслами.

Изначально в судатории стояла огромная печь-жаровня, на решетке которой нагревались крупные камни. Позже стали делать двойной пол и прокладывать специальные каналы для поступавшего из печей горячего воздуха – аналог современных полов с подогревом.

Некоторые римские бани в подогреве не нуждались – они строились вблизи горячих природных источников, и в термы подавалась уже теплая, а то и горячая вода, которая менялась в течение дня дважды или трижды.

В архитектурном плане Terme di Caracalla были первыми общественными сооружениями, рассчитанными на большое количество посетителей (около 1500 человек) . Постройкой подобных сооружений властители планировали завоевать расположение населения.

Бани строились с неописуемой роскошью: полы инкрустировали мозаикой, бассейны были из ценных пород мрамора, а все краны и сосуды изготавливались из золота и серебра с отделкой из драгоценных и полудрагоценных камней.

Хотите окунуться в эпоху Ренессанса? Предлагаем вам познакомиться с одной из главных достопримечательностей Флоренции — .

История строительства

Начало строительства Terme di Caracalla пришлось на время правления Септимия Севера , а завершено было при его сыне, деспотичном Марке Аврелии Антонине (в народе его прозвали Каракалл).

Прозвище свое он получил от слова «caracalla» — туника с капюшоном, какие в ту пору носили галлы.

Строительство продолжалось около 11 лет – с 206 по 217 гг. нашей эры. Назывались термы всегда по имени того правителя, при котором строились.

Если первоначальная задумка Септимия Севера состояла в том, что это будут просто роскошные термы, то с приходом к власти Каракалла ситуация немного изменилась.

Рим начинает ощущать финансовую стесненность из-за многочисленных войн и походов. Даже знатные римляне уже не могли позволить себе роскошные дома с бассейнами, поэтому термы для них были отличным выходом из ситуации .

В целях предотвращения массовых беспорядков из-за ситуации в городе римлянам стали все чаще раздавать на улице бесплатный хлеб, устраивать бесплатные зрелища.

Именно по этой причине, чтобы склонить римлян на свою сторону, Каракалла повелел немного расширить функционал бань. Просто обычная баня не впечатлила бы избалованную римскую знать – их на то время в Риме функционировало уже порядка 800.

Значит, нужно было построить такую, которая бы в корне отличалась от предыдущих. Теперь в Каракаллах, кроме самих купален, располагались еще залы для занятий спортом (гимнасии), библиотеки, залы для общения и помещения для театральных постановок.

Был и свой амфитеатр, где проходили состязания – выступить на его арене считалось весьма престижным, и многие соперничали за честь быть принятым на арене терм. Каракаллы стали первым развлекательным комплексом.

Описание достопримечательности

Термы представляли собой огромное здание , обрамленное красивой парковой зоной. Огромный банный комплекс Каракалла занимает территорию более 12 гектаров. Строители подошли к возведению здания весьма своеобразно: часть его они просто решили вырезать в Авентинском холме.

Основа стен – бетон и кирпичная кладка , а снаружи стены облицовывались редкими сортами мрамора, украшались орнаментом, мозаикой, расписывались сценами античной жизни. Полы выложены мозаикой, изображающей сцены из римской мифологии, а также сценами борьбы римских гладиаторов.

Сама архитектура здания примечательна: для того, чтобы помещения не выпускали тепло, коридоры и переходы между ними были не прямыми, а слегка изогнутыми.

Войдя в огромную арку, которая служила входом в термы, посетитель сразу попадал в большой зал с бассейном. Вдоль стен были расположены маленькие ниши, куда также подавалась вода – прообраз современных ванных комнат.

В этих нишах можно было помыться в одиночестве , не присоединяясь к собеседникам в общем бассейне. Кстати, этот зал не имел потолка – римляне верили, что купание в воде под открытым небом – залог здоровья.

В вечерние часы здание терм освещалось через отверстие, проделанное в куполе.

Термы прекратили работу в 537 году после массового набега на город варваров , которые перекрыли все акведуки и заставили римлян страдать от нехватки воды.

Не хватало даже питьевой воды, что уж было говорить о банных удовольствиях. Постройки со временем пришли в упадок и частично разрушились, а неиспользуемая земля стала частью городского кладбища.

В XVI веке Рим чуть не лишился такой богатой достопримечательности – в ту пору шло строительство дворца для Папы Римского, и строители хотели позаимствовать материал, оставшийся от терм. Но по мере разбора каменных завалов были найдены предметы искусства и быта эпохи Древнего Рима, после чего разбор был прекращен, а само место объявлено памятником римской культуры.

Все найденные предметы, книги, скульптуры находятся сегодня в Латеранском музее.

Банный комплекс сегодня

Если бы не строительные технологии, прочные строительные материалы и работа «на совесть» мастеров той эпохи, вряд ли бы мы в наши дни любовались на былое величие .

Банный комплекс не пустует и сегодня . Он открыт для ежедневных посещений туристами, а одно крыло терм переделано под… оперный зал. Это произошло в 1937 году по распоряжению мэра Рима Пьеро Колонны, и первой постановкой стала опера Доницетти.

Самой масштабной постановкой считается постановка «Аиды» Джузеппе Верди. В настоящее время зрительный зал немного расширен, реконструирован, оснащен современным световым оборудованием. Зал этот может одновременно вместить до 20 тысяч человек.

Желающим посетить подобные мероприятия в стенах древних термах Каракаллы лучше всего планировать поездку в Рим на осенние месяцы.

Термы Каракаллы (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Баня, явление для нашего человека вовсе даже не чуждое, была весьма популярной и в Древнем Риме. Однако назвались древнеримские бани-сауны иначе - термы. Сюда приходили погреться, помыться, а между делом и пообщаться, обсудить деловые вопросы, найти хороших партнеров для своего древнеримского бизнеса.

Термы были построены в начале 3 века нашей эры при императоре, правившем под именем Септимия Бассиана, но более известном, как это часто случается с римскими императорами, по сохраненному историками прозвищу Каракалла.

Удивительно, что обширное, величественное и роскошное здание терм Каракаллы по назначению своему было «всего-навсего» общественными банями, сулившими посетителю, впрочем, многие часы разнообразного досуга, не только банно-купального, но и спортивного, а также интеллектуального. Это было гигантское общественное здание, поражающее своими размерами и богатством отделки. Можно утверждать, что термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

Термы Каракаллы столь же грандиозны и монументальны, что и Колизей или мавзолей Адриана.

В помещении терм, имеющем размеры 337 на 328 метров, одновременно могли находиться более 1500 человек. В 537 году варвары перекрыли римские акведуки, и многие термы, в том числе и термы Каракаллы, стали приходить в упадок.

Период забвения длился до 14 века, когда папа Павел III Фарнезе начал проводить раскопки на месте бывших терм, возжелав добыть строительный материал для постройки нового дворца. Именно тогда были найдены две статуи Геракла, две ванны из порфира, одна из которых сегодня выполняет функции чаши фонтана на площади Фарнезе, а другая хранится в Ватикане. Еще на поверхность была поднята гранитная колонна, которая впоследствии была подарена герцогам Медичи. Тогда же зафиксировано источниками и периодическое использование терм Каракаллы в качестве места проведения фешенебельных концертов Рима - дань уважения, которую во второй половине ушедшего столетия платили в основном более ясным, более сохранным и более «правильным» памятникам.

Сегодня, оказавшись в термах Каракаллы, путешественник вряд ли испытает жалость к этим руинам или желание хотя бы мысленно вернуть зданию первоначальное благообразие. Развалины Каракалловых терм совершенно не вызывают жалости - слишком уж велик их масштаб, слишком очевидно величие того, что от них осталось. Именно поэтому они воспринимаются как природный, ландшафтный объект, как естественная гора (хотя рукотворность никогда не забывается).

Термы Каракаллы не кажутся архитектурой - для этого они слишком разрушены. Но они не кажутся и природой - для этого они слишком выстроены. Это не улица - ты входишь внутрь них. Но это и не интерьер - они слишком грандиозны для интерьера. Это вообще непонятно что. Иной мир.

Как первоначальное оформление интерьеров терм, так и мудреные системы водоснабжения и отопления ныне можно только воображать, здания и переходы, опоры и пролеты едва угадаешь, однако впечатление грандиозности и удивление от прозаической банной роли этой горы (а мы-то и не думали, что бани бывают такими!) гарантированно.

Так что об уровне развития цивилизации можно судить не только по военным победам и философским трактатам, но и по тому, какие бани эта самая цивилизация после себя оставила. И тут Древний Рим остается для нас примером.

Остаётся лишь добавить, что сегодня в термы Каракаллы приходят не только ощутить грандиозность и величие Империи, посмотреть руины огромнейшей в истории человечества бани, но и послушать музыку, ведь термы давно стали концертной площадкой, на сцене которой выступают оперные и эстрадные певцы и коллективы.

Адрес: Via delle Terme di Caracalla, 52, Roma

А особенно в Риме личной гигиене уделялось большое внимание, а поэтому строительство общественных бань (терм) было первоочередной задачей поначалу римского консула, а впоследствии и императора.

Строительство терм было выделено даже в отдельную науку, со всеми прилагающимися к ней атрибутами. Учебными заведениями и сотнями трактатов о том, как лучше строить термы.

Как тип здания термы сложились ко 2 веку до н.э., но наибольшее развитие римские термы получили уже во времена империи.

— один из наиболее сохранившихся типов этого здания в мире. Их строительство было начато во времена правления императора Септимия Севера в 206 году, а закончено в 217 году во время правления императора Каракаллы.
Каракалла был жестоким и трусливым правителем. Он пришел к единовластию, убив собственного брата.

История Терм Каракаллы

Каракалла всячески старался угождать солдатам, назначая им высокое жалование и щедро одаривая легионеров подарками.

Чтобы завоевать расположение римского плебса, Каракалла завершил строительство начатых Септимием терм . В римском понимании термы это были не просто бани, а целые комплексы в составе которых были гимнастические залы, внутренние дворики для прогулок и даже библиотеки. Ко времени Каракаллы римский плебс представлял собой в своей основе граждан без определенных занятий, основным развлечением которых было посещение , Римского Форума или Терм. Естественно, что Каракалла желая угодить и сделать покорными римских граждан всячески украсил Термы.

Для снабжения Рима водой в разные годы было построено множество акведуков . Они буквально пересекали Рим. Некоторые из них имели один ярус, а некоторые были двух и даже трех ярусные.

Один из таких акведуков был подведен к Авентинскому холму , для того чтобы снабжать термы Каракаллы водой. Общая площадь терм была более 12 гектаров. Западная часть комплекса была врезана в Авентинчкий холм, а с восточной стороны она удерживалась сложной арочной конструкцией, которая своими размерами достигала высоты современного пятиэтажного здания.

Внизу под термами размещались вспомогательные помещения – склады топлива, топки, цистерны с водой.

К главному входу в Термы Каракаллы вела аллея обсаженная кипарисами. Парадные двери терм были окружены мраморной стеной и отделаны бронзой. В просторной приемной рабы принимали у посетителей одежду, а за приемной сразу находился бассейн величиной с небольшое озеро. Далее находился основной зал комплекса, который по своим размерам в два раза превосходил афинский Парфенон.

Одним из самых красивых мест в термах были залы , украшенные великолепными мозаиками и мраморными скульптурами. Пол в этих комнатах был составлен из нескольких тысяч каменных кубиков самых различных цветов и оттенков. Сюжеты мозаик были самые различные от атлетических состязаний до мифологических сюжетов.

Термы Каракаллы на карте

Построенные по приказу императора Каракалла термы в Риме являлись грандиозным сооружением для того времени и предназначались для купания граждан. Термы Каракаллы вполне могут считаться прообразом современных спортивно-развлекательных центров с бассейнами и саунами.

Септимий Бассиан Каракалла - путь к власти

Септимий Бассиан (186-217) — изначальное имя римского императора, которого позднее прозвали Каракалла за то, что он ввел в обиход в Риме широкий галльский плащ-каракаллу, вернувшись из похода против германцев в 213 г. Он был старшим сыном римского полководца, а затем императора Септимия Севера (родился в Африке) и Юлии Домны (родилась в Сирии). Получив хорошее образование и знания в греческой литературе, впоследствии стал военным и с презрением относился ко всем ученым.

Его отец Север, став императором в 196 г., провозгласил себя приемным сыном Марка Аврелия, и тогда его сына Септимия стали именовать Марком Аврелием Антонином как наследника. Еще юношей он поочередно получил все звания и почетные римские титулы: в 196 г. — цезарь, в 198 г. — август.

После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Однако спустя год Каракалла обманом заманил брата для переговоров к матери и убил его на ее глазах. Септимий Бассиан был очень жестоким человеком, идущим к своей цели — стать императором — через трупы всех своих родственников: жены и ее родных, брата и 20 тысяч его сторонников. Из-за этого римского императора иногда представляют психически неуравновешенным, однако другие сведения отмечают его незаурядные умственные способности и талант оратора.

Каракалла — римский император (211-217 гг.)

Начало своего правления император Каракалла отметил в 212 г. провозглашением эдикта, объявлявшим всех жителей Римской империи свободными. Однако тут же ввел налоги на граждан, необходимые для снабжения армии.

Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани). Их строительство было начато в 206 г.

Император провел несколько военных походов: в 213 г. в Германию и Рецию, где победил алеманов и хаттов и построил оборонительные сооружения на границе Римской империи, в 214 г. — на Средний Дунай. Лелея тщеславные помыслы завоевания Парфянского царства по примеру Александра Македонского, начал готовить поход, во время которого в 217 г. был убит при заговоре преторианского префекта Оппелия Макрина и его сподвижников. Мраморный бюст императора Каракаллы хранится в Пергамон-музее (Берлин, Германия).

История строительства терм

Вопросам мытья и личной гигиены в Римской империи граждане уделяли большое внимание, находя в этом источник наслаждения. Во времена расцвета империи существовала даже наука об устройстве купален и проведении всех процедур в них.

Строительные работы по возведению терм были начаты в 206 г. по приказу императора Септимия Севера, а затем продолжены его сыном Каракаллой.

Одно из важнейших сооружений и достояний Рима, которым ознаменовалась эпоха Каракаллы, — термы Антониниана, которые были достроены к 216 году. Стены терм укладывали из кирпича и тщательно бетонировали, для отделки был использован мрамор (всего 6,3 тыс. кубометров). В работе участвовали более 10 тыс. рабочих и почти 2 тыс. мастеров работали над отделкой всех сооружений. Своим долгим строительством термы нанесли значительный урон государственной казне Рима.

Как политик римский император пытался завоевать расположение народа Рима, у которого в те времена главными развлечениями были состязания в Колизее и купание в банях. В городе насчитывалось почти 80 общественных бань.

Даже после разрушения термы считались одним из чудес света Римской империи и получили свое историческое название - термы Каракаллы.

Термы Каракаллы в Риме: описание

Огромное здание терм по назначению являлось общественными банями, в которых римские граждане получали не только банно-купальные услуги, но и некоторые развлечения, спортивные и интеллектуальные. Это общественное здание поражало размерами, богатством архитектуры и декоративной отделкой.

Размеры всего сооружения составляли 337х328 м, высота его - 38,5 м. В нем могли одновременно находиться 1,5 тыс. человек. По подсчетам современников, ежесуточно в термах купались 6-8 тыс. жителей города. Здание располагалось посреди парка, а вокруг размещались дополнительные постройки. Стены сооружения были выполнены из полированного мрамора и упирались вверху в высокий свод. Как выглядели термы Каракаллы в Риме, фото ниже наглядно демонстрирует.

По заключению ученых-историков, в термах были две библиотеки — просторные залы, находившиеся напротив центрального входа - в отдалении, в парковой зоне. В них располагались ниши со свитками на латинском и греческом языках, к которым подходили небольшие ступени.

Между библиотечными залами установили ряды амфитеатра с сидениями. Перед рядами скамеек был сделан стадион, который просматривался даже из отдаленных комнат термального комплекса.

Просторный парк окружал все сооружения терм, в нем было множество мест для отдыха и философствования. Также на территории располагались художественная галерея, рестораны и магазины.

На территории терм стояло 64 цистерны для воды, приходящей по акведуку. Внизу, в подвалах здания, проходили еще 2 уровня водоснабжения. В первом подогревали воду, во втором был сделан сток для уже использованной. Длина подземных сооружений составляла 4 км.

Устройство терм и внутреннее оформление

Главное здание терм имело размеры 228х116 м и включало 3 помещения для купания:

  • фригидарий — большое неотапливаемое помещение и бассейн с холодной водой;
  • тепидарий (теплый бассейн);
  • кальдарий (бассейн с горячей водой).

В двух последних помещениях стены и пол прогревались с помощью подачи горячего воздуха по специальным пустотам и проемам.

В императора Каракалла термы существовало 4 входа: два из них — с обеих сторон фригидария и два вели в крытые залы. Вокруг широкого кальдария располагались небольшие комнаты для индивидуального мытья. Рядом — большие помещения для общественных собраний.

Все полы были украшены красивой мозаикой, а стены облицованы мрамором. Также внутри термального комплекса стояло множество скульптур: в разное время там находились Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры.

По сторонам от главного входа располагались полукругом глубокие ниши-экседры, напротив каждой был гимнастический зал (палестра). Здесь проводились конкурсы, тренировки и игры.

Термы были общественным и культурным центром Рима, в который приходили и бедные люди, и богатые патриции для отдыха и спортивно-познавательного досуга. Здесь были гимнастический зал и стадион для спортивных состязаний, красивый парк, библиотека и театр.

Как купались римляне в термах

При входе в банный корпус посетителей обслуживали рабы, которые их раздевали. Через проемы в большом зале можно было зайти в спортивный зал и сауну. После приема банных процедур римляне проходили во фригидарий с бассейном под открытым небом. Отсюда можно было пройти по лестнице в главный зал, вверху которого был огромный купол. Свод поддерживали 8 больших красных колонн.

В главном зале на полукруглых окнах для украшения были вделаны полупрозрачные пластины из камня, с помощью которых внутри создавалось необычное золотистое освещение. Как выглядели тогда термы Каракаллы? Фото реконструкции главного зала смотрите ниже.

Кальдарий был круглой формы (35 м в диаметре), по его периметру стояли лежанки, на которых можно было отдохнуть или получить сеанс массажа от специально обученных рабов с использованием ароматических масел. Посередине располагался горячий бассейн, вокруг зала - комнаты для индивидуального мытья.

Затем следовали тепидарий и фригидарий — такой план водных процедур (постепенное снижение температуры) был рекомендован древними докторами.

Раскопки терм Каракаллы

Первые археологические раскопки начались по указанию папы Павла Третьего Фарнезе еще в XIV веке: тогда были обнаружены многие произведения искусства, а также подземный храм Митры. Целью раскопок была добыча строительного материала для нового папского дворца.

В результате первых работ были найдены 2 статуи Геракла и 2 порфировые ванны, одну из которых преобразовали в чашу фонтана на площади Форнезе, а другую перевезли в Ватикан. Из земли была выкопана гранитная колонна и затем подарена герцогам Медичи.

По записям в исторических источниках, императора Каракалла термы еще в древние времена периодически использовались для проведения концертов, что было данью уважения исторической памяти этого архитектурного сооружения.

Подземные туннели в термах

В процессе проведения раскопок в подземной части территории, где расположены термы императора Каракаллы, были обнаружены тоннели и Митреум — храм культа Митры, который является самым большим в Риме. Его реставрация стоимостью 400 тыс. евро, во время которой были реконструированы фрагментами своды и пол с мозаикой, длилась несколько лет. Были также восстановлены подземные переходы и соседние помещения.

Митреумы, храмы индоиранского божества договора и согласия, были популярны в Риме в III в., строили их всегда под землей, посередине храма располагался священный зал с ямой для жертвоприношений. Храм Митры в термах Каракаллы был обнаружен в 1912 г.

Сейчас эти подземные переходы и храм открыты для посетителей, но только 2 месяца в году (из-за продолжения реставрационных работ) туда запускают туристов группами по 25 человек.

Что осталось сейчас от знаменитых терм

Термы Каракаллы в Риме действовали более 300 лет и даже прошли реконструкцию. Однако в 537 г. готы разрушили акведук, через который поступала вода, и работа терм была остановлена.

Время, несколько случившихся за эти столетия землетрясений, а также халатность и мародерство некоторых жителей и туристов превратили здания терм в руины.

Но сейчас это не просто развалины эпохи римской империи, которые посещают ежедневно толпы туристов. Начиная с 1937 года, огромные развалины превратились в сцену оперного театра длиной 22 м. В качестве премьеры там была исполнена опера Доницетти.

Самый знаменитый концерт состоялся в 1990 г., выступили три известных оперных тенора: Доминго, Паваротти и Каррерас.

В зрительном зале, под который используют бывший тепидарий, могут находиться после реконструкции 20 тыс. зрителей.

Современное возрождение терм Каракаллы

В память о знаменитом банном комплексе в Италии запущена профессиональная линия косметических средств, называемые Terme Di Caracalla (термы Каракаллы). Косметика для ухода за кожей лица и тела предназначена для использования в спа-салонах и спа-центрах. Женщинам в возрасте она рекомендуется для насыщения кожи витаминами и минералами с добавлением антиоксидантной защиты. Скрабы и гоммажи для тела позволяют освободить дерму от грязи и старых клеток. Очищающая линия «Розовый грейпфрут» способствует регуляции жироотделения кожных клеток. Антицеллюлитные грязи с натуральными составляющими тонизируют ткани с высокой эффективностью.

Воспользовавшись косметикой с таким древним названием, любая женщина почувствует себя особой, приближенной к римскому императору, или представит, как она отдыхает на итальянском курорте.

Как добраться к термам, время работы

Императора Каракалла термы расположены в центральной части Рима по адресу: Via delle Terme di Caracalla, 52. Ближайшая станция метро — CIRCO MASSIMO (линия В), также рядом проходят маршруты автобусов № 160, 188, 628, 671, 714.

Туристов, которые хотят посетить Рим (термы Каракаллы), время работы музея очень заинтересует: открывается он всегда в 9.00, а вот время закрытия зависит от времени года. В апреле-августе — до 19.15, в осенне-зимний период — до 16.30 и 17.00, по понедельникам работает до 14.00. Цена входного билета — 6 евро.

Полуразрушенное старинное сооружение, расположенное на территории столицы Италии, когда-то называли Рукотворный исторический памятник и сейчас свидетельствует о величии древней империи, превратившись в подмостки известной на весь мир Римской оперы.

Термы Каракаллы: история

Прежде чем начать разговор об одной из главных достопримечательностей Вечного города, необходимо пояснить, Жившие до нашей эры жители Древнего Рима испытывали колоссальные проблемы, связанные с водой. Поэтому перед чиновниками часто вставал вопрос о строительстве акведуков, которые доставляли бы живительную влагу в город. Каждый новый фонтан или водопровод становился настоящим событием того времени.

Постепенно стали появляться первые бани, доступ в которые был исключительно у богатых и знатных римлян. Можно сказать, что купание в термах играло важную роль в общественной жизни, оно становилось своеобразным неформальным общением для власть имущих. Известные граждане не просто мылись, а обсуждали волнующие всех вопросы. Бани предлагали не только услуги по омовению тела, они включали и целый культурный комплекс: спортивные залы, библиотеки, помещения для театральных постановок. Так процесс купания превращался в особое эстетическое наслаждение.

Комплекс для омовения и развлечений

Естественно, бань на всех не хватало, и в 3 веке нашей эры этим вопросом озадачился император Каракалла. Термы, построенные на территории Рима по его велению, представляли собой огромный банный комплекс, которому не было равных. Сооружение колоссальных масштабов, вмещавшее 1500 человек, строилось 11 долгих лет. Возведенная в престижном монументальная достопримечательность включала несколько залов для купания и отдыха.

Известна запись летописца Спартиана о том, что после себя оставил необыкновенный комплекс размером с целый город император Каракалла. Термы действительно удивляли своим размером и богатым убранством весь мир. Высокие стены строились из гальки и песка, между камнями заливали цемент, а фасад украшался мраморными плитами - так создавался эффект визуальной хрупкости красивого строения при внутренней удивительной крепости комплекса в целом.

Архитектура сооружения

Занимающие площадь в 11 гектаров термы императора Каракаллы представляли собой гигантское здание с удивительным по красоте обрамлением. Со всех сторон оно было окружено живописным парком с огромными колоннами. Большое количество помещений внутри комплекса строили симметрично, а все коридоры были спроектированы особым, изогнутым образом, чтобы не допустить выхода тепла.

С одной стороны находился амфитеатр, в котором проходили разные состязания, с другой располагались библиотеки, построенные специально для скучающих римлян. Так распорядился император Каракалла. Термы включали и 64 помещения с огромными цистернами, в которые подавалась чистая вода из горных источников по акведуку. А после омовения римляне выходили за территорию бань и в парковой зоне отдыхали в прохладных беседках на свежем воздухе.

Строение комплекса терм

Чудесная вела к входу в банный комплекс. Основное здание, служившее местом купания, разделялось на несколько помещений.

Главный зал, освещенный золотистым мягким светом за счет вставленных в окна прозрачных пластин бежевого цвета, удивлял невероятной высотой свода, в которой словно растворялись стремящиеся ввысь мраморные стены. А сквозь отверстие в куполе строения внутрь попадал дневной свет. Роскошь убранства просто поражала: зал украшали многочисленные скульптуры, а пол был вымощен разноцветной мозаикой с изображением сцен на мифологические темы.

Горячая баня (кальдарий) представляла собой ротонду с залами отдыха после водных процедур. По всему периметру были обустроены небольшие ниши, в которых можно было помыться в одиночестве, - некий прообраз ванных комнат.

Теплая баня (тепидарий) удивляла на котором были выложены фигурки римских атлетов. А справа и слева от строения находились залы для гимнастики.

Холодная баня (фригидарий) позволяла разгоряченным римлянам остудиться в огромном бассейне.

Запрет на гигиенические процедуры

Добротно выполненные постройки терм считались уникальным сооружением, однако после падения великой Римской империи возведенные во времена правления императора по имени Каракалла термы пришли в упадок. Исследователи полагают, что основную роль в забвении гигиенических процедур сыграло христианство с проповедями о ничтожности тела и величии души. Считалось, что влага смывает святую воду, в которую окунали человека при крещении, а церковные служители признавали грехом омовение в бане, мешающее духовному развитию, и все постройки терм рассматривались как языческие.

Усмирявшие свою плоть проповедники не мылись, во всех монастырях ванные комнаты становились признаком особой изнеженности, которой не место в духовном заведении. Грязь почиталась как одна из христианских добродетелей, и сейчас даже известны шокирующие современного человека истории о найденных вшах, однозначно признаваемых как признак святости. Результатом стали различные эпидемии, бушевавшие в Средние века в Европе и унесшие жизни миллионы людей.

Знаменитая на весь мир достопримечательность

В XVI веке на месте руин некогда величиественных банных комплексов стали проводиться археологические раскопки с целью украсить дворец Папы строительным материалом, оставшимся от терм. И когда были обнаружены удивительные предметы искусства, этому месту присвоили памятника культуры.

Только в конце XIX века термы Каракаллы, фото развалин которых делают на память восхищенные былым величием Рима туристы, становятся признанной итальянской достопримечательностью. Громадные руины ежедневно открыты для посещений, а в наше время они вообще стали сценой оперного театра. Бывшая теплая баня переоборудована в огромный зал, рассчитанный почти на 20 тысяч зрителей. Стартовавший в 1937 году оперный сезон продолжается и сейчас, а самым известным событием стало выступление в Римских термах трех признанных во всем мире теноров - Доминго, Каррераса и Паваротти.

Реконструкция русского художника

В середине XIX века в Рим из России был отправлен Сергей Иванов с целью восстановления архитектурного облика монументального строения. Трудолюбивого юношу не испугала даже вспыхнувшая революция, и он продолжил свой труд, невзирая на обстоятельства. Вскоре на итальянском языке публикуется сочинение Иванова, подробно изучившего термы Каракаллы. Реконструкция, которую представил русский художник, состояла из 43 рисунков, показавших центральную часть здания, а также помещения в разрезе.

Он не просто скрупулезно воспроизвел все украшения грандиозного комплекса, но и указал комнаты с теплой и холодной водой, раздевалки, спортивные залы и другие части главного сооружения. Труд русского ученого неоценим для всех исследователей древних развалин, он свидетельствует о роскоши гигантского императорского сооружения.

Термы Каракаллы: как добраться?

Доехать до оперного театра, находящегося сейчас на месте банного комплекса, можно на метро или маршрутном автобусе. Адрес терм, расположенных в центре столицы Италии, таков: Via delle Terme di Caracalla, 52. Вход в развалины составляет несколько евро, а вот на посещение оперы придется раскошелиться, ведь стоимость будет зависеть от статуса исполнителя. Но масштабность необыкновенной красоты зрелища, проходящего под открытым небом ночью, того действительно стоит.

Древнее сооружение, несмотря на разрушенное состояние, вызывает искренний интерес иностранных туристов, восхищающихся наследием Древнего Рима. Возведенные во времена императора со звучным именем Каракалла термы изумляют величием и масштабом всех, кто прикоснулся к частичке архитектурного чуда.