Традиционными маргиналами являются. Маргинал: определение, значение слова простыми словами, примеры употребления

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции , реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса . Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Ссылки

См. также

  • Маргиналии - надписи и рисунки на полях книги, исходное значение этого термина.

Ссылки

  • Маргинальность как средство от постмодернизма . Интервью с Марусей Климовой

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маргинальность" в других словарях:

    - (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… … Философская энциклопедия

    - (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 4 обочинность (1) пограничность (3) промежуточность … Словарь синонимов

    Качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них … Энциклопедия культурологии

    маргинальность - и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    маргинальность - Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    Маргинальность - (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Маргинальность - (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком.

Кого именуют маргиналами, и чем они отличаются от обычных людей? Маргинал — это человек, который по каким-либо особым причинам выпал из привычной среды, в которой живёт и обратно не попытался примкнуть к иному слою общества. Личность, находящаяся в подвешенном состоянии и обычно это касается людей, которые не соответствуют по ряду других причин, либо же из-за культурного аспекта.

История маргиналов: факты

На сегодняшний день слово «маргинал » является модным, но весьма неопределённым с точки зрения своего значения. Люди порой произносят его, не догадываясь о настоящем значении, но считают его весьма и весьма уместным. Историки говорят о том, что первыми маргиналами можно смело называть рабов, которые получили впоследствии свободу. Эти рабы не были приспособлены жить как свободные граждане и просто морально и психологически не были готовы к таким переменам. Можно привести пример современного маргинала, это особая категория немолодых людей, которые отсидели в тюрьме как минимум лет десять, и теперь вышли на свободу. Условия для них новые, однако, они не умеют и не знают, как в них существовать и снова в скором времени возвращаются обратно в места, которые приютили их на эти долгие годы.

Можно ли назвать маргинальность явлением?

Известный факт, что люди, которые в обществе совершенно никаких функций не выполняют, начинают со временем активно объединять свои усилия. Именно поэтому, маргиналами очень часто называют персон, которые относятся к разным классам. Отдельные люди, которых можно смело назвать остатками, личности , покинувшие историческую сцену и которые пока ещё не сумели найти себя в жизни. Обычно маргиналами называют необразованную категорию граждан, которая не может брать на себя какие-то системные функции и всё из-за общей неосведомлённости в процессе руководства и принятия важных решений. Государство часто выделяет общество маргиналов и акцентирует внимание на том, что они являются для страны особой проблемой.

Всё дело в том, что маргиналы ничего полезного не делают, если рассматривать этот вопрос в формате активного взаимодействия общества и людей. Эти люди опасны, они часто устраивают акции протестов против системы и полагают, что они правильно делают. Маргиналы продвигают в массы свои идеологии: коммунизм, фашизм, анархизм и др. Кем же на самом деле являются эти люди и почему на них обращают такие пристальное внимание? Неужели это самые обычные бунтари, которым не нравится, политический устрой в стране? А может, стоит копнуть глубже и окажется, что это всего лишь маска и на самом деле они несчастные жертвы обстоятельств. Сложно вот так сходу понять и разобраться в том, кто же на самом деле предстал перед нами, у каждого человека свой путь и тем более у персоны, которая называет себя маргиналом.

Ключевые признаки маргиналов

Можно смело выделить несколько ключевых признаков маргиналов, в числе которых следует отметить разрыв любых духовных, а также социальных связей, которые ранее существовали в «домаргинальной» жизни. Обычно в категорию маргиналов заносят беженцев, а также мигрантов. Люди, которые оказались на окраинах социальных групп, уволенный со службы военный, который пока ещё не определился чем именно, он будет заниматься по жизни. Среди иных признаков маргинальности стоит выделить такие характеристики как:

  • ряд психологических проблем – человек просто никак не может найти себя и своё «место под солнцем»;
  • мобильность – если нет каких-либо привязанностей, а также отсутствует жильё;
  • собственные ценности. В таки ситуациях даже возникает некоторая враждебность к обществу, которое существует;
  • вовлечение в какую-то иную

О типах

Можно выделить основные типы маргиналов , на которые стоит обратить внимание:

  • политические маргиналы. Данный термин можно смело применить к периоду власти Фиделя Кастро на Кубе. Время его правления сопровождалось кровопролитием, остров покинули более 2 миллионов человек, которые пытались спасти свои жизни бегством. Они стали политическими маргиналами, так как их не устроил режим и законы;
  • этнические маргиналы. Можно отнести в эту категорию людей, которые были рождены от представителей разных национальностей. Но маргиналом себя может назвать ребёнок лишь в том случае, если он не относит себя ни к одной из национальностей родителей и его нигде не признают. Историки называют этническими маргиналами представителей национальных меньшинств, которые разбросаны по всему свету;
  • религиозные маргиналы. Если весь мир придерживается какой-то одной конфессии, а отдельные персоны верят в существование другой высшей силы и активно пропагандируют верить в неё – их называют религиозными маргиналами;
  • маргиналы социальные. Эта категория маргинальности проявляется в тот самый момент, когда в обществе происходят перевороты, революции и оно переживает какие-то исторические катаклизмы. Группы людей не могут найти сой место в социуме и привыкнуть к новой системе власти. Довольно часто такие люди просто покидают страну и отправляются искать счастья за границу;
  • экономические маргиналы. Обычно такие группы людей не могут найти работу и способствуют только увеличению процента бедности среди населения. Экономические маргиналы пытаются жить за счёт государственных средств, а также подаяния, которое они получают от других людей. В современном обществе к этой категории причисляют также очень богатых людей, которые по сути выступают маргиналами и оторваны от общества;
  • биомаргиналы. Эту категорию граждан так называют потому, что у них возникли проблемы со здоровьем и они вынуждены были попытаться отыскать способы борьбы со своей проблемой, но ничего не получилось. Они считают, что государство обязано выделять им ежемесячно денежные средства на содержание и лекарственные препараты. Многие биомаргиналы не работают и даже не стремятся искать работу, в связи со своим физическим и психологическим здоровьем.

от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.

Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари, "генеалогия власти" Фуко, "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие «маргинальности» в социологии

Определение 1

Маргинальность – структурно неопределенное, переходное, пограничное социальное состояние субъекта.

Маргинальность – негативное социальное явление, характеризующееся состоянием «выключенности» из всех социальных институтов: политических, экономических, культурных, религиозных, институтов семьи и т.д. Люди, выпадающие из привычной социальной среды и не примкнувшие к другим общностям, переживают кризис самопознания и испытывают сильное психологическое напряжение.

Замечание 1

В классической социологии маргинал – лицо, находящееся на границе группы (одновременно и принадлежащее ей и в любой момент способное от группы освободиться). Маргинал – иной, другой, чужой, лицо, физически находящееся в группе, но изначально ей не принадлежавшее.

Присутствие маргинала в группе показывает последней, чем она не является. Он обладает относительной пространственной свободой от группы, всегда может ее покинуть.

Определение 2

Маргинальная группа – группа людей, отвергающая общепринятые ценности и традиции культуры, в которой находится, проповедующая и утверждающая собственную систему ценностей и норм.

Р. Парк в начале XX века разработал теорию маргиналов и маргинальных общностей.

Маргинальный человек по Р. Парку – это лицо, находящееся на границе разных групп и несущий в себе конфликт столкновения этих групп, различных культур и обществ.

Практикуемая маргинальность Парка проявляется в способе действия. Конфликтная ситуация возникает вследствие принадлежности к разным культурам, не совместимым между собой. Человек не может полностью идентифицировать себя ни с одной из культур, он находится между различными культурными и социальными формами. Неопределенность и непредсказуемость становятся особенностью его действий.

Маргинальность приводит к формированию чувства беспокойства и растерянности, значительно повышает возможность отклонений от норм и правил группы, появления кризиса доверия у индивидов.

Разновидности маргинальности

Для индивидуальной маргинальности характерно частичное вхождение индивида в группу, не принимающую его полностью и отчуждением от группы происхождения, отторгающей его как отступника. Индивид при этом оказывается «культурным гибридом», включенным в жизнь и традиции двух (или нескольких) групп.

Групповая маргинальность возникает вследствие изменений в социальной структуре общества, создания новых функциональных групп в политике и экономике, которые вытесняют старые группы и дестабилизируют их социальное положение.

Современная социология маргинальности включает три раздела:

  1. Структурная маргинальность. Социально-экономические исследование эксклюзии, безработицы, изучение негативной коннотации маргинальности, «продвинутой городской бедноты», когда маргиналы больших мегаполисов рассматриваются как результат продвинутости, диверсификации города.
  2. Культурная маргинальность. Междисциплинарная область изучения культурной маргинальности, включающая антропологию, психологию, исследующая вопросы происхождения ксенофобии, национализма, рассматривающая космополитизм как форму социально-культурного общения.
  3. Социология идентичности. Исследуются противоречивые личности. Когда границы идентичности подвижны, используют понятия «амбивалентная идентичность», «неоднозначный», «лабильная идентичность».

Основной социальный фактор, образующий маргинальный слой – граница в движении.

Маргинал может выступать как существо более цивилизованное, предрасположенное и восприимчивое к изменениям, ко всему новому. Или как консерватор, защищающий прежние, бывшие границы от которых зависит его идентичность. Он не желает включаться в новые границы, идентифицировать себя с новыми образованиями.

Выделяют различные группы маргинальности:

  • этномаргинальность – группы лиц, объединенные в результате миграций или выросшие вследствие смешанных браков, принадлежность к национальному меньшинству;
  • социомаргинальность – группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, потеря общественного престижа, стигматизация, деклассирование маргинальных групп;
  • политическая маргинальность – объединяет группы, противостоящие легитимным правилам общественно-политической жизни и легальным возможностям, лишение права выбора, уход от участия в политической деятельности, от доступа к политическому влиянию;
  • экономическая маргинальность – отстранение от деятельности и потребления, включает безработных и «новых бедных»;
  • биомаргинальность – включает группы людей и отдельные индивиды, чье здоровье безразлично обществу (инвалиды, тяжело больные, старики);
  • возрастная маргинальность – объединяет группы, образующиеся при разрыве связей между поколениями;
  • религиозная маргинальность – группы, находящиеся вне конфессий;
  • криминальная маргинальность – включает преступные элементы.

Причины маргинальности

Приобретение статуса маргинала может носить как вынужденный характер, так и стать осознанным выбором самого индивида.

К возникновению маргинальности могут привести различные причины:

  • этнические – вынужденные переселения и миграции при которых внешние, культурные различия, языковой барьер препятствуют интеграции на новой территории;
  • экономические – потеря собственности, источников дохода, невозможность их восстановить; возникновению экономической маргинальности способствую экономические и финансовые кризисы;
  • политические – смена правящей партии, крах действующего политического режима, потеря доверия политическими лидерами;
  • социальные – вертикальная или горизонтальная мобильность, появление нового образа жизни, ценностей, привычек; социальное неравенство в обществе, изменение социальной структуры общества;
  • религиозные – смена религий.

Российские социологи среди причин маргинальности выделяют четыре основных фактора: переход общества от одной социально-экономической системы к другой; ухудшение уровня жизни населения; неконтролируемые перемещения значительных масс людей в результате разрушения социальной структуры; девальвация традиционных ценностей и норм.

Простые люди называют их изгоями или бомжами. Психологи пользуются терминологией «маргинал». Следует разобраться в значении данного слова, поскольку оно не такое узкое и однозначное..

Общественной пропагандой является стремление к реализации. Каждый человек достигает определенных успехов, которые позволяют ему сохранять средний социальный уровень. Наличие дома, семьи, денег, друзей, работы и прочих доступных атрибутов говорит о том, что человек является социально здоровым. Однако отдельно рассматривают категорию людей, которая отделяется от общества. Их называют маргиналами. Другим словом их можно называть бомжами. Однако не только данная часть людей может называться маргинальной.

Если рассмотреть данное понятие более полно, то можно отметить, что маргиналами могут называться некоторые ваши знакомые.

Кто такой маргинал?

Кого называют маргиналами? Это личности, которые исключены из всех групп социума. Они находятся на границе между группами, при этом не входят ни в одну из них. Это может быть как добровольное желание самого маргинала, так и вынужденная мера по причине неприятия человека другими людьми.

Маргинал, можно сказать, исключен из социума, поскольку не принадлежит ни одной общественной группе. Он не принадлежит семье, не входит в общественные организации, не является частью рабочего коллектива и т. д. Самым ярким примером маргинала можно назвать ученика, которого не любят и ненавидят остальные учащиеся. Такого ученика еще называют изгоем или белой вороной.

Маргинальность связывают с деградацией личности. Каждый, кто сбивается с «правильного» пути, принятого в обществе, отбивается от стаи, идет в своем направлении, которое не подчиняется общественным законам, называется маргиналом. Приводя в пример бомжей и изгоев как примеров маргиналов, у людей складывается однозначно отрицательное отношение к данному понятию. Однако не все так однозначно.

Маргиналы не всегда являются «опустившимися» людьми, которые нуждаются в социальной помощи и даже консультациях психиатра. Есть категории людей, которые тоже считаются маргиналами, однако их невозможно назвать несчастными. К примеру, это эмо – субкультура, которая пропагандирует свой образ жизни. Внешне они могут казаться несчастными, но это еще не говорит о том, что они несчастны.

Маргиналов еще называют люмпенами. Однако это ошибочное мнение. Термин «люмпены» ввел Карл Маркс, который приписывал к ним нищих, бандитов и бродяг. Несмотря на то, что эти две категории являются отрешенными от общества, они все же являются различными кастами:

  1. Люмпен – физически и морально опустившийся, деклассированный элемент, «отброс» общества.
  2. Маргинал – отдельно живущий от социума человек.

Люмпены и маргиналы не входят ни в одну социальную группу, поэтому их невозможно к кому-либо приписать. Однако люмпены являются личностями, опустившимися на самое дно, деградированные. А маргиналы пока являются отдельными от общества личностями, не относящиеся ни к одной группе.

Значение слова маргинал

Как социология определяет значение слова «маргинал»? Это личность, которая практически не участвует либо полностью исключена из какой-либо социальной группы (экономической, культурной, политической). Маргинал считается избыточным материалом, за которым необходимо присматривать, мониторить, контролировать. С одной стороны, маргинал никому не нужен. С другой стороны, социум не может от него избавиться в силу своих демократических подходов к каждому .

Маргинал может физически находиться в какой-то группе, однако фактически не считаться ее членом. Вспомним пример про школьника, который является изгоем в своем классе. Физически его тело находится в группе других детей, однако одноклассники не общаются с ним, не дружат, игнорируют, гнобят его.

Маргинал физически находится в группе, однако психологически, эмоционально и морально располагается за ее пределами. Он не является ее частью, не участвует в создании ее биографии, не развивает, не выполняет определенных ролей, не придерживается ее норм и правил. Присутствие такой личности позволяет группе понять, где заканчиваются ее границы. Сам маргинал обладает объективным видением группы, он свободен и в любой момент может ее покинуть, поскольку не связан с нею никакими аспектами.

В классическом варианте маргиналом называют человека, который находится на границе двух групп (а не исключен из них). Он как бы является участником двух групп, которые по своей направленности, правилам или деятельности противоречат друг другу. Однако человек чувствует конфликт внутри себя, несогласие ни с одной из групп. Он не может сделать окончательный выбор, к какой из групп примкнуть, отказавшись от другой. Таким образом, маргинал – это человек, который является частью двух разноплановых групп, не приписывающий себя ни к одной из них.

Маргиналом может быть каждый! Здесь необходимо всего лишь деградировать, опуститься на самое дно, отказаться от всего, что ценится обществом. Таким человеком можно стать, если перестать стремиться к тем вершинам, которые считаются общественно значимыми:

  1. Работать, чтобы заработать много денег.
  2. Искать любимого человека, чтобы создать с ним семью.
  3. Вести здоровый образ жизни.
  4. Интересоваться общественной жизнью, участвовать в ней.
  5. Иметь друзей, налаживать с ними связи.
  6. Следить за своей внешностью, соблюдать гигиену.
  7. Совершенствоваться: развивать достоинства и устранять недостатки.
  8. Учиться, чтобы стать образованным человеком.

Если, к примеру, всего выше перечисленного не делать, то можно легко стать одним из маргиналов. Для достижения маргинального образа жизни достаточно лишь отказаться от прогресса и достижений общества, его правил и этикета, устремлений и пропаганды. Следует перестать быть законопослушным гражданином, который желает быть частью общества, и начать жить просто своей жизнью, устанавливая свои правила, которые не затрагивают .

Следует понимать, что маргинал – это не всегда страдающий от патологических зависимостей, асоциальный и неблагополучный человек. Есть личности, которые предпочитают одиночное плавание. Они не принадлежат ни одной группе, однако могут работать либо иметь семью. Они создают целостность коллектива, однако не участвуют в его развитии:

  1. На работе человек ни с кем не общается, однако выполняет работу.
  2. В семье человек просто числится членом, но абсолютно не участвует в жизнях своих родственников.

Первыми маргиналами были рабы, которым удалось избавиться от своего рабского существования, однако они не смогли приспособиться с новым условиям сразу. Таким образом, они уже не причислялись к рабам, при этом еще не могли называться членами культурного общества.

Дать статус «маргинал» человеку может кто угодно, кто по тем или иным причинам его не принимает, осуждает его образ жизни либо не считает нормальным членом общества. Такая форма «навешивания ярлыков» или «клеймения» присуща многим культурным людям, которые, к сожалению, еще не совсем являются образованными, поэтому не понимают сути маргинальной жизни. Однако если человек действительно является маргиналом, то он может принять для себя решение, продолжать оставаться таким либо вернуться к общественному образу существования.

Признаки маргинальности:

  • Разрыв духовных, социальных, экономических связей в прежней жизни.
  • Психические внутренние проблемы из-за неспособности найти свое место.
  • Мобильность по причине отсутствия привязанностей и жилья.
  • Легкость привлечения в противоправную деятельность.
  • Выработка личной системы ценностей.
  • Враждебность к нормам общества.

Типы маргиналов

Маргиналов можно разделить на 4 подтипа, которые характеризуются своими особенностями проявления и причинами развития такого образа жизни:

  1. Этнические. Маргиналом человек становится, если покидает этнос своей национальности и начинает проживать в чужом этносе. Проблемы могут возникнуть по причине необходимости сразу приспособиться к новым условиям. Разность во внешности, языковых формах, культурных традициях и религии может не способствовать быстрому приспособлению. Это переселенцы и беженцы (люди, которые переезжают вынужденно, чтобы спасти свою жизнь).
  2. Экономические. Маргиналом становится человек, который теряет прежний уровень достатка. Это может быть связано с утратой работы, потерей жилья, смены экономики и пр. Часто случается в кризисы политические и экономические в стране.
  3. Социальные. Маргиналом становится человек, который меняет социальный статус. Обычно случается при попытках переместиться в лучший слой общества (например, к богатым и знаменитым). Однако у человека не получается, он скатывается еще ниже либо застревает на границе между прежним социальным статусом и новым, не будучи способным попасть в один из них.
  4. Политические. Маргиналом становится человек, который перестает верить государственным чиновникам и политической системе. Это происходит в периоды кризиса, государственной перестройки и т. д.

Примеры маргиналов

Социологи и психологи считают маргиналов продвинутым, цивилизованным, открытым ко всему новому, развитым, мобильным типом личностей. Другими словами, это люди, которые могут объективно оценивать любую обстановку и ситуацию, поскольку не вовлечены в нее.

Маргиналами можно назвать многие категории людей:

  1. Алкоголики и наркоманы.
  2. Бомжи, бродяги и нищие.
  3. Бандиты, социопаты, психопаты.
  4. Дауншифтеры – люди, которые учатся жить без средств прогресса и технологий.
  5. Беженцы и мигранты.
  6. Потерявшие работу, семью, сменившие место жительство, ушедшие на пенсию, отслужившие в армии или отсидевшие срок в тюрьме.

Маргиналами можно назвать многих писателей и поэтов, гениальных умов и ученых, которые в свое время считались изгоями общества, поскольку их никто не понимал и не воспринимал всерьез. На сегодняшний день можно выделить еще одну категорию маргиналов – те, кто постоянно проводит время за компьютерными играми. Эти люди могут быть участниками виртуальных групп, однако по сути они являются отщепенцами общества.

Итог

Маргинальность может показаться отрицательным качеством. Однако в ней есть свои плюсы:

  • Способность видеть то, чего не видит общество.
  • Способность быть непривязанными, мобильными, легкими на подъем.
  • Бесстрашие, поскольку маргинал ни к чему не привязан.

Отрицательным моментом маргинальности является одиночество в большом мире людей, где человека никто не понимает и негативно к нему относятся. Нередко окружающие подвержены шаблонному мышлению, что исключается в случае с маргиналом.