Взаимовлияние науки и искусства презентация. Презентация к уроку на тему: "Наука и искусство


Паспорт проектной работы Название проекта: « Влияние искусства на человека » Руководитель проекта: Рыкалова Наталья Николаевна Консультант (ы) проекта: Ф. И. О. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: психология Учебные дисциплины близкие к теме: история, мировая художественная культура, обществознание Возраст учащихся, на который рассчитан проект: лет Состав проектной группы: Ф. И. О. Тип проекта: творческий, индивидуальный, информационный Заказчик проекта: гимназия 1565 « Свиблово » Предполагаемые продукты проекта: демонстрационный стенд Цель проекта Определить, как влияют разные виды искусства на человека, на его психологическое состояние, настроение, поведение.


Задачи проекта Разъяснить значение термина искусство и определить цели искусства Определить, как влияют неизобразительные виды искусства на человека Определить, как влияют зрелищные виды искусства на человека Определить, как влияют изобразительные виды искусства на человека Вопросы проекта Что такое искусство? Какие разновидности искусства существуют? Какие цели несёт искусство? Как музыка влияет на человека? Как влияет литература на человека? Какой вывод можно сделать из влияния музыки и литературы на человека? Как театр влияет на человека? Какой вывод можно сделать из влияния театра на человека? Как влияет изобразительное искусство на человека? Какой вывод можно сделать из влияния изобразительного искусства на человека?


Искусство Искусство (от церк.- слав. искусьство (лат. e х perimentum опыт, проба); ст.- слав. искоусъ опыт, реже истязание, пытка) образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.


Классификация искусства Чаще всего искусство разделяют на неизобразительные (архитектура, литература, музыка, хореография, балет, радиоискусство), зрелищные (театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство) и изобразительные (живопись, графика (рисунок, эстамп), декоративно - прикладное искусство, скульптура, фотоискусство, граффити, комикс, немое кино) По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые). По материалам искусство можно делить на виды, использующие традиционные и современные материалы


Цели искусства Немотивированными целями искусства называют такие, которые составляют неотъемлемую часть природы человека, не могут быть сведены к особенностям личности творца и служить какой - либо посторонней, например, утилитарной цели. Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, далее именуются мотивированными. Нередко искусство рассматривается как атрибут избранных социальных слоев, чуждый другим слоям населения. В этом смысле занятие искусством обычно считают свойственным высшим классам, его ассоциируют с богатством, способностью покупать красивые, но бесполезные вещи и склонностью к роскоши.




Влияние музыки Музыка может влиять на человека, как и положительно, так и отрицательно. Её используют для успокоения, в лечебных целях, для достижения внутренней гармонии. Но также музыка может вызвать стресс, привести к ухудшению памяти и ухудшению здоровья.


Влияние литературы При чтении литературных произведений он переживает все эмоции героя вместе с ним. Человек полностью поглощается книгой, что приводит его организм к выделению неких гормонов, которые либо поднимают настроение, либо наоборот заставляют переживать вместе с героем.





Влияние изобразительного искусства Изобразительно искусство очень сильно влияет на настроение человека. Это влияние не только положительное, но и отрицательное. По большей мере, влияние изобразительного искусства, живописи, зависит от того, что нарисовано на картине, какие цвета и тона использует художник.


Заключение Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по - другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Слайд 2

Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельно- сти является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, - прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Слайд 3

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: - разделение и кооперацию научного труда; - научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; - методы научно-исследовательской работы; - понятийный и категориальный аппарат; - систему научной информации; - всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Слайд 4

Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражениявнутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.Искусство (наряду с наукой) - один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Слайд 5

Культуре в равной мере нужны и наука и искусство.Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, она должна быть тесно связана с искусством.

Слайд 6

Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. Венера Виллендорфская, ок. 23 тыс. лет до н. э., Центральная Европа.

Слайд 7

Людей науки и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека

Слайд 8

Однако, наука и искусство решают разные задачи

Наука изучает объективные законы мироздания Искусство изучает отношение человека к миру, к людям, к самому себе

Слайд 9

Функции науки: 1. познавательная; 2. практически-деятельностная; 3. культурная; 4. культурно-мировоззренческая; 5. социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).

Слайд 10

Функции искусства:1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство - внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция - эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция - гедонистическая (искусство как наслаждение).

Слайд 11

Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей.Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества

Слайд 12

Саркофаг муз. II в.

  • Слайд 13

    Клио прошлых времен дела вещает потомству,Мельпомена трагический вопль исторгает печали,Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,Сладкую песню поёт с тростниковою флейтойЭвтерпа, Терпсихоракифарой влечёт, бурей чувства владея,С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.Авсоний

    Слайд 14

    Науки, искусства и ремёсла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом – «технэ»Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.

    Слайд 15

    Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца…А. С. Пушкин

    О. Роден. Поэт и муза

    Слайд 16

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в
    жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти
    дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой,
    покровительствовала определенной области творчества.
    Аполлон и музы.

    Клио прошлых времен дела вещает потомству,
    Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
    Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
    Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
    Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
    С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
    Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
    Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
    Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
    Авсоний
    Саркофаг муз. II в. н.э

    Науки, искусства и ремесла того времени не
    были отделены друг от друга. Искусство, технику,
    мастерство обозначали одним словом -
    «технэ».
    Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и
    «художник» не противопоставлялись друг другу.

    «А.С Пушкин. Портрет» Кипренский

    В своих великих стихах
    он говорит о
    неразделимой связи
    точного рационального
    мастерства и
    неразгаданной тайны
    гармонии в искусстве.
    Невозможно достичь
    высот в любом
    искусстве, не зная ее
    правил.
    «А.С Пушкин. Портрет» Кипренский

    Рафаэль Санти. Афинская школа. Фреска. 1509-1511 гг. Рим, Ватикан

    Фреска Рафаэля «Афинская школа» - подлинный гимн
    человеческому знанию.
    В центре ее великие греческие философы Платон и Аристотель.
    Один указывает на небо, другой - на землю.
    Неподалеку Сократ со своими учениками, одинокий, глубоко
    задумавшийся Гераклит.
    Здесь же математики Пифагор и Евклид, астрономы Птолемей и
    Зороастр.
    В небрежной одежде и позе лежит на ступенях лестницы Диоген,
    учивший довольствоваться в жизни лишь самым необходимым.
    Многочисленные слушатели и ученики окружают беседующих или
    размышляющих мудрецов, исполненных сдержанного достоинства
    и уважения друг к другу.
    Каждый из изображенных наглядно воплощает представления об
    идеальном человеке. Каждый обладает высочайшей духовной
    энергией и глубокой нравственной силой. Каждый неуклонно верит
    в действенность человеческой мысли и знаний.

    И в Древнем мире, и в Средние века искусство было
    неотделимо от религии.
    Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом,
    «посвященным».
    Художников и поэтов Китая потомки называли
    «мудрецами древности».

    Пифагор
    Он ввел в эстетику
    понятия симметрии,
    пропорции, «Золотого
    сечения». Всесторонний
    ум античного мыслителя
    обратился и к проблемам
    акустики. Именно
    благодаря Пифагору мы
    сегодня слышим мелодии
    в ладах, известных в
    греческом мире. Он
    разработал систему
    настройки инструментов,
    просуществовавшую до
    Баха.

    В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание
    искусства, близкое к современному.
    Искусство объединяло все виды художественного творчества,
    тем самым отделяя его от других видов человеческой
    деятельности.
    Леонардо да Винчи
    Многогранная личность Леонардо
    да Винчи (1452-1519) -
    основоположника художественной
    культуры Высокого Возрождения - вот
    уже пять столетий восхищает
    человечество. Этот итальянский
    художник (живописец, скульптор,
    архитектор) был еще и писателем,
    ученым и инженером, изобретателем и
    анатомом.

    Вопросы и задания

    Что общего у науки и искусства?
    Какие интересные факты вы узнали о жизни
    Леонардо да Винчи?
    Чем привлекает личность Леонардо да Винчи?

    Может быть, сбудутся слова Гюстава
    Флобера, который предсказывал:
    «Чем дальше, тем Искусство
    становится более научным, а
    Наука более художественной;
    расставшись у основания, они
    встретятся когда - нибудь на
    вершине».

    Д. Фетти. Архимед.
    Любое научное знание
    воспринимается всеми одинаково.
    Например, закон Архимеда,
    теорема Пифагора, законы всемирного
    тяготения существуют как данность.
    В науке каждое новое открытие
    может перечеркнуть сложившиеся
    представления о тех или иных явлениях.
    Например, открытие Магелланом
    Америки стало веским основанием для
    опровержения представлений
    человечества о том, что Земля плоская.
    До XVII в. считалось, что центром
    Вселенной является Земля
    (геоцентрическая система). После
    открытия Коперника человечество
    признало, что Земля и другие планеты
    вращаются вокруг Солнца
    (гелиоцентрическая система).

    Тимпан собора Сент-Лазар. Отен. Франция
    Донателло. Благовещение

    Знание научное и знание художественное

    В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого.
    Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное
    совершенство изделий мастеров древности.
    Главной темой искусства во все времена был человек.
    Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных
    эпох различно.
    И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях
    прошлого.

    Знание научное и знание художественное

    Наскальная живопись бушменов.
    Все искусства
    рассказывают нам о
    человеке своего времени.
    И народная песня,
    существовавшая в устной
    традиции, и древние
    культовые песнопения,
    которые сегодня можно
    услышать, благодаря
    современной
    расшифровке, также дают
    представление о человеке.

    Используемая литература:

    Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская
    Искусство 8-9 классы
    Учебник для общеобразовательных
    учреждений
    Москва «Просвещение» 2009

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Наука и искусство. Знание научное и знание художественное Учитель Шевченко Е.Л.

    Вопросы Что такое наука? Что такое искусство? Что объединяет эти две области деятельности человека?

    Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели - постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе - отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.

    Роль искусства в жизни людей Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.

    Вспомнить имена муз вам поможет стихотворение древнеримского поэта Авсония. Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

    Никола Пуссен (1617-1682) Аполлон и музы (Парнас) 1630 г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

    Саркофаг муз. II в. н.э

    Девять муз Каллиопа эпическая поэзия Эвтерпа лирическая поэзия Мельпомена трагедия Талия комедия Эрато любовная поэзия Полигимния пантомимы и гимны Терпсихора танцы Клио история Урания астрономия

    Наука и искусства в разные эпохи Науки, искусства и ремесла в античности не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом - «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу. И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.

    Леонардо да Винчи Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

    Леонардо да Винчи. Басня Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы, и стал он размышлять: - Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием... служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые... были солнцем растоплены... Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости. И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина... и был он последним, которого в то лето растопило солнце. Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.

    Леонардо да Винчи Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство». «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?

    Л. да Винчи. Джоконда

    Документальный фильм компании BBC «Леонардо Да Винчи» (2003) Вопросы для обсуждения фильма. Как построен фильм? Для чего, на ваш взгляд, создатели фильма именно таким образом знакомят зрителя с судьбой Леонардо да Винчи? Какие интересные факты из жизни Леонардо да Винчи вы узнали? Чем привлекает личность Леонардо да Винчи?

    ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ Послушайте Симфонию № 40 (1-ю часть) В.-А. Моцарта. Выскажите свои впечатления о музыке Моцарта.

    Наука и искусство В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Главной темой искусства во все времена был человек.

    Наука и искусство Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами науки Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусства

    Домашнее задание Вспомните факты биографии М.В. Ломоносова. Как бы вы сделали документальный фильм о Ломоносове? О каких фактах биографии рассказали, где бы снимали, к кому бы обратились за интервью и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация.Искусство 9 класс