Безразличие и ложь Путина!!! Подлинная история гибели подлодки "Курск"!!! Найдена аргентинская подводная лодка, исчезнувшая год назад. На ней произошел взрыв

Была ли преступная халатность?

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд - второй - более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой - кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей - данные о технических дефектах подлодки, с четвертой - противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа - все это породило слухи о некомпетентности руководителей. Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих - всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки - «Винтик». До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов. А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия. В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов. Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные - в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта - вторая по счету - записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало. А дальше в записке было ставшее знаменитым - завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И - какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием. Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней - личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало - только копию.

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции. Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными. Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены. На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов. Но - главное - даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника. Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

ПОДЛОДКА КУРСК, ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?

17 лет назад затонула подлодка "Курск". Погибли 118 человек - экипаж, представители командования Северного флота и дагестанского завода "Дагдизель". Данные о катастрофе до сих пор засекречены. Наказание никто не понес. Внимание общества к ЧП падает с каждым годом. Между тем специалисты отмечают, что,вопреки утверждениям военных, никаких выводов из произошедшей трагедии не сделано, а значит, нечто подобное может повториться снова.

Напомним, гибель "Курска" произошла 12 августа 2000 года - 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени. Подлодка находилась в Баренцевом море на учениях - она условно атаковала крылатой ракетой "Гранит" эскадру во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Петр Великий", писала "Российская газета". Сегодня оба вышеупомянутых судна широко известны благодаря походу в Сирию.

По данным "РГ", через несколько часов "Курск" должен был добить условного противника учебными торпедами. Однако, по официальной версии, один из снарядов взорвался. От взрыва сдетонировали другие боеприпасы.

"Отчаиваться не надо"

Большинство членов экипажа погибли почти сразу. Однако 23 моряка смогли укрыться в девятом отсеке, где, по некоторым данным, ждали помощи на протяжении нескольких часов.

Об этом станет известно из записок, сделанных подводниками и позднее найденных водолазами. "В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО при БЗЖ... - это уже из другой записки, имя автора которой по этическим соображениям до конца следствия не оглашалось. - Давление в отсеке 0,6 кг/м2. Кончаются В-64. При выходе на поверхность не выдержим компрессию... Не хватает... Отсутствуют... Протянем еще не более суток..." - говорилось в одной из них.

Впрочем, более широкую известность получила другая записка, оставленная капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым. Она заканчивалась словами: "Всем привет, отчаиваться не надо..." "РГ" отмечает, что последняя запись Колесникова датирована 15:15 12 августа, то есть спустя четыре часа поле взрыва.

Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 24 августа, но оказались безуспешными. Только 20 августа к работам допустили норвежское судно Seaway Eagle, водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день. К этому моменту живых людей на судне уже не было - весь экипаж погиб.

За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. После подъема атомохода из его корпуса извлекли тела еще 103 человек. Тела еще троих погибших - матросов Дмитрия Коткова и Ивана Hефедкова, а также главного специалиста "Дагдизеля" Мамеда Гаджиева - найти не удалось. Согласно выводам прокуратуры, в результате катастрофы они были уничтожены.

В ходе расследования причин ЧП было выдвинуто 18 версий, в том числе версия о столкновении с иностранным (в частности, американским) судном или надводным кораблем, поражение АПРК торпедой или ракетой, диверсия или теракт, подрыв на мине времен войны, внештатная ситуация на борту. Первостепенной была американская версия. Однако в итоге ни одна из них не нашла подтверждения.

Уголовное дело, возбужденное 23 августа 2000 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"), было прекращено в августе 2002 года.

Спустя месяц после катастрофы - в сентябре 2000 года - президент РФ Владимир Путин, отвечая в прямом эфире на вопрос ведущего CNN Ларри Кинга, что случилось с подлодкой "Курск", сказал с улыбкой: "Она утонула". А в 2010 году Путин и ставший его преемником Дмитрий Медведев проигнорировали траурные мероприятия, приуроченные к 10-летию трагедии, вызвав возмущение родственников погибших моряков.

Пятнадцать лет назад атомная подводная лодка “Курск” затонула в Баренцевом море, погибли 118 человек. Это самая масштабная катастрофа для российского ВМФ в мирное время. Сегодня в России – в Видяеве, откуда лодка ушла в свой последний рейс, в Мурманске, Севастополе и других российских городах.

12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 “Курск”, который считался гордостью российского военно-морского флота, принимал участие в учениях в Баренцевом море. На борту находились 118 человек – члены экипажа и гражданские специалисты дагестанского завода “Дагдизель”. Лодка по плану учений должна была “атаковать” группу кораблей, но учебного выстрела не последовало, экипаж перестал выходить на связь. По официальной версии , “Курск” затонул из-за взрыва в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды. Затем произошел пожар и взрыв остальных торпед в первом отсеке.

“Курск” нашли на следующий день, на дне, на глубине 108 метров. Началась спасательная операция. Официальная версия менялась – от “слышны постукивания” до “все погибли от первого взрыва”. Лишь 20 августа к операции допустили иностранцев. Норвежские водолазы со спасательного судно “Seaway Eagle” сумели, наконец, вскрыть аварийный люк. И обнаружить, что выживших нет.

Но, как потом выяснилось, в первые сутки 23 подводника еще были живы. Они отступили в 9-й отсек, где и скончались, предположительно через сутки. Когда через несколько месяцев водолазы начали поднимать отсеки лодки на поверхность, были найдены предсмертные записки моряков “Курска”.

Вот записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова “15:45. Здесь темно писать, но на ощупь попробую… Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо”.

За эти годы про “Курск” снято и написано немало, и официальные заявления устраивают не всех. Существует версия об ошибке экипажа, но самая популярная – о том, что лодка погибла из-за американской торпеды. Якобы американские подлодки “Толедо” и “Мемфис” следили за учениями, произошло столкновение “Курска” с “Толедо” и, когда российская субмарина открыла торпедные камеры, “Мемфис”, защищая “Толедо”, выпустил свою торпеду. Эта версия легла в основу документального фильма французского режиссера Жан-Мишеля Карре “Курск. Подводная лодка в мутной воде” (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), он вышел в 2005 году. По мнению автора фильма, причина гибели подлодки была скрыта обеими сторонами, чтобы избежать войны.


Для Владимира Путина, который только за четыре месяца до того стал президентом, авария оказалась едва ли не первым публичным испытанием. Миллионы людей, следивших за попытками спасти моряков “Курска”, помнят, как президент лишь через 5 дней прервал отпуск в Сочи. 24 августа в Видяеве он встретился с родственниками погибших. Драматические кадры этой встречи, где Путина обвиняли в бездействии, тоже обошли мир.

Но самым ярким стало интервью Путина Ларри Кингу 8 сентября. В эфире CNN , на вопрос о том, что случилось с российской подводной лодкой, президент ответил: “Она утонула”.

За полтора десятилетия трагедия стала забываться – или отношение к ней изменилось. По данным опроса “Левада-центра”, в 2000 году 72% опрошенных считали, что власти не приняли достаточных мер для спасения моряков, сегодня таких – 35%.

12 августа 2000 года, ровно 15 лет назад, во время учений в Баренцевом море в результате двух взрывов в первом отсеке затонул К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". На его борту было 118 человек, все они погибли.

Как и почему погибал "Курск" - официальная версия

В Баренцевом море "Курс" принимал участие в масштабных учениях Северного флота. В день катастрофы, 12 августа, атомный крейсер должен был атаковать авианесущую группу кораблей. Ведь "охота" на американские авианосцы - это одна из основных его боевых задач. Однако учебная атака осуществлена не была, в назначенное время экипаж "Курска" на связь не вышел, вечером того же дня лодка была объявлена аварийной. Нашли ее рано утром 13 августа, на дне, на глубине 108 метров.

Согласно официальной версии, Северный флот предпринимал многочисленные попытки провести спасательную операцию, однако мешали плохая погода и повреждения аварийного люка в кормовой части лодки. Иностранную помощь Россия приняла лишь 20 августа, восемь дней спустя после катастрофы. На следующей день норвежские водолазы сумели сделать то, что российские спасатели не могли сделать неделю - открыть кормовой аварийно-спасательный люк. Но они констатировали лишь, что лодка затоплена водой и выживших нет.

Однако выжившие в первые дни катастрофы были, о чем свидетельствуют найденные на борту письма моряков (источник - istpravda.ru).

Кстати, согласно некоторым версиям, далеко не все эти письма были опубликованы - часть записок якобы получила статус "Совершенно секретно". Официального подтверждения этому нет.

Согласно официальному отчету о причинах гибели лодки, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А ("Кит") в торпедном аппарате № 4. В результате произошел пожар, который привел к детонации торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки и стал причиной окончательной гибели атомного подводного крейсера.

Позже, отвечая на вопрос американского зубра журналистики Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой "Курск", президент России Владимир Путин ответит свое бессмертное: "Она утонула".

В этом интервью он также рассказал, что 75-80% членов экипажа погибли в первые 1,5-2 минуты и что даже, если бы иностранную помощь Россия приняла бы в первые часы после катастрофы, иностранные спасатели все равно бы не успели вовремя.

Альтернативные версии гибели "Курска"

Как это бывает практически всегда в таких случаях, нашлись люди, неудовлетворенные официальной версией. Причем и в России, и на Западе. Например, согласно версии вице-адмирала Рязанцева, причиной взрыва торпеды стала ошибка экипажа при заправке торпеды и общий бардак, который царил на борту лодки. Есть доводы как "за", так и "против" такой точки зрения.

С одной стороны, определенный бардак на борту все же царил - например, "Курс" не "отстрелил" спасательный буй, который должен был отделиться автоматически. Не отстрелил только потому, что с него не сняли заводскую пломбу. Или, например, согласно официальному отчету, в момент катастрофы не работала система записи переговоров внутри лодки - хотя по правилам должна была.

С другой стороны, как гласят официальные документы, по итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 "Курск" - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - "отличные". 23 % членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77 % - специалисты 1-го и 2-го классов. Отметим также, что "Курс" - самый современный на тот момент атомный крейсер в ВМФ России, и туда набирали, определенно, лучших из лучших. Впрочем, 15 лет назад российские военные получали мизерную зарплату в несколько десятков долларов и жили в ужасных условиях, что явно не способствовало их мотивации.

Далее других в проработке альтернативной версии катастрофы, случившейся с "Курском", зашел французский режиссер Жан-Мишель Карре, снявший фильм "Курск. Подводная лодка в мутной воде" (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), показанный в 2005 году на французском телеканале France 2.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради редких кадров, в которых показана беспощадная критика российских властей семьями погибших моряков в первые дни после катастрофы, а также чтобы увидеть подъезд дома, в котором жил командир "Курск". Впрочем, предупреждаем: эмоционально это очень тяжелое кино.

Согласно версии Жана-Мишеля Карре, которую разделяют также канадские исследователи и некоторые российские военные, причиной гибели "Курска" стало попадание торпеды, выпущенной американской подводной лодкой "Мемфис". За учениями Северного флота и, особенно, "Курском", в те дни наблюдали две американские подводные лодки - "Толедо" и "Мемфис". В момент непосредственно перед катастрофой "Толедо" столкнулся с "Курском", на "Мемфисе" зарегистрировали звук открытия торпедных аппаратов на российской подлодке, испугались, что россияне готовятся торпедировать "Толедо" и нанесли удар первыми.

Далее французский документалист утверждает, что российские власти все поняли практически с самого начала и специально начали затягивать спасательную операцию, чтобы убить оставшихся в живых моряков. Потому что, если бы чудовищная правда всплыла вместе с подводниками со дня Баренцева моря, это привело бы к масштабному международному кризису и, возможно, Третьей мировой войне.

Жан-Мишель Карре также утверждает, что Владимир Путин использовал кризис с "Курском" как повод для атаки на неподконтрольные Кремлю СМИ (особенно же - на Березовского), а также для укрепления собственной власти и, самое главное - для возрождения величия российской армии и флота.

Кстати, неожиданно эту точку зрения подтверждает и сам Путин, когда в интервью Кингу говорит, буквально, следующее: "Это [то, что я не прервал отпуск и не поехал на место катастрофы] использовали для определенных атак, для раскачивания самого института президентской власти, а это само по себе уже плохо и вредно для государства".

"Курск" - не первая и не последняя жертва "подводного гусарства"

Foto: Vida Press

С момента гибели "Курска", то есть за последние 15 лет во всем мире с подводными лодками произошло 30 инцидентов - и это только то, что стало известно общественности.

Если же брать последние 50 лет и учитывать только погибшие атомные подводные лодки, видно, что по разным причинам затонули восемь американских, советских и российских подводных кораблей. Погибли 462 моряка. В этом ряду катастрофа "Курска" даже не самая драматическая - в 1963 году, например, затонул американский атомоход USS Thresher, на дно ушли 129 человек. Пять лет спустя та же судьба постигла и USS Scorpion с 99 людьми на борту. О причинах гибели этих кораблей есть свои версии, в том числе и столкновения, и даже вооруженные конфликты с советскими кораблями.

То, что подводники всех флотов мира позволяют себе некоторое "гусарство" и весьма необдуманные и безответственные действия (которые могли быть истинной причиной гибели "Курска"), демонстрирует, например, инцидент в 2001 году с участием USS Greeneville (на фото) и японским учебным судном Ehime-Maru. Тогда из-за ошибки экипажа американская подлодка столкнулась с японским кораблем, в результате чего последний затонул, и из 35 находившихся на борту человек погибли девять, включая четырех студентов. Американская подлодка после "тарана" японского судна даже не попыталась оказать помощь оказавшимся в воде людям.

При всем при этом никто и никогда не услышит ни о каких мерах регулирования вооружений подлодок, контроля их общего количества или "правил поведения" - потому что их нет. Мировой океан является общей "песочницей" для подлодок разных стран. Время от времени "заигравшиеся дети" как следует прикладывают друг друга ведерками по голове и с этим ничего не поделать.

Подводной лодки «Сан-Хуан», на борту которой находились 44 человека. Судя по первым ее фото, на ней определенно произошел взрыв, считают военные.


Фото: Handout

Субмарина исчезла 15 ноября 2017 года в 430 км от побережья Патагонии. Поисковая операция, в которой приняли участие специалисты поисково-спасательного отряда ВМФ России, длилась две недели.

Только год спустя подводную лодку удалось найти на глубине 800 м. Согласно информации аргентинских ВМФ, «Сан-Хуан» был найден и идентифицирован американским судном «Сибед констрактор», принадлежащим компании Ocean Infinity.

Министр обороны Аргентины Оскар Агуад заявил в субботу на пресс-конференции, что поднять субмарину на поверхность страна самостоятельно не сможет.

За несколько часов до того, как появилось подтверждение, аргентинские военные показали фото 60-метрового объекта на океанском дне и предположили, что это исчезнувшая подлодка.

«Она выглядит не разломанной на части, но на ней, безусловно, произошел взрыв», - заявил представитель ВМФ Габриэль Аттис. Он рассказал, что корпус лодки полностью деформирован в результате взрыва, а обломки разбросало на 70 м.

Президент Аргентины Маурисио Макри объявил национальный трехдневный траур по погибшим членам экипажа. Несколько дней назад он пообещал родственникам пропавших подводников, что поиски субмарины будут продолжены.

Погибшие моряки

На борту субмарины находилась первая в истории Латинской Америки женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Она была единственной женщиной в команде.

В юности Кравчик никак не была связана с морем. Она выросла в небольшой деревушке Обера на северо-востоке Аргентины. Впервые она увидела океан лишь в 21 год.

В 2009 году после окончания военно-морского училища в Буэнос-Айресе она прошла подготовку для службы на субмарине. На «Сан-Хуане» она служила с 2016 года каптенармусом - что-то вроде офицера, который отвечает за безопасность на судне.

И если никто из семьи Элианы не был связан с морем, то один из старших офицеров на субмарине, Хорхе Игнасио Бергальо, с детства не понаслышке знал о морских путешествиях, поскольку его отец был капитаном. В прошлом Хорхе-старший управлял той самой лодкой, на борту которой погиб его сын.

Действующего командира подлодки звали Педро Мартин Фернандес. По сообщению аргентинских СМИ, он пообещал своей матери, что это будет его последний поход в море.

Что случилось с подводной лодкой?

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан» возвращалась на базу из будничного похода в район города Ушуая на острове Огненная земля вблизи от самой южной оконечности континента, когда с нее поступил сигнал о поломке в электросистеме.

По словам командующего ВМФ Аргентины Габриэля Галеацци, лодка поднялась на поверхность, чтобы доложить на берег об аварии, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее.

Субмарине было приказано прервать миссию и немедленно возвращаться на военно-морскую базу в Мар-дель-Плата.

По словам представителя пресс-службы ВМФ Аргентины, после первого сообщения о возникшей неполадке капитан лодки еще раз выходил на связь с базой.

Последний контакт с подлодкой состоялся в 7:30 утра по местному времени (10:30 по Гринвичу) в среду, 15 ноября 2017 года. Как ранее сообщалось, капитан доложил, что члены команды в порядке. Что произошло после этого, остается неизвестным.


Карта: ВВС

Через восемь дней после исчезновения субмарины базирующаяся в Вене Организация по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний сообщила, что через несколько часов после последнего выхода подлодки на связь был зафиксирован некий шум.

Мониторинговая система организации, которая позволяет выявлять ядерные испытания, сообщила о гидроакустической аномалии, которая была зафиксирована в 60 км от последнего известного местоположения подлодки.

В ВМФ Аргентины тогда предположили, что это был взрыв на борту субмарины.

В Атлантическом океане было зафиксировано «аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера», соответствующее взрыву, сказал год назад пресс-секретарь ВМФ Энрике Бальби. По его словам, вода попала в шноркель подводной лодки, то есть в устройство для забора воздуха.

Предположительно, попадание воды на поддон аккумуляторной батареи в носовой части привело к короткому замыканию и возгоранию батареи.

Подводная лодка «Сан-Хуан» была построена в Германии в середине 1980-х годов, а за пять лет до аварии ей поменяли двигатель и аккумулятор, сообщил CNN сотрудник австралийского университета имени Гриффита Питер Лэйтон.

После взрыва при условии целости корпуса подлодка могла выдержать пребывание на глубине 500−600 метров, но не ниже, утверждает Лэйтон.

Гибель подтвердили не сразу

Согласно установленному в аргентинских ВМФ протоколу, в мирное время подлодка обязана дважды в сутки выходить на радиосвязь с базой.

После того, как «Сан Хуан» не вышел на связь в установленное время, были начаты поиски субмарины.

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан»

Пропала 15 ноября

    Построена в Германии: 1983

    Длина: 66 метров

    Экипаж: 44 человека

    Максимальная скорость: 45 км/ч

    Дальность хода: 22 224 км

На тот момент командование ВМФ говорило лишь о «потере связи» и призывало родственников моряков сохранять спокойствие. Ни о каких поломках тогда официально не сообщалось, и пресс-служба флота отрицала слухи о пожаре на борту.