Бирма — «Золотая Земля. Мандалай – древняя столица Бирмы

Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.
Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства…


Была и еще одна причина – посмотрим в глаза исторической правде – города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии.

И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.
Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди.
У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии.
Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева – дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы – Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено.
Через три года в Мандалае жило уже двести тысяч человек – в то время как в Рангуне, возводимом англичанами на юге страны, было втрое меньше жителей.
Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты. "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья. В Мандалае священнослужителями была создана книга куда более основательная.
Каменные страницы вокруг Кутодо в Мандалае

Пять месяцев длилось совещание. Пять месяцев сличались и выправлялись древние священные тексты. Пять последующих лет резчики выбивали знаки на камне. Так возникла в Мандалае пагода Кутодо – книга из семисот двадцати страниц, белых мраморных плит с выдолбленными на них преданиями, мантрами и именами преданных буддизму королей Бирмы. Мраморные страницы и по сей день длинными рядами окружают центральную ступу пагоды.
Однако времена короля Миндона не были временами благочестия, буддизм не главенствовал в его стране. Монахи-книжники библиотеки-пагоды Кутодо до сих пор считают, что королевский трон Бирмы погубило не что иное, как меры безопасности, принятые при закладке стен крепости Мандалая.
Люди, умершие насильственной смертью, становятся натами-тхейн - могущественными духами, такое суеверие бытовало во времена короля Миндона. Духи умерщвленных людей возвращались на место своей гибели и ревностно оберегали его, ибо это было гарантией и их покоя. Поэтому и возник кровавый ритуал при закладке городов и дворцов заживо погребать людей под массивными столбами ворот и в углах оград.

Этот обычай, сохранявшийся вплоть до середины XIX века, находился в вопиющем противоречии с догмами буддизма, считающего чудовищным грехом лишение жизни любого живого существа. Но решающее слово при дворе бирманского короля принадлежало в те времена звездочетам и прорицателям, брахманам из Индии.
Вместе с жертвами (некоторые источники утверждают, что Мандалаю понадобились пятьдесят два защитника-духа) под фундаментами крепости были закопаны горшки с маслом. Каждые семь лет прорицатели проверяли, надежна ли еще защита натов-тхейн, не нужны ли новые жертвы. Если масло оставалось нетронутым, покровительство духов действовало, город оставался в безопасности.

В 1880 году, в правление короля Тибо, преемника Миндона, взявшего курс на разрыв с Британской империей, при такой проверке обнаружилось, что масло в сосудах либо высохло, либо через трещины вытекло и впиталось в землю.
Это было зловещим предзнаменованием. Разразившаяся эпидемия оспы, не пощадившая даже первенца короля, стала началом бед. Затем из клетки придворного зверинца вырвался тигр и разорвал человека. Встревоженные астрологи предложили королю снова перенести столицу, но эта"" решительная мера вряд ли могла спасти бирманский трон.

В ноябре 1885 года части британской колониальной армии поднялись вверх по реке Иравади и без единого выстрела заняли город. Короля вместе с семьей навеки изгнали из страны. Столицей Бирмы стал построенный англичанами Рангун. А за стенами красного кирпича, в мандалайском дворце и монастырях, превратив их в клубы, канцелярии, казармы, поселились английские солдаты.
Склоны Мандалайского холма усыпаны глиняными черепками. Кувшины, в которых доставлены благовония в дар Будде, разбивают, чтобы их нельзя было использовать еще раз. На вершине стоит сохранившаяся со времен строительства города статуя Будды, повелительным жестом указывающая вниз: "Пусть здесь поднимется город, который станет центром Мира!".

Но недолго продлилась земная слава города… А впрочем, не есть ли это задуманное за две тысячи четыреста лет до закладки его первого камня подтверждение буддийского догмата о бренности земного бытия?










Другое название Бирмы – Мьянма. Это страна, где древние и великолепные, с миллионами золотых шпилей, храмы с невозмутимым спокойствием взирают на суетную жизнь людей, на все перемены в их жизни, на беспокоящие их тревоги и проблемы. Здесь существует множество чудес для человеческого взора: извилистые живительные реки, волшебные туманные утра на них, неправдоподобные краски закатов, сверкающие озера, пышные горные леса, а также яркие и запутанные города Бирмы. Они – часть богатого наследия страны, они – религиозные центры, они -центры развития ремесел, древние и современные столицы.

Мьянма города и их население

Надежной переписи населения в стране не было с 1930 года. По приблизительным оценкам июля 2012 года население страны было около 54 500 000.

Бирма готовится к проведению своей первой за 30 лет общенациональной переписи населения. Она пройдет в 2014 году, учет населения будет проведен с использованием международных стандартов. Бывшая столица и экономический центр Янгон – наиболее населенный город, второй по величине – Мандалай, а нынешняя столица Бирмы – Нейпьидо (Naypyidaw) – всего только третья.


Города Мьянмы список

Подавляющее большинство населения Бирмы – сельские жители, в городах живет только 8 миллионов человек. Не считая столицы, Мьянма имеет только три действительно крупных города, прочее – горстка мелких. Но эта картина может в ближайшем будущем измениться.

Название Административное подразделение Население
1 Янгон Янгон 4 572 948
2 Мандалай Мандалай 1 237 028
3 Нейпьидо (Naypyidaw) Мандалай 924 608
4 Моламьяйн (Моулмейн, Mawlamyaing) Мон 451 011
5 Таунджи (Tauggyi) Шан 445 593
6 Пегу Пегу 248 899
7 Pathein Иравади 241 624
8 Pyay Пегу 239 854
9 Монива Сагайн 185 783
10 Ситтве Ракхайн 181 172

Во всем мире продолжается тенденция к урбанизации, почти половина всех людей во всем мире живут в городах, и Мьянма не будет исключением. Ученые прогнозируют, что к 2030 году численность городского населения страны возрастет до 18 миллионов. Но, как уже приходилось наблюдать на опыте многих стран, если процесс урбанизации не управляется, то он может стать причиной экономических, политических и социальных бед.

Странная столица Мьянмы Нейпьидо

Трудно сказать, чем была вызвана необходимость переноса столицы Бирмы.

Возможно, это была рекомендация астрологов, к которым во все периоды истории страны очень внимательно прислушивались все бирманцы, начиная от крестьянина и кончая королем. Известно, правители часто меняли дислокацию своих столиц, поэтому имеется много городов со статусом “бывших столиц”.

Возможно были иные соображения – оборонительные. Или желание генералов отгородиться от своего беспокойного и вечно недовольного народа. Или была верна официальная версия переезда правительства, которая мотивировала это необходимостью некоей союзной территории для работы союзного правительства страны.

Но как то ни было, 6 ноября 2005 года длинная процессия государственных служащих отправилась по пыльному шоссе в прогресс. Их путь лежал на 300 км к северу от исторической столицы Рангуна, где среди девственных лесов всего за несколько лет возвели новую столицу Мьянмы – Нейпьидо, название которой в переводе означает “дом царей”.


Один западный дипломат, одним из первых посетивший этот новый город, сказал, что он настолько огромен, что на него надо смотреть из космоса. Впечатление от новой столицы Бирмы было странное: пустынное восьми полосная автомобильная дорога, по обе стороны которой на значительном удалении друг от друга стоят дома, государственные учреждения, гостиницы, военные казармы… Все вытянуто строго по линиям, повсюду широкие улицы, круговые дороги.

Единственными признаками жизни в этой пустоте были соломенные шляпы дворников, похоже, что их борьба с пылью должна была продемонстрировать связь с реальностью этого изолированного места. Генерал Тан Шве надеялся, что многополосные автомагистралей, шикарные торговые центры, спортивные стадионы и стильные отели нового главного города поднимут международный авторитет Бирмы.

Главные достопримечательности – прежде всего президентский дворец и парламент – окружены рвом, через который проходит ряд мостов. К зданиям парламента ведет дорога, имеющая целых двадцать полос.

В центре Нейпьидо стоит золотой храм, копия , предназначенный для почтения богов и снискания их благоволения. На всякий случай, дополнительно для привлечения удачи, рядом поместили пару белых слонов, которые являются, по бирманским поверьям, предвестниками благополучия и удачи.


Сотрудники министерств живут Нейпьидо без особой роскоши с своих служебных квартирах, которые они обязаны освободить после отставки. Обычно это хоть и 4-х комнатная, но с малым метражом, квартира. Крохотная кухонька с раковиной, столом и электроплиткой. Обстановка везде аскетическая – диван, столик, но обязательно – телевизор, при входе всегда алтарь, на нем статуэтка Будды, живые цветы, палочки для благовоний и чашечки с вареным рисом.

Хотя столицы Мьянмы возводилась под патронатом компетентного астролога, выбранное для нее место оказалось совсем не райским: в Нейпьидо летом очень жарко, жарче, чем в других местах страны, в сезон дождей сутки напролет могут идти ливни, в другое время с неба подолгу не капает ни капли влаги и все изнывает от засухи.

На протяжении первых нескольких лет своего существования Нейпьидо был закрыт для иностранных туристов. С 2011 года город открыт для иностранных гостей, зарубежных туристов и журналистов. Однако, туристов мало. Большинство иностранных граждан, которые едут в столицу Бирмы, являются мировыми лидерами, сотрудниками неправительственных организаций или деловыми людьми. В городе проходят международные встречи, затрагивающие значимые политические и экономические события. Отели в новой столице Мьянмы стоят дорого. Цены начинаются от 35 долларов США до 200 долларов за ночь.

К столице Мьянмы ведет прекрасная новая автомагистраль от Янгона. Город обживается. Жители сажают сады и цветы возле домов, рядом растут пальмы и дынные деревья – папайи. Открываются двери долго пустовавших торговых центров и модных бутиков, предлагающих одежду мировых брендов. По вечерам жители отдыхают у искусственных водопадов и фонтанов. Изредка случаются, немыслимые пару лет назад, пробки на дорогах.

Нейпьидо не похож ни на один город Бирмы. Более всего он похож на такие же, созданные со специальной целью столицы других государств, вроде австралийской Канберры.

Это современный, комфортный и чистый, но – очень дорогой для обычных бирманских людей город. Правительство утверждает, что в нем проживает населения немногим более 900 тысяч человек, но эта цифра многими компетентными людьми подвергается сомнению.

Столица Мьянмы Нейпьидо – это город, резко контрастирующий с повседневной жизнью остальной части Бирмы.

Ворота в Мьянма – город Янгон

Янгон – крупнейший город Мьянмы и главные ворота в страну. Он – удивительная смесь прошлого и будущего страны.

Если для вас представляет интерес колониальная архитектура, то здесь сокровищница зданий этого периода. Практически во всех мегаполисах Азии при их модернизации со старине безжалостно прошлись бульдозером. А это – город, в котором, как нигде в Азии, остановилось время. Его городской пейзаж усеян не только современными, из стекла и бетона, высотными сооружениями, но и многочисленными, как величественными, так и скромными зданиями колониальной эпохи.

Рядом с легендарным и очень дорогим отелем The Strand, вдоль набережной реки и Хлаинг, тянется квартал со зданиями разных времен и разных стилей британской колониальной эпохи: викторианский, королевы Анны, неоклассической, арт-деко, сплавы британской и бирманской архитектуры. Большинство из них сильно обветшало и находится в упадке.

Это уникальное наследие находится под угрозой сноса и застройки на их месте современных, приносящих огромные доходы, гостиниц и торговых центров. Одной из важных проблем Мьянмы теперь, когда в страну хлынули туристы, является сохранение архитектуры города и его чарующей атмосферы.

Заметим, что характерная общая черта для множества городов Бирмы - остатки некогда великолепной архитектуры, старинные здания, фасады которых были некогда элегантно украшены стильными отделочными материалами.


Бывшая столица – живой и шумный город. Это родной дом для множества знаменитых пагод, таких как:

  • Пагода Чауктаджи (Chaukhtatgyi), в которой находится одна из самых почитаемых в Мьянме статуй Будды – исполинская, лежащая, на ногах которой золотом сделаны описания его многих жизней;
  • Пагоды Суле (Sule) – монументальной и ошеломляющей своей восьмиугольной ступой, она находится в самом центре города;
  • Пагода Ботатхаун (Botataung), названная в честь тысячи воинов. В название пагоды слово “tataung” означает тысяча. Эта тысяча героев принесла реликвии Будды из Индии в Мьянму. Священные раритеты хранятся под стеклом внутри этой пагоды – настоящей золотой шкатулки;
  • И самой известной из них – потрясающей, божественной красоты пагоды Шведагон, с входящими в ее состав десятками храмов-павильонов.

Посещение музеев – прекрасный способ понять страну и оценить ее богатство. Посетите янгонский национальный музей.

Бесспорно, здесь самая большая в стране коллекция бесценных бирманских артефактов прошлого. Можно потратить весь день просто разглядывая экспонаты, принадлежавшие королевским династиям, образцы искусства, живописи, музыкальных инструментов. Здесь находится львиный трон 26 футов высоты короля Тибо, . Для тех, кто интересуется, есть также обширная коллекция доисторической эпохи страны. Есть экспонаты, рассказывающие о развитии бирманского языка. Количество и разнообразие экспонатов в музее гарантирует, что там будет интересно каждому.

Лучший способ войти в контакт с живой и яркой жизнью местных жителей, это путешествие на поезде по круговому маршруту через Янгона и его пригороды. Полный круг он совершает примерно за три часа. Поезд едет медленно, останавливается на небольших станциях. А вы можете наблюдать бесконечный парад входящих и выходящих бирманцев: молодых и старых, мужчин, женщин, младенцев и детей постарше, . Для них это один из основных и самых дешевых видов транспорта. Грохот поезда, старые темного дерева сиденья… Кипящая обычная жизнь простых , везущих мешки, тюки, свертки, связки, корзины овощей и товаров… Лоточники, предлагающие еду и всякую мелочь…

Можно завязать разговор с кем-нибудь из сидящих рядом пассажиров, они охотно пойдут на контакт. А в открытые окна поезда заглядывает пышной зелень этой непревзойденной страны, видны рисовые поля, уютные деревни…


В самом центре Янгона на улице Bogyoke Аун Сан расположен центральный крытый рынок Bogyoke Аун Сан, также известный как рынок Скотт-маркет. Это один из наиболее популярных рынков в Бирме. Там продается все – от еды и до рубинов: сувениры ручной работы, картины местных художников, изделия из сандалового дерева с приятным ароматом, антиквариат, ювелирные изделия, драгоценные камни, одежда, шелковые ткани, . Здесь есть все. Рынок так велик, что здесь можно заблудиться. Это место, идеальное для покупки сувениров и подарков. Рынок открыт всю неделю с 9 утра до 7 вечера.

Не очень туристический Моламьяйн

Моламьяйн, столица штата Мон, большой город Мьянмы, являющийся домом для почти полумиллиона человек. Он – один из самых живописных городов в Бирме, а, возможно, в Юго-Восточной Азии. Он – воздушные ворота в Юго-Восточную и южную Мьянму, центр судостроения, а также процветающий морской порт на побережье страны.

Во времена британской колонизации город был особенно богат и хорош: он был главным портом страны. Некогда его называли “маленькая Англия среди буддистских ступ и монастырей”. В нем сохранилось большое количество старых колониальных домов, увы, как и везде, находящихся в плачевном состоянии. Однако не стерлось собственное очарование города с богатой историей.

Здесь почти нет туристов.

Город славится своей отличной кухней, это центр кулинарной культуры Мьянмы. Местные жители говорят, что, Мандалай для разговора, Янгон для хвастовства, а Моламьяйн для еды. Тут много фруктов тропических широт, непременно попробуйте помело и дуриан.


В Моламьяйн много буддистских памятников, пагод и ступ. Пожалуй, самыми известными из них являются древнейшая пагода У Зин и пагода Кайяками, с хранящимися в ней бесценными реликвиями – волосом Будды, рукописной Трипитакой и золотыми изображениями.

RSS, Email ​ "Это как раз то место!" - провозгласил король. (Мандалай – древняя столица Бирмы)

Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.
Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства…

Была и еще одна причина – посмотрим в глаза исторической правде – города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии.
И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.
Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди.
У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии.

Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева – дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы – Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено.
Через три года в Мандалае жило уже двести тысяч человек – в то время как в Рангуне, возводимом англичанами на юге страны, было втрое меньше жителей.
Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты. "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья. В Мандалае священнослужителями была создана книга куда более основательная.


Пять месяцев длилось совещание. Пять месяцев сличались и выправлялись древние священные тексты. Пять последующих лет резчики выбивали знаки на камне. Так возникла в Мандалае пагода Кутодо – книга из семисот двадцати страниц, белых мраморных плит с выдолбленными на них преданиями, мантрами и именами преданных буддизму королей Бирмы. Мраморные страницы и по сей день длинными рядами окружают центральную ступу пагоды.
Однако времена короля Миндона не были временами благочестия, буддизм не главенствовал в его стране. Монахи-книжники библиотеки-пагоды Кутодо до сих пор считают, что королевский трон Бирмы погубило не что иное, как меры безопасности, принятые при закладке стен крепости Мандалая.
Люди, умершие насильственной смертью, становятся натами-тхейн - могущественными духами, такое суеверие бытовало во времена короля Миндона. Духи умерщвленных людей возвращались на место своей гибели и ревностно оберегали его, ибо это было гарантией и их покоя. Поэтому и возник кровавый ритуал при закладке городов и дворцов заживо погребать людей под массивными столбами ворот и в углах оград.

Этот обычай, сохранявшийся вплоть до середины XIX века, находился в вопиющем противоречии с догмами буддизма, считающего чудовищным грехом лишение жизни любого живого существа. Но решающее слово при дворе бирманского короля принадлежало в те времена звездочетам и прорицателям, брахманам из Индии.
Вместе с жертвами (некоторые источники утверждают, что Мандалаю понадобились пятьдесят два защитника-духа) под фундаментами крепости были закопаны горшки с маслом. Каждые семь лет прорицатели проверяли, надежна ли еще защита натов-тхейн, не нужны ли новые жертвы. Если масло оставалось нетронутым, покровительство духов действовало, город оставался в безопасности.

В 1880 году, в правление короля Тибо, преемника Миндона, взявшего курс на разрыв с Британской империей, при такой проверке обнаружилось, что масло в сосудах либо высохло, либо через трещины вытекло и впиталось в землю.
Это было зловещим предзнаменованием. Разразившаяся эпидемия оспы, не пощадившая даже первенца короля, стала началом бед. Затем из клетки придворного зверинца вырвался тигр и разорвал человека. Встревоженные астрологи предложили королю снова перенести столицу, но эта решительная мера вряд ли могла спасти бирманский трон.

В ноябре 1885 года части британской колониальной армии поднялись вверх по реке Иравади и без единого выстрела заняли город. Короля вместе с семьей навеки изгнали из страны. Столицей Бирмы стал построенный англичанами Рангун. А за стенами красного кирпича, в мандалайском дворце и монастырях, превратив их в клубы, канцелярии, казармы, поселились английские солдаты.
Склоны Мандалайского холма усыпаны глиняными черепками. Кувшины, в которых доставлены благовония в дар Будде, разбивают, чтобы их нельзя было использовать еще раз. На вершине стоит сохранившаяся со времен строительства города статуя Будды, повелительным жестом указывающая вниз: "Пусть здесь поднимется город, который станет центром Мира!".

Но недолго продлилась земная слава города… А впрочем, не есть ли это задуманное за две тысячи четыреста лет до закладки его первого камня подтверждение буддийского догмата о бренности земного бытия?

Паган (или Баган) — древняя столица одноимённого царства на территории современной Мьянмы. Город находится на сухом плато вдоль западного берега реки Иравади, к юго-востоку от Мандалая, недалеко от города Чаук в округе Магуэй. В настоящее время на месте древнего города находится археологическая зона с тысячами пагод, храмов, ступ и монастырей.

Руины Пагана занимают площадь около 40 км². Большинство сооружений было построено в период XI-XIII веков, когда Паган был столицей династийного царства. Король Пьинбья в конце 9 века перенёс в Паган столицу.

В начале прошлого тысячелетия столицей Бирмы был город Баган. За 300 лет правления 55 королей построили здесь 4 000 буддистких храма. Их острые крыши хаотично тянутся к небу, налезая одна на другую. Самые потрясающие виды открываются с воздуха. Вертолетов нет, а вот на воздушном шаре можно прокатиться.

Вкратце история этого места следующая. В 1044 году на царство заступил король Аноратха. Он встретился с монахом из Индии и под впечатлением от встречи поменял государственную религию с индуизма на буддизм. Чуть позже король получил из Шри-Ланки великую реликвию — зуб Будды. Подданные были недовольны, что король оставил реликвию себе. Они тоже хотели молиться зубу Будды. Тогда король сделал 3 копии зуба и построил 4 больших ступы, в каждую из которых положил по зубу.

Однако переносы столицы в бирманской истории случались нередко, и в 11 веке король Аноратха перенёс столицу в другой город. Аноратха решил превратить Паган в культурный центр. Он утвердил учение буддизма Тхеравады в качестве государственной религии и послал духовную миссию в Шри-Ланку, откуда прибыли монахи и помогли ему завершить обращение всей страны в Тхераваду.

Паган стал центром науки, религии и культуры, одним из крупнейших городов мира. В конце 13 века царство было занято монголами. Город был разграблен, золотые пагоды ободраны, многочисленные религиозные реликвии были украдены.

Город Паган как таковой не существует — есть только аэропорт Баган, и несколько деревень (Ньяун У, Ве-чжи Ин, Мьинкаба, Старый Баган) вокруг и внутри огромной археологической зоны с разбросанными тысячами больших и маленьких ступ и пагод. Наиболее значимые ступы — такие как Швезигон и Локананда Чаун, хранящие зубы Будды, — покрыты , подходы к ним заасфальтированы, и вокруг построено множество павильонов. Большинство пагод построены из красного кирпича и белого камня и не покрыты золотом. Менее значимые пагоды также охраняются и реставрируются. В удалении стоит много совсем маленьких ступ и пагод, некоторые из них разрушены. Местами между храмами — выжженная пустыня, местами — одиноко стоящие пальмы, местами — зеленые заросли.

Обычно храмы симметричной формы с четырьмя алтарями и статуями будды в каждом направлении горизонта. Здесь также находится более 700 ступ со святыми реликвиями. Интересны и пещеры "губьяучжи" — храмы с лабиринтом корридоров, разрисованных фресками. Более старые фрески двухцветны, поздние фрески многоцветны, а изображения часто фантастические и сюрреалистические. Это место очень популярно среди туристов, так как можно не один день переходить от храма к храму, медитировать перед алтарями, залезать на верхие ярусы по крутым ступеням и через внутренние темные лестницы, любоваться закатом со специальных смотровых площадок на вершинах храмов.

Несмотря на очевидную культурно-историческую значимость, ЮНЕСКО не смогло объявить Паган объектом всемирного наследия по политическим причинам.