Действия с обыкновенными дробями 27.5.4. Арифметические действия с дробями

Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”. И. Павлов.

  • усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач, уравнений;
  • развитие памяти учащихся, культуры устной речи, познавательного интереса школьников;
  • воспитать ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование:

Карточки с заданиями к игре “Поле чудес”

Карточки к проверочной работе;

Сигнальные карточки к устным упражнениям;

Модели цветов.

Структура урока.

Этапы урока Вид деятельности Тип деятельности Форма деятельности
1 Организационный момент.
2 Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. 1) Вступительное слово учителя.

2) Сообщение учащихся: “История возникновения обыкновенных дробей”.

Развивающая

Коллективная

3 Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов. 1) Отгадывание кроссворда.

2) Устные упражнения (тесты).

Повторительная

Тренировочные

Фронтальная

Фронтальная

4 Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий. 1) Игра “Поле чудес”.

2) Физкультминутка: “Поляна Правил”.

Закрепляющая

Повторительная

Коллективная

Фронтальная

5 Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания. Проверочная работа (дифференцированная) Контролирующая Индивидуальная
6 Домашнее задание: усвоение ведущих идей и основных теорий. 1) Кроссворд.

2) Сочинение сказки.

3) №925 (б, в)

Творческая

Закрепляющая

Индивидуальная
7 Подведение итогов урока

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 1.

2.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 2 . Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, мы посетим страну “Обыкновенные дроби”. В этой стране мы сделаем несколько остановок: побываем в “деревне Исторической”, посетим “замок Кроссвордный”, заглянем на “Тестодром”, поиграем на “Поле чудес”, отдохнём на “поляне Правил”, одолеем “горы Ума”, побродим в “лесу Сказочном”. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, умение применять их при решении задач и уравнений, проявить активность, находчивость и смекалку.

Слайд 3. Попасть в страну Обыкновенные дроби, минуя “деревню Историческую” нельзя. Поэтому первую остановку мы сделаем здесь, где группа учащихся расскажет об истории возникновения дробей.

Сообщение учащихся: “История возникновения обыкновенных дробей”.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, повторение и анализ основных фактов.

Слайд 4. Следующая остановка “замок Кроссвордный” , здесь учащимся нужно отгадать кроссворд.

1.
3.
6.
1.
2.
5.

По вертикали: 1. Как называется дробь, записанная в виде ?

По горизонтали:

2. Как называется число, записанное над чертой дроби?

3. Как называется число, записанное под чертой дроби?

4. Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель делятся на одно и то же число?

5. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?

6. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?

Слайд 5. (Ответы)

1.
3. с о к р а т и м а я
б
ы
к
6. н е п р а в и л ь н а я
о
в
1. ч и с л и т е л ь
н
2. з н а м е н а т е л ь
а
5. п р а в и л ь н а я

Слайд 6. А сейчас мы заглянем на “Тестодром” , где обучающиеся должны найти и показать правильные ответы на вопросы, подняв соответствующую сигнальную карточку.

Действия с дробями. В этой статье разберём примеры, всё подробно с пояснениями. Рассматривать будем обыкновенные дроби. В дальнейшем разберём и десятичные. Рекомендую посмотреть весь и изучать последовательно.

1. Сумма дробей, разность дробей.

Правило: при сложении дробей с равными знаменателями, в результате получаем дробь – знаменатель которой остаётся тот же, а числитель её будет равен сумме числителей дробей.

Правило: при вычислении разности дробей с одинаковыми знаменателями получаем дробь – знаменатель остаётся тот же, а из числителя первой дроби вычитается числитель второй.

Формальная запись суммы и разности дробей с равными знаменателями:


Примеры (1):


Понятно, что когда даны обыкновенные дроби, то всё просто, а если смешанные? Ничего сложного…

Вариант 1 – можно перевести их в обыкновенные и далее вычислять.

Вариант 2 – можно отдельно «работать» с целой и дробной частью.

Примеры (2):


Ещё:

А если будет дана разность двух смешанных дробей и числитель первой дроби будет меньше числителя второй? Тоже можно действовать двумя способами.

Примеры (3):

*Перевели в обыкновенные дроби, вычислили разность, перевели полученную неправильную дробь в смешанную.


*Разбили на целые и дробные части, получили тройку, далее представили 3 как сумму 2 и 1, при чём единицу представили как 11/11, далее нашли разность 11/11 и 7/11 и вычислили результат. Смысл изложенных преобразований заключается в том, чтобы взять (выделить) единицу и представить её в виде дроби с нужным нам знаменателем, далее от этой дроби мы уже можем вычесть другую.

Ещё пример:


Вывод: имеется универсальный подход – для того, чтобы вычислить сумму (разность) смешанных дробей с равными знаменателями их всегда можно перевести в неправильные, далее выполнить необходимое действие. После этого если в результате получаем неправильную дробь переводим её в смешанную.

Выше мы рассмотрели примеры с дробями, у которых равные знаменатели. А если знаменатели будут отличаться? В этом случае дроби приводятся к одному знаменателю и выполняется указанное действие. Для изменения (преобразования) дроби используется основное свойство дроби.

Рассмотрим простые примеры:


В данных примерах мы сразу видим каким образом можно преобразовать одну из дробей, чтобы получить равные знаменатели.

Если обозначить способы приведения дробей к одному знаменателю, то этот назовём СПОСОБ ПЕРВЫЙ .

То есть, сразу при «оценке» дроби нужно прикинуть сработает ли такой подход – проверяем делится ли больший знаменатель на меньший. И если делится, то выполняем преобразование — домножаем числитель и знаменатель так чтобы у обеих дробей знаменатели стали равными.

Теперь посмотрите на эти примеры:

К ним указанный подход не применим. Существуют ещё способы приведения дробей к общему знаменателю, рассмотрим их.

Способ ВТОРОЙ .

Умножаем числитель и знаменатель первой дроби на знаменатель второй, а числитель и знаменатель второй дроби на знаменатель первой:

*Фактически мы приводим дроби к виду, когда знаменатели становятся равными. Далее используем правило сложения робей с равными знаменателями.

Пример:

*Данный способ можно назвать универсальным, и он работает всегда. Единственный минус в том, что после вычислений может получится дробь которую необходимо будет ещё сократить.

Рассмотрим пример:

Видно что числитель и знаменатель делится на 5:

Способ ТРЕТИЙ.

Необходимо найти наименьшее общее кратное (НОК) знаменателей. Это и будет общий знаменатель. Что это за число такое? Это наименьшее натуральное число, которое делится на каждое из чисел.

Посмотрите, вот два числа: 3 и 4, есть множество чисел, которые делятся на них – это 12, 24, 36, … Наименьшее из них 12. Или 6 и 15, на них делятся 30, 60, 90 …. Наименьшее 30. Вопрос – а как определить это самое наименьшее общее кратное?

Имеется чёткий алгоритм, но часто это можно сделать и сразу без вычислений. Например, по указанным выше примерам (3 и 4, 6 и 15) никакого алгоритма не надо, мы взяли большие числа (4 и 15) увеличили их в два раза и увидели, что они делятся на второе число, но пары чисел могут быть и другими, например 51 и 119.

Алгоритм. Для того, чтобы определить наименьшее общее кратное нескольких чисел, необходимо:

— разложить каждое из чисел на ПРОСТЫЕ множители

— выписать разложение БОЛЬШЕГО из них

— умножить его на НЕДОСТАЮЩИЕ множители других чисел

Рассмотрим примеры:

50 и 60 => 50 = 2∙5∙5 60 = 2∙2∙3∙5

в разложении большего числа не хватает одной пятёрки

=> НОК(50,60) = 2∙2∙3∙5∙5 = 300

48 и 72 => 48 = 2∙2∙2∙2∙3 72 = 2∙2∙2∙3∙3

в разложении большего числа не хватает двойки и тройки

=> НОК(48,72) = 2∙2∙2∙2∙3∙3 = 144

* Наименьшее общее кратное двух простых чисел равно их произведению

Вопрос! А чем полезно нахождение наименьшего общего кратного, ведь можно пользоваться вторым способом и полученную дробь просто сократить? Да, можно, но это не всегда удобно. Посмотрите, какой получится знаменатель для чисел 48 и 72, если их просто перемножить 48∙72 = 3456. Согласитесь, что приятнее работать с меньшими числами.

Рассмотрим примеры:

*51 = 3∙17 119 = 7∙17

в разложении большего числа не хватает тройки

=> НОК(51,119) = 3∙7∙17

А теперь применим первый способ:

*Посмотрите какая разница в вычислениях, в первом случае их минимум, а во втором нужно потрудиться отдельно на листочке, да ещё и дробь которую получили сократить необходимо. Нахождение НОК упрощает работу значительно.

Ещё примеры:


*Во втором примере и так видно, что наименьшее число, которое делится на 40 и 60 равно 120.

ИТОГ! ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ВЫЧИСЛЕНИЙ!

— приводим дроби к обыкновенным, если есть целая часть.

— приводим дроби к общему знаменателю (сначала смотрим делится ли один знаменатель на другой, если делится то умножаем числитель и знаменатель этой другой дроби; если не делится действуем посредством других указанных выше способов).

— получив дроби с равными знаменателями, выполняем действия (сложение, вычитание).

— если необходимо, то результат сокращаем.

— если необходимо, то выделяем целую часть.

2. Произведение дробей.

Правило простое. При умножении дробей умножаются их числители и знаменатели:

Примеры:

Задача. На базу привезли 13 тонн овощей. Картофель составляет ¾ от всех завезённых овощей. Сколько килограмм картофеля завезли на базу?

С произведением закончим.

*Ранее обещал вам привести формальное объяснение основного свойства дроби через произведение, пожалуйста:

3. Деление дробей.

Деление дробей сводится к их умножению. Здесь важно запомнить, что дробь являющаяся делителем (та, на которую делят) переворачивается и действие меняется на умножение:

Данное действие может быть записано в виде так называемой четырёхэтажной дроби, ведь само деление «:» тоже можно записать как дробь:

Примеры:

На этом всё! Успеха вам!

С уважением, Александр Крутицких.

Все действия с обыкновенными дробями.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные – систематирзирвать, обобщить и повторить знания по теме «Обыкновенные дроби»; закрепить умения и навыки учащихся при решении задач по данной теме.

Развивающие –– развивать память, внимание, познавательные способности учащихся; формировать навык исследовательской работы.

Воспитательные – воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относится к ответам однокласников, работать в группах.

План урока :

1. Вводно-мотивационная часть урока.

    Организационный момент.

    Знакомство учащихся с целями и ходом урока.

2. Основная (операционная) часть урока.

    Устная работа.

    Математический диктант по теории.

    Самопроверка диктанта, анализ ошибок.

    Решение задач.

    Историческая справка.

3. Рефлексивно-оценочная часть урока.

    Итог урока, выставление оценок.

    Рефлексия.

Ход урока.

Вводно-мотивационная часть урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объявление темы и цели урока.

Сегодня необычный урок – урок соревнование. За правильно выполненные задания, за активную работу ученик награждается баллами, которые суммируется в конце урока. Итоги будут подводится как среди команд, так и в личном первенстве. Таким образом, каждый учащийся получит в конце урока оценку.

Представляет гостей. Рассказывает кто в каких моментах урока будет задействован.

Класс разделён на три команды.

Записывают в тетрадях число и тему урока.

Основная (операционная) часть урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Устная работа

Объясняет условия работы.

Учащиеся одной из команд дают задания для устного счёта второй команде. Если ответ последовал неверный, то право ответа предоставляется третьей команде. Затем команды меняются ролями.

Объявляет о начале диктанта. Объясняет, что он будет проходить с помощью презентации в программе Microsoft Power Рoint. Предупреждает, что слайды будут меняться через определённое время и возврата к ним не будет. Объявляет о количестве вопросов и форме ответов.

Подписывают выданные листы, с закреплёнными на них копировками. Записывают на листах номер варианта. За верное высказывание ставят знак «+», за неверное – знак «-».

Самопроверка диктанта, анализ ошибок.

На экране слайд с верными ответами. Обсуждает с учащимися ошибки. При необходимости возвращается к слайду с вопросами.

Сдают листы с копировками организаторам урока. По оставшимся листам и проверяют правильность ответов, анализируют ошибки.

Решение задач.

Распределяет учащихся для решения тестов и задач. Направляет организаторов.

Половина учащихся выполняют тесты. Остальные учащиеся решают задачи по индивидуальным карточкам. Тесты созданы таким образом, что сами проверяют правильность ответов и выставляют количество баллов за них. Организаторы фиксируют баллы и заносят в сводную ведомость.

Историческая справка.

Когда все учащиеся выполнили тест и решили задачу, организаторы подводят итоги урока. Учитель заслушивает выступление команд с историческими справками о дробях.

Представители каждой команды выступают с историческими сведениями о дробях, тем самым зарабатывая дополнительные баллы для себя и для своей команды.

Рефлексивно-оценочная часть урока часть урока.

Приложения

Математический диктант по теории.

Вариант 1

1. При сложении дробей с одинаковыми знаменателями знаменатель остаётся тем же, а числители складываются.

2. Если знаменатели дробей – взаимно простые числа, то наименьшим общим знаменателем будет произведение этих знаменателей.

3. При нахождении дроби от числа надо число разделить на дробь.

4. Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить их целые части и отнять сумму дробных частей.

5. Если при сложении дробей получается неправильная дробь, то надо результат записать в виде смешанного числа.

6. При вычитании правильной дроби из целого числа, надо целое число записать в виде дроби со знаменателем один и выполнить вычитание дробей.

7. При делении смешанного числа на дробь, надо смешанное число записать в виде неправильной дроби и выполнить действие.

8. При умножении целого числа на дробь, надо целое число умножить на числитель, а знаменатель оставить тем же.

9. При делении единицы на дробь получается данная дробь.

10. Чтобы разделить дробь на дробь, надо делимое умножить на число обратное делителю.

Вариант 2

1. Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, надо привести их к наибольшему общему знаменателю и выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2. Если один из знаменателей делится на другой, то наименьшим общим знаменателем будет меньший знаменатель.

3. Древнегреческий математик Евклид доказал, что наибольшего простого числа не существует.

4. При нахождении числа по его дроби, надо число умножить на дробь.

5. Чтобы из единицы вычесть дробь, надо единицу записать в виде неправильной дроби со знаменателем равным знаменателю дроби, которую вычитаем.

6. Произведение двух дробей есть дробь, в числителе которой произведение знаменателей, а в знаменателе – произведение числителей.

7. Чтобы выделить целую часть из неправильной дроби, надо числитель умножить на знаменатель.

8. При умножении единицы на дробь получается та же самая дробь.

9. При делении дроби на единицу получается дробь обратная данной.

10. Два числа называются взаимно обратными, если их частное равно единице.

Тест

Вариант 1

1. Сумма чисел и равна:

а) ; б) ; в) ; г) .

2. Разность чисел и 0,12 равна:

а) 0,18; б) ; в) ; г) 0,21.

3. Значение выражения
равно:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. 15% от числа 30 равны:

а) 2; б) 4,5; в) 15; г) 0,45.

5. Чему равно число х , если числа х равны 2,1?

а) ; б) ; в) 0,9; г) 4,9.

6. Какую часть составляет разность чисел и 0,5 от их суммы?

а) ; б) ; в) ; г) правильного ответа нет.

7. Решите уравнение
.

а) ; б) ; в) ; г) .

Вариант 2

1. Разность чисел и равна:

а) ; б) ; в) ; г) .

2. Сумма чисел и 0,15 равна:

а) ; б) 0,31; в) ; г) .

3. Значение выражения равно:

а) ; б) ; в) ; г) .

4. 35% от числа 70 равны:

а) 24,5; б) 2; в) 2,45; г) 35.

5. Чему равно число у , если числа у равны 4,8?

а) ; б)1,8; в) 12,8; г) .

6. Какую часть составляет разность чисел 0,1 и от их суммы?

а) ; б) правильного ответа нет; в) ; г) .

7. Решите уравнение.

а) ; б) ; в) ; г) .

Задачи.

Вариант 1

В совхозе всей земли занимают луга, остатка – посевная площадь, а остальная земля занята лесом. Найти площадь всей земли, если известно, что площадь лугов больше посевной площади на 520 га.

Вариант 2

Из кассы в первый раз выдали всех наличных денег, во второй - остатка, а в третий – остальные деньги. Сколько денег выдано из кассы, если в первый раз выдано на 1400 руб. больше, чем во второй?

Вариант 3

Автомобиль прошёл в первый день всего пути, во второй - того, что прошёл в первый день, а в третий день прошёл на 35 км меньше, чем во второй. Сколько километров прошёл автомобиль за три дня?

Вариант 4

В колхозе всей земли засеяно озимыми, остатка – кукурузой, а остальная земля занята овощами. Определить площадь всей земли в колхозе, если известно, что под озимыми посевами на 780 га больше, чем под кукурузой.

Вариант 5

В первый час автобус прошёл всего пути, а во второй - , а в третий – остальную часть пути. Какое расстояние прошёл автобус за три часа, если за третий час он прошёл на 20 км меньше, чем за первый?

Вариант 6

Колхоз в первый день сдал государству всего зерна, намеченного по плану, во второй - того, что сдал в первый день, а в третий – остальное зерно, причём за третий день сдано на 42 т больше, чем за второй день. Сколько зерна сдал колхоз за три дня?

Вариант 7

Кирпичный завод за первую неделю выполнил месячного задания, за вторую неделю - того, что было сделано за первую неделю, а за третью – остальные 28000 штук кирпича. Сколько кирпича должен был изготовить завод за месяц?

Вариант 8

Комбайнёр собрал с участка урожай пшеницы за три дня. В первый день он собрал урожай с всего участка, во второй - с участка, а в третий - с оставшихся 27 га. Сколько пшеницы собрал комбайнёр со всего участка, если с каждого гектара собирал по ц пшеницы?

Дополнительное задание.

Катер по течению прошёл расстояние между двумя пристанями за 5 часов, а возвращаясь обратно, он то же расстояние прошёл за 6 часов. Сколько времени будет плыть плот на этом участке?

Дифференцированное домашнее задание.

Для тех, кто получил оценку «5»: № 704.

Для тех, кто получил оценку «4»: № 711, 716(з).

Для остальных учащихся: № 711, 716(в,г,з), 632(3,4).

Дробь — форма представления числа в математике. Дробная черта обозначает операцию деления. Числителем дроби называется делимое, а знаменателем — делитель. Например, в дроби числителем является число 5, а знаменателем — 7.

Правильной называется дробь, у которой модуль числителя больше модуля знаменателя. Если дробь является правильной, то модуль её значения всегда меньше 1. Все остальные дроби являются неправильными .

Дробь называют смешанной , если она записана как целое число и дробь. Это то же самое, что и сумма этого числа и дроби:

Основное свойство дроби

Если числитель и знаменатель дроби умножить на одно и то же число, то значение дроби не изменится, то есть, например,

Приведение дробей к общему знаменателю

Чтобы привести две дроби к общему знаменателю, нужно:

  1. Числитель первой дроби умножить на знаменатель второй
  2. Числитель второй дроби умножить на знаменатель первой
  3. Знаменатели обеих дробей заменить на их произведение

Действия с дробями

Сложение. Чтобы сложить две дроби, нужно

  1. Сложить новые числители обеих дробей, а знаменатель оставить без изменений

Пример:

Вычитание. Чтобы вычесть одну дробь из другой, нужно

  1. Привести дроби к общему знаменателю
  2. Вычесть из числителя первой дроби числитель второй, а знаменатель оставить без изменений

Пример:

Умножение. Чтобы умножить одну дробь на другую, следует перемножить их числители и знаменатели:

Деление. Чтобы разделить одну дробь на другую, следует числитель первой дроби умножить на знаменатель второй, а знаменатель первой дроби умножить на числитель второй:

Дробь - число, которое состоит из целого числа долей единицы и представляется в виде: a/b

Числитель дроби (a) - число, находящееся над чертой дроби и показывающее количество долей, на которые была поделена единица.

Знаменатель дроби (b) - число, находящееся под чертой дроби и показывающее на сколько долей поделили единицу.

2. Приведение дробей к общему знаменателю

3. Арифметические действия над обыкновенными дробями

3.1. Сложение обыкновенных дробей

3.2. Вычитание обыкновенных дробей

3.3. Умножение обыкновенных дробей

3.4. Деление обыкновенных дробей

4. Взаимно обратные числа

5. Десятичные дроби

6. Арифметические действия над десятичными дробями

6.1. Сложение десятичных дробей

6.2. Вычитание десятичных дробей

6.3. Умножение десятичных дробей

6.4. Деление десятичных дробей

#1. Основное свойство дроби

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю, то получится дробь, равная данной.

3/7=3*3/7*3=9/21, то есть 3/7=9/21

a/b=a*m/b*m - так выглядит основное свойство дроби.

Другими словами, мы получим дробь, равную данной, умножив или разделив числитель и знаменатель исходной дроби на одно и то же натуральное число.

Если ad=bc , то две дроби a/b =c /d считаются равными.

Например, дроби 3/5 и 9/15 будут равными, так как 3*15=5*9, то есть 45=45

Сокращение дроби - это процесс замены дроби, при котором новая дробь получается равной исходной, но с меньшим числителем и знаменателем.

Сокращать дроби принято, опираясь на основное свойство дроби.

Например, 45/60=15/ ​20 =9/12=3/4 ​ (числитель и знаменатель делится на число 3, на 5 и на 15 ).

Несократимая дробь - это дробь вида 3/4 ​ , где числитель и знаменатель являются взаимно простыми числами. Основная цель сокращения дроби - сделать дробь несократимой.

2. Приведение дробей к общему знаменателю

Чтобы привести две дроби к общему знаменателю, надо:

1) разложить знаменатель каждой дроби на простые множители;

2) умножить числитель и знаменатель первой дроби на недостающие

множители из разложения второго знаменателя;

3) умножить числитель и знаменатель второй дроби на недостающие множители из первого разложения.

Примеры: приведите дроби к общему знаменателю .

Разложим знаменатели на простые множители: 18=3∙3∙2, 15=3∙5

Умножили числитель и знаменатель дроби на недостающий множитель 5 из второго разложения.

числитель и знаменатель дроби на недостающие множители 3 и 2 из первого разложения.

= , 90 – общий знаменатель дробей .

3. Арифметические действия над обыкновенными дробями

3.1. Сложение обыкновенных дробей

а) При одинаковых знаменателях числитель первой дроби складывают с числителем второй дроби, оставляя знаменатель прежним. Как видно на примере:

a/b+c/b=(a+c)/b ​ ;

б) При разных знаменателях дроби сначала приводят к общему знаменателю, а затем выполняют сложение числителей по правилу а) :

7/3+1/4=7*4/12+1*3/12=(28+3)/12=31/12

3.2. Вычитание обыкновенных дробей

а) При одинаковых знаменателях из числителя первой дроби вычитают числитель второй дроби, оставляя знаменатель прежним:

a/b-c/b=(a-c)/b ​ ;

б) Если же знаменатели дробей различны, то сначала дроби приводят к общему знаменателю, а затем повторяют действия как в пункте а) .

3.3. Умножение обыкновенных дробей

Умножение дробей подчиняется следующему правилу:

a/b*c/d=a*c/b*d,

то есть перемножают отдельно числители и знаменатели.

Например:

3/5*4/8=3*4/5*8=12/40.

3.4. Деление обыкновенных дробей

Деление дробей производят следующим способом:

a/b:c/d=a*d/b*c,

то есть дробь a/b умножается на дробь, обратную данной, то есть умножается на d/c.

Пример: 7/2:1/8=7/2*8/1=56/2=28

4. Взаимно обратные числа

Если a*b=1, то число b является обратным числом для числа a .

Пример: для числа 9 обратным является 1/9 , так как 9*1/9= 1 , для числа 5 - обратное число 1/5 , так как 5* 1/5 = 1 .

5. Десятичные дроби

Десятичной дробью называется правильная дробь, знаменатель которой равен 10, 1000, 10 000, …, 10^n 1 0 , 1 0 0 0 , 1 0 0 0 0 , . . . , 1 0 n .

Например: 6/10=0,6; 44/1000=0,044 .

Таким же способом пишутся неправильные со знаменателем 10^n или смешанные числа.

Например: 51/10=5,1; 763/100=7,63

В виде десятичной дроби представляется любая обыкновенная дробь со знаменателем, который является делителем некой степени числа 10 .

менателем, который является делителем некой степени числа 10 .

Пример: 5 - делитель числа 100 , поэтому дробь 1/5=1 *20/5*20=20/100=0,2 0 = 0 , 2 .

6. Арифметические действия над десятичными дробями

6.1. Сложение десятичных дробей

Для сложения двух десятичных дробей, нужно их расположить так, чтобы друг под другом оказались одинаковые разряды и запятая под запятой, а затем выполнить сложение дробей как обычных чисел.

6.2. Вычитание десятичных дробей

Выполняется аналогично сложению.

6.3. Умножение десятичных дробей

При умножении десятичных чисел достаточно перемножить заданные числа, не обращая внимания на запятые (как натуральные числа), а в полученном ответе запятой справа отделяется столько цифр, сколько их стоит после запятой в обоих множителях суммарно.

Давайте выполним умножение 2,7 на 1,3 . Имеем 27 \cdot 13=351 2 7 ⋅ 1 3 = 3 5 1 . Отделяем справа две цифры запятой (у первого и второго числа - одна цифра после запятой; 1+1=2 1 + 1 = 2 ). В итоге получаем 2,7 \cdot 1,3=3,51 2 , 7 ⋅ 1 , 3 = 3 , 5 1 .

Если в полученном результате получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут недостающие нули, например:

Для умножения на 10 , 100 , 1000 , надо в десятичной дроби перенести запятую на 1 , 2 , 3 цифры вправо (в случае необходимости справа приписывается определенное число нулей).

Например: 1,47 \cdot 10 000 = 14 700 1 , 4 7 ⋅ 1 0 0 0 0 = 1 4 7 0 0 .

6.4. Деление десятичных дробей

Деление десятичной дроби на натуральное число производят также, как и деление натурального числа на натуральное. Запятая в частном ставится после того, как закончено деление целой части.

Если целая часть делимого меньше делителя, то в ответе получается нуль целых, например:

Рассмотрим деление десятичной дроби на десятичную. Пусть нужно разделить 2,576 на 1,12 . Первым делом, умножим делимое и делитель дроби на 100 , то есть перенесем запятую вправо в делимом и делителе на столько знаков, сколько их стоит в делителе после запятой (в данном примере на две). Затем нужно выполнить деление дроби 257,6 на натуральное число 112 , то есть задача сводится к уже рассмотренному случаю:

Бывает так, что не всегда получается конечная десятичная дробь при делении одного числа на другое. В результате получается бесконечная десятичная дробь. В таких случаях переходят к обыкновенным дробям.

Например, 2,8: 0,09= 28/10: 9/100= 28*100/10*9=2800/90=280/9 = 31 1/9 .