Формирование стратегии социально-экономического развития региона морозов сергей иванович. Стратегия экономического развития регионов Стратегическая концепция развития региона

РАБАДАНОВА A.A.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования механизма реализации стратегии долгосрочного развития региона. Сформирована система понятия и категорий стратегического управления и планирования социально-экономического развития на уровне региона. Выделены основные проблемы и направления совершенствования существующей системы государственного управления реализацией стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан.

THE MECHANISM OF REALIZATION OF STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

In article theoretical and practical questions of formation of the mechanism of realisation of strategy of long-term development of region are considered. The system of concept and categories of strategic management and planning of social and economic development at region level is generated. The basic problems and directions of perfection of existing system of the government are allocated by realisation of strategy of social and economic development of Republic Dagestan.

Ключевые слова: стратегия, механизм реализации, социально-экономическое развитие, государственное управление.

Keywords: strategy, the realisation mechanism, social and economic development, the government.

В условиях глобализации мировых хозяйственных процессов, международных политических и экономических отношений, формирующих новые вызовы и угрозы для развития личности, общества и государства, Россия переходит к новой государственной политике обеспечения устойчивого развития страны на длительную перспективу.

Определяющую роль в достижении целей и задач, стоящих перед Россией, играют регионы, в контексте новой региональной политики как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне административных границ.

Значительная часть регионов уже подготовила стратегии социально -экономического развития, остальные находятся в процессе разработки. По данным Министерства регионального развития РФ , на конец 2009 года утвердили стратегии социально-экономического развития 45 субъектов РФ. Большинство стратегий охватывает горизонты от 8 до 12 лет, хотя ряд из них рассчитан на более длительный период - до 20-25 лет.

Таким образом, разработка стратегии социально-экономического развития региона в условиях трансформируемой экономики России становится одним из основных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне, следовательно, требует дальнейшей разработки теоретических аспектов и методических основ регионального планирования, их адаптации к современным условиям и задачам социально-экономического развития.

Анализ и синтез основных подходов и взглядов зарубежных и отечественных авторов по вопросам стратегического управления и планирования позволяют выстроить определенную систему понятий стратегического управления региональным развитием. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона - это целенаправленная деятельность органов государственной власти по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и успешного функционирования региона на длительный срок в соответствии с принятой доктриной и концепцией долго -срочного социально-экономического развития страны.

Стратегическое региональное планирование - это система мер государственного регулирования (управления) посредством стратегирования долгосрочного социально-экономического развития региона, состоящая в определении стратегических целей и приоритетов, способов и средств их достижения и формировании основ механизма их реализации. Стратегическое планирование в соответствии с Основами стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 12 мая 2009г., осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ - проектов (планов) устойчивого развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности.

Ключевым элементом системы стратегического регионального планирования является стратегия социально-экономического развития региона. Стратегия социально-экономического развития региона - это концептуальный документ регионального стратегического планирования, отражающий основные направления деятельности, цели, приоритеты и средства региональной политики обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона на долгосрочный период.

В стратегическом планировании регионального развития можно выделить два основных этапа:

❖ этап разработки стратегии социально-экономического развития региона;

❖ этап реализации стратегии развития региона.

Формирование стратегии социально-экономического развития региона является начальным этапом обоснования необходимости программно-целевого подхода и определения целей обеспечения устойчивого развития региона. А то, насколько будут достигнуты поставленные ею цели и задачи, зависит от эффективности механизма реализации стратегического плана.

Для успешной реализации стратегического плана, достижения поставленных целей, приведения в действие всех заложенных программных мер,

прежде всего, необходимо целенаправленное управляющее государственное воздействие на социально-экономическое развитие региона. Государственное управление является тем рычагом, который приводит в движение и согласует между собой все процессы и этапы стратегического развития.

Из сказанного выше вытекает, что механизм реализации стратегии развития является неотъемлемой частью системы стратегического управления развитием региона. Следовательно, вся система государственного управления должна быть адаптирована и приведена в соответствие со стратегическим курсом и ориентирована на реализацию стратегических целей и задач.

Теоретические вопросы в области формирования механизма реализации стратегии развития на региональном уровне на сегодняшний день недостаточно проработаны, в частности, в силу относительно недавнего распространения стратегического управления в практике управления российской экономикой.

Проанализировав позиции ряда исследований в этой области, мы разделяем точку зрения О.В. Коломийченко и В.Е. Рохчина по трактовке понятия «механизм реализации стратегии развития региона». По их мнению, механизм реализации стратегии развития региона можно определить как совокупность принципов, форм, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития региона в целях реализации стратегического выбора .

Однако в предложенном определении не обозначен субъект реализации совокупности элементов управленческого воздействия. В качестве субъекта реализации стратегии социально-экономического развития региона выступают органы государственной власти, которые осуществляют целенаправленное комплексное воздействие на все субъекты хозяйствования, расположенные на территории региона в целях обеспечения реализации стратегических направлений развития. С учетом этого, на наш взгляд, механизм реализации стратегии развития региона представляет собой совокупность принципов, функций, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс социально-экономического развития региона, применяемых региональными органами власти для достижения стратегических целей и обеспечения приоритетов развития региона.

Назначение и главная функция этого механизма состоит в обеспечении перевода экономики региона в качественно новое социально-экономическое состояние, характеризующееся достижением стратегических целей и задач его развития. Это позволяет сформировать структуру и основные элементы механизма реализации стратегии развития (рис. 1).

Создание эффективно функционирующего механизма базируется на основных методологических принципах, характерных для формирования системы стратегического управления, к которым следует отнести системность, непрерывность, эффективность, социальное партнерство, гласность и открытость, адаптивность, целенаправленность и приоритетность.

Механизм реализации стратегии развития

Принципы реализации

Организационно-правовое и ресурсное обеспечение реализации

Системность

Эффективность

Правовое обеспечение

Адаптивность

Организационное обеспечение

Непрерывность

Финансовое обеспечение

Целенаправленность и приоритетность

Информационное обеспечение

Социальное партнерство

Кадровое обеспечение

Функции управления

Методы управления

Планирование

Исполнение

Программно-целевые

Контроль

Административные

Мониторинг

Экономические

Социально-психологические

Гласность и открытость

Рис. 1. Функциональные элементы и структура механизма реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Особо следует выделить принцип социального партнерства, который заключается во взаимодействии и согласовании интересов стейкхолдеров в рамках реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Стейкхолдеры - это группы заинтересованных лиц, субъекты страте-гирования, принимающие участие в процессе разработки и реализации стратегии развития региона, в число которых входят органы государственной власти, бизнес-сообщество, научная общественность, население региона.

Политика государства в области стратегического управления должна проводиться на партнерских началах, быть открытой для взаимодействия с участниками рынка и общественностью.

Одним из важных стратегических направлений и условий реализации стратегии социально-экономического развития является государственно-частное партнерство, при котором устанавливается доверие и продуктивное взаимодействие между бизнесом и властью. Используя механизмы государственно-частного партнерства, регион может стимулировать приток частных

инвестиций в экономику для осуществления стратегических проектов, способствовать развитию инновационных технологий в регионе.

Эффективное функционирование механизма реализации определяется наличием соответствующего организационно-правового и ресурсного обеспечения процесса реализации стратегии развития региона.

Организационно-правовое обеспечение заключается в принятии нормативно-правовых актов, регулирующих процессы реализации стратегии, формировании и обеспечении деятельности составляющих организационной структуры реализации стратегии развития.

Ресурсное обеспечение - это совокупность имеющихся и потенциальных возможностей и средств региона, непосредственно используемых в процессе реализации стратегии социально-экономического развития региона (финансовые, информационные, кадровые ресурсы).

Наряду с отмеченными структурными составляющими механизма реализации стратегии, рассматриваются функции управления. В современных условиях хозяйствования для успешного достижения стратегических целей и приоритетов регионального развития применительно к стратегическому управлению регионом, на наш взгляд, оптимальным является следующий состав функций: планирование, исполнение (реализация), контроль и мониторинг.

Из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды процесс планирования всегда непрерывен. Контроль, базируясь на мониторинге и оценке программ и проектов, способствует созданию обратной связи между процессом планирования и результатами управленческих решений по его осуществлению.

Структура методов управленческого воздействия на процесс реализации стратегии включает в себя программно-целевые, экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы.

Программно-целевой метод в последнее время получил широкое распространение в России и ее регионах. Внедрение программно-целевого метода (планирования) в практику регионального управления как инструмента реализации стратегии развития позволяет обеспечить системность и скоор-динированность деятельности органов власти по достижению стратегических целей и задач, концентрацию ресурсов и усилий на наиболее приоритетных направлениях развития, интеграцию и целевую направленность мероприятий по решению конкретных проблем и задач социально-экономического развития региона.

В современных условиях хозяйствования реализация вышеперечисленных методов предусматривает, прежде всего, смещение акцента в сторону преимущественно экономических и социально-психологических. Вместе с тем не должны быть исключены из арсенала управления и организационно-распорядительные (административные) методы. К числу их преимуществ можно отнести целенаправленное и оперативное решение наиболее острых противоречий в социально-экономической сфере, обеспечение приоритетности в направлении реализации стратегии развития региона.

Таким образом, как нам видится, комплексное и реальное наполнение механизма реализации стратегии вышеуказанными функциональными структурными элементами будет способствовать формированию эффективной системы стратегического управления развитием региона в интересах достижения намеченных стратегических целей и приоритетов регионального развития.

В настоящее время оценка уровня и сравнение основных показателей социально-экономического развития Республики Дагестан с достижениями других регионов и России в целом позволяют сделать вывод о низкой результативности действующей системы государственного управления и необходимости ее совершенствования.

Одной из ключевых проблем республики является отставание социально-экономического развития республики от средних показателей России и большинства регионов ЮФО, а также СКФО, что наглядно характеризуют данные таблицы 1.

Таблица 1.

Место, занимаемое Республикой Дагестан по основным социально-экономическим показателям среди субъектов РФ в 2008г.

к § | о Объем отгружен- к ^^

| § ^ о т ® ных товаров собст- 1 ^ ^

£ о ¡^ * § венного производ- |

о & го 5 § ства, выполненных о ^ го

^ ГО ¥ 5 н О ГО ^х

ЕЕ * ¡5 « | | - работ и услуг со6- * £ 1

ш з? _ с Э? ственными силами з ¡-^

0 ч: з ^ го >| по видам экономи- ч

(О -С Ь ^ о о ф ческой деятельно- ? о ч

1 I- о <3 ° о 4 >зТ ^^ сти1" с; X Ж

к Е ¡- ю Ф 1 * сти 2 е

I ч О 2 £ 15 ГС^ * Р Ё

£ О 3 IX <0 « I ^о

с ср * , го^О!

Ф 1= Фх л ю $ сёхф^^ф*^ ,

? £ § го § I £ 5 " ^ | 5« §

I ! * * I I* I I I Ц М? I I § ! I § & I N Ш I 8

% I ¥ со ^ 5гойт х

х £ ю о ю ^ о^ ою

с р и о бр рн о б

О О и =т £ ■= ¿и

РД 15 76 39 71 76 52 83 80 81 53 67 64 63 82

С февраля 2007 года в Республике Дагестан идет работа над проектом Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2020 года. В ходе разработки долгосрочной стратегии проведен анализ состояния экономики и социальной сферы республики, обозначены основные проблемы и конкурентные преимущества. Определены долгосрочные стратегические цели и приоритетные направления развития республики.

Одним из условий эффективности реализации Стратегии развития Дагестана является координация усилий и ориентация деятельности органов го-

сударственной власти республики на достижение стратегических целей и задач. Сложившаяся в настоящее время на региональном уровне система и потенциал государственного управления не рассчитаны на решение масштабных долгосрочных стратегических задач социально-экономического развития.

Управление социально-экономическим развитием республики Дагестан в настоящее время представляет собой некомплексное и несистемное явление. В целевых программах и планах на уровне Президента и Правительства РД постоянно присутствуют направления и мероприятия по предполагаемой реформе. Но на сегодня осуществляемые мероприятия не приводят к реальным результатам - повышению эффективности функционирования государственного механизма и обеспечению устойчивого социально-экономического развития республики. Реформы разрабатываются и реализуются различными ведомствами и разными органами, эффективность их осуществления не контролируется и не оценивается, а ответственность за срыв намеченных мероприятий не установлена.

В настоящее время Правительство является главным органом, ответственным за регулирование социально-экономических процессов и реализацию экономической политики, что прямо вытекает из ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и ст. 13 закона РД «О Правительстве РД» .

В самом Правительстве, исходя из конституционных полномочий, общими проблемами социально-экономического развития республики должны заниматься следующие органы: Председатель Правительства, Министерство экономики РД, отраслевые министерства, Министерство социального развития РД - в части формирования социальной политики.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы планирования в государственном управлении социально-экономическим развитием на уровне Республики Дагестан, являются Указ Президента РФ «Об основах стратегического планирования в РФ», а также закон Республики Дагестан «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» и Бюджетный кодекс.

Закон Республики Дагестан «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» , который должен был бы стать законодательной базой для осуществления функции по государственному прогнозированию и планированию, вследствие неудачной формулировки ст. 5 о краткосрочном планировании фактически подменяется Бюджетным кодексом. Проблема заключается в том, что при формулировании ст. 5 была нарушена логика Закона «О прогнозировании», в соответствии с которой четко определены периоды прогнозирования (кратко-, средне - и долгосрочный) и соответствующие им акты планирования (программирования): для долгосрочного периода - концепция социально-экономического развития, для среднесрочного - программа социально-экономического развития. Для краткосрочного периода единого проекта планирования (программирования) не определено. Вместо него п. 3 ст. 5 уста-

навливает перечень документов, которые Правительство Республики Дагестан должно предоставить в Народное Собрание одновременно с проектом республиканского бюджета на очередной год. Таким образом, в результате толкования данной нормы можно сделать вывод, что актом краткосрочного планирования является закон о бюджете. Соответственно, органом, ответственным за формирование краткосрочного плана, - Министерством финансов РД. Подобный подход и реализуется на практике, сводя экономическую политику только к финансовой.

Таким образом, эффективность планирования социально-экономического развития в государственном управлении значительно снижается вследствие пробелов в правовой базе. Прежде всего, не способствует успешной реализации стратегии разный уровень и качество нормативно-правового регулирования исполнения функций по прогнозированию и программированию, а также функций по оперативному бюджетированию. Более эффективное качественное регулирование позволяет осуществлять именно бюджетный процесс. Во многом именно поэтому оперативное бюджетное планирование превалирует над стратегическим долгосрочным.

Проблемой также стало разное качество юридической техники актов: Бюджетный кодекс стал одним из первых законов прямого действия, содержащий конкретные процедуры деятельности государственных органов. Закон же о прогнозировании - декларативным законом, который содержит в основном отсылочные нормы и реализация которого зависит от воли Правительства. Никакими санкциями исполнение данного закона также не обеспечивается.

Правовое регулирование вопросов совместного осуществления полномочий исполнительными органами государственного управления отсутствует, что порождает проблему неисполнения или «одностороннего» исполнения функции государственного управления республики.

В целом анализ функций и полномочий рассмотренных государственных органов позволяет сделать вывод об отсутствии системно организованной деятельности по планированию и реализации социально-экономической политики на уровне республиканских органов исполнительной власти.

Существенным недостатком в работе республиканских органов исполнительной власти в целом следует признать отсутствие законодательно закрепленных показателей эффективности деятельности и ответственности за их недостижение. Такие показатели в сочетании с ответственностью позволили бы предметно и конкретно рассматривать и оценивать выполнение каждой функции органа исполнительной власти.

Подводя итоги проведенного анализа, можно выделить следующие основные проблемы и направления совершенствования существующей системы государственного управления реализацией стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан:

1. Определение концепции и долгосрочных стратегических задач экономического и социального развития, механизмов формирования и реализации государственной политики в сфере социально-

экономического развития Дагестана.

2. Установление дерева целей и четкая ориентация системы управления на их достижение с определением на всех уровнях прав, полномочий и ответственности каждого субъекта управления и должностных лиц.

3. Доведение до логического конца административной реформы и внедрение информационно-коммуникационной системы управления по результатам.

4. Совершенствование структуры государственного управления социально-экономическим развитием республики, разграничение функций, полномочий и ответственности органов за экономическое развитие и достижение конечного результата.

5. Перестройка системы взаимодействия отдельных органов государственной власти между собой и в полной мере использование потенциала государственно-частного партнерства.

6. Разработка и внедрение системы экономической и материальной заинтересованности и ответственности органов власти и государственных служащих (должностных лиц), обеспечивающих прямую зависимость их материального вознаграждения от результативности их деятельности, повсеместно используя для этого информационно-коммуникационную систему государственного управления по результатам.

Для более успешного государственного управления экономикой и достижения высоких результатов от реализации стратегии развития республики необходима целенаправленная систематизация и полная модернизация существующей системы государственного управления социально-экономическим развитием с учетом стратегических целей и задач долгосрочного развития Дагестана.

Литература_

1. Материалы отдела методологического и информационно-аналитического обеспечения территориального планирования РФ, Департамента стратегического развития и регионального развития, Минрегионразвития РФ.

2. Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. - СПб.: Наука, 2003.

3. Регионы России Социально-экономические показатели. 2008г. Стат. Сб./ Росстат. - М., 2008.

4. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ.

5. Закон Республики Дагестан от 07.06.2006г, №33 «О Правительстве Республики Дагестан» (принят Народным Собранием РД 25.05.2006).

6. Закон Республики Дагестан от 12.03.98г. №8 « О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Дагестан» (принят Народным Собранием РД 26.02.98).

Будущее развитие страны определяется долгосрочной стратегией – национальной идеей, которая выражает чаяния всего народа и осознана каждым человеком. Такой идеи может стать построение постиндустриального общества – общества всеобщего благоденствия, свободного и всестороннего развития личности. Научно обоснованная государственная стратегия общественного развития России должна стать ориентиром для разработки стратегии развития каждого региона.
К сожалению, общепринятой региональной стратегии пока нет, хотя основания для неё имеются. Достаточно вспомнить научную работу А.Я. Лившица, А.В. Новикова, Л.В. Смирнягина Региональная стратегия России М.: Аналитический центр при президенте РФ, 1994. дальнейшая разработка стратегии развития регионов должна выявить их место и функции в российском обществе, траекторию поступательного движения к поставленной цели. Цели и задачи регионов координируются с целями общероссийской стратегии с учётом возможностей реализации собственных потенциалов и оперативности решения территориальных проблем. В каждом регионе сочетаются общегосударственные проблемы, решение которых способствует достижению поставленной цели. Таким образом каждый регион, являясь составным звеном в политическом и социально-экономическом пространстве России, включается в общую региональную стратегию развития страны.
Региональная стратегия представляет собой научно обоснованную траекторию развития регионов, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. В процессе её реализации будут разрешаться региональные проблемы и сглаживаться «острые углы» их проявления. Действенным механизмом, регулирующим ход реализации стратегии (ход развития регионов по намеченной траектории) должна стать региональная политика. В наиболее общем виде она будет представлять систему мероприятий по воздействию на территориальную организацию общества и ход развития каждого субъекта РФ.
Региональная стратегия развития России основывается на знании объективных законов и закономерностей общественного функционирования . Процесс познания законов и закономерностей жизни общества в нашей стране длительное время опирался на формационный подход, предполагающий обязательную смену следующих общественно-экономических формаций: первобытно-общинную – рабовладельческую – феодальную – капиталистическую – социалистическую (коммунистическую). В последние годы всё шире стал распространяться цивилизационный подход, акцентирующий внимание на человека, на развитие общества в направлении углубления цивилизации. Этот подход расширяет возможности познания общественных закономерностей, что способствует разработке региональной стратегии РФ.
Наиболее ответственным моментом является определение долгосрочных целей и задач стратегии. Мы полагаем, что в региональной стратегии должна быть общая цель , которая подразделяется на подцели – цели первого порядка. В качестве варианта предлагается следующая целевая установка (табл.1).

Аннотация. Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятия « Стратегии социально- экономического развития России на период до 2010 года». Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Ключевые слова: стратегия развития, регион, экономика, управление, стратегия, цели, социально- экономическое развитие.

Abstract: Special role in creating conditions for regional development has played a decision "Strategy of socio-economic development of Russia until 2010. " The main objectives of the Strategy are to strengthen the single economic space, political integrity and security of the state and harmonious development of all regions.

Keywords : Development strategy, region, economics, management, strategy, aims, socio-economic development.


Боташева Лейла Султановна

Боташева Лаура Султановна
кандидат экономических наук, доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

Региональная экономика как мезоуровень обладает характерными особенностями. С одной стороны, она является подсистемой народного хозяйства, тесно связанной с другими составляющими. С другой стороны, на территории региона как хозяйственная развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют три вида субъектов – государственные (в том числе самого субъекта Федерации), муниципального образования и отдельные юридические и физические лица. В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления, которая зачастую не учитывает финансовых, хозяйственных, управленческих и социальных различий между субъектами Федерации. Самый важный и главный объект системы регионального управления- экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации.

Разработка стратегии регионального развития начинается с установления цели. Стратегическая цель развития региона представляет собой долгосрочные ориентиры, реализация которых обеспечивает переход всей региональной системы в новое качественное состояние, соответствующее интересам населения, делового сообществ и органов управления. Шеховцева Л.С. определяет стратегические цели региона как стратегические намерения, которые детерминируют новые возможности региона (социально- экономические, конкурентные, экологические и др.) и выступают как девиз, вдохновляющий население, деловое сообщество и сотрудников органов управления на достижение поставленных целей. Они позволяют придать происходящему связанность и единство и обеспечивают здравую ориентацию, интуитивно понятную сему региональному сообществу, ориентацию, которой можно следовать длительное время.

В общем виде процесс стратегического управления развитием региона включает в себя постановку генеральной цели и выделение подцелей в зависимости от выбранных ориентиров развития сфер и отраслей региональной экономики, а также методы, инструменты и механизмы для достижения установленных количественных и качественных параметров нового состояния региональной системы. Цели и подцели развития региона должны быть согласованы во внешней (на национальном и международном уровнях) и внутренней среде (интересы населения, делового сообщества и т.д.). Достижение такого согласования возможно через коммуникационные каналы системы стратегического управления через представителей целеносителей региона с представителями внешней и внутренней среды. Возможность обеспечения развития региона зависит от согласованности действий на всех уровнях управленческой иерархии – на уровне региона и страны в целом, на уровне отраслей и предприятий. Главными целями регионального управления, по мнению исследователей, выступают:

Обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти;
- укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций;
- повышения уровня жизни населения;
- сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;
- выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также взаимоотношений с федеральным Центром.

Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятие «Стратегии социально – экономического развития России на период до 2010 года», которая включает разделы по регионально политике. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Задачами региональной политики на федеральном уровне являются:

  1. усиление процесса межрегиональной интеграции;
  2. снижение дифференциации условий социально-экономического развития регионов;
  3. обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на сей территории РФ;
  4. законодательное определение условий предоставления государственной помощи, обеспечение равных условий в конкурентной среде;
  5. создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

На уровне субъекта Федерации формируются собственные региональные стратегии развития, которые определяют приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов.

Таким образом, важнейшей частью системы регионального управления стал прогнозно – аналитический документ – Стратегия экономического и социального развития региона. Наполнением этого синтетического документа являются результаты аналитических и прогнозных расчетов.

Подобным документом в Карачаево-Черкесии является Стратегия социально-экономического развития КЧР на период до 2030 г. . В предусмотрено, что достижение цели Стратегии будет реализовано в четыре этапа на основе четырех среднесрочных программ.

Первый этап - 2010-2015 годы.

Обеспечение базы перехода от низкопроизводительной проблемной экономики к высокопроизводительной индустриальной экономике с основами постиндустриальной инновационной экономики. Снятие институциональных и инфраструктурных ограничений развития экономики. Формирование институциональной инфраструктурно- обеспеченной социальной сферы, соответствующей среднероссийскому уровню. Формирование адекватной росту экономики транспортно-логистической системы. Обеспечение низкой дотационности бюджета, создание экономической базы вывода КЧР на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого экономического роста. Обеспечение среднероссийского темпа роста благополучия населения. Создание основы для формирования информационного общества.

Обеспечение ускоренного развития промышленности на основе модернизации имеющихся производственных мощностей, создание новых высокотехнологичных производств, с помощью реализации более тридцати достаточно крупных инвестиционных проектов со сроком окупаемости 3-5 лет, предусмотрев предоставление гарантий Правительства РФ и субсидирование части процентной ставки инвестиционного кредита. Повышение эффективности АПК на основе перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечив при этом переориентацию, в основном, на производство органических (экологически чистых) продуктов. Обеспечение существенного роста туристско-рекреационной сферы, развитие, наряду с горнолыжным, и других видов туризма, уделяя особое внимание возможности использования лечебных ресурсов Республики, которые формируют инфраструктуру лечебного туризма и тем самым обеспечивают его всесезонность. Обеспечение электроэнергетической самодостаточности Республики на основе реализации инвестиционных проектов строительства гидроэлектростанции, в том числе, и малых. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, инновационного. Достижение среднероссийского уровня по обеспеченности и темпам развития инновационно - образовательного комплекса Республики. Создание условий для устойчивого развития всех сфер экономики.

Второй этап - 2015-2020 годы.

Завершение формирования рыночной и инновационной инфраструктуры и дальнейшее их развитие. Обеспечение значительного роста налоговой составляющей в ВРП Республики на основе формирования высокопроизводительной индустриальной экономики, производящей, в основном, продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Дальнейшее развитие транспортно-логистической системы. Обеспечение опережающего на 5 % социально- экономического развития КЧР (относительно среднероссийского уровня). Формирование информационного общества. Достижение бездотационного режима хозяйствования и самофинансирования, а также обеспечение изменения статуса «дотационного региона» в статус – «региона – донора». Дальнейшее развитие гидроэнергетики и туристко-рекреационной сферы. Создание условий для перевода экономики на инновационный путь развития. Формирование институциональной инфраструктуры развития инновационно ориентированной экономики. Обеспечение устойчивого развития всех сфер экономики, с ежегодным ростом ВРП, равным 9,5 %. Достижение уровня доходов населения, превышающего среднероссийский на 10%. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора в добавленной стоимости не менее 20%.

Третий этап - 2020-2025 годы.

Обеспечение устойчивого развития экономики, роста благосостояния населения и производства наукоемкой продукции за счет повышения роли Республиканской инновационной системы и инновационно-образовательного комплекса. Достижение существенного роста поступлений в бюджет от внешнеэкономической и инновационной деятельности. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора экономики знаний не менее 27%.

Четвертый этап 2025-2030 годы.

Достижение европейских стандартов жизни населения. Формирование конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Создание условий для дальнейшего ускоренного развития инновационной экономики и обеспечения ее постиндустриального развития.

От согласованности существующих потребностей и стратегии регионального развития зависит эффективность управления регионом, что требует использования форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизмов государственной поддержки социально- экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

В современной практике получили широкое распространение два основных подхода к построению системы управления региональным развитием: политика выравнивания и теория полюсов роста. Политика выравниванияпредполагаетподдержку отдельных территорий в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени. Объективными основными для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и др.

Теория полюсов ростаобъясняет неравномерность социально – экономического развития. Региональный полюс роста- это набор развивающихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызвать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование полюсов роста происходит только тогда, кода существует ключевая (ведущая) отрасль относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП). В основу политики поляризованного развития положен принцип дифференцированного подхода к регионам, который свидетельствует о необходимости сбалансированности процессов развития по всей территории страны. Необходимости найти такие точки экономического роста и вкладывать в них средства, чтобы получить равномерно рассредоточенные центры капитализации страны, что, в свою очередь, приведет ускорению экономического роста. Именно в таких регионах могут быть реализованы федеральные проекты, эффект которых будет распространяться и на другие регионы. Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра, отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем (ведения) и обоснованных стратегических приоритетов на Федерального уровне власти являются существенными источниками неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производственных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти.

Улучшения качества государственного (муниципального) управления в регионах будет происходить, в первую очередь, за счет выбранных приоритетов регионального развития и повышения эффективности использования общественных механизмов .

Рассмотрим некоторые базовые функции социально – экономической системы региона:

Воспроизводственная функция, ориентированная на удовлетворение потребностей функционирования и развития многообразия субъектов, существующих в пространстве региона (населения, хозяйствующих организаций и др.) т.е. обеспечивающая эволюция региональной системы в целом;
- функция субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающая способ и меру участия системы региона в общей социально- экономической системе страны; благодаря данной функции организуется взаимодействие федерального центра и властей региона;
- социально – коммуникационная функция, ориентированная на потребность в развитии общественного (некоммерческого) взаимодействия субъектов в пространстве региона;
- интеграционная функция, обеспечивающая потребность в соединении, комбинировании, переплетении ресурсов и факторов общественно – хозяйственного процесса различных региональных систем, а также потребность в интеграционном взаимодействии регионального уровня с другими уровнями организации социально – экономических отношений;
- инновационная функция, ориентированная на потребность в обновлении отношений социально – экономической системы региона, а также развитии ее технологического базиса и человеческого фактора .

Анализ социально – экономического развития КЧР свидетельствует о неэффективности существующей системы управления региональным развитием. На федеральном и региональном уровнях разрабатываются множество целевых программ по обеспечению социально- экономического развития регионов. Однако в них не всегда учитывается специфика регионов, которые различаются не только по уровню развития, природно-климатическим условиям, но и по характеру решаемых на современном этапе задач.

Все это предопределило необходимость разработать стратегию регионального развития, адаптированной к конкретным условиям функционирования отдельного субфедерального образования, которая обеспечивала бы реализацию его конкурентных преимуществ на основе эффективного использования ресурсного потенциала. Использование стратегического подхода, предложенного И. Ансоффом , предполагает рассмотрение процесса развития в динамическом аспекте и разработку механизмов, позволяющих гибко реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и приспосабливаться к новой рыночной конъюнктуре.

Стратегическое управление развитием региона является основой создания динамичной и эффективно функционирующей экономики. Мы определяем региональную стратегию как постановку цели по достижению образа желаемого будущего и реализацию системы мероприятий, направленных на движение к ней. В свою очередь, под стратегическим управлением мы понимаем не только совокупность действий, способствующих адоптации системы (в данном случае региона) к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и наименьшими затратами и потерями, но и умение предвидеть и предупреждать развитие системных кризисных ситуаций, а также обеспечивать достижение конкурентных преимуществ. Разработка системы стратегического управления основывается на следующих принципах:

Комплексное и системное моделирование направлений социально- экономического развития региона;
- определение необходимости осуществления изменений в сферах и отраслях экономики;
- использование экономико-математических методов в процессе выбора стратегии развития как региональной экономики в целом, так и отдельных ее сфер и отраслей, что позволяет максимально полно учитывать воздействие факторов внутренней и внешней среды .

В число важнейших задач, связанных с управлением развитием регионов, входят инновационное и научно- техническое развитие, создание и использование наиболее эффективных научно- технических методов. Их решение будет способствовать развитию экономики региона и его социальной сферы. Необходимость создания условий для стимулирования развития регионов обосновывается также в теории Эрнайта, в соответствии с которой конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у М. Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получения образования .

Возрастание роли и значимости регионов, глобализация мировой экономики и развитие интеграционных процессов, повышение рисков функционирования региональной системы предопределяют необходимость применения стратегического подхода при определении направлений социально- экономического развития и достижения конкурентоспособной экономики субфедерального образования. В целом, эффективность осуществляемых мероприятий в рамках стратегического управления определяется степенью соответствия потенциальной и реальной конкурентоспособности экономики региона, достигнутыми показателями деятельности субъектов хозяйствования и состояния социальной сферы.

Таким образом, стратегической целью социально-экономического развития региона является обеспечение устойчивого динамичного и эффективного функционирования экономики и повышения уровня жизни населения региона.

Примечание: № гос. рег. статьи 0421100034/

Будущее развитие страны определяется долгосрочной стратегией - национальной идеей, которая выражает чаяния всего народа и осознана каждым человеком. Такой идеи может стать построение постиндустриального общества - общества всеобщего благоденствия, свободного и всестороннего развития личности. Научно обоснованная государственная стратегия общественного развития России должна стать ориентиром для разработки стратегии развит Региональная стратегия представляет собой научно обоснованную траекторию развития регионов, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. В процессе её реализации будут разрешаться региональные проблемы, и сглаживаться «острые углы» их проявления. Действенным механизмом, регулирующим ход реализации стратегии (ход развития регионов по намеченной траектории) должна стать региональная политика. В наиболее общем виде она будет представлять систему мероприятий по воздействию на территориальную организацию общества и ход развития каждого субъекта РФ.

Региональная стратегия развития России основывается на знании объективных законов и закономерностей общественного функционирования. Процесс познания законов и закономерностей жизни общества в нашей стране длительное время опирался на формационный подход, предполагающий обязательную смену следующих общественно-экономических формаций: первобытно-общинную - рабовладельческую - феодальную - капиталистическую - социалистическую (коммунистическую). В последние годы всё шире стал распространяться цивилизационный подход, акцентирующий внимание на человека, на развитие общества в направлении углубления цивилизации. Этот подход расширяет возможности познания общественных закономерностей, что способствует разработке региональной стратегии РФ.

Наиболее ответственным моментом является определение долгосрочных целей и задач стратегии для каждого региона (табл.3).

Таблица 3 Цели региональной стратегии

Ранг целей

Функция целей

Постановка целей

Интегральная

Повышение уровня и качества жизни населения на основе постиндустриальной экономики; благополучие физическое и духовное здоровье людей

Подцели - цели первого порядка

Социальная

Социальная и территориальная справедливость, цивилизованный образ жизни

Демографическая

Расширенное воспроизводство здоровых людей

Экономическая

Переход всех регионов на постиндустриальный уровень

Экологическая

Экологическое равновесие, благоприятная для жизни природная среда

Политическая

Целостность федерального государства

Культурная

Расцвет национальной и региональной культуры, искусства, науки, образования

При обосновании главных направлений стратегического развития необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Функциональная ориентация всех функциональных сфер регионального развития.

2. Экологический императив во всех сферах жизнедеятельности людей и развитии региональной экономики.

3. Сохранение единого политического, экономического, социального пространства Российской Федерации.

4. Обеспечение внутрирегиональной и межрегиональной сбалансированности всех блоков социально-экономического развития.

5. Сохранение регионального разнообразия в культуре, традициях, обычаях населения.

6. Сохранение экологического равновесия и биологического разнообразия на основе рационального природопользования.

7. Достижение сбалансированного разделения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти.

8. Поддержка саморазвития и самоорганизации всех регионов страны.

9. Стимулирование процессов территориального разделения труда и формирования общероссийских и региональных рынков.

10. Обеспечение рационального сочетания общенациональных и местных интересов населения.

Помимо этих принципов необходимо учитывать принципы общенаучного характера. Среди них:

· системность и комплексность развития регионов;

· реальность и достижимость поставленных целей;

· вариативность стратегических направлений и др.

При разработке долгосрочной стратегии развития регионов, в первую очередь, необходимы оценка их потенциала, стимулирующие и сдерживающие факторы функционирования. Для этого нужно проанализировать географические, экономические, социальные, экологические и другие особенности территории с выявлением неблагоприятных и сдерживающих факторов.

Среди географических особенностей обращают на себя внимание следующие особенности:

· обширная территория (1/7 часть суши);

· положение в северных широтах с относительно суровыми природно-климатическими условиями;

· наличие неосвоенных территорий;

контрастность в размещении природных ресурсов, населения и производства между севером и югом, западом и востоком и др.

Механизм реализации стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года

Стратегия реализуется за счет выполнения мероприятий, направленных на достижение поставленных в ней целей.

Реализация Стратегии предполагает регулярную проверку и оценку хода ее реализации. В том числе и независимыми экспертами.

При реализации Стратегии будут использованы современные технологии управления городскими системами.

Механизм реализации Стратегии действует на основании документов государственного планирования Санкт-Петербурга (рис.8).

Система документов государственного планирования Санкт-Петербурга:

· Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года;

· Основные направления деятельности по реализации Стратегии (Экономическая политика);

· Бюджет Санкт-Петербурга;

· 17 государственных программ Санкт-Петербурга;

· Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 6 лет;

· Генеральный план Санкт-Петербурга;

· Долгосрочная бюджетная стратегия Санкт-Петербурга.

Ход исполнения Стратегии будут контролировать все участники ее разработки. При этом будет проводиться регулярная оценка промежуточных результатов.

В реализации Стратегии участвуют не только органы государственной власти Санкт-Петербурга, но и другие заинтересованные организации, принимавшие участие в формировании и обсуждении Стратегии. Среди них: территориальные подразделения федеральных органов власти, органы местного самоуправления, промышленные предприятия, организации образования и науки, субъекты естественных монополий, бизнес, общественные объединения.

Рис. 8

Важная роль в подготовке Стратегии была отведена Экономическому совету при Губернаторе Санкт-Петербурга и Общественной палате Санкт-Петербурга.

Координатором реализации Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года является Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.

Стратегия социально-экономического развития региона - это система согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного органа управленческого механизма, исходя из темпов, пропорций, масштабов и индивидуальных особенностей конкретного региона и ориентируемых на достижение устойчивого регионального развития. В основе концепции лежит разработка альтернативных стратегий, их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов этого развития .

Анализ и оценка существующих подходов, положений и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов позволяют выделить следующий обобщенный структурный алгоритм разработки концепции по основным блокам:

1. Стратегический анализ внутренних исходных экономических и социальных условий и внешних факторов, влияющих на развитие региона.

2. Определение стратегической целевой ориентации социально-экономического развития региона.

3. Изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региональной социально-экономической системы с целью выявления ограничений в достижении целей.

4. Прогнозирование социальных и экономических показателей развития региона.

5. Формулирование целей, их структуризация и окончательное согласование и корректировка в рамках основных направлений развития; определение средств и методов достижения целей.

6. Разработка стратегического плана развития региона.

7. Выбор механизма реализации концепции.

8. Определение критериев оценки достигнутых результатов.

9. Контроль за процессом реализаций концепции.

Объектом стратегии устойчивого развития региона выступает административно-территориальная единица страны, все отрасли и сферы ее деятельности, а также протекающие в ее границах экономические и социальные процессы, а субъектом стратегического планирования региона являются - местные органы управления .

Региональное стратегическое планирование имеет свои особенности по сравнению с другими видами планирования. Оно является индикативным. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий рекомендательный характер.

Принципиальная схема процесса стратегического рыночного планирования включает несколько стадий: диагностику (аудит) территории, в ходе которой определяются ее сравнительное (с собственным прошлым и с другими территориями) состояние; определение концепции развития, характеризующей будущее состояние территории; разработку собственно стратегии как набора сценариев возможного развитие территориальной ситуации; составлении плана первоочередных мероприятий, включающегося конкретные действия по внедрению стратегии. В ходе реализации, намеченных мероприятий по мере осуществления контроля за достижением целей и на основе оценки результатов в стратегию вносятся корректировки.

Изложенная последовательность действий вполне укладывается в привычную логическую схему планирования решения проблем. Но существует ряд особенностей, отличающих стратегический от нормативного метода планирования. Так, в стратегическом планировании прогнозные ориентиры определяются не единоличным решением субъекта, а на основе взаимодействия многих действующих территориальных субъектов, движимых собственными интересами, непосредственно участвующих в планировании и имеющих возможность контролировать реальность.

Стратегическое планирование трудно поддается упорядочению в формате строгих методических процедур. Здесь многое определяется не формализуемыми факторами: опытом, интуицией, кругозором, творческой смелостью и другими подобными качествами ключевых участников процесса планирования. Это больше искусство, нежели рутинный процесс. Особо отметим, что цель диагностики территориальной ситуации должна состоять не только в определении ключевых (наиболее сильно сдерживающих развитие территории) проблем (именно так обычно и понимается задача анализа ситуации), но и в выявлении предпосылок (что намного сложнее описания проблем) развития территории. В стратегический план следует включать как меры по решению ключевых проблем территории, так и обоснование; приоритетных направлений ее развития (не обязательно связанных с преодолением сложившихся проблемных ситуаций) в широком национальном и даже мировом контексте. В ходе диагностики каждая территория, кроме того, должна оценить ресурсные возможности территорий-конкурентов, чтобы в дальнейшем найти способы позиционирования себя таким образом, чтобы выгодно выделяться на их фоне.

Для установления стратегической цели развития региона, определения стратегического направления достижения ориентира результативности необходим всесторонний анализ конкурентоспособности региона. Рассматривая сильные и слабые стороны функционирования региона, оценивая его преимущества и недостатки в сравнении с потенциальными конкурентами, следует опираться на определенные ключевые критерии:

Географическое положение региона, его природные и трудовые ресурсы;

Наличие транспортной инфраструктуры;

Уровень развития социальной инфраструктуры.

Потенциал развития региона во многом определяет географическое положение региона, его природные ресурсы. Наличие полезных ископаемых зачастую определяет хозяйственную специализацию региона. Безусловным преимуществом является привлекательная природная среда, создающая возможности как для эффективно функционирующего сельского хозяйства, туризма и т.п. Определяющим фактором могут стать приграничные территории, дающие шансы на развитие международных связей, участие в международном разделении труда.