Фз об окружающей природной среде. Закон рф «об охране окружающей природной среды

Структура и краткое содержание закона РФ «об охране окружающей природной среды»

Раздел 1. Общие положения.

В данном разделе определяется следующее: задачи природоохранительного законодательства РФ, система природоохранительного законодательства, основные принципы охраны окружающей природной среды, объекты охраны окружающей природной среды, компетенция государственных органов власти различных уровней в области охраны окружающей природной среды.

Система природоохранительного законодательства строится по тому же принципу, что и головной закон.

Раздел 2. Право граждан на здоровую благоприятную окружающую среду.

Закрепляется право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью; последствиями аварий, катастроф, стихийных бедствий, которое обеспечивается:

  • - планированием и нормированием качества окружающей природной среды;
  • - социальным страхованием граждан;
  • - предоставлением реальных возможностей для проживания в благоприятных для жизни и здоровья условиях;
  • - возмещением вреда, причиненного здоровью;
  • - государственным контролем за состоянием окружающей природной среды.

Раздел 3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

В данном разделе раскрывается следующее:

  • - задачи экономического механизма;
  • - необходимость ведения кадастров природных ресурсов;
  • - источники финансирования экологических мероприятий;
  • - порядок выдачи лицензии на комплексное природопользование;
  • - лимиты на природопользование (изъятия природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства);
  • - виды платежей за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов);
  • - механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды (налоговые скидки, отсрочка платежа, льготные кредиты, поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию и т.д.).

Раздел 4. Нормирование качества окружающей природной среды.

В разделе приводятся основные требования к нормированию качества окружающей природной среды, дается перечень предельно-допустимых норм воздействия на окружающую природную среду.

Раздел 5. Государственная экологическая экспертиза.

В разделе определяется цель проведения государственной экологической экспертизы (проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества), объекты экспертизы, возможность проведения общественной экологической экспертизы.

Раздел 6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

В разделе внимание уделяется необходимости учета экологической безопасности при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов.

Раздел 7. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности.

В разделе приводятся экологические требования отдельно:

  • - в сельском хозяйстве;
  • - при мелиоративных работах;
  • - к энергетическим объектам;
  • - при реконструкции и строительстве городов и других населенных пунктов;
  • - при использовании химических веществ;
  • - к военным и оборонным объектам.

Раздел 8. Чрезвычайные экологические ситуации.

Закон предусматривает выделение двух видов кризисных зон:

  • 1. Зоны чрезвычайной экологической ситуации - участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов животных и растений;
  • 2. Зоны экологического бедствия - территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение экосистем, деградацию флоры и фауны.

Такие зоны объявляются постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы. В России такими зонами признаны следующие: Кузнецкий угольный бассейн Кемеровской области, Нижний Тагил Свердловской области, г. Братск Иркутской области.

Раздел 9. Особо охраняемые природные территории и объекты.

В разделе определяются условия отнесения природных объектов к особо охраняемым, их правовой режим и меры охраны.

Раздел 10. Экологический контроль.

В разделе определяются задачи экологического контроля:

  • - наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением;
  • - проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей среды;

А также уровни проведения экологического контроля:

  • - государственный;
  • - производственный;
  • - общественный.

Раздел 11. Экологическое воспитание, образование, научные исследования.

В разделе говорится о необходимости всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, а также обязательности экологических знаний в учебных заведениях, профилактической экологической подготовки руководителей и специалистов, проведении научных экологических исследований.

Раздел 12. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды.

Закон определяет возможность разрешения споров между юридическими и физическими лицами в судебном порядке.

Раздел 13. Ответственность за экологические правонарушения.

В разделе дается определение экологических правонарушений (виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство), по способам применения санкций выделяется 4 вида эколого-правовой ответственности:

  • 1. Дисциплинарная (к физическим лицам) - за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения;
  • 2. Материальная (к физическим лицам) - в виде возмещения расходов предприятия, учреждения или организации по устранению вреда, причиненного экологическим правонарушением;
  • 3. Административная (к физическим и юридическим лицам) - за совершение экологических правонарушений в виде наложения штрафов;
  • 4. Уголовная (к физическим лицам) - за совершение экологического преступления.

Раздел 14. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Закон определяет обязательность полного возмещения вреда, порядок его возмещения (добровольно, по решению суда). Вред может быть причинен:

  • - окружающей среде;
  • - здоровью;
  • - имуществу.

Раздел 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

В разделе приводятся принципы и виды международного сотрудничества.

Система экологического законодательства на основе основополагающих конституционных актов включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

Основным законом является Конституция Российской Федерации, которая вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).

Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Действующую систему законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в соответствии с требованиями Конституции РФ иллюстрирует табл. 1.

По предмету своего ведения РФ принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Во-первых, этот Закон является главным законодательным актом, предметом регулирования которого служат природоохранные отношения.

Таблица 1.

Федеральный уровень

Региональный уровень

Российская Федерация

Федеральные законы, определяющие правовое регулирование на территории РФ

Указы президента, постановления Государственной думы, постановления (распоряжения) правительства РФ

Система государственных стандартов (госты) и строительных норм и правил (снип)

Система отраслевых стандартов (осты, РД, санпин, ПДК, ОБУВ и др.)

Система межведомственной и ведомственной нормативно-методической документации

Международные договоры, конвенции, соглашения и иные международно-правовые акты, участником (правоприемником) которых является Российская Федерация

Субъекты Российской Федерации

Законы субъектов РФ

Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти субъектов Федерации

Система региональных стандартов и нормативов

Двусторонние международные соглашения

Регулируя эти отношения, он ставит своей целью решение трех задач: сохранения природной среды, предупреждения и устранения вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровления и улучшения качества ОПС.

Закон возглавляет систему экологического законодательства, т. Е. В вопросах ОПС нормы других законов не должны противоречить данному законодательству.

Во-вторых, основное направление Закона состоит в обеспечении научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на благоприятную окружающую среду. В качестве такого обоснования выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм является экологическим правонарушением.

В-третьих, в отличие от отраслевых законов (например, основ земельного законодательства) Закон формулирует требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду, т. Е. К предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема Закона - человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия ОС. В Законе человек рассматривается и как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за свою деятельность, и как субъект такого воздействия, наделенный гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы Закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в ООПС и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет экономический механизм ОПС, а также обязательность государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, его правомочия по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое образование и воспитание.

Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по ОПС, от материально- технического и финансового обеспечения природоохранных мероприятий, от исполнительской дисциплины, а также состояние экологической культуры в обществе.

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.

Благоприятная окружающая среда должна быть доступна каждому человеку. Гражданин должен сохранять природу в ее первоначальном виде, а природные ресурсы использовать с осторожностью. Федеральный закон №7 создан для защиты и охраны природной среды и решения ряда экономических вопросов, которые затрагивают эту область. (Так же можете изучить положения ).

Закон основывается на Конституции РФ. Он был принят 20 декабря 2001 года Государственной думой, а одобрен Советом федерации 26 декабря 2001 года. Состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативно-правовых документов РФ.

Текущий ФЗ-7 действует в экономической области РФ, соответствует международным правам и федеральным законам, которые обеспечивают сохранность морской природы.

Отношения регулируются в сфере природопользовании. Состоят из основ деятельности и жизни народов, которые проживают в зоне РФ. Каждый житель Российской Федерации должен быть обеспечен благоприятной окружающей средой для последующего проживания.

Отношения также регулируются законами о техническом регулировании, если они связаны со:

  • Строительством;
  • Производством;
  • Монтажом;
  • Хранением;
  • Эксплуатацией;
  • Утилизацией и реализацией.

Текст ФЗ 7 в последней редакции

Теперь в законодательстве определяются следующие термины :

  • Объекты накопленного вреда природопользования в соответствии со статьей 1 текущего закона;
  • Накопленный вред в окружающей среде.

Чтобы защитить природу, теперь государственные власти будут строить лесополосы и лесопарки.

Также введена глава 9.1, в которой говорится:

  • Что такое лесопарковые зоны;
  • О видах земель, где запрещается садить деревья согласно закону;
  • О правах жителей РФ, в которых объясняется, как пользоваться природой и не навредить природе с экологической точки зрения;
  • Виды насаждений на этой территории и порядок компенсации.

Чтобы изучить подробно последнюю редакцию, скачайте ее по следующей . В дополнение можете ознакомиться с .

Последние изменения, внесенные в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Общественный контроль в сфере окружающей среды был изменен. Это описывается в статье 68 ФЗ-7. Теперь жители Российской Федерации могут заниматься охраной природы на добровольной и бесплатной основе в качестве общественных инспекторов. Чтобы начать эту работу, потребуется официальное удостоверение. В пункте 6 статьи 68 также перечисляются их основные обязанности. Кроме того, претерпели изменения ряд некоторых в законе статей, рассмотренных ниже:

Статья 6

В ней описывается, какими полномочиями обладают органы государственной власти по закону. К таковым относятся:

  • Участие в различных демонстрациях на тему охраны природы в субъекте РФ;
  • Активное участие в области экономического развития и федеральной политики на территории субъекта РФ;
  • Участие в создании дополнительного закона или иных нормативно-правовых актов в сфере федерального законодательства, включая контроль исполнения созданного закона для охраны окружающей среды;
  • Право на рассмотрение и принятия программ из регионов для их дальнейшей реализации (в сфере охраны природы).

Статья 12

В ст говорится о правах и обязанностях различных некоммерческих организаций и общественных объединений. Они имеют право:

  • Самостоятельно создавать, распространять и реализовывать в соответствии с действующим законом программы в сфере улучшения окружающей среды;
  • Привлекать местных и иностранных граждан на добровольной основе на деятельность в сфере охраны природы;
  • Пропагандировать и осуществлять работы в сфере безопасности природных ресурсов и привлекать собственные денежные средства для успешной реализации деятельности;
  • Помогать органам государственной власти РФ, местного самоуправления в осуществлении ряда вопросов по охране окружающей среды.
  • Проводить различные шествия, пикетирование, демонстрации и митинги и т.д в соответствии с действующим законом для охраны окружающей среды.

В последнюю редакцию изменения не вносились.

Статья 14

Рассматриваемая статья 14 утратила силу.

Статья 16

В ней перечислены наказания за негативное воздействие на охрану природы.

К негативному воздействию охраны относится следующее :

  • Выбросы веществ, которые загрязняют воздух предприятиями и иных производственных объектов;
  • Сбросы токсичных веществ в ближайшие водоемы;

В последней редакции закона об охране окружающей среды изменения не вносились.

Статья 67

Описывает контроль в области производства для охраны природы. Если предприятие выполняет хозяйственную или иную деятельность, используя природные ресурсы, рассматриваются методы по рациональному применению природных ресурсов и их восстановлению.

В последнюю редакцию закона изменения не вносились.

Статья 78

В ст 78, а именно в пункте 2.1 были внесены изменения, согласно которым определяется размер вреда природы, которая причиняется из-за нарушения действующего закона в сфере охраны природы. Дополнительно учитываются убытки, которые были понесены лицом. Также рассчитываются расходы на задачи нарушений, которые должны быть возмещены для устранения вреда. Подобные затраты рассчитываются федеральными органами исполнительной власти.

Чтобы просмотреть последние поправки закона охраны окружающей среды, скачайте последнюю редакцию по ссылке, которая находится выше.

Согласно Конституции у каждого гражданина есть право на благоприятные окружающие условия. При этом возникает обязанность сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Естественные ресурсы выступают как основа устойчивого развития, жизнедеятельности всех народов России. Правовое регулирование сферы защиты природы осуществляется соответствующим ФЗ.

Закон "Об охране окружающей среды": общие сведения

В нормативном акте установлены принципы, в соответствии с которыми осуществляется защита природы. Правовые основы документа обеспечивают сбалансированность при решении общественно-экономических вопросов, сохранении благоприятных окружающих условий, биологического разнообразия и ресурсов для удовлетворения нужд настоящего и будущего поколений, контроля исполнения предписаний экологического законодательства. Нормативным актом регулируются отношения, формирующиеся в процессе осуществления хозяйственной и прочей деятельности, касающейся воздействия на природу.

Принципы

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет общие требования для субъектов, ведущих хозяйственную и прочую деятельность, оказывающую влияние на природу. Функционирование предприятий и работа граждан должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:


Объекты, подлежащие защите

Их перечень устанавливает 7-й Федеральный закон (ФЗ "Об охране окружающей среды"). К объектам, подлежащим защите от истощения, загрязнения, порчи, деградации, уничтожения и прочего негативного влияния хозяйственной или другой деятельности, относят:


Особые категории

Закон РФ "Об охране окружающей среды" устанавливает перечень объектов, подлежащих первоочередной защите. К ним относят экосистемы, природные комплексы и ландшафты, которые не подвергались антропогенному влиянию. Закон "Об охране окружающий среды" определяет также категорию объектов, подлежащих особой защите. В этот перечень включены:

  • государственные заповедники, заказники;
  • ботанические сады;
  • природные памятники;
  • дендрологические и национальные парки;
  • лечебно-оздоровительные и курортные местности;
  • постоянная среда проживания малочисленных коренных народов.

В данную категорию Закон "Об охране окружающий среды" включает объекты, входящие в Список всемирного наследия, а также имеющие особое историко-культурное, научное, рекреационное, эстетическое или другое ценное значение, исчезающие и редкие почвы, леса и другая растительность, животные и иные организмы и их ареалы.

Права граждан

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" принят во исполнение Конституционных положений, касающихся сферы экологической безопасности. В этой связи в нормативном акте прописаны права граждан в данной области. В частности, Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что каждый россиянин может направлять обращения в структуры государственной, региональной либо местной власти, организации и должностным лицам для своевременного получения полных и достоверных данных о состоянии природы на территории их проживания. Граждане также вправе знакомиться со сведениями о мерах экологической безопасности. Закон "Об охране окружающей среды" позволяет формировать общественные объединения, другие некоммерческие структуры (фонды и пр.) для осуществления деятельности, связанной с защитой природы. Граждане могут участвовать в демонстрациях, шествиях, митингах, пикетировании, референдумах, сборе подписей для принятия петиций по экологическим вопросам, а также в других, не противоречащих нормативным актам акциях. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право частных лиц обращаться в суд с исками о возмещении ущерба природе.

Обязанности

В соответствии с законодательством, граждане должны:

  1. Оберегать природные богатства.
  2. Сохранять окружающую среду.
  3. Выполнять другие экологические требования.

Взаимодействие с госорганами

Граждане вправе выдвигать предложения о выполнении экологической экспертизы и принимать участие в ней в установленном порядке. Частные лица могут содействовать органам местной, государственной или региональной власти при решении экологических вопросов. Закон "Об охране окружающей среды" предусматривает право любого гражданина обратиться в уполномоченные структуры с заявлениями, жалобами и предложениями, касающимися защиты природы.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды”, принятый 10 января 2002 г., является систематизированным, комплексным нормативно- правовым актом в области охраны окружающей среды. Он регулирует основные общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Общая характеристика закона

Этот закон определил основные задачи и механизм регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и человека. Он заложил основы прогрессивного развития экологического законодательства как законодательства нового поколения. Для этого закона характерно наличие следующих особенностей:

    Закон является комплексным нормативным актом, регулирующим природоохранительные отношения в целом без дифференциации по отдельным природным объектам. Он формулирует основные положения, которые позволяют предупредить нанесение вреда окружающей среде и обеспечить исполнение экологических требований. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственность за экологические правонарушения.

    Закон является базовым нормативным актом, положения которого развиваются и конкретизируются в иных актах экологического законодательства. Отдельные разделы этого закона впоследствии стали основой для разработки других федеральных законов и иных нормативных актов экологического законодательства.

    Закон устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Охрана окружающей природной среды не является самоцелью, основной целью является предотвращение вредного воздействия окружающей среды на организм человека. С этой точки зрения действуют основные правовые институты охраны окружающей среды. В частности, здоровье человека является основным критерием при установлении экологических нормативов.

    Закон исходит из научно обоснованного сочетания экологи-

ческих и экономических интересов общества. Принцип соотношения экологических и экономических интересов общества является основополагающим в концепции устойчивого развития, сформулированной на конференциях ООН в 1972 и 1992 гг. В нашем законодательстве этот принцип нашел отражение в такой компромиссной формулировке

    Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия. Такое сочетание позволяет, с одной стороны, государству контролировать деятельность природопользователей, так как природные ресурсы являются достоянием всего общества, с другой стороны, внедрение рыночных механизмов создает предпосылки для рационального использования природных ресурсов.

Закон состоит из преамбулы, 16 глав и в84 статей.

Нормативные акты по рациональному Природопользованию

Как уже отмечалось выше, среди законов, которые регулируют экологические правоотношения, можно выделить две группы: природоохранные и природоресурсные.

Природоресурсные нормативные акты регулируют общественные отношения, которые складываются в сфере рационального использования отдельных видов природных ресурсов и объектов природы: земли, недр, воды, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, особо охраняемых территорий.

В группу федеральных законов, которые являются основополагающими нормативными актами, входят следующие: Земельный кодекс РФ, Закон РФ “О недрах”, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха”, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, Федеральный закон “О животном мире”.

Для этих нормативных актов характерно наличие некоторых общих признаков.

1. Природные ресурсы могут находиться в разных формах собственности, но они являются специфическим объектом собствен-

ности, но они являются специфическим объектом собственности, так как используются всем обществом, и поэтому государство ограничивает право собственности на природные ресурсы, устанавливая определенные права и обязанности собственников, определяя целевое назначение природных ресурсов.

    Значимым, с точки зрения правового регулирования, является содержание понятия “охрана и рациональное использование природного ресурса”.Какие качества природного ресурса являются приоритетными? Например, вода может использоваться для питья, для хозяйственных нужд, как судоходный путь и т.д. Если вода используется как судоходный путь, то ее чистота не имеет решающего значения. Законодательство определяет, что приоритетным качеством воды является ее пригодность для питья, т.е. чистота.

    Выполнение любых предписаний невозможно без наличия ответственности. Норма права - это не рекомендация, а повеление, за которым стоит авторитет государства.

Указанные законодательные акты предусматривают ответственность за нарушение соответствующего законодательства (земельного, водного, лесного т.д.), причем меры ответственности могут иметь свои специфические особенности.

Рассмотрим подробнее два основных природоресурсных федеральных закона.

Земельный кодекс регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения права граждан на чистую воду и благоприятную водную среду. Эти цели достигаются с помощью следующих мероприятий:

    поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям;

    защита водных объектов от загрязнения, засорения и истощения;

    предотвращение или ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Водным кодексом РФ предусмотрены следующие обязанности водопользователей: рационально использовать водные объекты; не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нане-

сения вреда здоровью людей и окружающей природной среде; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания животного и растительного мира; информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов.

Водным кодексом РФ предусмотрено, что “лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации” (ст. 130). Если нанесен ущерб водному объекту, то лица, виновные в этом, обязаны возместить ущерб.

Вопросы для самопроверки

    Назовите основные нормативно-правовые акты, которые регулируют использование отдельных природных ресурсов и охрану окружающей природной среды.

    Охарактеризуйте основные этапы формирования российского законодательства.

    Дайте общую характеристику Федерального закона “Об охране окружающей среды”.

    Какие общественные отношения регулируются природоресурсными нормативными актами?

    Дайте характеристику Земельного кодекса РФ.

    Дайте характеристику Водного кодекса РФ.

    Какие обязанности землепользователей предусмотрены Земельным кодексом РФ?