Главная отличительная характеристика навыка. Тема предмет и задачи теории обучения термин дидактика

а) способным

б) малоспособным

в) неспособным

г) мотивированным

д) запрограммированным

Правильный ответ: Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным

а) осознаваемыми

б) неосознаваемыми

в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

г) надсознательными

д) вытесненными в подсознание

Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется

а) внешней ситуацией

б) восприятием учащимся внешних условий

в) памятью

г) целью, которую ставит перед собой учащийся

д) мышлением

Правильный ответ: Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся

41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется

а) условиями ситуации

б) восприятием

в) памятью

д) мышлением

Правильный ответ: Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации

42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется

а) поведением

б) инстинктом

в) научением

г) экстериоризацией

д) интериоризацией

Правильный ответ: Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией

43. Основной отличительной характеристикой навыка является его

а) сложность

б) легкость

в) продолжительность

г) неавтоматизированность

д) автоматизированность

Правильный ответ: Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность

44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося

а) непосредственно

б) опосредованно

в) директивно

г) положительно

д) отрицательно

Правильный ответ: Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно

45. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются

а) социальными ожиданиями

б) личностными смыслами

в) правилами внутреннего распорядка

г) законом

д) правом

Правильный ответ: Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями

46. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется

а) бестактностью

б) смысловым барьером

в) интрапсихической защитой

г) перцептивной защитой

д) когнитивным диссонансом

Правильный ответ: Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером

47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией

48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией

49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) эмпатией

г) эффектом ореола

д) мышлением

Правильный ответ: Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией

50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) рефлексией

г) стереотипизацией

д) эффектом ореола

Правильный ответ: Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

51. Группа учащихся , имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется

а) формальной

б) неформальной

в) партией

г) общественной организацией

д) компанией

Правильный ответ: Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной

52. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним

а) согласии

б) несогласии

в) противоречии

г) переживании

д) уважении

Правильный ответ: Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии

53. В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий () третьим этапом является

а) перенос действия в мыслительный план

б) внешнее действие, громкая речь

в) формирование действия во внутренней речи

г) ознакомление с ориентировочной основой действия, условиями его исполнения (памятка, карточка, предписание)

д) материализованное действие с опорой на предписание

Правильный ответ: В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий () третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь

54. Признаками усвоения учащимися знаний являются

а) осознание фактов, правил, понятий

б) готовность пересказать материал своими словами

в) формулирование правил, понятий

г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений

д) применение материала на практике

Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике

Характеристика навыков

  1. Для формирования навыка решающее значение имеет успешность выполняемых движений и их подкрепление положительным результатом.
  2. Формирование навыка при научении может основываться на информации, полученной как путём собственного активного поиска раздражителей (методом "проб и ошибок"), так и в ходе общения (коммуникации) с другими животными (за счет подражания им) или обучения. Обучение при выработке естественных навыков осуществляется взрослой особью в процессе воспитания детёныша. Искусственные навыки вырабатываются у животного человеком в процессе дрессировки. В последнем случае животное не выбирает самостоятельно способ действия, а усваивает его путём тренировки, где требуемые двигательные реакции и их сочетания в ходе решения задачи, соответственно подкрепляются человеком.
  3. Навык формируется в результате упражнения и нуждается для своего дальнейшего сохранения в тренировке. При тренировке навыки совершенствуются, а в её отсутствие – угасают, разрушаются.
  4. Для навыков характерна значительная пластичность поведения на первых этапах их образования. По мере закрепления навыков, особенно примитивных, пластичность поведения уменьшается. Если животное многократно пробежит лабиринт одним и тем же кратчайшим путём, то этот навык становится стереотипным, автоматизированным, по своей сути такой навык близок к инстинктивным двигательным стереотипам. Стереотипность вообще свойственна примитивным навыкам, для них также характерны ригидные, автоматизированные двигательные реакции, иногда трудно отличимые от инстинктивных форм поведения. Отличительной же чертой навыков высшего порядка является их большая пластичность.
  5. Навыки у животных вырабатываются на основе всех видов ассоциативного эффект-зависимого научения, а также на основе простейшей формы когнитивного научения, – а именно при формировании целостного психонервного образа среды, лабиринта.
  6. Скорость выработки навыков сильно варьирует даже у представителей одного и того же вида. Это связано как с разным уровнем активности, особенно на первоначальной ориентировочной фазе, так и с преобладанием у разных животных разных модальностей рецепции при обследовании лабиринта (одни крысы руководствуются преимущественно визуальными стимулами, а другие – кинестетическими и так далее).
  7. Критерием навыка является выделение при решении задач операций – особых действий, связанных только с условиями, в которых представляется предмет, побуждающий деятельность животного. Выделение операции можно показать на примере опыта, проведённого А.В.Запорожцем и И.Г.Диманштейн по методу "обходного пути". В аквариум ставится поперечная перегородка из марли так, чтобы оставить у боковой стенки свободный проход. В меньшую часть аквариума помещается подопытная рыба, а в большую – приманка (корм). Чтобы получить приманку, рыба вскоре, после неудачных попыток проплыть напрямик, научается обходить преграду. Действия по обходу препятствия и является операцией. Если преграду убрать, то в течение некоторого времени рыба будет подплывать к корму по запомненному пути, однако постепенно навык угаснет, операция исчезнет, и путь рыбы к корму станет прямым.

а) интимно-личностное общение

б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени

в) построение новой системы отношений с окружающими людьми

г) формирование самосознания

д) реализация поставленных жизненных целей

Правильный ответ: Основными задачами зрелостиявляются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей

31. Основными задачами старости являются

а) сохранение интегративной структуры личности

б) создание стабильной структуры жизненных отношений

в) реализация личностного самоопределения

г) пересмотр жизненного пути

д) подготовка к окончанию жизненного пути

Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути

32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения - это

а) инстинкт

б) интеллектуальное поведение

г) знание

д) умение

Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык

33. Психическое развитие учащегося совершается

а) планомерно

б) скачкообразно *.

в) последовательно

г) зигзагообразно

д) по спирали

Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно

34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются

а) совместной деятельностью

б) самонаблюдением

в) инстинктивными программами поведения

г) научением

д) в результате интеллектуальных размышлетшй

Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизмсознания порождаются а) совместной деятельностью

35. Побуждение к учебной деятельности , связанное

с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется

а) установка

б) интерес



д) чувство

Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив

36. Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение

а) относительно независимо от конкретных внешних условий

б) в соответствии с окружающей ситуацией

в) под влиянием преподавателей

г) под влиянием учебной группы

д) под влиянием родителей

Правильный ответ: Учебная направленность учащегося - это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий

37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется

а) психологическим барьером

б) когнитивным диссонансом

в) личностным смыслом

г) аффектом

д) фрустрацией

Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом

38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя

а) способным

б) малоспособным

в) неспособным

г) мотивированным

д) запрограммированным

Правильный ответ: Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным

39. Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть

а) осознаваемыми

б) неосознаваемыми

в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

г) надсознательными

д) вытесненными в подсознание

Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется

а) внешней ситуацией

б) восприятием учащимся внешних условий

в) памятью

г) целью, которую ставит перед собой учащийся

д) мышлением

Правильный ответ: Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся

41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется

а) условиями ситуации

б) восприятием

в) памятью

д) мышлением

Правильный ответ: Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации

42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется

а) поведением

б) инстинктом

в) научением

г) экстериоризацией

д) интериоризацией

Правильный ответ: Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией

43. Основной отличительной характеристикой навыка является его

а) сложность

б) легкость

в) продолжительность

г) неавтоматизированность

д) автоматизированность

Правильный ответ: Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность

44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося

а) непосредственно

б) опосредованно

в) директивно

г) положительно

д) отрицательно

Правильный ответ: Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно

45. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются

а) социальными ожиданиями

б) личностными смыслами

в) правилами внутреннего распорядка

г) законом

д) правом

Правильный ответ: Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями

46. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется

а) бестактностью

б) смысловым барьером

в) интрапсихической защитой

г) перцептивной защитой

д) когнитивным диссонансом

Правильный ответ: Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером

47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией

48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется

а) идентификацией

б) стереотипизацией

в) рефлексией

г) эмпатией

д) аттракцией

Правильный ответ: Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией

49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) эмпатией

г) эффектом ореола

д) мышлением

Правильный ответ: Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией

50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

а) идентификацией

б) каузальной атрибуцией

в) рефлексией

г) стереотипизацией

д) эффектом ореола

Правильный ответ: Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

51. Группа учащихся , имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется

а) формальной

б) неформальной

в) партией

г) общественной организацией

д) компанией

Правильный ответ: Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной

52. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним

Правильный ответ: Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии

Правильный ответ: Всоответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь

Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике


Педагогическая и возрастная психология

001. К понятиям, характеризующим отдельные виды возраста индивидуума,
не относится возраст:


  1. педагогический
002. «Психологический возраст» указывает на следующую характеристику
развития индивидуума:

  1. хронологический возраст
003.Фактором психического развития не является :

  1. качество питьевой воды
004.Ведущая деятельность детей дошкольного возраста -это:

  1. сюжетно-ролевая игра
005. К психологическим новообразованиям дошкольного возраста относят:

  1. становление иерархии мотивов деятельности
006.Ведущая деятельность младшего школьного возраста -это:

  1. учебная деятельность
007. К психологическим новообразованиям младшего школьного возраста от­носят:

  1. способность к планированию собственного поведения
008.Ведущая деятельность подросткового возраста -это:

  1. интимно-личностное общение со сверстниками
009.К психологическим новообразованиям подросткового возраста относят:

  1. самосознание личности
010. Ведущая деятельность юношеского возраста - это:

  1. учебно-профессиональная деятельность
011.К психологическим новообразованиям юношеского возраста относят все нижеперечисленное, кроме:

  1. овладения процессом образования понятий
012. Основными задачами ранней взрослости являются все нижеперечислен­ные, кроме:

013.Основными задачами зрелости являются все нижеперечисленные, кроме:

  1. формирования самосознания
014. Основными задачами старости являются все нижеперечисленные, кроме:

  1. сенситивности к социальным оценкам
015. Форма генетически обусловленного поведения учащегося:

  1. инстинктивная
016. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе уп­
ражнения,
- это:

  1. навык
017. Психическое развитие учащегося совершается:

  1. скачкообразно
018. Факторами, влияющими на заучивание учебного материала, являются
все нижеперечисленные, кроме:

  1. реакции преподаватель
019. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются
всем нижеперечисленным, кроме:

  1. инстинктивных программ поведения
020. Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той
или иной потребности учащегося:

  1. мотив
021. К этапам решения задачи относят все нижеперечисленное, кроме:

  1. рефлексии
022. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информа­
ции, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется:

  1. когнитивным диссонансом
023. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению
учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя:

  1. способным
024.Действие учащегося, обусловленное предшествующей реакцией препода­вателя, является:

  1. реактивным
025. Действие учащегося, обусловленное личностно значимой для него целью,
является:

  1. мотивированным
026.Понимание информации студентом протекает успешнее, если:

  1. информация отражает последние достижения науки
027. Уровень притязаний учащегося по конкретному учебному предмету про­
является в степени трудности цели, которую ставит
:

  1. учащийся перед самим собой
028.Цель своей деятельности в учебном заведении учащийся:

  1. осознает
029.Элемент учебной деятельности, направленный на решение учащимся од­ной текущей задачи, называется:

  1. действием
030. Побудителем учебной деятельности является:

  1. мотив
031. Действие, входящее в состав учебной деятельности, определяется:

  1. целью, которую ставит перед собой учащийся
032. Операция, входящая в состав учебной деятельности, определяется:

  1. условиями ситуации
033. Переход от умственного плана действия к внешнему называется:

  1. экстериоризацией
034.Основной отличительной характеристикой навыка является его:

  1. автоматизированность
035.Умение -это способность выполнять определенные действия :

  1. осознанно
036. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебные воздей­ ствия на учащегося :

  1. опосредствованы его отношением к ним
037.Деятельность, управляемая осознанной целью усвоить знания, навыки и умения, называется:

  1. учением
038. В цели «педагогического общения» входит все перечисленное, кроме:

  1. управления неформальными взаимоотношениями студентов
039.Для того, чтобы общение между преподавателем и учащимся состоялось, система кодирования и декодирования передаваемой друг другу информа­ ции должна быть :

  1. общей
040.Для лучшего сохранения учебного материала в памяти важно все пере­ численное, кроме:

  1. эмоциональной нейтральности материала
041. Развитие содержательной стороны мышления не заключается в:

  1. развитии воли
042.Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся,
вызванное смысловым несовпадением в отношении высказанной инфор­
мации, называется:

  1. смысловым барьером
043. Восприятие, понимание и оценку учащегося преподавателем отражает
следующий компонент педагогического общения :

  1. перцептивный
044. Обмен информацией в педагогическом общении отражает его компонент,
который называется:

коммуникативным

045.Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется:


  1. идентификацией
046. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими ученика­
ми, называется:

  1. рефлексией
047. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем при­
писывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется:

  1. каузальной атрибуцией
048. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отне­
сения этого поведения к социальным образцам называется:

  1. стереотипизацией
049.Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, норма­тивную структуру, назначенное и избранное руководство, называется:

  1. формальной
050. Конформность учащегося проявляется во внешнем согласии с мнением учебной группы при внутреннем:

  1. несогласии
051. Процесс и результат усвоения и активного воспроизведения учащимся со­
циального опыта определяется как:

  1. социализация
052. Управление преподавателем активностью учащегося будет успешным, если:

  1. мотивировать активность путем положительной обратной связи
053. Стимулирует творческое мышление все нижеперечисленное, кроме:

  1. предоставления алгоритма выполнения задания
054.К психологическим факторам, препятствующим творческому мышлению,
относят все нижеперечисленные, кроме:

  1. отсутствия страха перед ошибками
055.Учебные действия, соответствующие творческому уровню познаватель­
ной деятельности:

открытие новых знаний, способов действий

056. Заучивая латынь после выполнения домашнего задания по английскому
языку, студент может столкнуться с:


  1. явлением интерференции
057.Двое студентов всегда подготовлены к занятиям, не боятся высказывать свою точку зрения, задают интересные вопросы, однако между собой у них отношения затруднены. Действия преподавателя для нормализации межличностных отношений этих студентов:

  1. организовать их совместную деятельность
058.Однажды в присутствии всей группы преподаватель заявил студенту: «Ты бездарен, тебе нечего делать в нашем медучилище, найди себе что-ни­будь попроще». Какую ошибку в коммуникации допустил преподаватель?

  1. расширение оценки успеваемости до публичной оценки личности учащегося!
059.У преподавателя сложились устойчивые доверительные отношения со
студенческой группой. Студенты не боятся задавать вопросы; если не го­
товы к занятию - могут честно признаться в этом. О каких умениях пре­
подавателя идет речь в данном случае?

  1. коммуникативные
060.Преподаватель на занятиях делает много замечаний студентам, никогда ни­
кого не хвалит. При этом много говорит, часто отвлекается от темы. Какая
сторона процесса общения со студентами нарушена?

  1. коммуникативная
061. В одну из студенческих групп второго курса из академического отпуска
пришла новенькая. Девушка держится особняком, хотя в предыдущей
группе (до академотпуска) была лидером. Какой должна быть тактика пе­
дагогического общения преподавателя в этом случае?

  1. чаще включать девушку в совместную деятельность с другими
062.Студент на занятиях малоактивен, держится особняком. Однако на зада­
ваемые вопросы отвечает полно и развернуто. Если же преподаватель по­
правляет или дополняет его, студент начинает сильно переживать, стара­
ется объяснить, что ему помешало подготовиться к занятию. Какие моти­
вы могут быть ведущими в учебной деятельности этого студента?

  1. избегание неудач
063.Студент учится преимущественно на «3», часто пропускает занятия, сту­
денты из группы сторонятся его. На переменах он контактирует со сту­
дентами из другой группы. Какой должна быть тактика педагогического
общения преподавателя с данным студентом?

  1. подыскать референтную группу среди других студенческих групп (предло­жить перейти в нее)
064. Педагогическая психология изучает все нижеперечисленное, кроме :

  1. возрастной динамики психики человека
065. Во внешнюю структуру учебной деятельности входит все, кроме:

  1. мотивации
066.На учебную мотивацию влияет все нижеперечисленное, кроме:

  1. программы учебной дисциплины
067.К внутренним мотивам учебной деятельности относятся следующие побу­
дители:

1. Специфика учебного предмета

068. В структуру мотивации входит все перечисленное, кроме:


  1. действий
069.К ошибкам коммуникации преподавателя относится :

  1. организация соперничества между учащимися
070.Является неотъемлемой частью обучения и имеет три основных вида -предварительный, текущий, итоговый:

  1. контроль
071. Экспрессивные способности учителя - это:

  1. способность к внешнему выражению своих мыслей, знаний, убеждений по­средством речи и мимики
072. Группа педагогических способностей, к которой относят способности к об­
щению с учащимися, умение найти правильный подход, установить с ни­
ми целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, на­
личие педагогического такта:

  1. коммуникативные
073. Способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступ­
ным:

1. дидактические

074. Студенты 1 курса ФВСО разговаривали о мотивации поступления в ин­
ститут. Выберите познавательные мотивы:


  1. я всегда хотела изучать только медицину, узнавать что-то новое о здоровье человека
075. Выберите внутренний познавательный мотив :

  1. получение удовольствия от самого процесса учения
076. К психологическим факторам, определяющим успешность обучения, от­
носят все нижеперечисленное, кроме:

  1. поиска информации
077.Учебную мотивацию делает устойчивой:

  1. личностная значимость учебной деятельности
078. Концентрация педагога на интересах и запросах учащегося называется :

  1. альтруистической
079. Автором понятия «ориентировочная основа деятельности» является :

  1. П.Я. Гальперин
080.Определите ведущий тип деятельности в 2 года:

  1. предметно-манипуляционная деятельность
081. Период психического развития по Д. Б. Эльконину, ведущим психологи­ческим новообразованием которого является потребность в общении:

  1. младенчество
082.Э. Эриксона, которым соответствует кризисная ситуация «трудолюбие - способность к самовыражению »:

  1. школьный возраст
083.Кризис у ребенка в 3-летнем возрате обусловлен:

  1. перестройкой социальных взаимоотношений
084. Новая психическая способность, появляющаяся у ребенка в 1 месяц:

  1. комплекс «оживления»
085. Развитие познавательных процессов, логических форм мышления, произ­
вольной памяти, внимания, развитие познавательных интересов, возник­
новение избирательных интересов, первые признаки профессиональной
направленности характерны для:

  1. подростков
086. Взаимоотношения в игре у детей в 3 года:

  1. одиночные игры
087.Определите ведущий тип деятельности в возрасте 7 лет:

  1. учебная деятельность
088.
ским новообразованием которого является произвольность психических
процессов, самоконтроль, самооценка:

  1. младший школьный возраст
089. Возрастная стадия психического развития по эпигенетической концепции
Э. Эриксона, которой соответствует кризисная ситуация «доверия-недо­
верия»:

  1. младенчество
090. Период психического развития по Д.Б. Эльконину, ведущим психологиче­
ским новообразованием которого является потребность в общественно
значимой деятельности:

  1. младший школьный возраст
091.Стадия психического развития и возраст по эпигенетической концепции Э. Эриксона, которым соответствует кризисная ситуация самостоятельности:

  1. раннее детство
092. Взаимоотношения в игре детей в возрасте 5 лет:

  1. кратковременное объединение
093. Определите ведущий тип деятельности в возрасте 15 лет:

  1. учеба
094.Стадия психического развития и возраст по эпигенетической концепции Э. Эриксона, которой соответствует кризисная ситуация «идентичности - ролевой неопределенности »:

  1. подростковый возраст
095. Взаимоотношения в игре у детей в 2 года:

  1. неорганизованное поведение
096. Возраст по классификации Ж. Пиаже, которому соответствует период на­
чала практического интеллекта:

  1. 2 года
097. Основные категории психического развития по Л.С. Выготскому:

  1. все вышеперечисленные
098. Ведущим видом деятельности в раннем детстве является:

  1. предметная манипуляция

099. Психологическим новообразованием в процессе развития, которое состав­ ляет сущность каждого возрастного этапа, является все перечисленное, кроме:


  1. нарушений психического развития
100.К основным понятиям, описывающим процесс развития, не относится :101. Закономерности психического развития:

  1. отсутствие качественных изменений в процессе совершенствования той или иной психической функции

Общая характеристика навыков

Деятельность будет выпол­нена квалифицированно, если человек овладел навыками. На­вык - упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у живот­ных формируется как механизм их приспособления к среде пу­тем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения дея­тельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, вы­ступают несвязанными. Так, при обучении чтению членение слов на слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют содержание двух различных действий. Упражняясь в чтении, школьник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что теперь он не ставит перед собой задачу разбить слово на час­ти и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать слова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча­ясь с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель­ным действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.

В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий при­водят к точной локализации процессов возбуждения в опреде­ленных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от од­ной системы нервных связей к другой.

Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате вы­работки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опыт­ная. По мере совершенствования навыка письма человек начи­нает писать до ста букв в минуту, в то время как в начале обучения едва успевает написать за это же время 2 -3 корот­ких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьша­ется напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения ис­чезают. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объе­диняются в единое действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При бег­лом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.

В результате хорошо отработанных двигательных навыков по­вышается производительность труда, улучшается качество ра­боты и уменьшается утомление человека.

Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двига­тельного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двига­тельный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, ис­полняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая машинистка печатает “слепым” методом.

Эти факты свидетельствуют о том, что в процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анали­заторами. Зрительно-двигательный контроль заменяется двига­тельным. Зрительный анализатор, а также сознание освобожда­ются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.

Контроль одной чувствующей кинестезической системы пони­жает степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирую­щей контроль за движением во время работы, становится также тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина) так­тильно различаемыми знаками повышает качество набора.

Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля соз­нания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный конт­роль за движением может затруднить его выполнение. Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен­ность в движениях.

Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются бессознательно регулируемыми действиями. Особенность навыка - не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.

Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нель­зя создать условия для творческой деятельности. Начинающий ху­дожник, не овладевший навыками построения перспективы, дол­жен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не имеющий навыка пра­вильного построения предложений, вынужден думать не о содер­жании сочинения, а о грамматической структуре предложений.

Таким образом, в любой деятельности овладение правильны­ми приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.

В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особен­ности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интег­рация движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение позна­вательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятель­ности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям разви­вать в процессе труда более точное выполнение действия, Дру­гим - более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятель­ности обеспечивается типичными для человека приемами совер­шения действий.