Интерактивная доска как средство оптимизации учебного процесса. Интерактивная доска: типы и виды

Современные гаджеты не устают удивлять нас все новыми возможностями. Их можно применять с большой пользой, особенно в том, что касается обучения детей. Одно из таких устройств – интерактивная доска – популярный электронный инструмент, который вывел работу с проектором и компьютером на новый уровень, чем завоевал большую популярность в школьных учреждениях. Использование электромагнитного устройства делает обучение в разы интереснее, а учителя получают расширенные возможности для наглядной демонстрации новых знаний.

Что такое интерактивная доска

Сенсорный экран размером с большой телевизор – это и есть специальное электронное устройство под названием интерактивная доска. Работает оно только в комплекте с компьютером и проектором. Все три аппарата соединяются между собой для того, чтобы изображение с компьютера оказывалось выведенным на доску. Простые касания поверхности маркером или пальцем позволяют работать с картинкой на экране так, словно вы работаете на компьютере с помощью мыши.

Виды

Интерактивные доски отличаются по способу установки проецирующего устройства. На досках прямой проекции проектор крепится перед экраном, а обратная разновидность означает, что проектор устанавливается за ним. Следующее важное отличие – активное или пассивное электронное подключение. Первое означает, что мультимедийная доска соединяется с устройствами с помощью проводов. Второе является совершенно самостоятельным и не нуждается в установке кабелей. Каким будет устройство, зависит от технологии создания.

Возможности

Мультимедийная среда открывает перед нами безграничные возможности по обмену и получению информации. Выведенная на сенсорный экран, она становится доступной одновременно большой группе людей. Это незаменимо в процессе обучения и в деловой сфере при проведении презентаций. При работе с устройством вы получаете возможность:

  • писать и сохранять информацию в отдельных файлах;
  • пользоваться сенсорной панелью инструментов;
  • выделять, менять местами, группировать объекты на экране;
  • кроме статических, демонстрировать динамические изображения, слайды, видео;
  • активно использовать электронные технологии и любую информацию с компьютера для создания интерактивных занятий.

Принцип работы

Работа с экраном осуществляется в зависимости от электромагнитных технологий. Выделяют две разновидности. По одной – работают пальцем, по другой – стилусом или тем, и другим. На поверхности экрана расположены датчики, которые ответственны за определение мест касания. Оборудование с инфракрасными датчиками распознает любой предмет, который подносится близко и воспринимает его, как компьютерную мышь. Есть разновидность экранов, работа по которым проводится маркерами.

Купить интерактивную доску

Данные устройства отличаются установленным на них программным обеспечением. Программы определяют возможности работы. В зависимости от того, для кого предназначена доска, приобретайте соответствующий прибор. Базовые основы работы являются максимально простыми и адаптированы для любого пользователя. Отдельные разновидности установленных программ могут потребовать освоения специальных навыков.

Для школы

Электронная система Classic Solution Dual Touch с успехом заменит простую школьную доску и мел. На ней можно работать двумя способами - пальцем или электронным маркером:

  • название модели: Classic Solution V83;
  • цена: 33000 р.;
  • характеристики: оптическая технология, габариты – 1710×1240×36 мм (83"), активная область ”– 80", вес – 15,7 кг, поверхность матовая, антибликовая, подключается по принципу "plug and play", скорость передачи 120 точек в секунду, время касания неограничено, работает с Windows XP / Windows 7;
  • плюсы: благодаря сенсорной технологии Multi-touch, могут работать одновременно 2 человека;
  • минусы: не обнаружены.

Другая сенсорная доска представлена производителем Yesvision. В ее основе лежит оптическая система. Эта технология используется, чтобы превратить любой предмет в инструмент для работы с экраном:

  • название модели: Yesvision BS80;
  • цена: 38000 р.;
  • характеристики: диагональ – 80", рабочая поверхность–155×112см, не чувствительна к нажатию, поддерживает работу двумя касаниями, интерфейс – USB 2.0, в комплектацию входит указка, крепление на стену, программное обеспечение;
  • плюсы: работа осуществляется рукой или любым непрозрачным предметом;
  • минусы: не обнаружены.

Еще одна популярная модель выпускается американским производителем Mimio. Работа с ней осуществляется не только как с сенсорным экраном, но как с обычной магнитно-маркерной доской:

  • название модели: Mimio Board ME 78;
  • цена: 39500 р.;
  • характеристики: проводное подключение, диагональ –78", разрешение – 4800 x 9600, используются инфракрасная, ультразвуковая технологии, подходит для Windows, Macintosh и Linux, вес – 42 кг, в комплекте настенное крепление, кабели;
  • плюсы: гарантия 5 лет;
  • минусы: может работать только 1 человек.

Для детей дошкольного возраста

Оптимальное сочетание цены и возможностей представляет собой доска для проектора Classic. Она идеально подходит для дошкольных учреждений, потому что на ней могут работать несколько детей одновременно:

  • название модели: Classic Board CS-IR-85ten;
  • цена: 41 725 р.;
  • характеристики: инфракрасная технология, диагональ – 78"", вес –25 кг, размеры –176x128x4,5 см;
  • плюсы: воспринимает любой предмет, палец, стилус, магнитная рабочая поверхность, допускает касание 6 пользователей;
  • минусы: не обнаружены.

Недорогие экраны предлагает производитель ScreenMedia. Это современные сенсорные устройства для детского сада, с помощью которых можно организовать познавательные занятия:

  • название модели: ScreenMedia M-80;
  • цена: 29 922 р.;
  • характеристики: рабочая поверхность – 1670 х 1170 мм, диагональ –80"";
  • плюсы: износоустойчива;
  • минусы: не обнаружены.

Специально для ребенка можно приобрести удобное мультимедийное устройство от ActivTable в виде стола. Интерактивный экран является столешницей, на которой можно включить в игру одновременно шесть человек. Он распознает до 12 касаний за раз:

  • название модели: ActivTable 2.0;
  • цена: 530 823 р.;
  • характеристики: используется ультразвуковая, инфракрасная технологии, диагональ – 46", разрешение – 4096x4096, вес –72,5 кг, ширина рабочей области – 1020 мм, высота –572 мм, 6 встроенных браузеров, подключаются 6 наушников,
  • плюсы: есть возможность оценивать работу каждого участника в отдельности, беспроводное подключение к интернету;
  • минусы: высокая стоимость.

Для рисования

Польский производитель Esprit предлагает многофункциональную доску. Ее можно использовать как сенсорный экран и как обычную школьную доску, на которой пишут маркерами сухого стирания:

  • название модели: Esprit TIWEDT50;
  • цена: 52 500 р.;
  • характеристики: оптическая технология, USB-кабель на 4,5 м, телескопическая указка, работает с Windows XP SP3, Windоws 7, Windоws 8, диагональ – 50", распознает 2 касания;
  • плюсы: эмалированная поверхность с антивандальными свойствами;
  • минусы: не обнаружены.

Российский производитель ABC Board M-64 предлагает доску, устойчивую к царапинам. Она используется как интерактивный экран, поверхность для рисования обычными маркерными предметами, для крепления магнитов:

  • название модели: ABC Board M-64;
  • цена: 54000 р.;
  • характеристики: микроточечная технология, диагональ – 64", рабочая поверхность– 875 х 1185 мм, количество пользователей – более 2-х;
  • плюсы: походит для работы не электронными чертежными инструментами, встроенный аккумулятор;
  • минусы: не обнаружены.

Электронная доска от бельгийского производителя PolyVision – это три в одном. Приобретая ее, вы получаете интерактивную, магнитную, маркерную поверхности:

  • название модели: PolyVision eno flex 2620A;
  • цена: 92 650 р.;
  • характеристики: микроточечная технология, диагональ – 78", интерактивная площадь –1180x1580 мм, две дополнительные створки, одновременная работа тремя стилусами;
  • плюсы: антивандальная металлокерамическая поверхность;
  • минусы: не обнаружены.

Как выбрать интерактивную доску

Приобретая интерактивные доски для школы или проектной организации, вы совершаете ответственный шаг, поскольку от этого будет зависеть качество работы. При выборе покупки ориентируйтесь на следующие факторы:

  • Универсальность. Выбирайте продукцию, подходящую для интерактивной и обычной работы.
  • Средства управления. Выбирайте тот товар, на котором можно работать любым предметом.
  • Программное обеспечение. Оно сильно отличается, профиль может настраиваться под нужные дисциплины (математику, физику).

Видео

Устройство, которое еще десять лет назад считалось чудом техники и привилегией пары образцовых частных школ, сегодня используется для преподавания самых разных предметов: от биологии до математики и иностранных языков. Интерактивная доска постепенно становится не просто модным аксессуаром или привлекательной игрушкой, а неотъемлемой частью учебного процесса.

Что такое интерактивная доска?

По сути это большой сенсорный экран, использующийся совместно с компьютером и проектором. Изображение с компьютера проецируется на доску, после чего можно работать со всеми компьютерными программами, не отходя от нее. Специальное программное обеспечение расширяет возможности пользователя: от обычного рисования по виртуальной поверхности до добавления информации и объектов, найденных в интернете, создания презентаций, демонстрации опытов и работы с видеофайлами.

Как работать с интерактивной доской?

После подключения доски к компьютеру и проектору достаточно коснуться поверхности стилусом или пальцем, чтобы начать работу. В зависимости от программного обеспечения и тех задач, которые ставит перед собой пользователь, освоение всех функций может потребовать большего или меньшего времени, но базовый принцип работы интуитивно понятен и не требует специальной подготовки. Используя доску, можно открывать файлы и приложения, находящиеся на компьютере, работать с интернетом, делать пометки поверх изображений, вебсайтов, карт и других объектов и, разумеется, создавать собственные виртуальные презентации и уроки.

Каковы преимущества использования интерактивной доски в школе?

Чтобы сделать учебный процесс максимально эффективным, важно задействовать основные сенсорные системы человека - зрительную и слуховую Современное поколение школьников, выросшее на компьютерах и смартфонах, привыкло к визуальной подаче информации, поэтому интерактивная доска не просто привлечет их внимание, но и поможет лучше понять и запомнить материал.

Интерактивная доска позволяет ученикам прикоснуться к картинке, чтобы выбрать правильный ответ или решить задачу, смоделировать химический опыт или найти нужный объект на карте. Все это делает информацию более наглядной, создает творческую атмосферу на уроке, стимулирует групповые обсуждения.

В свою очередь, преподаватели, используя интерактивную доску, могут экспериментировать со стилями обучения, ориентироваться на потребности разных возрастных групп и легче находить нужную информацию. При этом гораздо удобнее создавать свою методическую базу, сохраняя иллюстративные материалы (текстовые и мультимедийные файлы, таблицы, диаграммы, изображения из интернета, географические карты и др.) и адаптируя их для разных аудиторий. Такие «заготовки» помогают поддерживать быстрый темп урока, поскольку преподавателю не нужно тратить время на написание больших объемов текста на доске.

Все материалы учащиеся могут сохранять и распечатывать, чтобы вернуться к ним дома или на следующих занятиях, изучить пропущенный материал, проверить свои знания.

Как выбрать интерактивную доску для школы?

Следует помнить, что в классе всегда находится много детей, поэтому поверхность доски должна быть прочной и долговечной, устойчивой к царапинам и механическим повреждениям. Еще одно необходимое требование к поверхности - матовость, чтобы избежать утомляющих зрение бликов. Такими свойствами обладает . Она станет незаменимым помощником при проведении уроков и дополнительных обучающих занятий для различных возрастных групп - от детского сада до высшего учебного заведения.

Размер доски должен быть большим, так как многие школьники страдают близорукостью (рекомендуемая диагональ - 78-82 дюйма).

И, разумеется, особое внимание нужно уделить качеству , так как именно от него во многом зависит эффективность работы преподавателя и его учеников.

Не можете выбрать правильную интерактивную доску - , наши специалисты помогут!

Купить интерактивные доски:


Что такое интерактивная доска?

Интерактивная доска - это устройство, использующееся с проектором и компьютером. Изображение с компьютера выводится на интерактивную доску, как на обычный экран, с помощью проектора. Используя маркер или палец, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения. Любая интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое, в зависимости от того, для каких целей предназначена доска, включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения результатов работы, до создания многостраничных уроков и презентаций с управляемыми объектами, вставленными на страницы видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу с доской.

Как работают с интерактивной доской?

Начать работать с интерактивной доской достаточно просто. Маркер или палец используется вместо компьютерной мыши, выбирая инструмент рисования легко делать пометки поверх изображения.
В зависимости от сложности программного обеспечения каждой интерактивной доски и тех задач, для решения которых планируется ее использовать, освоение всех нужных функций доски может потребовать большего или меньшего времени, но работа с базовыми функциями, общими для всех интерактивных досок, не требует специальной подготовки. Программное обеспечение досок делается интуитивно понятным, чтобы облегчить включение нового инструмента в работу и сократить затраты времени на его освоение. Обучение работе с интерактивными досками востребовано в основном в образовательных учреждениях, где необходимо не только овладеть основными инструментами доски, но и познакомиться с приемами создания интерактивных уроков.
Компания "Инфологика" .

Какие бывают интерактивные доски?

Интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности доски.

Наиболее распространены на рынке:

  • резистивнаятехнология;
  • инфракрасная технология;
  • сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологии;
  • электромагнитная технология;
  • микроточечная технология;
  • емкостная технология.

Резистивная технология

Поверхность интерактивных досок, основанных на резистивной технологии , состоит из двух слоев, между которыми расположены датчики. При нажатии любым предметом на верхний слой датчики определяют место касания и передают информацию в компьютер. Резистивная технология позволяет управлять компьютерными приложениями и делать пометки пальцем или любым предметом. Недостаток этой технологии - более высокий риск выхода доски из строя в результате повреждения поверхности. Эта технология широко использовалась в прошлом, например в интерактивных досках производства и некоторых других производителе, но редко встречается в наши дни.

Инфракрасная технология

Инфракрасная технология также позволяет работать с доской любым предметом. Эта технология существует в двух вариантах.

Более распространенный - с использованием камер и отражающей поверхности по периметру доски. Инфракрасные камеры "видят" любой предмет, который подносится достаточно близко к поверхности доски (т.е. фиксируют темный участок на блестящей отражающей поверхности), определяют координаты касания и передают в компьютер. При этом в поверхности доски нет никаких датчиков, что повышает ее устойчивость к повреждениям. Эта технология используется в интерактивных досках большинства серьезных производителей.
Второй вариант этой технологии - пары из инфракрасных излучателей и датчиков, расположенных напротив них. Вся поверхность доски, таким образом, покрыта инфракрасной сеткой, место касания определяется по тому, какие лучи прервались. Эта технология характерна для бюджетных моделей.

Инфракрасная и ультразвуковая технология позволяет работать с доской только с помощью специального маркера. При касании поверхности маркер издает ультразвуковой и инфракрасный сигнал, который фиксируется датчиками в рамке доски. В поверхности доски нет датчиков, которые могут быть повреждены. Инфракрасная и ультразвуковая технология использовалась в старых моделях и , в настоящее время более характерна для интерактивных приставок.

Электромагнитная технология

Электромагнитная технология также подразумевает использование с интерактивной доской специального маркера. Его положение определяется датчиками в поверхности доски. Эта технология используется в и Interwrite. Эта же технология используется в беспроводных планшетах, а также в интерактивных панелях, заменяющих монитор компьютера.

Микроточечная технология

Микроточечная технология позволяет сделать доску полностью беспроводной. На поверхности маркерной доски нанесены почти незаметные невооруженным глазом точки, встроенная в маркер камера по ним определяет координаты точки касания. Bluetouth-передатчик, также встроенный в электронный маркер, передает координаты точки касания в компьютер, а доска не требует при этом ни питания, ни беспроводного подключения. Эта технология используется в досках серии Eno.

Емкостная технология

Емкостная технология позволяет управлять пальцем, но при этом поверхность доски остается очень прочной и износостойкой. Место касание определяется по изменению электрической емкости поверхности доски. Эта технология позволяет распознавать одновременно несколько касаний пальцем. Емкостная технология используется .

Таким образом, технология, которая используется в интерактивных досках, определяет, чем можно работать с доской (требуется ли специальный электронный маркер или используется любой предмет), насколько доска устойчива к повреждениям, сложно ли ограничить возможности ее несанкционированного использования.

Более подробные описания интерактивных досок различных производителей и их возможностей .

В последнее время интерактивные доски стали использовать с ультракороткофокусными проекторами, которые крепятся к стене непосредственно над доской. Это позволяет сделать работу с доской более комфортной.

Большинство интерактивных досок способны распознавать несколько касаний пальцем или маркером одновременно. Многопользователские доски могут быть созданы с использованием различных технологий, и их функциональные возможности в силу этого различаются.

Существуют родственные интерактивным доскам устройства - .

Где применяются интерактивные доски?

Интерактивные доски применяются в сфере образования и в деловой сфере .

В образовательных учреждениях интерактивными досками оборудуют учебные классы. Большинство производителей интерактивных досок ориентирует свою продукцию именно на сферу образования, уделяя большое внимание разработке программного обеспечения, позволяющего создавать интерактивные уроки, включать в работу большое количество разнообразных материалов в электронном виде. Интерактивные доски используются и в дошкольных учреждениях, и в учреждениях среднего образования, и в высших учебных заведениях. Интерактивная доска - универсальный инструмент, который может быть использован преподавателем любого учебного заведения для объяснения нового материала или организации совместной работы.

В деловой сфере

В деловой сфере интерактивные доски используются главным образом для проведения совещаний и переговоров , ими оборудуются кабинеты руководителей и переговорные. Интерактивные доски, предназначенные в первую очередь для использования в деловой сфере, отличаются более простым программным обеспечением, предназначенным для работы с материалами, подготовленными в стандартных приложениях (например, Microsoft Office), такое программное обеспечение доски легко освоить, любой участник совещания или переговоров может включиться в работу без всякой предварительной подготовки.

В образовании очень важно доходчиво, наглядно представить информацию, поскольку человеческое восприятие у многих людей в значительной мере опирается на зрение. И сейчас все большее количество учебных заведений оснащает свои аудитории и классы интерактивными досками. Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий.

Интерактивная доска – это периферийное устройство, предназначенное для управления всеми функциями компьютера на большом экране без использования компьютерной мыши и клавиатуры, то есть удаленное управление компьютером.

Главная методическая роль интерактивной доски состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание аудитории на центральном объекте объяснения, непосредственно на доске.

Существует несколько разновидностей интерактивных досок:

· Активная электронная доска – подключается к источнику питания и к компьютеру. Работа с файлами осуществляется при помощи специального стилуса.

· Электромагнитная интерактивная доска - работает по принципу пассивной электромагнитной технологии, которая позволяет использовать специальные маркеры.

· Интерактивная электронная доска на основе технологии инфракрасного сканирования - большой дисплей, оснащенный инфракрасными датчиками, с которым можно работать как при помощи специального стилуса, так и просто с помощью пальцев (http://venture-biz.ru/tekhnologii-innovatsii/138-interaktivnoe-obuchenie)

Говоря об интерактивной доске, стоит выделить её главную функцию – демонстрация и активная работа со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создание электронного протокола занятия. С помощью интерактивной доски педагог может также взаимодействовать с учащимися в онлайн-режиме в течение всего занятия.

Для работы с интерактивными досками используется специальное программное обеспечение, с помощью которого учитель может добавлять пометки поверх любого изображения на экране, акцентировать внимание учеников на важных деталях, использовать для обучения готовые шаблоны документов и уроков, импортировать и видоизменять различные графические объекты.

Интерактивная доска может стать первым шагом на пути к созданию мультимедийной образовательной среды в классе с возможностью проведения интерактивных опросов и тестирований, а также использования документ - камеры.

Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

· компьютер

· мультимедийный проектор

· соответствующее программное обеспечение

· и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером (http://habrahabr.ru/post/118536/).


Интерактивная доска дает возможность использования следующих интерактивных элементов:

Различные переходы (со слайда на слайд, с графического объекта на видеофрагмент; включение звукового файла, использование гиперссылок);

Движение и перемещение объектов по виртуальному «полю» с помощью прикосновения;

Запуск анимаций;

Затемнение экрана, появление объекта;

Возможность выполнять запись и удалять ее;

Повороты, развороты, симметрия объектов и т.д.;

Видеопроектор и функция захвата;

Средства записи происходящего на экране и т.д. (Гилярова М. Г. Повышение уровня мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронных образовательных ресурсов / Гилярова М.Г. // Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в классе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски. Дистанционно же, управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, схемы, которые он должен был выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации.

Грамотная работа с интерактивной доской на уроке позволяет также добиться оптимизации учебного процесса. Использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования. (Гилярова М. Г. Повышение уровня мотивации обучения через использование интерактивных элементов электронных образовательных ресурсов / Гилярова М.Г. // Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Многие педагоги придерживаются мнения, что интерактивная доска является одним из самых эффективных технических средств обучения, поскольку она объединяет проекционные технологии с сенсорным устройством. Интерактивная доска позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки, делать пометки и комментарии поверх видеоклипов или презентаций. Цветовая гамма позволяет выделять важные области, привлекая внимание учащихся к наиболее значимым блокам информации (Ткаченко Е. Е. Использование и возможности мультимедиа при комплексной подготовке к выпускным экзаменам/ Ткаченко Е. Е.// Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на уроках современные технологии. Кстати, не требуется и специальных занятий для изучения доски, дети быстро осваивают приемы работы, наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Следует отметить, что, согласно многочисленным тестам, на этих уроках даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение, с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких школьников к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью интерактивной доски. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося.

Использование интерактивной доски во время занятия дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели объектов изучения, наблюдать за их изменениями и управлять ими, просто касаясь доски руками. Подобная технология позволяет реализовывать принципы развивающего обучения на практике (http://venture-biz.ru/tekhnologii-innovatsii/138-interaktivnoe-obuchenie)

Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе обучения, расширяют возможности преподавателя на всех этапах занятия и, в том числе, способствуют повышению мотивации, привлекая различные виды информации. Он предоставляет возможность различных видов наглядности: на плоскости, в пространстве, с анимационными и интерактивными эффектами.

Таким образом, инновационные интерактивные технологии дают возможность реализовать важнейшие принципы представления учебной информации: наглядность, мультимедийность и интерактивность. Большим преимуществом интерактивной доски является объединение всех мультимедийных возможностей (звук, видео, анимация, текст, таблица, диаграмма, рисунок) с возможностью их изменения. Кроме того, учитель может демонстрировать такие объекты или процессы, которые сложно себе представить в реальности, например, изображение планет, движение атомов и молекул, внутренние органы человека


1.3.Опыт использования интерактивной доски в образовательном процессе при обучении иностранному языку.

Одним из наиболее эффективных интерактивных средств, способствующих повышению мотивации и активности обучаемых, является интерактивная доска. Она позволяет не просто отобразить информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения.

На уроках иностранного языка интерактивная доска может применятся при обучении различным видам речевой деятельности. Ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook. Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка. Динамические задания, которые учащиеся выполняют с помощью интерактивной доски, служат для предъявления нового матери­ала и первичной актуализации получен­ных знаний. Также задания могут носить языковой характер, например, работа с лексикой, грамматическими структурами. Многие задания используются для выполнения упражнений на развитие навыков устной и письменной речи, диалогической и монологической речи.

Так, например, при обучении чтению используются приемы «Установление соответствий», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», «Выделение необходимой информации». При изучении иноязычного литературного произведения возможности интерактивной доски предоставляют учащимся большой выбор динамических визуаль­ных опор для осуществления коллективного взаимодействия. Во время работы уча­щиеся выполняют задания различного уровня: начиная от рецептивных упражнений по изучению литературного произ­ведения до продуктивных и творческих: продуцирование ситуаций, заданных в литературном произведении, разви­тие сюжета, моделей поведения героев, их характеров. (Корчажкина О.М. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе над иноязычными литературными произведениями / Корчажкина О.М. //Иностранные языки в школе. - 2012г.- №7.)

Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий». Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, видео, изображения, готовые схемы, которые можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы, как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений. http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1265

Аудиозаписи, сделанные носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяет заинтересовать ученика и добиться определенных результатов при понимании иностранной речи на слух.

При обучении письменной речи наиболее эффективными являются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками», используются функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.

При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». В данном виде деятельности нам на помощь приходит режим граффити. Написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть - все это доступно с помощью электронных перьев.

Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту. Часть материала можно скрыть, используя функцию «шторка». При изучении отдельных речевых конструкций целесообразно использовать тесты с пропусками, которые позволяют контролировать сформированность грамматических навыков быстро и эффективно. Можно использовать электронные учебники и видеоуроки.

Кроме того, работа с интерактивной доской на занятии иностранного языка формирует у учащихся лингвострановедческую и коммуникативную компетенцию. (Корчажкина О.М. Симуляционные задания для интерактивной доски при работе над иноязычными литературными произведениями / Корчажкина О.М. //Иностранные языки в школе. - 2012г.- №7.) Доска поможет учителю организовать заочную экскурсию. Интересна работа с лингвострановедческим материалом, например с картой страны или города, так как на них нет подписей, то учитель может проектировать различные задания: подписывать названия городов, земель, рек, озер, гор, тем более, что это все сделать несложно, так как маркером легко выделить любой объект, чего нельзя сказать о компьютерной мыши. Богатыми возможностями располагают интерактивные анимации, используемые для наглядно-образного раскрытия темы урока и помогающие реконструировать события прошлого.

В ходе проверки домашнего задания заготовленный материал позволяет:

1. провести тестовый иллюстрированный или текстовый опрос и проверить его выполнение самостоятельно или взаимопроверкой (можно закрыть ответы «шторкой»);

2. выполнить задание на соотнесение понятий;

3. установить соответствие между ключевыми моментами нескольких тем ранее изученного материала;

4. посмотреть на домашний материал под другим углом зрения;

5. провести устный диктант на основе изображений и символов;

6. иллюстрировать выполнение домашних заданий по тетради с печатной основой.

При актуализации опорных знаний, обеспечивающих лучшее восприятие и понимание новой темы, положительный эффект даёт прием выбора нужных понятий из пройденного материала при формулировании учителем задающих направление систематизации вопросов. Актуализированные понятия могут складываться в кроссворд, головоломку, ребус, отгадывание которые обозначит тему урока.

Удачным связующим звеном пройденного и нового материала может стать фотофакт или краткий видеосюжет, объяснение которого поможет применить изученные понятия в ином контексте. Возможности интерактивной доски позволяют накладывать записи и пометки поверх изображения, что повышает информативность этого материала, придает ему статус общеклассной рабочей тетради.

Звуковое и музыкальное сопровождение, видеоматериал, реальные изображения, движущиеся объекты, несомненно, повышают мотивацию к обучению, работает непроизвольная память, ученик получает уже отобранную систематизированную информацию.

Таким образом, анализ методической литературы показал, что применение интерактивной доски на уроке иностранного языка способствует повышению мотивации школьников, формированию навыков и развитию умений устной и письменной речи, социокультурной компетенции, формированию исследовательских навыков, навыков работы с лингвострановедческим материалом, решения проблемных задач. (Козлова В.А. Использование информационных технологий в обучении английскому языку/ Козлова В.А.// Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. – 2012. - №2.)

Интерактивная доска позволяет осуществлять:

· активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;

· полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;

· набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;

· не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;

· сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате.

Таким образом, используя интерактивную доску, становится возможным организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и учителя. Благодаря интерактивной доске дети с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Чикола

ДОКЛАД

«Интерактивная электронная доска – её возможности и преимущества.»

учитель английского языка

МКОУ СОШ№3 с.Чикола

Сабаева А. Дж.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Каждый современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции.

Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям.

Одной из таких технологий является интерактивные средства обучения. Они широко используется при обучении школьников по целому ряду учебных дисциплин, так как позволяют учителю применять новые методы и приемы в своей профессиональной деятельности, а также сделать более доступной для понимания любую информацию.

Интерактивные методы можно применять, как групповой способ обучения, для обучения с помощью игровых технологий, при фронтальном и дискуссионном обучении. Наиболее подходящими формами работы в начальной школе являются групповые виды деятельности и игровые технологии.

Например, для начальной школы, можно создавать различные игры, позволяющие обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем или одноклассниками.

Одним из примеров реализации таких форм работы является использование интерактивной Flash - анимации, где реализуется технология свободного перемещения объектов. Мы предлагаем для рассмотрения несколько примеров элементарных разработок для уроков математики. Для их создания можно использовать программное обеспечение AdobeFlash, а практическая реализация осуществляется с помощью интерактивной доски Smart.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске.
Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

    Презентационное программное обеспечение

    Текстовые редакторы

    CD-ROMы

    Интернет

    Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)

    Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видео-кассеты VHS или цифровые видео-изображения)

    Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители

    Программное обеспечение для интерактивной доски

    Программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Возможно, занятия привлекут сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке.

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что:

    Добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия.

    После занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать.

    Можно использовать разные цвета, а также выделение, которое при традиционном методе преподавания доступно только на слайде оверхэд проектора.

Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиямх - любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Чтобы максимально использовать все возможности интерактивных досок, необходимо следующее:

Составляющие оборудования: Интерактивная доска и программное обеспечение к ней, компьютер и проектор.
Вы также должны позаботиться о дополнительном программном обеспечении и других мультимедийных ресурсах.
Также надо уделить внимание

    Установке

    Эксплуатации/гарантии

    Безопасности

    Подключению к школьной сети и Интернету

Важно помнить, что возможны дополнительные траты, которые необходимо предусмотреть при использовании интерактивной доски. Например, могут понадобиться запасные лампы для проектора. Они дорогие, но работают очень долго.
Для чего нужна интерактивная доска? Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.
2. Активное вовлечение учащихся Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.
3. Улучшение темпа и течения занятия Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Как известно, детям не разрешают писать на настенных картах, схемах и плакатах, потому что все это предназначено только для демонстрации. Мало того, даже указкой водить по этим наглядным пособиям надо осторожно, чтобы не порвать. То есть ни одно из этих средств не дает возможности графического комментирования изображения. А вот интерактивные доски дают целый ряд принципиально иных возможностей: любая схема, рисунок, карта здесь специально предназначены для того, чтобы по ним было не только можно, но и нужно чиркать. Причем электронная доска дает возможность комментировать не только статические изображения, но и видео, что очень важно. Поэтому специфика работы с ней совершенно иная. Да, ее можно использовать как обычную маркерную, но это малоэффективно с точки зрения мультимедиа.
Другой очень важный момент связан с гигиеной труда учителя и ученика. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом, мало того, она отрицательно влияет на технику и эргономику учебного процесса. Поэтому даже внедрение в свое время маркерных досок уже было большим прорывом. Правда, и они имели ряд недостатков, которые в какой-то степени стимулировали распространение интерактивных досок: маркеры были нерегулируемыми по интенсивности цвета и толщине линии, их было трудно достать, для стирания требовались специальные спреи, они катастрофически быстро сохли и распространяли не очень приятный химический запах.
Современная же электронная интерактивная доска лишена этих недостатков, плюс ко всему она эффективно работает в комплексе с целым рядом других устройств.

Нет, конечно, можно и так, но если мы говорим о современном учебном пространстве, то оно требует системной инсталляции, которая, как правило, стационарна. Следовательно, для этих целей нужно изначально приобретать не мобильную, а стационарную доску. Помимо этого в помещении необходимо наладить сеть, как электрическую, так и Интернет. Причем не столь важно, какими компьютерами здесь будут пользоваться - обычными ПК или ноутбуками. Главное, чтобы все было под рукой, не мешалось и не путалось. Также нужна специальная мебель - мобильная, модульная, складная, с которой удобно работать. Очень важно правильно расположить источники звука и света. У нас, к примеру, в восьми аудиториях университета пятиканальный звук. Это очень мощный фактор, и он дает потрясающий результат. Разумеется, видеопроекционную технику тоже необходимо разместить так, чтобы проектор всегда находился в строго определенном месте, чтобы его вообще не было видно, он не отбрасывал тени, издавал минимум шума, не излучал тепла, но при этом, если понадобится, к нему можно было легко добраться

Практически на всех моделях, кроме продукции компании Smart Technologies, отсутствует возможность работать одновременно нескольким людям.

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.
Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Судите сами: например, в Великобритании используется 170 тыс. интерактивных досок (притом, что там примерно 50 тыс. школ), в России же их порядка 2 тыс. (а школ 60-70 тыс.)

Drag & drop

Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции "drag and drop" (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске - просто нажмите на объект и тащите его; когда вы дошли до нужного места, отпустите нажатие. Точно так же, как вы передвигали бы монету по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако, такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место, где вы стали бы хранить карточки.
Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как:

    Соединение

    Классификация

    Группировка

    Сортировка

    Заполнение пропусков

    Упорядочивание

Задания, использующие drag & drop идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.

Как делать записи

Вы можете писать и рисовать на поверхности доски, взяв маркер с лотка.
Прозрачный слой
Когда вы берете маркер с лотка, появляется перемещаемая панель инструментов и рамка вокруг рабочего стола. Рамка означает, что вы можете писать поверх рабочего стола, и остается до тех пор, пока вы не положите маркер или ластик обратно на лоток и не коснетесь доски. Ваше первое прикосновение к доске удалит рамку и все ваши записи.

Нажмите, чтобы захватить область экрана

Чтобы захватить область рабочего стола, сделайте следующее:


Нажмите Захват области (Area Capture), затем в любом другом месте на интерактивной доске и сразу же отпустите палец, чтобы захватить в Notebook изображение всего экрана. 2 . Откройте Перемещаемую панель инструментов из меню.

3 . Нажмите кнопку Отменить, чтобы вернуть все записи и рисунки.

Литература

Ившина Т.А., Волкова Е.А. FLASH – ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: