Как преодолеть страх перед сценой: советы от знаменитостей. Страх перед сценой: Как преодолеть страх публичных выступлений

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

    Общие способы борьбы со страхом сцены

    1. Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

      • Глядите не в пол, а перед собой.
      • Не сутультесь.
    2. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

      • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
    3. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

      Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

    Как справиться со страхом сцены, если вы актер

      Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

      • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
      • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
    1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

      • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
      • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
    2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

    3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

      • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
      • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
        • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
    4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

      • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
      • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
        • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
        • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
        • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
        • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
        • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
        • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
        • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
        • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
        • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
        • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
        • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
        • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

        Предупреждения

        • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
        • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
        • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
        • Сходите в туалет до выступления, а не после!
        • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.

Люди часто испытывают страх публичных выступлений. Неважно, 3–4 человека перед вами или аудитория из нескольких сотен зрителей. Боязнь проявляется характерными симптомами: спазмами в желудке, учащенным сердцебиением, повышенной потливостью, растерянностью и тому подобными симптомами. Необходимо учиться доносить информацию правильно и внятно. Чтобы осознать тревожность перед массовыми выступлениями, следует понять ее первопричину, что позволит эффективно преодолеть фобию.

Страх перед публичным выступлением часто проявляется за несколько дней до мероприятия. Человек начинает перебирать в голове варианты того, почему его речь может не понравиться публике, быть раскритикованной и несовершенной? Все индивиды запрограммированы переживать о репутации не меньше, чем о других личностных качествах. Иногда реакцией мозга на этот момент управлять практически невозможно.

Например, ученый Ч. Дарвин, провел своеобразный эксперимент. Он посетил серпентарий одного из английских зоопарков. Чарльз пытался сохранять хладнокровие, приближаясь предельно близко к стеклу, за которым находились пресмыкающиеся. При каждом броске змеи исследователь в панике отпрыгивал в сторону. В выводах он записал, что разум и воля не могут противостоять опасности, которую ранее не приходилось переживать. Ученый назвал реакцию древним защитным механизмом, который вполне естественен.

Проявления фобии

Когда человека посещают мысли о плохих последствиях, гипоталамус (часть мозга) активируется посредством гипофиза, отвечающего за гормон адренокортикотропного типа. Он направлен на стимулирование надпочечников с последующим поступлением в кровь дозы адреналина.

В результате проявления спинные и шейные мышцы сокращаются. Это приводит к изменению осанки, индивид становится сутулым, стремится принять позу «эмбриона». Сопротивление этому путем выпрямления спины, расправления конечностей приводит к тремору ног и рук, поскольку организм заранее подготовился к предстоящей атаке.

Повышается артериальное давление, пищеварительный тракт притормаживает работу. В результате проявляется сухость во рту, неприятные ощущения в районе живота. Глаза реагируют расширением зрачков, ухудшается видимость вблизи, однако четче заметны лица аудитории вдали.

Аспекты, влияющие на боязнь публики

Здесь выделяют три основных момента. К первому из них относится генетическая предрасположенность. Она сильно влияет на поведение личности в социуме. К примеру, известный музыкант Дж. Леннон тысячи раз выступал на концертах, при этом выход на сцену всегда сопровождался приступами тошноты.

Некоторые индивиды на генетическом уровне имеют код существенного волнения перед публикой. Есть мнение, что небольшой мандраж перед выступлением относится к признакам хорошего оратора либо артиста, переживающего за качество своих действий.

Степень подготовки

Как не бояться ? Одним из вариантов считается проведение тщательных репетиций, позволяющих повысить опыт и снизить нервозность. Подготовленная речь или другое публичное действо не доставляет такого страха, как спонтанная или наспех проработанная презентация.

В доказательство утверждения провели эксперимент над игроками в бильярд. Группа психологов разделила их на две категории: одни играли перед зрителями, другие - в одиночестве. Сильные представители закатывали больше шаров именно выступая перед публикой, а слабые игроки показывали худшие результаты.

Основные риски

Здесь выделяют несколько моментов:

  1. Страх перед выступлением усилится, если на карту поставлено все, либо за презентацией наблюдает много людей. Вероятность провала существенно занижает репутацию оратора.
  2. По причине нервозности за собственный статус повышается выработка адреналина, характеризующаяся панической атакой и парализующим страхом.
  3. Даже интерактивные продавцы блюдут собственную репутацию. Исследования показали, что позитивные рекомендации менеджера на одной известной торговой онлайн-площадке увеличивают на 7–8% цену товара.

Как преодолеть страх перед публичным выступлением?

Зная причины страха сцены, можно приступать к преодолению фобии. Если она в запущенной стадии, лучше всего обратиться к психологу-гипнологу, например, Батурину Никите Валерьевичу. Он поможет найти корень проблемы, составит правильную схему решения.

Частые посетители конференций замечали выступающих, которые некоторое время перед докладом перебирали свой материал. Это то же, если бы артист зубрил перед концертом песни. Кроме того, это не совсем уважительно к аудитории слушателей, которые тратят на спикера свое время.

Несколько советов, как перестать боятся публичных выступлений и хорошо к ним подготовиться:

  1. Дней за 5–7 до мероприятия желательно набросать план повествования, вникнув в содержание и подкрепив важные мысли короткими подписями и схемами.
  2. Такой подход придаст оратору уверенности, позволит выделить основные моменты, оставит возможности для дополнительной проработки и репетиции слайдов.
  3. Страх публичных выступлений снизится, если написать детальный план презентуемой работы. Он включает в себя вступление, раскрытие всех запланированных тем, подкрепленных тезисами, примеры из жизни, завершающую часть.
  4. Формат по примеру «тезис-пример-тезис» дает возможность визуализировать подаваемые сведения, донести до аудитории суть презентации.
  5. Во вступительной части рассказывают о себе, а также озвучивают главные мысли доклада, позволяющие заинтересовать публику.
  6. Репетируют каждую часть выступления несколько раз.
  7. Зачитывают работу полностью не менее 10 раз кряду.

Как побороть страх публичных выступлений при помощи репетиций?

В период подготовки речи создают обстановку, максимально приближенную к реальному выступлению. Это позволит нивелировать моменты неизвестности, затратить меньше энергии и сил на обдумывание нюансов.

Несколько лет назад команда исследователей выявила, что перед взором человека находится масса визуальных стимуляторов, в то время, как мозг реагирует всего на 2–3 объекта. Как преодолеть страх публичного выступления при помощи этого факта? Необходимо сконцентрироваться на связи со слушателями и качественном преподнесении своего доклада. Стоит избегать напряжения в попытках вспомнить порядок подачи слайдов, либо где лучше стать на сцене? На репетициях нужно использовать те же слайды, аксессуары и технику, которая будет эксплуатироваться на презентации.

Как не бояться сцены перед выходом?

Самым волнительным и напряженным моментом являются последние секунды перед публичным выступлением. Для преодоления нервозности заходят в уединенное место, потягивают руки вверх, делают несколько глубоких Это стимулирует функционирование гипоталамуса с последующей выработкой расслабляющих гормонов.

Согласно результатам научных исследований, техника медленного дыхания, тестируемая на 46 опытных артистах, показала, что эффективность упражнения заключается в снижении нервного напряжения. Методика актуальна для людей, подверженных чрезмерному волнению. Боязнь публичных выступлений особенно сильна за несколько минут до доклада. Поэтому перед выходом за сцену потянитесь и подышите.

Мастерство в искусстве публичных выступлений достигается за счет количества, перерастающего с каждым разом в качество. Каждый новый доклад или презентация будет сопровождаться все меньшей боязнью провала. Это еще один способ, как побороть страх сцены?

Начинать следует с мероприятий невысокого уровня. К примеру, краткое описание ближайшего семейного отпуска. Затем перестройтесь на других людей, постепенно увеличивая количество аудитории, по возможности.

Боязнь выступать публично называют страхом сцены. Она есть у многих, ее искоренение напрямую связано с поиском первопричины. Необходимо понимать, что презентации перед широкой аудиторией являются неотъемлемой частью карьерного роста. Осознание и избавление от проблемы - важный шаг для работы и внутренней уверенности.

Способы самостоятельного избавления

На помощь в решении указанной проблемы приходит осознание нескольких позитивных установок:

  1. Статистика. Некоторые исследователи утверждают, что боязнь сцены - второй по важности человеческий страх, после фобии смерти. Это весьма спорный факт, поскольку не совсем понятен базис опросов и проверок. Однако то, что этот страх распространен - бесспорно. Причем степень тревожности - от легкого волнения до атак паники. Например, известный скрипач Д. Ойстрах, очень переживал перед каждым концертом по нарастающей. Удачное выступление закрепляло за ним определенную репутацию, которую он панически страшился потерять.
  2. Прежде чем понять, как не бояться публичных выступлений, помните, что волнение перед массовым зрителем - не патология, а естественное приобретенное качество индивида. Указанный страх испытывали многие ораторы и артисты. Внешне этого не было заметно, хотя внутреннее волнение присутствовало однозначно. Вывод - они победили тревожность.
  3. Как перестать боятся сцены? Избавится от страха не так сложно. Захотите этого по-настоящему, в запущенных случаях - обратитесь к специалисту. Через несколько сеансов останется в далеких воспоминаниях.

Все достижения и неудачи человека преимущественно формируются в голове. Даже одно положительное одобрение указанных установок способствует росту уверенности в себе. Главное, не зацикливаться на негативных моментах, которые невозможно исключить из жизни.

Паническая боязнь перед сценой и публичными выступления называется глоссофобия и это не обычный страх. Следует различать обычное волнение и неконтролируемый ужас, который охватывает человека перед выступлением.

Иногда этот вид фобии значится как пейрафобия и описывается с теми же характеристиками. Если говорить об обычном волнении, то это естественно. Его испытывают практически все люди. Волнение не мешает все таки выходить на публику. Но когда страх достигает критических отметок, от ужаса начинает учащенно биться сердце, появляется потливость, дрожат руки и ноги, кружится голова и человек попросту не способен связать и двух слов, не говоря уж о том, чтобы выйти на сцену, то это уже настоящая фобия. Такой страх не играет никакой положительной роли. Иногда из-за этого люди не выбирают творческих профессий при очевидном таланте. Временами одна фобия включает в себя другую. Например, страх сцены иногда включает в себя боязнь скопления людей и страх перед толпой.

Если рассматривать общие причины, то как обычно, специалистами выделяются две: генетическая предрасположенность и социальные факторы. Чаще, конечно, эти две причины комплексно воздействуют на человека. То есть, у него есть природно детерминированные черты характера – застенчивость, интровертированность и т.д. Говоря о застенчивость, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что застенчивость формируется родителями и окружающей обстановкой.

Но почему же тогда дети, воспитываясь примерно в одинаковых условиях, будут все равно разными. Сколько есть маленьких детей, одни из которых легко и непринужденно выступают перед незнакомыми людьми, декламируют стихи, им незнакома боязнь публики и они не испытывают стеснения, а другие отказываются это делать наотрез. Хотя два типа этих детей живут в семейной обстановке постоянного ободрения. Скорее всего, все зависит не только от внешних влияний, но и от способа реагирования личности на эти влияния. Тем более, творческие профессии предполагают у людей своеобразного характера и темперамента. Такие люди любят внимание окружающих, им приятно, когда их видят много людей, особенно, когда положительно оценивают их способности. Иногда люди боятся общества некоторых людей. Например, человек боится выступления перед важными персонами или знаменитостями. Или когда присутствует очень много народу.

Совершенно другое дело, когда человеку необходимо научиться выступать публично в силу социального статуса, профессии. Страх перед сценой ему приходится преодолевать путем проб и ошибок. Как бы он ни боялся этого, ему приходится это делать. И если он с детства не привык читать стихи со сцены или никогда в жизни не участвовал театральных школьных постановках именно в силу своих особенностей характера, ему сложнее справляться со своими страхами. Но тем не менее, при решении преодолеть свою панику, он научится выступать перед людьми без ужаса, а вполне вдохновенно и эмоционально будет излагать свои мысли.

Неуверенность в себе вызывает страх публичных выступлений

Почему человек боится сцены? Скорее всего, он не уверен в себе. Если эта неуверенность исключительно ситуативная, кратковременная, то это нормально. Все гораздо сложнее, когда это постоянный жизненный спутник человека. С этим нужно обязательно бороться. Неуверенность в себе (в глобальном смысле, как психологическое состояние) формируется в детстве. Ключевое слово – формируется. Она не возникает одномоментно. Предшественник ее – это опять же страх. Когда человек боится, он не уверен в себе. В детстве у ребенка много потенциальных источников страха. Но когда он получает поддержку от родителей, то мало чего боится. Не получая этой поддержки совсем или очень мало, у него формируется все большее количество страхов. Поэтому так важно внушить уверенность в себе уже с детства.

Не стоит путать застенчивость или стеснительность с неуверенностью в себе. Несмотря на кажущуюся похожесть, эти понятия все же разные. Застенчивость – это черта характера. А неуверенность в себе – это психологическое состояние, в котором человек находится постоянно. Застенчивость проявляется не во всем, она не постоянна. Например, попав в знакомую ситуацию, человек перестает стесняться. А неуверенность в себе сопровождает человека постоянно. За что бы он ни брался, неуверенный в себе человек хронически всего боится. Неуверенность в себе только сопровождается застенчивостью, стеснительностью, нерешительностью, мнительностью, отрицанием собственной значимости. Она включает в себя множество характеристик характера. Иногда здесь же проявляется агрессивность, стремление командовать или все держать под контролем. Поэтому если выступать на сцене мешает именно неуверенность в себе, то без серьезного курса психотерапии обойтись сложно.

Как побороть страх сцены

Собственно, чтобы перестать бояться на сцене, нужно регулярно выступать перед аудиторией. Свой страх нужно хорошо изучить. Досконально. Неосознанный страх должен стать полностью осознанным и контролируемым, это позволит избавиться от него. При помощи нескольких способов.

Тщательная подготовка

Если хорошо подготовиться к выступлению, просчитать все возможные слабые места, то ошибиться будет очень сложно. Здесь напрашивается на ум одна ценная мысль М. Норбекова «Победа становится неизбежной, если для поражения не оставишь ни одного шанса». Здесь речь идет не только о механическом заучивании текста, например, но и о проработке всех своих слабых мест. То, что представляет наибольшую трудность, нужно отрепетировать досконально. Когда планируется выступать перед большим количеством людей, отрепетируйте свое выступлению перед небольшим количеством знакомых.

Желательно, тех людей, кто сможет поддержать, а не критиковать все подряд, в том числе и вас. Подготовка к выступлению тоже должна приносить удовольствие. Свои мысли нужно обязательно всегда записывать. Тема выступления должна быть обдумана не один день (если позволяют обстоятельства). Нельзя надеяться на внезапное вдохновение в субботу вечером, если выступать надо уже с утра в воскресенье. Полезно выступить хотя бы перед зеркалом. Или записать себя на видео, потом его просмотреть, проанализировать манеру держаться, голос, мимику, позу, одежду. Это все очень важно при выступлении. Если планируется речь, участие в семинаре и тому подобное, то информации нужно приготовить в несколько раз больше, чем требуется. Дополнительное изучение информации придает больше уверенности в себе. Пусть даже она не используется при выступлении.

Положительный настрой

Если без конца думать о плохом, оно обязательно случится. Не нужно себя программировать на неудачу. Больше позитивных мыслей. В том числе о себе и своих способностях. Ни в коем случае не стоит себя ругать или думать о себе плохо, называя обидными словами, даже не вслух. Особенно не стоит громко заявлять о своих недостатках или слабостях перед большим количеством людей.

Собственно, о ваших недостатках должны знать только очень близкие люди. Критика посторонних способна больно ранить и лишить веры в себя. Особенно, людей эмоциональных, впечатлительных, тонко чувствующих. Перед грядущим выступлением воспользуйтесь методом аффермаций – запишите на бумаге позитивные высказывания о себе, развесьте их по дому. Читайте их, думайте о них. Действеннее будут высказывания вслух. Важно «поймать драйв» от процесса. Если человек плохо подготовлен, вместо драйва можно услышать скучное, всего лишь механически проработанное выступление. Процесс выступления должен вызывать здоровое возбуждение и душевный подъем. Нужно заранее полюбить то, что вы будете делать. «Пропустить» это через себя и свои эмоции, свой мозг и душу.

Работа с физиологическим проявлениями страха

Нужно учиться контролировать свой страх и его проявления с точки зрения физиологии – потливость, сердцебиение, дрожание голоса и рук. Как? Полезны дыхательные упражнения. Можно отвлечься при помощи физических упражнений. Даже если есть внутреннее сопротивление, выполнять упражнения трудно, нужно приложить все усилия воли и сосредоточиться на физических упражнениях. Вначале все будет выполняться, возможно, только механически. Но со временем придет искренняя увлеченность. Так мозг «перезагрузится». Страх отступит. Научившись справляться с физиологическими проявлениями страха, реально преодолеть его и психологически.

Анализ своего страха

Свой страх нужно максимально рационализировать. Сидя в спокойной обстановке вспомнить проявления страха, свои чувства, описать их словесно, вслух. Или хотя бы написать. Потом обязательно прочесть. Обсудить их с другим человеком. Лучше найти обычного слушателя, а не любителя критиковать и раздавать странные советы, которым сам он никогда в жизни не следовал. Нужна моральная поддержка. Нужно решить для себя, почему именно вы боитесь сцены.

Из-за страха насмешек? Это будет удар по самолюбию? Или от этого зависит материальное положение? Что случится, если будет провал? Вы потеряете что-то важное? Насколько будет ужасным этот провал. Прочувствуйте его. Представьте, что этот провал случился. Что дальше? Что именно поменялось в жизни из-за этого. Как вы будете жить с этим дальше. Как чувствовать. Что случится потом, по прошествии времени. Скорее всего, ничего катастрофичного. Чаще мы боимся только последствий, а не факта свершения чего-либо. Если же поражение расценивается как глобальная жизненная проблема, тогда суть уже не в фобии сцены, а именно в ситуации, которая может возникнуть из-за поражения. Тогда работать надо с ней, а не с боязнью сцены.

Боязнь публичных выступлений как фобия

Когда страх достигает уровня фобии, то ситуация существенно усложняется. Любая фобия часто является только проявлением невроза. Чтобы справиться с фобией, необходимо решить внутриличностные проблемы. Если этих проблем не будет, то человек перестанет «прятаться» в своей фобии. Страх удобен людям. Он позволяет избежать сложных решений, ответственности за свои поступки. Вместо того, чтобы попытаться его перебороть, человек прячется за ним. Позволяет переложить свои обязанности на других. Зрелая личность умеет нести ответственность за свои решения и в пределах здоровой критичности оценивает свое поведение. Побеждая фобию, человек побеждает себя. А это самое сложное. Но глоссофобия преодолевается путем психотерапии при сильном желании работать над собой. Хорошо читать специализированную литературу. Полезны тренинги и обучающие курсы.

Забыть реплики или движения. Еще страшнее своей ошибкой сбить с толку остальных, если выступление парное или групповое. На самом деле не сцены как таковой, а зрителя, точнее, общественного . Действительно, с пьедестала страшно показаться неподготовленным и растерянным. Если дело в зрителях, попробуйте приручить их.

Вместо того чтобы представлять себе, как в вас кидают помидорами, вообразите во всех подробностях собственный триумф. Представьте, что вам аплодируют стоя, а вы раздаете восторженные зрителям. Как бы пафосно это ни прозвучало, но иногда полезно помечтать в таком духе даже тем, кто далек от сцены, например, людям, ведущим ответственные переговоры.

Лучший способ побороть – начать. Не обращайте внимания, если первый куплет вы споете дрожащим голосом, зато к середине песни ваш талант раскроется полностью. Вспомните, как вы в или вузе, даже если вам приходилось садиться за стол к экзаменаторам с совершенно пустой головой, после пары общих фраз мозаика ответа складывалась сама собой, разве не так?

Чтобы страх занимал минимальное пространство в вашем сознании, как можно больше репетируйте. Если вы знаете о том, что сцену вы «переносите» с трудом, репетируйте у зеркала, желательно видеть себя в нем в этот момент в полный рост. Взгляните на себя. Возможно, вместо в себе человека вы видите перед собой ссутулившуюся его копию, что-то бормочущую себе под нос? Немедленно исправьте ситуацию!

Если до начала выступления остались считанные мгновения, а вы не можете справиться со , слегка ущипните себя за руку или прикусите кончик мизинца. Резкая боль должна «вернуть ». Скажите себе, что у вас все получится и что по-другому просто не может быть. Улыбнитесь. Расправьте плечи. Глубоко вдохните, резко выдохните и… ваш выход!

Источники:

  • как перестать себя бояться

Независимо от того, опытный вы оратор или вам предстоит дебютировать на сцене, неконтролируемый страх, дрожащий голос и слабость в ногах может настигнуть вас внезапно. Хотя больше шансов пережить подобное состояние у максималистов.

Инструкция

Подготовьтесь заранее. Тщательно продумайте суть своего выступления и отрепетируйте его. Составьте план, с помощью которого вы сможете продолжить мысль, если случайно запнетесь. Не выучивайте выступление наизусть - сформулируйте главные мысли и выражайте их своими словами.

Положительно настройтесь и расслабьтесь. Непосредственно перед выходом на сцену несколько раз глубоко вдохните воздух грудью и верьте в то, что все пройдет отлично.

Смиритесь. Когда человеку предстоит говорить о важных и серьезных вещах, то определенное волнение вполне уместно. Не стоит ожидать от себя ангельского спокойствия.

Отвлекитесь на фантазию. Вспомните, как выглядят выступления чиновников на пресс-конференциях, и с какой легкостью и юмором некоторые из них отвечают на провокации. Представьте себя на месте этого человека и то, как превосходно все проходит. Так вы зарядитесь положительными эмоциями, а доля юмора поможет отвлечься от нервозности.

Немного помечтайте. У многих людей есть места, где они хотели бы побывать. Поразмышлять об этом перед выступлением очень полезно. Ведь тишина и умиротворенность желанной атмосферы может в одно мгновение замедлить бешеное сердцебиение.

Сценическое мастерство – это талант, который приходит со временем. Когда люди выходят на сцену, они обычно заостряют внимание на тексте, на игре, на настроении своем и аудитории. Однако встречаются личности, которые, переступая порог между занавесом и сценой, сразу же впадают в панику, забывают все то, что, казалось бы, было на устах пару секунд назад. Как избавиться от боязни сцены? Что делать?

Да, это действительно проблема, ведь неудачи на сцене ведут не только к неадекватному восприятию вас, как актера, ведущего и т.п., но и к падению самооценки личности. Однако корни боязни нужно искать при помощи психологических знаний. Проблема находится именно в вас – в вашей неуверенности.

Как избавиться от боязни сцены - что делать?

Чтобы понять, как избавиться от боязни сцены, следует:

Заниматься тренингом. Для этого соберите себе небольшую публику из своих друзей и близких и репетируйте. Делайте это чаще, дольше, старайтесь целиком погружаться в свою роль, пока не поймете, что публика вас в принципе то и не пугает.

Если у вас нет потенциальных слушателей для вашей персональной репетиции, тогда советую заняться подготовкой перед зеркалом, заодно и некрасивые мимические движения перед выступлением на сцене сможете устранить.

Если ваша профессия связана еще и с вопросами со стороны публики, тогда встаньте на место аудитории и подумайте, какие вопросы могут быть адресованы именно вам. Чтобы избавиться от боязни сцены, заготовьте примерные ответы на них – подготовка в данном случае не бывает лишней.

Именно перед зеркалом вы можете понять, что делаете не так. У людей часто появляется боязнь сцены именно за счет того, что они не уверенны в своих жестах, поэтому зеркало в подобной ситуации окажется самым верным и надежным другом.

Всегда представляйте, что после вашего тренинга (якобы реального выступления) , аудитория хвалит вас, громко аплодирует. Чтобы избавиться от боязни сцены, ни в коем случае не думайте о провале или неудаче. Данный психологический настрой играет важную роль в общей картине.

У некоторых людей чувство боязни перед сценой начинает переходить в дрожь в теле и в руках. Не нужно сразу впадать в панику. Дрожь – это нормально, поверьте. Если вы отпустите данную ситуацию и не будете стараться справиться с этим явлением самостоятельно, наоборот, пусть трясутся еще сильнее, тогда через некоторое время дрожь сама собой устранится. За счет усилий над определенными рефлексами и реакциями, эффект идет лишь нам на руку.

Напоследок хочу отметить, что техника правильного дыхания так же вам необходима: в данном случае это не только позволит вам успокоиться, но и размеренно делать паузы во время воспроизведения текста на сцене.