Какова синтаксическая роль прилагательных в предложении. что вы знаете об имени прилагательном? Синтаксическая роль существительного

Предложение является одной из основных единиц синтаксиса. Оно представляет собой законченную мысль и может состоять из одного и более слов. С грамматической точки зрения в предложении есть члены - главные (подлежащее и сказуемое), а также второстепенные (это Какова же синтаксическая роль той или иной части речи в предложении? С этим вопросом постараемся разобраться ниже: мы будем рассматривать только

Синтаксическая роль существительного

Как правило, выступает в роли главного члена предложения или дополнения. Но особенность этой части речи в том, что она может стать любым членом предложения. В своей основной роли существительные могут определяться, например, прилагательными, местоимениями, причастиями, с согласованием в таких категориях, как род, число и падеж. Также существительное может составлять синтаксические конструкции с глаголами, наречиями и предикативными словами.

Синтаксическая роль имя прилагательного

Наиболее частая роль прилагательного в предложении - согласованное определение, но она не единственная. Имя прилагательное также может выступать в качестве подлежащего или именной части составного сказуемого. Для прилагательных в краткой форме характерно выступать только в роли сказуемого.

Синтаксическая роль наречия

Обычной ролью наречия является обстоятельство - образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени. Однако иногда оно может быть сказуемым. Есть также отдельная группа наречий, которые в предложении играют роль союзных слов.

Синтаксическая роль глагола

Глагол обычно выступает в роли сказуемого. Инфинитив (если не помните - это также может входить в составное сказуемое, либо представлять собой подлежащее, дополнение, определение, обстоятельство.

Синтаксическая роль причастия

Причастие обладает теми же грамматическими свойствами, что и прилагательное, поэтому в предложении нередко выступает в качестве согласованного определения. Однако его родство с глаголом также позволяет причастию в некоторых случаях быть именной частью составного сказуемого, но это характерно только для кратких форм. Кроме того, причастие с зависимыми словами образует так называемый который, являясь неделимой конструкцией, может быть практически любым второстепенным членом.

Синтаксическая роль деепричастия

Деепричастие в предложении выступает только обстоятельством. Однако в составе оно может стать другим второстепенным членом предложения, но важно помнить о том, что оборот рассматривается как единое целое.

Синтаксическая роль местоимения

Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения - в зависимости от контекста.

Синтаксическая роль числительного

Числительные в предложении могут быть как подлежащим и сказуемым, так и определением или обстоятельством времени. Как видим, ничего сложного.

Слова, которые обозначают постоянный признак предметов, называются именами прилагательными.

Семантической основой имени прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предметов как относительно постоянное свойство. Их семантика весьма разнообразна и охватывает различные тематические ряды. Имя прилагательное - это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности. Ср., например, у А.С. Пушкина первоначальный вариант предложений и окончательный: Вдруг раздалась музыка, и лодка причалила к самой беседке . - Вдруг раздалась музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке («Дубровский») . Или: Строгая экономия царствовала за его трапезою. - Строгая немецкая экономия царствовала за его столом («Капитанская дочка») и др.

Морфологическим признаком имен прилагательных служит их изменяемость по родам, числам и падежам. В отличие от существительных формы рода, числа и падежа прилагательных не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как они полностью зависят от рода, числа и падежа тех существительных, с которыми данные прилагательные согласованы.

Окончания имен прилагательных указывают на синтаксическую связь прилагатель-ных с именами существительными, т.е. выполняют функции грамматических форм согла-сования с именами существительными.

В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определением или имен-ной частью сказуемого, например: Отец работает в небольшой комнате за письменным столом у окна... (Марш.); Она так молода, так невинна, а он такой ветреный, такой безнравственный (П.) .

Разряды имен прилагательных

Признак предмета обозначается именем прилагательным или непосредственно лекси-ческим значением его основы (желтый, пунцовый, бодрый ), или через отношение предме-та к другим предметам (кирпичный дом, годовой отчет, газовая плита, газетные сведения и т.д.). Кроме того, прилагательные могут указывать на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (дядин велосипед, кошкин дом и др.).

В зависимости от того, как и какой признак обозначается прилагательным, а также от того, какими грамматическими свойствами обладает прилагательное, все прилагательные делятся на следующие основные группы: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные

Качественными прилагательными называются такие прилагательные, которые обо-значают признаки, свойства и качества предметов, воспринимаемые нами по преиму-ществу непосредственно, т.е. являются прямыми наименованиями признаков. Лексиче-ские значения качественных прилагательных разнообразны. Они обозначают цвета (белый, пунцовый, русый, карий, седой ), пространственные понятия (прямой, левый, широкий ), качества (кислый, соленый, горячий, тяжелый, крепкий ), черты характера (отзывчивый, скупой, радушный ), внешние, физические или телесные, качества людей и животных (курчавый, толстый ) и другие признаки.

Качественным прилагательным присущи следующие лексико-грамматические особенности:

1) наличие полной и краткой формы: белый, -ая, -ое, -ые; крепкий, -ая, -ое, -ие и бел, -а, -о, -ы; крепок, -а, -о, -и ;

2) возможность образования степеней сравнения: дорогой, дороже, более дорогой, самый дорогой; умный, умнее, умнейший и т.д.;

3) наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и других суффиксов ): светлый - светленький, светловатый, светлехонек, светлешенек и др.;

4) возможность образования от большинства качественных прилагательных наре-чий на -о, -е: красивый - красиво, красочный - красочно, волнующий - волнующе, излишний - излишне и др.;

5) возможность входить в антонимические пары слов: яркий - тусклый, светлый - темный, добрый - злой, высокий - низкий и др.;

6) возможность образования отвлеченных имен существительных при помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и других: пустота, крутизна, скупость, сыпучесть, величина, богатство и др.;

7) возможность быть и корневыми (первообразными), например: синий, юный, рыжий, русый и др., и производными, образованными при помощи специальных суффиксов, например -ост-, -ист-, -ое-, -к и др.: глазастый, душистый, моложавый, верткий и др..

Перечисленные лексико-грамматические признаки отличают качественные прилага-тельные от притяжательных и относительных. Однако не каждое качественное прилага-тельное обладает всеми указанными особенностями. Наличие отдельных признаков нахо-дится в прямой зависимости от времени появления того или иного прилагательного в языке, от его семантики, морфологической структуры и стилевой принадлежности.

Так, качественные прилагательные классный (классный пловец ), ударный (ударная бригада ) и другие, первоначально бывшие прилагательными относительными, а также прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-, -ск- и др. (деловой, беловой, комический, товари-щеский ) не образуют кратких форм и форм субъективной оценки.

Качественные прилагательные, называющие признак, который не проявляется в боль-шей или меньшей степени (больной, хромой, слепой, босой, голый, косой, лысый, немой и др.), не имеют степеней сравнения.

Таким образом, отмеченные лексические и грамматические особенности качеcтвен-ных прилагательных в известной мере условны. Тем не менее наличие хотя бы некоторых из указанных признаков позволяет отличать качественные прилагательные от притяжате-льных и относительных, которым все эти признаки не свойственны.

Относительные прилагательные

Относительными прилагательными называются такие прилагательные, которые обоз-начают признак не прямо, а через его отношение к другому предмету, явлению или дейст-вию, т.е. опосредствованно. Они обозначают отношение к лицу (человеческие слабо-сти, детские забавы ), к действию (дробильный станок, моечный аппарат ), ко времени и месту (утренний час, городской транспорт, местный житель ), к числу (тройное сальто-мортале ), к отвлеченному понятию (религиозные воззрения, идеалистические заблужде-ния ) и т.д.

Общее лексическое значение относительных прилагательных неизменяемо и может быть определено как ""относящийся к данному предмету"", ""характерный для данного предмета"". Это обстоятельство делает возможным замену относительных прилагательных предложно-именными сочетаниями со словами, от которых образованы данные прилага-тельные (чаще всего существительными). Например: серебряная чаша - чаша из серебра; овощное рагу - рагу из овощей и т.д.

Морфологически относительные прилагательные отличаются от качественных. Они, как правило, не образуют степеней сравнения, кратких форм и форм субъективной оценки, не имеют антонимов, не образуют наречий на -о, -е и т.д.

В отличие от качественных прилагательных, которые в основе своей являются корне-выми (первообразными), относительные прилагательные в подавляющем большинстве имеют производную основу, причем для них характерны особые словообразовательные суффиксы (например, -ан-, -ян-, -ск-, -ов-, -ев- и др.: песчаный, серебряный, заводской, лавровый, ситцевый ).

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или (реже) животному: отцов, сестрин, Лизин, кошкин и др. Семантической основой притяжательных прилагательных является указание на облада-теля - индивидуума.

Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, обо-значающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин, -нин, -н-ий, -ов, -ев, -ск-ий . Например: Лиза - Лизин; брат - братнин; дочь - дочернин, дочерний; отец - отцов; Владислав - Владиславов; Пушкин - пушкинский (пушкинская квартира) .

Притяжательные прилагательные, образованные от существительных, обозначающих неодушевленные предметы, очень редки. Их употребление характерно для индивидуаль-ного стиля отдельных авторов, например у В.В. Маяковского: ребровы дуги, стеганье одеялово; у Н.С. Тихонова: черемухины скаты .

Употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -ин, -нин, -ов (-ев) в составе свободных словосочетаний ограничено разговорными стилями языка.

В других стилях языка притяжательные прилагательные употребляются обычно как элементы отдельных фразеологических оборотов (прокрустово ложе, геркулесовы столпы, танталовы муки, крокодиловы слезы и т.д.) или элементы сложных научных терминов (вольтова дуга, кесарево сечение, антонов огонь, архимедов винт, базедова болезнь и т.д.).

В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.).

Притяжательными являются и прилагательные на -ий, -ья, -ье : олений, лисья, козье (с суффиксом -j- ). В отличие от притяжательных прилагательных на -ин, -нин, -ов (-ев ) они обозначают общую родовую принадлежность, а не принадлежность одному лицу или животному.

К этой же группе прилагательных относятся и прилагательные на -иный (куриный, утиный, ослиный и т.п.). Прилагательные на -ий, -иный в современном русском языке обозначают обычно свойство, присущее тому или иному живому существу. Эта семанти-ческая особенность позволяет данным прилагательным сравнительно легко переходить в разряд относительных и даже качественных прилагательных. Например: медвежья берло-га, волчий хвост - притяжательные прилагательные; медвежья услуга, волчий аппетит - качественные прилагательные и т.д.

Переход относительных прилагательных в качественные

Качественные и относительные прилагательные в современном русском языке не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между ними подвижна, так как семантические признаки, позволяющие отличать один разряд прилагательных от другого, подвергаются изменениям.

Почти все относительные прилагательные имеют в значении оттенок качественности, который в результате определенных причин иногда развивается в самостоятельное значение. Например, относительные прилагательные золотой, железный, каменный, стальной, деревянный, братский, классный, театральный, концертный и многие другие могут употребляться и в своем основном значении относительных прилагательных (золотой браслет, железная решетка, каменный дом, стальной трос, деревянный забор, братская могила, классная доска, театральные декорации) и в значении качественных прилагательных (золотой характер, железная воля, каменное лицо, стальные нервы, деревянный голос, братский союз, театральный жест).

Относительные прилагательные, переходя в разряд качественных прилагательных, иногда (как явление индивидуального авторского стиля) приобретают и морфологические особенности последних, например краткую форму: Пишем мы, что день был золот (М.); степени сравнения: Походка его становилась все деревяннее (Кор.); И у самого полковника, который, чем больше пил, становился все стеклянней, и у других офицеров было отчаянное настроение (Фад.); способность образовывать абстрактные существительные и наречия на -о, -е: И вот мы подошли к поэме «За далью даль», где как бы слиты воедино и державный масштаб времени и пространства, и советскость поэтической мысли, где Твардовский предстает перед читателем тем, кем он был в жизни и в литературе (В. Росляков); Ролей не знали, играли деревянно, нерешительно (Ч.).

Некоторые относительные прилагательные в результате употребления в значении качественных окончательно утратили свое первоначальное значение и перешли в разряд прилагательных качественных. Такой путь развития прошли, например, прилагательные возмутительный, соблазнительный, внимательный, бурный и мн. др.

К этой же группе прилагательных относятся и прилагательные на -иный (куриный, утиный, ослиный и т.п.). Прилагательные на -ий, -иный в современном русском языке обозначают обычно свойство, присущее тому или иному живому существу. Эта семантическая особенность позволяет данным прилагательным сравнительно легко переходить в разряд относительных и даже качественных прилагательных. Например: медвежья берлога, волчий хвост - притяжательные прилагательные; медвежья услуга, волчий аппетит - качественные прилагательные и т.д.

Предмет:Русский язык

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имен прилагательных; способствовать формированию каллиграфических навыков, орфографической грамотности, умению находить определение в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.

Тип урока: нестандартный.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Формы урока: Индивидуальные, групповые, коллективные.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, задач урока. Мотивация:

«Грамматика, грамматика!

Наука очень строгая.

Тебя моя грамматика,

Осилю понемногу я »

В каком значении употребили слово «осилю».

Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

А вы хотите этому научиться?

Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

Как вы думаете, с чем они нас познакомят сегодня?

Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках, Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи и с многозначностью слов, а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении. Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з - дайте характеристику букве.

Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

4. Орфографическая минутка.

По овражкам заиграли говорливые ручьи.

Что значит заиграли? Подберите синонимы? (зажурчали, зазвенели, побежали, потекли)

Что значит говорливые? (звонкие, весёлые, шумные)

Как вы думаете, когда это могло быть? (Весной)

Почему? (Снег тает, бегут ручьи, природа пробуждается с приходом весны).

Какие стихотворения вы знаете о весне?

Вешний снег

Оседает и тает,

Аромат его невыразим,

и медленно отцветают

Меховые цветы наших зим.

Л.Мартынов

5. Самостоятельная работа по вариантам: 1-2 ряды.

1 вариант: Образуйте родственные слова от глагола "заиграли". Произведите разбор слов по составу.

2 вариант: Образуйте родственные слова от прилагательного "говорливые". Разберите слова по составу. (Фронтальная проверка).

Индивидуальная работа по карточкам: 3 ряд (деформированный текст в конвертах).

Составить предложения из разрозненных слов, вставить орфограммы, указать части речи, падежи сущ. + прил., разобрать по членам предложения.

6. Фронтальный опрос. 1-2 ряды

Назовите части слова?

Как пишутся корни однокоренных слов?

Что такое окончание?

Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?

Что надо знать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?

Какие части речи вы знаете?

Какую часть речи изучаем сейчас?

7. Инсценирование сказки «Скромные просители».

Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Можете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого и сказке называют Скромными просителями?

* Почему?

* Как изменяется имя прилагательное?

* От чего зависит род, число, падеж прилагательных?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

8. Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

(Указать род, число прилагательного с помощью сигнальных карточек)

* Солнечный, весёлый день (м.р.)

* Ясная, холодная погода (ж. р.)

* Серое, хмурое утро (ср.р.)

* Школьные, весенние каникулы (мн.ч.)

* Устное упражнение с сигнальными карточками в подборе прилагательных к существительных по иллюстративным карточкам.

* Грачи (какие?) белоносые, чёрные, (мн.ч.)

* Тетерев - глухарь (какой?) лесной, (м.р.)

* Птицы кайры (какие?) северные, (мн. ч.)

* Суслик (какой?) степной, (м.р.)

* Журавли (какие?) перелётные, (мн. ч.)

* Ласточки (какие?) юркие, острокрылые, быстрые, (мн. ч.)

9. Словарная работа по перфокартам. Сн-гирь, в-рона, п-тух, с-ница, скв-рец, с-ловей, в-р-бей.

Проверка:

Назовите «лишнее» слово?

Назовите слова с проверяемой безударной гласной, проверьте их?

Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Назовите существительные первого склонения? Составьте предложения, употребив имена прилагательные?

10. Письменная работа.

Коллективное составление предложений из разрозненных слов с изменением числа прилагательных.

Птичий, на, стаи, родину, летят.

Птицы, уютный, гнёзда, вьют.

Много, уничтожают, наши, гусениц, друзья, пернатый.

Запись предложений с объяснением учащихся у доски. Разбор по членам предложения.

Вывод: Имена прилагательные в предложении являются определением.

11. Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова «Птицы».

Выборочное письмо.

Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Самопроверка с комментированием учащихся.

12. Физкультминутка. Солнце спит. Небо спит, даже ветер не шумит... Рано утром солнце встало, вам лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам, солнце клонится всё ниже. Ваг и спряталось за тучи. Ни один не видно лучик.

13. Работа с учебником. Страница 180. Чтение правила учащимися об определении.

Что такое имя прилагательное?

Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

Что такое определение?

На какие вопросы отвечает определение?

Как обозначаем на письме определение?

Упр. 678. Самостоятельная работа. Спишите. Разберите по членам предложения: Прошли сильные дожди. Журчат быстрые ручьи. Дружные ребята бегут к оврагу.

Самопроверка.

Назовите определение? Упр. 683. Устно.

Признак предмета или явления обозначает определение.

Чей и какой? - ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.

Вывод: Определением может быть признак предмета и явления.

14. Кроссворд «Погода».

По горизонтали:

1.Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

2. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

3. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

4. Старику ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз)

2. По вертикали:

Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

Подберите к отгадкам прилагательные?

Составьте предложения с ними.

15. Письмо под диктовку.

Земля - наш дом родной.

Берегите мир природы. Что значит беречь природу?

Назовите словосочетание прилагательного с существительным.

Определите род, число, падеж.

16. Итог урока.

В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис? Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

17. Домашнее задание. Страница 181 упр. 682. Указать падежи прилагательных. Разобрать по членам предложения.

    Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

    Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи,

    а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

    3. Минутка чистописания.

    Откройте тетради, запишите чис-ло, классная работа.

    Дайте характе-ристику букве.

    Ф.И ученика

    Словарная работа

    Работа в парах

    Включись

    Самостоятельная работа

    Итоговая оценка

    1. Словарная работа.

    Вот он деревце качает
    И разбойником свистит,
    Вот последний лист срывает
    И кружит его, кружит. В етер.

    Над лесами, городами,
    Над просторами полей
    Проплывают караваны
    Небывалых кораблей.
    Держат путь вокруг земли
    Эти чудо-корабли. О блака

    Под кустом сидит, дрожит.
    Видит волка — и бежит. З аяц

    Все время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит. Д ятел

    В два ряда дома стоят,

    Десять, сорок, сто подряд.

    И квадратными глазами

    Друг на друга глядят. У лица

    Шайбу здесь вовсю гоняют
    И в ворота всё бросают.
    Здесь на поле лёд везде,
    Рады мы такой игре! Х оккей

    Воздух

    К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения - фронтальная работа.

    - Что такое определение?

    Памятка.

    Определение —

    Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

    Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо-жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

    Все: Вместе служим - вместе дружим.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксическая роль имен прилагательных. »

Предмет: русский язык

Дата: 4.12.13

Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.

Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксичес­кой роли имен прилагательных; способствовать формированию каллигра­фических навыков, орфографической грамотности, умению находить опре­деление в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; развивать навыки самоанализа и самоконтроля; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы, задач урока.

Сегодня мы отправляемся в страну Грамматику.

Мотивация: «Грамматика, грамматика! Наука очень строгая. Тебя моя грамматика, Осилю понемногу я » - В каком значении употребили слово «осилю».

Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)

А вы хотите этому научиться?

Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.

Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках,

Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи ,

а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении.

Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.

3. Минутка чистописания.

Начнем с минутки чистописания.

Откройте тетради, запишите чис­ло, классная работа.

Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з

Дайте характе­ристику букве.

Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.

Сегодня будем работать с листом самоанализа и самоконтроля оценок, в конце урока подведём итог.

Ф.И ученика

Словарная работа

Работа в парах

Включись

Самостоятельная работа

Итоговая оценка

    Словарная работа.

Предоставляются загадки, учащиеся самостоятельно записывают слова и определяют орфограммы.

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит... В етер.

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. О блака

Под кустом сидит, дрожит.
Видит волка - и бежит. З аяц

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. Д ятел

В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. У лица

Шайбу здесь вовсю гоняют
И в ворота всё бросают.
Здесь на поле лёд везде,
Рады мы такой игре! Х оккей

По первым буквам соберите последнее словарное слово. Воздух . Самопроверка и самооценка в лист оценивания

К какой части речи относятся все словарные слова? Расскажите всё об имени существительном.

К слову воздух подбери столько имён прилагательных, сколько кругов вокруг слова. Составь и запиши одно предложение и сделай синтаксический разбор предложения – фронтальная работа.

Вспомните, что вы знаете о свойствах воздуха?

- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

- Что такое определение?

- На какие вопросы отвечает определение?

- Как обозначаем на письме определение?

Памятка.

Определение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?", "чья?", "чье?", "чьи?" и обозначает признак предмета. Определения обычно выражают прилагательными и подчёркивайте волнистой чертой.

5. Инсценирование сказки «Скромные просители».

Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?

Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!

Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо­жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!

Автор : Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

Все: Вместе служим - вместе дружим.

Учитель: Итак, кого в сказке называют Скромными просителями?

Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.

6.Работа в парах.

Прочитай слово. К имени существительному подбери как можно больше имён прилагательных. С одним прилагательным составь и запиши предложение, определите род, число, падеж имени прилагательного.

1п – берёза 2 п – игрушка 3п - друг 4 п – тетрадь

5п – ручка 6 п- карандаш 7п - яблоко 8 п - морковь

Физминутка.

Пописали, почитали,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

7. «Включись»

От имён существительных образуй имена прилагательные единственного числа. Запиши их. С выделенным словом составь и запиши предложение. Лучшее предложение записываем и делаем синтаксический разбор предложения. Выделенное слово – фонетический разбор.

Река- …, радость - …, молоко - …, звезда - …, грусть-..., лес -… .

8. Самостоятельная работа.

Прочитай текст, употребляя прилагательные в нужных формах рода и числа. Выделенное предложение спиши и сделай синтаксический разбор предложения.

На дворе стоит глубок… осень. Скучн… картина! Льют част… дожди. Осенн… ветер срывает последн… листья с деревьев. Перелётн… птицы давно улетели. Утренн… заморозки затянули лужи тонк… ледком.

С опорными словосочетаниями составь и запиши небольшой рассказ на тему «Зимнее утро». Подчеркни имена прилагательные во множественном числе. Определи их падеж.

Раннее утро, чистые снега, пушистый иней, хрупкий ледок, весёлые ребята.

9*. (дополнительный материал) Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».

* Солнечный, весёлый........... день

* Ясная, холодная............... погода

* Серое, хмурое........... утро

* Карие, голубые - ……….. глаза

*Осенние, весенние............. каникулы

Самопроверка. (Учитель читает,)

10. Итог урока. - В какую страну мы совершили путешествие?

С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис?

Какую роль в предложении играет имя прилагательное?

11. Домашнее задание. Страница 86 упр. 261