Карл юнг о природе коллективного бессознательного и его проявлении в искусстве.

Психология и поэтическое творчество

(123)…Материнское лоно всех наук, как и любого произведения искусства, - душа.

(127)…[В «Фаусте» любовная трагедия первой части] объясняет себя сама, в то время, как вторая часть требует работы истолкователя. Применительно к первой части психологу ничего не остается прибавить к тому, что уже сумел сказать поэт; напротив, вторая часть со своей неимоверной феноменологией до такой степени поглотила или даже превзошла изобразительную способность поэта, что здесь уже ничто не объясняет себя само непосредственно, но от стиха к стиху возбуждает потребность читателя в истолковании. Пожалуй, «Фауст» лучше, чем что бы то ни было другое, дает представление о двух крайних возможностях литературного произведения в его отношении к психологии.

Ради ясности я хотел бы обозначить первый тип творчества как психологический, а второй - как визионерский. Психологический тип имеет в качестве своего материала такое содержание, которое движется в пределах досягаемости человеческого сознания, как-то: жизненный опыт, определенное потрясение, страстное переживание, вообще человеческую судьбу, как ее может постигнуть или хотя бы прочувствовать обычное сознание. Этот материал воспринимается душой поэта, поднимается из сферы повседневности к вершинам его переживания и так оформляется, что вещи сами по себе привычные, воспринимаемые лишь глухо или неохотно и в силу этого также избегаемые или упускаемые из виду, убеждающей силой художественной экспрессии оказываются перемещенными в самый освещенный пункт читательского сознания и побуждают читателя к большей ясности и более последовательной человечности….Поэт уже выполнил за психолога всю работу. Или последнему нужно еще обосновывать, почему Фауст влюбляется в Гретхен? Или почему Гретхен становится детоубийцей? Все это - человеческая судьба, миллионы раз повторяющаяся вплоть до жуткой монотонности судебного зала или уголовного кодекса. Ничто не осталось неясным, все убедительно объясняет себя из себя самого.

(129)…Пропасть, которая лежит между первой и второй частями «Фауста», отделяет также психологический тип художественного творчества от визионерского типа. Здесь дело во всех отношениях обстоит иначе: материал, т. е. переживание, подвергающееся художественной обработке, не имеет в себе ничего, что было бы привычным; он наделен чуждой нам сущностью, потаенным естеством, и происходит он как бы из бездн дочеловеческих веков или из миров сверхчеловеческого естества, то ли светлых, то ли темных, - некое первопереживание, перед лицом которого человеческой природе грозит полнейшее бессилие и беспомощность. Значимость и весомость состоят здесь в неимоверном характере этого переживания, которое враждебно и холодно или важно и торжественно встает из вневременных глубин; с одной стороны, оно весьма двусмысленного, демонически-гротескного свойства, оно ничего не оставляет от человеческих ценностей и стройных форм - какой-то жуткий клубок извечного хаоса или, голворя словами Ницше, какое-то «оскорбление величества рода человеческого», с другой же стороны, перед нами откровение, высоты и глубины которого человек не может даже представить себе, или (130) красота, выразить которую бессильны любые слова. [Переживание этого рода] снизу доверху раздирает завесу, расписанную образами космоса, и дает заглянуть в непостижимые глубины становящегося и еще не ставшего. Куда, собственно, в состояние помраченного духа? в изначальные первоосновы человеческой души? в будущность нерожденных поколений? На эти вопросы мы не можем ответить ни утверждением, ни отрицанием.

…Воплощенье, перевоплощенье,

Живого духа вечное вращенье…

Первовидение мы встречаем в «Поимандре», в «Пастыре Гермы», у Данте, во второй части «Фауста», в дионисийском переживании Ницше, в произведениях Вагнера («Кольцо Нибелунга», «Тристан», «Парсифаль»), в «Олимпийской весне» Шпиттелера, в рисунках и стихотворениях Уильяма Блейка, в «Гипнеротомахии» монаха Франческо Колонна, в философско-поэтическом косноязычии Якоба Беме и в порой забавных, порой грандиозных образах гофманова «Золотого горшка». В более ограниченной (131) и сжатой форме подобное же переживание составляет существенный мотив у Райдера Хаггарда - в той мере, в какой его сочинения группируются вокруг повести «Она», - у Бенуа (прежде всего «Атлантида»), у Кубина («Другая сторона»), у Майринка (прежде всего его «Зеленое лицо», которое не следует недооценивать), у Гетца («Царство без пространства»), у Барлаха («Мертвый день») и др.

(132)… Поразительно, что очень резко контрастируя с материалом психологического творчества, над происхождением визионерского материала разлит глубокий мрак - мрак, относительно которого многим хочется верить, что его можно сделать прозрачным. Точнее, люди естественным образом склонны предполагать - сегодня это усилилось под влиянием психологии Фрейда, - что за всей этой то уродливой, то вещей мглой должны стоять какие-то чрезвычайно личные переживания, из которых можно объяснить странное видение хаоса и которые также делают понятным, почему иногда поэт, как кажется, еще и сознательно стремится скрыть происхождение своего переживания. От этой тенденции истолкования всего один шаг до предположения, что речь идет о продукте болезни, продукте невроза; этот шаг представляется тем менее неправомерным, что визионерскому материалу свойственны некоторые особенности, которые можно встретить также в фантазиях душевнобольных. Равным образом продукт психоза нередко наделен такой веской значительностью, которая встречается разве что у гения. Отсюда естественным образом возникает искушение рассматривать весь феномен в целом под углом зрения патологии и объяснять образы неразложимого видения как орудия компенсации и маскировки. Представляется, что этому явлению, обозначаемому мной как «первовидение», предшествовало некоторое переживание личного и интимного характера, переживание, отмеченное печатью «инкомпатибельности», т. е. несовместимости с определенными моральными категориями. Делается предположение, что проблематичное событие было, например, любовным переживанием такого морального или эстетического свойства, что оказались несовместимым или с личностью в целом, или, по меньшей мере, с функцией сознания, (133) по каковой причине Я поэта стремилось целиком или хотя бы в существенных частях вытеснить это переживание и сделать его невидимым («бессознательным»). Для этой цели, согласно такой точки зрения, и мобилизуется весь арсенал патологической фантазии, поскольку же этот порыв представляет собой не дающую удовлетворения попытку компенсации, то он обречен возобновляться вновь и вновь в почти бесконечных рядах творческих продуктов. Именно таким образом будто бы и возникло все непомерное изобилие пугающих, демонических, гротескных и извращенных образов - отчасти для компенсации неприемлемого переживания, отчасти же для его сокрытия…

…Сведение визионерского переживания к личному опыту делает это переживание чем-то ненастоящим, простой компенсацией. При этом визионерское содержание теряет свой «характер изначальности», «изначальное видение» становится симптомом, а хаос снижается до уровня психической помехи. Объяснение мирно покоится в пределах упорядоченного космоса, относительно которого практический разум никогда не постулировал совершенства… Потрясающее прозрение в бездны, лежащее по ту сторону человеческого, оказывается всего-навсего иллюзией, а поэт - обманутым обманщиком…

(135)…В том, что касается произведения…нет сомнения, что визионерство есть подлинное первопереживание, что бы ни полагали на этот счет поборники рассулка.

(136)…Здесь перед нами психическая реальность, которая по меньшей мере равноценна физической… В чувстве мы переживаем нечто знакомое, но вещее чаяние ведет нас к неизвестному и сокровенному, к вещам, которые таинственны по своей природе… Что же, мы только воображаем, что наши души находятся в нашем обладании и управлении, а в действительности то, что наука именует «психикой» и представляет себе как заключенный в черепную коробку знак вопроса, в конечном счете есть открытая дверь, через которую из нечеловеческого мира время от времени входит нечто неизвестное и непостижимое по своему действию, чтобы в своем ночном полете вырывать людей из сферы человеческого и принуждать служить своим целям? Положительно может показаться, что любовное переживание иногда просто высвобождает силы, мало того, что оно бессознательно «аранжировано» для определенной цели, так что личностное приходится рассматривать (137) как своего рода затакт к единственно важной «божественной комедии»…

(139)… Первопереживание лишено слов и форм, ибо это есть видение «в темном зерцале». Это всего лишь необычайно сильное предчувствие, которое рвется к соему выражению. Оно подобно вихрю, который овладевает всеми встречными предметами и, вовлекая их в свой порыв, через них приобретает зримый образ. Но поскольку выражение никогда не может достичь полноты видения и исчерпать его безграничность, поэт нуждается в подчас прямо-таки неимоверном материале, чтобы хоть отдаленно передать то, что ему примерещилось, и при этом не может обойтись без диковинных и самопротиворечивых форм, ибо иначе он не способен выявить жуткую парадоксальность своего визионерского переживания…

(143)… Тайна творческого начала, так же как и тайна свободы воли, есть проблема трансцендентная, которую психология может описать, но не разрешить. Равным образом и творческая личность - это загадка, к которой можно, правда, приискивать отгадку при посредстве множества разных способов, но всегда безуспешно.

(145)… Каждый творчески одаренный человек - это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески личное, с другой - это внеличностный, творческий процесс.

(146)… Искусство прирожденно художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нем субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение…

(147)… Очень редко встречается творчески одаренный индивид, которому не пришлось бы дорого оплатить искру божью - свои необычные возможности. Как будто каждый рождается с неким капиталом жизненной энергии, заранее ограниченным. Самое сильное в нем, его собственное творческое начало, пожирает большую часть его энергии, если он действительно художник…Человек оказывается обычно настолько обескровленным ради своего творческого начала, что может как-то жить лишь на примитивном или вообще сниженном уровне…

(151)…[Мы можем понять прапереживания поэта так: ] он прикоснулся к тем целительным и спасительным глубинам, в которых еще никто сам по себе не уединился до одиночества сознания, чтобы ступить на мучительный путь блужданий, в которых еще все охвачены одной волной, а потому ощущения и действия отдельного человека погружены во все человечество.

Обратное погружение в изначальное состояние «participation mystique» [мистическая сопричастность] - тайна художественного творчества и воздействия искусства, потому что на этой ступени переживает уже не отдельный человек, но народ, и речь там идет уже не о благе или беде отдельного человека, но о жизни народа…

Из книги Из «Слов пигмея» автора Акутагава Рюноскэ

ТВОРЧЕСТВО Может быть, художник всегда создает свое произведение сознательно. Но если взять произведение как таковое, то часть его красоты или безобразия находится в мире мистики, стоящем выше сознания художника. Часть? Не следует ли сказать: большая часть?Отвечу сразу,

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ТВОРЧЕСТВО Художник, я уверен, всегда создает свое произведение сознательно. Однако, познакомившись с самим произведением, видишь, что его красота или безобразие наполовину заключены в таинственном мире, лежащем вне пределов сознания художника. Наполовину? А может быть,

Из книги Диалектика мифа автора Лосев Алексей Федорович

VI. МИФ НЕ ЕСТЬ ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Нечего и говорить о том, что отождествление мифологии и поэзии тоже одно из коренных убеждений огромной части исследователей. Начиная с Я.Гримма, очень многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления.

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

230. ТВОРЧЕСТВО Плеть способна заставить людей согнуть в труде спину, но она не в силах побудить их к духовному созиданию.Аш - Во что веруюЧеловек мудр лишь тогда, пока ищет мудрости: если он решает, что постиг ее полностью, значит, он глуп.Габирол - Мибхар

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Творчество В принципе предложенная модель позволяет на многие вопросы из нашей жизни и культуры взглянуть более конструктивно, получить какие-то интересные объяснения и выводы. Чтобы проиллюстрировать такую возможность, я чуть подробнее остановлюсь на человеческой

Из книги Смысл творчества (Опыт оправдания человека) автора Бердяев Николай

ГЛАВА XIV ТРИ ЭПОХИ. ТВОРЧЕСТВО И КУЛЬТУРА. ТВОРЧЕСТВО И ЦЕРКОВЬ. ТВОРЧЕСТВО И ХРИСТИАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Божество (Gottheit Экхардта и Ungrund Беме) глубже Бога - Отца, Сына и Духа. Но в мире опрокинуто Божество троично, триипостасно. И весь дифференцированный, множественный мир

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

40. Творчество в познании: интуиция, воображение. Философия и психология творческого процесса в

Из книги История психологии автора Лучинин Алексей Сергеевич

45. Неофрейдизм. Когнитивная психология. Компьютеры. Кибернетика и психология Направление неофрейдизма, усвоив основные схемы и ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Решающая роль была придана влияниям

Из книги Смысл творчества автора Бердяев Николай

Глава XIV Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение Божество (Gottheit Экхардта и Ungrund Бёме) глубже Бога – Отца, Сына и Духа. Но в мире опрокинуто Божество троично, триипостасно. И весь дифференцированный, множественный мир

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора Грицанов Александр Алексеевич

ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - понятие, содержание которого фиксирует способ (стиль, тип) мышления, основанный на презумпции принципиальной недосказанности (неполноты) и метафоричности. В содержательном плане П.М. предполагает радикальный отказ от жесткого

Из книги История философии автора Скирбекк Гуннар

Хайдеггер и поэтическое Согласно Хайдеггеру, западная история не является триумфальным маршем к свету и счастью. Напротив, она характеризуется постоянным упадком, начавшимся во времена досократиков. Чем больше люди пытаются охватить существующее в своих теоретических

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Из книги Откройся Источнику автора Хардинг Дуглас

9 ТВОРЧЕСТВО В обычной жизни мы находим отголоски живой связи между самоосознанием и творчеством.Разве наши самые лучшие мгновения не включают в себя всегда повышенное осознание нас самих, так что мы на самом деле не теряемся в пылу вдохновения, или творческом порыве, или

Из книги Ницше автора Делёз Жиль

Творчество 1872: «Рождение трагедии».1873: «Несвоевременные размышления», I, Давид Штраус.1874: «Несвоевременные размышления», II, О пользе и вреде истории для жизни; «Несвоевременные размышления», III, Шопенгауэр как воспитатель.1876: «Несвоевременные размышления», IV, Рихард

Из книги О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Том 1 автора Рубинштейн Моисей Матвеевич

XIV. ТВОРЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Поток творческих агентов, если мы условно расчленим его, льется в двух постоянно перемежающихся и сливающихся формах: это ряды живых, конкретных деятелей, выдвинутых естественным порядком, и ряды культурно

Комментарий. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения З. Фрейда, с 1913 г. он отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа – образа-символа, носителя коллективного бессознательного – как импульса возникновения культуры. Основные работы: «Метаморфозы и символ либидо», «Об архетипах коллективного бессознательного», «Психология и религия» и др. В представленном отрывке из работы «Психология и поэтическое творчество» анализируется проблема художника и его творчества.

Тайна творческого начала, так же как и тайна свободы воли, есть проблема трансцендентная, которую психология может описать, но не разрешить. Равным образом и творческая личность – это загадка, к которой можно, правда, приискивать отгадку при посредстве множества разных способов, но всегда безуспешно. И все же новейшая психология время от времени билась над проблемой художника и его творчества. Фрейду казалось, что он отыскал ключ, которым можно отпереть произведение искусства, идя от сферы личных переживаний его автора. <...>

В самом деле, здесь открываются очевидные возможности: почему бы и не попытаться вывести произведение искусства из «комплексов» наподобие того, как это делают с неврозами? Великое открытие Фрейда в том и состояло, что неврозы имеют свой исток в эмоциональных причинах и в детских переживаниях реального или фантастического свойства... Нельзя отрицать, что в определенном отношении личная психология автора может быть прослежена вплоть до корней и вплоть до последних разветвлений его создания. Точка зрения, согласно которой личная сторона художника во многом предопределяет подбор и оформление его материала, сама по себе нисколько не нова. Но показать, как далеко простирается эта предопределенность и в каких своеобразных связях по аналогии она себя осуществляет, удалось лишь фрейдовской школе. <…>

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нем зачато и затем растет и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление – это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребенок к матери. Психология творческого индивида – это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей. Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего. Органически растущий труд есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гете десятки лет пишет «Фауста», но некий психический компонент «Фауста» творит самого Гете.

Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, – безразлично, знает ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинен своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ. Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы.

Печатается по : Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской

культуры. – М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

    Охарактеризуйте феномен художественного творчества. Каковы его этапы и механизмы?

    Назовите разновидности творческого воображения.

    Перечислите факторы, определяющие генезис художественного текста.

    Проанализируйте основные характеристики художественного произведения.

    Какова природа художественного образа?

    Сформулируйте определение внутренней и внешней формы произведения искусства.

    Какие условия художественного восприятия выделял Аристотель?

    Назовите основные подходы к феномену художественного восприятия в современной эстетике.

    Охарактеризуйте механизм художественного восприятия.

    Каким образом решает Ж. Маритен проблему соотношения искусства и морали?

    Как сформулирована Ж. Маритеном проблема ответственности художника?

    Почему К. Юнг считает, что именно художник дает особенно обильный материал для психологического критического анализа?

Литература

    Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х т. – Смоленск, 1998.

    Бранский В.П. Искусство и философия. – Калининград, 1999.

    Вещь в искусстве. – М., 1986.

    Кривцун О.А. Эстетика. – М., 1998.

    Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1998.

    Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. – СПб., 1995.

    Творчество в искусстве – искусство в творчестве. – М., 1991.

    Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. – М., 1989.

    Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. – М., 1991.

Терминологический словарь

АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из основных направлений в западном искусстве XX в. (в основном, в живописи и скульптуре). У его истоков стояли художники В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан. Для него характерен отказ от изображения предметов и явлений объективного мира. Необычные сочетания пятен и линий или нагромождение металлических или каменных конструкций призваны выражать подсознательные переживания самого художника.

АВАНГАРД – общее название художественных тенденций XX в., противостоящих классическому искусству и его эстетике. Понятия «авандизм» и «модернизм» являются во многом синонимами.

АВТОМАТИЗМ – способ создания литературных текстов или рисунков, когда художник подавляет контроль над движениями руки, позволяя включаться подсознанию. Автоматизм свойственен сюрреализму.

АВТОРСКОЕ КИНО – модель организации кино, в которой режиссер фильма выступает как полноправный автор произведения, как лицо, несущее ответственность за фильм в целом. Среди других распространенных наименований авторского кино – «Арт-синема» (Art Cinema), «Арт-хаус» (Art house) и «авторский интеллектуальный европейский кинематограф». История авторского кино состоит из нескольких стилей, создаваемых режиссерами: итальянский неореализм, французская Новая волна 1960-х, датская Догма-95 и т.д. Наиболее известные режиссеры авторского кино: Ф. Феллини, М. Антониони, И. Бергман, Ж.-Л. Годар, А. Тарковский, Л. Бунюэль, А. Хичкок, Л. фон Триер, К. Тарантино, А. Сокуров, П. Альмодовар. Авторский фильм может длиться от трех до двадцати минут или три часа не содержать внятного сюжета, не быть рассчитанным на показ в обычных кинотеатрах и не приносить никаких доходов, но при этом значительно влиять на эстетику мирового кинопроцесса. Этим он отличается от основной массы кинопродукции – «жанрового» кино, которое снимается, прежде всего, ради прибыли. В развлекательном кинематографе фактическим автором является не режиссер, а продюсер фильма.

АКМЕИЗМ – литературное направление, существовавшее в русской поэзии с 1912 по 1917 г. К нему примыкали Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова, поэты, связанные с журналом «Аполлон». Акмеисты стремились реформировать символизм, ставя на первый план изображение мира звучащего, красочного, имеющего формы, вес и время, сохраняя при этом характерную для символизма религиозно-мистическую настроенность.

АЛЛЕГОРИЯ – художественный прием, при котором наглядный образ означает нечто иное, чем есть он сам: содержание образа остается внешним для него самого, и это содержание закреплено за ним культурной традицией.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ – психологическое понятие, обозначающее двойственность чувственного восприятия. Один и тот же объект может вызывать у человека противоположные чувства (симпатию – антипатию). В искусстве амбивалентность используется для усиления образа через сопоставление противоположных явлений – жизни и смерти, безобразного и прекрасного.

АМПИР – художественный стиль (в основном, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве) эпохи Наполеона Бонапарта. Опирался на классицизм и архитектурные стили эпохи римских императоров. Для него характерно стремление к монументальности и строгой величественности, к выражению воинской мощи и величества монаршей власти (триумфальные арки, мемориальные колонны, массивные портики, обширные колоннады, военная эмблематика). В России под стилем ампир часто имеют в виду памятники архитектуры и скульптуры высокого классицизма первой трети XIX в. – например, здание Адмиралтейства, Арка Главного штаба, Московский университет на Моховой.

АНДЕРГРАУНД – подпольное, нелегальное движение, а также неодобряемое или преследуемое официальными властями направление в искусстве, культуре (в СССР наиболее ярко проявил себя в период застоя).

АРАБЕСКА – сложный орнамент, сформировавшийся в искусстве мусульманских стран, основанный на бесконечном развитии и повторении декоративных мотивов (геометрических, растительных).

АРТЕФАКТ – термин из археологии; используется для того, чтобы подчеркнуть отличие предмета, изготовленного человеком, от объекта природы.

БАРОККО – художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы с конца XVI до середины XVIII в. Для него характерны преувеличенный пафос, парадность, аллегоричность, пышная декоративность. Развивался, в основном, в русле движения католической Контреформации. Известные мастера: Л. Бернини, П. П. Рубенс, В. Растрелли (Зимний дворец, Царское Село).

БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР – жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Формирование батального жанра относится к XV – XVI вв.

БОДИ-АРТ – течение в искусстве, возникшее на рубеже 60 – 70-х годов XX в., вид перформанса. Произведения искусства создаются с использованием тела человека. Предшественник боди-арта – Ив Клейн, который покрывал натурщиц краской и получал затем оттиски их тел на холсте. Одно из направлений течения стало более рациональным, практика боди-арта используется в визаже (декоративная косметика наносится не только на лицо, но и на тело модели). Другое направление ушло от декоративности, акты искусства совершаются с телом самого художника (самоистязание, инсцинирование собственных похорон).

ВИДЕО-АРТ – искусство, использующее возможности компьютерной и видеотехники; одно из магистральных направлений актуального искусства.

ВИТРАЖ – картина или орнаментальная композиция (в окне, двери, нише), выполненная из прозрачного цветного стекла.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА – основанная на обычном зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но впервые вполне успешно это сделали фламандские мастера начала XV века братья ван Эйки. В XIX веке в работах импрессионистов правильная перспектива сменилась произвольным выбором цвета и его интенсивности.

ГАРМОНИЯ – эстетическая категория, сопряженная с понятиями «связность», «единство противоположностей», «мера и пропорциональность», «сомасштабность человеку». В греческой мифологии Гармония – дочь Ареса и Афродиты (Марса и Венеры), двух противоположных начал – любви и войны.

ГЕДОНИЗМ – этическая позиция, рассматривающая наслаждение как высшее благо и смысл жизни человека. В эстетике этот термин обозначает теории, считающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ – художественное течение, возникшее в конце 60-х годов XX в. В живописи это имитация свойств фотографии, автоматическая, хотя и рукотворная, фиксация видимого мира.

ГОТИКА – художественный стиль, возникший в середине XII века на севере Франции. Наибольшего развития готика достигла в церковной архитектуре (собор Парижской богоматери, Шартрский, Реймский, Амьенский соборы во Франции; Кельнский собор в Германии). Характерная черта этого стиля – синтез архитектуры с подчиненными ей скульптурой и прикладными искусствами.

ГРАВЮРА – вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования.

ГРОТЕСК – особый способ выражения комического, художественный прием, отличающийся таким острым образным преувеличением, при котором явления действительности принимают фантастические формы.

ГУМАНИЗМ – общественное и литературное движение эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству Церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности.

ДАДАИЗМ – одно из направлений авангарда (существовало с 1916 г. по 1924 г.). Вошел в историю культуры как бунтарское направление, разрушившее традиционные изобразительные приемы. Возникнув как литературное течение, это направление искусства проявлялось и в живописи, фотографии, скульптуре, музыке, театре.

ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в культуре конца XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. К декадансу причисляют французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, российских литераторов З. Гиппиус, Д. Мережковского, Ф. Сологуба, К. Бальмонта. Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных художественных направлений модернизма.

ДЕКОР – совокупность элементов украшения и отделки изделия. Основные виды декора: орнаментика, изобразительные и архитектурные мотивы, отделочное покрытие. Развитый декор характерен для изделий декоративно-прикладного искусства – особенно, в прошлом. Характер декора определяется представлениями эпохи, либо отдельного мастера о сущности красоты вещей.

ЖАНР – совокупность произведений искусства, объединенных общими темами или изображаемыми предметами (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), авторским отношением (карикатура, шарж) или способом их истолкования (аллегория, фантастика). Зачатки жанрового деления наблюдаются с момента возникновения изобразительного искусства (анималистические образы наскальных изображений), но само формирование жанровой системы относится к XV – XVII вв. и связано оно с высоким уровнем европейского искусства этого периода.

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ – живопись, изображающая сцены из повседневной жизни. Была очень распространена в Голландии XVII в. (изображались сцены в тавернах, концерты, домашние интерьеры), где художники утратили заказы от церкви. В XVIII в. жанровая живопись получила признание в других странах Европы.

ИГРА – одна из главных и древнейших форм эстетической, т.е. неутилитарной, деятельности, совершаемой ради нее самой и доставляющей ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. Внерациональный характер игры издревле связал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинственными, магическими смыслами. Эстетические аспекты игры описывали Платон, И. Кант, Ф. Шиллер, Ф. Ницше, М. Бахтин, Й. Хейзинга.

ИЗЯЩНОЕ – красота очертаний предметов, линий, их соразмерность, отточенность форм, изысканность, элегантность. Термин употребляют для определения особого оттенка красоты – прелестно-прекрасное, утонченное, грациозное. Применимо к явлениям или предметам миниатюрным, тонким, изысканным, виртуозно выполненным произведениям искусства.

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление и художественный метод в западноевропейском искусстве, достигшие своего расцвета во фр. живописи 70 – 80-х годов XIX в. (К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и др.). Позднее термин стали употреблять применительно и к другим видам искусства: музыке (К. Дебюсси и М. Равель), литературе (С. Малларме, П. Верлен, О. Уайльд) и театру. Для него характерны протест против консервативной академической живописи, раскрепощение выразительных средств, подчеркнутая субъективность авторского взгляда, лепка форм отдельными мазками чистых красок.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ – наука об искусстве, называемая также искусствознанием. Состоит из теории искусства, истории искусства и художественной критики. В отличие от эcтетики, изучающей общие законы всех искусств, искусствоведение подразделяется на отдельные отрасли: музыкознание, литературоведение, искусствознание в области изобразительного творчества и т.п.

КАЛОКАГАТИЯ – в Древней Греции – характеристика эстетически совершенного явления, единство прекрасного и высоконравственного. Такое понимание прекрасного обнаруживает целостность, присущую восприятию античного человека.

КАТАРСИС – философский термин, заимствованный из медицинской терминологии греков. По мнению Аристотеля, это очищение души зрителя через страх и через сострадание трагическому действию и герою.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО – возникшее в 1930-х гг. художественное течение, ориентирующееся на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами. Широко используются прозрачные материалы, электромоторы, рычаги, пульты управления, опыт фотографии и киноискусства. При помощи электроники, кибернетики, искусственного освещения оно ищет новые способы художественного выражения. Кинетические скульптуры органично входили в ансамбль конструктивистской архитектуры.

КИЧ (китч) – явление, относящееся к нижним пластам массовой культуры. Синоним псевдоискусства, лишенного эстетической глубины. Подмена красоты красивостью.

КЛАССИЦИЗМ – направление в европейском искусстве середины XVII – первой половины XVIII в., связанное с утверждением абсолютизма светской власти. Эстетическая программа классицизма наиболее полно сформулирована в стихотворном трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Для классицизма характерны взятые из античного искусства темы, сюжеты, характеры, конфликты, равнение на античные каноны. Наибольшее развитие получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Н. Пуссен, Ж. Л. Давид). В России классицизм представлен творчеством А. Сумарокова, М. Ломоносова, архитекторов М. Казакова, Д. Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина.

КОЛЛАЖ – техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие объекты закрепляются на плоской поверхности. В качестве художественного приема первыми коллаж использовали кубисты. Впоследствии его использовали сюрреалисты и художники поп-арта. Широко применяется в современном оформительском искусстве.

КОЛОРИТ – общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства.

КОНСТРУКТИВИЗМ – одна из разновидностей авангарда в западном искусстве и эстетике, возникшая после первой мировой войны. Выступил с требованием замены образности искусства функциональной, конструктивной целесообразностью форм. Для него характерны эстетизация техники, игнорирование национальных мотивов в художественном творчестве, вырождение в беспредметное искусство.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение авангарда. Концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки - эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство. На первый план выдвигается концепт - формально-логическая идея вещи, явления, произведения искусства. Суть произведения усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее» – прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей. Концептуализм стал переходным явлением от авангарда к постмодернизму.

КУБИЗМ – одно из направлений западного искусства начала XX века. Сложилось во Франции накануне первой мировой войны. Основной принцип кубизма – изображение мира посредством геометрических фигур. Одним из предшественников кубизма был П. Сезанн. Ведущие художники этого направления – П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис. Кубизм явился реакцией на импрессионизм, подменивший форму и композицию игрой света и цвета, ведущей к беспредметничеству, однако и сам в значительной мере подготовил появление абстрактной живописи.

МАНЬЕРИЗМ – художественное течение в Италии, промежуточное между Высоким Возрождением и стилем барокко. Главной целью творчества было следование «красивой манере и идеальным образцам» искусства Ренессанса. Маньеристы достигали виртуозного профессионального мастерства, но глубина содержания их не интересовала. В сюжетах преобладали аллегории, использовалась религиозно-мистическая либо светская эротическая тематика.

Новый этап в разработке психологической проблематики искусства был ознаменован появлением такой фигуры, как Карл Густав Юнг (1875-1961). Юнг был учеником Фрейда, однако серьезно критиковал своего учителя во многом за гипертрофию роли индивидуальных сексуальных комплексов в творчестве и деятельности отдельных личностей. То, что применимо к художнику как к личности, неприменимо к нему как к творцу, считал Юнг, полагая, что ошибка Фрейда состояла в том, что природа неврозов толковалась им симптоматически, а не символически. То есть художественные произведения, несущие на себе отпечаток индивидуальных психических комплексов творца, трактовались Фрейдом как своего рода рефлекс.

Однако такой взгляд необычайно упрощает понимание истоков художественных творений. Рождение каждого крупного произведения, по мысли К. Юнга, всегда связано с действием мощных сил, дремлющих в коллективном бессознательном, проявляющим себя через творчество отдельного художника. Сущность произведения поэтому состоит не в обремененности персональными особенностями, специфическая художническая психология есть вещь коллективная. Достоинства произведения состоят в его возможностях выражать глубины всеобщего духа.

Художественное творчество, по Юнгу, действительно испытывает сильное воздействие бессознательного начала. Однако последнему свойственна не столько индивидуальная окраска, сколько всеобщие ментальные качества той или иной общности, к которой принадлежит творец. Подобно древнему человеку художник мог бы сказать: "Не я думаю, а во мне думается". Проникновение создателя произведения в коллективное бессознательное - одно из важнейших условий продуктивности художественного творчества. "Поэтому и не в состоянии отдельный индивид развернуть свои силы в полной мере, если одно из тех коллективных представлений, что зовутся идеалами, не придет ему на помощь и не развяжет всю силу инстинкта, ключ к которой обычная сознательная воля сама найти никогда не в состоянии" .

Юнг не отрицает те психические комплексы, которые живут в индивиде и которые сформулировал Фрейд. Однако он истолковывает их по-иному, рассматривая в качестве архетипов. Архетипы, согласно Юнгу, выступают как всеобщие образы, формы, идеи, представляющие собой доопытные формы знания, бессознательные мыслеформы. Коллективные образы наиболее явно претворились в формах народного фантазирования и творчества.

Разрабатывая эту линию, ученый внес весомый вклад в теорию мифа. Юнг убежден, что коллективные образы так или иначе предопределяют природу творческой фантазии и отдельного художника. Наблюдение над повсеместностью схожих мифотворческих мотивов у народов, которые никогда не приходили в соприкосновение друг с другом, привело К. Юнга к идее об укорененности истоков мифотворчества и фантазирования в общей природе людей.

Продуктивной явилась и разработка Юнгом теории психологического и визионерского типов творчества. Психологический тип творчества основан на художественном воплощении знакомых и повторяющихся переживаний, повседневных людских скорбей и радостей. Психологический тип творчества эксплуатирует "дневное" содержание человеческого сознания, которое "высветляется в своем поэтическом оформлении". Переживание, которое культивирует визионерский тип творчества, напротив, заполняет все наше существо ощущением непостижимой тайны. Визионерский тип творчества - это взгляд в бездну, в глубины становящегося, но еще не ставшего, в скрытые первоосновы человеческой души. Именно такого рода первопереживание приближает к постижению онтологической сущности мира. Примеры художественного творчества, отмеченные визионерской окраской, по мысли Юнга, - это вторая часть "Фауста" Гёте, дионисийские переживания Ницше, творчество Вагнера, рисунки и стихотворения У. Блейка, философско-поэтическое творчество Я. Бемс, а также грандиозные и забавные образы Э. Гофмана. "Ничто из области дневной жизни человека, - пишет К. Юнг, - не находит здесь отзвука, но взамен этого оживают сновидения, ночные страхи, жуткие предчувствия темных уголков души".

Нередко визионерский тип творчества граничит с такого рода изложением и фантазированием, которые можно встретить в воображении душевнобольных. Не следует, однако, ни в коей мере сводить визионерский тип творчества к личному опыту и индивидуальным комплексам. Такое сведение сделало бы визионерский тип творчества, прорывающийся к чему-то неизъяснимому, приоткрывающему завесу над тайной бытия, простой личностной компенсацией или творческой сублимацией. Именно потрясающее прозрение, лежащее по ту сторону человеческого, и позволяет толковать визионерское переживание как глубинное проникновение художника с помощью символов, языка искусства в природу мироздания, в душу культуры.

Общий пафос творчества Юнга, как видим, во многом оппозиционен пафосу Фрейда. Фрейд в значительной мере может быть истолкован как рационалист, много усилий потративший па то, чтобы выявить границы и превращенные формы действия подсознательного с целью научить человека управлять этим подсознательным, т.е. обуздать его, заставить подсознательное действовать в интересах сознания. Напротив, вся система размышлений Юнга показывает, что в бессознательном он видит ценнейшую часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному - это доверие к глубинным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Фрейд полагал, что невроз есть помеха полноценной жизни, то, от чего следует избавляться. Счастливый человек, по мысли Фрейда, не фантазирует, невротик же фантазирует всегда, поскольку не вполне способен "легально" реализовать свои желания.

Иную позицию занимает Юнг, считая, что в определенной мере невротическое состояние творчески продуктивно, является уделом художника. "Относительная неприспособленность есть по-настоящему его преимущество, оно помогает ему держаться в стороне от протоптанного тракта, следовать душевному влечению и обретать то, чего другие были лишены, сами того не подозревая", - пишет Юнг. Большая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта. Таким образом, Юнг настаивал на том, что не следует искоренять бессознательное, оно способно дополнять сознание и плодотворно сотрудничать с ним. На этом выводе К. Юнга были основаны многие последующие психологические теории искусства, а также сама художественная практика - творчество М. Пруста, Дж. Джойса, Д. Лоуренс, В. Вулф, которым юнгианские положения послали сильный импульс, помогли сформулировать собственные творческие манифесты.

  • Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы. М., 1987. С. 230.

Если бы у Юнга спросили, что общего в литературе и психологии, он скорее всего ответил бы, что душа .

Недавно прочла статью в одном веб-журнале о психологии поэтического творчества, о связи поэзии и психологии. Я знаю давно, что у Юнга (в соавторстве со своим учеником Эрихом Нойманном) есть сборник «Психоанализ и искусство», в котором детально рассматривается под микроскопом психоанализа литература как один из видов искусства. К своему стыду, ещё не прочла эту книгу полностью.

Исследовать можно и нужно не только стихи, но и самого поэта. Эти две сущности находятся в неразрывной связи. И не могут существовать один без другого. Но объяснить одно через другое тоже не всегда правильно. Юнг подчёркивал, что личная психология поэта может, конечно, объяснить многое в его стихах, но только не само это стихотворение .

И я с ним солидарна. Так как пишу стихи. Выпустила в свет сборник поэзий «Пентаграмма в проводах », за который получила региональную премию за достижения в искусстве "Артис-2016" как «Поэт года».

Я с уверенностью могу сказать, что каждое стихотворение – это ребёнок . Ты его вынашиваешь, потом приходит момент – оно рожается. Иногда роды бывают тяжёлыми, мучительными, длинными. А иногда – легко, быстро, даже ничего и не почувствовал – оп и родилось. И потом эти дети растут, взрослеют и уходят в самостоятельное плаванье.

Есть у меня одно стихотворение, написанное в период предстоящего переезда с Украины в Польшу. В то время было, естественно, страшно, что будет одиноко, потому что оставляешь всё, к чему привык, и едешь в неизведанные дали. Я ехала в след за мужем. Я ехала, в непонятный и далёкий мир, которого особо не знала.

Зима гуляет среди площадей,
ветром насвистывая бит.
Я стала забывать имена людей,
а могла бы их просто любить.

Зима – калека с блеклым протестом –
имеет на всё особый режим…
Она нагло засыпает у подъезда,
в котором ты никогда не жил.

По утрам готовит разведённый кофе
кому-то, но явно не мне…
В это время я иду на Голгофу
становиться ещё сильней.

Через это стихотворение можно объяснить только узкие эмоции и переживания: потеря, одиночество, поиск сил. Сквозь него можно увидеть только малую долю творца. Были ли эти чувства, эмоции и действия, когда я переехала в Польшу ? Оправдался ли мой страх ? В какой-то момент – да. Но мысли и ощущения реальности уже были совершенно иными.

Моя личная психология связана со стихотворением, но она не объясняет саму суть этого произведения. Я редко даю интерпретации своим работам, потому что считаю: каждый видит своё. Тот же принцип, что и в метафорических картах.

Конечно, Юнг больше рассматривает женское и мужское начала в своей работе «Психология и литература», исследуя, например, «Фауста» Гёте и другие творения писателей и поэтов.

Естественно, что психологический подход к поэзии отличается от литературоведческого подхода. То, что имеет ценность для первого, для второго может оказаться малозначимым. В связи с этим, стихи, не имеющие особой литературной ценности, частенько вызывают интерес у психологов.

Поделюсь личным опытом. Когда вышла в свет книга «Пятьдесят оттенков серого», я зашла в книжный магазин, взяла её с полки и открыла. Возможно, мне так подфартило, что я открыла на самой «яркой» странице. И мне стало противно не только читать, но и держать эту книгу в руках. Я так и не осмелилась её прочесть, хотя многие мои знакомые мне говорили о пользе этого произведения (в плане психологии). Недавно посмотрела фильм. Поняла суть. И меня заинтересовала книга исключительно с профессиональной стороны.

По словам Юнга, в произведении существуют условные границы : первая часть объясняет (и здесь лучше, чем сам автор, никто не справиться), вторая – подытоживает (эта часть буквально поглощает и возбуждает потребность читателя в истолковании).

Если взять за пример моё стихотворение, то эта вторая часть заключается в двух последних строках.

Литературоведенье сказало бы, что лирический герой ищет смысл в бытие своего существования, найдя его, приобретёт силу; преобладание духовного над физическим. Литературоведенье констатирует факты, задавая лишь те вопросы, которые касаются рамок поэтики.

А психология? Её интересует не лирический герой, а сам творец .

  • Что это за время?
  • Что для него значит Голгофа?
  • Зачем ему становиться сильнее?
  • Как он это буду делать?
  • Что ему даст эта покорённая вершина, на которой был распят Христос?

Вопросов, конечно, можно задавать бесконечное множество. И находить на них ответы принципом соединения психологии творения и психологии творца.

Но помимо всяких психологических копаний, стихи приносят эстетическое наслаждение. Не поленитесь прочесть сегодня хотя бы одно стихотворение тому, кого любите, цените, поддерживаете, о ком заботитесь и думаете. Это может быть любимый мужчина или любимая женщина, родители, дети, друзья и просто прохожий на улице. Да даже начальник на работе. Он ведь тоже иногда бывает любимым, когда премию даёт.

А если уж и вовсе не кому, то напишите мне. Я люблю поэзию и точно буду ей рада.

Так же я рада вашим комментариям.

Поэт тянется к славе и признанию. Я не исключение. Потому жду ваших "спасибочек".

С любовью к вам,

Ирина Ожеховская , психолог.