Кл час день памяти жертв фашизма. День памяти жертв фашизма методическая разработка на тему

Сценарий урока памяти «Международный день памяти жертв фашизма».

Катя

В музее частном стройными рядами:
Лежат в шкафах медали и кресты,
Орлы… как будто бы блестят из дали,
Из времени ушедшей темноты.
Вот этот крест фашистскому солдату
Подарен был заслуженно вполне,
За то, что тот фашист – из автомата –
Убил немало русских в той войне.
А крест другой, быть может, стал наградой
За тысячи мучительных смертей,
За то, что в ленинградскую блокаду
Страна теряла взрослых и детей.
А эти разные значки, медали
Со свастикой и кровью на мечах
За то фашистскому солдату дали,
Что он сжигал живых людей в печах.
Лежат награды за чужие жизни,
За страшную и долгую войну,
Ничто не может восхищать в фашизме
Того, кто любит русскую страну.
Вед.1 День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения. Вед.2 День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей,сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода. Вед.1 Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У. тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдата. Вед.2 Фашизм - самая страшная идеология, ведь по ее канонам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира. Никита

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй 4 i стел миллионы-

Лишь память людская навек сохранит

Те муки, и слезы, и стоны.

Не может быть кто-то превыше других,

И это доказано жизнью!

И значит, сегодня мы вспомним о них -

О павших, о жертвах фашизма...

Звучит классическая музыка «Адажио» Альбиони, появляются девушки-старшеклассницы, в платках.. Становятся полукругом.

Таня. Ах, как рано мы вас потеряли-

Сильных, смелых, таких молодых...

Никого потом не замечали,

Потому, что не надо других

Маша. Ах, как горько, как больно, как страшно

Провожать сыновей на войну!

И, лелея в душе день вчерашний,

Принимать на себя всю вину.

Аня. Ах, как жалко, жалко, как жалко,

Что сиротами дети росли...

Рябитишек - их было так мало,

Что сказать слово «папа» могли!

Марина. Слово «папа» родному, живом

Без конца, без конца повторять!

Еще больше жаль тех, у которых

Всё воина умудрилась отнять!

Лена. Много дней прошло... Десятилетий...

Говорят - все быльем поросло...

Только все же, кто за это в ответе-

За войну, за проклятое зло?

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Настя. Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Вика. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Настя. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью.

Вика. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Настя. Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Вед. 2 Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. 1.09.1939 г.напала на территорию Польши - именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР. Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в

животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

Вед.1 В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать
по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в
газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить
раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было
выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вед.2 Вот 5 основных лагерей смерти.

Таня. ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Вед.1 Из воспоминаний Шломо Венезия - одного из немногих выживших узников Освенцима: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".

Вед.2 Освенцим...фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место... Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение - это верный путь к повторению.

Маша. БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56-тыс. заключенных. В 1958 г. в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

Аня. ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г.на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 г. в Дахау открыт памятник погибшим.

Марина. МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша).В 1941-1944 истреблено

около 1,5 млн. человек.

Лена. ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около. 10 тыс. человек, в Треблинке II- около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи).. В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище, в центре- монумент.

Музыкальный номер - танец .

Вед.1 Только с приходом наших войск закончился весь этот ужас. Вспоминает Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

Вед.2 "Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Потом я увидел детей... Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое - как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими..."

Вед.1 Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, ч- убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

Вед.2 Давайте сегодня минутой молчания почтим память трагически погибших.

Минута молчания. Метроном.

Никита.

Для скорби не нужно ни слов и ни повода,

Когда вспоминают тех, кто погиб

Под бомбами, взрывами, от пуль иль голода,

Кто был на войне этой черной убит.

Пусть войны останутся страницей в истории,

Чтоб ужаса, страха не знали все мы.

Пусть дети не знаю даже в теории

Коричневой, грязной, отвратной чумы.

Вед.1 Но и сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного

превосходства. Поэтому лозунг Дня памяти жертв фашизма – объединиться, чтобы противостоять экстремизму.

Вед.2 Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы противостояния на территории Украины, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося XXI века.

Вед.1 Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей - женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.

Вед.2 У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами...

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет XXI - й век и помнить, какой ценой завоевано наше счастье.

Вед.2 Давайте помнить о том, что

История - не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают.

Она тот высший суд,

Где нет прощенья,

Где срока давности не признают...

«День памяти жертв фашизма»

СТИХОТВОРЕНИЕ.

Десятки миллионов жизней забрал с собой один pежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

Мы будем помнить вечно эту боль,

Замученных на празднике фашизма,

Но не забывших гордость и любовь

И заплативших за геройство жизнью.

Принявших муки только лишь за то,

Что не хотели быть под стать убийцам.

Мы будем помнить вечно вашу боль!

И вглядываться в призрачные лица...;

Ведущий: День памяти жертв фашизма был определен именно в 1962 сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения.

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей - солдат и мирных жителей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во второй мировой войне, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во Второй мировой войне, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ (во многих странах в этот день принято ухаживать за безымянными, заброшенными могилами).

Ведущий: Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология - та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил; так и тем, кто ей противостоял. Полвека назад огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.

Вед. Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат

От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей- так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф

Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень .

Блокада Ленинграда.

В конце ноября ударили морозы. Ртуть термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах пoгас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали : устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим, первые этажи домов.

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит...

Как из недр его вопли: "Хлеба!"

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

Ученик . Этот ад продолжался 900 дней и ночей. Ленинград выстоял. Фашисты так и не вошли в город, как задумывали. Но какой ценой далась эта победа! К концу блокады в многомиллионном городе осталось всего лишь 560 тысяч жителей.

Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Ученик. Вот 5 основных лагерей смерти.

ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех : заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

ДАХАУ , 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1960 в Дахау открыт памятник погибшим.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944 истреблено около 1,5 млн. человек.

Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около.10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище в центре монумент.

Януша Корчака - был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети: любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты. Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

Память... Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм.

Никогда!

Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.

Миллионы беззащитных людей замучены, расстреляны, задушены в газовых камерах

фашистских концлагерей. Светом любви нашей, скорби нашей пусть озаряться имена

павших героев.

Смеясь и плача, мы пойдем гулять,

Не выбирая улиц, как попало,

И незнакомых будем обнимать

Затем, что мы знакомых встретим мало.

Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед

Нам этот день - за многое награда

Война окончена.

Фашизма в мире нет.

Во славу павших радоваться надо.

Пусть будет солнце, пусть цветет сирень

Пусть за полночь затянутся беседы..

Но вот настанет следующий день

За праздником победы!

Дорогие ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны - нашей России.

Исполнение песни «Катюша»

Мы надеемся, что сегодняшняя тема была для вас интересной и Вы узнали для себя много нового. Мы прощаемся с Вами, желаем удачи, до новых встреч.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

День памяти жертв фашизма – это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше – мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

4 слайд

Описание слайда:

Только благодаря силе и мужеству русских воинов, защитивших нашу Родину в 40-е годы 20-го столетия, многие из нас получили право на жизнь в свободной стране. Благодаря смертям многих отцов, сыновей и мужей сегодня в России каждый имеет право на достойную и свободную жизнь. Этот праздник учрежден в честь тех, кто, не задумываясь о своей смерти, встал на защиту детей и женщин, не пустил врага на наши земли и прекратил фашистский беспредел.

5 слайд

Описание слайда:

Фашизм – явление, пагубное влияние которого ощутили многие страны. И ни одна из них не выиграла от фашистских действий. Фашизм – самая страшная идеология, ведь по ее законам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира.

6 слайд

Описание слайда:

История возникновения Международного дня памяти жертв фашизма День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. Этот день был определён в 1962 году. Выбор пришёлся на сентябрь, так как на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты - день её начала (1 сентября 1939 года) и её окончания (2 сентября 1945 года). Это и стало одним из определяющих факторов установления дня траура на второе сентябрьское воскресенье.

7 слайд

Описание слайда:

Главой немецкого правительства Гитлер был назначен 30 января 1933 года. Он начал проводить свою политику, важной частью которой был антисемитизм. Антисемитизм – это отрицательное отношение к евреям, неприязнь и предубеждение к ним, которые основаны на религиозных или этнических предрассудках, является разновидностью ксенофобии. 2 августа 1934 года скончался Президент Германии - Гинденбург. После этого президентство в стране было упразднено. Гитлер получил полномочия главы государства как «Фюрер и Рейхсканцлер». Это дало ему возможность начать захват территорий других государств и развязать одну из величайших войн в истории человечества. Гитлер начал массовые преследования евреев и цыган. Они лишались гражданских прав, позднее, уже во время Второй мировой, началось их физическое истребление. В истории это явление получило название «холокост». Гитлер был намерен полностью истребить нацию евреев. В результате, было уничтожено 60 % европейских евреев и около трети еврейского населения всего мира. Кроме того, было также уничтожено около трети цыганского народа. Тотальному истреблению подвергались также последователи некоторых религиозных сект, чернокожие выходцы из Африки, проживающие в Германии, душевнобольные люди и инвалиды.

8 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом Третьем рейхе. Их создание началось сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму. По указу рейхспрезидента от 28 февраля 1933 года «О защите народа и государства» лица, подозреваемые во враждебности к режиму, могли подвергаться так называемому защитному аресту на неопределенный срок. Первыми узниками концлагерей стали члены КПГ и СДПГ. В июле 1933 г. число «превентивно» арестованных достигло 26 789, однако затем многие были освобождены и в конце 1937 г. число заключенных концентрационных лагерей уменьшилось до 8 тыс. После этого в концлагеря стали направлять уголовных преступников и так называемый асоциальный элемент - бродяг, пьяниц и т.п. Примерно в то же время германские евреи впервые стали подвергаться заключению в концлагеря лишь в связи со своей национальностью.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Ранние концлагеря ещё не имели единой структуры и различались как с точки зрения управления, так и с точки зрения охраны. С мая 1934 г. малые концлагеря поэтапно закрывались, а заключенные переводились в крупные концлагеря. С 1934 г. концлагерями ведала Инспекция концентрационных лагерей, которая в 1942 г. вошла в состав Главного административно-хозяйственного управления СС. В 1934-39 годах Инспектором концентрационных лагерей был Теодор Эйке, который до того был комендантом лагеря Дахау, одного из первых концентрационных лагерей. Эйке в октябре 1933 г. ввёл «лагерный распорядок», который с незначительными отклонениями был введён почти во всех существовавших на тот момент лагерях и сохранился до 1939 г. Охраняли концлагеря отряды «Мёртвая голова». Вход в концлагерь Ораниенбург, 1933 г.

11 слайд

Описание слайда:

С началом войны лагерная система была расширена. Освобождения из концлагерей были отменены. Одновременно изменился и состав заключённых: кроме увеличившегося числа политических заключенных из Третьего рейха в лагерях в больших количествах оказались арестанты из оккупированных областей, в том числе советские военнопленные и люди, арестованные по приказу «Ночь и туман» (7.000 подозреваемых в участии в движении Сопротивления во Франции, Бельгии и Нидерландах, которые были вывезены в Германию и там приговорены). Во время Второй мировой войны в лагерях содержались также участники движения Сопротивления из других оккупированных стран.

12 слайд

Описание слайда:

Еврейское гетто в Варшаве. Варшавское гетто - еврейское гетто в Варшаве, созданное нацистами в период оккупации Польши. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Злодеяния гитлеровцев. Гатчина январь 1944 г. Казненные фашистами советские граждане.

15 слайд

Описание слайда:

Лагерь советских военнопленных. 1942 г. Количество военнопленных, попавших в плен, долгое время является предметом дискуссий, как в российской (советской), так и в немецкой историографии. Германское командование в официальных данных указывает цифру в 5 млн 270 тыс. человек. По данным Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации, потери пленными составили 4 млн 559 тыс. человек

16 слайд

Описание слайда:

Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций. Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником, эсэсовцем Дирлевангером. Сожженные города и села в Белоруссии.

Цель урока: на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм, почему необходимо с ним бороться и в наше время, когда он опять поднимает свою голову.

Задачи:

1. Воспитательная - воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны

2.Образовательная – познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и исторических фактов,

3. Развивающая – развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, вести самостоятельно научно-исследовательскую работу в поиске заданного материала, развивать нестандартное творческое мышление.

План урока

  1. Исполнение песни «Хотят ли русские войны» Сл. Е. Евтушенко Муз. Э.Колмановского.
  2. Вступление. Немного из истории русского государства.
  3. Исполнение песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели.
  4. История создания песни «Бухенвальдский набат».
  5. Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».
  6. Создание монумента «Борцам сопротивления фашизму»
  7. Показ фрагмента из фильма «17 мгновений весны».
  8. Обращение Советского правительства к народу.
  9. Исполнение песни на мелодию песни «Синий платочек».
  10. Обращение к народу митрополита главы православной церкви в России Сергия.
  11. История страшной трагедии белорусской деревни Хатынь.
  12. Песня «Враги сожгли родную хату» М. Блантер М.Исаковский.
  13. Показ фрагмента из фильма «Баллада о солдате».
  14. Исполнение песни «Москвичи» А.Эшпая Е. Винокурова.
  15. История создание первых фашистских организаций в Италии и Германии.
  16. Неисчислимые жертвы гитлеровского фашизма.
  17. Итог: «Мир планете, смерть войне».
  18. Демонстрация компьютерной презентации.

Ход урока

Показ компьютерной презентации (Приложение 1 ).

СЛАЙДЫ 1, 2.

Исполнение учащимися песни «Хотят ли русские войны» Е.Евтушенко, Э.Колмановского.

Учащийся 1. - Народ не может жить, не помня уроков своей истории.

Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что «без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».

СЛАЙДЫ 3, 4.

Учащийся 2. - Много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России. Память о них живет в названии улиц, бульваров, проспектов нашего города и микрорайона. Например: улица Генерала Белова, улица маршала Захарова, улица Народного Ополчения и т.д. Память жива в песнях, написанных в годы войны о героях, которые защищали свою Родину. Это песня о 28 героях-панфиловцах, песня о Зое Космодемьянской, песня «Баллада о солдате», песня о защитников Москвы и т.д. Многим из героев воздвигнуты памятники. Среди людей, живущих в России, нет, тех, кто не помнит и не знает о войне. Забыть этого нельзя! И сегодня когда фашизм вновь пытается поднять голову в своем новом, но близком к старому обличью, необходимо помнить к чему это уже один раз привело.

Исполнение учащимися песни «Бухенвальдский набат» В.Мурадели.

СЛАЙД 5.

Учащийся 3. - Песня была написана уже после войны в 1952 году. Композитор Вано Ильич Мурадели говорил по телефону поэту Соболеву: «Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам и музыка не нужна!»

Учащийся 4. - Свое название песня получила от памятника, установленного на том месте, где в фашистской Германии находился лагерь смерти Бухенвальд.

Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».

Учащийся 1. - 7 лет работал известный немецкий скульптор Фриц Кремер над монументом борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Скульптурная композиция была установлена в 1958 году в память о тысячах жертвах фашизма, замученных на этой гитлеровской «фабрике смерти». Он стремился воплотить в этом величественном сооружении знаменитую бухенвальдскую клятву: «Клянемся уничтожить фашизм до основания и построить мир свободы». Композиция изображает живых и погибших узников Бухенвальда, где в период 1937-1945 годов томились свыше 250.000 людей из 36 государств. По некоторым оценкам, 65.000 человек были убиты в лагере, погибли от голода или непосильного труда. А 10 апреля 1945 года свободу обрели около 21.000 человек, в том числе – 900 детей. Памятник жертвам Бухенвальда считается первым и одним из значительных монументов, установленных в Германии в память о людях, погибших в нацистских лагерях смерти. О них, положивших свои жизни и выживших в нацистской неволе, напоминает главный памятник комплекса: группа из 11 бронзовых фигур, расположенных вокруг башни с колоколом, откуда разносится знаменитый «бухенвальдский набат».

Показ фрагмента из фильма «Помни имя свое» (дети в фашистском концлагере)

Учащийся 2. - Замысел песни возник у композитора Мурадели под впечатлением посещения другого лагеря смерти – Освенцима. «Увиденное меня потрясло, - рассказывал композитор. Сотни тысяч узников, замученных здесь, как бы взывали и сейчас к совести всего человечества: «Люди, не забывайте этого, не допустите, чтобы все могло повториться!»

Учащийся 5. – Расплата ждала врага не только за погибших в бою молодых солдат (а по статистике, парни, родившиеся в СССР в период с 1922 по 1926 год, были уничтожены войной подчистую), но и за томящихся в неволе узников концентрационных лагерей «Бухенвальд», «Освенцим», «Саласпилс», «Майданек» и многих других, где томились в тяжелейших условиях голода, побоев, пыток сотни тысяч антифашистов.

Показ фрагмента из фильма «Государственная граница».

Учащийся 3. – 22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами «Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Исполнение учащимися песни на мотив - «Синий платочек».

22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война!
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора,
Я уезжаю и обещаю
Верным Вам быть навсегда!

Учащийся 4. - А вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский глава православной церкви в России Сергий: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю.

Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С божью помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой и выходили победителями.

Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может…

Вспомним святых вождей русского народа, Александра Невского, Дмитрия Донского, положивших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника».

Слушание песни «Хатынь» в исполнении ансамбля «Песняры».

Учащийся 2. – Солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - каратели выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя. Фашисты подожгли сарай. Люди бросились к деревянным воротам сарая и стали колотить ногами, плечами,прося о помощи и милосердии, чтобы их выпустили. Мужчины навалились на двери, ворота распахнулись. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огня.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ! Нельзя, чтобы это повторилось снова!!!»

Показ фрагмента из фильма про Хатынь.

Учащийся 1. – Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню дотла. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей. Узкая дорожка ведет на большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма. И огромная плита, где высечены слова: «Люди добрые, помните, мы любили жизнь, И Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда она в вихре пожаров не умирала!»

14.Песня «Враги сожгли родную хату» М.Блантер М. Исаковский.

Учащийся 2 .

Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе, на перекресток двух дорог.
Нашел солдат в широком поле, травой заросший бугорок.
Стоит солдат, и словно комья, застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья, героя мужа своего.
Готовь для гостя угощенье, накрой в избе широкий стол,
Свой день, свой праздник возвращенья к тебе я праздновать пришел».
Никто солдату не ответил, никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер траву могильную качал.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Исполнение учащимися песни А. Эшпая и Е. Винокурова «Москвичи».

Показ фрагмента из фильма «Баллада о солдате».

Учащийся 4. – Первые фашистские организации появились весной в 1919 году в Италии в виде военизированных дружин. В октябре 1922 года фашистами, превратившимися в крупную политическую силу, был инсценирован вооруженный «поход на Рим», имевший результатом назначение 31 октября 1922 года. Премьер-министром главу фашистов («дуче») Б. Муссолини. В течение последующих 4-х лет были постепенно ликвидированы политические свободы, установлено всевластие фашистской партийной верхушки.

Фашизм в Германии появился сразу же после окончания первой мировой войны. В наиболее концентрированном виде фашизм получил реальное воплощение в нацистской Германии, где расизм, массовый террор и агрессия были обоснованы в идеологии, легализованы в законодательстве и реализованы в преступной политике и практике государства.

Учащийся 5. – Придя к власти в начале 1933 года, когда 30 января вождь национал-социалистической партии Гитлер был назначен главой имперского правительства Германии, нацисты немедленно приступили к установлению над государством, обществом и личностью всеобъемлющего тотального контроля.

Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.

Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Они огульно относили евреев, независимо от их подданства, поляков, украинцев, белорусов, русских и представителей национальностей восточных народов к категории «неполноценных», концентрационные лагеря, созданные в Германии в начале 1933 года-первые в Бухенвальде и Дахау, впоследствии покрыли густой сетью не только ее территорию, но и оккупированные страны. К концу войны их число вместе с филиалами составило около 10.000. Концлагеря были превращены гитлеровцами в специальные «учреждения», предназначенные для организованного, систематического убийства миллионов людей. Из 18 миллионов граждан Европы, прошедших через фашистские концентрационные лагеря различного назначения, было уничтожено более 11 миллионов человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 6. – На оккупированных территориях вместе с человеческими жизнями нацисты столь же варварски разрушали и уничтожали исторические и архитектурные памятники, грабили произведения искусства, стремились уничтожить материальную культуру целых народов.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек- солдат и офицеров, мирных жителей-убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся 1. – Народы России внесли решающий вклад в разгром фашизма, в избавлении человечества от фашистского порабощения и геноцида. Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне.

Учащийся 2. – Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в Советском Союзе, Польше, Франции и других странах Европы.

Учащийся 3. – Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.

Учащийся 4. – Обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

Учащийся 1. – Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

Выступление перед учащимися школы ветерана Великой Отечественной войны, члена Совета ветеранов «Орехово-Борисово Северное» Чубарева Михаила Дмитриевича - «Что готовил фащизм». Мальчонкой, Михаил Дмитриевич, как и все ребята военной поры, убегал на фронт. Его возвращали. И только когда ему исполнилось 17 лет, попал на фронт, приписав себе один год. Воевал во 2-ом Гвардейском Тацинском танком корпусе. На войне научился играть на баяне. Очень любит музыку.

Учащийся 2.

Какое страшное слово война!
Это голод, смерть и разруха,
Нам сегодняшним трудно понять,
Что такое хлеба осьмуха!
Мы по рассказам знаем о ней,
Много погибло мирных людей.
Хватит! Довольно жертв на планете,
Мы поколение - мирные дети!
Мы не допустим снова войны,
Встаньте против фашизма и Вы!!!

(учащиеся ГОУ СОШ № 939)

Исполнение «Гимна России».

Краснодарский край, г. Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Урок мужества

«Международный день борьбы с фашизмом».

Подготовила:

Классный руководитель 1 «Г» класса

Литвинова Елена Петровна .

2017

Цель: Сформировать у обучающихся представление о фашизме

Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.

2. Содействовать формированию толерантности и профилактики

межнациональной розни и нетерпимости.

3. Содействовать формированию чувства милосердия.

Оборудование:

Учитель: 9 ноября, мир отметит Международный день борьбы против фашизма. Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия Третьего рейха по отношению к евреям. За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечены, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Массовый еврейский погром, получивший название «Хрустальной ночи» или же «Ночи разбитых витрин». Это положило начало массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели около 6 млн. евреев. Что такое фашизм, «хрустальная ночь», концлагеря? Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот вопрос.

Вашему вниманию представляется ряд фотографий, связанных с фашизмом.

Посмотрите и ответьте: какие чувства появляются у вас, какие чувства вызывают эти фото? ( ученик читает стих )

Десятки миллионов жизней забрал с собой один p ежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

Фашизм возник задолго до начала Второй мировой войны. Нет страны, которая выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Нет страшнее идеологии чем та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. (Ученик выступает с докладом о фашистской идеологии )

Фашизм - это такая идеология, когда один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать его рабом. Фашисты превратила в ад жизни миллионов людей по всему миру. Как низшую расу нацисты рассматривали евреев, поляков, русских и других славян, которых необходимо покорить. Они стремились уничтожать тех, кто не похож на них, это люди другой национальности, другого цвета кожи. У фашистов нет сердца, нервов. Они уничтожали в себе жалость и сочувствие. Фашисты не останавливались, если перед ними оказывались старики или женщины, девочки или мальчики! Убивай всех! От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Фашисты пытались превратить людей в рабов.

Учитель. Идеология нацизма принесла крах и тем кто её создал, и всем ее последователям.

Итак, кто же из вас был самым внимательным? В чем же суть фашизма? Давайте посмотрим кем же были представители высших наций. (фото выставка)

Учитель. Во время войны в Германии и на оккупированных (захваченных) Германией территориях были построены концлагеря. Это самое немыслимое и страшное из зверств фашизма. Лагеря смерти предназначались для содержания военнопленных и уничтожения тысяч людей. Фашисты все время работали над усовершенствованием технологий массового уничтожения людей. Над жертвами в лагерях проводили бесчеловечные медицинские эксперименты, которые часто приводили к смерти. Истребление продолжалось до самой капитуляции Германии в 1945году.

Ученик выступает с докладом о лагерях смерти.

Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек. Наибольшие потери понес Советский Союз. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 - 20 часов в сутки, обессиленных, больных сжигали заживо в печах крематория, расстреливали, душили в газовых камерах. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов. Вот 5 основных лагерей смерти.

1 ученик: На юге Польши под городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Сбежать оттуда было невозможно, потому что вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. В Освенциме было истреблено более 4 миллионов людей. Если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а : заключенных из его блока убивали. Это одно из самых страшных мест на земле.

Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать гигиену без мыла и воды было невозможно. Только изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой.

27.01.1945 узники лагеря смерти освобождены Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

2 ученик: БУХЕНВАЛЬД переводится как «буковый лес». Но с конца 1937 года это немецко-фашистский концлагерь. В лагере находились помещения для пыток и камеры для расстрелов. Мучениям здесь подверглись 240 тыс. человек из 32 стран. Более 56тыс. из них нашли здесь свою смерть. Умирало каждый день по 100 человек. На людях проводили эксперименты: травили горчичным газом, вызывающим ожоги на коже, поили ядами, заражали малярией. Заключенные подвергались очень жестоким пыткам: их клеймили раскалённым железом, били плёткой, в которую вставлялись острия лезвий, с людей снимали заживо кожу. На территории лагеря был создан зоопарк, в котором были 2 гималайские медведицы, в клетку к ним бросали ослабевших и обессиленных пленных.

В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

3 ученик: ДАХАУ , 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек из 24 стран, зверски замучены или убиты около 70 тыс. человек. 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми. 28 апреля 1945 года заключенные подняли восстание, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заключенных.

В1 960 в Дахау открыт памятник погибшим.

4 ученик: МАЙДАНЕК, фашистский концлагерь вблизи г. Люблин в Польше. С 1941 по 1944 год в лагере было истреблено около 1,5 млн. человек. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» - лагерь…» Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.

Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

5 ученик: ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке 1 замученно около 10 тыс. человек, в Треблинке 2 погибло около 800 тыс. человек в газовых камерах (преимущественно евреи из 11 стран – Польши, СССР, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Греции, Югославии, Македонии ). Самых здоровых из прибывших отбирали в рабочие команды, они несколько дней или даже недель использовались на разных работах – в том числе при выгрузке трупов из газовых камер, при чистке-мытье вагонов и т.п. 2 августа 1943 года в лагере вспыхнуло вооруженное восстание, организованное членами рабочих команд. Восставшие убили более десятка охранников и эсэсовцев, подожгли некоторые строения. Из 840 восставших 200 человек вырвались из лагеря, но большинство были позже пойманы и убиты, уцелели несколько десятков.

Учитель. После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся своей родиной, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – это многонациональная страна, и в этом наша сила. Нам Россиянам чужды захватнические идеи.

Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед

Нам этот день - за многое награда

Война окончена. Фашизма в мире нет.

Во славу павших радоваться надо.

Учитель. Сейчас мы по участвуем в Международном дне борьбы против фашизма. Каждый из вас получит бумажного человечка - ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.

А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Учитель. Дорогие ребята, давайте же не будем забывать о горестных событиях, которые были в истории нашей страны и всего мира. Будем всегда гордиться великой и не победимой родиной, мощью и величием нашей великой страны - нашей Россией.