Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «У леса в гостях. Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа — наш общий дом»

Интегрированная НОД по экологии «Загадки природы»

Цель: Обобщение знаний детей о природе: взаимосвязи между объектами природы, а также отношениями между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.

Задачи:

ОО «Познание»:

Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

Обобщить знания детей о взаимосвязи человека и природы, о необходимых правилах поведения.
Развивать познавательную активность детей, используя технологии деятельностного подхода (экспериментирование, создание проблемных ситуаций).

Развивать логическое мышление, уметь делать выводы, умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь
Воспитывать доброе отношение к природе
ОО «Коммуникация»

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

Развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний.

Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Активизировать словарь (экология, ядовитые отходы, выхлопные газы, ..)

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

словесные – рассказ, объяснение, беседа;

наглядные – использование ТСО (презентация), иллюстраций,

практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.

Планируемы результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту».

Оборудование: ноутбук, презентация, галстуки зелёного цвета; иллюстрации с изображением леса и леса после пожара; иллюстрации насекомых, птиц и зверей; светофор; карточки с текстом; 4 банки, 4 банки с грязной водой, 4 воронки, вата, марля.

Дети сегодня мне на электронную почту пришло письмо от учёных – экологов (показ презентации)

«СОС! Природа в опасности! Заводы загрязняют воздух, водоёмы. Пожары уничтожают леса. Погибают растения и животные. Природа нуждается в помощи. Много работы, мы не справляемся! Выполните задания, откройте картину, и вы спасёте частичку природы!»

Ребята, вы согласны помочь? Тогда, берите зелёные галстуки экологов и вперёд!

1. «Экологический светофор» (на стульчиках) - Что это?

Для чего на улицах города устанавливают светофоры?

Где наводит порядок экологический светофор?

Красный - …, …, …

Зелёный - …, …,…

Жёлтый - …, …, ….

Открывают 1 пазл.

2. «Подумай и ответь» (на ковре) – чтобы открыть следующую часть надо ответить на очень сложные вопросы.

  • Чего не любит природа?
  • Какую птицу называют лесным доктором?
  • Для чего на водоёмах зимой делают проруби?
  • Почему не стоит въезжать в лес на автомобиле?
  • Из-за чего может погибать рыба в водоёмах?
  • Почему нельзя трогать детёнышей зверей, найденных в лесу?
  • Что может загрязнять воздух?
  • Почему зимой надо осторожно ходить около деревьев, кустарников?
  • Почему нельзя ловить бабочек?
  • Что такое экология?
  • Человек – часть природы или её хозяин? Почему?

Открывают 2 пазл

3. Физминутка

Дети по лесу гуляли,

(шагают на месте)

За природой наблюдали.

(ладонь к глазам)

Вверх на солнце посмотрели,

(тянутся к солнцу)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

(машут руками)

Дружно хлопаем,

(хлопают)

Ногами топаем!

(топают)

Носиком подышим,

(вдох – выдох 2 раза)

Шорохи услышим

(слушают)

4. Ситуация (читают дети по карточкам)

- Как правильно поступить Коле?

- Что сказала воспитатель?

  • В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал один мальчик. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал другой.

Кто из мальчиков был прав?

  • Однажды Серёжа с папой и мамой пошли к речке. “Дайте мне баночку, я наловлю рыбок”, – попросил Серёжа родителей. “Их нельзя ловить”, – сказал папа и объяснил почему.

- Что рассказал папа Серёже?

Открывают 3 пазл

5. Загрязнённая река

(ёмкости для воды, в воде мусор, масло, опилки; воронка, фильтр, ёмкость для чистой воды)

Пройдёмте в лабораторию.

Ребята, эта вода из местного водоёма. Что вы о ней можете сказать? (загрязнена, масляные отходы)

Чем опасна загрязнённая вода? (гибнут рыбы, птицы, растения)

Что мы можем сделать?

Из чего можно сделать фильтр? Где ты об этом слышал?

У нас в лаборатории всего 3 рабочих места, а нас сколько? Как нам поступить?

Разбейтесь на пары

Очистить воду от загрязнения вам поможет алгоритм (на мольберте)

Приступайте к работе.

Сравните, какая была вода и какая стала? Где же масляные пятна?

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Открывают четвёртый пазл

Посмотрите как изменилась природа, но чего-то здесь не хватает?

(дети выстраивают цепочки растения – насекомые – птицы – звери)

Если здорова природа, будет здоров человек

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге море и леса
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус –
Шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!

  • Нашёл Коля гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала.
  • Дети пришли с воспитателем на лесную поляну. И в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…

КОНСПЕКТ НОД «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК» в подготовительной группе

Подготовила воспитатель БДОУ "Детский сад №59" Шохина Ольга Владимировна.

Цель: продолжать формирование представлений о природе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Показать детям, что природа существует независимо от человека. Закрепить умение решать противоречия. Развивать монологическую речь детей. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уважение к природе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Природа, кислород, преклонялся, в древности, морской прибой и т. д.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Беседы о природе, знакомство с пословицами и загадками.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ. Сюрприз, рассматривание иллюстраций, худ. слово, игра, беседа.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

1ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите, ребята, к нам опять пришёл Незнайка. Что же у него случилось?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Конечно, он опять чего-то не знает. Чего же он сегодня не знает? Ему опять дали задание, а он его выполнить не может. Незнайка принёс картину, ему надо найти на ней природу. Поможем Незнайке?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, а вы видите на этой картине природу?

ДЕТИ. Да. Природа – это деревья, коровы, овцы, цветы, земля, солнце.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А почему вы не назвали дома, машины? Они тоже нарисованы на картине.

ДЕТИ. Дома – не природа. Их сделал человек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Природа – это то, что существует независимо от человека. И сам человек часть природы.

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко.

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весною, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой, он научился ею пользоваться.

ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ.

  1. Какую пользу приносит нам лес? (Лес даёт нам тепло. Он нас кормит. Лес очищает воздух от примесей и выделяет кислород).
  2. Как использует человек реки? (Реки дают человеку воду. По рекам мы перевозим грузы, по рекам плавают теплоходы. В реках мы купаемся.)
  3. Как мы используем рыбу? (Мы ловим рыбу в реках и морях и едим её.)
  4. Какую пользу человеку приносит солнце? (Солнце нас согревает, люди придумали солнечные батареи, которые дают нам энергию.)

2ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Получается, что природа приносит пользу человеку. Я думаю, что Незнайка теперь понял, что такое природа. А давайте его проверим. Вот у меня картинки: на одних из них изображена природа, а на других природы нет.

(Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них изображено, есть ли на них природа. Доказывают свою точку зрения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

К речке быстро мы спускались,

Наклонялись, умывались.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе- раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один поплыли.

Мы похожи на дельфина.

Выплыли на берег крутой

И отправились домой.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

3ЧАСТЬ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Скажите, природа – друг человеку или враг?

(Ответы детей).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек всегда дружил с природой, преклонялся перед ней, боялся её и изучал. В древности человек выражал свою наблюдательность в рисунках, загадках, поговорках. Вот сейчас вы и будете отгадывать загадки.

Зимой белый, а летом серый. (Заяц).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как родилась эта загадка?

ДЕТИ. Люди заметили, что заяц зимой бывает белый, а летом всегда серый.

Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идёт

Глаз нет, а плачет. (Туча).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что может закрыть солнце в летний день?

Почему говорят, что туча слабее ветра?

Как это туча может ходить?

Что за слёзы у тучи?

(Ответы детей).

Не стукнет, не брякнет,

А в окошко войдёт. (свет).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек заметил, что свет приходит в дом через окно, причём он приходит так тихо, что никто его не слышит.

Махнула птица крылом

И закрыла весь свет пером. (Ночь).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди сравнивали ночь с птицей, потому что они не знали, как наступает темнота, и очень её боялись. Они сравнивали ночь с таинственной страшной птицей, роняющей перо, которое закрывает солнце и наступает темнота.

4ЧАСТЬ.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСЛОВИЦ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как рождались загадки, вы поняли. Люди наблюдали за природой, замечали изменения и придумывали загадки. А как же придумывали пословицы? Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Послушайте пословицу и скажите, что тут взяли у природы.

Весна красна цветами,

А осень пирогами.

ДЕТИ. Весной много цветов, а пирогов нет, потому что хлеб только посадили, и ему ещё долго расти. А осенью поспевает хлеб, ну, а цветов, конечно, уже нет. Так и появилась эта пословица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А объясните другую пословицу.

Что летом уродится,

То и зимой пригодится.

ДЕТИ. Летом вырастают овощи, фрукты, хлеб. Их заготавливают на зиму.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие вы знаете овощи?

ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие вы знаете фрукты?

Дети перечисляют.

Воспитатель. А какие вы знаете ягоды?

Дети перечисляют.

5ЧАСТЬ.

ИГРА «ЧТО ЛИШНЕЕ».

Картошка, капуста, морковь, яблоко.

Груша, яблоко, слива, лук.

Малина, калина, смородина, помидор, арбуз.

Солнце, воробей, жук, кукла.

ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Кирсанова.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врубаясь в мёртвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, конечно, может всё. Но человек из-за своего всемогущества стал причиной гибели многих животных и растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, ему пора уходить.

Дети прощаются с Незнайкой.

ИТОГ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня на славу потрудились. Вы узнали много нового, а сейчас вам предстоит высказать своё отношение к сегодняшнему занятию, но не словами, а цветными кругами. Покажите круг того цвета, который показывает ваше настроение на занятии. Спросить детей, почему они показали круг того или иного цвета.


Оксанна Чичулина
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Природа - наш общий дом».

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

«Природа - наш общий дом »

Воспитатель Чичулина О. В.

Программное содержание :

Закрепить знания о правилах поведения в природе , используя экологические знаки .

Расширять представления детей о том, что лес - это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воде.

Оборудование :

Глобус, экологические знаки , иллюстрации зайца, лося, волка и их следов, стаканчики, фильтр из песка, ткани, бумаги, грязная вода.

Ход занятия:

Загадка о глобусе :

Шар невелик

На нем страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

моря без воды. (Глобус)

Показать модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом ).

Какие цвета вы видите на нем?

Какого цвета больше?

Что он изображает?

Какая вода в море?

А в реках, озерах, прудах?

Кто живет в море?

А сейчас я хочу рассказать историю об одном водоеме.

Игра с озером

Жил–был водоем. Вода в нем была чистая, прозрачная, что даже можно было увидеть обитателей водоема. А в солнечный день в воде отражались деревья, облака. Однажды к нему пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А уходя, оставили мусор, бутылки, консервные банки .

Потом к этому озеру приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше. Уже нельзя было увидеть кто там живет. Как вы думаете это хорошо или плохо? Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Ребята, а кто им может прийти на помощь? Как мы можем помочь этому озеру? (Мы можем попробовать очистить воду) .

Опыт «Фильтрация воды»

Проводится опыт по очистке грязной воды через песочно-бумажно-тканевый фильтр, после чего следует разъяснение сути очистки воды и важности подобных процессов для человека.

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он, по вашему мнению, обозначает?

Давайте мы оставим его около нашего озера, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя. Потому что в нашем общем доме, называемом землей водоемы вместе с обитателями не должны погибнуть.

А теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Повторяйте за мной : «До свиданья, Земля, в добрый путь» .

Вы не замерзли?

Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.

А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? А попали мы в зимний лес.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Ребята, посмотрите кто-то выбегал из леса и оставил следы. Попробуем догадаться кто их оставил? (Рассматриваем следы зайца, лисы, лося) .

Загадки о зверях

Через поле напрямик

Скачет белый воротник

.(Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса)

Трав копытами касаясь,

ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Давайте по этим следам и мы зайдем в лес. Дети, это - зимний лес. А почему не слышно пения птиц? Но ведь не все птицы улетели, некоторые остались. Каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица) .

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.

(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее.

(Сорока)

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях) . Да посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

Физминутка «Лес»

Ветер зимний лес качает,

вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон -

зашумел ветвями он.

Теперь поговорим о том, чего нельзя делать в лесу.

Экологические знаки

Детям показываются символы – экологические знаки с подробным объяснением основных экологических понятий .

Вот мы и узнали, что в лесу нельзя разводить костры, шуметь, мусорить.

А еще в лесу легко дышится. Вдохните глубоко, а теперь попробуйте не дышать.

Долго можно обойтись без воздуха? А мы видим воздух? Показать воздух в воде.

Воздух нужен всем животным, растениям, человеку. Если мы не будем дышать, то не сможем жить. На земле должен быть чистый воздух, необходимый всем.

Нам уже пора возвращаться в детский сад. Но сначала давайте посмотрим, что произошло с водой?

Итог :

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Природа является общим домом ?

Дерево, животное, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы погибнем как они.

Публикации по теме:

Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Наш общий дом - природа» Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Задачи: обучающие: расширить представления детей об экологии; обогатить и активизировать.

Тема: «Планета Земля наш общий дом» Образовательные области: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие и художественно.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Земля-наш общий дом» Цель: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Земля - наш общий дом» Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему «Земля – наш общий дом» Задачи: коррекционно.

Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: игра - викторина по экологии « Берегите наш город от мусора». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных к школе групп. Этот конспект затрагивает вопрос значимости чистоты окружающей нас природы и роли человека.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: Игра - викторина по экологии «Берегите наш город от мусора»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество».

Задачи:

1. Уточнить знания детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека.

2. Расширять знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов.

3. Развивать речь детей. Закреплять умение отвечать полными предложениями.

4. Учить детей выполнять задание в команде. Развивать дружеские взаимоотношения.

5. Воспитывать в детях культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

Предварительная работа:

Беседа « Что такое мусор»

Беседа «Какой вред может нанести природе мусор»

Помощь дворнику в уборке территории

Наблюдение на улице

Просмотр презентаций

Рисование на тему: « Защитим природу»

Рисование на тему «Не засоряй планету»

Работа с родителями:

Поделки из бросового материала

Выставка рисунков: Вместе с мамой, вместе с папой «Берегите наш город от мусора»

Демонстрационный материал:

Презентация «Нижний Новгород»

Картинки с изображением свалок

Картинки с изображением уборки мусора

Шесть конвертов с вопросами

Раздаточный материал:

Листы бумаги на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Два круга зелёного цвета

Два круга голубого цвета

Фломастеры

Д/и «что сначала, что потом»

Д/и « Каким бывает мусор»

Д/и «Разрезные картинки»

Шоколадки

Ход:

Сегодня мы с вами будем говорить о нашем городе. Как называется наш город? Посмотрите на экран какой он красивый. И это тоже наш город Нижний Новгород. Как вы думаете что это?

А мусорить на улицах города- это хорошо? Наша с вами игра называется «Берегите наш город от мусора». В игре участвуют две команды: команда «Солнышко» - капитан Андрей и команда «Облачко» - капитан Кирилл.

Приветствие команд:

«Солнышко»- нас солнца луч

Манит и дразнит

Нам нынче весело с утра

И осень дарит чудный праздник

И главный гость на ней - игра

«Облачко»- она нам друг

Большой и умный

Не даст скучать и унывать

Затеет спор весёлый, шумный

Поможет новое узнать.

Дорогие участники! Вас ждут сегодня сложные конкурсы, интересные вопросы. Но вы у нас молодцы и мы верим, что у вас всё получится. За каждый правильный ответ каждая команда получает по звёздочке. Итак, участники команд вам первое задание «ЗАГАДКИ»

1. Когда наводят дружно

Порядок и уют

Всё, что совсем не нужно

Мне люди отдают

2. Железной лопатой

Железный паук

Железные баки хватает

И в каждом районе

И в каждом дворе

Он брюхо себе набивает

Молодцы! Хорошо справились с заданием. А теперь участники команд займите свои места за столами.

Как вы думаете что такое мусор? (ответы детей)

А теперь второе задание: я предлагаю вам нарисовать мусор (самостоятельная детей)

Молодцы, хорошо справились с заданием!

А теперь третье задание: Игра «что сначала, что потом» вам надо выложить картинки по порядку какой путь проходит мусор (самостоятельная деятельность детей)

Молодцы, ребята! Прекрасно справились с заданием!

А теперь следующий конкурс. Игра « Хорошо - плохо» Каждой команде надо отвечать на вопросы быстро, громко, внятно

1. Что будет, если не вывозить мусор из контейнера?

2. Нужна ли свалка и зачем?

3. Красиво ли смотрится свалка около речки, леса или на поляне?

4. Как уничтожают мусор на свалке?

5. Где перерабатывается бытовой мусор?

6. Какие природные богатства нам нужно сберечь?

Молодцы, ребята! Правильно и быстро отвечаете на вопросы!

Как вы думаете как можно помочь природе?

Тогда вставайте, будем мусор собирать! (физминутка)

Мы по улице идём

На которой мы живём

Мы бумажки и стекляшки

Собираем и кладём

Раз -в ведро, а два- в корзину!

Наклоняем дружно спину!

Если дружно потрудится

Всё вокруг преобразится!

Теперь конкурс капитанов. Я прошу выйти ко мне Андрея и Кирилла. Задание: вам нужно нарисовать знаки для охраны природы.

Пока капитаны готовят своё задание - задание для команд «Каким бывает мусор»- надо разложить мусор по бакам.

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе Тема: «Цепочки питания» Цель: Знакомство с понятием «цепь питания» Задачи: 1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки; 2. Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий; 3. Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации. Материал: конверт с «письмом» от лесника, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются. Ход занятия: В самом начале занятия воспитатель настраивает детей на предстоящую деятельность, побуждает сесть ровно, следя за осанкой своих воспитанников, здоровается с ними. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня утром я получила письмо от лесника. А вы знаете кто такой лесник? Где он живет? Дети: Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы никто не обижал животных в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья. Воспитатель: Правильно, дети. А теперь послушайте, что написано в письме, которое прислал нам лесник. Педагог вскрывает конверт и читает письмо детям: Воспитатель: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам лесник. В моем лесу гибнут деревья, т.к. у них поедена кора. Правда, в лесу совсем недавно разрешили охоту на волков. Ребята, пожалуйста, помогите разобраться в случившемся! Я не могу понять, почему в таком объеме поедается кора деревьев». Принятие цели идет за счет создания этой проблемной ситуации: помочь леснику разобраться в данном вопросе: Воспитатель: Какая беда у лесника! Поможем ему? Дети: Да! Воспитатель: А для того, чтобы помочь леснику, давайте сначала вспомним, кто такие хищники, а кто такие травоядные. С этой целью педагог организует беседу с детьми: Воспитатель: Кто питается растениями (травами, корой деревьев)? Дети: Олени, газели, зайцы (и т.п.) Воспитатель: А как называются животные, которые питаются растительной пищей? Дети: Животные, которые питаются растительной пищей, называются травоядными Воспитатель: А как тогда называются животные, которые питаются не растениями? Дети: Их называют хищниками Воспитатель: А почему их так называют? Дети: Потому что они поедают других животных. Воспитатель: А каких животных они поедают? Дети: (перечисляют, кого может есть тот или иной хищник) Педагог обобщает ответы детей после проведения беседы. После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным. Воспитатель: Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем. В ходе объяснения правил игры педагог обращает внимание на ассоциативный ряд: мальчики отбирают хищников, т.к. такие животные ассоциируются с силой, тем самым решая задачи гендерного воспитания. Воспитатель спрашивает детей, почему они для своей команды отобрали ту или иную картинку, побуждая детей отвечать полным ответом, грамматически правильно выстраивая предложение (интеграция с областью «Речевое развитие»). Вместе с детьми определяет результат игры, подводя итоги. После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог для того, чтобы решить проблему лесника предлагает детям дидактическую игру «Кто чем питается?», в которой необходимо соотнести корм с животным (например, лист поедает гусеница, зайца – волк и т.п.). Воспитатель: В этой игре вам необходимо подобрать животному корм. Для этого вам нужно вспомнить, кто чем питается и соединить картинки с изображением животного и его пищи. Воспитатель отмечает детей, которые быстро и самостоятельно справляются с заданием, формируя тем самым не только положительную самооценку воспитанников, но и положительное отношение к тому, что изучается на данном занятии. По окончанию данной игры педагог проводит физкультминутку «Вместе по лесу идем», имеющую оздоровительную направленность. Цель физминутки: предотвратить утомление детей. Вместе по лесу идём (Имитация ходьбы на месте) Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Дети останавливаются) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся) В следующем игровом задании (цель: знакомство с цепью питания) педагог предлагает объединиться и посмотреть, что можно еще добавить к тем частям, что у них уже получились (например, к части «лист дерева – гусеница» можно добавить картинку с изображением синицы, к части «кора дерева – заяц» можно приложить еще волка). Таким образом, получается цепь питания. В процессе выполнения игрового задания, воспитатель спрашивает детей, почему они прикладывают ту или иную картинку, составляя цепочку, активизируя мыслительную и речевую деятельность детей. Воспитатель с помощью этого игрового задания подводит детей к понятию, что такое цепь питания. По окончанию задания педагог вместе с детьми делает вывод о том, что между обитателями леса существует пищевая зависимость – травоядные едят растения, а травоядных поедают хищники. С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки: Воспитатель: Что будет, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи (лист дерева – гусеница – синица) синицу? Дети: Гусениц в лесу станет больше, и они уничтожат деревья, поедая листву. Воспитатель: А если уберем из этой (зерно – мышь – сова) мышь? Дети: Совам нечем будет питаться (и т.п.) После того, как на эти вопросы детьми были найдены ответы, и педагог их обобщил, он предлагает вновь вернуться к письму лесника, просит детей вспомнить, о чем говорилось в письме. Если необходимо, педагог вновь его зачитывает. Воспитатель: Итак, о чем говорилось в письме? Дети: Лесник просил помощи разобраться в ситуации, почему гибнут деревья. Воспитатель: Так из-за чего лесник столкнулся с такой проблемой, - что в лесу поедается кора и гибнут деревья? Дети делают вывод о том, что случилось в лесу, - это результат деятельности охотников, - нарушились пищевые цепи «кора дерева – заяц – волк» или «кора дерева – изюбр – волк». Дети: Из-за того, что охотники отстреляли хищников, которые поедали травоядных. Травоядных стало больше, - они поедают кору деревьев, из-за чего деревья и погибают. Воспитатель вновь обобщает выводы детей. Воспитатель: Нарушение одного звена «волк» способствует изменению пищевой цепочки. Какие меры тогда необходимо предпринять, чтобы сохранить деревья в лесу? Дети: Нужно запретить охоту на волков или ограничить ее. После того как вывод сделан, акцентирует внимание на интерактивном взаимодействии детей. Воспитатель: Дети, какие вы – молодцы! Как легко и быстро вы нашли ответ на вопрос лесника и помогли ему разобраться с возникшей проблемой! Любое дело получается успешным, когда оно делается с желанием и в дружном коллективе. Педагог создает эмоциональный настрой на следующую деятельность – возраст детей позволяет оставить конец занятия «открытым»: Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать ответ леснику, т.к. писать вы еще не умеете. Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки. Таким образом, педагог получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.