Механизм достижения целей на всех уровнях управления бизнесом. Согласование личных жизненных целей и целей компании

В силу своего должностного положения менеджер не может однозначно трактовать цель организации (ему приходится использовать метод двойственной формулировки цели), т.е. цель, которую он определяет для возглавляемой им организации, едина, но ему приходится формулировать ее в двух формах. Эти формы носят взаимосвязанный, взаимозависимый характер, но менеджеру важно понять различия между ними.

Дело в том, что результаты (эффект) функционирования организации проявляются во внешней (но не во внутренней) среде, т.е. за пределами самой организации - на рынке. Цель организации применительно к такому фрагменту понимания (или рассуждений) именуется как внеорганизационноя цель.

Однако такая внеорганизационная цель достигается лишь при условии, что во внешнюю (для организации) среду будет поставляться определенный результат функционирования организации - с определенными качественными и количественными характеристиками. Следовательно, цель как внутренняя переменная (или внутриорганизационная цель) - это другая форма описания того результата, к достижению которого стремится организация.

Внеорганизационная цель представляет собой ожидаемый результат (эффект) функционирования (пребывания) организации в определенной деловой среде. Для коммерческих организаций такая цель чаще всего выражается:

а) в денежной форме - через фиксацию ожидаемой прибыли или дохода;

б) в относительной форме - через фиксацию доли собственного товара в общем объеме реализуемых на рынке однотипных товаров с одновременно фиксируемой минимально допустимой прибылью или доходом.

Следовательно, внеорганизационная цель представляет собой описание ожидаемого результата поставки во внешнюю среду продукта деятельности организации в денежной форме или в форме фиксации своей доли на рынке с одновременной фиксацией минимально допустимой прибыли или дохода.

Формулируя таким образом внеорганизационную цель организации, менеджер описывает результат пребывания организации, а точнее, продукта деятельности организации, во внешней среде, результат восприятия внешней средой продукта (товара), поставляемого организацией. Цель в такой форме - получение прибыли на каком-то определенном уровне (в размере). Однако эта цель может быть реализована только за пределами фирмы, во внешней среде, т.е. на рынке - и не просто на рынке, а на рынке в момент совершения сделки, когда уже достигнута договоренность о цене товара с покупателем, когда продавец (производитель) может реально ощутить доход в денежной форме с количественной точки зрения.

Внеорганизационная цель может быть достигнута лишь в том случае, если на рынок (во внешнюю среду) поставляется продукт только определенного количества и определенного качества. Следовательно, в рамках организации ставится задача произвести определенное количество и обязательно с определенными качественными характеристиками.

Внутриорганизационная цель есть количественное и качественное описание ожидаемого результата (результата, которого еще нет в реальной действительности, но который фиксируется на уровне воображения в момент принятия решения о цели организации). Именно в этой форме (чаще всего) цель доводится до исполнителей (менеджер, как правило, говорит: "Нам нужно произвести вот такой товар, вот в таком количестве и вот такого качества").

Ставить перед исполнителями цель в денежной форме - перед теми, кто непосредственно производит товар (например, перед столяром), а не отвечает, например, за сбыт производимого товара, - по меньшей мере бессмысленно, ибо достижение цели в денежной форме - это цель самого менеджера и управленческого персонала (но не того же столяра). Подобные формулировки носят взаимозависимый, взаимосвязанный характер, но их необходимо различать. Прежде всего необходима конкретизация понятия цели. Цель есть результат производства, но существующий пока лишь на уровне воображения, сознания, но не в реальной действительности. Цель - это тот результат, которого пока еще нет, но который должен быть получен в реально осязаемой форме. Из этого следует: формулируя цель, мы формулируем результат, которого нет, но который будет достигнут или должен быть достигнут.

Однако когда работники, занятые в производственном процессе, обратятся к предпринимателю с вопросом: "Шеф, а какая у нас цель-то?" - он не может им ответить, о каком размере прибыли он мечтает. Они хотели бы услышать что-то иное. Прибыль, ее размер и форма получения (с их точки зрения) - это дело самого менеджера, это не их функция. Задавая вопрос о том, какова их цель, они хотят знать, что и как они должны делать как профессионалы. "Что" и "как" - это и есть внутренняя цель фирмы, которую (с этой точки зрения) в более точном смысле мы можем характеризовать как количественные и качественные параметры результата - результата, которого еще нет в реальной действительности, но которого необходимо достичь. Поэтому в данном случае цель может быть сформулирована так: "Мы должны произвести 100 письменных столов с такими-то качественными характеристиками (такой-то модели - вот по этим чертежам и т.д.)". С точки зрения менеджера внутренняя цель фирмы - это та программа, которую он задает своему производству, анализируя ситуацию на рынке: сегодня ситуация такова, что хорошо "пошли" бы письменные столы, цена на них высокая, спрос большой, 100 столов в день можно было бы свободно продавать... Осуществляя свои размышления примерно в такой форме, менеджер приходит к убеждению, какая, сколько и какого качества продукция должна быть произведена его фирмой, чтобы на рынке можно было бы получить достаточную (с его точки зрения) прибыль. Решение типа "что, сколько и какого качества" и есть та программа производства, которую он задает, а такая программа как раз и выступает в форме внутренней цели.

Кстати, понятие цели (в ее общей форме) можно выразить иначе, через так называемое позиционирование, т.е. через фиксацию позиций:

а) в момент формулирования цели;

б) в расчетный временной момент через формулирование прообраза своей фирмы в привязке к будущему временному моменту, а также через фиксацию тех обязательных действий, совершение которых единственно и может трансформировать фирму из ее стартовой позиции (состояния) в состояние (позицию) сформулированного (разработанного) прообраза.

Цель, таким образом, в представлении предпринимателя всегда связана с понятиями стартовой позиции, желательного состояния и тех действий, которые должны быть обязательно осуществлены для достижения такого желательного состояния. Существуют, как известно, две возможные формы организации производительного процесса - маркетинговая и сбытовая (или "навязывания").

При использовании маркетинговой концепции менеджер вначале изучает рынок - что, по какой цене и при каких качественных параметрах - могло бы в складывающихся условиях принести организации наибольшую выгоду (прибыль) и возможно ли производство всего этого с выявляемыми в ходе изучения рынка характеристиками для его организации. Если менеджер приходит к выводу о полной сбалансированности потребностей рынка и возможностей организации, то он фиксирует, какой доход (как минимум) можно было бы получить, учитывая складывающуюся на рынке ситуацию.

Например, сегодня на рынке ситуация складывается так, что реализация одной табуретки дает прибыль 3 руб., а стула - 5 руб. Можно было бы реализовать 150 стульев. Я же не только не могу одновременно произвести и 150 стульев, и табуретки, но и произвести 150 стульев для меня невозможно - я могу произвести только 100 стульев, что мне, естественно, дает возможность получить 500 руб. прибыли. Но ведь для того, чтобы получить эти 500 руб., необходимо, чтобы моя организация произвела 100 стульев, и не просто стульев, а с такими-то качественными характеристиками. Следовательно, я поставлю перед своими исполнителями цель - произвести 100 стульев такого-то качества, хотя моя цель и цель организации - получить прибыль в размере 500 руб.

При использовании сбытовой концепции менеджер вначале определяет, что, какого качества и в каком объеме можно было бы произвести и что (с точки зрения менеджера) могло бы быть им реализовано. Менеджер, таким образом, вначале фиксирует внутриорганизационную цель, а что касается внеорганизационной цели, то он ее формулирует или на уровне допустимого минимума или же вообще в абстрактной форме (реализовать товар по как можно более высокой цене). Таким образом, цель организации - это тот результат, ради достижения которого и создается организация, выстраивается весь организационный механизм и вносятся изменения в деятельность целостного комплекса организации.

В связи с этим необходимо заметить, что нередко (намного чаще, чем это нам представляется) организации страдают (и, как результат, не отвечают своему предназначению) именно из-за неверно поставленной перед ними цели. Истинные целевые устремления подменяются ложными. Такая ситуация свойственна чаще всего бюрократическим образованиям, в которых истинные цели подменяются абстрактными (никому не нужными, вредными для общества) понятиями порядка, дисциплины, соблюдения правил, контроля и т.п. Наиболее яркие примеры - это любая управленческая структура российской власти: вместо постановки действительно важной и нужной для всех цели - помощи другим на основе поиска компромиссного варианта, сочетания государственного интереса и интереса частного - им ставится ложная цель - наблюдение, контроль и наказание других. Замена истинной цели целью ложной ведет к тому, что в такие организации по доброй воле люди не обращаются, они их избегают, с ними стараются наладить сотрудничество через экономические преступления (взятки, отчисления в пользу..., включение в соучредители бюрократов и т.д.). Наши "государственные мужи" с этой точки зрения оказались неважными менеджерами (управленцами). Примеры подобного рода относятся и к коммерческим организациям. В этом случае приходится говорить о весьма "тонкой материи", ибо очень часто формально предъявить претензии нельзя, но фактически происходит именно процесс подмены цели истинной целью ложной. (При этом ложной мы считаем ту цель, ориентация на которую не дает такого высокого результата, как ориентация на истинную цель.) Руководитель коммерческого банка, например, может поставить перед собой и возглавляемым им коллективом цель привлечения как можно большего числа клиентов и извлечения, следовательно, как можно более высокого дохода. На первый взгляд цель, определяемая им, выглядит достаточно корректно, может быть, даже привлекательно, но это лишь на первый взгляд: в этом случае менеджер банка ориентирует своих работников (да и себя также) использовать #I#метод уговора клиентов, а не метод убеждения, что не может относиться к числу высокоэффективных методов. Такая цель в данном случае может быть отнесена к разряду ложных. А истинная цель в данном случае может быть иной. Менеджер может, например, поставить перед собой и коллективом иную цель: мы будем обслуживать наших клиентов лучше, быстрее, качественнее, чем другие банки, - и будем делать это посредством вот таких приемов и методов. Понятно, что подобная цель ставится для того, чтобы привлечь больше клиентов (со всеми вытекающими отсюда последствиями), но эта цель носит уже вторичный, а не первичный характер, что вынуждает работников, да и самого менеджера, при работе с клиентами (как действительными, так и потенциальными) брать на вооружение метод убеждения, но не уговора, что намного эффективнее. Именно поэтому, учитывая столь "тонкую материю", более подготовленные менеджеры осуществляют постановку не цели, а целей: они подразделяют эти цели на цель первичную и цели вторичные.

Эта разновидность профессиональной деятельности менеджера не может не отражать его личной управленческой философии: люди формального склада ума обычно ставят перед собой цели денежного характера, люди же с творческим складом ума и характера изыскивают более тонкие оболочки для такой "лобовой" постановки цели, стараясь воздействовать на клиента или потребителя через его эмоциональное восприятие для достижения ими, менеджерами, своего денежного интереса.

Цель, определяемая менеджером, может, естественно, корректироваться, дополняться, меняться - в зависимости от многих факторов, включая и переоценку им собственных целей (включая его личную управленческую философию - к этому не следует относиться как к чему-то странному или невозможному: жизнь, в том числе и профессиональная, меняется не только в результате эволюционного, но и, нередко, революционного перехода человека с одних позиций на другие).

  • I. Определите, какое из этих высказываний несет психологическую информацию.
  • I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  • В толковом словаре Вл. Даль определял «организацию» как само дело или вещь /1/. Организация как средство достижения целей и координатор усилий индивидуумов использует в качестве инструментов: выделение подразделений (департаментализацию) и их специализацию, мотивацию, власть, лидерство, конфликты. Вместе с тем, организовать – значит создать некую структуру, которая выступает как средство достижения целей организации и влияет на её эффективность. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Другим важным элементом организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание по реализации элемента работы в целом. Исходя из этого, организацию можно определить как взаимодействие ей членов по поводу преобразования полученных ресурсов в процессе преобразования сырья и ресурсов в продукт. Характеризуя менеджмент в организации, нам очень важно выделить:

    1) что делается в управлении внешней и внутренней средой;

    2) с использованием каких методов осуществляется это управление;

    3) лидерство, мотивацию, управление конфликтом.

    Менеджмент определяет потребность в кадрах и их квалификацию, устанавливает систему отношений между людьми в организации, организует обучение и продвижение персонала. Потребность и необходимая квалификация пер­сонала определяются, в частности, тем, на каком рынке работает данная организация. На рынке продавца при сбы­товой стратегии высшее руководство организации формируется из специалистов в области технологий. На рынке потреби­теля при маркетинговой стратегии высшее руководство формируется из специалистов в области финансов, марке­тинга и т. п., а второй иерархический уровень руководства организацией составляют специалисты-технологи/2/.

    Организационная культура - важнейшая характеристи­ка организации - складывается из целей организации в от­ношении внешней среды и персонала, устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организа­ции и т. п.

    В том случае, если юридически определены цели, гра­ницы, место в обществе, организация выступает в виде со­циального института. В качестве функции организации здесь рассматривается процесс ее определенной деятельности - все то, что должна сделать организация и с какими па­раметрами для того, чтобы в определенных условиях до­стичь поставленных целей.

    Известны три составляющие организации: люди, цели, управление /3/.

    Люди объединяются в организацию только потому, что порознь, в одиночку непосредственно не могут достичь своих индивидуальных целей - идеального для них резуль­тата деятельности. А поэтому при достижении собственных целей они вынуждены двигаться по цепочке: «объединение в организацию» - «достижение целей организации» -«распределение результатов деятельности» - «достижение индивидуальных целей». Причина этого - свойство эмер-гентности сложных систем. Это несводимость свойств целого (организации) к свойствам отдельных элементов (ее под­разделений и отдельных людей - индивидуумов). Поэтому достижение целей организации, за счет которых возможно достижение индивидуальных целей, может быть обеспечено

    лишь определенной совокупностью людей, технологий, средств производства.

    Разделение труда между сотрудниками позволяет им обеспечить выполнение функций и достичь целей организа­ции с меньшими издержками. Чтобы достичь цели, люди в организации добровольно передают ей часть своих инди­видуальных свобод.

    При осуществлении производственных процессов дей­ствует логическая связь: «проблема - мотив - решение». Проблема, достигшая остроты, при которой индивид готов к действию, становится мотивом 121. Появление мотива по­рождает необходимость принятия решения о том, каким же образом достичь поставленных целей.

    В процессе достижения организационных целей и ре­шения индивидуальных задач сотрудниками организации между ними могут возникать конфликты. Эти конфликты угрожают существованию организации. Поэтому организа­ция является средством разрешения конфликтов и гармони­зации отношений в процессе достижения целей. Таким об­разом, организация одновременно выступает как:

    1) сознательное объединение людей, преследующих до­стижение собственных целей через достижение определенных общих для всех организационных целей;

    2) система координации поведения людей, обеспечи­вающая разрешение конфликтов между ними в процессе достижения организационных целей.

    Это приводит к существованию в организации об­щеорганизационных, групповых, индивидуальных целей.

    Для того, чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей и координации усилий индивидуумов, используют мотивацию, лидерство, управление конфликтом.

    Таким образом, в настоящей книге будем рассматри­вать эффективность организации с двух точек зрения:

    1) насколько хорошо организация (ее организационная культура, структура, механизм разрешения конфликтов и т. д.) приспособлена к выполнению функции интегратора усилий ее членов;

    2) насколько вхождение в организацию и добросовест­ная работа в ней позволяют члену организации достигать своих индивидуальных целей (то есть, насколько правильно мотивируются работники на добросовестный труд и лояль­ность организации).

    Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря,

    Стратегические цели – конкретные результаты и достижения, распределенные во времени, являющиеся необходимыми для исполнения, сформулированных в миссии.

    Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность

    Значимость целей для организации невозможно переоценить.

    Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

    В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные .

    В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла.

    Цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла, - долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными - цели, достигаемые через три- пять лет.

    Разделение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными .

    Требования к целям

    Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации.

    Цель организации – это ее будущее желаемое состояние, мотив поведения и действий ее работников. В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.

    Доран создал памятку SMART-ЦЕЛЬ (см. табл. 2.1), которая весьма полезна при формулировании целей.

    Таблица 2.1 - ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕЙ

    Цели каждого уровня отражают общую цель, и чем ниже уровень, тем более детальны цели.

    Цели организации формулируются и устанавливаются на основе общей миссии и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

    Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.

    Во-вторых, цели должны быть ориентированы во времени . Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но и когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель, имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше – для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.

    В-третьих, цели должны быть достижимыми , чтобы служить повышению эффективности функционирования организации. Установление цели, которая понижает возможности организации из-за недостаточности ресурсов или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.

    В-четвертых, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими , т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.

    Направления установления целей

    В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров.

    Цели будут значимой частью процесса стратегического планирования и управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем информирует о них всех сотрудников организации и стимулирует их осуществление. Процесс стратегического планирования и управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей, и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реальные возможности фирмы.

    Ключевые пространства для определения целей организации представлены в таблице 9.1.

    Специалисты по стратегическому планированию пришли к общему мнению, что наиболее значимыми являются финансовые цели. Прибыль занимает лидирующее положение в иерархии целей коммерческой организации.

    Цели всегда достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самой организацией и воздействовать извне.

    Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, финансовые ресурсы, состояние маркетинга, управленческого потенциала и т.п.

    Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовое состояние основных партнеров и дебиторов и др.

    Однако, несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели:

    1) доходы организации;

    2) работа с клиентами;

    3) потребности и благосостояние сотрудников;

    4) социальная ответственность.

    Как видно, эти четыре сферы касаются интересов всех влияющих на деятельность организации субъектов, о которых говорилось ранее при обсуждении вопросов миссии организации.

    Наиболее распространенными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие.

    1. В сфере доходов:

    Прибыльность, отражаемая в показателях типа величины прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т.п.;

    Положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

    Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

    Финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала и т.п.;

    Мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т.п.;

    Разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки выведения нового продукта на рынок, качество продукта и т.п.

    2. В сфере работы с клиентами:

    Работа с покупателями, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т.п.

    3. В сфере работы с сотрудниками:

    Изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, и т.п.;

    Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п.

    4. В сфере социальной ответственности:

    Оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п.

    Основной замысел и предпринимательская философия необходимы для установления стратегических целей владельцев организации, ее менеджеров, работников, а также для завоевания доверия заказчиков и остальных заинтересованных субъектов с тем, чтобы не возникал конфликт их интересов. Правильное определение целей является глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне.

    Для формирования стратегических целей используются не только послание, предпринимательская философия и основной замысел. Чрезвычайно важными источниками информации являются данные о внутренней и внешней среде, предполагаемой динамике рынка, конкуренции и остальных факторах (см. рис. 2.2).

    Рисунок 2.2 - Процесс формулировки и контроля стратегических целей

    Иерархия целей («дерево целей»)

    В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей , представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:

    Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;

    Цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

    Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.

    Исходя из большого числа целей предприятия, их индивидуального характера и сложных взаимосвязей для их анализа используется специальная модель - модель дерева целей.

    Для построения такой модели формулировки целей должны состоять из следующих элементов:

    Масштаб цели (в каком объеме должна быть достигнута цель?);

    Срок выполнения цели (за какое время должна быть достигнута цель?).

    Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное описание, сроки достижения и анализ иерархически распределенных взаимосвязанных и взаимообусловленных целей стратегического управления.

    Структурированные цели часто представляют графически в виде «дерева» целей, отображающего связи между ними и средства их достижения.

    Построение такого «дерева» осуществляется на основе дедуктивной логики с использованием эвристических процедур. Оно состоит из целей нескольких уровней: генеральная цель - главные цели (подцели 1-го уровня) - цели 2-го уровня - подцели 3-го уровня и так до требуемого уровня.

    Для достижения генеральной цели необходимо реализовать главные цели (по существу эти цели выступают по отношению вышестоящей цели как средства); для достижения каждой из главных целей требуется реализовать соответственно свои более конкретные цели 2-го уровня и т.д.

    Обычно для построения «дерева» целей используют процедуры классификации, декомпозиции и ранжирования. Каждая подцель должна характеризоваться коэффициентом относительной важности. Сумма этих коэффициентов для подцелей одной цели должна равняться единице.

    Каждый уровень целей (подцелей) следует формировать по определенному признаку декомпозиции процесса их достижения, а любую цель (подцель) желательно относить к организационно обособленному подразделению или исполнителю.

    Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.

    В заключении можно отметить основные различия между миссией и целями организации (таблица 9.2).

    Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует неизменность. Ранее уже говорилось, что в силу динамизма среды цели могут меняться. Возможно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.

    Но возможен другой подход. Многие организации осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в них учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации субъектами влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

    Одним из наиболее важных моментов, определяющих процесс установления целей в организации, является степень делегирования права принятия решений по целям нижним уровням организации. Как показывает знакомство с реальной практикой, процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью или в значительной степени централизовано, в других же организациях может быть полная или почти полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер.

    Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. И это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода имеются существенные недостатки. Так, суть одного из таких недостатков состоит в том, что на нижних уровнях организаций может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление их достижению.

    В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.

    Как видно, разные подходы к установлению целей существенно различаются. Однако общим является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.

    Стратегические задачи

    Разграничение между целями и задачами проходит по уровню, на котором они действуют в организации. Задачи имеют отноше­ние и к отдельным подразделениям организации или ее филиалам.

    Возможно также присутствие задач в целях, но на уровне подразделений, если они включены в процесс достижения целей. В этом случае задачи являются переформулировкой общих целей, в той части их достижения, которая отводится отдельным подразделе­ниям (например, цель компании получить определенный процент прироста объема продаж может быть переформулирована как кон­кретные задачи производственного подразделения, отдела марке­тинга, транспортного цеха, финансовой службы и т.д.).

    Задачи носят более краткосрочный характер, чем цели, так как они связаны с планированием текущей деятельности. Это часто приводит к тому, что задачи по своей сущности являются множественными, так как они носят оперативный характер и могут различаться в зависимости от направления деятельности компании.

    Цель и основные задачи составляют фон, в условиях которого формулируются предполагаемые стратегии, а также критерии, по которым они оцениваются.

    Основные задачи устанавливают, что органи­зация намерена выполнить в среднесрочном и долгосрочном пла­не для достижения цели.

    Сбалансированная система показателей улучшает систему управления, приводя поведение конкретного сотрудника в соответствие с задачами, поставленными руководством компании. Она связывает имеющуюся клиентскую базу, внутренние процессы, работников и систематическую деятельность, направленную на долгосрочный финансовый успех. Одной из задач сбалансированной системы показателей является перевод общей стратегии компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень их достижения, в рамках четырех основных составляющих: финансов, клиентов, внутренних бизнес процессов, обучения и роста.

    Сбалансированная система показателей - это механизм превращения стратегии компании в последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей, причем на всех уровнях управления компанией. Она улучшает систему управления, приводя поведение конкретного сотрудника в соответствие с задачами, поставленными руководством компании. Сбалансированная система показателей выдвигает на первый план более важные и интегрированные наборы показателей, связывающие имеющуюся клиентскую базу, внутренние процессы, работников и систематическую деятельность, направленную на долгосрочный финансовый успех.

    Одной из задач сбалансированной системы показателей является перевод миссии и общей стратегии компании в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень их достижения, в рамках четырех основных составляющих финансов, клиентов, внутренних бизнес процессов, обучения и роста. С помощью данных составляющих сбалансированной системы показателей менеджеры могут ответить на следующие основные вопросы:


    • Какой компания представляется своим акционерам и потенциальным инвесторам? (Финансовая составляющая.)
    • Какой компания представляется своим покупателям? (Клиентская составляющая.)
    • Какие бизнес-процессы компания должна улучшить, от каких отказаться, на каких сосредоточиться? (Составляющая бизнес-процессов.)
    • Может ли компания продолжать свое развитие, повышать эффективность и увеличивать свою стоимость? (Составляющая обучения и развития.)

    Примеры стратегических целей

    Рассмотрим примеры стратегических целей в рамках четырех основных составляющих сбалансированной системы показателей: финансы, клиенты, процессы и развитие.

    Финансы - одна из ключевых составляющих сбалансированной системы показателей.В общем случае она охватывает стратегии роста и результативности. В некоммерческих организациях эту высокоуровневую составляющую часто заменяют составляющей миссии. В любом случае во всех организациях она показывает, как компания предполагает приносить пользу своим учредителям (т. е. повышать рыночную стоимость предприятия) - будь то акционеры, руководство или клиенты. Примерами таких целей могут служить:


    • рост прибыли;
    • увеличение чистого денежного потока;
    • повышение рентабельности продукции;
    • минимизация себестоимости продукции;
    • достижение лидерства в отрасли по объему продаж в расчете на одного сотрудника;
    • повышение рентабельности собственного капитала.

    Как правило, финансовые цели стоят во главе дерева целей организации, однако существует очень тесная взаимосвязь с целями клиентов, внутренних процессов и роста организации. Для того чтобы определить стратегические цели компании в финансовой составляющей, следует ответить на следующие вопросы:


    • Каковы наши финансовые цели по отношению к предложенному видению?
    • Каковы стратегические намерения владельцев компании?
    • Какую роль играет компания для акционеров?
    • Что акционеры/владельцы собираются делать с компанией в будущем?
    • Что можно сделать, для того чтобы повысить объем доходов компании?
    • Какие новые продукты можно создать, чтобы увеличить доходы?
    • Как предоставить клиентам дополнительную стоимость по существующим продуктам/клиентам?
    • Можно ли создать новые продукты?
    • Можно ли найти новое применение продуктов?
    • Можно ли найти новых клиентов и рынки?
    • Можно ли установить новые связи?
    • Можно ли создать новые комбинации продуктов и услуг, имеющие ценность для клиентов?
    • Можно ли создать новую ценовую политику?
    • Как можно повысить эффективность деятельности компании?
    • Как можно оптимизировать структуру затрат?
    • Можно ли улучшить производительность в повышении доходов?
    • Можно ли снизить себестоимость продукции?
    • Можно ли улучшить комбинацию каналов сбыта?
    • Можно ли сократить операционные расходы?
    • Как можно повысить эффективность (отдачу) от использования активов?
    • Можно ли сократить цикл «деньги-деньги»?

    Второй уровень - клиентская составляющая. Она показывает, как организация стремится выглядеть в глазах клиентов, т. е. отражает конкурентное предложение компании. Данная составляющая критически важна для общей стратегии организации, потому что она четко определяет выбор рыночной позиции и ключевых клиентов, на которых она ориентируется. Примерами могут служить такие цели:


    • повысить степень удовлетворения клиентов;
    • минимизировать число упущенных клиентов;
    • увеличить прибыльность операций с клиентами;
    • расширить базу клиентов;
    • быть признанным лидером на рынке по новым видам продукции;
    • достигнуть определенной доли рынка в целевых сегментах.

    В рамках проработки клиентской составляющей необходимо определить ключевые сегменты рынка, где компания намеревается сосредоточить свои усилия по продвижению и реализации своих продуктов. В набор соответствующих показателей обязательно включаются показатели, определяющие ценность компании для клиентов (все то, что обеспечивает лояльность клиентов). Следует отметить, что выявление основных критериев ценности предложения для клиента, или покупателя, является весьма непростой задачей, требующей досконального анализа потребностей клиента. Так, например, ценность для клиента может представлять быстрая доставка и скорость реагирования на полученный заказ, и соответственно показателями, характеризующими достижение данных целей, могут быть время обработки заказа и средняя скорость доставки в часах.

    В определении стратегических целей клиентской составляющей может помочь интервьюирование руководителей высшего и среднего звена по такому опросному листу:


    • В каких показателях работы с клиентами мы должны преуспеть, чтобы достичь желаемых финансовых параметров?
    • Как можно увеличить долю рынка?
    • Как удержать старых клиентов?
    • Как приобрести новых клиентов?
    • Можно ли удовлетворить потребителя?
    • Прибыльность операций с клиентами.
    • Какие из перечисленных ниже факторов будут играть существенную роль для клиентов компании: свойства продуктов/услуг: цена, качество, время выполнения или доставки; функциональность; отношения с клиентами: услуги, близость отношений; имидж, брэнд?
    • Какую стратегию лучше избрать в работе с клиентами: лидерство по продукту, улучшение отношений с клиентами, эффективное исполнение?
    • Чем будут отличаться ваши продукты/услуги от конкурентов?

    Третий уровень - составляющая внутренних бизнес-процессов. Показатели этого уровня в значительной степени определяются клиентским направлением. Этот ракурс определяет ключевые внутренние процессы, в которых организация должна превзойти своих соперников, чтобы выполнить задачу, выраженную в конкурентном предложении. Проекцию внутренних процессов не стоит жестко привязывать к существующим в компании структурным единицам (например, отделу маркетинга, финансовому департаменту или отделу дистрибуции), скорее она должна указывать на то, как организовать взаимодействие различных подразделений, чтобы реализовать стратегию. Примеры таких целей:


    • минимизировать время цикла производства продукции;
    • минимизировать уровень запасов;
    • снизить число перенастроек оборудования;
    • обеспечить высокое качество во всем;
    • минимизировать возвраты продукции;
    • уменьшить время разработки новой продукции.

    Составляющая внутренних бизнес-процессов идентифицирует основные операции, подлежащие усовершенствованию и развитию с целью укрепления конкурентных преимуществ. Ее показатели характеризуют процессы, вносящие основной вклад в достижение намеченных финансовых результатов и удовлетворение покупателей.

    Для того чтобы определить стратегические цели компании в составляющей бизнес-процессов, можно задать следующие вопросы:


    • В каких внутренних процессах мы должны преуспеть, чтобы удовлетворить своих клиентов?
    • Как можно использовать синергизм подразделений?
    • Какие из перечисленных процессов являются наиболее значимыми для компании: знание клиентов (улучшение процесса управления взаимоотношений с клиентами; эффективность выполнения операций и логистики; лидерство по продукту, скорость вывода новых продуктов на рынок, новизна продуктов?

    В основании общей стратегии лежит составляющая развития, обучения и роста. Эта проекция определяет основные элементы корпоративной культуры, технологии и навыков, которые весьма важны для организации, для оптимального исполнения целевого состояния внутренних процессов, а значит, и стратегии. Пример таких целей:


    • сформировать высококвалифицированные кадры;
    • минимизировать текучесть кадров.

    Перспектива развития определяет инфраструктуру, которую организация должна построить, чтобы обеспечить свои рост и развитие в долгосрочной перспективе. Вполне естественно, что обеспечить долговременный успех и процветание вряд ли возможно только с помощью технологий, используемых в текущий момент. Рост и развитие организации определяются тремя основными факторами: человеческими ресурсами, информационными системами и организационными процедурами. Для обеспечения своего долгосрочного присутствия на рынке бизнес должен инвестировать средства в повышение квалификации сотрудников, информационные технологии, системы и процедуры.

    Другими показателями составляющей обучения и роста могут быть:


    • удовлетворенность сотрудников;
    • удержание персонала;
    • умения и квалификация работников;
    • возможность мгновенно получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений;
    • выдвижение инициатив;
    • эффективность работы информационной системы.

    При выборе стратегических целей данной составляющей стараются охватить следующие вопросы:


    • Что нужно сделать для развития внутренних ресурсов, чтобы преуспеть в бизнес-процессах?
    • Какие стратегические компетенции следует развить в компании?
    • Какие стратегические технологии вы собираетесь создавать?
    • Как создать климат в коллективе, который будет способствовать стратегическим изменениям в компании?
    • Как добиться удовлетворенности сотрудников?
    • Как сохранить свой персонал?
      Стратегическое планирование

    Корпоративная культура компании должна включать в себя правильную организацию и эффективное достижение целей фирмы. Это нужно для определения направления развития и обеспечения реализации стратегического плана компании на ближайшее время.

    Вы узнаете:

    • Какие существуют методы достижения целей организации.
    • Какая стратегия достижения поставленных целей является наиболее эффективной.
    • Как достигать поставленных целей с помощью высокой корпоративной культуры в компании.
    • Как визуализация может помочь в достижении поставленных компанией целей.
    • Как достигать поставленных целей с помощью практики кайдзен.

    Цели необходимо четко определять для каждого уровня организации, каждого ее отдела и подразделения, а также для каждого конкретного сотрудника. Причем не только текущие, но и долгосрочные. Лишь тогда работники будут осознавать, что они делают и какой результат должны получить, и смогут давать более точную оценку своей деятельности с точки зрения приближения к цели.

    Как понять, что цель достигнута?

    Должен быть достигнут определенный результат. К этому нужно стремиться. Когда человек добивается цели, необходимо ставить новую задачу и конкретизировать, какой ожидается результат. Однако применение такого подхода целесообразно по отношению не к одному или нескольким работникам, а ко всему персоналу организации.

    Цикл процесса стратегического планирования (инфографика)

    Отталкиваться надо от цели компании, сформулированной в политике по качеству . На нее нужно ориентироваться, ставя задачи отделам. А уже на основании них осуществляется формирование целей каждого сектора, достижение которых возможно с помощью конкретных действий. Процесс аналогичен и для следующего этапа: задачи нижестоящего уровня формируются с учетом целей вышестоящего. Самая низкая ступень - отдельный работник, для которого таким образом определяются цели, задачи и мероприятия. Формулировка индивидуальных целей для каждого работника не обязательна, можно определять командные цели.

    Определение целей требует учета ряда факторов:

    • цели должны быть оптимальными, не нужно завышать или занижать их;
    • должно быть возможным объективное измерение целей с получением конкретных числовых значений;
    • необходимо четко определять сроки достижения целей;
    • в достижении целей должна быть необходимость, они обязаны быть полезными.

    К определению целей нужно привлекать и сотрудников. А вот выбор способов их достижения - прерогатива непосредственно работника. На плечи руководителей ложится создание необходимых условий для достижения цели (время, персонал, средства). В процессе работы может также потребоваться помощь руководства (совет). Кроме того, оно должно следить за своевременностью выполнения задач и, если понадобится, корректировать цели. Еще одной обязанностью менеджеров является сопоставление целей разных отделов и недопущение наличия между ними конкуренции и противоречий.

    Задача руководителя - осуществлять контроль за выполнением заданий , рабочим процессом, в случае необходимости вмешиваясь в него. Если «целенаправленное управление» организовать правильно, то оно будет отлично мотивировать персонал, поскольку успех можно будет измерить, а результаты в достижениях станут очевидными. В организации наладится коммуникация - как относительно личных успехов, так и результатов всего подразделения. Станет реальной координация индивидуальных целей и задач с общими целями организации. А если работник видит, что он участвует в достижении общей цели, то он не зацикливается на своих интересах. Кроме того, он лучше понимает работу остальных.

    Пример

    В 2009 году руководство одной организации приняло меры по достижению плановых показателей оборота. Целью была реализация товаров на 7 млн долларов за 5 месяцев. Генеральный директор разработал план, согласно которому задачей 20 сотрудников на ближайшие 2 месяца стали звонки потенциальным клиентам и общение с теми, кто уже приобретал в компании товары.

    Сотрудники должны были выяснить, собираются ли клиенты обновлять или расширять парк компьютеров и закупать программное обеспечение. Обзвон показал, что клиенты не против сотрудничества. Предполагаемая сумма сделок составила более 22 млн долларов.

    Те, кто обзванивал потенциальных покупателей, обязательно фиксировали их потребности, если клиенты хотя бы немного были заинтересованы в продукции компании. Эти сведения поступали в отдел, взаимодействующий с заказчиками. Сотрудники подразделения телефонных продаж стремились во что бы то ни стало выполнить стоящие перед ними задачи, и у них это получилось. Однако, как выяснилось позже, сумма продаж составила всего 2,5 млн долларов.

    Что стало причиной провала ? Анализ достижения целей организации показал: чтобы выполнить план, работники удаляли старые записи и создавали новые, при этом слишком оптимистично оценивая вероятность продаж. К примеру, позвонив клиенту в г. Екатеринбург, сотрудники выяснили, что он хочет приобрести продукции на 20 млн долларов в течение 3 месяцев, а через 2-3 года планирует закупку на 600 млн долларов.

    А в системе указали, что сумма сделок с этим клиентом за 3 месяца составит 600 млн долларов. То есть произошла замена ключевой цели (продажи) на второстепенную (заполнение системы данными об ожидаемой сумме сделок в будущем).

    Как достигать целей по «стратегии Иванушки-дурачка»

    Изменчивая экономическая ситуация, новые технологии и конкуренты бросают вызов топ‐менеджерам и сотрудникам компаний. Прошлый опыт, решения, которые уже проверены на практике, не дают нужного эффекта. Поиск новых вариантов связывают с риском, поэтому возникает ощущение тупика.

    Чтобы отказаться от вчерашних действий и решить задачу, используйте «стратегию Иванушки-дурачка». Как работает эта технология, узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор».

    Рассказывает практик

    Для достижения целей придерживайтесь формулы «цель - миссия - политика»

    Эрик Блондо ,

    генеральный директор российской сети гипермаркетов «Мосмарт», Москва

    Основой стратегии организации являются корпоративные ресурсы. При ее построении рекомендую придерживаться формулы «цель - миссия - политика».

    Цель организации необходимо конкретизировать. Ее должен знать каждый сотрудник. Наша цель - увеличить капитализацию компании. Цель основывается на миссии, а та - на четырех постулатах фирмы:

    1. Клиенты мультиформатной сети розничной торговли «Мосмарт» получают сервис высочайшего качества, отвечающий самым взыскательным требованиям.
    2. Задачей компании является удовлетворить все потребности покупателей.
    3. Наша организация применяет новаторские способы работы с потребителями и постоянно их совершенствует.
    4. У нас отличные условия для работников, позволяющие профессионально расти и развиваться.

    Миссия - это своего рода фундамент. Приоритеты менеджмента основываются на политике компании. В его фокусе - люди, активы, финансы и продукция. Любой работник, прошедший обучение в компании, знаком с ее политикой. Менеджмент целиком определяется ею. Она раскрывает даже умение персонала организации достигать обозначенных целей, архитектуру компании и пр.

    Методы достижения целей организации

    Способ достижения цели (как ее достичь) рассматривается в общем смысле, а именно - какую деятельность ведет организация. С целью недопущения дезориентации и неправильного понимания в процессе выполнения задач руководителям следует разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей. Процесс реализации всех пунктов стратегии должен быть отлажен.

    Формальное планирование имеет такие ключевые компоненты: тактика, политика, процедуры и правила.

    Тактика. Для реализации планов на долгосрочную перспективу нужно создавать и краткосрочные, согласующиеся с ними. Краткосрочная стратегия - это тактика. Охарактеризуем тактические планы:

    • Разработка тактики осуществляется в развитии стратегии.
    • В разработке стратегии обычно принимает участие высшее руководство, а построение тактики - обязанность менеджеров среднего звена.
    • Тактика - это план действий на небольшой временной промежуток, в отличие от стратегии, которая является долгосрочной.
    • Полное обнаружение стратегических результатов бывает невозможно в течение нескольких лет, тогда как итоги реализации тактики можно обнаружить достаточно быстро. Их легко соотнести с конкретными действиями.

    Политика. После того как разработана стратегия и тактика, руководителям необходимо определить дополнительные ориентиры, чтобы персонал не был дезориентирован и не толковал неправильно планы компании. То есть нужно выработать политику.

    Политика - это общее руководство для действий и принятия решений. Ее задача - облегчение достижения целей.

    Как правило, формирование политики осуществляется высшими руководителями. Разрабатывается она надолго. Она направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, какие методы следует использовать для достижения обозначенных целей. Политика помогает сохранить постоянство целей и избежать принятия близоруких решений.

    Процедуры. Чтобы руководить действиями, нужна не только политика. Обязательна также разработка управленцами процедур. Использование наработанного опыта для принятия решений в будущем может быть очень полезно для организации. Напоминания о прошлом помогают предотвратить неверные действия. В случае частой повторяемости ситуации при выработке решения руководители, как правило, стараются использовать проверенный способ действий, считая это правильным.

    Процедура - это описание необходимых к осуществлению действий в конкретной ситуации.

    Правила. Если план может быть успешно реализован лишь в случае точного выполнения задания, то руководство может решить, что свободы выбора быть не должно. Исключать ее полностью можно и тогда, когда есть вероятность такого поведения сотрудников, которое может стать причиной нежелательных последствий. Для ограничения действий персонала с целью гарантии выполнения конкретных задач определенными способами руководством могут быть разработаны правила.

    Правило предписывает определенный порядок действий в специфической единичной ситуации.

    Отличие правил от процедур заключается в том, что они регламентируют решение определенного и ограниченного вопроса, тогда как процедуры - это руководства к действию в ситуациях, в которых несколько последовательных операций связаны между собой.

    • Как руководить коллективом: разрабатываем план действий

    Эффективная стратегия для достижения целей организации

    Стратегия - это совокупность правил и приемов, позволяющих достичь основной долгосрочной цели развития организации.

    Разрабатывая стратегию развития компании, нужно соблюдать следующие требования:

    • выбор стратегии может основываться на интуиции и опыте руководства, но насколько она будет осуществимой и качественной, зависит в основном от методологии ее разработки, анализа ситуации и тенденций ее изменения, учета главных факторов успешного развития;
    • если не положить в основу стратегии развития конкретную, понятную и реальную цель, то успеха не добиться; цель эта должна стать целью управления, отражением потенциала организации;
    • реализацией стратегии занимаются люди, поэтому, разрабатывая ее, помните о необходимости учета человеческого фактора. Какой бы идеальной стратегия ни была, воплотить ее можно лишь при условии, что персонал будет заинтересован в ее реализации;
    • стратегия - это не только набор и последовательность вероятных результатов деятельности, но и умение распределить ее этапы во времени. Разработка стратегии требует верного расчета сроков, а ее реализация - эффективного использования времени .

    Стратегия организации представляет собой программу, позволяющую перспективно управлять. В связи с этим технологии управления, уровень подготовки персонала, социально-психологическая обстановка в компании должны соответствовать содержанию стратегии.

    Компания может иметь не одну стратегию. Рассмотрим наиболее важную - экономическую. Она дает ответы на вопросы «Чего и сколько производить?», «Какие методы и средства применять для производства?», «Для кого и когда производить?»

    Эти вопросы раскроются, если экономическая стратегия будет четко регламентировать:

    • как исследовать условия конкурентного преимущества;
    • как изучать рынки потенциальных товаров и услуг и выбирать такие сферы деятельности, которые позволят предприятию быть гибким в изменяющихся рыночных условиях, то есть переориентироваться на работу в экономической, правовой и социальной зонах, являющихся наиболее благоприятными;
    • как формировать ассортиментный портфель организации, чтобы он был актуальным и удовлетворял индивидуальные и производственные потребности потенциальных клиентов (как отечественных, так и иностранных), а также обеспечивал на этой основе регулярное получение компанией экономической прибыли, то есть такой, благодаря которой возможна реализация программы расширенного воспроизводства;
    • как распределять собственные средства организации и дополнительные (привлекаемые со стороны) между различными направлениями деятельности, чтобы продуктивность их использования (рентабельность) была наиболее высокой;
    • как взаимодействовать с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, чтобы суметь поддержать стратегический потенциал компании в экономическом плане на уровне, обеспечивающем обладание конкурентным преимуществом на протяжении всего жизненного цикла;
    • какой должна быть политика ценообразования, чтобы она могла обеспечить устойчивость организации в будущем как при осуществлении деятельности в традиционных сегментах рынка, так и при освоении новых;
    • как на раннем этапе обнаруживать предпосылки кризисных явлений как в экономике страны и ее отраслях, так и внутри организации; как предотвратить несостоятельность предприятия, его крах.

    Устанавливая правила и приемы, позволяющие эффективно реализовать эти направления деятельности, экономическая стратегия компании с момента, когда начинает формироваться ее производственный профиль, и все последующее время, пока она будет функционировать, должна иметь целью поддержание конкурентного преимущества, предотвращение банкротства, обеспечение получения хорошей прибыли в постоянно изменяющихся условиях.

    Анализ рассмотренных выше аспектов экономической стратегии позволяет понять, что выработать эффективные стратегические решения можно, только обработав большие объемы информации различного характера, которую предварительно нужно собрать. Это и есть основные направления деятельности организации при разработке стратегии:

    • ведение переговоров с различными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками сырья и материалов, покупателями, заказчиками и т. д.;
    • непосредственно выработка стратегических решений.

    Составляющие экономической стратегии: товарная стратегия; стратегия ценообразования; взаимодействия с рынками ресурсов, денег, ценных бумаг, снижения трансакционных и производственных издержек; внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность; стимулирование персонала; предотвращение банкротства.

    Объединяет все эти составляющие экономической стратегии то, что они формируют мотивы, побуждающие принять то или иное стратегическое решение, и обеспечивают эффективность достижения целей организации.

    5 золотых правил достижения организацией поставленных целей

    Достижение долгосрочной цели организации можно сравнить с преодолением марафонской дистанции. Это проверка, насколько вы выносливы, дисциплинированы и умеете сосредотачиваться на главном. Достойно прийти к финишу вам поможет следование следующим правилам:

    Правило 1. Цель должна быть одна

    Долгосрочная цель у бизнеса должна быть одна. В противном случае неизбежен конфликт между целями, чреватый распылением усилий и внимания на несколько направлений.

    Материал для скачивания:

    Рассказывает практик

    Не пытайтесь достигнуть сразу двух долгосрочных целей

    Михаил Николаев ,

    Когда-то мы ошиблись, начав параллельно заниматься решением двух долгосрочных задач: попасть в лидеры производителей вина в России и выйти на самоокупаемость. Через небольшой промежуток времени стало очевидно, что эти цели противоречат друг другу. Невозможно получать огромную прибыль, занимаясь производством вина премиум-качества. В основном зарабатывают состояния те, кто делает вино в больших количествах на основе импортных виноматериалов. Самостоятельное же выращивание винограда для своего производства (чем занимаемся мы) требует много средств, сил и времени. Поняв это и хорошо все продумав, мы провели диверсификацию бизнеса и начали выпускать напитки с высокой маржей - коньяк и шампанское. Хотя основной целью так и осталось производство российского вина высокого качества.

    Правило 2. Цель должна быть максимально конкретной

    Необходимо, чтобы степень реализации цели можно было измерить. Например, задача «расширить производство » является неопределенной, ее нужно конкретизировать: «увеличить выпуск продукции вдвое за 3 года за счет запуска нового цеха». Кроме того, имеет значение внешняя оценка - мнение независимых экспертов рынка и рейтинговых агентств. Поэтому возможна иная формулировка задачи «добиться выпуска продукции более высокого качества»: «получить высокую оценку экспертов».

    Отзывы, пожелания и рекомендации клиентов, а также экспертные оценки помогают достигать поставленной цели, не сбиваясь с пути и не привязываясь к сиюминутной прибыли. Всегда хочется выпустить товар попроще, ведь это не окажет влияния на рынок сбыта. А обратная связь вызывает желание инвестировать в совершенствование продукта.

    Правило 3. Нужно разбить путь к цели на контролируемые этапы

    Разработайте поэтапный тактический план, в ходе реализации которого вам нужно:

    • снизить себестоимость производства, избавившись от активов, не являющихся источником стабильного дохода и не имеющих потенциала для реализации;
    • изменить ассортиментный портфель организации, что позволит позиционировать себя более конкретно. Целесообразно поделить вашу линейку продуктов на сегменты (премиум, эконом);
    • нарастить маржинальную составляющую бизнеса.

    Реализовать этот план следует за 3 года. Первого года хватит, чтобы снизить себестоимость , второго - чтобы перезапустить линейку. За третий год нужно выйти на самоокупаемость.

    Правило 4. Нельзя сдаваться, даже если обстоятельства сильнее

    Даже при грамотном планировании и точном определении сроков выполнения задач есть вероятность возникновения объективных обстоятельств, требующих временной приостановки действий или корректировки плана. Тем не менее возвращение к первоначальному порядку является обязательным. Чем скорее оно произойдет, тем лучше. Нельзя сворачивать с выбранного пути и оставлять невыполненными прежние задачи, принимаясь за решение новых.

    Правило 5. Планы нужно корректировать

    На пути к цели вы, скорее всего, столкнетесь с непредвиденными трудностями. Будьте готовы изменять планы в соответствии с новыми обстоятельствами.

    Рассказывает практик

    Планы не всегда соответствуют реалиям

    Михаил Николаев ,

    управляющий директор и совладелец компании «Николаев и сыновья», с. Молдаванское (Крымский район, Краснодарский край)

    В наших планах отсутствовало разведение брендов по цене, но, поработав год и проведя анализ данных, мы увидели, что продажи вина премиум-класса идут так же хорошо, как и реализация недорогих винных напитков. Когда мы увеличили цену на премиальное вино, выпускаемое небольшими партиями и имеющее высокую себестоимость, то столкнулись с непониманием покупателей: они считали, что отечественный напиток не может быть дорогим. Тем не менее маржа повысилась - как следствие, увеличилась окупаемость проекта. В случае с эконом-сегментом пришлось вырабатывать с дистрибьюторами компромиссное решение, которое позволило адаптировать отпускную цену под невысокую стоимость на полке.

    Окупаемость этого бренда стала возможной за счет роста продаж . В результате премиум-линейка стала лицом компании, а реализация недорогих напитков позволила ускорить движение к самоокупаемости и выручить средства на развитие премиального бренда.

    Как сотрудники могут помочь организации достичь поставленной цели

    Например, вы поставили цель. Следующий этап - привлечение персонала к ее реализации и оценка его способности дойти до конца. Лучше всего провести презентацию цели, а затем - мозговой штурм . Не теряйте спокойствия, если вас будут критиковать. Выслушайте мнение каждого сотрудника. Умение достигать целей с помощью своих работников свидетельствует об отличных навыках управления.

    В одной из организаций сократились продажи в 2003-2004 гг. Часть персонала попала под сокращение, другие работники оказались в состоянии неопределенности. Им нужно было освоить новый рынок. В штате осталось примерно 20 человек. Организовали совещание, сообщили о текущем положении компании, обозначили главную цель.

    Каждый работник должен быть предложить свой способ достижения поставленных целей и задач и рассказать, как он решил бы проблему, в презентации.

    Через неделю были готовы 20 проектов с описанием специфики определенного участка работы. На общем собрании были выявлены предложения, имеющие наибольшую ценность. На их основе разработали сводный план, после чего определили индивидуальные цели для каждого сотрудника. Большое значение играло то, что они практически сами поставили их себе и потому были готовы приступить к их реализации.

    Новая стратегия оказала сильное влияние на продажи: за первые 3 месяца выручка предприятия значительно сократилась. Однако персонал понимал, что происходит, и продолжал упорно работать. Руководство, оценив, в каких обстоятельствах оказались сотрудники, выделили средства для их материального поощрения. К концу года в организации наблюдался рост продаж на 35 %.

    Рассказывает практик

    Ставьте цели на основе достигнутых результатов

    Владимир Моженков ,

    генеральный директор компании «Ауди Центр Таганка», Москва

    При определении целей как для себя, так и для работников нужно брать за основу уже полученные результаты. Например, выручка от продаж в прошлом году составила определенную сумму. Значит, в этом году вы должны достичь чуть более высоких показателей, но ни в коем случае не меньших. Ставить цели нужно, беря в расчет имеющиеся ресурсы.

    Если кредит организации равен 100 % собственного капитала, то это должно учитываться при планировании. В расчет могут браться лишь свои амбиции.

    Цель должна быть измеримой количественно. Вы должны обслужить столько-то покупателей, продать столько-то единиц товара. Конкретизируйте цели. Например, задачей является реализация 2000 машин до конца года. Понадобится постоянное отслеживание продаж для понимания, приближаетесь ли вы к цели. Если сформулировать ее неопределенно, то реализация будет невозможна. После постановки основной цели следует разбить ее на более мелкие.

    Если компания развивается поступательно, то это свидетельствует о грамотном управлении ею. Поясним на том же примере. Ваша цель - продажа 2000 авто за год. Всего же в столице продали 10 000 машин. То есть вы занимаете 20 % объема рынка. Следует учесть два нюанса.

    Первый - вы должны реализовать 2000 автомобилей, даже если всего будет продано 2500.

    Второй нюанс - обязательный анализ ситуации после достижения цели. Например, вы продали 2000 машин, однако общее количество реализованных в Москве автомобилей - 12 000. То есть конкуренты продали 10 000, что говорит о необходимости доработки вашей стратегии. Чтобы достижение стратегических целей организации было возможным, требуется постоянное повышение планки.

    Кроме того, достижение обозначенных вами целей возможно, только если персонал организации будет мотивирован на это, а приоритеты фирмы совпадут с его. Добиться этого можно, развив корпоративную культуру, правильно разработав систему поощрений , создав доверительную атмосферу, обеспечив возможность личного общения сотрудников с руководством.

    Очень важна правильная оценка руководителем потенциала работника и определение его приоритетов. Персонал должен видеть в своем начальнике образец для подражания.

    Как визуализация способствует достижению целей организации

    Перспективы визуализации как HR-инструмента для достижения целей организации разноплановые и масштабные.

    Чтобы эффективно управлять работниками, нужно воздействовать на них, используя для этого целенаправленно и дозированно различные способы:

    • стимулировать их (основываясь на удовлетворении определенных нужд и потребностей);
    • информировать (предоставлять сведения, необходимые для самостоятельного планирования и организации рабочего процесса, а также развития);
    • убеждать (для чего воздействовать на личностные ценности сотрудника);
    • принуждать (применять меры административного характера с целью заставить выполнять свои обязанности).

    Восприятие большей части этих методик является более легким, в случае если они подаются визуально.

    Визуализация в общем смысле - совокупность приемов и методов, позволяющих преобразовать числовую информацию (статичных и динамичных процессов) в зрительный спектр, который удобно воспринимать.

    Визуализация делает возможной наглядную и доступную демонстрацию почти любого процесса, начиная от личных результатов каждого работника и заканчивая общими достижениями и стратегическими планами на долгосрочную перспективу.

    Высокая значимость средств визуализации обусловлена несколькими причинами:

    1. Инструменты визуализации позволяют доступно презентовать стратегию и в графическом виде описать бизнес-процессы компании для персонала.
    2. В формировании имиджа организации не последнюю роль играют визуальные объекты - ролики об истории развития, достижения, грандиозные планы, символ и логотип.
    3. Одним из лучших инструментов является инфографика, с помощью которой возможно простое и наглядное представление результатов деятельности за определенное время.
    4. Индивидуальные графики каждого работника с показателями их успешных проектов (сделок, продаж, профессиональных достижений) - хороший способ мотивации персонала.
    5. Использование в ходе профессионального обучения видеоматериалов, инфографики, прослушивание вебинаров - эффективный способ повысить уровень квалификации и приобрести новые знания и навыки.
    6. Чтобы создать оптимальный микроклимат в коллективе и вызвать у работников ощущение причастности к общему делу, многие компании-лидеры рынка формируют и транслируют корпоративные и коллективные ценности.
    7. Способом, позволяющим мотивировать сотрудников, является геймификация . Она предполагает вовлечение их в корпоративную игру или соревнование.

    Это далеко не все возможности визуализации. С учетом того, что сейчас все пользуются мобильными устройствами и имеют постоянный доступ в интернет, программистами разработано немало инструментов, обеспечивающих беспрерывную связь с каждым из сотрудников организации.

    Приведем примеры лишь некоторого ПО, оказывающего помощь в управлении коллективом, способного мотивировать и информировать сотрудников за счет обеспечения их постоянной взаимосвязи:

    1. Org Visualization by Nakisa - программа, визуализирующая организационную структуру. В ней можно просмотреть данные обо всех работниках, аналитические показатели (для HR-специалистов и руководителей). В программное обеспечение интегрирована соцсеть.
    2. Data Quality Console - эта программа позволяет находить ошибки и анализировать кадровые и организационные данные. Ее использование гарантирует своевременное выявление различных ошибок. Предусмотрено их графическое отображение.
    3. Succession Planning - это инструмент, позволяющий управлять талантами . С его помощью рекомендуется осуществлять подбор кадров по ключевым показателям, а также создавать пул преемников.

    Кайдзен как эффективный метод достижения поставленных целей организации

    Существует простой метод достичь сложной цели: движение к ней должно быть медленным, но верным. Название такого способа - «кайдзен».

    1. Задавайте маленькие вопросы. Нередко вопросы, задаваемые руководством подчиненным, слишком трудные: «Какие ваши ежедневные действия помогут компании занять лидирующие позиции на рынке?» Такие вопросы заставляют сотрудников нервничать. Лучше спросить по-другому: «Какие мероприятия вы можете предложить с целью совершенствования производственного процесса или продукции?» Например, стюардесса American Airlines заметила, что большинство пассажиров оставляет оливки в салатах несъеденными, о чем сообщила руководству. Узнав, что цены на поставляемые авиакомпании блюда зависят от количества ингредиентов в них (они более высоки для сложных многокомпонентных блюд), руководство решило заказывать салат без оливок. Это позволило сэкономить 400 тыс. долларов США.
    2. Совершайте маленькие шаги. Действия, которые не изменяют привычное течение рабочего процесса, не настораживают сотрудников. Медицинский центр терял клиентов: им приходилось слишком долго ожидать своей очереди, и они переходили к конкурентам. Нанять дополнительных сотрудников или ограничить продолжительность приема для решения проблемы было нельзя. Но руководство нашло выход: медицинская сестра лично извинялась перед каждым пациентом, который был вынужден долго ждать, а врач при прощании с ним искренне благодарил за выбор клиники. Принятые меры привели к сокращению оттока пациентов на 60 % за несколько месяцев.
    3. Решайте маленькие проблемы. Одним менеджером компании Toyota было изменено главное правило сборки: раньше, когда конвейер двигался, работник осуществлял лишь одну операцию, а контроль качества продукции на выходе был задачей инспектора. После изменений по всей линии были прикреплены шнуры, с помощью которых работник мог при обнаружении брака в любой момент остановить конвейер. Это позволило значительно повысить качество продукции. Своевременное выявление и устранение маленьких проблем должно быть в приоритете. Оно поможет не допустить перерастания их в системную ошибку.
    4. Раздавайте маленькие награды. Американская компания Southwest Airlines поощряет сотрудников за отличные результаты деятельности, вручая купоны на продукты (на 5 долларов). Такая практика показывает, что подобные поощрения имеют не меньшую эффективность, чем дорогие подарки и большие премии. Это просто объяснить: крупные вознаграждения вызывают повышенное чувство ответственности, творческий импульс может погаснуть. Получая же маленькие подарки, люди вдохновляются на еще более продуктивную работу.
    • Эффективное производство и кайдзен: применение и результаты

    Рассказывает практик

    Почему надо помогать конкурентам

    Майкл Роуч ,

    эксперт по применению тибетских техник, Нью-Йорк

    Среди методик, которые я люблю применять, стоит выделить технику достижения цели «4 шага». Их тибетские названия: Ши, Самба, Шерпа и Тартук.

    Шаг 1. Определитесь с вашими желаниями. Мысль должна быть ясной. Например, вы руководитель компании или вашим желанием является увеличение прибыли на 30 %.

    Шаг 2. Найдите того, у кого есть такое же желание, и помогите ему. То есть вам нужно найти владельца или руководителя предприятия, которому вы можете помочь вырасти. Это непросто, поскольку обычно мы видим в других конкурентов и не хотим тратить время и средства, оказывая им помощь (представьте, что компания Coca-Cola помогает PepsiCo). Но таково требование данной техники: вам нужно на безвозмездной основе оказать помощь коллеге, желающему увеличить свой доход. Объясните ему свою инициативу помочь бескорыстно желанием посадить ментальное семя. Занимайтесь чужими делами один час в неделю, например в пятницу вечером. Не знаю, как в России, но в США в пятницу после обеда не принято работать. Поэтому потраченный на помощь другим час не скажется отрицательно на ваших делах. Что вы можете сделать для других? Можно помочь с сайтом, маркетингом, разработкой нового продукта.

    Шаг 3. Окажите помощь на деле. К примеру, уже ведя обучающую деятельность, я нашел мексиканскую организацию-конкурента, проводящую тренинги, целью которой был запуск собственного курса обучения. Я предложил ей разработать совместную программу. В итоге лекцию посетило несколько тысяч слушателей.

    Шаг 4. Порадуйтесь тому, что помогли другому. В ходе выполнения предыдущих шагов вы посадите у себя в сознании семя. Однако оно может и не дать всходов, если его не поливать и не удобрять. Как это делать? Перед сном подумайте о том, чем вы помогли своим коллегам. Если мысли вызывают у вас радость, то будьте уверены, она подействует на семя подобно воде и удобрениям. Регулярный «полив» обеспечит быстрые всходы, а из них вырастет то, что вы хотите.

    10 распространенных ошибок, мешающих достижению целей

    Ошибка 1. Мотивации нет, а вы продолжаете работать над целью

    Из-за того, что дело нельзя оставлять незаконченным.

    Это действительно так. И ошибка не в том, что вы не бросаете начатое, а в том, что работаете без энтузиазма.

    И дело не в том, что, работая неохотно, собрав всю силу воли в кулак, вы тратите очень много сил и времени, долго настраиваясь на каждое действие. А в том, что вы делаете все менее качественно и даже в случае достижения обозначенной цели вы (или ваш заказчик) не будете удовлетворены результатом.

    Мотивация может исчезать, от этого никто не застрахован. Однако для получения отличных результатов ее наличие является обязательным вплоть до окончания выполнения задачи.

    Ошибка 2. Цель сформулирована неправильно

    Неточная формулировка целей или определение их как желаний ведут к тому, что они становятся недостижимыми физически. И работа с ними аналогична стрельбе в мишень, которую не видно.

    Если цель сформулирована правильно, то она будет звучать как конкретный результат, который можно измерить, увидеть или ощутить. Существуют различные методики, предлагающие использовать при определении цели от 5 до 14 критериев, обеспечивающих эффективность формулировки.

    Ошибка 3. Цель не соответствует вашим ценностям или вовсе не ваша

    В пример можно привести желание честного человека с правильными ценностями быстро заработать, используя нечестные способы. И у него это совсем не получается.

    Другой пример: у человека цель - написание диссертации, хотя ему это совсем не нужно, но настаивает отец. Или он хочет приобрести дорогой автомобиль, чтобы поднять свою ценность в глазах коллег.

    Если цель не является вашей, то ее достижение будет либо невозможно, либо не доставит вам радости, чувства удовлетворения и ощущения, что вы старались не зря.

    Поэтому обязательно анализируйте цель на предмет соответствия вашим ценностям. В случае если вы сомневаетесь, что она ваша, необходима ее трансформация.

    Ошибка 4. План прописан в виде действий. Вы мыслите как «процессник»

    Эту ошибку не так просто заметить людям с метапрограммой «процесс». По мнению «результатников», которые представляют мир в виде результатов, достижений и чек-листов, «процессники» отстают от жизни. Но это не так, просто им свойственна «потоковость». Для них нормальным является полное погружение в процесс и бесконечное совершенствование, поскольку конкретные критерии выхода отсутствуют.

    Если план содержит перечень того, что должно быть сделано, то его автор - определенно «процессник». И эффективность такого типа планов самая низкая. Выполняются они чересчур долго и в большинстве случаев их вовсе не могут завершить.

    Если вы увидели в себе «процессника», не опускайте руки. Не пытайтесь трансформироваться в «результатника», ведь и у вас есть свои преимущества. Просто при составлении планов используйте шаблоны, разработанные «результатниками». Тогда вы добьетесь эффективности.

    Ошибка 5. Некоторые шаги плана зависят от обстоятельств и других людей

    Если это так, не исключайте вероятности того, что вы будете все время отставать от плана не по своей вине.

    В основном это воспринимается людьми как должное: «Разве может быть по-другому? Даже у магазинов есть график работы!» Но использование такого подхода влечет за собой зависимость от других. Конечно, полное исключение влияния не зависящих от вас факторов невозможно, однако план от них зависеть точно не должен.

    Ошибка 6. В ваших целях нет системы, вы хватаетесь то за одно, то за другое

    Представьте, что ваша задача - набрать ведро воды. Чтобы наполнить его, вы берете воду из озера кружкой. Ведро - ваша цель, а кружка - ежедневный объем. Согласно плану ведро полностью наполнится, например, за 20 дней.

    А теперь представьте, что ведер 5 (или больше, сколько у вас целей) и воду из кружки вы выливаете постоянно в разные ведра. И за 20 дней полным не станет ни одно из них. Как и за 40, и за 60 дней.

    Цель будет достигнута примерно за 80-100 дней. Вам это подходит? Вероятнее всего, в таком случае вам придется отказаться от некоторых целей. Либо вы возьметесь сразу за все, однако желаемых результатов не получите.

    Однако фокусировка лишь на одной цели тоже нежелательна. Ее можно сравнить с принятием однообразной пищи в течение 20 дней - она скоро надоест. Разрабатывайте общий план и систему приоритетов.

    Ошибка 7. Цель либо слишком масштабна, и непонятно, с чего начать, либо чересчур мала и не зажигает вас

    Чтобы не быть немотивированными, люди часто ставят слишком масштабные цели и не знают, с чего начать их достижение. Либо наоборот, их страшат крупные цели и мотивация теряется. Может показаться, что выходом будет найти золотую середину, но это не есть правильное решение.

    Нужно ставить такую цель, чтобы ее масштаб был достаточен для вашего вдохновения. Однако в то же время она должна быть достижимой и реалистичной. Не смотрите на цели плоско, используйте принцип матрешки .

    Ошибка 8. Вы постоянно отвлекаетесь, не держите концентрацию на цели

    На самом деле это не показатель того, насколько хорошо вы умеете концентрироваться. Ведь если человеку интересно то, чем он занимается, проблем с концентрацией не возникает. Трудность заключается в превращении процесса достижения цели в рутину.

    Чтобы ее решить, нужно суметь превратить рутину в интересный процесс.

    Ошибка 9. Вы быстро загораетесь новой целью, а потом ваш интерес так же стремительно затухает и вы бросаете цель

    Успех вашим действиям обеспечен, если вы будете верны обозначенной цели. Здесь нет ничего сложного: если вы не готовы работать, пока не добьетесь желаемых результатов, значит, цель не является вашей и вам не нужна.

    Работать с целями сложно. Основная трудность - определить СВОЮ цель. Если с этим вы справитесь, то остальное дастся легко. Это как найти свою любовь.

    Однако за качеством цели следят далеко не все. В основном все стремятся быстрее «поставить галочку» и набрать их как можно больше. Как будто это самое главное…

    Ошибка 10. Вы постоянно откладываете начало действий и приступаете к ним, когда сил и времени для качественной работы уже осталось мало

    Эффективность мотивации дедлайном, безусловно, самая высокая, однако этот вариант «пещерный». Пора приобщаться к современным технологиям.

    Информация об экспертах

    Михаил Николаев окончил факультет гуманитарных наук Университета Пенсильвании, где изучал, в частности, французский и испанский языки, и получил степень Bachelor of Art. Дополнительно прослушал курсы бухгалтерского дела, финансов, маркетинга и рекламы при Wharton School, а также прошел ряд стажировок, в том числе в Deutsche Bank и в отделе маркетинга при FC Barcelona. В 2012 году развивал в Киеве стартап-проект ExpoPromoter, а по его завершении присоединился к команде TicketForEvent в качестве менеджера по продажам и маркетолога. В январе 2013 года стал главным маркетологом компании «Лефкадия», а в сентябре - Генеральным Директором ТД «Николаев и сыновья».

    ООО «Николаев и сыновья». Сфера деятельности:винодельческое хозяйство. Численность персонала: 150. Площадь виноградников: 80 га. Количество возделываемых сортов винограда: 24. Объем производства: 180 тыс. бутылок вина разного сорта в год.

    Майкл Роуч - один из создателей компании Andin International, купленной в 2009 году фондом Уоррена Баффета за 250 млн долл. США. Автор книги «Алмазный огранщик» (М.: «Открытый мир», 2005), в которой он рассказал об истории своей компании и систематизировал тибетские принципы, позволившие ей добиться успеха. В мире продано более 3 млн экземпляров этой книги. Последние десять лет проводит семинары, обучая бизнесменов тибетским техникам.