Методы познания исследования экономических явлений. Методология экономической науки и методы познания экономических явлений

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Методология – это наука о методах.

Методологияэкономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделитьнесколько главных подходов:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

Присубъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества на классы, в отличие от позиции субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов.


Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, – и в этом диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – совокупностью приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д.

Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.

Один из методов, активно используемых в экономической науке, - метод восхождения от абстрактного конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главные, определяющие движения, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией.

Однако слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах, искажающих, деформирующих законы развития.

Метод научной абстракции (по-латински «abstractio» – отвлечение) приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.

Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого.

Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы . Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и знакомства с общими основами теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий-производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства и, наконец, завершается курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты , хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

В качестве инструмента исследования экономической реальности часто используют системный подход и системный анализ .

Системный анализ в узком смысле слова – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научно-технического характера.

В широком смысле термин «системный анализ» иногда употребляют как синоним системного подхода.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;

2) проблему необходимо рассматривать как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

4) цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Основные принципы системного подхода:

1. понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании.

2. системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостного объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление.

3. Из важного для системного подхода представления о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений. При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства анализа, его структуру и динамику.

Метод в любой науке не может быть произвольным, он определяется предметом исследования. Методология – это наука о методах.Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности. Методология решает вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория изучает функционирование и развитие экономической системы.

На разных этапах развития экономической теории использовались различные методы исследования: формально-логический , диалектический , математической логики . Многие из них сохраняют свое значение в современной науке, поэтому характеристику метода экономической теории следует начинать с анализа его простейших приемов.

Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика – изучение мысли со стороны ее структуры, формы, с точки зрения ее логического строения, отвлекаясь от конкретного содержания выраженного в ней. Формальная логика фиксирует содержание знания путем установления его формы и разработки системы правил оперирования формализмами. Она разработала обширный набор методов и приемов познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Анализ – это метод познания, состоящий в расчленении целого на его составные части, синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. С помощью анализа выделяют отдельные стороны явления с целью установления их специфики. Синтез же объединяет расчлененные анализом части для выявления того общего, что их связывает в единое целое.

Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного (особенного к общему); дедукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному). Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

Аналогия - это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

Постановка проблемы в форме парадокса способствует рождению гипотез. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.


Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Диалектическая логика раскрывает внутренние механизмы самодвижения экономических явлений, процессов, экономических систем. Ведущими в диалектической логике стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического.

Процесс познания включает в себя этапы движения мышления от созерцания (конкретного мышления) к абстрактном мышлению и от последнего к реальной действительности (хозяйственной практике).

Восхождение от абстрактного к конкретному: в процессе познания абстрактное представляется как момент целого, как простое, одностороннее, неразвитое, а конкретное – как целое, сложное, всестороннее, развитое. Конкретное в мышлении означает, что многообразие объекта объединено познанной сущностью, синтезировано развитием исходного противоречия, благодаря чему объект выступает как диалектически развитая система, отражается в единстве определений.

Движение от конкретного к абстрактному характерно для первых ступеней познания любого объекта. Экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого, пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и др.)

Единство исторического и логического . Исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму, т.е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий. Логический метод исследования представляется историческим, но освобожденным от случайной исторической формы. Логический метод представляется как более теоретический, общий, необходимый. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы в той последовательности, в которой они возникали и развивались. Он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и исторических подробностей затрудняет изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, являющиеся основой возникновения более сложных.

Экономическим явлениям и процессам присущи качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория широко использует математические и статистические приемы. Математическая логика представляет собой совокупность искусственных формализованных языков, для которых устанавливаются такие их логические свойства, как доказуемость, выводимость, следствие и т.д. Развитие современной математики обусловило появление экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованном виде определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Создание модели связано с потерей части информации. Это позволяет абстрагироваться от второстепенных элементов, сконцентрировать внимание на главных элементах системы и их взаимосвязи.

Изучение естественного хода экономических явлений и процессов делает актуальным проведение экспериментов. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

В своем исследовании экономическая теория использует сле­дующие методы научного познания экономических явлений:

а) метод анализа и синтеза - предполагает изучение социаль­но-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез) во взаимосвязи и взаимозависимости.

С этим методом логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику, которые предполага­ют два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем. Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элемента­ми этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, производство и цену отдельного продукта. То есть микроэкономический подход близок к методу ана­лиза. Макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты, т.е. совокупность экономических единиц, например, национальную эконо­мику. Макроэкономика базируется на методе синтеза и оперирует обобщающими, агрегатными показателями: ва­ловой национальный продукт, национальный доход и т.п.

б) метод научных абстракций - используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий, так называемых абстракций, или категорий;

в) методы исторический и логический - предполагают изуче­ние экономических процессов в их исторической последова­тельности с одновременным логическим обобщением, поз­воляющим оценить их в целом и сделать общие выводы;

г) метод индукции и дедукции - предполагает, что отдельные факты наводят на общее (индукция), а из общего положе­ния выводят, делают частные выводы (дедукция);

д) метод количественного и качественного анализа - пред­полагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, наряду с поз­нанием качественных изменений в системе производствен­ных отношений;

е) формальная логика-изучает формы мысли - понятия, суж­дения, умозаключения, доказательства - со стороны их ло­гической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мысли и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания;

ж) метод материалистической диалектики - решение научных проблем на основе объективного анализа, характеризующе­го внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии;

з) экономические модели и эксперименты.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым харак­тером исследования. Экономический эксперимент - это ис­кусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Экономические категории - это научные понятия, которые от­влеченно характеризуют сущность какого-либо явления. Это - ло­гические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни. Они носят объективный характер, поскольку выражают конкретные производственные и организаци­онно-экономические отношения. Экономические категории служат выявлению устойчивых причинно-следственных связей, составля­ющих содержание объективных экономических законов.

Экономические законы - существенные, устойчивые, причин­но-следственные, повторяющиеся взаимосвязи в экономике. Это законы отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в обществе. Они носят исторический характер и функционируют благодаря действиям людей. Они объ­ективны, т.е. возникают и существуют независимо от воли и созна­ния людей. Выделяют следующие группы экономических законов:

Общие, характерные для всех исторических эпох (напри­мер, закон экономии времени, закон возрастания потреб­ностей и т.д.);

Особенные, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия (например, закон стоимости);

Специфические, характерные для конкретных, историчес­ки определенных форм хозяйствования (например, законы распределения при рабстве, закон планомерного развития социалистической экономики и т.д.).

Еще по теме 3. Методы познания экономических процессов. Экономические категории и законы:

  1. Методы экономической теории. Экономические категории и законы
  2. 8. Экономическая теория как наука. Методы экономических исследований, их общая характеристика. Категории и законы диалектики и формальной логики.
  3. Назначение и роль экономической теории. Методы познания хозяйственной деятельности. Системное рассмотрение экономических отношений.

Современное понятие экономической теории.

Под экономикой понимается особая область специфических отношений людей (эк. отношений). В центре ЭТ находится человек как субъект экономики, кот. делает выбор и принимает решения.

Виды эк. отношений:

1. отношения людей в процессе создания национального богатства: производство®распределение®обмен®потребление.

Человек одновременно является потребителем и производителем.

2. отношения человека в процессе рационального использования редких ограниченных ресурсов.

Осуществляя свою деятельность в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хоз.системе стремится свести к минимуму свои издержки при минимуме ресурсов. Максимум удовлетворения потребностей при минимуме затрат ресурсов.

Таким образом ЭТ изучает не ресурсы как таковые, а их эффективное использование и эк.поведение людей.

Методы познания экономических явлений

Методология – общий подход к изучению эк.явлений, система методов и приемов анализа в рамках определенного философского подхода, учение о методе.

Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Общие методы – выражают наличие общих подходов к освоению эк.действительности в целом.

Локальные методы – конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются эконом. явления и процессы.

Универсальные методы используются в рамках любой методологии. Специфические методы – привязанные методологии.

Классификация методов:

1. позитивные и нормативные методы.

Позитивный метод – то, что есть.

Нормативный – то, что должно быть.

Оба метода позволяют экономисту вывести принципы поведения в той или иной ситуации. Выведение принципов из факторов называется экономическим анализом.

2. метод научной абстракции – очищение изучаемого объекта от случайного и временного. В итоге мы формулируем законы и строим эк.модели. Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза и связанные с ним индукцию и дедукцию.

Анализ – разделение явления на части и их изучение по отдельности.

Синтез – обобщение данных, полученных в рамках анализа.

Индукция – от частного к общему.

Дедукция – от общего к частному.

3. эк.эксперимент и эк.реформы.

Эк.эксперимент – активное вмешательство в процесс, изменение отдельных его переменных. Он необходим, хотя не всегда можно спрогнозировать вероятные результаты, т.к. могут действовать психологические факторы.

Эк. реформы – глобальные изменения в эк.жизни, осуществления правительством.

4. моделирование.

Методы дают познание в формализованном виде (формализация – это представление явлений в виде формулы, системы формул исчисления.

Моделирование:

– Экономико-математическое моделирование, основанное на использовании инструментария математики для выявления зависимости.

– Графический метод – основной инструмент анализа – изображение зависимости между двумя или несколькими переменными.

– Компьютерное моделирование.

Общие методы:

Метод материалистическое диалектики заключается в том, что все явление и процессы рассматриваются в непрерывном движении, развитии и взаимосвязи. Диалектический и исторический материализм выясняет и изучает наиболее общие законы развития материальной и духовной жизни общества.

Метод научной абстракции заключается в необходимости выделять существенные стороны изучаемых явлений и процессов, отвлекаясь от всего второстепенного. Это дает возможность сделать научные обобщения и выделить то общее, что присуще многим явлениям и процессам, т.е. выделить закономерность их развития.

Метод единства исторического и логического познания рассматривает развитие общества в исторической последовательности. Однако это развитие не всегда является закономерным, т.к. оно подвержено случайным факторам. Чтобы освободиться от случайности, используется логический способ исследования, который раскрывает последовательность возникновения и развития экономических категорий и законов.

Частные методы :

Метод анализа и синтеза состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Результаты отдельных частей обобщаются и устанавливаются взаимосвязи системы в целом.

Экономико-математический метод определяет качественную и количественную характеристику экономических явлений и процессов. Использование экономико-математических моделей в сочетании с компьютером, дает возможность из множества вариантов получить наиболее выгодное решение экономической задачи.

Метод графического изображения помогает воспринимать соотношение между различными экономическими показателями под влиянием изменения экономической ситуации.

Метод общественной практики определяет, что процесс познания начинается с изучения экономического процесса и завершается практикой, подтверждающей или отрицающей данное научное обобщение. Общественная практика - это критерий истинности теоретического познания.

Метод индукции и дедукции.

Индукция - это процесс создания теории из набора наблюдений, переход от частных наблюдений к обобщению.

Дедукция - это процесс прогнозирования будущих событий, переход от общего к частному.

Позитивная и нормативная экономика (анализ).

Позитивная экономика построена на основе научных гипотез, закономерностях функционирования экономической системы, которые вытекают из происходящих фактов. Позитивная экономика на основе накопленных знаний и опыта констатирует факты экономических процессов.

Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу - как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов.

Микроэкономика изучает явления и процессы, происходящие на уровне человека, семьи, предприятия, фирмы.

Макроэкономика изучает процессы на уровне региона, государства, всего мира в целом.

3.Современные направления экономической теории .

К ним относятся

1) неоклассическое;

2) кейнсианское;

3) институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - теория, исходящая из представления о решающем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый Милтон Фридмеп (род.в 1912 г.) - один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы»

Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип, еще заложенный А. Смитом), ибо частное предпринимательство способно вывести из кризиса экономику и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности. Из современных экономистов представителем этого направления является

Фридрих А. фон Хайек (1899-1984), который родился в Германии, а работал в Англии. Он стал проповедником рыночной экономики XX в.,

Направление экономической теории, основателем которого является англичанин Джон МейнардКейнс (1883-1946), теоретически обосновывает государственное регулирование развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. По его мнению, с помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс - выходец из научной среды, его отец был ученым-экономистом. Кейнсианские идеи в течение нескольких десятилетий оказывали воздействие на развитие экономики и политики первой половины XX в. во всем мире. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики. Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства).

Третьим направлением современной зарубежной экономической мысли является институционально-социологическое, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт. Его сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Под институтами они подразумсвают корпорации, профсоюзы, государство. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капиталистического общества: засилье монополий и издержки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (например, бездуховность) и др.

4. Общественное производство и его структура .

Общественное пр-во вызывается к жизни и функционирует в конечном счете для удовлетворения потребностей людей. Общ.потребности весьма многообразны. В зависимости от уровня развития общ.потребностей и широкого набора соотв. им жизненных благ и услуг общ. пр-во подразделяется на: материальное и нематериальное.

Материальное пр-во образуют различные отрасли промышленности, строительства, с/х, в которых на основе различных веществ и сил природы создаются материальные блага. К нему также относятся транспорт, торговля, обеспечивающие пространственное перемещение матер. благ, также комунальное хоз-во и бытовое обслуживание, оказывающие матер.-вещ. услуги.

Нематериальное пр-во образуют здравоохранение, просвещение, наука, культура, искусство, где оказываются непосредственно трудовые нематер. услуги и создаются духовные ценности. В его составе особое место занимает духовное пр-во. Это пр-во духовных качеств людей, их высокого общеобразов. уровня, широкого культурного и научно-техн. кругозора. В ряде случаев духовное пр-во, как и все нематер. пр-во считается непроизводственной деят-тью, и труд в этих сферах считается непроизводительным. Конечно ведущая и определяющая роль в составе совокупного общ.пр-ва принадлежит матер. пр-ву. В нем создаются все матер.условия и предпосылки для функционирования нематер., духовного производства. Однако духовные качества людей неотделимы от личности человека, поэтому они функционируют также в материальном пр-ве и в др. сферах немат. пр-ва и оказывают на них всевозрастающеее облагораживающее воздействие.

В совр. условиях в экон. развитых странах широко развиты сферы образования, науки, информатики, услуг. В них занята преобладающая часть самодеятельного населения. Работники матер. сферы все меньше участвуют в произв.-технолог. процессах, в основном они выполняют творческие функции по конструированию новой продукции, автоматизации и т.д.

Утверждения о непроизв. труде непроизводств. сферы принижают значение духовного пр-ва, тормозят его развитие, а вместе с этим и развитие всего, в том числе и матер.пр-ва.

5.Ресурсы и факторы производства .

В самом общем понимании– это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства. Следует отметить, что наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе часто как синоним используется понятие «факторы производства». Ресурсы производства – это совокупность различных природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. В экономической теории ресурсы подразделяются на следующие группы:

1) природные ресурсы – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества. Среди них различаются неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия ветра) и исчерпаемые (могут быть возобновляемыми – лес, вода – и невозобновляемыми – нефть, газ, месторождения руды и др.). Многие природные ресурсы редки, а их запасы с каждым днем уменьшаются;

2) материальные – все созданные человеком (рукотворные) средства производства и предметы труда, которые сами являются результатом производства;

3) трудовые – трудоспособное население;

4) финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства;

5) информационные – данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Наряду с понятием “ресурсы производства” экономическая теория оперирует понятием “факторы производства”. Когда речь идет о ресурсах, имеют в виду те природные и социальные силы, которые потенциально могут быть вовлечены в производство, а факторы производства – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

В экономической теории выделяют четыре фактора производства:

1) труд – способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, то здесь речь идет о рабочей силе как совокупности физических и духовных сил человека, его способности к труду. Рабочая сила в каждой конкретной стране (регионе) ограничена количеством взрослого трудоспособного населения. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения ставят проблему эффективного использования рабочей силы очень остро;

2) капитал – созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, полуфабрикаты, используемые в производстве. Их количество в экономике не безгранично. Кроме того, они имеют свойство изнашиваться в процессе функционирования, поэтому периодически требуют замены;

3) земля – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух, участки территории);

Земля является наиболее важным фактором производства. Рынок земли в отличие от капитала имеет практически бесконечный срок службы и, следовательно, может приносить владельцу бессрочный доход – ренту. Цена земли зависит от величины спроса на нее, и в случае недостаточного спроса земля может оказаться вообще бесплатной. Экономическая рента – цена, которая выплачивается владельцу земли и природных ресурсов за их использование, так как они являются исчерпаемыми. Рента выплачивается владельцу участка в виде арендной платы. Арендная плата включает в себя ренту, а также процент за находящийся на данном участке земли капитал, а также за улучшение почвы, произведенное владельцем (орошение, удобрение). Если арендная плата повысится, то предложение превысит спрос, и рынок выйдет из состояния равновесия.

4. предпринимательские способности (предпринимательство) – это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.

В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:

рента (земля.); процент (капитал); заработная плата (труд); прибыль (предпринимательская способность).

6.Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей .

Проблема выбора стоит перед любым хозяйствующим субъектом. С точки зрения отдельного человека эта проблема воплощается в выборе приобретения тех или иных экономических благ.

Экономический выбор с точки зрения производственных ячеек воплощается в решении трех основных задач: что производить, как производить, для кого производить (эти задачи и будут являться тремя основными проблемами экономики).

Проблема «что производить» означает: какие экономические блага, в каком количестве, какого качества и в каком сочетании создавать из данных имеющихся ресурсов, а от производства каких благ следует отказаться в каждый данный момент времени на данном экономическом пространстве.

Проблема «как производить» означает: из каких экономических ресурсов, а точнее, из какого их объема, качества, сочетания и при какой технологии будут создаваться экономические блага.

Проблема «для кого производить» означает: кому будут предназначаться произведенные блага и на каких условиях они будут поступать потребителю.

В экономике выделяются краткосрочный и долгосрочный периоды. В рамках краткосрочного периода хозяйствующие субъекты не в состоянии изменить количественный и качественный состав экономических ресурсов. В долгосрочном периоде экономические субъекты имеют возможность изменить количество и качество экономических ресурсов, их структуру и технологию производства.

Экономический выбор происходит тогда, когда хозяйствующий субъект учитывает соотношение между используемыми экономическими ресурсами, с одной стороны, количеством и качеством создаваемых экономических благ, которые позволяют удовлетворить экономические потребности, с другой стороны. Это соотношение между затрачиваемыми экономическими ресурсами и произведенными благами выражается в понятии «эффективность производства». Чем меньше затрачивается экономических ресурсов для производства выбранного объема благ или чем больше создается необходимых потребителям экономических благ из данных ограниченных экономических ресурсов, тем выше эффективность производства. В рыночной экономике для хозяйствующего субъекта эффективность будет выражаться в максимизации дохода, в том числе прибыли, при данных денежных вложениях в хозяйственную деятельность.

Проблема экономического выбора в экономической теории рассматривается через график производственных возможностей.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей.

Выбор становится необходимым в условиях относительной ограниченности ресурсов. Выбор происходит между экономическими вариантами наилучшего использования ресурсов. Оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат.

Экономической науке удалось разработать модель, представляющую выбор как экономическую проблему. Модель называется график производственных возможностей (ПВ). Кривая ПВ обозначает границы максимально возможного одновременного производства товара А и В при полном использовании ограниченных ресурсов. Выбор оптимального варианта ограничен числом вариантов, представленных совокупностью точек этой кривой. Кривая ПВ характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства. При наращивании производства товара А мы неизбежно теряем какое-то количество товара В, и наоборот. Теряемое количество одного товара при максимизации производства другого называется альтернативной ценой.

7.Экономические ресурсы. Проблема редкости и ограниченности ресурсов в экономической теории .

Экономические ресурсы - это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным - земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным - средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как «ограниченность ресурсов». Последнее характеризует ситуацию, когда ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная - для материальных, финансовых, информационных ресурсов.Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого потребуется 5-10 лет.Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

Вильфредо Парето (1848-1923), исследуя эффективность производства и распределения товаров в рыночной системе хозяйства при ограниченности ресурсов, пришел к выводу, что это такое состояние, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Такое понимание эффективности в экономической литературе получило название оптимум Парето.

Вернемся к графику границы производственных возможностей. Выбор сочетания, соответствующего точке «М», расценивается как неудачный для данной экономики, поскольку он не позволяет эффективно использовать производственные ресурсы. Производство же на основе выбора точки «/V» вообще неосуществимо, так как эта точка находится за пределами производственных возможностей. Таким образом, главной проблемой экономики является проблема выбора, проблема распределения редких ресурсов.

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики: «Что?», «Как?», «Для кого?».

8.Сущность и формы собственности .

Собственность - сложная и многогранная категория, которая выражает всю совокупность общественных отношений: экономических, социальных, правовых, политических, национальных, морально-этических, религиозных и др. Она занимает центральное место в экономической системе, поскольку определяет способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную и политическую структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности и способ распределения результатов труда

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф. Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением господства того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

Частная собственность - это такой тип собственности, когда исключительное право на владение, пользование и распоряжение объектом собственности и получение дохода принадлежит частному (физическому или юридическому) лицу.Индивидуально-трудовая собственность характеризуется тем, что физическое лицо в предпринимательской деятельности одновременно использует собственные средства производства и свой труд.Партнерская собственность является объединением капиталов или имущества нескольких физических или юридических лиц с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности. Каждый участник партнерского предприятия сохраняет свою долю внесенного им капитала или имущества в партнерской собственности.Корпоративная (акционерная) собственность - это собственность, образованная благодаря выпуску и продаже акций.Общественная собственность означает общее присвоение средств производства и его результатов. Субъекты общественной собственности относятся друг к другу как равноправные совладельцы. В этих условиях основной формой индивидуального присвоения становится распределение дохода, а мерой его распределения - труд.Государственная собственность - это система отношений, при которой абсолютные права на управление и распоряжение собственностью осуществляют органы (институты) государственной власти.

9.Экономическая система: понятие и типы .

Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем:

1) традиционная;2) рыночная (капитализм);3) командная (социализм);4) смешанная.

Традиционная экономическая система -

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной соботвенности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.