Образы воображения, приемы их создания. Развитие творческого воображения в процессе обучения

Воображение – это процесс, в котором человек мысленно создает образы материальных вещей, представляет свое будущее и фантазирует на тему, что могло с ним быть, если бы он поступил по-другому в прошлом.

Благодаря ему создаются новые модели одежды, приборов, машин, пишутся картины, стихи, пьесы, песни и проектируются здания – это показатель работы .

А вот пассивное позволяет нам только создавать воображаемый мир, который не материализуется, мы представляем себя в какой-то другой роли или живущими в другой стране, моделируем ту или иную ситуацию, мысленно одеваем созданную нами же одежду, но в реальной жизни этого не воплощаем.

Процесс создания образов воображения

Наше сознание не может создавать что-либо без каких-либо знаний и опыта. Только владея определенной информацией мы можем нарисовать мысленно новый объект. Процессы воображения работают поэтапно. Сначала мы представляем уже знакомый нам объект материального мира, который видели вживую или на картинках, а потом наделяем его новыми свойствами и функциями, придумываем, как его можно использовать не по назначению, также не редко совмещаются несколько объектов в одном.

Например, телефоны наделяются новыми функциями – фотоаппаратами и видеокамерами, средствами выхода в интернет, а некоторые продукты питания используются в косметических целях – овсяные хлопья используются в качестве скраба для лица и тела, а ягоды выступают в роли питающей маски. По такому же принципу пишутся картины, придумываются сказки и создаются скульптуры.

Процесс создания воображения, исходя из предшествующего опыта, у всех протекает по-разному, его можно развивать с помощью различных методик и игр.

Но нужно понимать, что не одна методика не поможет даже мысленно создать картинку слепому от рождения человеку, а глухой с раннего возраста не в состоянии придумать мелодичную музыку, похожую на песню соловья. Только основываясь на полученные ощущения и впечатления можно творить новое, именно поэтому творческие люди так часто пробуют свое мастерство в различных направлениях, много путешествуют и читают.

Презентация: "Воображение"

Методики создания образов воображения

Наше мышление создает новые предметы, используя различные методики обработки имеющихся знаний и впечатлений – это приемы воображения, их несколько.

Наиболее распространенные из них:

  • комбинирование – объединение нескольких частей различных объектов, например, телефон с фотокамерой, многофункциональные инструменты, сказочные герои – русалочка, кентавр, избушка на курьих ножках;
  • аналогия – это методика создания объектов схожих по своим функциям с чем-то уже существующим, по такому принципу были созданы самолеты, прототип которых птицы, фото и видеокамеры устроены также как наши глаза;
  • гиперболизация – когда объект наделяется свойствами чрезмерного увеличения или уменьшения каких-либо его частей и свойств, по такой методике придуманы Гулливер, Дюймовочка, созданы корабли в бутылках и фигуры в ушках иглы;
  • акцентирование – подобные приемы воображения основаны на усиление имеющихся качеств, так например авторы многих книг создают положительного героя и постоянно подчеркивают это в контексте текста;
  • типизация – выделяет основные черты у группы схожих объектов, так создается обобщенное мнение о национальных костюмах разных народов, их внешности и обычаях;
  • придача – это методика наделяет объекты не свойственными им функциями, в сказках такими являются сапоги-скороходы и ковер-самолет;
  • перемещение – прием, который субъективно перемещает объект в не свойственные ему условия, так создаются новые сорта растений и по этому принципу были созданы зоопарки.

Презентация: "Развитие воображения младших школьников"


Приемы воображении, как правило, работают в комплексе. Ярким примером является создание современного смартфона, который совмещает в себе возможности телефона, компьютера, Wi-Fi роутера и фото и видеокамеры, которая создана по принципу работы наших глаз, но, несмотря, на равнозначную работу этих функций, акцент ставиться, все же, именно на то, что это телефон.

На что способно наше воображение

Многие считают его чем-то второстепенным и не важным, но сила воображения способна на многое. Мечтая мы наделяем привычные нам вещи новыми свойствами, которые впоследствии воплощаются в жизнь ведущими компаниями-разработчиками. Также создаются сценарии пьес и фильмов, собирающие целые залы. Но техника и искусство не придел способностей нашей фантазии.

Сила воображения действует на все наши клетки, поскольку мозг не различает видим или чувствуем мы что-то определенное в реальной жизни или просто представляем.

Так для примера, представьте, что вы жуете дольку лимона. Чувствуете, как увеличилось слюновыделение? Так происходит со всеми нашими мыслями.

Существует масса методик, которые с помощью воображения позволяют не только достигать поставленных целей, но справляться с болезнями. Суть их состоит в том, чтобы человек думал только о позитивных вещах, максимально точно моделировал свое ближайшее будущее и то, что с ним будет через 5-10 лет. Это по-настоящему работает, только заниматься этим нужно периодически, а постоянно.


Создавая мысленно позитивные картины своего будущего и настоящего, формируется не только хорошее настроение, которое помогает справляться со всеми текущими проблемами и болезнями, но и формирует планы, цели и методики их достижения. Сила воображения может использоваться и для формирования негативных образов, в этом случае мы даем отрицательный настрой всему организму и избежать заболеваний в этом случае очень нелегко.

Старайтесь думать только о позитивном, и оно к вам притянется.

Создание человеком образов новых объектов обусловлено нуждами его жизни и деятельности. В зависимости от заданий, которые возникают перед ним, активизируются некоторые следы предыдущих впечатлений и образуются новые комбинации ассоциативных связей. Этот процесс бывает разной сложности в зависимости от цели, содержания и предыдущего опыта человека.

Самой элементарной формой синтезирования новых образов является аглютинация (от лат. аglutinare - склеивание) . Это создание образов путем соединения качеств, особенностей или частей, взятых с разных объектов. Например, такими являются сказочные образы русалки - полуженщины, полурыбы, кентавра - получеловека, полуконя, в техническом творчестве - троллейбуса - соединение особенностей трамвая и автомобиля.

Приемом создания новых образов является аналогия. Суть этого приема лежит в том, чтобы создаваемый новый образ похож на реально существующий объект, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта. На принципе аналогии базируется новая отрасль инженерного дела - бионика. Бионика выделяет некоторые особенности живых организмов, которые становятся основными по поводу конструирования новых технических систем. Так было создано много разных приборов - локатор, «электронный глаз» и др.

Новые образы могут создаваться при помощи подчеркивания. Этот прием лежит в специальном усилении в объекте некоторых признаков, которые оказываются доминирующими на фоне других. Рисуя дружеский шарж или карикатуру, художник находит в характере или внешности человека что-то неповторимое, присуще только ей и отмечает на этом художественными средствами.

Создать новые образы можно путем преувеличения (или уменьшения) характеристик объекта. Этот прием широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой (Добрыня Никитич, Змей Горыныч и т.д.) и осуществляют подвиги.

Самым сложным способом создания образов воображения является создание типичных образов. Этот способ нуждается в длительной творческой работе. Художник создает предыдущие эскизы, писатель - варианты произведения. Так, при создании картины «Явление Христа народу» художник О.Иванов сделал около 200 эскизов.

Воображение, которое присутствует в художественном творчестве, можно проиллюстрировать выражением К. Паустовского: « Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, ? все это крупинки золотой пыли.

Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» ? повесть, роман или поэму.» Течение творческого процесса связано с возникновением многих ассоциаций. Их актуализация подчиняется цели, нуждам и мотивам, которые доминируют в актах творчества. Большую роль в создании образов воображения играет практическая деятельность. Пока созданный образ существует только «в голове», он не всегда понятен до конца. Воплощая этот образ в рисунке или модели, человек проверяет его реальность.

Основой по поводу создания образов воображения является взаимодействие двух сигнальных систем. Соотношение чувственного и языкового, образа и слова набирает разного характера в разных видах воображения в зависимости от конкретного содержания деятельности, в которую включается создание образов.

Виды образов воображения

1. Образы предметов и явлений, на данный момент не наблюдаемых, но принципиально доступных для восприятия (существовали в прошлом, известные по описаниям).

2. Образы объектам, наблюдаемых в силу ограниченности органов чувств, но фиксированные приборами (радиация, магнитное поле).

3. Образы объектов, которые должны быть созданы человеком или возникнуть в процессе развития (план дома, прогноз).

4. Образы объектов, не существовали, не существуют и не возможны в будущем (сказочные герои).

Образы воображения возникают как новый синтез элементов, выделенных в известных предметах и явлениях. При создании образов воображения используется ряд психологических средств. Наиболее известные из них следующие.

Гиперболизация - преувеличение или уменьшение объектов и их свойств (ковер-самолет, великан, лилипут, гномы).

Акцентирование - преувеличение отдельных частей с целью вызвать к ним внимание (в карикатурах, шаржах).

Дополнение - к образу определенного предмета добавляются элементы других в необычном сочетании (модернизация техники).

Агглютинация - сочетание элементов разных образов (русалка, кентавр, экскаватор).

Реконструкция - по части образа достраивается целостная структура (работа реставраторов, археологов).

Типизация - выражение общих признаков группы объектов в конкретном образе (герои художественной литературы Иван Чипка - гиблое сила).

Символика - предоставление образа дополнительное значение, не следует из его внешних признаков (голубь - символ мира, символы в украинских вышиванках).

Аллегория - предоставление образа скрытого значения (в баснях действуют звери, а читатель имеет в виду людей).

Аналогия - моделирование новых образов на основе их сходства с реально существующими. Например, бионика проектирует технику с использованием принципов функционирования живых организмов ("электронный глаз", локатор).

4. Виды и индивидуальное своеобразие воображения

Виды воображения выделяют по нескольким критериям.

По характеру цели деятельности

По новизной результатов деятельности

Между продуктивной и репродуктивной воображением нет резкой границы, творческая включая репродуктивные элементы и - наоборот.

Художественная. Ее образы чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и т.д.). Оказывается в работе над произведениями искусства, позволяет художникам подробно и четко видеть воплощаемые ими явления, события. И. Репин, рисуя картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану", признавался, что у него голова идет кругом от их шума. Г. Флобер почувствовал привкус яда в тот момент, когда описывал самоубийство героини романа «Мадам Бовари».

Техническая. Преобладают образы пространственных отношений, геометрических фигур и построений. Фиксируются в виде чертежей, схем, рисунков, на основе которых создается новая техника - изобретения.

Научная. Оказывается в научном поиске и открытиях. Предусматривает организацию эксперимента, постановку гипотез, обобщения, учета системы фактов, способность менять взгляд на нее, видеть ее в различных ракурсах.

По мотивирующей силой

По связи с действительностью

Люди различаются характеристиками воображения - такими, как яркость, содержательность, широта, оригинальность, легкость образования. Описание индивидуальных особенностей воображения дается как оценка превосходящих видов воображения.

Индивидуальные особенности воображения зависят, как от физиологических, так и от личностных факторов. К физиологическим входит тип высшей нервной деятельности, преимущество первой или второй сигнальной системы. К личностным - профессиональный фактор, зависимость от образования, предшествующего опыта.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всœего, связан процесс художественного творчества. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом человека не устраивает. Выделяют следующие способы создания образов воображения:

Агглютинация – «склеивание» различных в повсœедневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр (конь с головой мужчины) и др.

Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета͵ а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. К примеру, многорукие богини, циклопы в мифических сказаниях; трёх, шести, девятиголовые драконы, мальчик-с-пальчик, великаны в русских народных сказках.

Схематизация – состоит по сути в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи. Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др.

Заострение - ϶ᴛᴏ подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя».

Типизация - ϶ᴛᴏ выделœение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто данный приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Наташа Ростова, Евгений Онегин - ϶ᴛᴏ собирательные образы типичных представителœей молодых людей дворянского сословия той эпохи. Образ Иванушки-дурочка в русских народных сказках - ϶ᴛᴏ отражение типичного характера русского народа: ловкость, смекалка и находчивость, леность, доброта͵ смелость и пр.

Вопросы и задания

1. Что такое воображение? В чём состоят особенности процесса воображения?

2. Перечислите основные функции воображения. Приведите примеры из жизни.

3. Охарактеризуйте виды воображения. В чём состоят особенности образов мечты, как вида воображения?

4. Назовите способы создания образов воображения в процессе художественного творчества. Приведите примеры агглютинации, гиперболизации, схематизации, заострения и типизации в художественном творчестве.

Глава 12. Речь и общение

Краткое содержание

Понятие о речи и языке. Понятие о речи. Понятие о языке. Естественные и искусственные языки. Мертвые языки. Речь как способность и умение пользоваться языком.

Виды и функции речи. Виды речи: внешняя речь – устная, письменная, аффективная; внутренняя речь Внутренняя речь как основное средствоо человеческого мышления.

Функции речи. З наковая (сигнификативная) функция. Функция обобщения. Интеллектуальная функция. Коммуникативная функция. Три стороны коммуникативной функции: информационная, выразительная, волеизлиятельная.

Понятие общения. Функции общения. В процессе общения формируют­ся, проявляются и реализуются меж­личностные взаимоотношения. Проблема отношений в работах В. Н. Мясищева. Эффективность труда педагога и искусство общения.

Структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения (по Г.М. Андреевой). Модель коммуникативного процесса (по Лаосуэлу)

Виды и средства общения. Принципы классификации видов общения.Неформальное общение. Социально-ориентированное общение.Групповое предметно-ориенти­рованное общение.Личностно ориентированное об­щение. Речь и неречевые средства общения. Вербальная речевая и невербальная коммуникация.

Стили общения и их характеристика. Педагогическое общение и его эффективность. Стили педагогического общения: демократический, авторитарный, либеральный.

1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства, Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчика, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически всё: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Недоросля, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.

5. Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.


6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические качества и свойства). На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.).

7. Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и её сестры Тани. Точно также слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.

Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

3. Что даёт человеку знание основных законов памяти?

4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

6. Какая информация передается в долговременную память?

7. Перечислите основные процессы памяти.

8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

13. В чем специфика словесно-логического мышления?

14. В чем различие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

15. В чем специфика творческого воображения?

16. Назовите виды воссоздающего воображения.

17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

19. Как можно использовать аналогию и перемещении при понимании других людей?

20. Каковы особенности памяти у детей.

21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях.

· врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

· экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

· свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

· ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

· режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

Задание 2

Как вы объясните описанные факты?

· Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал её в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти, и роль была забыта им совершенно.

· В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л.Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет.

Задание 3

· Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

· Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

· Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

· Художник разрабатывает проект оформления актового зала;

· г) ребенок слушает сказку «Три поросенка».

Задание 4

Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, баба –яга, Плюшкин, скатерь-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С.Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

Задание 5

Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).

А. Раскройка портнихой деталей будущего платья.

Б. Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

В.Проектирование дизайнером интерьера помещения.

Г. Решение студентом задачи по теоретической механике.

Д. Собирание ребенком конструктора.

Е. Составление архитектором будущего плана постройки.

Задание 6

Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления, направлены следующие заданные воздействия?

· Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

· Составить предложение из данного набора слов.

· Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

· Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.