Презентация универсальные учебные действия в начальной школе. Мастер-класс "формирование ууд в начальной школе"

УМК Гармония

Формирование Универсальных учебных действий в начальной школе

Торопина Е.В.,учитель начальных классов МОУ СОШ с.Большой Мелик


Что же такое «Универсальные учебные действия»?

Универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.


Виды универсальных учебных действий

Познавательные УУД - общеучебные, логические, знаково – символические

Регулятивные УУД целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные УУД планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Учебный предмет «Русский язык»

Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса.

Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению.

При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.) .


Одним из примеров формирования самоконтроля, в данном случае орфографического, является последовательно реализуемый в учебнике приём письма с «окошками» – пропуск самим учеником во время письма сомнительной для него буквы. Использование этого приёма направляется социальным мотивом: «На родном языке… писать с ошибками стыдно! «Окошко» лучше ошибки!».

Формирование познавательных учебных действий, обучение младших школьников поиску и использованию информации, различным видам работы с ней – осуществляется в трёх направлениях:

а) обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний, преобразованию, структурированию, воспроизведению и применению с учётом решаемых задач;

б) обучение пониманию информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей и т.п.;

в) обучение использованию для

решения разнообразных практических

задач различных словарей, справочников.




Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них: 1 . Обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; 2. Общение авторов с ребёнком через письменный текст, 3. Систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; 4. Организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.



Формированию коммуникативных умений, толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника способствуют не только специальные задания, но и характер введённых в учебник персонажей: младший по возрасту Антон и мальчик-иностранец, начинающий изучать русский язык. «Общение» с такими персонажами поможет ребёнку: 1) учиться 2) понимать точку зрения другого человека, его трудности 3) соотносить их со своими 4) создавать понятные для собеседника высказывания 5) что-то объяснять, отвечать на заданные вопросы 6) контролировать выполняемые действия и т. д.


Кроме того, учебник предполагает живое общение детей друг с другом. Сотрудничество детей может проявляться: а) в распределённой деятельности при выполнении различных наблюдений, языковых «опытов», при поиске слов в словаре; б) в предварительном обсуждении того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; в) в объединении усилий при выполнении задания, в совместном поиске ответа, требующего догадки, «расшифровки» схемы, модели; г) в рассказывании друг другу того, что предстоит оформить письменно, в организованном учебном диалоге; д) во взаимопроверке выполненной работы.


Учебный предмет «Математика» Н.Б.Истомина. Математика является основой развития познавательных действий : логических, включая и знаково-символические, планирование(цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.



Учебный предмет «Литературное чтение» О.В.Кубасова. Обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий: смыслообразования (л) через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания(л) на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений; основ гражданской эдентичности (л) путем знакомства с героическим историческим прошлым России; эстетических ценностей (л); умение понимать контексную(л) речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умение произвольно и выразительно строить контексную речь(к) с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умение устанавливать логическую причинно-следственную связь(п) событий и действий героев произведения; умения строить план (р) с выделением существенной и дополнительной информации.


«Окружающий мир» (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин) В содержании курса реализуются идеи интегрированного подхода к обучению: интегрированы знания о природе, человеке, обществе, истории Отечества. Реализован краеведческий принцип обучения. Предложенная система заданий позволяет учителю формировать не только предметные умения, но и универсальные учебные действия. У чебно-познавательная деятельностиь учащихся : работа парами, в группе, индивидуально. Предлагаются темы для проектных и творческих работ. Учебная деятельность организуется таким образом, что позволяет формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации : рисунок, модель, наблюдения, опыт, энциклопедия, интернет и др. .


Достаточное количество творческих заданий разного уровня сложности позволяет реализовать идеи развивающего обучения. Учебная информация представлена в таком виде, что позволяет реализовать деятельностный подход к обучению – знания добываются, а не репродуцируются. Достаточное внимание уделено формированию знаний и умени й, которые необходимы ученику не только для учения, но и для его повседневной жизни. Особое внимание уделено формированию логических операций : анализу, сравнению, обобщению, классификации. Широко представлены задания по наблюдению и дальнейшему моделированию природных объектов и явлений, социальных явлений, кодированию и декодированию полученной информации, по добыванию знаний через опытно-экспериментальную деятельность и др.




Учебный предмет «Технология» Н.М.Конышева, прежде всего нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности , индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации

Формирование познавательных учебных действий . Школьники учатся находить нужную информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами. Самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода работы. Задания, предписывающие следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы. Организации рабочего места, поддержанию порядка на рабочем месте. Формирование коммуникативных УУД : выполнение заданий в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формирование умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.



Проект : «Комнатные растения-наши друзья»


Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Терпенья вам и творческих успехов В такие непростые наши дни!


Спасибо за внимание !

Список литературы: 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли:/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – (Стандарты второго поколения). 2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения). 3.Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). 4.Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы. – приложение к ФГОС. 5. Литературное чтение «Любимые страницы» учебник для 3 класса, О.В.Кубасова. 6.Литературное чтение, рабочая тетрадь, 3 класс О.В.Кубасова. 7.Математика, учебник для 3класс Н.Б.Истомина. 8.Тетрадь по математике 3 класс №1,№2 Н.Б.Истомина 9.Окружающий мир, учебник для 3 класса, О.Т.Поглазова. 10.Русский язык «К тайнам нашего языка», учебник для 3 класса ч.1,ч.2, М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. 11.Тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» №1,№2,№3, 3класс М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

1 слайд

Формирование личностных универсальных учебных действий Педагог-психолог МБОУ СОШ № 9 Кушова Н.Н.

2 слайд

Личностные УУД Обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

3 слайд

Личностные УУД 3 типа личностных действий: Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно – этическая ориентация

4 слайд

Как сформировать личностные УУД Поддерживать познавательную потребность Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении Реализации потребности в самовыражении Позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков Участие в общественной жизни школы, города, района

5 слайд

Портрет ученика со сформированными личностными УУД: -1. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат -2. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку -3. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься -4. У ребенка развита рефлексия -5. У ребенка сформирована учебная мотивация -6. У ребенка сформирована адекватная самооценка

6 слайд

1 класс 1. «Беседа о школе» 2. Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» 2 класс «Беседа о школе» Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» 3 класс 1. «Кто Я» Типовые задачи для оценки уровня сформированности личностных УУД

7 слайд

«Беседа о школе» Цель: Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения Вопросы: Тебе нравится в школе? Что в школе больше всего нравится? «Кто такой хороший ученик» Согласишься ходить в школу не каждый день? Есть школа, где каждый день….. Вопрос знакомого тебе Ты хорошо поработал на уроке….

8 слайд

«Беседа о школе» 1 класс 2 класс низкий пониженный Средн (баз) высок 0 4 4 21 низкий пониженный Средн (баз) высок 0 0 10 20

9 слайд

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Цель: Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника 1 класс 2 класс Низкий 2 Средний 18 Высокий 9 Низкий 0 Средний 30 Высокий 0

10 слайд

Как развивать личностные УУД Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение Адаптация к быстроменяющемуся миру Цените детскую индивидуальность Развитие у детей инициативности, любознательности, произвольности Поддерживайте обратную связь в общении с детьми Создание ситуации «успеха» Использование мультимедийных презентаций в урочной и внеурочной деятельности

11 слайд

Как развивать личностные УУД 2. Действие смыслообразования Создание оптимальных условий развития для каждого ученика Предоставление детям право выбора Привитие навыков школьного самоуправления Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей

12 слайд

Как развивать личностные УУД 3. Действие нравственно-этического оценивания Привитие детям духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание Приобщение детей к культуре Создание условий для формирования эмпатии и толерантности

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе Морозова Ольга Владимировна, Анциферова Светлана Геннадьевна, Третьякова Татьяна Александровна учителя начальных классов МАОУ «Средняя школа №112»

Что же понимается под личностными универсальными действиями? ребёнка, к ЛУУД- это система действий самого которая способствует его развитию и самосовершенствованию, это: - положительное отношение к учению, -готовность школьные затруднения, -интерес предметам, -стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, -осознание ответственности за себя и свои действия, -этические чувства. преодолевать изучаемым

универсальные учебные Личностные действия обеспечивают ценностно­смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. три вида действий: Применительно к учебной деятельности следует выделить

Личностные универсальные учебные действия Действия самоопределени я Действия смыслообразования Действия нравственно- этического оценивания 1.Положительные нравственные качества; 2.Адекватное оценивание чужих поступков 1.Личностное (самопознание, самооценка, идентичность) 2.Профессиональное 3.Жизненное 1.Сформированная учебная мотивация 2.Осознанность учения и личная ответственность 3.Адекватное реагирование на трудности

самоопределение развитие самооценки, которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу. Иначе он оценку взрослого правильно принять не сможет. Оценка его учебных достижений не станет основанием для того, что бы пересмотреть своё отношение к учению действие, связанное с формированием идентичности личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны внутренняя позиция ученика (Я-концепция) одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика

смыслообразование Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе ­развития познавательных интересов, учебных мотивов; ­ формирования мотивов достижения и социального признания; ­ мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

внутренней определения позиции Для школьника (УУД­ самоопределение) можно использовать методику «Беседа о школе» (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера). определения самооценки Для (когнитивный компонент) можно предложить методику «Кто Я?» (регулятивный компонент) методику «Хороший ученик». уровня Для выявления осознанности своих возможностей в учении (самоопределение) используется каузальной методика атрибуции успеха/неуспеха.

Для диагностики мотивации учебной деятельности (смыслообразование) используются: 1) методика «Незавершенная сказка»; 2) «Беседа о школе» (модифицированный вариант Д.Б.Эльконина); 3) опросник мотивации.

Методика «Беседа о школе» Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5-8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ученик должен ответить на вопросы: 1. Тебе нравится в школе? 2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? 3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь? И.т.д

Методика «Незавершенная сказка» Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задавать вопрос. Возраст: 6,5-8 лет. Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании. Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что то спросить?»

Опросник мотивации по Н.Г.Лускановой Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Прослушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса». 1. Как ты чувствуешь себя в школе? 1) Мне в школе нравится. 2) Мне в школе не очень нравится. 3) Мне в школе не нравится. 2. С каким настроением ты идешь утром в школу? 1) С хорошим настроением. 2) Бывает по-разному. 3) Чаще хочется остаться дома. 3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? 1) Пошел бы в школу. 2) Не знаю. 3) Остался бы дома. 4. Как ты относишься к домашним заданиям? 1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были. 2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было. 5. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? 1) Нет, не хотел бы. 2) Не знаю. 3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены. 6. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? 1) Рассказываю часто. 2) Рассказываю редко. 3) Вообще не рассказываю. 7. Есть ли у тебя друзья в классе? 1) У меня много друзей в классе. 2) У меня мало друзей в классе. 3) У меня нет друзей в классе. 8. Как ты относишься к своим одноклассникам? 1) Мне нравятся мои одноклассники. 2) Мне не очень нравятся мои одноклассники. 3) Мне не нравятся мои одноклассники.

ЛУУД нравственно­этического оценивания обеспечивают развитие таких качеств личности, как: - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами; - способность оценивать свое поведение и поступки; - понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; - нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; - установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Смысловые акценты личностных УУД Русский язык Литературн ое чтение Математика Окружающ ий мир жизненное самоопреде- ление нравственно- этическая ориентация, самопознани е, смыслоопред е-ление смыслообра- зование нравственно- этическая ориентация

Образовательные технологии, применяемые для развития ЛУУД

Образовательные технологии, применяемые в развитии ЛУУД 1. Технология проблемного диалога. 2. Технология проектной деятельности. 3. ИКТ технологии. 4. Технология ситуативного 5. Технология продуктивного обучения. чтения. 6. Технология уровней дифференциации.

Приёмы, используемые для формирования личностных универсальных учебных действий.  «Строим тёплое солнышко из лучиков любви над нашим городом»  Мини - исследование «Цветы Любви» (- Беседа «Что такое любовь?» -Чтение «Сказки о ветре» -Игра «Фея Любви» -Беседа о сердце -Практическая работа: Рисунок «Цветы любви» -Выставка работ)  Волшебная радуга  Игра «Красный, желтый, голубой». Игра «Дары радуги Составление рассказа о себе «Я – старательный ученик».

Использование таких приёмов в процессе проектно- исследовательской деятельности направлено на развитие индивидуальности личности, раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирует такие личностные УУД, как:  адекватная самооценка; .  испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;  формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Таким образом, в сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы: внутренняя позиция школьника; широкая мотивационная основа учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры; чувство прекрасного и эстетические чувства

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

Спасибо за внимание!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Формирование УУД в начальной школе МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Веретенникова И.П., учитель начальных классов

Универсальные учебные действия в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуника-тивные

Виды заданий на уроках с УУД личностные: Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение ситуации Самооценка событий Дневники достижений

Виды заданий на уроках с УУД регулятивные: Преднамеренные ошибки Поиск информации в предложенных источниках Взаимоконтроль «Найди ошибку»

Виды заданий на уроках с УУД познавательные: Упорядочивание «Цепочки» Составление схем-опор Работа с разного вида таблицами Составление и распознавание диаграмм Поиск лишнего

Виды заданий на уроках с УУД коммуникативные: Составь задание однокласснику Оцени работу товарища Работа в группах «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Соотнесите предметы и звуковые модели слов. В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова? Русский язык

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей. Окружающий мир

Личностные УУД Регулятив ные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой? Как нужно было ухаживать за репкой? Почему репка выросла большая – пребольшая? Сочини продолжение сказки с друзьями. Литературное чтение

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему? Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны? Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года. Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером. Английский язык

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Какой цвет является твоим любимым и почему? В какой последовательности будет выполнен портрет? С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж? Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе. Изобразительное искусство

Универсальные учебные действия на ступени основного общего образования задача начальной школы задача основной школы «учить ученика учиться» «учить ученика учиться в общении» Задача должна быть трансформирована

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Технологии: 1. Информационно – коммуникационная технология 2. Технология развития критического мышления 3. Проектная технология 4. Технология проблемного обучения 5. Игровые технологии 6. Модульная технология 7. Технология мастерских 8. Кейс – технология

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

(слайд 1) Многие учёные, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается роль современной начальной школы? Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Решение данной задачи становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

(слайд 2) Что же включает в себя понятие «универсальные учебные действия»? В широком значении термин УУД означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса.

(слайд 3) В чём заключаются функции универсальных учебных действий?

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Обеспечению успешного усвоения знаний, формированию умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

(слайд 4) Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

(слайды 5-6) Личностные:

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

(слайды 7-8)

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

Целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

(Слайды 8-9)

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

(Слайды 10-11) Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

СЛАЙД 13-17 примеры формирования УУД на различных уроках.

СЛАЙД 18 Преемственность.

СЛАЙД 19 Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС

Слайд 20

Технологии:
1. Информационно – коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология проблемного обучения
5. Игровые технологии
6. Модульная технология
7. Технология мастерских
8. Кейс – технология


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные: создать условия для формирования у детей представления о …; создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; познакомить детей с …; с помощью опытов показать …. Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь. Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия; воспитывать умение слушать других.

3 слайд

Описание слайда:

УУД Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

4 слайд

Описание слайда:

УУД Коммуникативные УУД: формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.

5 слайд

Описание слайда:

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник.

6 слайд

Описание слайда:

Требова-ния к уроку Традицион-ный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирова-ние Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

7 слайд

Описание слайда:

Практичес-кая деятель-ность учащихся Под руководством учи-теля учащиеся выпол-няют ряд практических задач (чаще применя-ется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществля-ют учебные действия по намеченному плану (применяется группо-вой, индивидуальный методы), учитель консультирует Осуществле-ние контроля Учитель осуществляет контроль за выполне-нием учащимися практической работы Учащиеся осуществля-ют контроль (применя-ются формы самоконт-роля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществле-ние коррекции Учитель в ходе выпол-нения и по итогам вы-полненной работы уча-щимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулиру-ют затруднения и осу-ществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

8 слайд

Описание слайда:

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем Оценивание учащихся Учитель осуществля-ет оценивание рабо-ты учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оцени-вание результатов деятельности това-рищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

9 слайд

Описание слайда:

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

10 слайд

Описание слайда:

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

11 слайд

Описание слайда:

СПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ К УСВОЕНИЮ: 1-4 мин. – 60 % информации 5 - 23 мин. – 80 % информации 24 -34 мин. – 50 % информации 35 -45 мин. – 6 % информации

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

14 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

15 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

16 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (УРОК ПОВТОРЕНИЯ) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

17 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

18 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

19 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА УРОКА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

20 слайд

Описание слайда:

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА Этапы урока Деятель-ность педагога Деятель-ность учащихся УУД

21 слайд

Описание слайда:

«СУДИ СЕБЯ САМ. ЭТО САМОЕ ТРУДНОЕ. СЕБЯ СУДИТЬ КУДА ТРУДНЕЕ, ЧЕМ ДРУГИХ. ЕСЛИ ТЫ СУМЕЕШЬ ПРАВИЛЬНО СУДИТЬ СЕБЯ, ЗНАЧИТ, ТЫ ПОИСТИНЕ МУДР.» А. де Сен-Экзюпери

22 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задание… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось… Я научился… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…

23 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Школьникам предлагается анкета. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше /стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным/не интересным

24 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Работа с сигнальными карточками: Зеленая – я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я с пользой и хорошо работал, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке; Желтая – урок был интересен, я принимал в нем участие, я отвечал с места, выполнил ряд заданий, мне было достаточно комфортно; Красная – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не нужно, к ответу на уроке я был не готов.

25 слайд

Описание слайда:

РЕФЛЕКСИЯ. Выберите 1 фразу для соседа по парте: ты молодец, я доволен твоей работой на уроке, ты мог бы поработать лучше. «Острова». У каждого ученика карта настроения. Поставьте знак, на каком из островов вы сегодня побывали: о-в Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

26 слайд

Описание слайда:

САМОАНАЛИЗ УРОКА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ: - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Описание слайда:

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА 4. Характеристика плана урока: - содержание учебного материала; - методы обучения; - приёмы обучения; - формы организации познавательной деятельности. 5. Как был построен урок в соответствии с планом: - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата. 6. Структурный аспект самоанализа урока: - анализ каждого элемента урока; - его вклад в достижение результата; - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

29 слайд

Описание слайда:

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА 7. Функциональный аспект: - насколько структура урока соответствовала общей цели; - соответствие возможностям класса; - анализ стиля отношений учителя и учащихся; - влияние на конечный результат урока. 8. Аспект оценки конечного результата урока: - формирование универсальных учебных действий на уроке; - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока; - причины разрыва; - выводы и самооценка.

30 слайд

Описание слайда:

Методсовет (методический портал учителя) metodsovet.moy.su/ Завуч.инфо www.zavuch.info/ Сайты учителей начальных классов uchportal.ru/dir/5-2-2 Сеть творческих учителей it-n.ru/ Начальная школа. / www.nachalka.com/ Управление начальной школой. www.pervoklassnik.resobr.ru/ Раннее развитие детей www.danilova.ru/ 1 сентября (советы родителям и ученикам). www.1sentyabrya.ru/ Сценарии празников. www.teacherday.narod.ru/ Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др. http:// www . uroki . net ./ Солнышко. http:// www . solnet . ee / index . html LenaGold . Коллекция фонов и клипартов. http://lenagold.ru/ Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ Портал для учителей «В помощь современному учителю». http://k-yroky.ru/ Издательский дом «1 сентября». Газеты и журналы по предметам. http://www.1september.ru/

31 слайд

Описание слайда:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/ Педагогическое сообщество (педсовет) http://pedsovet.su/ Коллекция презентаций RusEdu http://www.rusedu.ru/ Методисты. Профессиональное сообщество педагогов. http://metodisty.ru/index.php Коллекция презентаций http://www.ppt.3dn.ru/ Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/ Завуч http://www.zavuch.info/ Открытый класс http://www.opencl ass.ru/ Лучшие детские сайты на narod.ru http://nashidetochki.narod.ru/ Красная книга России http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm Международная Красная Книга http://www.floranimal.ru/intredbook.php Учительский портал http://www.uchportal.ru/ Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/ Международный союз образовательных сайтов (Веб-круг друзей) http://webkolo.clan.su/ Образовательный портал ВНЕУРОКА http://vneuroka.ru/ http://romanev.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-36