Сигналы военного регулировщика движения из наставления. Сигналы и жесты регулировщика в картинках с пояснениями

В наше время регулировщики подобны уссурийским тиграм - встречаются они довольно редко, а при встрече мы пугаемся и стараемся избежать контакта с ними. А все потому, что мы не знаем сигналов регулировщика, которые на самом деле являются элементарными. Мы предлагаем вам раз и навсегда решить вопрос с этими сигналами и забыть о том, что когда-то один вид регулировщика, размахивающего жезлом, мог ввести вас в ступор.

Несмотря на то, что регулировщик дорожного движения давно переместился в категорию анахронизмов, каждый водитель просто обязан знать его сигналы, потому как случаются такие ситуации, когда с ералашем на перекрестке может справиться только живой человек. Даже суперсовременные системы светового контроля дорожного движения могут запросто выйти из строя, потому на смену электронике всегда готов выйти опытный автоинспектор, который при помощи волшебной полосатой палки умеет отдавать приказания многотонным автомобилям, послушно выполняющим все его требования.

Так как регулировщики выходят на перекрестки довольно редко, многие водители понятия не имеют, как себя вести при том или ином сигнале. И это несмотря на то, что в автошколах изучение сигналов регулировщика является обязательным.

Традиционный образ регулировщика — это человек в форме и с жезлом в руках, который иногда заменяется диском со светоотражателем или красным сигналом. Однако ни жезл, ни диск не являются обязательными условиями. Этот инструментарий используется лишь для того, чтобы увеличить видимость подаваемых сигналов. Это значит, что водитель ни в коем случае не имеет права игнорировать эти сигналы, подаваемые регулировщиком просто руками, то есть без использования подручных средств.

Особенность регулировщика заключается в том, что он имеет приоритет перед светофорами и дорожными знаками, отменяя их значение. Иными словами, все обязанности трудяг-светофоров перекладываются на хрупкие плечи регулировщика. И тут нужно акцентировать внимание на одном нюансе: сигналы регулировщика должны уметь правильно трактовать не только водители, но и пешеходы. Как известно, незнание правил и законов не освобождает от ответственности. Так что, товарищи пешеходы, а также «пешесиды» и «пешестои», пришло время к простой схеме светофора приобщить и элементарные знания сигналов, подаваемых регулировщиком.

Поднятая вверх рука: воображаемый красный свет

Если регулировщик поднимает руку верх, это значит, что ни пешеходы, ни транспорт не имеют права двигаться в каком либо направлении. Этот сигнал позволяет очистить перекресток от всех участников дорожного движения.

Это необходимо, например, для того, чтобы дать дорогу спецтранспорту, который следует через перекресток.

Разведенные в стороны или опущенные руки — красный!

Оба эти сигнала идентичны. Возникает вопрос - зачем так усложнять задачу, если можно было принять один сигнал? На самом деле все просто объясняется. Бывают ситуации, когда регулируется узкий перекресток или же едут крупногабаритные транспортные средства, а разведенные в стороны руки могут существенно усложнить движение автомобилей, но в первую очередь дальнейшее функционирование регулировщика.

Теперь поговорим собственно о значении этого сигнала. Сразу же мысленно представим себе, что руки регулировщика - это шлагбаумы, которые мы привыкли видеть на железнодорожных переездах. Если вы находитесь в положении перед грудью или спиной регулировщика, значит, дальнейшее движение вам запрещено. В том случае, если регулировщик стоит боком к вашему автомобилю, вы можете следовать прямо или направо.


А вот трамваи могут ехать только прямо, забыв на время о существовании такого направления, как «направо». Вообще трамваи должны руководствоваться одним простым правилом, которое можно сформулировать следующим образом - «в рукав - из рукава». Иными словами, вагоновожатый должен мысленно въезжать в рукав регулировщика, который находится ближе, и выезжать из того, который находится дальше.

Правая рука, вытянутая вперед

Если водитель повернулся к вам грудью и направил в вас свой полосатый указующий перст, тогда вы можете спокойно крутить руль вправо и давить на газ. Двигаться в других направлениях, кроме как направо, нельзя.

Те транспортные средства, которые оказались за спиной и справа от регулировщика, обязаны остановиться и ждать своей очереди.

Больше всего повезло водителям, которые расположены слева о регулировщика: им разрешено движение во всех направлениях. А трамваи, проезжающие туннелями рукавов, могут двигаться исключительно налево.

Участники дорожного движения, которые передвигаются на своих двух, могут переходить дорогу за спиной регулировщика.

Внимание

Если регулировщик меняет положение рук и корпуса, вы можете завершить маневр, не боясь, что вам предъявят обвинения в нарушении правил дорожного движения.

Итак, давайте сформулируем общие правила, которые впоследствии помогут намного легче понять сигналы и жесты регулировщика и их значения.

  • человек с жезлом разрешает движение исключительно с двух сторон перекрестка;
  • вытянутые руки регулировщика всегда показывают на те направления, откуда разрешается движение;
  • спина регулировщика всегда приравнивается к красному сигналу светофора;
  • трамваи могут ехать только вдоль рук регулировщика, а автомобилям разрешено движение еще и направо.

Если вы до сих пор боитесь регулировщиков, тогда время избавляться от своей ничем не обоснованной фобии. И даже если регулировщик дорожного движения предстает перед вами в образе грозного дядьки, который размахивает руками и активно ругается матом, помните, что в первую очередь он является вашим помощником.

В наше время увидеть на дороге регулировщика с полосатым жезлом - большая редкость. А когда-то они были неотъемлемой частью городского пейзажа. Наверное, потому-что поставить человека было дешевле, чем железный столб светофора.

Вспомним, как это было.

Как утверждают исторические источники, первые регулировщики в нашей стране появились ещё царское время. В 1908 году, сначала в столице империи – Санкт-Петербурге, а затем и в Москве полицейским «на более бойких по движению улицах присвоены белые трости для регулирования движения и безопасности пешеходов».
К сожалению, снимков с дореволюционными регулировщиками я пока не нашёл. Равно как и их коллег первых лет советской власти.

Самые ранние известные мне фотографии относятся ко второй половине 1920-х гг., когда регулировщиков стало больше в связи с интенсификацией автотранспортного движения.

1926 год. Регулировщик в Москве:

1929 год. Регулировщик на Арбатской площади в Москве:

Светящаяся подставка-пенёк — это круто! На более поздних снимках такие уже не встречаются.
Заодно и ноги грела, наверное.

Зато жезлы в конце 1920-х почему-то упразднили (их вернут только перед войной).

1930е. Постовой на Зубовской в Москве:

1931 год. Ялта:

Иногда жезлы всё же встречались (очевидно, вопрос решался на местном уровне).

1932 г. Киев. Милиционер-регулировщик:

1932 г. Харьков. Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарём:

1936 г. Милиционер-регулировщик ночью на Арбатской площади в Москве:

1937 г. Киев. Милиционер регулирует движение судов на Днепре:

1941 г. Москва:

В Великую Отечественную войну регулировщиков сменили регулировщицы.

1943 г. Регулировщица И. Пажинская в Ленинграде:

На военных снимках уже все с жезлами (их вернули перед войной).

1945 г. Регулировщица на улице Москвы:

1946 г. Ростов-на-Дону. Регулировщица:

1947 г. Киев:

Она же:

Но потом опять эту тяжелую работу стали делать почти исключительно мужчины.

1955 г. Москва, Кутузовский пр-т:

Обратите внимание, в кадре одновременно регулировщик и работающий светофор!

1956 г. Одесса:

1956 г. Регулировщик на Красной площади:

1956-57 гг. Манежная площадь в Москве:

1958 г., поворот на Мацесту.

Hаводчик артиллерийского орудия входит в состав орудийного расчета, является заместителем командира орудия. Свою деятельность осуществляет в ходе непосредственного выполнения боевой задачи, производя расчеты угломеров, наведение орудия в цель и выстрел на поражение живой силы и огневых средств противника

Наводчик артиллерийского орудия обязан:

хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к боевому применению;

быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности;

безошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицеливания, установку шкалы прицела, точно наводить орудие на цель и вести меткий огонь

Как заместитель командира орудия, он должен знать в полном объеме его обязанности (соответствующие разделы воинских уставов и наставлений, тактику и возможности артиллерии противника)

В ходе учебно-боевой деятельности наводчик отрабатывает нормативы по наведению орудия в цель, изучает устройство механизмов наведения, прицельного устройства, приемы расчета угломеров и т.д

Hаиболее напряженными моментами в деятельности наводчика являются – однообразное и точное наведение орудия в цель и производство выстрела

Деятельность наводчика артиллерийского орудия сопряжена со значительными энергетическими, динамическими и статическими нагрузками, осуществляется в напряженном, заданном условиями боевой обстановки темпе. Объем перерабатываемой информации – средний. Тип деятельности – преимущественно исполнительский. Деловые контакты с номерами расчета – частые и непосредственные

Основные средства труда – оптические приборы и механизмы наведения артиллерийского орудия

Для эффективного выполнения своих обязанностей наводчик должен обладать: способностью к быстрому счету в уме и быстрому выполнению сложных двигательных действий, самообладанием и выдержкой, находчивостью, быстрым восприятием и пониманием устной речи, точными и координированными движениями обеими руками, подвижностью пальцев, быстро и точно манипулировать с помощью пальцев, длительно сохранять интенсивное внимание, несмотря на усталость и действие постоянных раздражителей, быстрой реакцией на движущийся объект

Для овладения специальностью необходимо среднее (полное) общее образование

Обучение наводчиков артиллерийских орудий проводится в учебной воинской части

Hаводчик может повысить свою классную квалификацию, а по службе может быть назначен на должность командира орудия или заместителя командира взвода

Родственные гражданские специальности: автоматчик, зуборезчик, зубошлифовщик, оптик, оптик-механик, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник, ювелир-монтировщик, юстировщик

  • 6. Способы развёртывания дорожно-комендантской службы.
  • 7. Требования, предъявляемые к дорожно-комендантской службе, ее элементы.
  • 8. Организация дорожно-комендантской службы в районе переправ.
  • 9. Организация дорожно-комендантской службы в крупных населённых пунктах.
  • 10.Организация дорожно-комендантской службы в условиях массовых разрушений, заражений, пожаров и в тёмное время суток.
  • 11. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение поста регулирования движения.
  • График дежурства на посту регулирования движения № _______
  • 12. Предназначение, организация, возможности, вооружение и оснащение дорожно-комендантского отделения.
  • Тактико-технические характеристики
  • 13. Назначение, устройство, основные характеристики технических средств регулирования движения. Общие сведения о технических средствах регулирования движения
  • Электрифицированные жезлы
  • Основные характеристики и устройство жезлов
  • Подготовка к работе
  • Работа с жезлом
  • Уход за жезлом и его хранение
  • Электрифицированные вехи
  • Основные характеристики и устройство электрифицированных вех
  • Плавающие вехи
  • Малогабаритный светофор афр-2
  • Основные характеристики и устройство светофора афр-2
  • Подготовка светофора афр-2 к работе
  • Установка светофора афр-2
  • Уход и хранение светофора афр-2
  • Переносные электромегафоны
  • Основные характеристики и устройство электромегафона эм-2
  • Основные характеристики и устройство электромегафона зпэм-5
  • Подготовка электромегафона к работе
  • Работа с электромегафоном
  • Уход и хранение электромегафона
  • Особенности ухода за электромегафоном зпэм-5
  • Характерные неисправности и их устранение
  • Громкоговорящая установка гу-20м
  • Основные характеристики и устройство установки гу-20м
  • Подготовка к работе гу-20м
  • Работа с установкой гу-20м
  • Уход и хранение установки гу-20м
  • Сборно-разборный шлагбаум
  • Основные характеристики и устройство сборно-разборного шлагбаума
  • Подготовка к работе сборно-разборного шлагбаума
  • Дорожные знаки
  • Машины комендантского наряда
  • 14. Задачи и способы регулирования движения.
  • 15. Посты регулирования на военно-автомобильных дорогах.
  • Неподвижные посты регулирования
  • 1. У железнодорожного переезда (охраняемого):
  • Технические средства и принадлежностей для регулировщика и поста регулирования движения
  • Подвижные посты регулирования
  • Порядок задержания транспортных средств постами регулирования
  • 16. Порядок развёртывания и оборудования постов регулирования движения. Места расположения неподвижных постов регулирования
  • Технические средства и принадлежности для регулировщика и поста регулирования движения
  • Порядок оборудования неподвижного поста регулирования
  • 17. Регулирование движения у железнодорожного переезда и на перекрёстке дорог.
  • 18. Обязанности начальника поста регулирования движения.
  • 19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.
  • 20. Современное воинское движение и его характеристики.
  • Характеристики воинского движения
  • 21. Порядок движения. Восстановление прерванного движения.
  • Порядок движения на вад
  • Восстановление прерванного движения на вад
  • 22. Табельные автодорожные разборные мосты и их тактико-технические характеристики.
  • Малый автодорожный разборный мост марм
  • Характеристики марм
  • Средний автодорожный разборный мост сарм
  • Характеристики сарм
  • Особенности конструкции материальной части и комплектности моста сарм-м
  • Большой автодорожный разборный мост барм
  • Характеристики барм
  • 23. Общие сведения о правилах движения.
  • 24. Причины дорожно-транспортных происшествий и мероприятия по их предупреждению.
  • Все дтп по характеру механизма их совершения подразделяются на следующие виды: столкновения, опрокидывание, наезды и прочие происшествия.
  • 25. Назначение, состав и задачи диспетчерских пунктов.
  • 26. Размещение и оборудование диспетчерских пунктов.
  • 27. Организация работы диспетчерских пунктов.
  • 28. Виды и назначение пунктов обслуживания на военно-автомобильных дорогах.
  • 29. Основные задачи эксплуатационного содержания дорог.
  • Вопрос 6. Медицинский пункт, его размещение в полевых условиях, обязанности должностных лиц.
  • 30. Эксплуатационное содержание военно-автомобильных дорог в разное время года. Содержание вад весной
  • Содержание вад осенью
  • Содержание вад летом
  • Содержание вад зимой
  • 31. Средства связи, применяемые в дорожно-комендантских подразделениях.
  • 32. Дорожные знаки.
  • Предупреждающие знаки
  • 2. Запрещающие
  • 3.Информационно-ука­зательные
  • 4. Знаки сервиса
  • Вопрос 3. Табельные и изготавливаемые в войсках знаки ограждения и указательные знаки.
  • 34. Объекты на военно-автомобильных дорогах, подлежащие защите, охране и обороне, способы и средства воздействия на них противника.
  • 35. Мероприятия по защите, охране и обороне военно-автомобильных дорог. Защита на военно-автомобильных дорогах
  • 36. Действия личного состава дорожно-комендантского взвода по защите, охране и обороне района расположения взводного гарнизона.
  • 19. Общие обязанности регулировщика. Обязанности в особых условиях.

    Регулировщик подчиняется начальнику поста или (когда он выполняет задачу самостоятельно) лицу, которое его постави ло . Кроме них давать регулировщику указания, касающиеся его работы, снимать его с поста никто не имеет права. Его требования и подаваемые им сигналы должны строго выполняться всеми, к кому они обращены.

    Регулировщик отвечает за осуществление пропуска колонн в нужном направлении и, находясь постоянно на указанном ему месте, обязан:

      уметь пользоваться жезлом регулировщика, сигнальными флажками, сигнальным фонарем;

      четко подавать сигналы, пропускать только разрешенный для движения по данной дороге вид боевой техники и транспорта строго в указанном начальником поста направлении, в установленной после­довательности, содействовать беспрепятственному проезду машин командования, машин, оборудованных специальными сигнальны­ми устройствами и знаками;

      немедленно принимать меры к устранению задержек дви­жения;

      знать опознавательные знаки колонн;

      внимательно наблюдать за движением и обстановкой в районе поста регулирования, требовать выполнения водителями правил движения и соблюдения мер маскировки;

      при нарушении водителями правил движения задерживать одиночно следующие машины, записывать их номера и докладывать начальнику поста,

      знать состояние дороги в районе своего поста, имеющиеся объ­езды, места возможных укрытий, пункты обслуживания, названия ближайших населенных пунктов и расстояние до них, местона­хождение коменданта участка;

      предупреждать при необходимости начальников колонн, стар­ших машин и водителей о порядке и особенностях движения на дороге, о труднопроезжаемых и опасных местах на ней;

      при нападении на пост принимать меры к отражению напа­дения.

    Для сопровождения колонн в условиях ограниченной видимости (ночью, в туман, метель), а также на участках, где можнопотерять направление движения (во время обходов разрушенных участков дорог при прохождении через зараженные участки, крупные населенные пункты и т. д.), при необходимости из состава постов регулирования движения выделяются проводники.

    Проводник обязан:

      знать маршрут, назначенный для движения колонн, и его особенности

      встретить указанную ему колонну и провести ее по необходимому маршруту.

    Начальникам постов регулирования движения и регулировщикам и комендантом дорожно-комендантского участка, которому они подчинены,выдается специальное удостоверение установленного образца.

    20. Современное воинское движение и его характеристики.

    На дороги страны с каждым годом выходит все большее количество автомобилей и автопоездов. Значительный рост интенсивности, скоростей движения, а также увеличение в составе движения доли очень тяжелых и сверхнормативных грузовых автомобилей резко осложнили обстановку на автомобильных дорогах и выдвинули проблему организации и управления движением как одну из важнейших для повышения эффективности использования автомобильного транспорта и снижения числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

    При проектировании и строительстве автомобильных дорог все более учитываются требования безопасности движения. На направлениях массовых автомобильных перевозок создаются наиболее совершенные автомобильные дороги типа автострад с многополосным движением, расширенными обочинами; изыскиваются специальные покрытия, обеспечивающие максимальное сцепление шин с поверхностью дороги; производятся тщательная разметка дорог и оборудование их яркими, хорошо видимыми сигнальными устройствами и дорожными знаками.

    Вдоль строящихся автомобильных трасс создаются линии связи с участковыми коммутаторами, имеющими выходы на дорожно-эксплуатационные подразделения, медицинские учреждения, пункты технической помощи и, органы Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). Многие служебные автомобили, машины такси, машины милиции, аварийных служб и скорой помощи оборудуются радиотелефонной связью.

    Принятые меры способствуют лучшей организации движения и снижению числа дорожно-транспортных происшествий.

    Движение на военно-автомобильных дорогах отличается от движения на дорогах в мирное время.

    Если поток движения на дорогах в мирное время состоит из грузовых и легковых автомобилей, то на ВАД движется в основ ном грузовой транспорт в колоннах, в числе которого значитель ное место занимают специальные автомобили большой грузоподъ емности и тяжелые автопоезда .

    Для воинского движения подготавливаются военно-автомобильные дороги.ВАД - это дорога, подготовленная для воинского дви жения с развернутыми для ее эксплуатации, восстановления и технического прикрытия силами и средствами дорожных войск.

    Колонны войск и тыла совершают марш в установленном командованием походном порядке. Походный порядок - это группировка сил и средств, созданная для передвижения в колоннах.

    Он должен обеспечивать :

      скорость движения,

      быстрое развертывание при нападении противника,

      наименьшую уязвимость от оружия массового поражения и ударов авиации противника,

      возможность быстрого совершения маневра,

      поддержание твердого взаимодействия внутри колонны,

      сбережение сил личного состава и сохранение техники,

      поддержание надежного управления.

    Важнейшей особенностью воинского движения на военно-автомобильных дорогахявляется его колонное построение . Одиночныеавтомобили перемещаются по ВАД, примкнув к автомобильным колоннам, или объединяются в отдельные колонны требуемого состава.

    Так, для подвоза материальных средств характерно движение взводными и ротными колоннами, в которых 30-50% автомобилей с прицепами и автопоезда.

    Войска совершают марш преимущественно ночью, в составе их колонн часть автомобилей с прицепами составляет 15-25%. Однако в этих колоннах могут быть большегрузные, крупногабаритные седельные прицепы с танками, буксируемые артиллерийские системы на автомобильной тяге и ракетные установки.

    Особенностями движения транспорта строительно-восстановительных частей являются высокий удельный вес тяжелых грузовых и специальных автомобилей, наличие прицепов различного типа, в том числе большегрузных.

    Средняя длина автомобильной колонны в составе роты при соблюдении установленных дистанций - несколько километров. При задержке на маршруте по какой-либо причине даже на небольшое время дистанции между колоннами могут сократиться настолько, что на ВАД образуется сплошной поток.

    Скопления автомобилей на ВАД становятся хорошей целью для противника, особенно при применении им высокоточного оружия. Но даже и без задержек при увеличении интенсивности движения промежутки между колоннами по времени настолько малы, что всякий неорганизованный выход колонн частей (подразделений) на ВАД практически исключается или приводит к дезорганизации общего порядка движения.

    Начальниками колонн назначаются командиры подразделений или офицеры того подразделения, из машин которого сформирована колонна.

    Большое влияние на воинское движение оказывает воздейст вие противника , который будет стремиться разрушить важнейшие дорожные объекты с целью вызвать перерывы движения и нанести поражение проходящим по дорогам войскам и транспорту. Опыт локальных войн и проводимых войсковых учений показывает, что в условиях современной войны на ВАД могут возникать очаги массовых разрушений, затоплений, пожаров, опасного радиоактивного, химического и бактериологического заражения, а дорожные подразделения и многие объекты на ВАД могут подвергаться постоянным нападениям диверсионно-разведывательных групп противника.

    В результате воздействия противника пропускная способность дорог может значительно снизиться, а объем движения одновременно увеличиться. В этих условиях для дальнейшего передвижения войск и транспорта наряду с работами по непосредственной подготовке и восстановлению возрастает роль эксплуатации ВАД.

    Для управления движением на военно-автомобильных дорогах организуется дорожно-комендантская служба . Непосредственная организация движения на ВАД возлагается на командиров дорожно-комендантских частей и подразделений. Они организуют дорожно-комендантскую службу и при необходимости могут направлять колонны на запасные маршруты и объезды, не изменяя общего направления, а также устанавливать порядок движения на отдельных участках ВАД (районы переправ, перевальные участки, однопутные участки и др.).

    Порядок движения на военно-автомобильных дорогах, а также взаимные обязанности участников движения между собой и с должностными лицами дорожно-комендантской службы на ВАД определяются:

      правилами дорожного движения,

      инструкцией о порядке планирования воинских автомобильных перевозок в ВС РБ,

      наставлением по комендантской службе.

    Очередное профилактическое мероприятие «Весенние каникулы» ОГИБДД УВД по ЮВАО решил посвятить грядущему юбилею Победы нашей страны над фашистскими захватчиками. В этот раз сотрудники отдела пропаганды пригласили на встречу с детьми ветеранов Великой Отечественной войны. И, главное, нашли тему, о которой ребятам еще никто не рассказывал. Всех заинтриговало название - «Регулировщицы Победы». Оригинальность идеи оценила по достоинству и наша газета, корреспондент которой также отправился в гости к воспитанникам ГОУ «Начальная школа - детский сад № 1760».

    Честно говоря, когда я впервые услышал про тему регулировщиц, мне вспомнилась сцена из классики отечественного кинематографа - фильма «Место встречи изменить нельзя». Помните, когда бандит Фокс скрывается вместе со своим водителем на грузовике, а на дорогу перед ними выскакивает хрупкая девушка-милиционер со свистком и жезлом? И в фильме, и в книге «Эра милосердия» братьев Вайнеров, по которой он снимался, эта девушка погибает. Изначально, по замыслу авторов, дорогу бандитам преградила невеста Володи Шарапова - Варя Синичкина.
    В этом фильме много красавиц, но лишь одна, безусловно, положительная. Это и есть комсомолка Варя, полюбившаяся одному из главных героев кинокартины - Шарапову. По замыслу Вайнеров, судьба Вари была более типичной, а потому более трагичной, чем ее экранная жизнь. «В сценарии Варя погибала. Таково было знамение времени, когда на место ушедших на фронт сотрудников милиции призывали военнообязанных женщин. Эти девочки гибли почти на каждом ночном дежурстве, - утверждает Аркадий Вайнер. - Ведь девушка для бандита, даже не слишком матерого, - лакомая приманка, легкий способ заполучить оружие». Однако телевизионное начальство приказало Варю воскресить, сославшись на то, что у расстроенных ее гибелью зрителей упадет производительность труда. Сейчас такой аргумент кажется смехотворным, но за спасение Вари мы цензорам искренне благодарны (да простят нас авторы). Однако полностью убирать из фильма сцену, где девушка на посту отдает свою жизнь только для того, чтобы остановить бандитов, конечно, не стали. Ведь в ней не было никакого преувеличения: все, кто вернулся с фронта, победив фашистскую махину, которая изначально подмяла под себя всю Европу, были свято уверены, что и с бандитами в собственной стране они справятся.
    Именно о них - советских девушках и женщинах, самоотверженно исполнявших свой долг на войне и в самые тяжелые послевоенные годы, - учащимся пришли рассказать члены Совета ветеранов района Выхино-Жулебино Мария Ниловна Терешкова и Клавдия Федоровна Грачева. Снайперы и зенитчицы, летчицы и саперы, разведчицы и санитарки, а еще повара, прачки, регулировщицы - пожалуй, не найти такой военной профессии и такой военной работы, в которой бы обошлись без женщин. У ребят возник закономерный вопрос: почему их было так много на фронтах Великой Отечественной войны?! Неужели без них невозможно было обойтись?
    Гостьи, чьи судьбы самым непосредственным образом связаны с той ужасной войной, с удовольствием ответили ребятам на их вопросы. Самое главное, на взгляд ветеранов, заключается в том, что наша Родина столкнулась тогда со смертельной опасностью. Беда была слишком велика. Под угрозой гибели оказалось само существование народа, его свобода и независимость, будущее страны. Поэтому естественной ответной реакцией стало желание дать отпор врагам. В этом порыве и мужское, и женское население было едино. Но женщинам безусловно старались отводить более легкие задачи. Таковой являлась и военная профессия регулировщика движения. В обязанности дорожной постовой на войне входило внимательное наблюдение за порядком и передвижением транспорта на вверенных участках.
    Тысячи молоденьких девчушек участвовали в ежедневном бесперебойном обеспечении фронта вооружением, техникой, пополнением личного состава. И все это на фоне бомбежек и непрекращающихся боев. Немало из них, до конца остававшихся на своем посту, так и не дожили до светлого дня Победы.
    Сегодня, когда со многих документов военного времени сняли гриф «Секретно», становится понятно, что регулировщиц нередко калечил и убивал не только враг, но и свои же горе-водители. Многие лихачили за рулем или, напротив, не имели должного опыта. Попадались и дезертиры, которых в ту суровую пору на дорогах разъезжало немало. Так что женская служба регулировщиц движения считалась столь же опасной, как и у солдат на передовой. Но даже в таких условиях самоотверженные регулировщицы прифронтовых трасс быстро учились отличать шоферов-ветеранов от суетливых новичков. Первые всегда вели машины, соблюдая дистанцию и правила движения. Новенькие же, попав в большой транспортный поток, рвались вперед, хотели поскорее добраться до места и поэтому шли на обгон. Иные даже не реагировали на знаки регулировщиц, тем самым только создавали еще большие заторы. Таким горе-водителям «хозяйки дорог» лично преграждали путь. Всякий раз приходилось выслушивать ругательства. Водители бранили регулировщиц и за то, что те пытались подсадить к ним раненых. Поэтому дежурили девушки обычно по двое, чтобы в случае чего одна могла прийти на помощь другой.
    Частые дежурства, конечно, изматывали, и самым большим желанием было просто поспать часок-другой. Но бывало, их вместо отдыха ставили на другие посты, ведь людей катастрофически не хватало. Особенно трудно было дежурить ночью. Часто приходилось стоять на посту и под артобстрелами, и под налетами фашистской авиации. Но какими бы трудными ни были их военные будни, женщины-регулировщицы никогда не жаловались на судьбу и не унывали. За это их и ценило руководство. А им самим в таких непростых условиях только и оставалось напевать для поднятия духа популярную тогда песенку, написанную как будто про них: «Эх, путь-дорожка фронтовая! Не страшна нам бомбежка любая. А помирать нам рановато, есть у нас еще дома дела…»
    «Дороги современные, дороги военные» - это и стало очередной темой встречи учащихся, ветеранов и автоинспекторов. Свидетельством тому, что боевые подвиги регулировщиц движения не забыты по сей день, стали стихи одного из современных поэтов.


    С девичьей грудью и косичками вразлет,
    Глотая воздух фронтовой
    Полынно-горький,
    Одним движением гнала войска вперед!
    Березкой тоненькой
    на выжженном пригорке,
    Российским символом красавицы весны,
    Регулировщица в потертой гимнастерке,
    Мадонна среди ужасов войны…

    Этих хрупких самоотверженных девушек ребята увидели на фотографиях времен Великой Отечественной. Об их подвигах учащимся рассказали женщины-ветераны. Оказывается, вклад регулировщиц в общую Победу руководством нашей страны не остался незамеченным и нашел свое отражение в монументах. По окончании войны появились памятники девушкам-регулировщицам на трассе Ростов-Донецк, на месте которой проходили ожесточенные бои, а также под Санкт-Петербургом, где проходила знаменитая «Дорога жизни».
    - Мы не устаем говорить о военном времени, - обратились к присутствующим члены Совета ветеранов района Выхино-Жулебино. - Всегда очень приятно осознавать, что молодое поколение интересуется историей нашей Победы. Такие встречи и нам дают заряд энергии и хорошего настроения. В нашем округе много школьных музеев, посвященных Великой Отечественной войне, именами героев названы улицы нашего округа.
    От имени ветеранов ребятам была подарена книга под названием «Юго-Восточный округ. Имена в названьях улиц». В ней даны краткие биографии и описания боевых путей героев, чьи имена носят улицы ЮВАО (Вострухина, Полетаева, Гурьянова и других).
    Как рассказала старший инспектор пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД УВД по ЮВАО г. Москвы майор милиции Оксана Клименко, подобные встречи всегда вызывают у ребят живой интерес. Когда о военных годах рассказывают непосредственные очевидцы, послушать их приходят буквально все учащиеся. Потом девчонки и мальчишки сами стараются показать ветеранам, что уже чему-то научились. Например, освоили правила дорожного движения. Таким образом, совместное плановое мероприятие превращается в интересное полезное занятие. В этот раз и тему подсказали сами ветераны, так что автоинспекторам оставалось только еще раз напомнить ребятам о том, что означают сигналы современного регулировщика движения.
    О необходимости его работы на современных трассах говорить излишне. В ряде случаев - например, при выходе из строя светофора, заторе на перекрестке, аварии - наладить движение транспорта и пешеходов может только регулировщик. Для ребят тема профилактической беседы звучала следующим образом: «Сигналы регулировщика - легко и просто». Сотрудники отдела пропаганды постарались максимально доступно разъяснить слушателям, как грамотно распознавать ручное регулирование движения. Сейчас многие водители забыли, что есть такое понятие, как сигналы регулировщика. А между тем, регулировщик - это «живой» светофор, и его сигналы также обязательны для выполнения, как и сигналы привычного светофора. Сигналы регулировщика в одинаковой степени относятся как к автомобилистам, так и к пешеходам. Положение рук регулировщика, его корпуса, а также дополнительные жесты либо запрещают, либо разрешают движение в том или ином направлении. Сигналы регулировщика могут подаваться жезлом или диском, который имеет светоотражатель или красный сигнал. Но это только меры для улучшения видимости. Сигналы регулировщика необходимо соблюдать и в том случае, если они подаются без специальных средств. Для дополнительного привлечения внимания регулировщик может пользоваться свистком.
    Итак, приведем основные сигналы регулировщика, которые будет не лишним вспомнить и нашим взрослым читателям.

    Регулировщик поднял руку вверх
    Такой сигнал регулировщика говорит о том, что движение любого транспорта и пешеходов запрещено. Причем этот сигнал запрещает движение во всех направлениях одновременно. Применяется такой сигнал регулировщика в тех случаях, когда нужно полностью освободить перекресток, например, для того, чтобы пропустить машины спецтранспорта, которые следуют с включенными соответствующими сигналами (пожарная служба, милиция, «скорая помощь» и так далее).

    Руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены
    В этом случае имеет значение положение корпуса регулировщика. Если к водителю обращена спина или грудь, то данный сигнал регулировщика запрещает движение. Если же регулировщик стоит к вам боком, то такой сигнал разрешает вам движение прямо и направо. В то же время водитель трамвая не имеет права на поворот и может двигаться только в том случае, если пересекает перекресток по прямой. Этот же сигнал регулировщика позволяет пешеходам переходить дорогу.

    Регулировщик вытянул вперед правую руку
    И снова имеет значение положение корпуса. Если вы видите грудь регулировщика, то можете проезжать направо. Другие направления движения запрещены. Если регулировщик стоит к вам правым боком или спиной, то движение в любом направлении запрещено. Если регулировщик стоит к вам левым боком, то вам повезло - движение разрешено во всех направлениях. При этом помните, что пешеходы при таком сигнале регулировщика имеют право переходить дорогу за его спиной.

    Существует несколько общих правил , которые помогут легче запомнить значение сигналов регулировщика.
    1. Регулировщик всегда разрешает движение только с двух сторон перекрестка.
    2. Вытянутые руки всегда показывают на направления, откуда движение разрешено.
    3. Спина регулировщика - это красный сигнал светофора: всегда запрещает движение в любом направлении.
    4. Трамваям разрешено движение вдоль рук регулировщика, а машинам еще и разрешается движение правее.

    При смене положения регулировщика водителям разрешается не применять экстренное торможение и завершить маневр. Водителям разрешено продолжить движение, если команда регулировщика или запрещающий сигнал светофора застали их на перекрестке или при въезде на него во время движения. Если аналогичные сигналы застали пешеходов на проезжей части, то они обязаны закончить переход или остановиться на островке безопасности или осевой линии.
    И последнее, но самое главное - водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. Помните об этом, особенно сейчас - во время весенних школьных каникул. Ребят ждет еще много встреч с интересными людьми в центрах творчества, библиотеках и музеях, а это значит, нам, взрослым, необходимо быть предельно внимательными, соблюдать скоростной режим в местах проведения детских мероприятий, не проходить мимо нарушений ПДД детьми и всегда быть для них примером.