Синтаксический разбор 3 предложений ссп. Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП
v синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)
План разбора:
2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.
- по типу сложного предложения – сложносочинённое (ССП);
- указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в составе сложного;
1[Ты опоздал на много лет], но 2[всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова)
Схема предложения :
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.
v синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)
План разбора:
1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).
2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.
3. Дать характеристику предложению:
- по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
- по интонации – восклицательное, невосклицательное;
- по количеству основ – сложное;
- по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);
- указать количество простых предложений в составе сложного;
- указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;
- вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);
- объяснить расстановку знаков препинания.
Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:
1[Мальчишки глядели вслед грузовику], 2(пока тот не отъехал за перекресток).
Схема предложения
:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, состоит из двух простых предложений, первое простое является главным; простые предложения в составе сложного соединены союзным словом ПОКА, это СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. Между первым и вторым простыми предложениями стоит запятая.
v синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)
План разбора:
1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).
2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему БСП.
3. Дать характеристику предложению:
- по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
- по интонации – восклицательное, невосклицательное;
- по количеству основ – сложное;
- по типу сложных предложений – бессоюзное (БСП);
- указать количество простых предложений в составе сложного;
- указать средство связи простых предложений в составе сложного – смысловая или интонационная связь;
- объяснить расстановку знаков препинания.
Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:
Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых
Схема предложения
:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух простых предложений, связанных между собой по смыслу; в предложении ставится двоеточие, так как вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
Если простое предложение:5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Если сложное предложение:
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.
9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Пример синтаксического разбора простого предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа:
ученики и ученицы учатся
, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся , распростр., осложн.однород.подл.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:
Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что , СПП.
1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн.
2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.
Учитель Мижирицкая Л.С.
Порядок разбора
1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы.
2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдель-
ное слово, какое именно, указать часть речи этого слова).
3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и каково средство синтак-
сической связи (союз, союзное слово).
4. Определить тип придаточного предложения.
5. Объяснить постановку знаков препинания.
6. Составить схему.
7. Разобрать каждую часть как простое предложение.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирает-ся по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно ука-зать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбина-цию этих видов.
Образец разбора сложноподчинённого предложения
1) Ктоне признаёт , 2) что то , 3) чего Лермонтов требует от поэта,
2) его призвания ? (В. Белинский)
1. Предложение состоит из трёх частей:
1) - главная;
2) - придаточная;
3) - придаточная.
Первое придаточное - придаточное первой степени - поясняет главное предложение; второе придаточное - придаточное второй степени - относится к первому придаточному и поясняет в нём подлежащее то , выраженное местоиме-нием. Способ связи - последовательное подчинение.
2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к глав-
ному предложению союзом что . Придаточное второй степени отвечает на во-
прос к а к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом
чего .
3. Придаточное первой степени - изъяснительное. Придаточное второй степе-
ни - местоименно-определительное.
4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. По-
скольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно
выделяется с двух сторон запятыми.
Сложное предложение по цели высказывания является вопросительным, по-этому в конце предложения ставится вопросительный знак.
чего? какое?
, (2 что то , (3 чего), 2)?
придат. I степени придат. II степени
6. Каждая часть сложного предложения разбирается как простое предложение.
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ | |||
Виды придаточных | Вопросы | Способ присоединения | Примеры |
Определительные относятся к существитель-ному, всегда находятся пос-ле главного или внутри главного предложения | Какой? | Союзные слова:что, кто, который, где, куда, откуда… | Егорушка в надеж-де, что туча уходит мимо, выглянул из ро-гожи. |
Изъяснительные относятся в главном предло-жении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать) , мысли (думать, размышлять) , чувства (ра-доваться, жаль, ради др) | Вопросы косвенных падежей | Союзы и союзные слова:что, как буд-то, чтобы, ли и др | Мы знали, что Петь-ка принес всего двух карасей , но молчали. |
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для об-стоятельств. | |||
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Союзные слова:где, куда, откуда | Деревья кругом, куда ни взглянешь , были золотые. |
2. Времени | Когда? С како-го времени? До какого време-ни? | Когда, с тех пор, едва, как только | Только иногда, когда речь заходила о фрон-тах , незнакомец умолкал. |
3.Условия | При каком условии? | Если, если…то | Если начнутся дож-ди , палатки придется переносить выше. |
4. Причины | Почему? По какой причине? | Потому что, оттого что, так как, ибо | Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью. |
5. Цели | С какой целью? Для чего? | чтобы | Чтобы не заблудить-ся , я решил вернуться на тропинку. |
6. Следствия | Вследствие чего что произошло? | так что | Снег становился бе-лее, так что ломило глаза. |
7. Образа действия | Как? Каким образом? | как, будто, точно, словно | Старик говорил так, как будто было очень холодно . |
8. Меры и степени | В какой мере? В какой степе-ни? До какой степени? | что, как, сколько | Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали . |
9. Сравнения | Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? | как, чем, словно, будто… | Мы втроем начали бе-седу, как будто век были знакомы. |
10. Уступки | Несмотря на что ? | хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что | Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него ника-кого двора не было. |
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ | ||
Тип подчинения | Определение | Пример |
Последовательное | Первое придаточное подчиняет-ся главному, а остальные после-довательно друг за другом | Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца,который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать . |
Параллельное | Придаточные относятся к раз-ным словам одного и того же главного. | Когда бричка была уже на конце деревни , Чичиков по-дозвал к себе первого мужи-ка, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах. |
Однородное подчинение | Придаточные относятся к одно-му и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. | Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо , как опускалась на землю мгла,как засветились одна за другой звездочки. |
Неоднородное подчинение | Придаточные относятся к од-ному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы | Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица. |
Комбинированное подчинение | Такое подчинение, при котором одни придаточные последова-тельно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. | В воздухе, куда ни взглянешь , кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь , идет ли снег с не-ба или с земли. |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |
Порядок разбора | Образец разбора |
1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы. 2. Указать, что поясняет придаточное (главное предложение в целом или отдельное слово, какое именно, указать часть речи этого сло- ва). 3. Указать, на какой вопрос отвечает прида- точная часть и каково средство синтакси- ческой связи (союз, союзное слово). 4. Определить тип придаточного предложения. 5. Объяснить постановку знаков препинания. 6. Составить схему. 7. Разобрать каждую часть как простое пред- ложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными разбирается по общему плану сложноподчинённого предложения, но при этом нужно указать вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное) или комбинацию этих видов. | 1) Кто не признаёт , 2) что то , 3) чего Лермонтов требует от поэта, 2) составляет одну из обязанностей его призвания ? (В. Бе-линский) 1. Предложение состоит из трёх частей: 1) - главная; 2) - придаточная; 3) - придаточная. Первое придаточное - придаточное пер-вой степени - поясняет главное предложение; второе придаточное - придаточное второй степе-ни - относится к первому придаточному и пояс-няет в нём подлежащее то , выраженное местоиме-нием. Способ связи - последовательное подчине-ние. 2. Придаточное первой степени отвечает на вопрос ч е г о?, прикрепляется к главному предложению союзом что . Придаточное второй степени отвечает на вопрос к а - к о е?, прикрепляется к придаточному первой степени союзным словом чего . |
Порядок разбора | Образец разбора |
3. Придаточное первой степени - изъясни- тельное. Придаточное второй степени - местоименно-определительное. 4. Придаточное первой степени отделяется от главного предложения запятой. Поскольку придаточное второй степени стоит внутри первого придаточного, оно выделяется с двух сторон запятыми. Сложное предложение по цели высказы-вания является вопросительным, поэтому в конце предложения ставится вопросительный знак. чего? какое? 5. , (2 что то , (3 чего), 2)? придат. I степени придат. II степени 6. Каждая часть сложного предложения разби- рается как простое предложение. |
ВИДЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ | |||||
№ п/п | Вид придаточ- ного | Вопрос | Средство связи | Значение придаточного | Пример |
Определи-тельное | КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? | Союзные сло- ва: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда | Является определе-нием по отношению к имени существи-тельному или место-имению в главной части | «Не надо утомлять со-седей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, кото-рые уже были кем-то рассказаны вашим слу-шателям» (По Д.С. Ли-хачёву). «Воспитанный чело-век – это тот, кто хочет и умеет счи-таться с другими...» (Д.С. Лихачёв) | |
Изъясни- тельное | ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ | Союзы: что, как, ли, буд-то, чтобы, как бы не Союзные сло- ва: что, как, кто, где, ка- кой, откуда, зачем, сколь- ко | Относится к глаголу в главном предложе-нии и выражает до-бавочное разъясне-ние | «Я убежден, что нас-тоящая воспитан-ность проявляется прежде всего у себя до- ма, в отношениях со своими родными». (По Д.С. Лихачёву) | |
Образа действия, степени | КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? | Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные сло- ва: как, сколько | Относится к глаголу, наречию, прилага-тельному, существи-тельному в главном и выражает значение образа действия, сте-пени | «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать вы-двигалось на первое место» (По Д.С. Лихачёву) | |
Места | ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? | Союзные сло- ва: где, куда, откуда | Уточнение места | «Интеллигентность присутствует там, где проявляется ува-жение к другим, миру, природе» (По Д.С. Лихачёву) | |
Времени | КОГДА? КАК ДОЛГО? С КАКИХ ПОР? | Союзы: когда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как | Уточнение времени действия | По мере того как куль-тура человечества движется вперед, но-вые ценности присое- диняются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня (По Д.C. Лихачёву) | |
Условия | ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? | Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ко- гда, кабы, | Указание на условие, при котором проис-ходит действие, наз-ванное глаголом сказуемым | «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каж-дому поводу, – он не- воспитанный человек» | |
№ п/п | Вид придаточ- ного | Вопрос | Средство связи | Значение придаточного | Пример |
коль скоро | (Д.С. Лихачёв) | ||||
Причины | ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? | Союзы: пото- му что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как | Разъяснение причи-ны | «...я обращаюсь глав-ным образом к муж-чине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях» (По Д.С. Лихачёву). | |
Цели | ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? | Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы | Назначение дейст-вия, названного гла-голом-сказуемым | «...не надо звонко класть вилку на тарел- ку, с шумом втягивать в себя суп, громко го- ворить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у сосе-дей не было опасений» (Д.С. Лихачёв). | |
Сравни-тельное | КАК? | Союзы: как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели | Сравнение двух действий, состояний | «Уметь извиниться, признавать перед дру- гими ошибку лучше, чем юлить, врать, об- манывая тем самым прежде всего самого себя» (По Д.С. Лиха-чёву) | |
Уступи-тельное | НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? | Союзы: хотя, хоть, пусть, пускай, да-ром что, несмотря на то что. Союзные сло- ва: что НИ, кто НИ, как НИ, где НИ, когда НИ. | Указание на то, вопреки чему со- вершается действие | «Несмотря на то что нас одолевают мелоч- ные заботы и суета будничной жизни, надо уметь быть откры-тым и терпимым к лю- дям». (По Д.С. Лихачёву) | |
Следствия | Союз: так что | Следствие, вывод, заключение | «Именно в юности ум человека наиболее вос- приимчив к усвоению знаний, так что не те- ряйте времени на пус-тяки, на «отдых» (По Д.С. Лихачёву) | ||
Присое-динитель-ное | Союзные сло- ва: что (в именитель-ном и косвен-ных падежах: чему, чем, чего), почему, зачем, отчего | Дополнительная информация, заме- чания, ко всему главному | «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при бо-лезнях, что дарит ему возможность полу-чать настоящую ра- дость» (По Д.С. Лиха-чёву). Мы уже в коридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась. |
Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.
Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.
Вконтакте
Что показывает синтаксический анализ
В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.
Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.
Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.
Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .
На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:
- подл. – сущ., мест.;
- сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
- опред. – прил., мест., числ.;
- доп. – сущ., мест.;
- обст. – наречие, сущ. с предлогом.
С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.
Характеристика синтаксических единиц
Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.
Определяем вид:
- по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
- по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.
Находим грамматическую основу.
Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.
Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:
- по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
- по распространённости: распространённое или нераспространённое;
- по полноте: полное или неполное.
- чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.
Определяем к какому типу относится сложное предложение:
- сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
- сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
- бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).
Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.
Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.
Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.
Здесь больше параметров для анализа .
После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.
Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.
Как составить схему
Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.
- Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
- Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
- Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
- В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.
Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.
Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.
Образец разбора простого предложения
Записываем пример и приступаем к анализу.
Я не видел озера великолепнее Байкала.
I этап: разбор предложения по членам:
- «Я» – подл., выражено лич. мест;
- «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;
II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.
В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:
- не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
- озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
- великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.
III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:
- по строению – двусоставное, распространённое, полное;
- по цели высказывания – повествовательное;
- по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.
IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].
Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.
Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.
Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.
Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].
Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.
Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.
Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.
Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.
Схема: [- = и = О, О, О].
Разбор сложных предложений
Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.
Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.
Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.
Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.
Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.
Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.
Схема: [- =], (что = (которые = -).
Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.
Вывод
Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.
Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.
I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.
1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:
1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...
2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).
Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.
Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:
(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].
2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:
(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).
Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.
II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:
[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).
Такая связь называется последовательным подчинением.
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:
[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).
[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").
В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:
(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).
(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.
4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).
5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).
Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).
[сущ., (сел. на котором),
глаг.], (сел. почему),
(сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).
2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).
[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).
изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.
Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).
.1. Бессоюзное сложное предложения
Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).
Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.
В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).
В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):
I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):
[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .
Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.
Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.
1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.
зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.
Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.
II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):
[Я несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.
III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):
1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -
2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -
Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.
IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):
1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.
2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.
Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).
V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):
1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.
2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .
Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.
VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):
1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .
2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.
Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.
VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):
[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ