Военная археология белоруссии. "Черные" и "белые": война на раскопках Второй мировой

Корреспондент Sputnik Станислав Андросик составил рейтинг из самых интересных находок.

Во время летнего сезона полевых исследований было сделано множество открытий. Сейчас ученые изучают свои находки, а мы вспомним пять самых важных реликвий, что обогатили белорусскую историю.

Старше Тутанхамона

В Витебской области на древнем торфянике кандидат исторических наук Максим Чернявский .

Самое главное, что она сохранилась полностью в уникальных природных условиях. При этом возраст находки составляет приблизительно четыре тысячи лет, а это значит, что она старше на целую тысячу лет знаменитой погребальной маски Тутанхамона.

Максим Чернявский рассказал, что это вторая подобная находка в Беларуси, причем первая была найдена буквально в десятке метров от второй и сейчас хранится в Академии наук.

Ученые также смогли благодаря характерным приметам установить, что четыре тысячи лет назад этой костяной ложкой пользовался правша.

Молот Тора

Ни для кого не секрет, что древний торговый путь "из варяг в греки" проходил через всю современную Беларусь по рекам. На протяжении долгого времени белорусские археологи находили различные артефакты, связанные с эпохой викингов.

В этом году впервые студенты исторического факультета БГУ во время раскопок нашли три полностью сохранившихся амулета норманнов -

По словам руководителя археологической практики истфака БГУ Виталия Сидоровича, уникальность данной находки состоит в том, что, как правило, амулеты изготавливались из железа, которое подвержено разрушению.

Историки определили, что "молоты Тора" были сделаны в Скандинавии на рубеже IX - X веков нашей эры. Нашли же их на городище Кордон, которое было торговым форпостом варягов на севере современной Витебской области.

Кстати, городище Кордон значительно древнее знаменитого Гнездово, что находится под Смоленском. Белорусские историки рассчитывают, что благодаря исследованиям на Кордоне будет сделано еще немало находок.

Печать покровительницы Беларуси

Одной из самых загадочных фигур в белорусской истории является личность Евфросинии Полоцкой. С ее именем связаны и строительство прекрасного архитектурного памятника - Спасо-Преображенского храма, и знаменитый крест, сделанный Лазарем Богшей, что был утрачен и не так давно восстановлен.

Археологи уже не первый год исследуют территорию Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. В августе в ходе раскопок возле храма, построенного первой белорусской святой, была

Это специальная вислая печать, которую использовали в средние века в Беларуси для скрепления важных документов. По характерным изображениям и надписи на печати - "Господи, помози рабе Своей Офросинье на многая лета", археологи определили, что артефакт принадлежал самой Евфросинии Полоцкой.

Шахматы Витовта

В Гродно продолжается реконструкция Старого Замка, которую серьезно критикуют историки. Во время подготовительных работ на территории замка проводились раскопки.

Археологи нашли шахматную фигуру, выполненную из кости. Ладья, по мнению ученых, не только сделана по образу и подобию реальных судов, которые использовали в средние века, но и относится к XIV веку, когда Великим князем Литовским был Витовт.

Подобную находку в Гродно сделали в далеком 1931 году. Похожую фигуру нашел на Замковой горе основатель и директор Гродненского археологического музея Юзеф Едковский.

Крест времен Ливонской войны

Беларусь из-за своего географического положения неоднократно становилась театром боевых действий. Во время раскопок под началом старшего научного сотрудника НАН Беларуси Марата Климова в Витебской области размером с ладонь.

Историки изучали территорию бывшей крепости Сокол, которая была сожжена в ходе Ливонской войны в XVI веке. Ученые полагают, что крест принадлежал командиру стрельцов из армии Ивана Грозного.

Уникальным обстоятельством является то, что археологи знают точную дату, когда крест оказался погребен в земле. Крепость Сокол была сожжена войском ВКЛ под предводительством Стефана Батория 25 сентября 1579 года.

Раскопки на местах боев Второй мировой войны идут до сих пор, и через 67 лет после победы. Для одних поиск убитых - большой бизнес, для других - священный долг.

Несколько недель я провела в лесах, чтобы понять, что движет "черными" и "белыми" копателями.

"Найдешь три винтовки - одну работающую можно собрать", - говорит мне парень по имени Алексей, пока мы пробираемся сквозь лесную чащу. Идем к просеке, где в Великую Отечественную войну несколько недель шли ожесточенные бои.

Алексей просит называть себя "копателем". Он родился и вырос в Ленинградской области. Лет с 15 начал ходить в лес "за железом": "Все местные копают помаленьку. Кто ради интереса, а кто на продажу".

Каску воина Красной Армии на блошином рынке в Санкт-Петербурге можно купить за 500-700 российских рублей (17-25 долларов). Аналогичная фашистская амуниция - гораздо дороже, от семи тысяч. Немецкие военные награды - знак люфтваффе, железный крест Deutshekranz - около 14 000 - 17 000 рублей (500-600 долларов).

Небольшая деталь: находят все эти вещи между костями. Чтобы получить деньги у прилавков блошиных рынков, сперва нужно откопать и обыскать убитого солдата.

Белые и черные

Наиболее ожесточенные бои Второй мировой войны проходили на территории нынешних России, Украины, Беларуси и стран Восточной Европы. Поля сражений зачастую практически не убирали. На это не было ни сил, ни времени. В лесах и полях осталась разбитая техника, неразорвавшиеся снаряды и тела погибших.

Тех, кто ведет раскопки на этих местах, условно разделяют на "белых" и "черных". "Белые" - это официально зарегистрированные как общественные организации поисковые отряды. Они получают разрешение на работу от властей региона, где проходят раскопки.

Главная цель "белых" - поиск и захоронение останков воинов Красной Армии, установление личности. Необходимое снаряжение и проездные билеты они покупают из личных средств, денег за работу не получают.

Несколько добровольных поисковых отрядов существуют в Литве, Латвии и Польше. Несколько десятков - в Украине. В Беларуси для перезахоронения погибших воинов министерство обороны создало специальный поисковый батальон. И только в присутствии его солдат могут совершать раскопки общественники.

Армейский поисковый батальон создан и в России. Однако здесь большую часть работы по перезахоронению останков солдат выполняют общественные организации поисковиков. Их зарегистрировано более 600.

"Черные копатели" работают нелегально. Они находят погибших солдат, а иногда и раскапывают воинские кладбища, чтобы заработать или пополнить личную коллекцию.

"Вот одиночный окоп разрыт, все ценное вытащили, попавшиеся останки воина выбросили, - говорит сотрудник Всероссийского поискового центра "Отечество" Анатолий Скорюков, показывая мне пример работы "черных гробокопателей".

"Мародеры, как их еще назвать? Как можно так обращаться с останками людей, которые отдали за нас жизнь?"

Скорюков начинает бережно собирать пробитый лопатой череп и другие кости, разбросанные в радиусе нескольких метров.

Товары 70-летней выдержки

"Плоды" работы "черных копателей" можно увидеть на блошиных рынках крупных городов России, Украины и некоторых стран Восточной Европы каждые выходные. Приобрести военные находки можно и в интернете. Этому посвящены сотни сайтов и групп в социальных сетях.

Немецкие вещи пользуются большим спросом, чем советские.

Недостатка в покупателях нет - это и коллекционеры, и последователи неонацистcких движений. Последних историческая ценность предметов мало интересует - главное, чтобы была изображена свастика.

Большой удачей для копателей-нелегалов считается обнаружить у погибшего драгоценные изделия. С черепов снимают зубные коронки. Среди останков ищут обручальные кольца и нательные крестики.

В начале 90-х годов неплохо продавалось "реанимированное" оружие.

"Взрывчатку, винтовки и пистолеты тогда брали группировщики", - говорит "копатель" из Волгограда Дмитрий.

"Этого добра и сейчас в лесу немало. Но теперь их приобретают только коллекционеры. Для стрельбы легче купить автомат Калашникова или еще что-нибудь из современного оружия. И дешевле, и надежнее".

Впрочем, способ "делать деньги" из боеприпасов Второй мировой войны "черные копатели" все же находят. Они выплавляют тол из мин и снарядов и продают его охотникам и рыбакам. Такая "самодеятельность" ежегодно калечит или убивает нескольких человек. Малейшая ошибка при разборке боеприпасов провоцирует взрыв.

Неофициальная продажа оружия и боеприпасов считается нарушением закона во всех странах СНГ и Восточной Европы. В России обвинения самодеятельным археологам предъявляют по трем статьям Уголовного кодекса: 222 статья - "Незаконное приобретение и сбыт оружия", 243 статья - "Уничтожение или повреждение памятников истории" и 244 статья - "Надругательство над телами умерших".

Теоретически "черные" копатели могут получить до восьми лет лишения свободы. На практике даже наказание в виде штрафа - редкость.

"У нас тут как на войне"

"Белые" и "черные" копатели нередко встречаются и даже общаются друг с другом, несмотря на то, что цели их различны.

"Мы периодически встречаемся с трофейщиками. Но ссориться с ними и тем более стучать на них в полицию и ФСБ опасно и бесполезно", - говорит поисковик с 11-летним стажем Марина Суворова.

"От ответственности они наверняка уйдут. А вот мы после этого живыми из леса вряд ли выйдем. И из-за угла могут выстрелить, и взрывчатку в костер подбросить. Такие случаи были уже не раз".

По рассказам командиров поисковых отрядов из разных регионов России, "черные" не раз угрожали им, пытаясь прогнать с мест, где можно найти что-то ценное.

"Черные" бывают разными. Есть совсем потерявшие совесть. Но бывает, что трофейщики приходят и рассказывают, где можно найти воинов или даже приносят нам пакеты с останками. Но и от таких "черных" немало вреда", - говорит Анатолий Скорюков.

"Все личные вещи солдата они забирают, не говоря уж о медалях и орденах. При помощи номерной награды или подписанного котелка можно было бы установить имя воина. Но теперь он навечно останется не только пропавшим без вести, но и четвертованным. "Черные" ведь не заморачиваются тем, чтобы все останки собрать. Что под руку попало, то и приносят. Если приносят вообще".

Согласившийся дать интервью и поводить меня по лесам "копарь" Алексей очень не любит, когда его называют "черным". Но признает - ищет он в первую очередь ценные вещи.

"Черные копатели, белые. Не надо вот этих прилагательных, - говорит Алексей. - Раз все это железо до сих пор по лесам валяется - значит, нужно оно только нам, интересующимся. Если бы государство считало это важным, давно бы пришло все и собрало. И железо, и солдат убитых".

"Ангелов из себя не строим"

Каждый год члены поисковых отрядов захоранивают останки нескольких тысяч погибших воинов. Чтобы найти даже одного, необходимо перекопать и перебрать руками десятки кубометров земли.

"Низкий поклон этим ребятам. Они - настоящие герои", - говорит Вера Медведева, смахивая слезы. В 2011-м году поисковики нашли останки и личные вещи ее отца, считавшегося пропавшим без вести.

Установить имя удается в лучшем случае у каждого десятого обнаруженного солдата. Виной тому время и влага, разъедающие бумажные вкладыши смертных медальонов с данными воинов. Но, как утверждают некоторые, есть и другие причины.

"Я бывал на их раскопах не раз. Вынимают крупные кости, чтобы было что в гробы положить, и уходят. Я там и останки еще находил, и медальоны даже. Набирают отряды из непонимающих ничего детишек, устраивают показуху и выбивают деньги из спонсоров и организаций".

С ним согласен и "черный копатель" Алексей из Ленинградской области.

"Есть тут у нас один известный деятель. Съездит на раскопки с детишками раз в год для вида. В телевизоре помелькает. А потом весь год мародерит рядом с нами. Сволочь. Мы тоже копаем ради денег, но хоть ангелов из себя не строим", - добавляет Алексей.

Раскопки на кладбище

Эти слова можно было бы счесть обычным оговором. Всегда просто оправдать себя, очернив оппонента. Но несколько дней спустя руководитель поисковой экспедиции "Любань", поисковик с 24-летним стажем Александр Коноплев неожиданно для меня подтверждает высказанную "черными" мысль.

Мы идем по лесу близ деревни Смердыня Ленинградской области. Коноплев показывает брошенные мешки с останками и документы о том, что здесь работали официально зарегистрированные поисковые отряды.

"А вот учтенное воинское кладбище. В архивах данные о нем есть. А вот плоды работы горе-поисковиков, - показывает Коноплев на три выкопанные ямы. - Раскопали троих - поняли, что кладбище, да так и бросили все. До выезда ведь недосуг архивы почитать - на этом деньги не сделаешь. Лучше приехать на место и под предлогом патриотического воспитания покопать где ни попадя".

Единых правил работы среди поисковиков не существует. Руководители некоторых региональных поисковых объединений пытаются ввести протоколы эксгумации, общие стандарты, говорят о создании контролирующих организаций. Но пока эти идеи буксуют.

"Единая документация, строгая отчетность и прозрачность не всем выгодна. Есть те, кто хочет только рассказывать о своей работе, но не показывать ее", - поясняет Коноплев.

15 августа в Беларуси отмечают День археолога. Чем занимаются эти ученые? Только раскопками? Какое знание хранит земля под ногами? О девяти значимых местах раскопок, а также о готах, которые жили неподалеку от Бреста, и монгольских кочевниках, нападавших на Беларусь, нам рассказал археолог Виталий Ашейчик.

Почти четыре года Виталий Ашейчик работал в Национальной академии наук Беларуси — научным сотрудником в отделе сохранения и использования археологического наследия Института истории. Археологии посвящены его дипломная работа, магистерская диссертация, тема кандидатской, а также значительная часть жизни.

В чем заключается работа археолога?

Это не только раскопки, как может показаться со стороны. Или так: не сразу раскопки, говорит Виталий. Сперва ученые изучают архивы, если сохранились какие-либо исторические источники по нужному периоду, а также литературу по теме.

— Нужно ознакомиться с тем, что уже сделано в археологии до тебя, понять, какие вопросы остались неотвеченными, и сформулировать свои.

Прежде чем запланировать полевые исследования, археологи изучают публикации и архивные отчеты специалистов, работавших до них.

— Чтобы понять, что было сделано, а что — нет.

Затем, перед тем как заняться полноценными раскопками, археологи проводят разведки.

— Они имеют разную форму. Самая простая и часто самая эффективная — мы ходим по полям и внимательно смотрим под ноги, что там лежит, а также обращаем внимание на форму рельефа. Какие-то археологические памятники, например, городища или курганы, выделяются в рельефе. Некоторые полностью находятся под землей, но есть признаки, по которым можно предположить их наличие.

Что это за признаки? Например, предыдущий опыт раскопок указывает на то, что часто поселения размещались рядом с водой, на берегах рек и озер. Соответственно, археологи ищут там. Либо артефакты могут находится прямо на поверхности — нужно просто к ним присмотреться.

— Есть стереотип, что археологам нужно копать глубоко, но это не всегда так. Потому что в игру вступают природные геологические процессы. Все зависит от условий накопления осадков. Если какой-то артефакт упал на дно озера, скорее всего, он быстро покроется слоем минеральных или органических осадков. Но, например, на песчаном берегу реки накопление осадков происходит медленно, почва может нарастать всего по несколько сантиметров или десятков сантиметров за тысячелетия. В то же время происходит ее эрозия. Во многих случаях даже очень древние артефакты можно найти на обычном перепаханном поле.

Во время разведок археологи могут закладывать шурфы.

— Это небольшой пробный раскоп размером, например, метр на метр. Так мы определяем пласты земли, смотрим, содержат ли они какие-то находки. На основании этого делаем вывод, есть ли перспектива вести здесь дальнейшие исследования.

Виталий подчеркивает: раскопки проводят не для того, чтобы найти интересные предметы и пополнить ими фонды музеев. Это, скорее, побочный эффект работы археологов.

— С помощью раскопок мы ищем информацию о прошлом, об обществах, которые в нем остались. Все, что мы находим, является ценным источником информации, строительным материалом, из которого мы «возводим» свое знание об ушедших эпохах.

После раскопок все найденные артефакты ученые анализируют и интерпретируют. Затем оформляют результаты исследования в виде отчетов, научных статей или даже книг, которые через некоторые время, возможно, будут изучаться новым поколением археологов.

Что такое археологический артефакт? Чтобы было максимально понятно, Виталий проводит параллели с настоящим временем, которое когда-то станет прошлым.

— Человек жил, как мы сейчас с вами, и в процессе жизнедеятельности оставлял следы. Мусор, например. Сегодня его централизованно вывозят на свалки. Через какое-то время, уверен, ученые будут проводить раскопки там. Такие проекты, кстати, были известны в 20-м веке. В социологических целях археологи изучали свалки города и сопоставляли данные, полученные из социологического и археологического исследований.

Например, во время опросов люди говорили социологам, что они выпивали, например, одну банку пива в неделю. Но содержание их мусорных корзин утверждало, что это далеко не так.

В каменном веке все отходы люди оставляли на том же месте, где и обрабатывали материал. Например, они разделывали животное, чтобы приготовить еду. Когда ломался кремневый нож, они не несли его в несуществующий мусорный контейнер, а выбрасывали прямо на месте. Через тысячи лет на это место пришли археологи, обнаружили артефакты и смогли их интерпретировать — восстановить быт того времени.

Виталий рассказывает: у археологов не принято сравнивать артефакты по их значимости. Зачастую мелкая невзрачная находка может изменить представление науки о прошлом, говорит археолог.

В подтверждение своих слов Виталий приводит пример: 10 лет назад в Денисовой пещере (Алтайский край, Россия) проводились раскопки. Археологи, казалось, нашли множество стандартных артефактов: каменные орудия труда, остатки костей.

— Через какое-то время специалисты вновь обратились к найденным артефактам, просеяли их и обнаружили среди них несколько маленьких фрагментов человеческой кости. Эти фрагменты отправили на ДНК-анализ — так открыли новый, неизвестный до этого вид человека, которого называют «денисовским». Это пример того, как невзрачный на вид артефакт может серьезно скорректировать наше представление о прошлом.

Поэтому, говорит Виталий, в День археолога уместнее рассказать не о конкретных находках ученых, а о местах — археологических памятниках, которые содержат ценность как для белорусской археологии, так и белорусского общества.

— Это было нетривиальное задание — сформулировать 9 пунктов. 90 было бы проще, — улыбается Виталий. — Потому что археологических памятников в Беларуси — тысячи исследованных и еще десятки тысяч неисследованных, которые неизвестно что в себе таят.

1. Бердыж и Юровичи


Остатки стоянок древних охотников на мамонтов. По найденным артефактам ученые смогли восстановить быт древнего человека, жившего на территории Беларуси.

— Номер один в этом списке — известные каждому, кто учился в школе, стоянки Бердыж и Юровичи. Они были открыты во второй половине 1920-х годов. Их исследование в первую очередь связано с именем Константина Михайловича Поликарповича . Это самые ранние из известных на данный момент стоянок древнего человека, располагавшихся на современной территории Беларуси.

Эти места относятся ко времени верхнего палеолита. В них жили древние охотники на мамонтов. Отдельные артефакты, найденные в Бердыже, указывают, что территория нашей страны могла быть заселена еще в более раннее время, в эпоху среднего палеолита. Тогда первым человеком, который ступил на нашу землю, был неандерталец.

2. Кривинский торфяник

В этих местах ученые обнаружили множество предметов органического происхождения, которые дали представление о том, каким было искусство и духовная жизнь первобытного времени.

— Кривинский торфяник — достаточно уникальное место не только для территории Беларуси, но и всего региона Восточной Европы. Это большое озеро, а ныне осушенное болото на границе Бешенковичского и Сенненского района, где располагалась группа поселений эпохи неолита и бронзового века (4−2 тысячи лет до нашей эры).

В культурных слоях этих памятников, погребенных под торфом, хорошо сохранилась органика, возраст которой составляет 4−6 тысяч лет. Помимо стандартных кремневых орудий, керамики, которые можно найти и в других местах, на Кривинском торфянике (например, в Осовце-2) была обнаружена большая коллекция изделий из кости, дерева, янтаря и прочих вещей. Они позволяют узнать, каким было первобытное искусство, а также какие предметы человек использовал в духовной жизни.

3. Шахты по добыче кремня у современного поселка Красносельский


Один из самых ранних памятников древней «горнодобывающей промышленности».

— Шахты были открыты в 1920-е годы, а исследовались они после войны. Их уникальность в том, что это один из самых ранних памятников древней «горнодобывающей промышленности». До того как появились металлы, люди использовали кремень как основное сырье в производстве орудий труда. В Европе есть похожие объекты, но они встречаются очень редко, тем более такие крупные.

Около Красносельского существовали тысячи шахт. Этот центр по добыче кремня существовал долго, на протяжении 3−2 тысячелетий до нашей эры. К сожалению, он сейчас по большей части уничтожен в ходе добычи мела для местного цементного завода.

4. Бескурганный могильник Брест-Тришин

Этот памятник рассказал ученым о том, что на территории Беларуси некогда жили древние германцы — готы (хотя советская идеология этот факт отрицала).

— Бескурганный могильник был открыт в конце 1950-х годов. Исследовался в 1960—1970-е московским археологом Юрием Владимировичем Кухаренко. Памятник датируется 170−270 годами нашей эры. Этот могильник связывается с носителями так называемой вельбарской культуры, которую отождествляют с племенным союзом готов.

Готы — это известный древний германский народ, который завоевывал Рим, переселялся в Испанию и современную Африку. Их родина располагалась на берегах Балтийского моря. В какой-то момент они начали движение на юг. Отдельные группы готов проникали на современную территорию Беларуси, в Побужье. На берегах Мухавца во второй половине 2-го века обитало несколько племен готов, которые здесь жили и, естественно, умирали. Хоронили их тут же, на месте. Это говорит о том, что территория Беларуси была вовлечена в миграционные и исторические процессы европейского масштаба.

С открытием этого памятника связана идеология. К сожалению, археология в 20-м веке не раз становилась средством манипуляции. В советское время говорить о том, что на территории СССР проживали германцы, было достаточно смелым поступком. Это вызывало непринятие в научной среде. Но это важно, потому что показывает, что здесь жили не только славяне, но и другие народы.

В могильнике ученые находили украшения, посуду, другие предметы быта. В дохристианское время на нашей территории в могилы людям клали вещи, которые они использовали в повседневной жизни, либо те, которые должны были пригодиться в загробной жизни. Го́тов из Брест-Тришина сжигали, на погребальный костер вместе с ними шли их вещи. По этому мы можем восстановить их материальную культуру.

5. Городище Масковичи Браславского района

Здесь были найдены предметы с псевдоруническими надписями, что говорит о вовлеченности территории современной Беларуси в глобальные миграционные процессы.

— Городище известно еще с 19-го века, наиболее активные исследования памятника проводила Людмила Владимировна Дучиц в 1970—1980-е годы. Культурные слои этого городища сохранили материальные остатки разных культур железного века. Наиболее значимый момент связан с ранним Средневековьем — 11−13-м веками, когда это место могло быть либо порубежной крепостью Полоцкого княжества, либо какой-то торговой факторией.

Самый яркий комплекс находок оттуда — более 100 костей и костяных предметов с различными рисунками и надписями. Надписи были сделаны руническим письмом. Правда, это был не настоящий скандинавский язык, а псевдо. То есть люди копировали знаки в бессмысленном порядке. Скорее всего, какой-то человек, сделавший их, научился от кого-то технике и просто подражал, утратив связь с носителем языка.

Вообще эпоха Средневековья, как и вся история человечества, — это постоянная миграция. Люди всегда перемещались по планете, ездили торговать, искать лучшую долю, ходили с военными походами. Миграция — не новое изобретение. Если были такие находки, значит, и территория Беларуси была вовлечена в глобальный миграционный процесс.

6. Городище Ви́щин Рогачевского района


Одно из доказательств того, что территория Белой Руси все же подвергалась нападениям монгольских кочевников.

— Это частный феодальный замок 12−13-го веков. В 1970−1980-х годах его исследовал Эдуард Михайлович Загорульский. Что примечательно, прекращение жизни замка связано с военным эпизодом. Он был разрушен в результате нападения, вероятно, монголов. В культурных слоях сохранилось огромное количество материала. Люди жили, потом в один день жизнь прекратилась — и все осталось там.

Археологи обнаружили большое количество предметов повседневного быта, украшений, оружия. Еще это место известно тем, что в замковой стене был найден так называемый Ви́щинский клад. Он состоял из серебряных украшений, изготовленных в редких техниках. Кроме того, содержал денежную часть. В то время в обращении не было монет, поэтому платежным средством было серебро. В кладе оно лежало прямо кусками — гривнами. Ви́щинский клад содержит в себе все три типа гривен, которые ходили на территории Восточной Европы в то время.

Этот археологический памятник, а также, например, городище Свислочь в Осиповичском районе позволяют скорректировать наше представление об истории, известной по письменным источникам.

Свислочь погибла в результате военного нападения — была сожжена. По составу предметов, вооружения можно предполагать, что нападение совершили примерно в середине 13-го века степные кочевники-монголы.

Этот поход не известен по письменным источникам. Но находки археологов позволяют сказать, что монголо-татарские кочевники нападали на белорусские земли чаще, чем мы думали. Археология приводит свидетельства, которые помогают дополнить историю или даже по-другому на нее взглянуть.

7. Средневековый город Берестье

Хорошо сохранившийся памятник, который позволяет увидеть, какими были средневековые города.

— Впервые город упоминается в 1019 году. В 1970−1980-е годы его раскопал Петр Федорович Лысенко. Раскопки вскрыли деревянные остатки домов, улиц. Некоторые дома сохранились до высоты в 12 венцов. Это один из немногих объектов Беларуси, который стал музеем, где можно посмотреть на остаток средневекового города.

8. Берестяные грамоты


Опровергают миф, что письменность была «уделом» только богатого населения.

— У нас их сохранилось всего три: витебская, найденная в 1959-м, и две мстиславские, обнаруженные в 1980-м и 2014-м годах.

Почему я их отметил? Это интересное явление средневековой культуры нашего региона. Они в какой-то степени опровергают миф, что письменная культура была частью только элитной культуры. Якобы письменность была недоступна широким слоям населения.

Берестяные грамоты — пример повседневной письменности горожан. Это записки, которые люди передавали друг другу. Они помогают взглянуть на аспекты жизни наших предков непосредственно, минуя фильтры официальных письменных источников. Из них мы смогли узнать особенности социальной организации жизни, торговли.

9. Куропаты

Именно археологические раскопки позволили подтвердить рассказы местных жителей и письменные источники, что здесь расстреливали людей в сталинское время

— Место массовых расстрелов в 1930-х — начале 1940-х годов. Безусловно, это место важно как для белорусской истории 20-го века, так и современности. Важную роль сыграли археологи, которые участвовали в работе Государственной комиссии, занимавшейся эксгумацией жертв.

Результаты, полученные в результате раскопок, позволили выяснить обстоятельства смерти людей, датировать эти эпизоды. Также они лежат в основе расчетов про численность убитых и погребенных в Куропатах.