Акцентуации характера. Характер

Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом определяется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акцентуацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний, 2) снижение способности к социальной адаптации, 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействиям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность). Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нарушения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические, объединяющие нарушения гипертимного, гипотимного и циклоидного вида. Социопатические, внутри которых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.

Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близких, склонность к рассуждательству, самоанализу-самокопанию. Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако, когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.

Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.

Сензитив. Прежде всего отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вследствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружающих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремление к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереносимыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброжелательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.

Гипертим. Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.

Гипотим. Отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожидание, что вот-вот должно случится нечто неприятное. Проблески улучшения настроения сопровождаются обострением тревожности: за радость нужно платить новыми несчастьями ("смеяться - к слезам"). Часто испытывает чувство вины, неполноценности: кажется, что в чем-то виноват, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, не способен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. После сна требуется длительный период врабатывания. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.

Циклотим. Определяющая черта - маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклотим в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным, и прошлое предстает то как цепь благоприятных событий, то как сплошь состоящее из неудач и несправедливостей, и повседневное окружение кажется то злонамеренным, то благожелательным.

Конформист. Выделяется сниженной потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к банальному, шаблонному, общепринятому, обезличенность. Стремясь всегда соответствовать окружению, не может противостоять ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует общепринятым стандартам.

Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену впечатлений. Влечение к праздному времяпрепровождению.

Параноид. Отличается прежде всего повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Равнодушие или нежелание принять предлагаемые им проекты еще в большей степени настраивают на достижение своей цели. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставленной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии.

Шизоид. На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойственна замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко оторваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию.

Эпилелтоид. Характеристический признак - периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Успешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций.

Истероид. Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцентризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодование или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Не обладая достаточной стеничностью, способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся настроения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, который весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, украшения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.

Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности»

Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):

 повышение способности к социальной адаптации

Аккуратность, бережливость, щедрость - это:  черты, характеризующие отношение личности к вещам

Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:  проекция

Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

 постижения им последствий своего поведения

Верифицируемость - это критерий ценности теории, заключающийся в:

 доступности эмпирической проверке понятий теории в силу их определенности и логической взаимосвязи

В большинстве определений личности подчеркивается

 структура, относительная устойчивость, развитие, индивидуальные различия

Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:  У. Шелдон

Ведущие инстинкты с точки зрения З.Фрейда  инстинкт жизни и инстинкт смерти

В темпераменте личность проявляется со стороны ее:  динамических свойств

Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:  сила

Высшая форма направленности личности - это:  убеждение

В характере личность проявляется в большей степени со стороны:  содержательной

Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это  индивидуальность

Возникновение самосознания не связано  с увеличением непроизвольности

Воля-регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:  сознательное

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних....  препятствий

Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:  принципиальность

Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:  регрессией

В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:

 экстраверсия/интроверсия

В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

 рефлексы или социальные навыки

Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр:  нейротизм

В понятии "стремление к превосходству", введенном А.Адлером, выражается

 стремление человека преодолевать ощущение недостаточности собственных сил и возможностей

Гарантом психологической защищенности является:

 адекватная самооценка

 чувство принадлежности к группе

 склонность к надситуативной активности

Главное отличие необихевиоральных подходов к изучению личности от классического бихевиоризма заключается в:  замене модели респондентного научения на модель оперантного научения отказе от принципа "стимул-реакция"

Достоинствами метода анамнеза являются  возможность принимать в расчет всю сложность и противоречивость индивидуальных особенностей личности

Дисциплина, стремящаяся зало­жить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий

 персонология

Замещение проявляется:  в изменении чувств  в изменении мотивов

 в изменении отношений личности на противоположные

З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:  фаллической

Идентичность Э. Эриксоном рассматривается в двух аспектах:

 групповой уровень идентичности

 органический и индивидуальный уровень идентичности

Источниками социализации выступают

 передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания

Иерархическую пирамиду потребностей разработал:  А. Маслоу

Индивидуальный психоанализ как направление психологии было основано ….. А.Адлером

Критериями ценности теории личности являются:

 верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата, функциональная значимость

Критерий, состоящий в способности теории помочь людям понять их повседневное поведение  функциональная значимость

Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, определяющих его нравственные поступки – эт личность

Критерием темперамента является:  раннее проявление в детстве

Критерием социализированности личности является:

 степень независимости личности, уверенности, самостоятельности.

 степень раскрепощения, независимости

Ключевое понятие аналитической психологии - это:  архетип

Какой архетип К.Г.Юнг связывал с женским началом в мужчинах  анима

Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность  С.Л.Рубинштейн

Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, - это

 ценностные ориентации

Личностные свойства, обусловленные социально – это  ценностные отношения

Личность – это  совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других

Личность - это биосоциальная иерархическая структура, с позиции  К.К.Платонова

Люди скорее экставерты, чем интроверты с типами темперамента  сангвиник и холерик

Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды - с другой, по мнению: бихевиористов

Любое поведение определяется своими последствиями, с точки зрения:  Б. Скиннера

Личность - это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова

Механизм социализации личности включает в себя  Идентификацию  Имитацию

Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:  психоанализу

Недостатками корреляционного метода изучения личности являются:

 невыделение причинно-следственных связей; возможно вмешательство неконтролируемой третьей переменной

Назовите структурные компоненты темперамента  активность, эмоциональность

Неповторимое сочетание психологических особенностей человека – это  индивидуальность

Назовите основные функции воли  активизирующая

Назовите волевое качество. Сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной цели  целеустремленность

Назовите волевое качество. Стремление одномоментно достичь желаемого, вопреки трудностям  упорство

Назовите волевое качество. Систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной цели  настойчивость

Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:  по Г. Айзенку

Негативное подкрепление - это:  устранение приятного стимула, следующее за нежелательным поведением

Один из основных методологических принципов психологии, используемый и психологией личности  детерминизма

Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных психологических и др. – это  личность

Основные подходы к измерению индивидуально-психологических особенностей человека

 номотетический  идеографический

Онтогенетические развитие человека, ч точки зрения отечественной психологии, можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий

 индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

Основная «единица» всякого исторического про­цесса, в том числе и биографии человека

Основные характеристики человеческих потребностей

 сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения

Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, - это:  мотив

Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется  самооценкой

Основоположником психодинамической теории личности является:  3. Фрейд

Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:  А. Бандура

Отличительной чертой подхода А.Бандуры к изучению личности является:

 подчеркивание взаимовлияния средовых, когнитивных и поведенческих факторов, изучение научения через наблюдение (модели) и введение понятия самоэффективности

Принцип, причинной обусловленности иначе называется  принцип детерминизма

Принцип психологии личности, который реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности

 принцип развития

Психологические отрасли, изучающие личность  социальная психология

 дифференциальная психология  персонология

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны:  К. Юнгом

Понятие “акцентуации” было введено в психологию…  К. Леонардом

Понятие, введенное в персонологию Г. Олпортом, и представляющее собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы

 проприум

Понятие, использующееся в психологии личности при описании динамики личности, развитии индивидуальности  жизненный путь

Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода  индивид

По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:  сангвиников

По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:  холериков

Процесс и результат усвоения социального опыта  социализация

Потребности, необходимые для нормального развития человека как личности  социогенные

Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат  К. Роджерсу

Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии  гуманистической

По С.Л. Рубинштейну, самосознание  является этапом в развитии сознания

Психологическим механизмом самосознания выступает  рефлексии

Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:  в психоанализе

Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:  сублимацией

Понятие «сублимация» введено в научный словарь:  3. Фрейдом

 сублимация

Понятие «духовные способности» в психологию введено  В.Д. Шадриков

Понятие, которое можно определить как сознавание человеком своей способности выступать причи­ной изменений (или противодействия изменениям) в окружаю­щем мире и в собственной жизни  ответственность

Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:  А. Адлер

Психоаналитическая концепция личности 3. Фрейда относится:  к теориям инстанций личности

Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

 в психоанализе

По А. Адлеру, комплекс неполноценности является:  следствием дефекта

 универсальной движущей силой развития личности

 следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств

По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием  комплекса превосходства

Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил (а):  бихевиоризм

Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

 гуманистическим

Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности соотносятся следующим образом:  взаимонезависимы

Полноценно функционирующий человек, по Роджерсу, характеризуется:  открытостью переживанию (опыту), экзистенциальным образом жизни, организмическим доверием, эмпирической свободой, креативностью

Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:  «Оно

«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:  Э. Эриксону

Роль это  ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

 социальная функция личности

 соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе

Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:  «Оно»

«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

 Э. Эриксону

Стандартизация подразумевает  единообразие проведения теста и подсчета результатов

Согласно Э. Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время:  школьного возраста

Социальная ситуация развития ребенка включает в свою структуру  все перечисленное

Сколько стадий выделяет Г. Олпорт в развитии проприума?  семь

Социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина” – это…  гендер

Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:  уравновешенность

Свойство, свидетельствующее о легкости приспособления к внешним воздействиям пластичность

Совесть, с точки зрения З.Фрейда- это  приобретается посредством родительских наказаний

Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

 мировоззрением

Совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения  направленность

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это:  характер

Самосознание можно определить как  образ себя

Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:  настойчивость

Суть проекции заключается:  в приписывании другим людям собственных чувств

 идентификация

Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

 идентификация

Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:  с самоуважением

Скиннер Б. является представителем ….. направления в психологии  бихевиорального

Социальный интерес в "индивидуальной психологии" – это  личностная значимость для человека происходящего с другими людьми, человечеством в целом, выражающаяся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими

Согласно Э.Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время:  школьного возраста

С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется  А.Н.Леонтьевым

Теории, главную роль которых в детерминации поведения играют внешние ситуации, относятся к …  социодинамическим

То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал:  Э. Кречме

Теории, традиционно объясняющие развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом  биогенетические

Три стадии развития по А.В.Петровскому, рассматривающего развитие как процесс вхождения личности в различные со­циальные группы.  адаптация, индивидуация, интеграция

Теории развития личности, созданные как выход из дискуссий о влиянии только среды или наследственности  двухфакторые теории

Термин, характеризующий динамику личности, и обозначающий временной интервал между рождением и смертью  время жизни

Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:  конституциональным

Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:  меланхолику

Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:  сангвиника

Тип темперамента, отличающийся сравнительно замедленной реакций на действующие стимул  флегматик

Темперамент является  биологическим фундаментом

Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности  к себе

Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:  мультифакторно

Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

 индивидуальных особенностей субъекта

Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:  бихевиористов

Тревога, согласно экзистенциальной психологии - это:

 неотъемлемый атрибут психологически здорового человеческого бытия

 индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность

Установите соответствие психических инстанций личности, с точки зрения психоанализа (Фрейдизма)

Управление своим жизненным путем личность осуществляет  сознательно

У Гиппократа был подход к темпераменту:  физиологический

Умение сдерживать свои чувства, недопущение импульсивных действий называется

 выдержка самообладание

У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:  Электры

Установите соответствие между названием теории и ее автором

Условиями позитивного личностного изменения, в соответствии с подходом К.Роджерса, являются  безоценочное (безусловное) принятие, эмпатическое понимание, искренность

Уровни организации человека с точки зрения Б.Г.Ананьева

 индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность

Ф Феноменологическая позиция в психологии личности заключается в:

 подчеркивании необходимости понимания того, как человек воспринимает мир со своей индивидуальной, субъективной точки зрения

Х Характер считается патологическим, если он...  все ответы верны

ЦЦентральный архетип порядка и целостности личности по К. Юнгу  самость

Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, - это:

Ч Человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, с точки зрения сторонников подхода  холизм

Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки  социальные

Человек как личность - это человек, раскрывающийся в обусловленности:  его общением с другими людьми структурой его ценностных ориентаций интернализированными им этническими и культурными стереотипами

 у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением

 у него есть нравственные ценности и гуманистические установки

 он является творческим субъектом

Человек как типичный носитель видов человеческой активности - это:

 субъект деятельности

Чрезмерное усиление отдельных черт характера акцентуация

Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные

Человека как индивида характеризует средний рост

Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность

Э… - это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели. воля

Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты…

 Р. Кеттелом и Г. Айзенком

Узловые пункты истории учений о характере. Характер обычно определяется как целос­тный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, как "цельная индивиду­альность", как особый психический механизм, обеспечивающий (реализующийся в) устойчи­вость направленности реагирования человека на социально значимые ситуации и обстоятельства. В качестве предмета специальной отрасли – этологии – характер выступил у английских психо­логов Д. Милля и А. Бэна ("Об изучении характера", 1861) и – характерологии – у немецких психологов Ю. Банзена ("Очерки характерологии", 1867) и Клагеса ("Принципы характероло­гии", 1910). Но и до этого тема характера занимала значительное место в работах по психологии. При этом чаще других ставилась задача классификации типов характеров. Поэтому, обратив­шись именно к попыткам классификации типов характеров, можно выделить те свойства – при­знаки, которые составляют содержание самого понятия. Отметим узловые пункты на этом пути до того времени, когда характер становится предметом специального научного исследования.

Одной из первых в истории европейской культуры работ, посвященных классификации ха­рактеров, является трактат Теофраста ("обладателя божественной речи") "Характеры". Он содер­жал описание 31 типа. Тип определялся на основе доминирования в характере той или иной черты; преобладание в характере льстивости дает тип льстеца, болтливости – болтуна и т.п. У Теофраста характер выступает как отпечаток (клеймо) определенных нравственных пороков сре­ды. В XVII в. будущий член Французской академии Лабрюйер публикует исследование "Харак­теры или нравы нашего времени", поместив в начале своей книги "Характеры" Теофраста. В ней приведено 1120 характерологических зарисовок, распределенных по главам, соответствующих обстоятельствам, в которых проявляются эти характеры: "Город", "Двор", "Вельможи", "Госу­дарь" и т.п. Для самого автора исследование имело этико-психологический, нравоучительный и сатирический смысл. Лабрюйер указывает, что оно вскрывает первопричины пороков и слабос­тей, позволяет предвидеть то, что люди будут говорить и делать, учит не удивляться дурным и легкомысленным поступкам, которыми заполнена их жизнь.

В XVIII в. большое распространение получает "Физиогномика" Лафатера . Он рассматривает характер как порождение судьбы и воплощение рока, связывает его с социальным происхождением ("аристократический характер "), убежден в возможности определения типа характерапо строению и выражению лица.

В XIX в. идея морфо-неврологической обусловленности характера получила широкую извес­тность благодаря френологии Галля . На основе многочисленных анатомических исследований и наблюдений над разными группами людей Галль пришел к выводу о том, что центры душевной жизни сосредоточены не в желудочках мозга, как тогда считалось, а локализованы в мозговых извилинах. Хотя анатомические работы Галля имели опытную основу, предложенная им классификация психических способностей явилась совершенно произвольной конструкцией.

Начиная с середины XIX в. изучение характера ведется уже с позиций эмпирической психологии. Характер понимается как совокупность элементов сознания – чувств, воли, интеллекта, а тип характера устанавливается по признаку преобладания того или другого элемента. Так, например, один из родоначальников современной характерологии А. Бэн разделил характеры на эмоциональные, волевые и интеллектуальные. В значительной степени под влиянием Бэна разв­ил свою концепцию характера французский психолог Т. Рибо . В основание определения типов характера Рибо положил две психические функции: чувство и волю, отведя интеллекту роль лишь дополнительного фактора. Для понятия характера, по Рибо , существенны два признака: единство и устойчивость. Соответственно, Рибо делит все характеры на два класса: чувствительные и волевые. Каждый из этих классов включает в себя несколько подклассов. В классе чув­ствительных характеров – это кроткие , созерцательные, эмоциональные. Класс волевых характе­ров разделяется на два по параметру силы: посредственно активные и великие активные.

Кроме того, Рибо устанавливает третий, дополнительный класс – апатичные характеры, ко­торые отличаются слабой активностью, слабыми чувствами, но более деятельным умом. Этот класс делится на два подкласса: чисто апатичный тип ("мало чувствительности, мало деятельно­сти, мало ума"), второй подкласс в зависимости от направления сильно выраженного ума еще раз делится на практические и спекулятивные характеры. К смешанным типам Рибо относит апа­тично-активные ("расчетливые"), чувствительно-деятельные, апатично-чувственные и умеренные характеры. Из числа упомянутых "чистых" типов Рибо исключает "аморфные" и "неустойчи­вые" характеры. Это приобретенные характеры. В них нет ничего врожденного, они пластичны и поддаются всякому влиянию. Они являются продуктами исключительно обстоятельств, среды, воспитания, влияния людей, предметов, их окружающих. Их очень много, легион. Неустойчи­вые характеры – отбросы и осадки цивилизации, они не обладают единством и постоянством и потому не могут быть включены в классификацию.

Из числа отечественных исследователей проблем характера начала XX столетия назовем лишь одного – А.Ф. Лазурского. Им написана монография "Очерк науки о характерах". Характер, по Лазурскому, представляет собой совокупность основных наклонностей. Характер вместе с темпе­раментом образуют ядро личности. Личность в свою очередь рассматривается им как сложное функциональное единство, включающее в себя эндопсихику (врожденный, хотя и меняющийся при жизни нервно-психический компонент) и экзопсихику (приобретенный, обусловленный вне­шними влияниями и выражающий отношения личности компонент). <...>

Операционализация определения понятия "характер". В семантическом окружении слова "характер" выделяются две области. В рамках одной характер выступает как устойчивость и по­стоянство, позволяющие идентифицировать поведение, определить принадлежность его определен­ному субъекту. Характер – это обычай, привычный способ действия, реагирования. Характеристи­ка – это описание, выделение отличительных качеств, достоинств и недостатков, иногда закрепленное в документе ("он представил блестящую характеристику"). Характерный – свойственный исклю­чительно чему-либо определенному ("это для него характерно"). Охарактеризовать кого-либо или что-либо – обнаружить их характерные черты, особенности. Характер определяется как сильный, волевой, твердый, смирный, слабый, в зависимости от того, насколько черты поведения определя­ются внешними обстоятельствами. Внешние формы поведения определяются так же, как манеры (плохие, хорошие, странные). Если внешнее поведение не выражает внутреннюю суть, а только копирует, имитирует кого-то, то оно определяется как манерность. Если же мы подчеркиваем, что эти манеры лишены простоты и естественности, то они становятся для нас жеманством.

В рамках другой области характер определяется как направленность и указывает на устойчи­вость ориентации. Здесь он близок понятию "нрав". Добрый или крутой нрав – это то же, что добрый или крутой характер. Параметрами, на операционализацию которого ориентирует сфор­мулированный нами вариант определения, правомерность которого подтверждается и историей вопроса, и практикой его общеупотребительного использования, очевидно, выступают: устойчи­вость/неустойчивость и направленность. Применительно к понятию характера устойчивость ес­тественно интерпретируется как сила или толерантность по отношению к неблагоприятным вне­шним воздействиям, а также как независимость от внешних обстоятельств (способность их преодолевать). Среди множества аспектов направленности одним из наиболее очевидных являет­ся тот, в рамках которого она может быть оценена либо как инструментальная, либо как транс­ситуативная . Иначе говоря, важно дифференцировать людей в зависимости от того, реагируют ли они на наличные обстоятельства, используя их в качестве средств (инструментов) достижения поставленных целей, иногда и подменяя цели средствами, либо имеют тенденцию к игнорирова­нию (пренебрежению) быстро меняющихся обстоятельств. Этот параметр можно обозначить так же, как ригидность/гибкость, иногда как догматизм/скептицизм (релятивизм).

Проведенный анализ склоняет к использованию в первую очередь данных экстраспективного наблюдения. Поэтому требуется задать шкалы для внешнего наблюдения и оценивания. Приме­рами высказываний, образующих шкалу толерантности, могут служить следующие:

1. Сохраняет спокойствие, когда все вокруг взволнованы. (Да.)

2. Не поддается на провокации. (Да.)

3. Не доверяет слухам. (Да.)

4. Стремится снискать расположение каждого.(Нет.)

5. Со всеми соглашается. (Нет.)

6. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться. (Нет.)

7. Умеет настоять на своем. (Да.)

Примерами высказываний, образующих шкалу ригидности/гибкости, могут быть следующие:

1. Склонен к формальным отношениям. (Да.)

2. Избегает споров. (Да.)

3. Легко соглашается с предложениями других членов группы. (Нет.)

4. Избегает встреч и собраний в группе. (Да.)

5. Склонен к сотрудничеству. (Нет.)

6. Дорожит мнением окружающих. (Нет.)

7. Болезненно относится к замечаниям в свой адрес со стороны других членов группы. (Да.)

Феноменология акцентуаций характера. Описание многообразия типов характера должно быть дополнено описанием многообразия акцентуаций характера. Если характер в целом опреде­ляется нами как устойчивая направленность реагирования, то при отягощении характера акценту­ацией на первый план выходят те или другие болезненные нарушения. Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым свойственно: 1) нарушение потребностно-мотивационной сферы в форме доминирования амбивалентных состояний; 2) снижение способности к соци­альной адаптации; 3) повышенная ранимость, чувствительность к определенного рода воздействи­ям, вызывающим неадекватное реагирование (сниженная резистентность ).

Можно выделить следующие классы акцентуаций. Астенические, включающие в себя нару­шения психастенического, неврастенического и сензитивного вида. Дистимические , объединяю­щие нарушения гипертимного , гипотимного и циклоидного вида. Социопатические , внутри кото­рых следует разграничивать нарушения конформного, нонконформного и параноидального вида. "Психопатические", включающие в себя варианты шизоидных, эпилептоидных и истероидных нарушений. Приведем их краткое описание.

Психастеник. Доминирующими чертами поведения являются нерешительность, тревожная мнительность в виде ожиданий неблагоприятных событий, тревога за благополучие своих близ­ких, склонность к рассуждательству , самоанализу-самокопанию . Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях при необходимости сделать самостоятельный выбор. Однако когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. В качестве гиперкомпенсации нерешительности могут наблюдаться самоуверенные, безапелляционные суждения, утрированная решимость (бесшабашность). Защитой от постоян­ной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное обра­зование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к поряд­ку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу. В качестве компенсаторных образований могут выступать также склонность к тщательному планированию предстоящей деятельности, хорошая осведомленность, высокая компетентность.

Неврастеник. На первом плане психического облика находятся такие черты, как повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, страхам, боязливость. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмо­циональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами.

Сензитив . Прежде всего, отмечаются робость и застенчивость, легко обнаруживаемые при посторонних и в незнакомой обстановке. Затруднения в общении со всеми, кроме близких, вслед­ствие этого иногда возникает ложное впечатление о замкнутости, отгороженности от окружаю­щих. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Стремле­ние к гиперкомпенсации принимает форму самоутверждения не в той области, где могут раскрыться способности, а там, где чувствует собственную слабость. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Часто стремится занять общественные посты, где робость компенсируется авторитетом организации, хорошо выполняет формальную часть порученных ему функций. Труднопереноси­мыми являются ситуации чрезмерного внимания со стороны окружающих, особенно недоброже­лательность, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках.

Гипертим . Свойственны повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, соци­альном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляет­ся с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склон­ность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми .

Гипотим . Отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожида­ние, что вот-вот должно случиться нечто неприятное. Проблески улучшения настроения сопро­вождаются обострением тревожности: за радость нужно платить новыми несчастьями ("смеяться – к слезам"). Часто испытывает чувство вины, неполноценности: кажется, что в чем-то виноват, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, не способен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. После сна требуется длительный период врабатывания. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.

Циклотим . Определяющая черта – маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклотим в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и безрадостным, и прошлое предстает то как цепь благоприятных событий, то как сплошь состоящее из неудач и несправедливостей, и повседневное окружение кажется то злонамеренным, то благожелательным.

Конформист. Выделяется сниженной потребностью в индивидуализации, отмечается низкая инициативность, тяготение к банальному , шаблонному, общепринятому, обезличенность . Стре­мясь всегда соответствовать окружению, не может противостоять ему. Внутренний дискомфорт наступает, когда чем-то выделяется из привычной для него среды. Свойственна немотивированная неприязнь к тем, кто не следует общепринятым стандартам.

Нонконформист. Доминирует ярко выраженная потребность действовать вопреки установленным правилам, сочетающаяся с безволием, когда дело касается исполнения обязанностей, долга, достижения императивно поставленных извне целей. Отсутствует жизненная перспектива. Социальные связи ослаблены, заметна тяга к случайным компаниям, сулящим развлечения, легкую смену впечатлений. Влечение к праздному времяпрепровождению.

Параноид . Отличается, прежде всего, повышенной конфликтностью вследствие настойчиво­го стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Равнодушие или нежелание принять предлагаемые им проекты еще в большей степени настраи­вают на достижение своей цели. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставлен­ной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии .

Шизоид . На первом плане психического облика находится отчужденность от окружающих. Незаинтересованность в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Шизоиду свойствен­на замкнутость, погруженность в мир внутренних переживаний и мыслей, которые нередко ото­рваны от повседневности и как бы противопоставлены ей. Отмечаются экстравагантность поведе­ния, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчер­кивает впечатление холодности, черствости. Эти черты могут усиливаться в результате быстрой истощаемости интереса к межличностному взаимодействию.

Эпилептоид . Характеристический признак – периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Имеют место обидчивость, груз отрицательных эмоций сохраняется долго и требует разрядки через отмщение, кроме того, заметны ограниченность, сосредоточенность на однажды выбранном круге интересов. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопро­вождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Асимметрия в межличностных отношениях проявляется в следующем: считает своим долгом давать советы, поучать, но не терпит к себе назидательного отношения. Отмечается склонность к обстоятельным, детальным, неторопливым разъяснениям и раздражение, когда прерывают, не дают досказать, торопят. Ус­пешно справляется с работой, требующей тщательного, пунктуального выполнения инструкций,

Истероид . Доминирующей чертой этого типа акцентуации является ненасытный эгоцент­ризм: жажда постоянного внимания к своей особе со стороны окружающих, восхищения, удивле­ния, почитания, сочувствия. Не терпит равнодушного отношения к себе, предпочитая негодова­ние или ненависть в свой адрес. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театрально­стью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия . Не обладая достаточной стеничностью , способностью подчинять других, может на непродолжительное время занимать лидирующее положение в группе за счет способности выражать нарождающиеся на­строения. Перед трудностями пасует, особенно если нет шансов сконцентрировать внимание на своей персоне. Психологически доминирующая черта проявляется и во внешнем облике, кото­рый весь ориентирован на привлечение внимания: ажитация, бросающиеся в глаза одежда, укра­шения, громкий смех, разнообразные голосовые модуляции. Социальные контакты хотя и об­ширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.

(Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии.

Учебное пособие.– Электронная версия –

цит . по Психология в текстах. Хрестоматия.

Учебное пособие для студентов медицинских вузов

/ Сост. и общая редакция Е.В. Осмина и Т.Ф. Кабирова

– Ижевск, 2003, С. 137-140)

1 К каким теориям темперамента относиться теория У.Шелдона

гуморальным
+конституциональным
поведенческим
нейродинамическим

2 Акцентуации это такие естественные варианты развития характера, которым
не свойственно:
повышение ранимости
снижение способности к социальной адаптации
+повышение способности к социальной адаптации
нарушение мотивационной сферы с доминированием амбивалентных состояний

3.Не высокий уровень психической активности, замедленность движений, быстрая утомляемость, высокая эмоциональная сензитивность свойственна:
сангвинику
холерику
флегматику
+меланхолику

4. Черты личности: скромность,самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности:
к другим людям
к деятельности
+к себе
к общественной и личной ответственности

5. Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для:
флегматика
+сангвиника
холерика
меланхолика

6. Впервые психологическое описание «портретов» различных темпераментов дал:
Аристотель
+Гиппократ
И. Кант
Платон

7. Сильный, неуравновешенный тип нервной системы за П.И. Павловым характерен для:
+холерика
сангвиника
сангвиника
флегматика
меланхолика

8. Умение ставить цели,действовать по собственной инициативе и находить пути их решения, характеризует человека как:
решительного
+ целеустремленного
настойчивого
самостоятельного

9. Крэчмер говорил,что замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость свойственна для:
+астеников
пикников
атлетиков
диспластиков

10. Понятие об экстраверсии и интроверсии было разработано:
3. Фрейдом
+К. Юнгом
А. Адлером
К. Роджерсом

11. Тип темперамента, что характеризуеться легкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям,характерен для:
+меланхолику
холерику
сангвинику
флегматику

12. Такие понятия как: самокритичность, скромность, гордость характеризуют:
отношение другим
отношение личности к вещам
+систему отношений человека к самому себе
особенности протекания деятельности

13. Тип темперамента, что отличился подвижностью, общительностюи отзывчивостью, характерен для:
холерика
+сангвиника
холерика
флегматика
меланхолика

14. По Э. Кречмеру, агрессивность и властолюбие характеризуют;
диспластика
пикника
астеника
+атлетика

15. Аккуратность, бережливость и щедрость - это:
черты, что проявляються по отношению к другим
+ черты, характеризующие отношение личности к вещам
система отношений человека к самому себе
черты, проявляющие отношение к деятельности

16. Формально-динамическую сторону поведения характеризует(ют):
+темперамент
направленность
настроение
способности

17Возможно ли изменить тип темперамента
Да
+Нет
Нужно приложить много усилий
В раннем возрасте

18. NN. – типичный представитель меланхолического типа темперамента. Формирование какой из черт характера потребует от него наименьших усилий:
решительность
+доверчивость
инициативность
импульсивность

19. Устойчивые индивидуальные особенности личности, что складываються и проявляються в деятельности и общении -это:
способности
+характер
темперамент
задатки

21. А. – представитель сангвинического типа темперамента. Какую из черт характера сформировать у него легче?
+общительность
дисциплинированность
отзывчивость
трудолюбие

22. Чуствительная реакцияв ответ на силу внешнего воздействия является показателем:
реактивности
+сензитивности
активности
пластичности и ригидности

23 Природная основа темперамента:
головной мозг
+тип нервной системы
динамический стереотип
нервные процессы

24 Тип темперамента, что характеризуеться повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
холерик
сангвиник
флегматик
+меланхолик

25 Тип темперамента, что характеризуеться вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
+холерик
сангвиник
флегматик
меланхолик

26 Что характеризует темперамент:
+быстрое включение в работу
Вежливость
аккуратность
трудолюбие

27 Какой признак характер для меланхолического темперамента:
реактивность и активность
+эмоциональная возбудимость
пластичность и ригидность
сензитивность и чувствительность

28 Учение о типах высшей нервной деятельности как физиологической основы темперамента принадлежит:
+Павлову
Ильину
Гиппократу
Ухтомскому

29 Процесс, противоположный возбуждению, что ведет к замедлению или задержке проведения импульсов в нервных центрах:
+торможение
динамичность
меланхолия
лабильность

30 Характер – это
+Устойчивые черты личности,что определяют отношение человека к людям, к самому себе, к выполняемой работе

Совокупность свойств,что характеризуют динамические особенности протекания всех психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

Генетически обусловленое явление

Ряд признаков, употребляемых в отношении темперамента, личности и характера, являются сквозными. Например, мы говорим "сильная личность". "сильный характер", "сильный темперамент". Но смысл этих квалификаций различен. "Сильный темперамент" означает выносливый, способный переносить нагрузки, меняющиеся в широком диапазоне, сохраняющий работоспособность. Сильный характер имеется у человека, способного противостоять всякого рода соблазнам на пути следования к намеченной цели. Сильная личность – это человек, пользующийся авторитетом, влиятельный человек. Еще одним параметром такого рода является направленность. Смысл ее также меняется, говорим ли мы о направленности личности, направленности характера или о направленности темперамента. Операционально эти различия позволяют учитывать специально разработанные диагностические процедуры, позволяющие дифференцировать экстраверсию/интроверсию, экстернальность/интернальность, экстрапунитивность/интропунитивность. Соответствующими признаками и должны быть дополнены описанные нами типы темперамента, личности и характера.

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны К. Юнгом для дифференциации типов направленности либидо. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают "жизненную энергию" субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от самого себя, к принижению значимости явлений внутреннего мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на явлениях внутреннего мира, которым придается высшая ценность, необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднения в социальной адаптации. В качестве примеров фрагмента шкалы для диагностики экстраверсии/интроверсии, понятых как темпераментный параметр, могут служить следующие высказывания (вопросы):

1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас? (Да.)

2. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве? (Нет.)

3. Вы по натуре живой человек? (Да.)

4. Очень ли Вы любите вкусно поесть? (Нет.)

5. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на скучную вечеринку? (Нет.)

6. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму? (Нет.)

7. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову? (Да.)

Параметр экстернальности/интернальности основывается на представлении о возможности различной локализации механизмов самоконтроля: во внешнем или внутреннем личностном пространстве. Если человек принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на самого себя, объясняя их своими намерениями, своими способностями, своими поступками, то говорят о наличии у него интернального локуса контроля. Если же у него доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающим обстоятельствам; судьбе, случаю), то это свидетельствует о наличии у него эктернального локуса контроля. В качестве примеров можно привести следующие высказывания:

1. Для того чтобы убедиться, что я прав, мне важно знать реакцию окружающих. (Да.)

2. Мое самочувствие сильно зависит от окружающих. (Да.)

3. Мне важно, чтобы все вещи, окружающие меня повседневно, всегда находились на своих местах. (Да.)

4. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточного усердия. (Нет.)

5. Перед собой я ставлю только такие задачи, которые я смогу решить без посторонней помощи. (Нет.)

6. Никто не способен помочь человеку разобраться в его проблемах, кроме него самого. (Нет.)

7. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. (Нет.)

Параметр экстрапунитивности/интропунитивности выступает важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности, т.е. тогда, когда на пути удовлетворения значимых для человека намерений неожиданно встречаются преграды, когда разрушаются привычные стереотипы поведения. При экстрапунитивном типе реагирования ответственность за возникновение фрустрирующей ситуации приписывается другим людям, внешним обстоятельствам, им же вменяется обязанность ее ликвидации. При интропунитивном типе реагирования человек принимает ответственность за возникшую ситуацию на себя, стремится выйти из ситуации за счет изменения самого себя. своих установок, своих намерений. Для диагносцирования этого параметра могут использоваться суждения следующего типа:

1. Если, придя домой, я обнаруживаю пусть даже незначительный дефект в купленной вещи, на следующий день я, конечно, пойду требовать, чтобы мне ее заменили. (Да.)

2. В дискуссии я нередко считаю необходимым повторить свою мысль несколько раз с тем, чтобы убедиться, что меня правильно поняли. (Да.)

3. Если я замечу, что коллеги неприветливы со мной, я постараюсь понять, где я допустил оплошность. (Нет.)

4. Человек становится компетентным лишь в результате самообразования. (Нет.)

5. Для того чтобы лучше понимать других, нужно сначала научиться понимать себя. (Нет.)