Что такое учебная практика в вузе. Специфика прохождения стажировки

Учебная практика является одним из основных элементов процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в области управления и проводится на предприятиях, в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм. Назначение практики состоит в приобретении студентами первоначальных навыков работы в службах и подразделениях, связанных с вопросами управления, организации и планирования учебной деятельности.

Учебная практика является составляющей учебного процесса подготовки современных специалистов для специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», и проводится в соответствии с учебным планом специальности на 3 курсе в течение 6 семестра продолжительностью 6 недель. Место практики каждого студента определяется кафедрой экономики и управления на предприятии в общем порядке или студентами самостоятельно при согласовании с кафедрой.

После окончания практики в недельный срок студенты представляют на кафедру отчет и характеристику (отзыв), подписанную руководителем практики от предприятия и заверенную печатью, подтверждающую прохождение студентом учебной практики.

Основные функции учебной практики:

    формирование профессионального мышления и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

    совершенствование имеющихся и освоение новых практических навыков работы экономиста-менеджера на предприятии;

    развитие навыков научно-исследовательской работы по профилю профессиональной подготовки;

    формирование профессиональных качеств с учетом современных требований к специалистам;

    адаптация студентов к реальным условиям экономики и создание возможностей для будущего трудоустройства

Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков, полученных студентами в процессе обучения по специальности, в процессе исследования экономической деятельности конкретной организации во взаимосвязи с системой управления, развитие научно-исследовательских навыков и формирование научно-исследовательских интересов студентов, способствующих адаптации к реальным условиям экономики, создание возможностей будущего трудоустройства.

Задачи учебной практики:

    Изучение и описание экономического субъекта – базового предприятия, на котором проходит практика (объекта практики), в том числе общая структура, имущество, собственники и т.д.

    Изучение системы управления базового предприятия.

    Изучение внешних факторов, влияющих на показатели деятельности базового предприятия.

    Изучение корпоративной культуры базового предприятия.

    Изучение основных производственных процессов на базовых предприятиях.

    Изучение и освоение основных правил по технике безопасно­сти на объектах практики.

2. Организационно-методические указания

Программа по проведению учебной практики разработана в соответствии с требованиями государст­венного стандарта высшего профессионального образования по специальности 08.05.02.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», «Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» Минобразования России от 25.03.03 № 1154.

Местом прохождения учебно-ознакомительной практики являются коммерческие и некоммерческие организации различной отраслевой принадлежности и различных организационно-правовых форм, в том числе:

    Сельскохозяйственные организации;

    бюджетные учреждения;

    производственные предприятия;

    торговые организации;

    банки и финансовые институты;

    аудиторские фирмы и др.

Основными объектами практики являются организации, для которых производится целевая подготовка специалистов, а также организации, с которыми существуют договорные отношения о проведении научно-исследовательских, проектных и др. работ.

В течение месяца до начала практики студенты получают в деканате направления на практику. Практику могут проходить только студенты, не имеющие академической задолженности.

Общее руководство практикой на факультете возлагается на декана факультета (его заместителя), организационное, методическое и документационное обеспечение по кафедре экономики и управления – на ответственного по кафедре за проведение практики в учебном году, который, согласно указаниям заведующим кафедрой, составляет списки распределения студентов-дипломников по темам и научным руководителям.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляют:

    заведующий кафедрой;

    ответственный по кафедре за проведение практики;

    научный руководитель практики от кафедры (руководитель диплома);

    руководитель практики от предприятия.

Ответственные за организацию и проведение практики студентов на кафедре по организационным и учебно-методическим вопросам подчиняются заведующему кафедрой.

Научные руководители практики из числа преподавателей кафедры:

    определяют содержание Задания студентов;

    принимают участие в проведении установочной конференции для студентов перед началом практики;

    осуществляют общее методическое руководство практикой студентов;

    контролируют качество и сроки выполнения работ, предусмотренных программой;

    оценивают отчет о практике.

Перед прохождением практики каждый студент, получает задание, которое должен выполнить при прохождении практики (сбор практического материала, расчеты и т.д.), и самостоятельно готовит календарный план исполнения задания.

Каждый студент при прохождении практики обязан вести дневник (Приложение 2), который должен содержать:

Подпись научного руководителя практики;

Календарный план (вносится в дневник перед началом практики);

Записи о выполненных работах за время прохождения практики (присутствие на производственных совещаниях; производственные экскурсии; научно-исследовательская работа и др.) включая общественную работу;

Выводы студента о результатах практики.

Руководитель практики от предприятия периодически проверяет знания студента и его записи в дневнике. Все замечания и поощрения, связанные с трудовой дисциплиной студента во время прохождения практики в организации вносятся в дневник. По окончании практики руководитель от предприятия должен написать на студента Характеристику, заверенную печатью базовой организации, по установленной форме (Приложение 3), отразить в ней положительные и отрицательные стороны поведения студента во время прохождения учебной практики, оценить общее прохождение практики по пятибалльной шкале.

В период практики студенты выполняют правила внутреннего распорядка организации, предприятия, учреждения. В соответствии с программой практики студенты осваивают виды деятельности, технологии, методы и умения по профилю специальности.

Выполнение заданий и отработка практических вопросов осуществляется на отведенных рабочих местах сторонних организаций или в компьютерных классах факультета согласно расписанию занятий, где каждому студенту во время практики предоставляется возможность быть индивидуальным пользователем компьютера. Кроме того, отдельные задания могут выполняться в свободное от плановых занятий время на факультете или дома.

Если студент не выполняет обязанности практиканта, то он освобождается от прохождения практики. Студенту, не прошедшему практику по уважительной причине, назначаются новые сроки практики.

На период практики один из студентов группы назначается старостой. В обязанности старосты входит ведение учета посещаемости, распределение поручений, оповещение о мероприятиях, распоряжениях руководителей практики.

Студенты при прохождении учебной практики обязаны:

    внимательно изучить настоящую Программу учебной практики и методические рекомендации по подготовке отчета о практике полностью руководствоваться ими в процессе прохождения практики и написания отчета;

    поддерживать связь со своим научным руководителем в течение всего периода практики и подготовки отчета;

    выполнять график прохождения практики, разработанный совместно с научным руководителем и вести дневник.

По окончании практики на предприятии в трехдневный срок студент представляет на кафедру (научному руководителю):

    направление с отметкой о прохождении практики;

    характеристику;

  • письменный отчет о выполнении программы практики.

Практика студентов заочного отделения. Студенты заочных отделений университета делятся на три группы. К первой группе относятся студенты, работающие по специальности. Ко второй группе - студенты, работающие в учреждениях соответствующих профилю профессиональной подготовки, но не по специальности. К третьей группе относятся студенты, работающие не по специальности.

Студенты первой группы по решению совета факультета могут быть освобождены от прохождения практики на основании представленной с места работы характеристики, подписанной руководителем. Подпись руководителя заверяется печатью.

Практика студентов второй и третьей групп проводится в основном по месту жительства студентов при наличии баз практики.

Для студентов, обучающихся по сокращенным программам, уменьшается объем учебной и учебной практик при условии, если студент имеет высшее либо среднее специальное образование, соответствующее профилю подготовки. Таким студентам переаттестовывается практика. Для остальных студентов практики проводятся в полном объеме.

Найти

Чем полезна практика для студентов

Если провести опрос множества студентов, то большая половина из них скажет, что практика в университете проходила для них интересно, поскольку это была первая практическая работа в реальном рабочем коллективе. Вторая \\же половина скажет, что практика вовсе не нужна, поскольку они видят свое предназначение совершенно в ином поприще, например, на руководящей должности, а выполнять роль «принеси-подай» точно не для них. А ведь если посудить, то на практике так и выходит. Студенту поручают выполнение самых простых на производстве функций, которые просто лень выполнять рядовым сотрудникам.

Давайте разберемся с вопросом о том, нужна ли студенту практика или нет?

Прохождение практики – обязательная мера для студентов. Большинство источников нам говорит о том, что это незаменимая мера в образовании. На практике студент учится взаимодействовать с коллективом, а также набирается опытом. Безусловно, это нужно. Но настолько ли серьезный опыт дается студентам, например, на первой ознакомительной практике? По сути это не так. Наверняка вы, если уже сталкивались с опытом прохождения практики, то обнаруживали, что вам дают работу, которая является в принципе легкой и ни на что не обязывающей. Вам приходилось работать с простейшей документацией, разбирать архивы и даже приносить кофе начальнику отдела. Наверняка, звучит знакомо.

Можно точно сказать, что если вы читаете эту статью, то наверняка вы входите в число тех, кому приходилось сталкиваться с необходимостью пройти практику, зачастую не задумывается о том, что в данный момент во многом закладывается фундамент его будущей карьеры и профессионального роста. Все то, с чем учащийся столкнется на практике, будет не только показателем уровня полученных в ВУЗе знаний, но и бесценным жизненным опытом, который, кстати говоря, пригодится не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем нужна практика

Поскольку практика входит в число обязательных мероприятий учебного плана, следовательно, она все же необходима, как основа рабочей деятельности студента. Первым делом стоит уточнить, что на практике у студента есть возможность проложить себе путь на будущее. Наверняка вы пока еще не понимаете, о чем идет речь. Постараемся вам рассказать подробнее.

Итак, представьте, что вы прошли несколько практических программ в своем ВУЗе. если вы проходили их в одном месте, то это очень хорошо, поскольку вы успели «примелькаться» к руководству. Имеется в виду, что если вы зарекомендовали себя с хорошей стороны, то у вас есть основания попроситься на работу в эту компанию, в которой вы практиковались.

согласитесь, что если работа эта вас полностью устраивает и вы планируете в дальнейшем строить именно на ней свое будущее, то такой шанс - это редкость. Многим выпускникам приходится месяцами искать работу после окончания высшего учебного заведения. Нередко у выпускников опускаются руки, и они вообще начинают сомневаться в том, правильный ли выбор сделали, отучившись в своем ВУЗе. Везде нужны специалисты с годовой практикой. Это и есть основной парадокс нашего современного общества. Когда студенты отучатся в ВУЗе, то вы сами понимаете – практики им взять не от куда. Та практическая работа, которая была им дана на фоне учебного плана, не считается за получение опыта. Таким образом, в большинстве случаев студент просто не может найти работу после получения образования.

Но не всегда так просто получить хорошие рекомендации от работодателя, чтобы он принял решение трудоустроить вас к себе в компанию. Для этого вам придется хорошенько потрудиться. Мало просто выполнять данные вам задания. Нужно делать нечто большее, чтобы вас обязательно запомнили. Например, приходить раньше времени и уходить позже. Всем известно, что на первых порах студент работает только полдня. Но вы же можете себе позволить оставаться на целый день. показывая тем самым, что вы заинтересованы в получении максимального опыта?

Более того, для многих студентов практика – это лишний способ отдохнуть. Дело в том, что во время прохождения практики студент отвлекается от своих прямых обязанностей, то есть, от учебы. Можно успеть и поработать, и хорошенько отдохнуть перед началом нового учебного этапа. А чтобы этот самый учебный этап начался легко и безболезненно, позаботьтесь о том, чтобы к окончанию практики у вас были полностью подготовлены все необходимые материалы, на основании которых будет выставляться оценка за практику: характеристика, дневник и т. д. Чтобы выполнять все вовремя, вам потребуется изначально подготовить всю документацию и каждый день ее заполнять. Можно проводить заполнение непосредственно в свой выходной день, чтобы было больше времени на всевозможные письменные манипуляции. Так вы сможете наиболее качественно оформить вашу практику, на основании которой, кстати, вы потом будете писать отчет и составлять дневник.

В завершении стоит сказать, что практика по сути нужна каждому студенту, но основным ее итогом будет именно то, какой вы конкретно получаете опыт. Многие студенты считают. что просто зря потратили свое время или отдохнули от надоедливых лекций, а для кого-то это действительно шанс в жизни.

1

В статье анализируются условия организации и проведения учебной практики как составной части программы высшего образования и формы учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности. Учебная практика делится на три вида: ознакомительная (в основном, это раз-личные экскурсии по предприятиям вашей будущей профессии); предметно-методическая (сюда могут входить лекции и беседы); практика по приобретению начальных профессиональных умений – например, учебная практика в детском саду или в школе.

самостоятельная работа

руководитель практики

виды практики

базовые дисциплины

геоэкология

студенты технического вуза

учебная практика

образовательная программа

1. Вельш А.В., Ростовцева В. М. Система работы с молодыми учёными в национальных исследовательских университетах России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –– 2012. –– Т. 14. –– №. 2 (5). –– C. 1128-1133.

2. Глухий Я. А. , Качалов Я. Н. , Качалова О. И. Становление и развитие педагогики как науки // Вестник Томского государственного педагогического университета. –– 2013. –– №. 9(137). –– C. 13-17.

3. Жиркова З.С. Педагогическая практика студентов – подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. –– 2012. –– № 6 (2). –– С. 360-364.

4. Комплексная геолого-съемочная практика: Учеб. пособие для вузов / А.А. Бакиров, Э.А. Бакиров, М.В. Бордовская и др. –– 20-е изд., перераб. и доп. –– М.: Недра, 1989. –– 215 с.: ил.

5. Соболева Н.П. Летняя геоэкологическая учебная практика как средство развития у студентов навыков самостоятельной работы // Сборник материалов вузовской научно-методической конференции «Совершенствование содержания и технологии учебного процесса» (12–13 февраля 2010 г.) –– Томск: Изд-во ТПУ, 2010. –– С. 56-57.

6. Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 «Система образовательных стандартов. Практики учебные и производственные. Общие требования к организации и проведению».

Учебная практика, как известно, являясь в высшем профессиональном образовании составной частью его основной образовательной программы, имеет одной из своих задач закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в вузе. Ее можно характеризовать как сферу учебной деятельности, позволяющей студентам реализовать приобретенные знания, умения и навыки, демонстрировать уровень усвоения содержания образовательной программы, «попробовать» себя в ситуациях, реально соотносимых с их будущей профессиональной деятельностью.

В процессе подготовки и проведения практики важную роль выполняют все её участники: и субъекты образования, и специалисты соответствующей отрасли. Субъектами образования принято считать студентов и профессорско-преподавательский состав . Применительно к условиям учебной практики это будут, соответственно, студенты и преподаватели-организаторы практики. Руководитель практики, назначаемый кафедрой, играет, безусловно, большую роль. Вместе с тем большой вклад в успешность учебной практики вносят представители организации, участвующие в ее проведении, поскольку от того, как будет организован прием на месте, также зависит качество прохождения практики студентами. Порядок проведения учебной практики разрабатывается кафедрой вуза в строгом соответствии с требованиями ФГОС. Её сроки устанавливаются согласно учебному плану и графику учебного процесса. Прохождение учебной практики организуется вузом по утвержденной программе, которая определяет конкретные цели и задачи практики. Осуществляется практика на основе договора между вузом и сторонней организацией.

Цель учебной практики - приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает: общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия; практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями; сбор материалов для написания курсовых работ. В отличие от производственной практики, учебная практика предполагает не самостоятельную работу, а ознакомление с будущей профессией и получение первых навыков исследовательской деятельности.

Учебная практика представлена тремя видами:

1) ознакомительной, представленной главным образом различными экскурсиями по предприятиям вашей будущей профессии;

2) предметно-методической, в которую могут входить лекции и беседы;

3) практикой по приобретению начальных профессиональных умений - например, учебная практика в детском саду или в школе.

Цель исследования

Целью исследования выступает определение условий организации и проведения учебной практики студентов технического вуза.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались результаты учебной практики студентов первого и второго курсов, обучающихся по направлениям «Науки о земле» и «Геоэкология» в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ).

Результаты исследования

Среди всех видов практики студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к направлению «Науки о земле», особое место занимают полевые практики, при прохождении которых студенты имеют возможность в полной мере погрузиться в свою будущую профессию. Такой вид практики, в частности, включен в образовательную программу специальности «Геоэкология», обучение которой проводится в стенах НИ ТПУ на кафедре геоэкологии и геохимии. В учебной программе по этой специальности содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы воздействия предприятий региона на окружающую среду. Технические знания, которые получают студенты на этих лекциях и углубляют во время выполнения лабораторных работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе учебных полевых практик, как это предписано государственным образовательным стандартом .

С этой целью в учебном плане предусмотрена геоэкологическая практика длительностью три недели. Группа студентов, обучающихся по специальности «Геоэкология», после второго курса направляется в летний период на полигон НИ ТПУ на базе Центра учебных геологических практик в Республике Хакасия. Цель учебной геоэкологической практики заключается в выявлении основных геоэкологических проблем, связанных с производственной деятельностью региона. Она проводится после освоения студентами базовых геологических дисциплин: общая экология, геология, география, гидрогеология, минералогия и картографирование.

Проблемам организации подобной практики уделяется пристальное внимание на кафедрах, обеспечивающих специальность «Геоэкология». В частности, уточняется и даже расширяется ее содержание. Например, Н.П. Соболева считает, что главным средством достижения этой цели учебной практики становится осмотр и знакомство с объектами горнодобывающего производства, на примере которых рассматриваются геоэкологические проблемы, связанные с деятельностью этих предприятий . В ходе подобной практики внимание студентов, как правило, в основном обращается на геоэкологическую проблематику, которая тесно связана с геологическими особенностями всех объектов региона, тем самым попутно осуществляется знакомство с их минералогией и петрографией.

Собственно наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует об ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей специальности. В этом вопросе важную роль играет процесс ее проведения и то, как он подготовлен. Поэтому, рассматривая этот вопрос с педагогических позиций, целесообразно говорить об определенных этапах организации практики, среди которых можно выделить: этап подготовки к практике, этап собственно проведения практики и заключительный этап. Из них первый и третий проводятся на базе Томского политехнического университета, а второй - на полигоне, который определен согласно программе и возможностям кафедры.

Как правило, до отъезда на практику, кафедра геоэкологии и геохимии проводит собрание со студентами, где вместе с заведующим кафедрой и руководителем практики от кафедры обговаривается программа практики, проводится инструктаж по технике безопасности, напоминаются правила охраны труда, санитарии и пожарной безопасности. Здесь же выдаются индивидуальные задания студентам.

Известно, что практика подразумевает ознакомление со специальностью, знакомство студентов со всем новым и, безусловно, интересным. С этой целью выбирается целесообразная, на наш взгляд форма организации учебной практики при выезде и работе на местности - «экскурсия». Данный характер практики является профессионально обоснованным и интересным для конкретной специальности. Маршрутно-экскурсионный характер организации учебного обучения заключается в необходимости и целесообразности посещения как горных предприятий, так и различных месторождений полезных ископаемых. Студенты приобретают навыки работы в команде, самостоятельной работы, составления отчетности.

Студенты во время учебной геоэкологической практики как выезжают по специально разработанным маршрутам, так и работают на территории геологического полигона. Тем самым студентам предоставляется возможность, с одной стороны, ознакомиться с уникальными минералогическими, петрологическими, геологическими образованиями, ландшафтами и биоценозами. С другой стороны, знания по изученным ранее дисциплинам, таким как «Общая экология», «География», «Минералогия» и др., закрепляются через использование педагогического приема «экскурсия». Отметим, что в период практики происходит активизация межпредметных связей с целью обеспечения дальнейшей интеграции полученных знаний в учебном процессе и их систематизации посредством организации самостоятельной работы обучающихся в форме подготовки и написания отчета по итогам практики.

Отметим, что на эффективность прохождения студентом учебной практики влияют различные факторы. С одной стороны, это уровень общей подготовки студентов по специальности «Геоэкология» и знание конкретного материала по соответствующей дисциплине, с которым студент выходит на практику. С другой стороны, важными являются такие личностные факторы, как ответственность студента, умение работать самостоятельно, его внимательность, умение слушать и извлекать из услышанного ценную информацию. Кроме этого для будущего специалиста геоэколога немаловажным является наличие интереса к практике, желание получить знания и освоить навыки, которые предоставляет ему возможность прохождения практики. Здесь важна не только роль самого студента как субъекта образования, но и роль руководителя практики от кафедры.

В настоящее время используются нормативные документы по организации учебной практики, которые четко определяют функциональные обязанности руководителя практики. Проиллюстрируем это на примере НИ ТПУ, в котором действует Стандарт предприятия СТО ТПУ 2.3.04-2008 , определяющий цели, задачи и требования к организации учебной и производственной практик, прописывающий полномочия и ответственность руководителя практики как от кафедры, так и от предприятия. Данный стандарт также перечисляет обязанности студента, что является важным организационным фактором его учебной деятельности.

Мы считаем важным конкретизировать те требования, которые предъявляются к студентам на указанной практике, проводимой в форме экскурсии. Студент должен выполнять целый комплекс обязанностей. Прежде всего, в их число во время прохождения практики входит выполнение программы практики и индивидуального задания руководителя от кафедры и предприятия. Наряду с этим студент обязан вести дневник и написать отчет по итогам пройденной практике, оформив его по требованиям, приведенным в разделе 6.2.6 СТО ТПУ 2.3.04-2008, а также обеспечить своевременную сдачу отчета руководителю по практике от кафедры. Процедура выполнения отчета и анализ достигнутых студентами результатов укрепляют имеющийся у них учебный базис, являясь при этом основой для формирования профессиональной компетенции геоэкологов. Защита отчета проводится на кафедре по приезду в процессе учебных занятий.

Один из разделов СТО ТПУ четко определяет процедуру назначения руководителя от кафедры и его обязанности. Так, для руководства практикой студентов, организованной на базе университета, назначается руководитель практики из числа преподавателей или научных сотрудников соответствующих выпускающих кафедр . Безусловно, он должен быть специалистом в своем деле. В целом, можно сказать, что обязанности руководителя практики от кафедры заключаются в контролировании и направлении формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в период учебной практики. В дополнение отметим, что руководители выездной практики от кафедры, по сути, осуществляют методическое руководство практикой, обеспечивают нормальную жизнь коллектива, выполняя, главным образом, хозяйственные и снабженческие функции .

Согласно стандарту, руководитель практики от кафедры обеспечивает реализацию практики на всех этапах ее проведения. На первом этапе он совместно с заведующим кафедрой устанавливает связи с предприятиями, заключает договора на проведение практик, оформляет приказ, проводит организационные мероприятия перед отправкой студентов на практику. Безусловно, кафедрой уже установлены традиционные связи с предприятиями. Однако в ряде случаев осуществляется поиск новых контактов, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Дополнительно руководитель практики от организации совместно с руководителем практики, назначенным от кафедры, уточняют календарный план выполнения и конкретное содержание программы практики, а также разрабатывает тематику индивидуальных заданий. Во время практики он следит за выполнением студентами распорядка дня, соблюдением дисциплины, при необходимости проводит воспитательную работу со студентами, отвечает за соблюдение ими правил техники безопасности и, являясь представителем кафедры при сборе материалов к предстоящему отчету и выполнении студентами всех индивидуальных заданий, оказывает им методическую помощь. По завершении практики руководитель от кафедры оценивает результаты выполнения студентами индивидуальных заданий и отчет.

В соответствии с условиями договора на проведение практики, заключаемого между Томским политехническим университетом и предприятием, согласно приказу по предприятию для организации и проведения практики студентов назначается ее руководитель из числа высококвалифицированных инженерных работников.

В условиях учебной геоэкологической практики, носящей экскурсионный характер, помимо ознакомления с программой практики на начальном ее этапе, роль руководителя от предприятия на этапе собственно практики сводится к следующему:

Встретить группу студентов во главе с руководителем от вуза и обеспечить им доступ на предприятие;

Провести экскурсию с целью ознакомить студентов со структурой предприятия, особенностями его деятельности, его отделами, задачами, планами и мероприятиями по их выполнению;

Во время экскурсии отвечать на вопросы студентов по функционированию и деятельности предприятия;

В условиях полевой экскурсионной практики руководитель от организации не участвует в проверке отчетов студентов. Однако если предприятие заинтересовано в ком-либо из практикантов, то содействие возможно.

Итак, мы обосновали, что для того, чтобы обеспечить студентам должный уровень прохождения практики, профессиональная квалификация руководителя от кафедры должна быть высока, поскольку он в полевых условиях выступает для студентов в роли первого и единственного наставника. Роль эта, безусловно, сложная, так как студенты в количестве 10-20 человек в группе абсолютно разные. В связи с этим возрастает значение индивидуального подхода, наличие таких личностных качеств, как настойчивость, толерантность в общении со студентами в течение трех недель, и организационные качества, прежде всего, в отношении установления и поддержания дисциплины в коллективе. Как справедливо отмечает З.С. Жиркова, в условиях практики проверяются качества подготовки студента в реальной ситуации .

Таким образом, учебная практика занимает большое место в реализации образовательной программы согласно стандарту по специальности «Геоэкология». Основываясь на результатах педагогических наблюдений за процессом проведения учебных практик по данной специальности, мы пришли к выводу о том, что значительная роль на всех этапах полевой геоэкологической практики в ее организации, проведении и подведении итогов принадлежит руководителю от кафедры. Поэтому целесообразно поставить следующий вопрос: какими качествами должен обладать руководитель практики от кафедры, чтобы эта работа была успешной? В их числе можно выделить профессиональные и личностные характеристики. К профессиональным характеристикам, безусловно, должны относиться профессиональная компетентность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. Личностные характеристики подразделяются нами на подгруппу профессионально-значимых, в числе которых готовность сотрудничать со студентами и знание психологии, и на личностные качества, свойственные современному преподавателю - это, на наш взгляд, толерантность, ответственность, требовательность, а также доброжелательность и корректность. Таков примерный «портрет» руководителя практики.

Таким образом, на учебной практике, проходящей под руководством опытных преподавателей от кафедры и представителей организации, закладываются основы, необходимые для дальнейшего теоретического и производственного обучения будущего специалиста, поэтому от ее содержания и качества так зависит подготовка студентов к самостоятельной творческой работе на производстве и в научных учреждениях.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Библиографическая ссылка

Качалов Н.А., Бородин А.А., Вельш А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16453 (дата обращения: 29.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Учебная практика - обязательный этап учебного процесса подготовки студентов, причем курс значения не имеет. Ее цель:

  • знания, которые студент получил в период учебы в ВУЗе, в техникуме, колледже, преобразовать в профессиональные навыки и умения;
  • подготовить студента к последующим производственной и преддипломной практике.

Причем проходят учебную практику все студенты независимо от выбранной профессии:

  • юристы,
  • бухгалтеры,
  • государственные и муниципальные служащие,
  • студенты, обучающиеся менеджменту и экономике,
  • студенты, осваивающие рабочие профессии.

Выделяют 3 вида учебной практики :

  1. ознакомительная. Включает в себя обзорные экскурсии по предприятиям (организациям) в соответствии со специальностью практиканта. Причем прохождение ознакомительной учебной практики возможно как в обществе с ограниченной ответственность (ООО), так в школе или в суде;
  2. предметно-методическая. Заключается в проведении лекций и бесед;
  3. производственная, в ходе которой студент приобретет начальные профессиональные умения. Ее еще называют учебно-производственной практикой. Проходит на предприятиях, в учреждениях, в организациях, где осуществляется деятельность по изучаемой студентом специальности.

Прохождение практики осуществляется в соответствии с рабочей программой профессионального модуля, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Программа учебной практики

Задачи учебной практики:

  • рассмотреть особенности выбранной профессии;
  • сформировать комплексное представление по направлению обучения;
  • овладеть методами исследования;
  • совершенствовать навыки и умения самостоятельной работы.

Практика проходится в строгом соответствии с рабочей программой под руководством руководителя - преподавателя учебного учреждения. Необходимо решить все поставленные руководителем задачи и написать отчет студента по учебной практике. Бланки документов по прохождению практики размещаются на сайте учебного учреждения.

Непосредственное управление рабочим процессом написания отчета и дневника осуществляет руководитель от учебного учреждения из педагогического состава. Он же и окажет помощь при возникновении сложностей с прохождением учебной практики, а также подскажет, как написать отчет по учебной практике

Руководителем от университета (иного учебного учреждения) из педагогического состава оценивается содержание и качество выполнения студентами следующих отчетных документов:

  1. отчета о прохождении учебной практики в организации;
  2. дневника.

У него же можно взять образцы указанных документов, либо скачать их на сайте учебного учреждения. Программа учебной практики содержит структурированные требования к прохождению, оформлению документов и отчета. Завершающим этапом прохождения учебной практики является написание отчета.

Отчет о прохождении учебной практики: как писать

Отчет по учебной практике в организации каждый студент должен составить только индивидуально, отразив деятельность, осуществляемую им в период практики. То есть юристы делают основной упор на нормативную базу, менеджеры и бухгалтеры – на финансовую и бухгалтерскую части, педагоги – на воспитательную.

Студент, осваивающий экономическую специальность, может указать, что в бухгалтерии изучал учет денежных средств на предприятии, принимал участие в составлении бухгалтерской отчетности и планировании, в материальном и техническом снабжения хозяйства. Юрист же, обучающийся на социального работника, может отметить, что в период прохождения практики в юридическом отделе (юридической службе) изучил действующие нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность организации, оказал помощь отделу кадров в составлении дополнительных соглашений к трудовым договорам с персоналом, подготовил письмо в администрацию и в Министерство сельского хозяйства РФ об оформлении земельного участка в собственность Российской Федерации.

Отчет должен быть оформлен в соответствии с требованиями программы с обязательным учетом особенностей предприятия (организации) и отдела, где практикант проходил практику, технологических процессов производства, с учетом особенностей управленческого учета.

Необходимо изучить устав, положение об отделе, должностные инструкции сотрудников и иные локальные нормативные акты. Отчет и дневник прохождения практики заверяются подписями: студента, руководителя или уполномоченного сотрудника от организации и руководителя от учебного заведения.

При написании отчета студент должен придерживаться согласованного с руководителем плана

Все страницы, кроме титульного листа, нумеруются. На титульном листе должны писаться наименование учебного учреждения, данные студента, год оформления отчета. Требования к оформлению титульных листов учебным учреждение (университетом, институтом, техникумом, колледжем) разрабатываются самостоятельно.

Введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения оформляются с новой страницы.

В введение студент указывает, в каком учреждении (организации) проходил практику, функции и задачи учреждения (организации), структура и т.п.

Основную часть отчета рекомендуется составлять согласно программе практики с учетом специфики деятельности предприятия. В основу отчета должна быть положена информация, полученная при прохождении практики, а также любые сведения, относящиеся непосредственно к деятельности места прохождения практики. Материал также можно брать из учебников, научной литературы, интернета, правовых систем.

Свои пояснения желательно написать, основываясь на нормативной и законодательной базе РФ

В заключении отражаются выводы по результатам пройденной практики, обобщаются итоги по задачам, рассмотренные в отчете. Необходимо сделать выводы о деятельности предприятия и отдела, о направлениях деятельности и выполняемых задачах, о примененных теоретических знаниях и приобретенных практических умениях. Акцентируется внимание на проблемах, выявленных в ходе прохождения практики и предлагаются пути их решения. Готовый отчет прошивается и сдается в учебное учреждение. Данные из отчета по учебной практике могут быть положены в основу преддипломной практики.

Требования к оформлению отчета по учебной практике

Отчет по практике - самостоятельная творческая работа студента. В нем описывается только его трудовая деятельность на предприятии (в организации, учреждении) как будущего специалиста. То есть юристы делают основной упор на нормативную базу, менеджеры и бухгалтеры – на финансовую часть, педагоги – на образовательную. Экономисты предоставляют отчет по практике по экономике предприятия.

При написании отчета можно использовать:

  • научную и учебную литературу
  • нормативно-правовые акты, которые наиболее полно позволяют раскрыть деятельность места, в котором происходит освоение специальности.

Необходимо рассмотреть:

  1. действующие инструкции, применяемые в организации,
  2. методические указания (рекомендации),
  3. локальные документы, регламентирующие работу организации (предприятия, учреждения), в том числе по бухгалтерскому учету,
  4. образцы оформления отчета, отзыва и характеристики.

Можно сказать, что это небольшой научный труд, при написании которого практикант демонстрирует теоретические знания, полученные в учебном учреждении, и практический опыт, полученный на предприятии.

На завершающем этапе похождения практики студент должен собранные им сведения скомпоновать, структурировать и оформить в виде отчета.

Скачивать отчет по практике с интернета не рекомендуется – у каждого студента свои особенности места практики, к тому же у разных учебных заведений могут отличаться требования к оформлению и структуре

Отчет по учебной практике на предприятии оформляется в соответствии с требованиями программы с обязательным учетом особенностей предприятия (организации), с соблюдением согласованного с руководителем плана.

Оформляя отчет, студент должен соблюдать следующие единые стандартные требования:

Структурно отчет должен состоять из 4-х частей :

  1. Введение – вступительная часть отчета. Здесь студент указывает, где проходил практику, каковы функции и задачи учреждения, структура организации и т.п. В введении необходимо указать цель учебной практики и задачи, решение которых направлено на достижение поставленной цели. По объему введение должно составлять не более одной-двух страниц.
  2. Основная часть. В ней даются ответы на вопросы по содержательной части работы, со ссылкой на законодательство. Содержит аналитическую часть, в том числе анализ судебной, правоприменительной практики. Раскрывается правовое обеспечение профессиональной деятельности. В тексте отчёта следует делать ссылки на приложенные к отчёту документы.
  3. Заключение. В нем студент или студентка тезисно излагают выводы по описанной в отчете работе, рассказать о своих впечатлениях от работы, о полученных знаниях и умениях, о недостатках в организации работы и своих предложениях по ее усовершенствованию. Объем отчёта (без приложений) должен составлять 10-15 страниц печатного текста с интервалом 1,5, 14 шрифтом Times New Roman. Страницы отчета нумеруются.
  4. Приложения. Желательно прикладывать то, с чем практикант работал – это могут быть любые бланки, образцы. Требования предъявляются только к их оформлению – обязательно указывается номер приложения и на него в тексте делается ссылка.

Приветствуется предварительное направление готового отчета на проверку руководителю практики от учебного заведения. Отчет по практике пример приведен ниже.

Дневник учебной практики: правила написания и оформления

Готовый дневник подписывается руководителем от того предприятия (организации), где проходила практика, и сдается в учебный отдел. Дневник позволяет зафиксировать работу студента, а преподаватель сможет оценить сформировавшийся понятийный аппарат студента за годы учебы, а также увидеть непредвзятую оценку практиканта со стороны. Если преподавателя все устроит – в диплом пойдет оценка о результатах прохождения практики.

Критерии оценки прохождения практики и защиты отчетов

По результатам усвоения программы практики обучающиеся представляют на выпускающую кафедру отчет, дневник и отзыв на студента-практиканта от руководителя базы практики.

По окончании практики студент защищает дневник, отчет (согласно «Положению о практике студентов» от 01.09.11) с дифференцированной оценкой в присутствии комиссии, назначаемой деканом факультета. Комиссия по защите дневников-отчетов должна состоять не менее чем из двух членов. В зависимости от места защиты дневника-отчета в ее состав входят: руководитель практики от кафедры, руководитель практики от базы практики, преподаватель. Руководитель практики от кафедры входит в состав комиссии и при защите отчетов на предприятии. Защита дневников-отчетов проводится на предприятии (группа 3-5 студентов) или на кафедре (если группа размещена по разным объектам практики). На базах практики защита должна проводиться в последний день практики. В институте председателем комиссии по защите дневников-отчетов по практике является заведующий выпускающей кафедры.

При оценке итогов работы студента на практике учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике, отзывы руководителей практики от организации – места прохождения практики и кафедры, качество ответов на вопросы в ходе защиты отчета.

Зарегистрированные и защищенные дневники, отчеты хранятся на кафедре в течение трех лет в соответствии с номенклатурой дел.

Аттестация обучающегося по итогам прохождения учебной практики проводится только после сдачи документов по практике на кафедру и фактической защиты отчета.

Зачет (с оценкой) по результатам практики принимает комиссия, назначенная заведующим кафедрой и состоящая из преподавателей-руководителей практики. Защита отчета по практике, как правило, представляет собой краткий, 8-10-минутный доклад студента и его ответы на вопросы членов комиссии.

После защиты отчета руководитель практики от кафедры дает свое заключение о заполнении дневника, отчета, выполнении программы практики и ставит по итогам дифференцированную оценку по пятибалльной шкале (5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно»). Оценка одновременно проставляется в ведомость, зачетную книжку студента и Формуляр отчета.

Учебная практика – это вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной образовательной программе, подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Учебная практика студентов осуществляется в следующих формах:

— работа с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранным профилем направления «Экономика» (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);

— освоение методик наблюдения, эксперимента и моделирования;

— подготовка аргументации для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;

— изучение справочно-библиографических систем, способов поиска информации;

— приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах;

— работа с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

Основные задачи практики:

Получение представления о современном уровне функционирования финансово-экономической системы РФ и направлениях их развития;

Знакомство с ролью экономиста в системе управления финансовыми потоками государства;

Ознакомление с государственными требованиями к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста по данной специальности;

Знакомство с основами библиографии и библиотековедении, библиотечными информационными системами.

Содержание практики: изучение государственных требований к содержанию и уровню профессиональной подготовленности экономиста по направления «Экономика» в современных условиях; выполнение индивидуального задания: составление библиографического обзора десяти источников статей, периодических изданий по выбранной теме (автор, название статьи, номер журнала или монография, год издания и краткая аннотация);

По завершению учебной практики студент представляет преподавателю – руководителю практики дневник прохождения практики, и отчет, в котором проставлены результаты проведения занятий и индивидуальной работы

Темы для проведения исследований:

1.Развитие потребительского кредита в РФ.

2.Развитие лизинга в РФ.

3.Финансирование жилищного строительства (ипотека и другие формы).

4.Реформирование ЖКХ.

5.Реформирование пенсионной системы РФ.

6.Инвестиции в реальный сектор экономики (кредиты, выпуск корпоративных ценных бумаг).

7.Финансирование образования, здравоохранения и т.д.

8.Функционирование финансово-промышленных групп в России.

9.Налогообложение РФ и реформирование налоговой системы.

10. Бюджетная система РФ и проблемы её развития.

11. Развитие потребительского рынка в РФ.

Сбытовая деятельность предприятий.

13. Управление персоналом на предприятии.

14. Налогообложение предприятий.

15. Ценовая политика и тактика на предприятиях.

Необходимо выбрать одну из понравившихся тем и сделать библиографический обзор 10 статей на выбранную тему.

Обзор выполняется следующим образом:

— поиск статей по своей теме в журналах за последние 3 года (Вопросы экономики, Финансы, Финансы и кредит, Деньги и кредит, Российский экономический журнал, ЭКО, Эксперт, Эксперт Урала и др.).

Виды практики в университете

Одним из важнейших этапов обучения студента в университете является прохождение практики. Это стадия, когда учащийся приобретает непосредственно практические знания и навыки по своей специальности. Например, студент медицинского университета проходит практику в государственных клиниках, лабораториях, студент филологического факультета — в издательствах или в школах/ВУЗах. Существует несколько разновидностей университетских практик, но они тесно связаны между собой.

Основные виды практики в университетском обучении

Существует три вида получения практических навыков во время обучения в университете:

  • ознакомительная
  • преддипломная
  • производственная

Каждый из этих видов тесно взаимодействует друг с другом, что порой выделить существенные различия проблематично. Но мы постараемся осветить основные особенности каждого вида.

УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Практика с целью ознакомления

Название данного вида получения практических навыков говорит само за себя. Целью такой разновидности практики является ознакомление студента с основными принципами практической работы, студент знакомится с условиями, в которых ему предстоит осваивать профессию, впервые учится применять накопленный теоретический материал в реальной профессиональной деятельности.

Например, студент, который обучается по специальности «педагог и воспитатель детского сада», впервые знакомится с процессом в определенном учебном учреждении. Задачами такого практического ознакомления будут:

  • увидеть организацию, структуру учебного процесса в дошкольном заведении;
  • ознакомиться с основными методами и принципами воспитания дошкольников;
  • попробовать самостоятельно, на начальном уровне реализовать свои теоретические знания в реальном процессе обучения, разработать план педагогического процесса;
  • научиться делать ключевые выводы по своей работе и работе опытных педагогов, выделять ошибки.

Этот пример показывается, что ознакомительная практика – начальная стадия профессионального обучения студента. Этот этап можно назвать своеобразным «вхождением» в реальный профессиональный мир, где делаются первые шаги в реализации теоретических навыков и обретении практических.

Преддипломная и производственная практики

В целом, преддипломная практика включает в себя и получение производственных практических навыков. На последних курсах обучения в университете провести определенную черту между ними практически невозможно, так как они тесно переплетаются между собой.

Цель преддипломной практики – это подготовка к окончательной защите своей квалификационной работы. Производственная практика предполагает расширение профессиональных навыков, полученных во время ознакомительной. Эти два вида практической деятельности студента напрямую влияют друг на друга:

  • студент разрабатывает теоретическую часть своей дипломной работы, после чего теоретические навыки применяет на практике
  • непосредственно реализованные и углубленные практические умения на производстве влияют на дальнейшее написание и завершение дипломной работы – ее практической части.

Таким образом, эти два вида тесно связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Обычно производственная и преддипломная практика проходят в одно и то же время – на третьем-четвертом курсе для получения степени бакалавра или на пятом курсе магистратуры

ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

вид учебных занятий, в процессе которых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задачи, определенные учебной программой. В зависимости от профессиональной направленности подготовки П.п. называется педагогической, технологической, эксплуатационной и пр. П.п. может совмещаться по времени с другими видами учебных занятий или для ее проведения в учебном плане выделяется отдельный период. П.п. является интегрирующим видом подготовки специалиста, при ее прохождении учащиеся (студенты) изучают в действии средства производства и технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия и т.д. Базой П.п. являются предприятия (организации, учреждения), имеющие прямые связи с учебным заведением. В отдельных случаях базы П.п. закрепляются за учебным заведением решением органов государственного управления. Осн. требования и объем заданий по П.п. определяются учебным заведением в сквозной программе П.п. Как правило, задания на П.п. совмещаются с заданиями на курсовое и дипломное проектирование. Завершается П.п. отчетом перед комиссией и получением дифференцированного зачета. Учащиеся (студенты) во время П.п. приравнены в правах, обязанностях и льготах к штатному персоналу предприятия — базы практики. Время работы на оплачиваемых должностях в период П.п. входит в их трудовой стаж. Руководители П.п. от предприятия получают материальное вознаграждение от средств предприятия.

ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

вид уч. занятий, в процессе к-рых учащийся (студент) самостоятельно выполняет в условиях действующего произ-ва реальные производств. задачи, определенные уч. программой.

В зависимости от проф. направленности подготовки П. п. называется педагогической, технологической, эксплуатационной, сестринской, науч.-исследоват. работой студентов и т. п. П. п. может совмещаться по времени с др. видами уч. занятий или для ее проведения в уч. плане выделяется отд. период.

Производств. деятельность учащихся (студентов) в ходе П. п. должна нести уч. нагрузку и удовлетворять таким требованиям уч. процесса, как соответствие решаемых задач будущей проф. деятельности специалиста, постепенное усложнение выполняемых заданий по мере роста объема получаемых знаний, выполнение предлагаемых производств. задач в сроки, определенные уч. планом.

П. п. является интегрирующим видом подготовки специалиста, при ее прохождении учащиеся (студенты) изучают в действии средства произ-ва и технол. процессы, организацию труда, экономику предприятия и т. д. Возможность применения полученных знаний в деятельности и во взаимодействии с коллегами по профессии позволяет П. п. выполнять важную воспитат. функцию, трудно реализуемую в др. видах уч. занятий.

Междисциплинарный характер П. п. находится в противоречии с совр. узкодисциплинарным подходом в организации проф. подготовки специалистов, что вызывает трудности метод. характера, и в результате роль П. п. в уч. процессе принижена.

Базой П. п. являются предприятия (организации, учреждения) с совр. средствами произ-ва, имеющие прямые связи с уч. заведением; такой базой может быть Н.-и. часть уч.

Производственная практика как объект правового регулирования

заведения В отд. случаях базы П. п. закрепляются за уч. заведением решением органов гос. управления. Распределение учащихся (студентов) по базам П. п. производится уч. заведением с учетом профиля подготовки, места будущей работы и желания обучающегося.

В процессе П. п. учащийся (студент) выполняет задания в соответствии с планом (рабочей программой), разработанным преподавателем и руководителем П. п. от произ-ва. Осн. требования и объем заданий по П. п. определяются уч. заведением в сквозной программе П. п. Как правило, задания на П. п. совмещаются с заданиями на курсовое и дипломное проектирование. Завершается П. п. отчетом перед комиссией и получением дифференциров. зачета.

Учащиеся (студенты) во время П. п. приравнены в правах, обязанностях и льготах к штатному персоналу предприятия - базы практики. Время работы на оплачиваемых должностях в период П. п. входит в их трудовой стаж. Руководители П. п. от предприятия, назначаемые из числа высококвалифициров. специалистов, получают материальное вознаграждение из средств предприятия.

От П. п. отличается уч. практика - вид уч. занятий, в процессе к-рых учащийся (студент) овладевает нач. умениями использования орудий труда, входящих в сферу его будущей проф. деятельности. Уч. практика проводится в специально оборудованных уч. лабораториях, мастерских, на уч. полигонах, базах и т. д. Учащиеся (студенты) выполняют дидактически сформулированные уч. задания. Выпуск реальной продукции здесь возможен, но не обязателен (в отличие от П. п.). Уч. практика, как правило, проводится при подготовке рабочих и специалистов, использующих в своем труде сложную технику или природную среду. В подготовке педагогов, юристов, врачей уч. практика широко не используется. Уч. практика проводится, как правило, на нач. этапе обучения и в зависимости от материально-техн. базы и профиля подготовки может проводиться одновременно с теоретич. занятиями или в специально выделенный уч. планом период.

Лит.: Пантелеймонов А. Е., Рыжков В. М., Производств. практика студентов и стажировка молодых специалистов, М., 1987. В. М. Рыжков.

Чем отличается учебная практика от производственной?

1234Следующая ⇒

Цель практики

Формирование у магистрантов компетенций педагога, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу в системе школьного и профессионального образования.

1 Семестр — 4 недели (с 3.10.16-30.11.16).

Подготовить отчетную документацию по практике и предоставить ее руководителю практики в установленныи срок (3.11.16).

Задачи практики

Задачами практики являются:

· формирование педагогических функций: организаторской, коммуникативной, информационной, конструктивно-проектировочной, развивающей, гностической;

· формирование профессионально-педагогических умений и навыков по организации учебной и воспитательной работы.

· воспитание профессионально-значимых качеств личности преподавателя;

· воспитание устойчивого интереса к профессии;

· закрепление, углубление и обогащение знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения общепрофессиональных и психолого-педагогических дисциплин, при решении конкретных педагогических задач;

· формирование и развитие профессиональных компетенций;

· формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе, приобретение опыта исследовательской деятельности в сфере образования, создания творческой образовательной среды.

Данные задачи соотносятся с такими видами профессиональной деятельности, как педагогическая, культурно-просветительская и задачами профессиональной деятельности, что позволяет осуществлять:

· изучение возможностей, потребностей, достижений магистров в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

· организацию обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

· организацию взаимодействия с общественными и образовательными организациями, студенческими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

· использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

· стимулирование профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

· изучение и формирование потребностей учащихся в культурно-просветительской деятельности;

· организацию культурного пространства;

· разработку и реализацию культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Виды практики, способы и формы ее проведения

Вид практики: производственная / преддипломная / практика.

Формы проведения практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности / педагогическая практика. Практика проводится в очной форме.

Проведение практики осуществляется стационарно. Стационарная практика проводится в школах, университете или в ее структурном подразделении (обособленном структурном подразделении), в которых обучающиеся осваивают образовательную программу, или в иных

организациях г. Казани.

Оценка промежуточной аттестации студентов по итогам освоения дисциплины «Производственная практика» производится при помощи следующих оценочных средств:

1. По окончании практики магистрант-практикант составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики одновременно с дневником, подписанным непосредственным руководителем практики от организации.

Отчет по практике включает следующие разделы:

— Анализ посещенных занятий ППС.

— Демонстрация фрагментов/полных занятий.

— Самоанализ проведенных занятий.

— Отчет о прохождении производственной практики в письменной форме (Дневник

производственной практики).

— Анализ взаимопосещенных занятий.

— Проведение зачетных мероприятий.

— Список литературы.

— Приложения.

При необходимости результаты в форме фотографий, видео и т.п. приводятся в Приложениях.

Документы, необходимые для оформления процесса производственной практики, находятся в приложениях к программе.

Приложение1

1234Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Виды практики студентов

В каждом высшем учебном заведении прохождение практики является одним из элементов образовательного процесса. При прохождении практики происходит профессионально-практическая подготовка будущих специалистов.

Разработка программы практики возлагается на кафедру, по которой проходит эта самая практика. В программе обязательно должны отражаться следующие пункты:
1. Форма и содержание индивидуальных задач, выполняемых студентами, а также сроки их выполнения. Список необходимых практических навыков и умений.
2. Лекции и беседы направленные на более глубокое и полное понимание студентами проходящими практику.
3. Содержание и форма отчета по практике. Порядок представления студентами отчетов.
4. Вид аттестационной работы и форма самой аттестации по окончанию практики

Виды практики студентов

Студенты высших учебных заведений за время своего обучения должны пройти несколько видов практик. Существует учебная и производственная практика, а также преддипломная практика.

Отличаются ли отчеты по технологической и преддипломной практике

Учебная практика

Ознакомительная, предметная и методическая практика, практика по начальных профессиональных навыков и умений — всё это может включать в себя учебная практика.
Основная задача учебной практики это: ознакомить студентов с производственными процессами, а также обеспечить приобретение студентами навыков и умений для выполнения этих производственных процессов. Учебную практику студенты проходят группой. После прохождения практики студенты пишут отчеты по практике.

Производственная практика

Практика по определенному профилю (технологическая, экономическая, педагогическая и др.) и преддипломная практика — всё включает в себя производственная практика.

Учебный план определяет вид производственной практики, которую будет проходить студент.
Производственная практика преследует цель приобретения студентами необходимых навыков и умений организационной и практической работы по специальности будущего выпускника. Научные исследования с написанием отчетов по практике также являются неотъемлемой частью производственной практики.

Преддипломная практика

Самым-самым последним этапом, который завершает практическое обучение студентов в вузе является преддипломная практика. В отличии от учебной практики прохождение производственной и преддипломной практики осуществляется по индивидуальной программе, то есть перед каждым студентом стоит своя задача.

В качестве мест прохождения практики часто выступают предприятия, организации и учреждения, расположенные вблизи от места обучения студентов. Иногда проведение практики может происходить в соседних областях и даже в других регионах страны, если на то имеются мотивированные аргументы.
По Трудовому кодексу студенты от шестнадцати до восемнадцати лет проходят практику продолжительностью не более тридцати пяти часов в неделю, а студенты от восемнадцати и старше — не более сорока часов.

На практике студенты осуществляют выполнение групповых и индивидуальных задач, которые предусматривает программа практики.По окончанию каждого вида практики студенты оформляют отчеты по практике, содержание и форма которых заранее определена руководителем практики.

Подписаться на группу ВКонтакте

Читайте также

Комментарии к статье Виды практики студентов

Навчальна і виробнича практика студентів

Підготовка спеціаліста не можлива без набуття випускниками вищого навчального закладу певного досвіду роботи на виробництві.

Практична підготовка студентів є обов’язковим компонентом професійної підготовки. Проходження такої підготовки необхідне для здобуття кваліфікаційного рівня та має на меті набуття студентами професійних умінь і навичок. У бюджеті навчального часу виробнича (педагогічна) практика становить близько 20-26 % всього навчального часу. Ефективність практики забезпечується зв’язками між вищим навчальним закладом та відповідним закладом для проведення практики.

Мета будь-якої практики, крім формування професійних практичних та організаторських умінь та навичок, - також проходження всього процесу набуття кваліфікації від рядового робітника до інженера, актора, педагога, лікаря і т. ін.

Організація практичної підготовки регламентується певними положеннями і затверджується наказом Міністерства освіти і науки України.

Практика студентів передбачає безперервність і послідовність її проведення підчас набуття потрібного обсягу практичних знань та вмінь відповідно до різних кваліфікаційних рівнів: молодший спеціаліст -> бакалавр -> спеціаліст -> магістр.

В Університеті використовуються такі види практик: навчальна та виробнича. Навчальна практика може проводитися як із відривом, так і без відриву від навчання. Виробнича практика проводиться з відривом від навчання і безпосередньо пов’язана з майбутньою професійною діяльністю

Навчальні практики покликані поглибити й розширити знання студентів та виробити у них уміння і навички з програм дисциплін фаху навчання, виробити навички науково-дослідницької роботи в процесі збирання й вивчення відповідних матеріалів.

Зміст навчальної практики визначається програмою, що розробляється відповідною кафедрою. Програми повинні містити рекомендації щодо видів і форм перевірки рівня знань, умінь, навичок, яких студенти мають набути.

Навчальна практика на І або І-II курсах має на меті ознайомлення студентів з реальним процесом, у якому втілюються знання, які студенти здобули в процесі лекцій та семінарських занять. Відповідно добираються форми організації - екскурсійне відвідування, практична робота на виробництві чи підприємстві на робочих місцях, виховна робота в школі або в дитячих установах тощо. При цьому формується початковий етап майбутнього фаху, те, що повинен знати майбутній спеціаліст на нижчому етапі, щоб усвідомити це на вищому.

Виробнича практика проводиться в умовах професійної діяльності під організаційно-методичним керівництвом викладача Університету та спеціаліста з певного фаху.

Навчально-виробнича практика (III курс) полягає в ознайомленні з конкретною майбутньою спеціальністю як помічника, дублера фахівця. Студент виконує певні обов’язки, поточну роботу, спостерігає за діяльністю спеціаліста на робочому місці під його контролем.

Виробнича (цільова) практика (IV-V курси) надає студенту можливість виконувати обов’язок фахівця на робочому місці, студент виконує весь цикл обов’язків за своєю спеціальністю, усвідомлює механізм дії підрозділу (класу), в якому проводиться виробнича практика, загальну картину всього об’єкта практики.

Кінцева ланка практичної підготовки - переддипломна (державна) практика (V курс), яка проводиться на робочому місці з виконанням усіх функціональних обов’язків майбутнім фахівцем. Підчас цієї практики поглиблюються, закріплюються та усвідомлюються теоретичні знання з усіх дисциплін навчального плану, збирається матеріал для виконання кваліфікаційної роботи, дипломного проекту (роботи) або складання державних іспитів.

Під час цієї практики поглиблюються та закріплюються теоретичні знання з усіх дисциплін навчального плану, дозбирається фактичний матеріал для виконання кваліфікаційної роботи (проекту) або складання державних екзаменів.

Практика студентів проводиться на базах практики, які відповідають вимогам навчальних програм.

Після закінчення практики студенти складають звіт у порядку, встановленому відповідною кафедрою. З базами практики вищі навчальні заклади завчасно укладають угоди щодо її проведення згідно з визначеною формою.

Студенти можуть також самостійно обирати місце проходження практики за умови дозволу кафедри.

Усіма видами практики керують відповідні кафедри в особливих формах: загальне керівництво викладачів (навчальна практика), спільне керівництво викладачів двох кафедр та фахівця-виробника, залучення керівників підприємства для виступу, читання лекцій для студентів, закріплення підприємців, які б здійснювали керівництво та консультування студентів безпосередньо на робочому місці, і т. ін.

До керівництва практикою студентів залучають досвідчених викладачів кафедр або предметних (циклових) комісій. Працівники кафедр здійснюють насамперед консультування та інструктаж, а також контролюють усю діяльність студентів щодо виконання всіх завдань практики. Інструктаж може спиратися на друковані методичні рекомендації з кожного виду практики.

У перший день практики переважно проводиться настановна конференція* На цій конференції відповідальний за практику викладач та представники кафедр докладно роз’яснюють завдання студентів, організаційні заходи практики, її графіки, об’єкти, знайомлять а консультантами - керівниками відповідних кафедр.

Производственное обучение учащихся в условиях производства и производственная практика

Пояснюються вимоги до оформлення документації тощо.

Заключна конференція відбувається через тиждень після повернення студентів до аудиторних занять. Широко застосовують щоденники практики, обмін досвідом та пропозиції студентів, виступ керівників - представників кафедр і керівників-виробників тощо. Форма звітності - подання письмового звіту, підписаного й оціненого безпосередньо керівником бази практики. Письмовий звіт разом з іншими документами (характеристика, щоденник, розробки тощо) подається на рецензування керівникові практики.

Звіт із практики захищається студентом на комісії, призначеній завідувачем кафедри або заступником директора навчального закладу, унаслідок чого за цей звіт ставиться певна диференційована оцінка.

56. Робочий час викладача
Робочий час викладача визначається обсягом його навчальних, методичних, наукових і організаційних обов’язків у поточному навчальному році, відображених в індивідуальному плані роботи викладача. Робочий час викладача регламентується Нормами часу для розрахунку й обліку навчальної, методичної, наукової, організаційної роботи викладачів ДВНЗ «Криворізький національний університет», затвердженими наказом по Університету № 176 від 30.03.2012 року.

Індивідуальний робочий план викладача розглядається на засіданні кафедри і затверджується завідувачем кафедри. Індивідуальний робочий план завідувача кафедри затверджується проректором з науково-педагогічної і навчальної роботи (для факультетів загальноуніверситетського підпорядкування), заступником директора з навчальної роботи (для навчально-наукових інститутів). Зміни в індивідуальний робочий план протягом навчального року можуть бути внесені на підставі рішення кафедри за згодою викладача. Після завершення навчального року в індивідуальному робочому плані робляться відмітки про всі види фактично виконаної роботи.

Тривалість робочого часу викладача з повним обсягом обов’язків становить не більше 1548 годин на навчальний рік при середньотижневій тривалості 36 годин. Для викладачів Університету встановлено шестиденний скорочений робочий тиждень.

Обсяг навчальних занять, доручених для проведення конкретному викладачеві, виражений в академічних годинах, визначає навчальне навантаження викладача.

Види навчальних занять, що входять в обов’язковий обсяг навчального навантаження викладача відповідно до його посади, встановлюються кафедрою з урахуванням виконання ним методичної, наукової й організаційної роботи та особливостей і структури навчальної дисципліни, яку викладає викладач. При визначенні індивідуального навчального навантаження враховується необхідність витрат часу на розробку навчальної робочої програми, курсу лекцій, відповідного методичного забезпечення, якщо дисципліна лише запроваджується у навчальний процес.

Обсяг навчального навантаження викладача не може перевищувати 900 годин на навчальний рік.

Обов’язковий обсяг навчального навантаження викладача в межах його робочого часу, з урахуванням виконання ним інших обов’язків (методичних, наукових, організаційних), передбачається Колективним договором.

Обсяг запланованої викладачу роботи може зменшуватися з поважних причин, наприклад, на період тривалої хвороби викладача або перебування його у відрядженні чи на підвищенні кваліфікації, стажуванні. Встановлене йому на цей період навчальне навантаження виконується іншими викладачами кафедри в межах 36-годинного робочого тижня за рахунок зменшення їм обсягу методичної, наукової й організаційної роботи.

Після виходу викладача на роботу на період, що залишився до завершення навчального року, йому визначається відповідне навчальне навантаження та обсяг методичної, наукової й організаційної роботи в межах 36-годинного робочого тижня.

У випадках виробничої необхідності викладач може бути залучений до проведення навчальних занять понад обов’язковий обсяг навчального навантаження, визначений індивідуальним робочим планом, у межах свого робочого часу. Додаткова кількість облікових годин не може перевищувати 0,25 мінімального обов’язкового обсягу навчального навантаження. (без оплати за додаткове навантаження)

Графік робочого часу викладача визначається розкладом аудиторних навчальних занять і консультацій, розкладом або графіком контрольних заходів та іншими видами робіт, передбачених індивідуальним робочим планом викладача. Час виконання робіт, не передбачених розкладом або графіком контрольних заходів, визначається з урахуванням особливостей спеціальності та форм навчання.

Викладач зобов’язаний дотримуватися встановленого йому графіка робочого часу. Переносити заняття з одного часу на інший поза розкладом без дозволу декана та навчально-методичного відділу категорично забороняється.

Забороняється відволікати викладачів від проведення навчальних занять та контрольних заходів, передбачених розкладом.

57. Навчальний час студента
Навчальний час студента визначається кількістю облікових одиниць часу, відведених для здійснення програми підготовки на певному освітньо-кваліфікаційному рівні.

Обліковими одиницями навчального часу студента є академічна година, навчальний день, тиждень, семестр, курс, рік.

Академічна година – це мінімальна облікова одиниця навчального часу. Тривалість академічної години становить, як правило, 45 хвилин.

Дві академічні години утворюють пару академічних годин (надалі «пара»). В Університеті у зв’язку з двозмінним навчанням студентів пара триває без перерви 80 хвилин.

Навчальний день – складова частина навчального часу студента тривалістю не більше 9 академічних годин.

Навчальний тиждень – складова частина навчального часу студента тривалістю не більше 54 академічних годин.

Навчальний семестр – складова частина навчального часу студента, що закінчується підсумковим семестровим контролем. Тривалість семестру визначається навчальним планом.

Навчальний курс – завершений період навчання студента протягом навчального року. Тривалість перебування студента на навчальному курсі включає час навчальних семестрів, практик, підсумкового контролю та канікул. Сумарна тривалість канікул протягом навчального курсу, крім останнього, становить, як правило, не менше 8 тижнів. Початок і закінчення навчання студента на конкретному курсі оформляються відповідними (перевідними) наказами.

Навчальний рік триває 12 місяців (крім випускних курсів), розпочинається 1 вересня і для студентів складається з навчальних днів, днів проведення підсумкового контролю, екзаменаційних сесій, вихідних, святкових і канікулярних днів.

Навчальні дні та їх тривалість визначаються річним графіком навчального процесу. Вказаний графік складається на навчальний рік із урахуванням перенесень робочих та вихідних днів.

Графік навчального процесу на наступний навчальний рік по напрямах підготовки, спеціальностях у розрізі курсів навчання складають наприкінці поточного навчального року (до 01 травня) декани факультетів. Інформація узагальнюється в навчально-методичному відділі. Графік погоджується з проректором з науково-педагогічної і навчальної роботи (для факультетів загальноуніверситетського підпорядкування), заступником директора з навчальної роботи (для навчально-наукових інститутів), затверджується ректором Університету (директором інституту).

Тижневе навантаження студента складає 54 години аудиторної і самостійної роботи.

Навчальні заняття в Університеті тривають дві спарені академічні години без перерви між ними і проводяться за розкладом. Розклад має забезпечити виконання навчального плану в повному обсязі щодо навчальних занять.

Допускається вільне відвідування студентами, які вчаться на «відмінно» (та на «відмінно» і «добре»), лекційних занять (для студентів випускних курсів). Дозвіл на вільне відвідування лекцій із конкретних навчальних дисциплін (на кожний семестр окремо) надає декан факультету за згодою викладача та завідувача кафедри. Студент, який має право на вільне відвідування лекцій, погоджує з лектором план роботи над навчальним курсом. У разі невиконання студентом цього плану роботи дозвіл на вільне відвідування лекцій анулюється. Відвідування інших видів навчальних занять (крім консультацій) є обов’язковим для студентів. Студент має право оформити індивідуальний або вільний графік навчання згідно з порядком, визначеним Положенням про порядок навчання студентів за індивідуальним графіком у ДВНЗ «Криворізький національний університет».

Дневник по производственной практике Налоговый период в платежке