Древняя вавилония - царство юга месопотамии. Древний мир

Расцвет Ново-Вавилонского царства

В начале VII в. до н. э. вавилонская рабовладельческая аристократия, в состав которой входило и высшее жречество крупных храмов, была очень сильной. Крупные торговые дома Вавилона контролировали широко разветвлённую торговлю Месопотамии и соседних стран. Вполне естественно, что вавилонские аристократы стремились укрепить свою власть и своё влияние в рамках политически прочного и сильного государства. Это стало возможным после падения Ассирии.

В Халдейско-Вавилонском государстве ведущую политическую роль играли могущественные жрецы, крупные рабовладельцы и торговцы. Основатель халдейской династии Набопаласар в значительной степени опирался на вавилонское жречество. В надписях он сообщает, что его избрали боги Набу и Мардук великим покровителем Вавилона. В своей деятельности Набопаласар старался подчеркнуть своё религиозное благочестие и постоянное стремление угодить богам, иными словами, вавилонскому жречеству. Он украшает главную священную дорогу для религиозных процессий и восстанавливает знаменитый древневавилонский храм Э-сагила с его большой семиступенной башней, носившей название «Дом основания неба и земли» («Э-теменанки»). Стараясь не только воскресить, но и всячески укрепить древние религиозно-политические традиции, Набопаласар, как некогда один из древнейших царей Шумера, Урнанше, правитель Лагаша, повелел изобразить себя и своих сыновей в качестве простых каменщиков, которые при торжественной закладке храма скромно несут на своих головах корзины с кирпичами.

Следующей важной политической задачей было укрепление границ Вавилонского царства. Надо было прочно укрепиться в северо-западной части Двуречья, где пытались найти убежище остатки ассирийских полчищ. Заняв наиболее крупные города этой области, Харран и Кархемыш, имевшие важное экономическое и военное значение, Набопаласар оставил здесь свои гарнизоны и вернулся в Вавилон. Для дальнейшего развёртывания активной внешней политики необходимо было накопить силы.

Единственным опасным соперником Вавилона был Египет, который в эту эпоху переживал последний период своего эфемерного расцвета. Энергичные саисские фараоны сделали попытку воскресить былую мощь Египетского государства. Воспользовавшись ослаблением Ассирии, Псамтик в конце VII в. до н. э. вторгся в Палестину, для того чтобы восстановить здесь политическое влияние Египта. Следующий египетский фараон, Нехо, сделал уже более энергичную попытку полностью захватить в свои руки не только Палестину, но и Финикию и Сирию. Разбив иудейские войска под Мегиддо, египетский фараон наложил дань на Иерусалим, захватил в свои руки города Финикии, оставив свою победную надпись в Сидоне, и прошёл всю Сирию. Затем Нехо дошёл до Евфрата и занял Кархемыш, разбив находившийся там вавилонский отряд. Здесь египтяне соединились с ассирийцами и совместно выступили против вавилонского царя. В лице египетско-ассирийской коалиции Вавилон встретил серьёзных противников. Понадобилось около четырёх лет, чтобы Набопаласар мог собрать достаточные силы и нанести врагам решительный удар. Только в 605 г. в знаменитой битве при Кархемыше вавилонские войска под командованием Навуходоносора, сына и наследника Набопаласара, одержали полную победу над объединённой египетско-ассирийской армией. Нехо, слишком далеко продвинувшись на северо-восток, очевидно, не смог в должной степени обеспечить ни флангов, ни тыла, ни своих слишком удлинённых коммуникаций. Не располагая достаточными военными силами, он потерпел полное поражение и принуждён был поспешно отступить. Навуходоносор II (604-562 гг. до н. э.) полностью реализовал свои военные успехи. Он занял всю Сирию, продвинувшись вплоть до самых границ нильской дельты. Таким образом, вавилонский царь укрепил свою власть на сирийском побережье и окончательно вытеснил египтян из Передней Азии. Навуходоносор был в достаточной степени осторожен и ограничился этими, впрочем, весьма крупными успехами.

Однако ни Вавилон, ни Египет не могли примириться с создавшимся положением. Энергичные фараоны саисской династии, организовав сильную армию, пополненную греческими наёмниками, не могли примириться с потерей Сирии. Кроме того, вавилонский царь стремился закрепить своё господство на средиземноморском побережье. Таким образом, рано или поздно должно было произойти новое столкновение. Египетское экономическое и культурное влияние было довольно сильным в Палестине, в Финикии и в Сирии с того времени, как эти страны впервые были завоёваны фараонами, Следы этого влияния сохранились и в первом тысячелетии до н. э. Египтяне имели многочисленных сторонников в Палестине и в том числе иудейского царя Иоакима. Иудея отделилась от Вавилона и иудейский царь отказался от уплаты дани. Это было сигналом к началу новой войны. Навуходоносор двинул свои войска в Иудею и осадил Иерусалим. После трёхмесячной осады столица Иудеи, довольно сильная крепость, была взята вавилонскими войсками в 597 г. до н. э. Иудейский царь сдался на милость победителя и вместе со своей семьёй и с наиболее знатными лицами, с ремесленниками и военнопленными был отправлен на поселение в Вавилон. Знаменитый и богатый иерусалимский храм был разграблен. Египетский царь не решился притти на помощь своему несчастливому союзнику. Таким образом, Навуходоносор снова восстановил свою власть в Палестине.

Но этот успех ещё не привёл к полному торжеству Вавилона. Палестина и Финикия готовились к новой борьбе. Египет не мог забыть о своих прежних владениях в Сирии. Египетский фараон Уах-иб-Ра (Априй) во главе войска и флота двинулся в Азию, для того чтобы завладеть побережьем и закрепить таким образом за собой основные базы политического господства в Сирии. В начале кампании египетский фараон добился значительных успехов. Он занял Сидон и принудил к сдаче остальные финикийские города. Вавилонские отряды, стоявшие в районе Иерусалима, принуждены были отступить. Освобождённая Иудея уже праздновала свою победу над ненавистным Вавилоном. Однако кратковременные успехи египтян были непрочными. Навуходоносор не мог уступить Сирии. Явившись в Сирию, вавилонский царь разбил египетские войска и принудил их к отступлению. Иерусалим был снова осаждён многочисленной вавилонской армией. Иудеи упорно и героически обороняли свою столицу, как бы чувствуя, что в этой кровавой битве решается судьба всего их государства. Но сопротивление иудеев было сломлено. Вавилонские войска штурмом взяли Иерусалим, опустошили, разграбили и сожгли непокорный город (586 г. до н. э.).

Вавилонский царь жестоко расправился с мятежниками. Иудейский царь Цидкия с остатками своего войска был схвачен на Иерихонской равнине и ослеплён. Иудейские царевичи были убиты. Огромное количество иудеев было захвачено в плен и угнано в Вавилон. В 586 г. в пламени опустошённого Иерусалима была окончательно развеяна и рухнула мечта иудеев о свободе и независимости их государства. Вавилонский царь прочной ногой встал в Палестине, укрепив свою власть в Сирии. Но чтобы полностью покорить всю эту страну, Навуходоносор должен был окончательно завладеть финикийскими городами, среди которых одно из первых мест занимал богатый и могущественный торговый город Тир, древняя столица Финикийского государства. Население Тира мужественно защищало свою независимость. Силы Тира были настолько значительны, что вавилонские войска в течение 13 лет осаждали неприступный город, расположенный на острове и прекрасно укреплённый. Длительная осада, истощив силы защитников города, принудила Тир подчиниться вавилонскому царю. Навуходоносор с большим трудом овладел Финикией. Теперь перед ним встала не менее трудная задача - нанести последний и решительный удар Египту, чтобы парализовать его силы и лишить его возможности вести активную политику в Передней Азии. Неясные и разрозненные указания источников не позволяют проследить ход этой войны. Трудно даже сказать, удалось ли Навуходоносору вторгнуться в пределы Египта. Очевидно, вавилонскому царю удалось всё же нанести некоторый ущерб Египту. Глухим отголоском этих событий было основание в Египте около Гелиополя города, который удивительным образом получил название «Вавилон». Возможно, что основание этого египетского Вавилона относится именно к этому времени. Однако Египет был всё ещё достаточно силен. Египетский фараон Яхмос II (Амазис), опираясь на сильный флот, захватил Кипр и оттуда угрожал торговым городам Финикии, пытаясь хотя бы этим противодействовать проникновению вавилонского влияния в район восточного Средиземноморья. Завоевав всю Месопотамию, Сирию, Финикию и Палестину, вавилонский царь всё же должен был чувствовать всю непрочность своего так быстро возникшего царства. В своих надписях, высеченных на скалах у реки Нахр-эль-Кельб около торжественных победных реляций египетских фараонов и ассирийских завоевателей, Навуходоносор скромно умалчивает о своих победах.

Очевидно, именно поэтому вавилонский царь, крупнейший политический деятель своего времени, уделил столько внимания строительным работам, стремясь создать вокруг Вавилона пояс оборонительных сооружений и превратить всю вавилонскую область в мощный укреплённый район. Навуходоносор сам подробно сообщает об этих работах в своих надписях. Воспоминания об этих грандиозных укреплениях явственно сохранились у греческих писателей, в частности у Геродота. Наконец, остатки этих сооружений были обнаружены во время раскопок вавилонской столицы. Судя по этим раскопкам, Вавилон был окружён тремя стенами, из которых одна достигала 7 м толщины, другая - 7,8 м , а третья - 3,3 м , причём за последней стеной простирался крепостной ров. Одна из этих стен была укреплена башнями шириной в 8,36 м и расположенными на расстоянии 44 м одна от другой. Археологи раскопали остатки 15 башен. Можно предполагать, что вдоль всей стены было расположено свыше 300 таких башен. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла в случае появления врагов затопить низменность, окружающую Вавилонскую область. В своей надписи царь об этом писал: «Чтобы враг, замысливший злое, не мог бы подступить к стенам Вавилона, я окружил страну могучими водами, которые подобны вздувшимся волнам. Переход через них подобен переходу через великое море солёной воды».

Ведя последовательно завоевательную политику, Навуходоносор во всём подражал завоевателям предшествующего времени, египетским фараонам и ассирийским царям. Чтобы показать всему миру блеск своего могущества и в то же время теснее связать судьбу династии с высшим вавилонским жречеством, вавилонский царь предпринял огромные строительные работы, которые должны были превратить Вавилон в роскошную столицу мира, достойную преемницу былой мощи разрушенной Ниневии и переживших своё величие египетских Фив. Развалины грандиозных и пышных построек, воздвигнутых Навуходоносором, сохранились до наших дней. Археологические раскопки, предпринятые на месте древнего Вавилона, обнаружили остатки крупных зданий, фасады которых были роскошно украшены большими изображениями и пёстрым орнаментом, прекрасно сделанным при помощи большого количества эмалированных изразцов. Развалины большого дворца были обнаружены при раскопках холма, который носит название «Бабиль». Этот дворец, состоящий из множества дворов, больших и маленьких помещений, был построен на высокой террасе, достигающей 18 м высоты. Плиты пола были сделаны из песчаника. Надпись на этих плитах гласила: «Дворец Навуходоносора, царя Вавилона, сына Набопаласара, царя Вавилона».

Наиболее интересные постройки времени Навуходоносора были обнаружены при раскопках холма «Каср», который скрывал остатки так называемой «Южной крепости». Здесь были найдены остатки огромного дворца с роскошным тронным залом, размеры которого (60х20 м ) дают представление о величине дворцовых помещений того времени. Стены дворца были богато орнаментированы эмалированными изразцами, украшенными красивыми узорами. На стенах фасада сохранились изображения колонн и капителей, сделанные при помощи голубых, синих и жёлтых изразцов. Мимо этого дворца проходила священная дорога для торжественных религиозных процессий. Эта дорога была хорошо вымощена огромными каменными плитами и с двух сторон окаймлена крепостными стенами, украшенными прекрасно сделанными изображениями львов. Дорога проходила через монументальные ворота, посвящённые богине Иштар, впоследствии получившие название «Ворота Иштар». На самом деле это было двое ворот, развалины которых сравнительно хорошо сохранились и достигают 12 м высоты. Ворота были защищены двумя выступающими башнями и соединены стенами, которые образуют внутренний дворик, расположенный между воротами. Таким образом, этот богато украшенный монументальный вход производит впечатление крепостного оборонительного сооружения. Стены ворот были украшены эмалированными изразцами, изображающими быков и фантастических животных. На огромных плитах, которыми была вымощена эта дорога, сохранилась клинописная надпись великого строителя Вавилона: «Я - Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Я вымостил вавилонскую дорогу для процессий великого владыки Мардука плитами из камня шеду. Мардук - владыка! Одари вечной жизнью!». Процессионная дорога вела к главному святилищу Вавилона, к храму бога Бэла-Мардука, носившему название «Э-сагила» («Храм с высокой вершиной»), близ которого находилась храмовая башня (зиккурат). Эти храмы подверглись значительной перестройке при Навуходоносоре. В это время Вавилон, украшенный монументальными и роскошными постройками, стал одним из красивейших городов древневосточного мира. Даже 333 года спустя после смерти Навуходоносора в Вавилоне всё ещё было 53 храма и 955 часовен, несмотря на то что время расцвета Вавилона давно минуло и что III в. до н. э. был временем глубокого упадка и запустения древней столицы Месопотамии.

Развалины "Ворот богини Иштар" в Вавилоне

Навуходоносор умер в 562 г. Его 43-летнее царствование было периодом наивысшего расцвета Ново-Вавилонского царства. Слабые преемники Навуходоносора не смогли достойным образом продолжать его деятельность. Дворцовые смуты, вдохновляемые влиятельными жрецами, приводили к частым государственным переворотам. За шесть лет на вавилонском престоле сменилось три царя, из которых двое было убито. Сложная политическая обстановка, острые классовые противоречия внутри страны, угроза персидского нашествия требовали от вавилонского правительства энергичных действий и большой дипломатической изворотливости. Набонид, возведённый на вавилонский престол после государственного переворота 555 г., пытался в меру своих способностей продолжать деятельность Навуходоносора II, которого он часто упоминает в своих надписях и которого он благоговейно чтил в качестве своего бога-покровителя.

Набонид в течение своего 17-летнего царствования (555-538 гг. до н. э.) должен был упорно бороться за сохранение целостности своего государства. В начале своего царствования ему пришлось подавить восстание в Северной Сирии и совершить поход в Хамат, в страну Амурру, дойдя на юге до Эдома. Однако не здесь гнездилась главная опасность для Вавилона. Сирия и Палестина были подавлены и не могли ожидать помощи от ослабленного Египта. Тир управлялся Хирамом III, которого возвёл на престол сам Набонид. Более сложное положение создалось для Вавилона в северной части Месопотамии. Индийский царь Астиаг (Иштувегу) двинулся в Северную Месопотамию и напал на область Харрана. Набонид в своих надписях сообщает, что он выступил против «умманмандов» (мидян), но что Кир, царь Аншана, разбил мидян. Весьма возможно, что Набонид, видя крушение Мидийского царства и возвышение Персии, решил укрепить свои северо-западные границы и поэтому обратил особенное внимание на Харран и восстановление харранских святынь, которые, по его словам, сильно пострадали от индийских нашествий.

Предчувствуя угрозу неминуемого персидского нашествия, Набонид пытался укрепить свои связи с далёкой Аравией и с этой целью совершил поход в Тейму, захватив этот город и даже превратив его в свою резиденцию, где он мог себя чувствовать в сравнительной безопасности. Грозные тучи сгущались на политическом горизонте Вавилонского царства. Кир, царь Персии, покорив Мидию в 550 г., двинулся против Лидии, завоевал Лидийское царство и таким образом вплотную придвинул свои владения к Месопотамии с востока и с севера. В Вавилонской хронике тщательно отмечаются все успехи персидского царя, которые угрожали уже непосредственно самому Вавилону. Под 546 г. в хронике говорится о том, что эламиты (очевидно - персы или эламские союзники персов) вторглись в Аккад и эламский правитель был назначен в У рук. К востоку от Тигра персы захватили область Гутиум, расположенную между Нижним Забом, Тигром и Диалой. В 539 г. Кир вторгся в Месопотамию и разбил вавилонские войска под Описом. В 538 г. Кир занял Сиппар и подступил к Вавилону. Набониду не помогли ни его набожность, ни его учёность, ни статуи богов, которые он со всей страны свёз в столицу, превратив Вавилон в величайший музей религиозных древностей. Осенью 538 г. Кир вступил в Вавилон, отстранил Набонида и присоединил Вавилонию к могущественной Персидской державе.

Так пало Ново-Вавилонское царство и окончилась последняя попытка образовать великую державу с центром в Вавилоне. Однако Вавилон всё ещё сохранял некоторое время большое экономическое и культурное значение, являясь крупнейшим центром торговли Передней Азии и той древней культуры, которая оказала столь мощное воздействие на развитие культурной жизни не только древневосточного, но и всего древнего мира.

На протяжении многих веков город Вавилон - "врата бога" - считался центром первого "мирового царства", наследниками которого выступали великие империи. Библия связывает основание города с именем Нимрода - правнука Ноя . Он же считается и строителем знаменитой Вавилонской башни. Ассирийские цари, жестоко расправлявшиеся с непокорными народами и стиравшие с лица земли и города, не просто сохраняли особый статус Вавилона, но и восстанавливали древние храмы, строили новые. О значении города в древнем мире свидетельствовало и то, что Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н. э., намеревался сделать его столицей своей империи. Память о Вавилоне надолго пережила сам город. Согласно исторической традиции, знаки царского достоинства византийских императоров и русских царей происходят также из Вавилона. В русском "Сказании о Вавилоне-граде" это описывается так: "Услышал же князь Владимер Киевский, что царь Василий получил из Вавилонского царства такие великие царские вещи, и послал к нему своего посла. Царь же Василй ради чести своей послал князю Владимеру в Киев в дарах сердоликову крабицу да мономахову шапочку." И с того времени прослышал великий князь Владимер Киевский Мономах. А ныне та шапочька в Московском государстве в соборной церкви. И как бывает властя поставление, тогда ради чину воскладывается на главу». Как же выглядел этот город, чьё имя стало нарицательным для многих народов?

Раскопки, производившиеся английскими археологами в начале XX в. н. э., позволили восстановить облик древнего города и его историю. Археологи доказали, что первые камни в его основание были заложены шумерами в начале III тысячелетия до н. э., но столицей государства город стал примерно в 1894 г. до н. э. когда в Двуречье вторглись племена амореев. В XVIII в. до н. э. при царе Хаммурапи Вавилон превратился в крупнейший политический и культурный центр всей Передней Азии.

В VII в. до н. э. знаменитый царь Навуходоносор развернул огромные строительные работы, превратившие Вавилон в роскошную столицу мира. Руины грандиозных и величественных построек, воздвигнутых Навуходоносором , сохранились до наших дней.

Карта Вавилонского царства

Когда в V в. до н. э. греческий географ и историк Геродот посетил этот город, он был потрясён его размерами и величием. В то время Вавилон входил в состав персидской державы, но ещё сохранял положение величайшего города мира, а проживало в нём более одного миллиона жителей. Жилые кварталы тянулись по обе стороны Евфрата длинной полосой. Город был окружён глубоким рвом, заполненным водой, и тремя поясами высоких кирпичных стен, увенчанных башнями. Крепостные стены достигали в высоту 20 м, а в ширину - 15 м, имели 100 ворот из кованой меди. Парадным входом служили ворота богини Иштар, облицованные синими глазурованными изразцами с чередующимися барельефными изображениями животных (575 фигур быков, львов и фантастических драконов-сиррухов). Улицы древнего города совсем не напоминали хаотичную планировку большинства городов Востока, а были расположены в соответствии с чётким планом: одни шли параллельно реке, другие пересекали их под прямым углом. Жители Вавилонского царства застраивали улицы трёх и четырёхэтажными домами. Главные улицы были выложены камнем.

В северной части города, на левом берегу реки, возвышался большой каменный дворец, построенный Навуходоносором, а по другую сторону - главный храм столицы, достигавший высоты восьмиэтажного дома.

В основании храм представлял собой прямоугольник со сторонами 650 и 450 м. В нем находилось святилище со статуей бога Мардука и чистого золота весом около 20 т., а так же ложе и золотой стол . Сюда могла входить лишь особая избранница - жрица. Геродоту рассказывали, «будто сам бог посещает этот храм и отдыхает на ложе». Невдалеке от храма возвышалась легендарная ступенчатая семиэтажная Вавилонская башня высотой 90 м. Археологи обнаружили её фундамент и остатки стен.

История государства Вавилон

Следует отметить, что Вавилон впервые возвысился над другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии, ещё в XX в. до н. э. Несмотря на то что это объединение просуществовало лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Это было время расцвета городской культуры, развития литературы и законодательства. Именно в этот период были унифицированы и записаны знаменитые законы царя Хаммурапи .

В 1595 г. до н. э., после того как в Месопотамию вторглись хетты, власть в Вавилонии захватили кочевники-касситы. Их правление продолжалось более 400 лет.

Последующие столетия государство Вавилон сохранял формальную независимость, но всё больше оказывался под политическим влиянием северного соседа - . Но вот её господству был положен конец. Начался новый период подъёма Вавилона .

Особого могущества империя достигла в период правления сына покорителя Ассирии Набопаласара - Навуходоносора. Были окончательно подчинены Сирия и Палестина. Вавилон перестроили, и он стал крупнейшим центром международной торговли. Это время подлинного возрождения, экономического расцвета и культурного развития всей Передней Азии. После долгих войн здесь наконец установился относительный мир.

Весь Ближний Восток был разделён между тремя великими державами - Вавилонией, Мидией и . У них сохранялись настороженные, даже враждебные отношения, но крупных переделов сфер влияния уже не происходило.

Прошло полстолетия, и новая угроза процветанию пришла с востока. В 553 г. до н. э. началась война между Мидией и её восставшими подданными - персами .

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. реконструкция

Вавилон поражал воображение иноземцев своей архитектурой. Одно из семи чудес света - висячие сады Семирамиды были сооружены на искусственных террасах, где высаживались пальмы, фиги и другие деревья. Царица Семирамида на самом деле не имела к ним никакого отношения. Сады построил Навуходоносор для своей жены Нитокрис, страдавшей от душного климата Месопотамии, вдали от родных гор и лесов, откуда она была родом. Вавилонская царица Нитокрис снискала себе славу благодаря строительству плотин, оросительных каналов и большого разводного моста, соединявшего две части столицы. Мост был сложен из больших необтёсанных камней, скреплённых специальным раствором и свинцом. Его средняя часть, сделанная из брёвен, на ночь разбиралась.

В 312 г. до н. э. один из полководцев Александра Македонского - Селевк, ставший правителем обширной ближневосточной империи, переселил большую часть жителей «вечного города» в свою новую столицу Селевкию, расположенную недалеко от Вавилона. А древняя мировая столица утратила своё прежнее положение и через несколько столетий окончательно была погребена под пылью веков.

Кризис экономической системы, опирающейся на крупные царские хозяйства, падение III династии Ура, разрушение многих шумеро-аккадских центров скотоводами-амореями и их распространение по территории Месопотамии привели к временному упадку централизованного государства и возрождению политической раздробленности страны.

На юге обособилось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое государство с центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, в районе реки Диялы - государство Эшнунна. В них правили аморейские династии, опиравшиеся на вооруженные отряды своих воинственных соплеменников.

В XX-XIX вв. до н. э. эти государства вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб-или - «Ворота бога»), где воцарилась I Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют старовавилонским периодом (1894- 1595 гг. до н. э.).

Эламский правитель Рим-Син (1822-1763 гг. до н. э.) проводил каналы, сооружал золотые и медные статуи, строил храмы в Ларсе, Уре и других городах в честь шумерских и эламских богов. Под его власть попали многие города Месопотамии, в том числе Урук, Ниппур и Иссин, а город Ларса, столица государства, вскоре стал одним из крупнейших городов Месопотамии.

Общество Южного Двуречья, пережив жесточайший социально-экономический и политический кризис, вновь набирало силы. Наметился новый подъем ирригационного земледелия, оживились торговля и городская жизнь. Этим тенденциям препятствовали политическая раздробленность и междоусобные войны. На повестке дня снова встал вопрос о создании единого централизованного государства. В этих условиях постепенно возрастает роль и значение нового центра - Вавилона.

Его местоположение в центральной части долины, там, где Тигр сближается с Евфратом, было стратегически удобным и для нападения, и для обороны; уже оно естественно выдвигало этот город на роль политического центра страны. Здесь сходились основные звенья ирригационной сети - основы жизни всей Южной Месопотамии, проходили важнейшие сухопутные и речные пути всей Передней Азии.

Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором.

Хаммурапи мастерски использовал политику создания военных союзов, которые он после достижения нужной цели легко расторгал. Первоначально Хаммурапи заключил договор о взаимопомощи с Ларсой и, обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии, где на троне утвердился представитель местной династии Зимрилим, с которым были установлены самые дружественные отношения. Опираясь на этот союз с Мари, Хаммурапи разгромил Эшнунну, которой безуспешно пыталась помочь Ассирия. Зимрилим не претендовал на плоды этой победы и писал своему союзнику: «Правь сам или поставь угодного тебе». Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побежден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммурапи.

Теперь на территории Месопотамии осталось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю южную и среднюю часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой Верхней страны».

Мари было для Вавилона сильным и опасным соперником, ибо это государство, расположенное на среднем течении Евфрата, объединило вокруг себя ряд приевфратских городов (самый крупный - Терка), подчинило некоторые кочевые племена Сирийско-Месопотамской степи (диданы, ханеи), вело торговлю и имело дипломатические отношения с восточносредиземноморскими государствами: Библом, Угаритом, Каркемишем, Ямхадом, островами Кипр и Крит. В Терке даже найдены египетские скарабеи и хеттская печать. В правление Зимрилима в городе Мари был выстроен великолепный дворец, занимавший площадь в 4 га и имевший более 300 помещений жилого, хозяйственного и культового назначения. В нем был роскошный тронный зал, расписанный многоцветными фресками, множество статуй, терракотовые ванны, канализация, помещения для иноземных послов и гонцов, хранилища хозяйственного и дипломатического архивов и др. Этот дворец являлся для своего времени настоящим «чудом света», и на него приезжали полюбоваться из Угарита, Ямхада, Вавилона.

35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

Несмотря на первоначальные успехи, Вавилонская держава, созданная из многих покоренных областей и некогда самостоятельных государств, оказалась непрочной.

Обострение внутренних противоречий, особенно связанных с разорением общинников, воинов, налогоплательщиков и защитников государства, и внешнеполитические трудности сказываются уже в правление сына Хаммурапи - Самсуилуны (1749-1712 гг. до н. э.). Этот царь еще пытается поддерживать свой престиж, строит зиккураты и украшает храмы, воздвигая в них золотые троны в честь богов, проводит новые каналы, заверяет, что «ниспроверг непокорные страны». Однако на юге вавилонян теснят эламиты, захватывающие один за другим шумерские города; восстает Сиппар, стены и храмы которого с ожесточением разрушаются в ходе подавления мятежа; вскоре отпадает Иссин. Сам Самсуилуна говорит в надписи о победе над 26 узурпаторами, что свидетельствует о постоянной внутренней борьбе и неурядицах.

Внешнеполитическая обстановка также становится все более неблагоприятной для Вавилона. Все активнее проникают на его территорию воинственные племена касситов. На северо-западе Месопотамии расселяются хурриты, которые отрезают Вавилонию от основных торговых путей, ведущих в Малую Азию и на Восточносредиземноморское побережье. Наконец, вторжение хеттов в Вавилонию в 1595 г. до н. э., завершившееся захватом и разорением самого Вавилона , увозом драгоценной статуи его бога-покровителя Мардука, кладет конец правлению I Вавилонской династии и завершает трехстолетний старовавилонский период.

Законы Хаммурапи

Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов. Более ста лет назад археологи нашли большой столб из твёрдого чёрного камня. Со всех сторон он был покрыт ровными рядами клинописи. В верхней части камня находилось такое изображение: на троне восседает бородатый бог в высокой короне, а перед ним, ростом пониже, в почтительной позе стоит царь. Главное, что было написано на чёрном камне, - законы Хаммурапи. По этим правилам, установленным царём, а не по собственному произволу должны были судьи разбирать все споры между людьми. И жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание.

В надписи на камне царь угрожает будущим правителям, которые посмеют выскоблить или изменить законы. Боги тогда нашлют на всю страну врагов, голод, потоп и заразные болезни. Ведь царские законы - это воля самих богов, и она неколебима во веки веков.

Порой судьям приходилось прямо спрашивать у богов, как решить то или иное дело. Ведь не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Обвиняемого тогда вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул - значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен. В Древней Вавилонии преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве. Хаммурапи видел справедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». Не причиняй другому такой обиды, которую сам не хочешь испытать!

Но не все в Вавилонии были равны перед законом. Когда в законах Хаммурапи говорилось «человек», то имелись в виду лишь свободные люди. А ведь были ещё и рабы. И если раб оскорблял свободного человека, то по закону Хаммурапи ему отрезали ухо. Не язык или пальцы, а именно ухо, чтобы не лишить раба возможности трудиться. Убежать с отрезанным ухом было невозможно: все знали - это раб, к тому же строптивый. Рабов покупали и продавали так же, как домашнюю скотину и всякое иное имущество. А если по чьей-либо вине чужой раб потерял жизнь, то виновный должен был только заплатить цену раба его хозяину или отдать своего раба.

Некоторые вавилоняне были очень богаты. Они владели обширными нолями и садами с финиковыми пальмами. По их приказу отправляли товары в другие города с караванами или на кораблях. Но было и множество бедняков. Иногда бедняку не хватало урожая, чтобы прокормить семью, отдать налоги царю, засеять поле семенами. Он просил богача дать ему зерно в долг. Но долги росли. И если бедняк брал в долг пять мешков зерна, то через год обязан был вернуть уже шесть мешков. Некоторые люди наживались на том, что давали имущество «в рост». Их называли ростовщиками.

Порой подходил срок возврата долгов, а платить-то бедняку нечем. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или свою жену. Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников, но Хаммурапи повелевает: «Работать па хозяина он должен лишь три года, а потом его следует отпустить на свободу». Если должник отдавал ростовщику своего сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права - иначе у него самого в наказание убивали сына. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но если семья бедняка голодает, ему придётся снова делать долги и отдавать детей богачу. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь такой порядок тоже установили боги - есть люди свободные, а есть рабы, есть богатые, а есть нищие.

Источник информации:

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2014. 303с.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / А.А. Майков. М.: Вентана-Граф, 2013. 128с.

История Древнего Мира. Атлас. М. 2013.

История Древнего Мира: 5 класс: контрольные измерительные материалы. ФГОС/ М.Н. Чернова. – М.: Изд-во «Экзамен». 2015. – 127 с.

История Древнего мира/ под ред. Кузищина. М. «Высшая Школа», 2003.

История Древнего Мира. Рабочая тетрадь. Годер Г.И. М. «Просвещение», 2011.

Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс. История Древнего мира. Алебастрова А.А. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2010.

Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу («Ворота Бога») - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.

Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья - шумерские города Ур, Урук, Эреду и другие были примерно на тысячу лет старше. Дважды Вавилон становился столицей могущественной державы. Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н. э. Историки называют его «старовавилонским». Второй период подъёма после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626-539 гг. до н. э.). Эти годы принято обозначать как время существования «нововавилонского» царства.

Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, ещё во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н. э. Амореи победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились по его территории. Одним из их опорных городов и стал Вавилон.

Город располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.

Ворота богини Иштар.



1. Границы Вавилонского царства при Хаммурапи (1792- 1750 гг. до н. э.).
2. Территория Ассирийской державы в середине VII в. до н. э.
3. Основные направления завоевательных походов ассирийских царей.

Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Хозяева сами решали, что им выращивать - ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.

Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских.

Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

К 1800 г. до н. э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых центров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами - Ларсой, Исином, Мари - и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причём нередко - чужими руками. В конце концов вавилонский царь расправился и со своим главным союзником, царём северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой сто-


Храм Этеменанки
1 - мост через Евфрат; 2 - Нухар; 3 - Этеменанки; 4 - Священные ворота.

роны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи».

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых «мушкену». Мушкену считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии

расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: «...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей - тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества.

Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!..

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет (см. ст. «Хеттское царство»).

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой


Вавилонская школа.

царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на триста шестьдесят градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причём отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности.

Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне так же почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

В 689 г. до н. э. Вавилон в наказание за постоянные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба (см. ст. «Ассирия»). Через некоторое время город был отстроен вновь и обрёл невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). Вместо узких кривых улочек были проложены прямые длинные улицы протяжённостью до 5 км, которые использовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было воздвигнуто великолепное святилище - семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 м. Такие сооружения в Междуречье называли «зиккурат».

Восхищение современников вызывали и две мощные оборонительные стены Вавилона: каждая 6-7 м толщиной. Главный вход в город был через великолепно украшенные ворота, посвящённые богине Иштар. На них царь Навуходоносор II написал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня ещё ни один царь». Некоторые из рельефных изображений диковинных животных на воротах Иштар археологами найдены и восстановлены; по замыслу царя, они должны были отпугивать от города врагов.

К семи чудесам света причисляли в древности и созданные по приказу вавилонских царей «висячие сады», в которых деревья как бы взбирались под самое небо. Такой эффект достигался благодаря тому, что они были посажены на специально выстроенных террасах, примыкающих к царскому дворцу. По-видимому, уход за деревьями требовал больших хлопот, но правителей Вавилона это не смущало. Своей цели они добились - люди были поражены...

Впечатление, которое производил Вавилон, было столь сильным, что даже через 130 лет после создания этих великолепных зданий греческий историк Геродот писал о нём как о «славнейшем и

самом могущественном» городе в Междуречье. Около 600 г. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200 000 человек - это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру (см. ст. «Древний Иран»). И дело было не в том, что

иранцы казались хитроумным вавилонским купцам лучшими хозяевами, чем собственные цари. Вавилон мог позволить себе не мериться силой с царями; ему и без того суждена была слава в веках.

Расцвет Вавилонского царства (18 в. до н. э.). Вавилонское царство сравнительно с Египетским существовало недолго. Его расцвет относится ко времени правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). При нем оно достигло наибольших размеров (Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья).

Как и египетские фараоны, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Хаммурапи назначал правителей областей и городов, руководил войском, по его приказу проводились каналы и т. п. Однако в отличие от фараонов сам царь, по представлениям вавилонян, богом не был: он получил свою власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю.

Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу (вельможам, сборщикам налогов, пастухам царских стад и т. д.). Землею - полем и садом - наделялись также воины.

Общины земледельцев в Вавилонии. Община являлась объединением земледельцев, живущих по соседству.

В отличие от Египта в Вавилонии наряду с царскими землями существовали земли, принадлежавшие общинам. Земля каждой общины была поделена между семьями на участки, которые передавались по наследству.

Общинники обрабатывали участки с помощью собственного скота.

Общинники следили за состоянием оросительных сооружений (каналов, заградительных насыпей) на территории своей общины. За порядок на этой территории также отвечала община (если кто-нибудь был ограблен на ее земле, а преступник не найден, то общинники совместно возмещали ущерб потерпевшему).

Общинники платили налог (зерном и другими продуктами) в царскую казну.

Подобные общины земледельцев существовали не только в Вавилонии, но и в большинстве древних стран Азии (о существовании общин в Египте ничего не известно).

Законы царя Хаммурапи. Крупнейшим событием в истории всего Двуречья было создание свода законов, изданного от имени вавилонского царя Хаммурапи. В странах Древнего Двуречья эти законы считались образцовыми, их изучали и переписывали на протяжении полутора тысяч лет.

Ученые нового времени разбили текст законов на 282 параграфа.

За убийство, грабеж, кражу, укрывательство беглого раба и многие другие преступления полагалась смертная казнь. Членовредительство каралось в соответствии с древним обычаем "око за око, зуб за ауб" (т. е. равным за равное). В законах сказано:

Если человек выколол глаз человеку, то ему самому следует выколоть глаз.

Если человек выбил зуб человеку, тоему самому следует выбить зуб.

По законам свободные люди несли ответственностьза нерадивую работу.

Если общинник не укрепил насыпь на своей земле и вода прорвала ее, затопила поля соседей, то виновный обязан возместить убытки.

Если строитель построил дом так,что он обвалился, то строитель должен отстроить дом за свой счет.

В законах неоднократно упоминаются рабы, в основном это были чужеземцы; рабы рассматриваются как вещь, которую можно продать и купить.

Свободных вавилонян царь, как глава государства, стремился оградить от бессрочного порабощения. В законах сказано: если человек не может вернуть долг, он отдает в долговую кабалу свою жену, сына или дочь; при этом раб-должник будет служить в доме заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить его на свободу.

В своде законов Хаммурапи подробно рассматриваются отношения между людьми:

устанавливаются правила заключения брака, усыновления, основания для развода, порядок наследования имущества;

оговариваются размеры платы за услуги лекарю, портному, кожевнику, плотнику и т. д.;

определяются условия получения во временное пользование дома, поля, сада финиковых пальм, быков и ослов.

Издание свода законов ограничивало произвол властей и способствовало установлению правопорядка в стране. В известной степени Хаммурапи был прав, когда во вступлении к тексту законов заявлял, что он дал "сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого".

Особенности религиозных верований. Как и египтяне, жители Вавилонии обожествляли природу. Почитали богов неба, солнца, луны, земли, воды.

Главным женским божеством была Иштар - богиня плодородия и любви; она также помогала женщинам при родах.

Когда Вавилон превратился в столицу большого государства, бог-покровитель этого города Мардук стал почитаться главным богом, царем богов.

В отличие от египтян вавилоняне представляли себе царство мертвых страшной, темной, полной пыли подземной страной. Там обитают злые духи. Пища умерших горька, вода солона, питьем могли служить и помои. Чистую воду разрешалось пить только павшим в бою и тем умершим, чьи родственники принесли обильные жертвы богам.