Экологическая мораль или правила доброго поведения. Презентация для образовательно - воспитательного курса "уроки гражданственности донбасса" на тему "охранять природу-значит охранять жизнь" Сторонники сотрудничества с природой
Издательство: Просвещение 2015 год.
Тип: Учебник
В четырнадцать лет школьник получает паспорт, а это говорит о том, что он становится совершеннолетним, трудоспособным жителем своего государства. Следовательно, в этом возрасте учащийся, может самостоятельно подписывать различные контракты. Но прежде чем, предпринимать какие – либо действия, необходимо еще хорошо знать свои полномочия и обязанности. В этот период человек несет уже полную ответственность за свои поступки, поэтому очень важно соблюдать законы, знать и уважать их, уметь защищать свои права. Учебник Боголюбова "Обществознание для 7 класса" предоставит основные темы, изучив их, школьник станет полноценным и востребованным гражданином своего общества. Ему предстоит принимать рациональные решения, обучиться секретам профессионального успеха, обладать умением прогнозировать процветание своего дела, только тогда можно создать свой бизнес. Ребенок поймет, что беречь и охранять природу - значит сохранить свою жизнь. Именно об этом пойдет речь на уроках данного направления на седьмой год обучения.
Столкнувшись с трудностями во время выполнения домашки, ученик может применить ГДЗ по обществознанию автор Боголюбов Л.Н. 7 класс . Готовые ответы , которые находятся в сборнике, позволят семикласснику разобраться во всех тонкостях самоорганизации и правосознания, управлять своим настроением, соответствующим образом научат воспринимать поведение других окружающих людей. С помощью онлайн решебника родители смогут помочь своему ребенку разобрать более сложные для него задания, не тратя времени на поиски информации.
Урок по обществознанию на тему «Охранять природу – значит охранять жизнь»
Цель: познакомиться с экологической моралью, золотым правилом морали; изучить биографию Альберта Швейцера.
Предмет: обществознание.
Составитель: учитель обществознания
Дата проведения:
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа. Прочите «Поэтическое слово». Как бы вы озаглавили эти поэтические строки?
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Рассказ с элементами беседы.
Экологическая мораль
Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если вы сделали что-то плохое другому человеку, мораль вас осуждает, говорит, что вы совершили злой поступок. А если вы сделаете что-то вредное природе, можно ли сказать, что вы сотворили зло? Можно ли назвать ваш поступок аморальным, безнравственным?
Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.
Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой. Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.
Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать.
Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.
Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе.
Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.
Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.
Три главных правила экологической морали:
1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
2. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.
3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.
Жил на свете человек
Альберт Швейцер (1875 – 1965) – выдающийся философ и врач, немец по происхождению, хотя жил и трудился не только в Германии, но и во Франции. Это был человек очень одарённый и трудолюбивый, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3-4 часа.
Удивительный был у него характер. С самого раннего возраста Альберт стремился к добрым поступкам. Однажды друг позвал его стрелять птиц из рогатки. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал смеяться над ним. И вот когда они уже залегли вблизи дерева с беззаботно поющими птицами, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон, как голос с неба. Он решительно выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Так он исполнил моральное правило «не убивай», применил его по отношению к живым существам.
Окончив учёбу в университете, благодаря трудолюбию и упорству Швейцер довольно быстро добился признания, стал известным в Европе философом и музыкантом. И вдруг он резко изменил свою жизнь.
Однажды в газете он прочитал призыв о помощи, в котором говорилось, что в далёкой Африке очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать туда. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца своей жизни лечил больных.
Но Швейцер не мог оставаться только врачом. Поздними вечерами, когда уходил последний больной, садился он писать свои труды по философии и работал почти до утра. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами – благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, - всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает действительно морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.
Какие особенности характера Швейцера вы можете отметить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехал в Африку? В чём состоит главная мысль его учения?
Прочитайте «Поэтическое слово» («О вежливости »).
Какое отношение к природе считает правильным английский поэт – автор этих строк?
III. Итог урока.
Вопросы самоконтроля:
Какое отношение к природе выбираешь лично ты? Объясни, почему.
Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе?
В чём состоит главный смысл экологической морали? Вспомни три главных правила экологической морали.
Выполнить задания раздела «В классе и дома».
Оценивание ответов учащихся.
Квас Анна, 9 класс
Вы уже знаете, что мораль
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическая мораль или правила доброго поведения
Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если мы сделали что-то плохое другому человеку, мораль нас осуждает, говорит, что мы совершили злой поступок. А если мы сделаем что-то вредное природе, можно ли сказать, что мы сотворили зло? Можно ли назвать наш поступок аморальным, безнравственным?
Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.
Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой .
Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.
Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой . Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать.
Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.
Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе . Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как вы хотите, чтобы она относилась к вам.
Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.
Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.
Три главных правила экологической морали:
1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
2 . Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.
3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.
Предшествующие экоэтике этические учения исходили из предпосылок, что при всей активности человека, природа, ее системы остаются неизменными; действия, направленные на нечеловеческий мир, должны оставаться этически нейтральными; вся традиционная этика была, в основном, антропоцентрична.
С усилением хозяйственной деятельности в Древней Греции в общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы. Деятельность человека все больше приобретала характер утилитарного пользования. Возникает поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классический период античной культуры стало складываться новое отношение к природе. В позднеантичную эпоху римляне продемонстрировали способность использовать ресурсы природы в своих интересах. Они рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.
В миропредставлениях восточных мудрецов природа оказывается громадным животным, наделенным собственной волей и развитой нервной системой. Под влиянием этих воззрений известный японский специалист по молекулярной биологии Д. Икеда выдвинул идею, что рано или поздно вся Земля должна быть признана сверхорганизмом. Согласно буддизму - все в одном, один во всем. Древнекитайское общество поощряло наблюдательное отношение к природе. Человек в таком обществе старался проникнуть как можно глубже в суть естественного мира и использовать в природе источники энергии, до минимума сводя своё вмешательство в природные механизмы.
Реализация принципа «у-вэй» (невмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природе идти своим путём, извлекает пользу из природы вещей без их изменения, даёт знания о том, как обойтись без вмешательства. Термин «у-вэй» - великое правило даосизма, пронизывающее восточное миропонимание.
В религиозной японской традиции «синто» нет нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережения против грехов. Синто был порождён обожествлением природы. Особенностью традиционного отношения к природе в Японии является концепция «Человек – дитя природы». Японский термин «природа» («содзэм») означает «быть, как это есть» или «гармонировать со средой». Японцы никогда не противопоставляли себя природе. Именно синтоистская вера воспитала в них чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте.
В Средние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Они призывали человека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами.
В современном мире природные факторы имеют ценность лишь в контексте прогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.
Экологическая этика изучает нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений «человек - природа», «общество - природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений.
Экологическая этика ставит вопрос, обращая внимание по существу на мировоззренческую проблему. Какой смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческой проблемы являются вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем? Или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней?
Недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него. Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества.
Прежний антропоцентризм исчерпал себя, в силу своей односторонности стал серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам.
Список литературы
1. Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. - М.: Мысль, 1998.
2.Бганба В.Р. Социальная экология. - М.: Высшая школа, 2004.
3. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. – М.: СК «Сфера», 1992.
5. Василенко Л.И. Отношение к природе как нравственная проблема // Экология: Пути выживания и развития человечества. - М.: Мир, 1998
6. Гирусов Э.В., Мамедов ИМ. Экологическая культура. Культура: теории и проблемы. – М.: Проспект, 2002.