· Если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение. Серебряный волк

  • · Если это разные вопросы от главного, то параллельное.

  • · Если вопросы задаются от каждого предыдущего к последующему - последовательное.

    • 1. Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озёра и лес.

    • последовательное


    • 2. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.

    • однородное


    • 3.Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты.

    • однородное


    • 4. Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.

    • параллельное


    • 5. Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы.

    • параллельное


    • 6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.

    • последовательное


    • 7. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться.

    • последовательное


    • 8. Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний.

    • однородное


    «Личностные УУД» - Внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Технология. Уровень мотивации к обучению. Синквейн. Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Технология проблемного диалога. Действия смыслообразования. Понятие УУД. Формирование личностных универсальных учебных действий. Действия самоопределения.

    «Здоровье родительское собрание» - Показатель распространенности курения. Здоровье -. Родительское собрание. Факторы здоровья. Формирование здорового образа жизни подростка. Показатель позитивного отношения к ценности «здоровье». Соотношение курящих и некурящих семей. Экологические - 20-25% биологические (наследственные) - 20% медицина и здравоохранение - 10% образ жизни – 50-55%.

    «Цель российского образования» - Роль педобразования. Базовые национальные ценности. Традиционные религии России. Роль и место педобразования. Здоровье. Новая цель образования. Гражданственность. Новая цель российского образования. Подготовка учителя. Система педобразования. Мир во всем мире. Информационная революция. Задачи образования.

    «Образовательный стандарт» - Ориентация стандарта на результаты образования. БОП: внеучебная работа. Ведущие функции стандарта. учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … Стандарт как общественный договор: ориентиры развития. Социальная справедливость, равенство возможностей Благосостояние Безопасность. Задача социокультурной модернизации образования.

    «Инновационная инфраструктура» - Стажировки, консультации. Особенности инновационной инфраструктуры высших учебных заведений. Привлечение консультантов из числа сотрудников вуза. Охрана результатов научно-технической деятельности. Общая схема инновационной инфраструктуры. Часть вузов в своих отчетах по второму этапу дали такую информацию.

    «Дистанционные уроки» - Основные понятия. Электронные лекции – это набор учебных материалов в электронном виде. Проект – разработанный план сооружения. Планирование. Анимированный ролик. Формы организации учебного процесса. Уроки с дистанционной поддержкой как форма работы с одаренными детьми. Курсы с интернет - поддержкой.

    В 6. Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях. 1. Эта дорога проходит самыми глухими местами, где летом ни прохода, ни проезда, потому что на сотню верст разлеглись ржавое болото, озера и лес.
    2. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет, что отсутствие Кубика объяснится со временем какой-нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха.
    3.Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты.
    4. Едва забрезжил рассвет, Степан запряг лошадь и поехал в лес, чтобы успеть запасти дров до бурана.
    5. Если впервые окажешься в горах, то невольно присмиреешь от того величия, каким полны молчаливые отвесные скалы.
    6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина.
    7. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, когда впереди есть теплый уголок, где можно обсушиться и обогреться.
    8. Андрей знал, что жить ему осталось мало и что настал последний час его испытаний. 9. Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва, то кажется, что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь.
    10. И с первых же шагов всем стало ясно, что бежать взводами в таком непрореженном дубняке, среди которого часты были невыкорчеванные пни, было невозможно. 11.Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

    В 6. Укажите вид соподчинения в следующих сложноподчиненных предложениях 1. Страшно было думать о том, что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении, в котором многие найдут себе смерть.
    2. Он (сорочинский заседатель) знал наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке.
    3
    . Элен со спокойной улыбкой говорила, что она не глупа, чтобы быть ревнивой.
    4. Ежели бы Элен не выбежала из комнаты, бог знает, что сделал бы Пьер.
    5. Пимка увидел, как и чай пьют господа, и как они закусывают по-своему, и как папиросы курят.
    6. Знали все, что охотник он прекрасный, что белке в глаз попадает и на медведя с рогатиной ходит.
    7. Нужно родиться в культурном обществе для того, чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него и не пожелать уйти куда-нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей. 8. Метелица выставил свой план, из которого видно было, что его горячая голова не боится больших пространств и не лишена военной сметки. 9.Предполагают, что в Древней Греции, где была высоко развита культура тела, существовала специальная тренировка ношение груза на голове для выработки красивой осанки и походки. 10. Когда фигура Серёжки возникла на фоне одного из окон, ему показалось, что кто-то, затаившийся в углу, во тьме, теперь увидит и схватит его. 11. Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

    Ответы

    Вариант №1

    Вариант №2

    № зад.


    Упражнение 103. Расставьте знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их тип и функцию в предложении.
    Юрасов пел и багровый отсвет за ходящего солнца горел на его лице на его пальто из английского сукна и желтых ботинках. Он пел провожая солнце и все грустнее становилась его песня: как будто почувствовала птица звонкую ширь небесного пространства содрогнулась неведомою тоскою и зовет кого-то: приди.

    Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. Серая паутина легла на лицо меркнут на нем последние отблески заката и мертвеет оно. Приди ко мне! отчего ты не приходишь? Солнце зашло и темнеют поля. Так одиноко и так больно одинокому сердцу. Так одиноко так больно. Приди. Солнце зашло. Темнеют поля. Приди же приди!

    Так плакала его душа. А поля все темнели и только небо над уш едшим солнцем стало еще светлее и глубже как прекрасное лицо обращенное к тому кого любят и кто тихо тихо уходит.

    (Л. Андреев)
    Упражнение 104 . Расставьте пропущенные знаки препинания. Обратите внимание на постановку точки с запятой.

    1. Наконец он [Степан] дошел д о погоста и тут бодрость окончательно оставила его. Барская усадьба смотрела из-за деревьев так мирно словно в ней не происходило ничего особенного но на него ее вид произвел действие медузиной головы. (С.-Щ .) 2. На этажерках лежали две-три развернутые книги валялась газета на бюро стояла и чернильница с перьями но страницы на которых развернуты были книги покрылись пылью и пожелтели. (Гонч.) 3. Дядя уже с лета прихварывал и доктора говорили что зимы он не переживет но старик не верил им и уверял меня что лет пять еще поскрипит. (Обр.) 4. Он слушал ее молча опустив голову на руки но только я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его. (Л.) 5. Он [Нехлюдов] почувствовал даже некоторую злобу на мужика сердито пожал плечами и нахмурился но вид нищеты окружавшей его и среди этой нищеты спокойная и самодовольная наружность Чуриса превратили его досаду в какое-то грустное безнадежное чувство. (Л. Т.) 6. Сотни земляных раков сидевших в пустых раковинах и тащивших за собой свой дом ползли к нам со всех сторон так поспешно, что мы решили отступить но раки как выяснилось были привлечены скорлупой кокосовых орехов. (Пауст.) 7. Непроглядная метель стекла окон залеплены свежим белым снегом в доме белый снежный свет и все время однообразно шумит за стенами скрипит и стонет сук старого дерева в палисаднике задевающий крышу. (Бун.) 8. Неизъяснимая тишина западает в душу да и кругом так дремотно и тихо. (Т.)
    Тема 6.9. Сложноподчиненное предложение
    Упражнение 105. Перепишите предложения, рас ставляя пропущенные знаки препинания. Произведите синтаксический разбор этих предложений. Укажите: а) что поясняет придаточное предложение в главном (слово, словосочетание, предложение); б) на какой вопрос отвечает; в) тип придаточного предложения; г) место придаточного по отношению к главному.

    1. В гостиную входили из коридора который оканчивался входом в кухню где жила кухарка Лукерья. (Дост.) 2. Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. (Пауст.) 3. Когда Нехлюдов приехал на вокзал арестанты уже все сидели в вагонах за решетчатыми окнами. (Л. Т.) 4. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. (Я.) 5. Пишу пишу рукой небрежной чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой но мятежной какой-нибудь остался след. (Л.) 6. Где океан век за веком стучась о граниты тайны свои разглашает в задумчивом гуле высится остров давно моряками забытый. (В. Бр.) 7. Видно уж прошло то время когда в письмах содержались целые философские трактаты. (Сол.) 8. Коса легко скользила по гладкой ледяной столешнице срезая под самое основание вмерзшие дудки так что после них во льду оставались одни только дырочки. (Нос.)

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Упражнение 106. Перепишите предложения, расставляя пропуще нные знаки препинания. Подчинительные союзы подчеркните одной чертой, союзные слова − двумя.

    1. Я должен был сидеть писать выслушивать глупые или грубые за­мечания и ждать когда меня уволят. (У.) 2. Дедушка одной рукой не­прерывно вертел ручку шарманки извлекая из нее дребезжащий каш­ляющий мотив а другой бросал мальчику разные предметы которые тот искусно подхватывал налету. (Купр .) 3. Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи цветники оранжереи и фонтаны. (Купр.) 4. На пруду где ветром сдуло снег со льда Мишка на минутку задержался вынул перочинный ножик и коробку спичек присел и шмыгая носом стал долбить синий лед. (А.Н. Т.) 5. Я не представляю себе где мы потому что в этих местах на Черном море я никогда не бывал. (Бун.) 6. Когда Никита один возвращался домой в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. (А.Н. Т.) 7 . Лет за двадцать до того времени к которому мы отнесли начало нашего рассказа уже существовал на том же месте большой дороги постоялый двор. (Г.) 8. Всего что знал еще Евгений пересказать мне недосуг. (/7.) 9. Чтобы увидеть море надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (Пауст.)

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Упражнение 107 . Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

    1. Сам он не помнил никогда как бежал лесом как попал в село и как добрался до своей родной хаты. (Купр.) 2. Если сравнить как это делают поэты жизнь с дорогой то можно сказать что на самых крутых поворотах этой дороги я всегда встречал регулировщиков которые указывали мне верное направление. (Кав.) 3. Едва увидел он массу воды как в голове его уже утвердилась мысль что у него будет свое собственное море. (С.-Щ.) 4. Однажды я прочитал статью в которой описывалась история редкой марки. Я не помню теперь всех подробностей этой истории помню только что марка находилась в руках немецкого генерала и что он хранил ее под фотокарточкой в своем документе. (Сол.) 5. Им казалось что я страдаю и если я говорю смеюсь ем то только для того чтобы скрыть свои страдания и даже в веселые минуты когда мне было хорошо я чувствовал на себе их пытливые взгляды. (Ч.) 6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красо­ту то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (Пауст.)

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Тема 6.10.Бессоюзное сложное предложение
    Упражнение 108. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите части в бессоюзном сложном предложении и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы и произведите синтаксический разбор 3-го и 6-го предложений.

    1. Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дергали клювом шерсть для своих гнезд. (Бун.) 2. Круглые низкие холмы распаханные и засеянные доверху разбегаются широкими волнами заросшие кустами овраги вьются между ними продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи от деревни до деревни бегут узкие дорожки церкви белеют между лозняками сверкает речка в четырех местах перехваченная плотинами далеко в поле гуськом торчат драхвы старенький господский дом со своими службами фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. (Т.) 3. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. В болотах поднялась высоко осока дала в темную бездну зеленую тень по черной воде завертелись жучки-вертунки полетели от зеленого острова осоки к другому голубые стрекозы. (Пришв.) 4. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (П.) 5. Ущелье становилось все уже все круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер все темнее становилось кругом. (Б. Зах.) 6. Под ее мерную речь я незаметно засыпал и просыпался вместе с птицами прямо в лицо смотрит солнце нагреваясь тихо струится утренний воздух листья яблонь стряхивают росу влажная зелень травы блестит все ярче приобретая хрустальную прозрачность тонкий парок вздымается над нею. (М. Г.) 7. Мертвый стелется кустарник травы тлятся не горят и сквозит на крае неба обожженных елей ряд. (Тютч.)


    Упражнение 109. Из рассказа И. Тургенева «Лес и степь» выпишите пять бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков преп инания.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Упражнение 110. Подберите пять пословиц, которые по структуре пре дставляют собой сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания в них.

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Упражнение 111. Замените бессоюзные сложные предложения на с инонимичные союзные.

    1. В камень стрелять − только стрелы терять. 2. Гром не грянет − мужик не перекрестится. 3. Кончил дело − гуляй смело. 4. Назвался груздем − полезай в кузов. 5. Нос вытащит − хвост увязнет, хвост вытащит − нос увязнет. (Поел.)

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Упражнение 112.Прочитайте текст и выполните задания, расположенные ниже.

    (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

    (2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

    (6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

    (10)Варя сразу наткнулась на главное место. (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.

    (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –Варя перевернула страничку.(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

    (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.

    – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

    (27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок. (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

    (По Л. Леонову*)

    * Леонид Максимович Леонов (1899–1994 гг.) – русский писатель, общественный деятель.
    1) О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?
    1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.

    поступок.

    3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать

    физическую силу, порой важнее испытание силы духа.

    персонажей.

    2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.

    3) Предложения 8–9 включают описание.

    4) Предложения 24–26 содержат повествование.
    3) Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

    1) развернула (предложение 8)

    2) сожги (предложение 15)

    3) зажмурился (предложение 22)

    4) прогремел (предложение 29)
    4) Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

    __________________________________________________________________

    5)Из предложений 16–18 выпишите числительное.

    __________________________________________________________________

    6)Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ

    (предложение 29).

    7)Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

    __________________________________________________________________
    8)Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

    __________________________________________________________________

    9) Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

    __________________________________________________________________
    10)Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

    _________________________________________________________________

    Упражнение 113. Выполните тестирование.


    1. Укажите слова, в которых происходит оглушение:
    1)сзади, сгоряча 2)березка, грибков 3)сделать, отдых

    4)сдвинуть, сдача 5) сбить, сбегать
    2. Укажите, в составе какого предложения имеются антонимы:

    1) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

    2) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

    3) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке, несколько тяжелыми чертами лица.

    4) Сытый голодного не разумеет.

    5) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.
    3.Определите, неопределенно-личным является предложение:

    1)На остановках за много километров до озера начинают продавать жареную рыбу.

    2) Внесли огромный поднос с именинным кренделем.

    3) Пробираемся сквозь чащу черемухи.

    4) Письма, письма, безбожно долго вас на Дальний Восток везут!
    4.Укажите сложносочиненнное предложение с разделительным союзом:

    1)Лицо у него закопченное черное измазанное сажей руки грязные.

    2) Султан толкнул ногой калитку и друзья пролезли в сухой палисадник обсаженный лиловыми петушками.

    3)То он собирался поступать в зоологический сад учиться на укротителя львов то его тянуло к пожарному делу.

    4)Он никогда не плакал зато по вечерам на него находило дикое упрямство.

    5) Еще земли печален вид а воздух уж весною дышит.
    5. Укажите строку с дефисным написанием слов.

    1) -ежели, кое-, -ка. 2) -бы, -же, -ка, -то, -либо, кое-.

    3) - бы, -ли, -ка, -то. 4) -ка, -то, -либо, -нибудь, кое-.

    5) -бы, -ли, -же, -нибудь.
    6. Укажите, в каких словах пишется ПРЕ-:

    1)….личие, ….ветсвие 2) …..бежать, …ехать

    3) …мьера, ….зидиум 4) …..глашение, ….казание.

    5) …ставка, ….был.
    7. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении : Тучи поспешно сбегали с синего свода унизанного ярко мерцавшими звездами и долгая северная ночь прозрачная и холодная как синие льды раскинулась над глухо рокотавшим морем которое словно сердясь еще не улеглось от бури.

    1) 9 2) 6 3) 7 4) 8 5) 5
    8 . Из предложения задания № 7 выпишите словосочетание(-я) со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    ____________________________________________________________
    9 . Определите, какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

    1) во-первых 2) новеллист 3) окружать 4) приналечь
    10. Укажите ряд, в котором все глаголы переходные:

    1) погибнуть, работать, равнять

    2) закрыть, позвать, покорить

    3) сушить, терпеть, смеяться

    4) ударить, упрекнуть, лечь
    Упражнение 114. Выполните тестирование.


    1. Укажите предложение, в котором содержится ошибочная информация.

    1. Литературный язык неоднороден по своему лексическому составу.

    2. Есть две формы существования языка: письменная и разговорная.

    3. К книжным стилям относятся научный, деловой и публицистический стили.

    4. Особое место в системе стилей русского языка занимает художественный стиль.

    2.Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые?

    1) жестянка 2) жесть 3) жестокость 4) жест
    3. Укажите, в каком слове букв больше, чем звуков?

    1) соловьиный 2) коньки 3) болт 4) еда
    4.Отметьте, в каком слове произносится гласный Ы?

    1)циркуль 2) поиск 3) зачинщик 4) дирижер
    5. Укажите слово, в котором согласный перед Е произносится твердо?

    1) акварель 2) антитеза 3)эссенция 4) дефицит
    6.Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.

    1) растревожить 2) разволновать 3) разгневать 4) расстроить
    7.Укажите, какое из слов является старославянским по происхождению?

    1) ворона 2) ограда 3) изгородь 4) болото
    8.Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.


    1. Как прекрасны белые ночи!

    2. Короткую летнюю ночь с непрерывными грозами или зарницами называют воробьиной ночью.

    3. Пожар случился темной ночью.

    4. Все происходящее напоминало Варфоломеевскую ночь.

    9.Укажите, какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?


    1. Перестреливаться 2) перестрелка
    3) вздрагивая 4) расписанный

    10. Отметьте, в каком слове выделяется окончание – ИЙ?

    1) лисий 2) синий 3) пролетарий 4) комментарий
    11. Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?


    1. аббр…виатура, расст…лить, сн…гирь.

    2. Пл..скаться, ш..нель, пал..садник

    3. Разв…ваться на ветру, разв…ваться физически, разв…той ребенок

    4. Ст..пендия, ст..реть, ст..рать.

    1. Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется буква И?
    1) вз…мать 2) раз…грать 3) раз…скать 4) вз…скать
    13.Отметьте, в каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

    А. Одной рукой узла не завяжеш…

    Б. Отзовутся волку овеч..и слезки.

    В. Языком масла не соб…ешь.

    Г. В тихом омуте черти водят…ся.

    1) А,Б,В 2) Б,Г 3) А,Б, В, Г 4) А,В,Г
    14.Укажите, в каком слове пропущена буква Е?

    1) она купа…тся 2) врач леч…т больного 3) он ненавид..т предательство 4) он мол…тся
    15.Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

    1) открыть ключ…м 2) свежая сгущ…нка 3) веселая старуш..нка 4) украшенный парч..й
    16. Отметьте, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Утопая в снегу (1) нагибая голову от жгучей (2) захватывающей дух (3) пыли(4) он одолел гудящую аллею и глянул в поле.

    1) 1 2)1,3 3) 1,2,4 4) 1,4
    17.Укажите, что из приведенного не является частицей

    1) вмиг 2) разве 3) не 4) ведь
    18.Укажите, в каком из вариантов правильно указано подлежащее?

    Философия господствует над протекшим и будущим.

    1) философия 2) протекшим 3) будущим 4) господствует
    19. Запишите тип связи, который используется в словосочетании

    ГОВОРЯЩИЙ ПО ТЕЛЕФОНУ

    ____________________________________________________________
    20. Укажите вариант ответа, в котором ставится тире? (знаки препинания не расставлены)

    1) Неожиданное знакомство и дружба с великим композитором все это были способствующие приливу новой творческой энергии события.

    2) Я знал Николая он мог приукрасить события

    3) Облака как живые существа.

    4) В эту минуту я понял что давала нам новые силы ненависть к нашим врагам!
    21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

    Ночь была полна глубокой тишиной () и темнота ее казалась бархатной и теплой.

    1)Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    3)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    22.Укажите, в каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?

    1). ..........расходы по командировке взялось издательство.

    2) За работу директор обещал …….товарами, производимыми на заводе.

    3) Родина должна ……бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь после боя.

    4) За полученный товар следовало …… как можно быстрее.