Этнические процессы на урале в эпоху великого переселения народов. Основные черты размещения населения урала

Как утверждают энциклопедии, Уральские горы являются системой, разделяющей Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины. Ее длина превышает 2000 км, а по некоторым данным, она даже более 2500 км (если учитывать хребты Мугоджары на юге и Пай-Хой на севере). Ширина горной системы составляет 40-200 км.

Общая характеристика

Уральские горы считаются одними из самых древних на нашей планете. Именно поэтому они ниже, чем Анды или Тибет. Возраст Урала насчитывает более 600 миллионов лет. За этот довольно продолжительный период под действием дождей, ветров и оползней кряжи успели существенно разрушиться. Географическое положение Урала весьма специфично, как с политической, так и с экономических точек зрения. Но об этом ниже. Этот район очень богат на полезные ископаемые, здесь встречаются залежи меди, титана, магния, нефти, угля, бокситов и др. Всего учеными насчитывается около шестидесяти важнейших руд и полезных ископаемых.

История открытия

Согласно официальной истории, Уральские горы были открыты в античные времена. При этом ученые ссылаются на письменные упоминания о них в греческих текстах. В них говорится о горах Рипейских (или Рифейских), Имаус и Гиперборейских. Сегодня невозможно установить, о какой части Урала говорили ученые Рима и древней Греции, ведь их повествования обильно переплетаются с различными сказками, легендами, а то и откровенными небылицами. Сами они никогда не были в этих местах, а слышали о них из третьих уст. Однако если верить преданиям народов, проживающих на Урале, то люди заселили данную территорию задолго до возникновения древней Греции. Позднее арабские источники расскажут о стране Югра, где проживает народ юра. Также к Уралу ученые относят описания таких стран, как Булгария, Виса, Яджуджия, Маджуджия и др. Во всех арабских источниках говорится, что эти территории заселены весьма свирепым народом, поэтому они закрыты для путешественников. Кроме того, они упоминают и о суровом климате этих стран, что также можно трактовать в пользу Урала. Однако несмотря на эти факты, арабские купцы слетались сюда как мухи на мед, а объясняется это изобилием пушнины, а также соли. Эти товары можно назвать главной валютой средневековья, они котировались не меньше драгоценных камней и золота. Русские источники утверждают, что, начиная с 12-13 веков, в этих местах появились наши первопроходцы, которые дали местным горам название Камень. А начиная с 17-го века, с легкой руки В. Татищева за ними закрепилось название Урал.

Европа или Азия

Теперь давайте рассмотрим, в чем заключаются особенности географического положения Урала. Этот хребет является условной границей Европы и Азии, двух крупнейших структур земной коры, а также крупнейших пресноводных бассейнов. Географическое положение Урала поистине уникально, его можно сравнить с Великой Китайской стеной, только эту стену воздвигла сама природа. Она разделила народы с противоположными культурами: восточный и западный менталитеты. Хотя в данном случае сложно определить, что первично. То ли «каменный занавес» позволил обособлено развиваться двум культурам, оберегая их друг от друга, то ли оба народа раньше имели общую историю и философские ценности, а позднее европейская часть континента подверглась влиянию извне, и в корне поменялось все. Все ценности перевернулись с ног на голову: белое стало черным, а черное - белым... В таком случае этот древний кряж спас восточные народы от внешнего врага до поры до времени. Однако в мире глобализации никакая каменная преграда не сможет остановить «демократические ценности» и либерализм, навязываемые европейской культурой. Как там говорится в рекламе? Если вы не пользуетесь порошком «Тайд», тогда мы идем к вам?.. Как видите, уникальное географическое положение Урала имеет не только политическую и экономическую подоплеку, но и культурную.

Колыбель народов

Уральский район по количеству городов, численности населения, а также по экономической мощности сегодня считается вторым после Центрального. Географическое положение Урала способствовало тому, что он становился естественным рубежом для многочисленных миграционных волн. Так, русские первопроходцы, двигаясь на восток, старались искать пониженные участки с удобными проходами в «Каменном поясе», а степные народы с азиатской части континента, стремясь на запад и сталкиваясь с этой естественной природной преградой, вынуждены были огибать ее с юга. А многие из них даже оседали у подножья Уральских гор. Этим и объясняется этническая пестрота региона. Урал стал колыбелью для многих народностей. Именно отсюда по всей части Северной Евразии разошлись народы Сегодня же здесь преобладает русское население - 80%, однако в Уральском районе проживают также башкиры, татары, удмурты, чуваши, мордва, марийцы, коми-пермяки и др.

Взглянем на карту

Урала является уникальным, так как он находится на границе экономически развитой (европейской) части континента и сырьевой (восточной). В результате этот регион опутали паутиной автомобильных и железных дорог, трубопроводами и линиями электропередач. Все эти транспортные магистрали связывают Урал с Поволжским, Волго-Вятским и Западно-Сибирскими районами нашей Родины, а также с Казахстаном. Следует понимать, что территория Уральских гор и Уральского района не совсем совпадают. Давайте разберемся, что под этим следует понимать. Так, горные цепи Приполярного и Полярного районов не вошли в его состав, чего не скажешь о предгорных равнинах Предуралья (это восточная окраина Восточно-Европейской равнины) и Зауралья (западный край Западно-Сибирской низменности).

Всероссийская кузница

Урал считается одним из старейших районов нашей планеты. И это не случайно, ведь здесь открыты месторождения полудрагоценных и драгоценных камней, александрита и аквамарина, гранатов и сапфиров, изумрудов и рубинов, топазов и малахита и яшмы. Восточные склоны Уральских гор, которые представлены магматическими породами, весьма богаты различными рудными полезными ископаемыми. Так, благодаря открытым месторождениям руд цветных и черных металлов здесь закладывалась и развивалась промышленность Урала. Медные, железные, хромовые, никелевые, кобальтовые, алюминиевые, цинковые руды, платина, золото - это далеко не полный список природной кладовой, сосредоточенной в этих горах. Следует отметить, что территориально Уральский кряж принято делить на пять частей. Рассмотрим вкратце каждую из них.

Географическое положение Полярного Урала

Эта часть горного хребта расположена на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и республики Коми. Граница регионов проходит по главному водоразделу, который отделяют бассейны Оби (на востоке) и Печоры (на западе). Сток северных склонов приходится на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана. В Полярном Урале преобладают хребты с высотой 800-1200 м, а отдельные вершины (гора Пайер) достигают 1500 м. Собственно, свое начало этот район берет с невысокой вершины Константинов Камень (всего 492 м). В южном направлении горы существенно возрастают - до 1350 м. Максимальные высоты сосредотачиваются в южной части (около 65° с. ш.), здесь поднимается вершина Народная (1894 м) - это самая высокая точка всего Урала.

С этой же широты значительно расширяется - до 125 км - и распадается на 5-6 параллельных кряжей. На юге этого района далеко на запад в направлении Печоры выдвинулся горный массив Сабля (1425 м).

Приполярный Урал

Начинается этот район от массива Сабля, а заканчивается вершиной Конжаковский Камень, высота которой составляет 1569 м. Весь этот участок тянется строго вдоль меридиана 59° с. ш., что и определяет его географическое положение. Приполярный Урал состоит в основном из двух продольных хребтов. Восточный является водораздельным, он известен под названием Поясовой Камень. Западный хребет известен двуглавой горой Тельпос-Из, или Камень ветров. Ее высота составляет 1617 м. Альпийские на Приполярном Урале не распространены, большая часть вершин имеет форму купола.

Географическое положение Среднего Урала

Данный район характеризуется самыми низкими вершинами. Он лежит между 59 и 56 градусами северной широты. Строго меридиональное простирание горного пояса здесь сменяется юго-восточным. Совместно с Южным, Средний Урал образует гигантскую дугу, которая обращена выпуклой стороной в восточном направлении, и огибает Уфимское плато (восточный выступ Русской платформы). Северной его границей считаются горы Конжаковский Камень и Косьвинский Камень, а южной - гора Юта (Челябинская область). В среднем их высота не превышает 800 метров. С запада к горам Среднего Урала примыкает холмистое Предуралье. В климатическом отношении этот регион благоприятнее для человека, чем Приполярный. Здесь продолжительнее и теплее лето. Средняя температура в июле в предгорных районах составляет 16-18°. Подножья гор на севере покрыты южной тайгой, а на юге - лесостепью.

Южный Урал

Особенностью этого региона является то, что здесь горы снова существенно подросли. Например, вершина Иремель возвышается на 1582 м, а высота Яманатау - 1640 м. Географическое положение Южного Урала следующее: гряда берет начало от вершины Юрма на севере и простирается до широтного участка на юге. Водораздельный хребет Уралтау сдвинут в восточном направлении. Здесь преобладает среднегорный тип рельефа. На востоке осевая часть переходит в Зауральскую, более низкую и сглаженную равнину. Климат здесь теплее, чем в средней части. Лето засушливое с суховеями. Средняя температура в июле в предгорных районах составляет 20-22°.

В заключение

Специфика географического положения Урала состоит в том, что он раскинулся на рубеже азиатской и европейской частей нашей страны. Кроме того, особенности геологического развития этого кряжа сказались на исключительном богатстве его минеральных ресурсов. А большая протяженность, высотная поясность, различие восточных и западных частей Урала, разное направление экономического освоения этого региона определили огромнейшее разнообразие хозяйственных и природных ландшафтов района.

6. Национальный и религиозный состав населения России.

По переписи населения (1989г.), большинство населения России (88%) принадлежит к народам индоевропейской языковой семье, в основном к её славянской группе. Русские составляют 82,5% всего населения России (120 млн. человек), ещё 4% приходится на украинцев

(4,4 млн. человек) и белорусов (1,2 млн. человек). Русские расселены по всей территории Росси: ведь, как вы уже знаете, именно заселение русскими новых земель обеспечило территориальный рост нашего государства. Из 89 регионов – субъектов Российской Федерации – в в 80 русских составляют большинство населения.

Из представителей других групп индоевропейской семьи наиболее многочисленны немцы (их было в 1989г. более 800 тыс. человек, но это число уже значительно уменьшилось вследствие эмиграции в Германию) и осетины (было около 400тыс. человек), но их число возросло из-за эмиграции осетин с территории Грузии вследствие военного конфликта в Южной Осетии.

Следующая по численности языковая семья – алтайская (около 12млн. человек), в основном это народы тюркской группы (11,2млн. человек). Самый крупный после русских народ России – татары (5,5млн. человек), из которых в самом Татарстане проживало 1,8млн., в соседнем Башкортостане 1,1млн., а остальные были рассеяны по территории Урала, Поволжья, Сибири.

Следующие по численности тюркские народы – чуваши (1,8млн. человек) и башкиры (1,3млн. человек), проживающие главным образом в пределах своих республик (908тыс. чувашей и 864тыс. башкир). Таким образом, наиболее крупные тюркские народы сосредоточены в Урало-Поволжье. Другие тюркские народы расселены по югу Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Дальнего Востока (якуты).

Третий ареал расселения – Северный Кавказ: кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы.

Вдоль границ с Казахстаном, в областях Южной Сибири, Урала и Поволжья, расселены казахи.

Народы уральско-юкагирской семьи, главным образом финно-угорской группы, проживают в основном в Урало-Поволжье и на севере Европейской части России. Самый крупный из этих народов – мордва – около 1млн. человек, из которых лишь 1/3 живёт в пределах своей республики, а остальные – на территории других регионов Урало-Поволжья.

Народы северокавказской семьи расселены в наиболее компактном ареале, главным образом на территории республик Северного Кавказа.

Мозаичность, пестрота «этнической карты» России приводит к тому, что, с одной стороны, значительная часть народов России расселена за пределами своих республик, а с другой – в пределах республик «титульные» народы чаще всего не составляют большинства населения. Из 21 республики России лишь в 7 «титульные» народы составляют более половины всех жителей. Это большинство северокавказских республик: Дагестан (более 80%), Чечня и Ингушетия (в 1989г. более 70%), Кабардино-Балкария (57%) и Северная Осетия (52%), а также Тува (68%) и Чувашия (68%). Минимальные значения – в Карелии (10%) и Хакасии (11%). Из 10 автономных округов лишь в двух!титульные» народы составляют более половины жителей – Коми-Пермяцком (около 60%) и Агинском Бурятском (55%). Минимальные значения из-за притока новосёлов в последние десятилетия имеют Ханты-Мансийский (1,5%) и Ямало-Ненецкий (около 6%) округа.

Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали прогрессам ассимиляции*. Среди угро-финских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: лишь 1/3 её живёт на территории Мордовии. Среди всего населения Мордовии мордва составляет лишь около 1/3, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей. Ещё меньше доля «титульной» нации в

Карелии: там карелы составляют лишь 10% всех жителей. В результате численность карелов и мордвы в последние десятилетия сокращалась за счёт ассимиляции среди русских.

Русский язык является родным не только практически для всех живущих в России русских (99,96%), но также и для представителей других народов. Из 27млн. человек нерусского населения России 7,5млн. указали в 1989г. русский язык в качестве родного, а ещё 16,4млн. человек заявили, что они свободно владеют русским языком. Таким образом, 86,6% населения России считали русский язык родным, а 97,7% свободно им владели.

Русский язык считали родным 90% проживающих в России евреев, 63% белорусов, 57% украинцев и т.д.

Конфессиональный (религиозный) состав населения России характеризуется абсолютным преобладанием православия – более 9/10 всех верующих.

Православие исповедуют подавляющее большинство верующих среди восточно-славянских народов – русских, украинцев, белорусов, угро-финских народов России – мордвы, удмурты, марийцев, коми, коми-пермяков, карелов, ряда тюркских народов – чувашей, хакасов, якутов. Среди народов Среднего Кавказа православие исповедуют лишь осетины.

Вторая по численности верующих религия в России – ислам. Его исповедуют татары, башкиры и почти все народы Северного Кавказа (кроме осетин).

Буддизм получил распространение среди монголоязычных народов – бурят, калмыков, а также среди тувинцев.

Большинство верующих среди представителей малых народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока официально считаются православными, но в большинстве случаев они исповедуют и родоплеменные, языческие верования (шаманизм).

Число верующих сторонников других конфессий в России невелико. В последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.

Заключение:

Я рассмотрела отдельный раздел школьной программы «Население России». Изучая Географию России, я научилась думать, наблюдать, анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения. Для себя, я сделала несколько выводов:

Первый: Наша страна, огромная по территории, крайне неоднородна и многообразна. Россия –это даже не просто страна, это «страна стран». Огромные городские агломерации и почти незаселённые территории, Центральная Россия и Дальний Восток. Я теперь сама могу привести пример непохожих друг не друга регионов.

Есть такой логический приём: мы можем лучше оценить значение любого явления, если мысленно представим себе его отсутствие. Представим себе, что территория нашей страны однородна, например сплошная поросшая лесом равнина или степь без конца и края…

Насколько всё же разнообразная страна богаче однородной!

Второй: Сила, благополучие и процветание России – в единстве её регионов. Именно поэтому районы России разные, они дополняют друг друга, каждый из них занимается «своим делом». Урал выплавляет металл и выпускает машины, а Черноземный Центр возделывает пшеницу, на Дальнем Востоке ловят рыбу, а на Северном Кавказе выращивают подсолнечник…

Где бы мы ни жили, все мы – граждане одной великой страны, россияне. У нас общая история – и героическая, и трагическая. У нас огромные природные богатства. У нас трудолюбивый, образцовый, талантливый народ. У нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, если избежим смут и конфликтов, то нам по плечу любые задачи.

Список используемой литературы:

1. «География: население и хозяйство России»

Учебное пособие за 9 класс.

Составители: А.И.Алексеев и В.В.Николина.

Москва «Просвещение» 2000г.

2. «Краткий справочник школьника 5-11 классы»

Москва Издательский дом «Дрофа» 1997г.

3. «Школьный атлас по географии России: природа, население, хозяйство, страны-соседи».

Школьное пособие для учащихся 8-9 классов.

4. «География: природа России»

Методическое пособие для учителя.

Составитель: Раковская Э.М. и др.


Введение

  1. Общие сведения об уральских народностях
  2. Происхождение народов уральской языковой семьи
  3. Вклад Урала в культуру России

Заключение

Библиографический список

Введение

Этногенез современных народностей Урала является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. Становление российской демократии и экономические реформы происходят в условиях разнообразного проявления национального самосознания, активизации общественных движений и политической борьбы. В основе этих процессов лежит стремление россиян устранить негативное наследие прошлых режимов, улучшить условия своего социального существования, отстоять права и интересы, связанные с чувством принадлежности гражданина к той или иной этнической общности и культуре. Именно поэтому генезис этносов Урала следует изучать чрезвычайно тщательно, а оценивать исторические факты максимально взвешенно.

В настоящее время на территории Урала проживают представители трех языковых семей: славянской, тюркской и уральской (финно-угорской и сомадийской). К первой относятся представители русской национальности, ко второй - башкиры, татары и нагайбаки, наконец, к третьей - ханты, манси, ненцы, удмурты и некоторые другие малые народности Северного Урала.

Настоящая работа посвящена рассмотрению генезиса современных этносов, проживавших на Урале до его включения в состав Российской империи и заселения русскими. К рассматриваемым этносам относятся представители уральской и тюркской языковых семей.

1. Общие сведения об уральских народностях

Представители тюркской языковой семьи:

БАШКИРЫ (самоназвание - башкорт - «волчья голова» или «волк-вожак»), коренное население Башкирии. Численность в РФ 1345,3 тыс. чел. (1989). Живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской областях. Говорят на башкирском языке; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространен татарский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры - мусульмане-сунниты.

НАГАЙБАКИ, нагайбэклэр (самоназвание), этнографическая группа (субэтнос) крещенных татар Волго-Уральского региона, в прошлом - часть оренбургских казаков (по мнению отдельных исследователей, нагайбак можно считать хотя и близким к татарам, но самостоятельным этносом); живут в Нагайбакском, Чебаркульском районах Челябинской области. По переписи 1989 нагайбаки были включены в состав татар, но из первичных материалов видно, что нагайбаками (а не татарами) назвали себя 11,2 тыс. человек.

Представители уральской языковой семьи:

МАНСИ (самоназвание - «человек»), вогулы. Численность в РФ 8,3 тыс. чел. Манси - коренное население Ханты-Мансийского АО, небольшая группа проживает также на С.-В. Свердловской обл. Объединяются с хантами под назв. обские угры. Язык - мансийский.

НЕНЦЫ (самоназвание - хасова - «человек»), самоеды. Численность в РФ 34,2 тыс. чел. Ненцы - коренное население Европ. Севера и севера Зап. Сибири. Живут в Ненецком АО, в Архангельской обл., северный район Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Тюменской области, Таймырском АО, Красноярского крае.

УДМУРТЫ, (вотяки - устаревшее русское название). Численность в РФ 714,8 тыс. чел. Удмурты - коренное население Удмуртии. Кроме того, проживают в Татарстане, Башкирии, Марийской Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях. Говорят на удмуртском языке; диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность на основе русской графики.

ХАНТЫ, (самоназвание - кантэк). Численность в РФ 22,3 тыс. чел. Коренное население Северного Урала и Зап. Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО. Среди хантов выделяются три этнографические группы - северную, южную, восточную. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией (заключением браков в своей труппе). До начала ХХ в. русские называли хантов «остяками» (возможно от «Асях», «народ большой реки»), еще ранее (до XIV в.) - югрой, югричами (название древнего этнонимии, ср. «Угры»). Говорят на хантыйском языке.

2. Происхождение народов уральской языковой семьи

Новейшие археологические и лингвистические исследования позволяют утверждать, что этногенез народов уральской языковой семьи относится к эпохам неолита и энеолита, т.е. к каменному веку (VIII-III тыс. до н.э.). В это время Урал заселяли племена охотников, рыболовов и собирателей, оставившие после себя небольшое количество памятников. В основном это стоянки и мастерские по изготовлению каменных орудий труда, однако, на территории Свердловской области выявлены уникальные по сохранности поселки этого времени в Шигирском и Горбуновском торфяниках. Здесь обнаружены строения на сваях, деревянные идолы и различная домашняя утварь, лодка и весло. Эти находки позволяют реконструировать как уровень развития общества, так и проследить генетическую взаимосвязь материальной культуры этих памятников с культурой современных финно-угорских и сомадийских народностей.

В основе формирования хантов лежит культура древних аборигенных уральских племен Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, подвергшихся влиянию скотоводческих андроновских племен, с которыми связывают приход сюда угров. Именно к андроновцам обычно возводятся характерные орнаменты хантов - ленточно-геометрические. Формирование хантыйского этноса происходило на протяжении длительного времени с сер. I-го тыс. (Усть-Полуйская, Нижнеобская культуры). Этническая идентификация носителей археологических культур 3ападной Сибири в этот период затруднена: одни относят их к угорской, другие - к самодийским. Последние исследования говорят о том, что во 2-й пол. I-го тыс. н. э. складываются основные группы хантов - северных, на основе Оронтурской культуры, южных - Потчевашской, и восточной - Оронтурской и Кулайской культур.

Расселение хантов в древности было очень широким - от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая p. Северная Сосьва и р. Ляпин, а также часть р. Пелым и р. Конда на западе. С XIX в. за Урал из Прикамья и Приуралья стали переселяться манси, которых теснили коми-зыряне и русские. С более раннего времени к северу уходила и часть южных манси в связи с созданием в XIV-XV вв. Тюменского и Сибирского ханств - государств сибирских татар, а позднее (XVI-XVII вв.) и с освоением Сибири русскими. В XVII-XVIII вв. на Пелыме и Конде уже жили манси. Часть хантов также переселялась из западных обл. на восток и север (на Обь с ее левых притоков), это фиксируется статистическими данными архивов. Их места занимали манси. Так, к концу XIX в. на p. Северная Сосьва и р. Ляпин не осталось остяцкого нас., которое либо переселилось на Обь, либо слилось с новопришельцами. Здесь сформировалась группа северных манси.

Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры и угорских и индоевропейских (индо-иранских) племен, двигавшихся во II-I-м тыс. до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Южного Зауралья (в том числе, племена, оставившие памятники Страны городов). Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется в культе коня и небесного всадника - Мир сусне хума. Первоначально манси были расселены на Южном Урале и его западных склонах, но под влиянием колонизации коми и русских (XI-XIV вв.) переселились в Зауралье. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие о контактах с ненцами, коми, татарами, башкирами и др. Особенно тесными были контакты между северными группами хантов и манси.

Новейшая гипотеза происхождения ненцев и других народов самодийской группы связывает их формирование с так называемой кулайской археологической культурой (V в. до н.э. - V в. н.э., в основном - на территории Среднего Приобья). Оттуда в III-II вв. до н. э. в силу ряда природно-географических и исторических факторов миграционные волны самодийцев-кулайцев проникают на Север - в низовья Оби, на Запад - в Среднее Прииртышье и на Юг - в Новосибирское Приобье и Присаянье. В первые века новой эры под натиском гуннов часть самодийцев, обитавших по Среднему Иртышу, отступает в лесную полосу Европейского Севера, дав начало европейским ненцам.

Территория Удмуртии заселялась с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древнего населения не установлена. Основой для формирования древних удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. В разные исторические периоды имели место иноэтничные включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские). Истоки этногенеза восходят к ананьинской археологической культуре (VIII-III вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся, главным образом финно-пермскую общность. Ананьинские племена имели разнообразные связи с дальними и близкими соседями. Среди археологических находок довольно часты серебряные украшения южного происхождения (из Средней Азии, с Кавказа). Наибольшее значение для пермян имели контакты со скифо-сарматским степным миром, о чем свидетельствуют многочисленные языковые заимствования.

В результате контактов с индоиранскими племенами ананьинцы переняли от них более развитые формы хозяйствования. Скотоводство и земледелие вместе с охотой и рыболовством заняли ведущее место в хозяйств пермского населения. На рубеже новой эры на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (III в. до н.э. - II в. н.э.), с которой в материальной культуре удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь. Во 2-й пол. I-го тыс. н. э. на базе поздне-пьяноборских вариантов оформляется древнеудмуртская. этноязыковая общность, которая располагалась, вероятно, в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (IX-XV вв.).

Одно из самых ранних упоминаний о южных удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид ал-Гарнати, XII в.). В русских источниках удмурты, под назв. арян, арских людей упоминаются лишь в XIV в. Таким образом, «пермь» некоторое время служила, по-видимому, общим собирательным этнонимом для пермских финнов, в т. ч. и предков удмуртов. Самоназвание «удморд» впервые опубликовано Н. П. Рычковым в 1770. Постепенно происходило разделение удмуртов на северных и южных. Развитие этих групп протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило их своеобразие: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных - русское.

Происхождение тюркских народов Урала

Тюркизация Урала неразрывно связана с эпохой Великого переселения народов (II в. до н.э. - V в. н.э.). Движение племен гуннов из Монголии вызвало перемещение огромных масс людей на территории Евразии. Степи Южного Урала стали своеобразным котлом, в котором происходил этногенез - «варились» новые народности. Племена, заселявшие эти территории ранее были отчасти сдвинуты на север, а отчасти на запад, в результате чего началось Великое переселение народов в Европе. Оно, в свою очередь привело к падению Римской империи и формированию новых государств Западной Европы - варварских королевств. Однако вернемся на Урал. В начале новой эры индо-иранские племена окончательно уступают территорию Южного Урала тюркоязычным и начинается процесс формирования современных этносов - башкир и татар (в т.ч. нагайбаков).

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южно-сибирского и центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительно время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX в. фиксируют письменные источники. С конца IX - начала X вв. жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах. Самоназвание народа «башкорт» известно с IX в., большинством исследователей этимологизируется как «главный» (баш-) + «волк» (корт в огузско-тюркских языках), «волк-вожак» (от тотемического героя-первопредка). В последние годы ряд исследователей склоняется к мысли, что в основе этнонима - имя известного по письменным источникам военачальника первой половины IX в., под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир - иштэк/истэк предположительно также было антропонимом (именем человека - Рона-Таш).

Еще в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-манчьжуров и монголов, отразившееся в языке, в частности в родо-племенной номенклатуре, и антропологическом типе башкир. Придя на Южный Урал, башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь они, по-видимому, вступили в соприкосновение с некоторыми древнемадьярскими племенами, чем можно объяснить смешение их в средневековых арабских и европейских источниках с древними венграми. К концу первой трети XIII в., ко времени монголо-татарского нашествия, в основном завершился процесс формирования этнического облика башкир

В X - начале XIII вв. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 после упорного сопротивления башкиры одновременно с болгарами были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В X в. в среду башкир начал проникать ислам, который в XIV в. стал господствующей религией, о чем свидетельствуют относящиеся к тому времени мусульманские мавзолеи и намогильные эпитафии. Вместе с исламом башкиры приняли арабскую письменность, начали приобщаться к арабской, персидской (фарси), а затем и тюркоязычной письменной культуре. В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена.

После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство (1552-1557), которое было оформлено как акт добровольного присоединения. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии. Царская администрация подвергала башкир различным формам эксплуатации. В XVII и особенно XVIII вв. башкиры многократно поднимали восстания. В 1773-1775 сопротивление башкир было сломлено, однако царизм был вынужден сохранить их вотчинные права на земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России. Под начало Духовного управления были отнесены регистрация браков, рождения и смерти, регулирование вопросов наследования и раздела семейного имущества, религиозные школы при мечетях. Одновременно царские чиновники получили возможность контролировать деятельность мусульманского духовенства. На протяжении XIX в., несмотря на расхищение башкирских земель и другие акты колониальной политики, постепенно налаживается хозяйство башкир, восстанавливается, а затем заметно увеличивается численность народа, превысив 1 млн. человек к 1897. В кон. XIX - начале XX вв. происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, подъем национального самосознания.

О происхождении нагайбаков существуют различные гипотезы. Одни исследователи связывают их с крещеными ногайцами, другие - с казанскими татарами, крещеными после падения Казанского ханства. Наиболее аргументировано мнение о первоначальном проживании предков нагайбаков в центральных районах Казанского ханства - в Заказанье и возможности их этнической принадлежности к ногайско-кыпчакским группам. Кроме того, в XVIII в. в их составе растворилась небольшая по численности (62 чел. муж. пола) группа крещеных «азиатцев» (персов, арабов, бухарцев, каракалпаков). Нельзя исключать существования у нагайбаков и финно-угорского компонента.

Исторические источники застают «нагайбаков» (под названием «новокрещен» и «уфимских новокрещен») в Восточном Закамье с 1729. По некоторым данным, они переселились туда во второй половине XVII в. после возведения Закамской засечной линии (1652-1656). В первой четверти XVIII в. эти «новокрещены» жили в 25 деревнях Уфимского уезда. За верность царской администрации во время башкирско-татарарских восстаний XVIII в нагайбаки были определены в «казацкую службу» по Мензелинскому и другим строящимся тогда в районе верховьев р. Ик крепостям. В 1736 деревня Нагайбак, расположенная в 64 верстах от г. Мензелинска и названная, по преданиям, по имени кочевавшего там башкира, была переименована в крепость, куда были собраны «новокрещены» Уфимского уезда. В 1744 их насчитывалось 1359 чел., жили они в с. Бакалах и 10 деревнях Нагайбацкой округи. В 1795 это население фиксируется в Нагайбацкой крепости, селе Бакалах и 12 деревнях. В ряде селений совместно с крещеными казаками жили новокрещеные ясачные татары, а также новокрещены-тептяри, которрые переводились в ведомство Нагайбацкой крепости по мере обращения их в христианство. Между представителями всех отмеченных групп населения в конце XVIII в. существовали довольно интенсивные брачные связи. После административных преобразований второй половины XVIII в. все селения крещеных казаков оказались в составе Белебеевского уезда Оренбургской губернии.

В 1842 нагайбаки из района Нагайбацкой крепости были переведены на восток - в Верхнеуральский и Оренбургский уезды Оренбургской губернии, что было связано с земельным переустройством Оренбургского казачьего войска. В Верхнеуральском (современные районы Челябинской области) уезде они основали селения Кассель, Остроленко, Фершампенуаз, Париж, Требий, Краснокаменск, Астафьевский и др. (ряд селений назван в честь побед российского оружия над Францией и Германией). В некоторых селениях вместе с нагайбаками жили русские казаки, а также крещеные калмыки. В Оренбургском уезде нагайбаки поселились в населенных пунктах, в которых имелось татарское казачье население (Подгорный Гирьял, Аллабайтал, Ильинское, Неженское). В последнем уезде они попали в плотное окружение татар-мусульман, с которыми начали быстро сближаться, и в начале XX в. приняли мусульманство.

В целом, усвоение народом особого этнонима было связано с его христианизацией (конфессиональное обособление), длительным пребыванием в составе казаков (сословное обособление), а также отделением основной части группы казанских татар после 1842 года территориально компактно проживавших в Приуралье. Во второй половине XIX в. нагайбаки выделяются как особая этническая группа крещеных татар, а во время переписей 1920 и 1926 - как самостоятельная «народность».

3. Вклад Урала в культуру России

Богатство и многообразие русской художественной культуры поистине безграничны. Сформировавшаяся в процессе становления и развития самосознания русского народа, сложения русской нации русская художественная культура создана трудом народа — талантливыми народными мастерами, выдающимися художниками, выразившими интересы и думы широких народных масс.

Различные края России вливали в могучий поток русского искусства свои дары. Нет нужды перечислять нам здесь всё то, что вносилось русским народом в его художественную сокровищницу. Но как бы ни было поразительно богатство художественной культуры России, её нельзя себе представить без уральского вклада. Вклад Урала в художественную культуру России был не только велик, но и примечательно своеобразен. Прочным фундаментом, на котором и расцвело декоративно-прикладное искусство Урала, явилась промышленность, его основными центрами были заводы. Значение промышленности в развитии края и его культуры отлично понимали ещё сами современники. В одном из официальных документов мы читаем: «Екатеринбург как своим бытием, так и цветущим состоянием обязан только заводам». 1

Всё это было качественно новым и своеобразным явлением в истории русского искусства. Развитие уральской промышленности порождало рабочий класс, свою рабочую интеллигенцию, будило творческую и общественную мысль. Это была благоприятная атмосфера для развития искусства.

Уральские заводы в XVIII веке выросли за тысячи вёрст от обжитых мест, подчас в глухой лесной чащобе. И уже в этом факте заключена огромная их роль в развитии всей русской художественной культуры: вместе с заводами здесь мужало и рождённое ими искусство. Медвежьи углы превратились в очаги трудовой и творческой деятельности русского народа, несмотря на страшный гнёт и социальное бесправие, в которых она протекала. Всё это заставляет нас теперь по-новому представить себе картину развития художественной культуры России, которую нельзя более ограничить на Востоке голубой границей Волги. Урал становится форпостом русской художественной культуры, важным этапом в её дальнейшем продвижении в глубь Сибири и Азии, на Восток. И в этом его немалое историческое значение.

Урал — родина ряда видов русского декоративно-прикладного искусства. Именно здесь зарождается искусство росписи и лакирования металлических изделий, завоевавших себе столь большую популярность в стране. Огромное значение имело изобретение в Н. Тагиле прозрачного лака. Он сообщил расписным изделиям необычайную прочность и ещё больше способствовал их известности. Под несомненным влиянием уральских лакированных металлических изделий, соединив их с традициями местной живописи, родилось и росло производство расписных подносов в Жёстове, возникшее в начале XIX века. Влияние расписных уральских изделий испытали и расписные сундуки в Макарьеве (ныне Горьковская обл.).

С полным основанием мы можем считать Урал и родиной русской промышленной обработки мрамора, подчинённой потребностям отечественной архитектуры, созданию монументально-декоративных произведений. Именно эти черты с первых шагов определили особенности уральского мраморного производства, в отличие от других районов камнерезного искусства России. Академик А. Е. Ферсман указывал, например, что на Петергофской гранильной фабрике во второй половине XVIII века меньше всего полировали мрамор. 2 Не получили широкого размаха приготовления ваз, каминов, архитектурных деталей из мрамора и в Олонецком крае, на Алтае обрабатывали главным образом яшмы и порфир. Важно отметить, что уральские мастера были первыми, кто сделал попытку использовать уральский мрамор для создания станковых произведений скульптуры, в частности портрета.

Уральские художники камня были создателями «русской» мозаики, обогатившей древнее мозаичное искусство». Известный в Италии способ оклейки изделий каменными плитками применялся к произведениям небольших размеров. Изобретение «русской мозаики» делало изготовление монументальных декоративных произведений из малахита, лазурита, некоторых пород живописных, красочных яшм более экономичным, открывало дорогу их ещё более широкому развитию. Она впервые была применена уральцами и в архитектуре, как это мы видели на примере колонн, облицованных пёстрой, красно-зелёной кушкульдинской яшмой.

Промышленный Урал поднял на новую высоту и ряд художественных производств, существовавших ранее в других районах России, влил в них свежие жизненные силы. Он развивал и совершенствовал древние традиции русского искусства. Так стало с русским художественным оружием. В Древней Руси мы знаем его великолепные образцы, отлично выкованные и искусно «набитые» золотым узором. 4

Златоустовская гравюра на стали, драгоценное золочение клинков, производившееся уральскими мастерами, продолжали замечательные традиции прошлого. Но это было не механическое их повторение, а развитие самой сути этого искусства, выражавшее в новых исторических условиях старинную любовь народа к узорчатому оружию, прославляющему храбрость и стойкость русского воина, его любовь к Родине.

Широко известным было мастерство русских кузнецов, чеканщиков, литейщиков, создававших великолепные декоративные произведения. Известный исследователь русского художественного металла Н. Р. Левинсон пишет о древнерусском декоративном искусстве: «Различные металлы, чёрные и цветные, издавна использовались не только для утилитарных целей, но также и для художественного творчества. Холодная и горячая ковка, чеканка, литьё — все эти виды обработки и отделки поверхности металлов или их сплавов создавали многообразные возможности для художественного и технического совершенства предметов». 5

Древнее русское искусство художественной обработки металла в условиях развитой, технически совершенствующейся уральской металлургии поднимается на качественно новую ступень своего развития. Медная посуда, украшенная орнаментом, зарождение и развитие уральской бронзы, монументально-декоративное и камерное чугунное литьё, гравюра на стали — всё это дальнейшее продолжение национальных русских традиций. Камнерезное и гранильное искусство Урала также продолжало издревне присущую русскому народу тягу к цветному камню. Проходя тернистым путём развития, каждый вид уральского искусства обогащал художественную кладовую России.

Уральское художественное чугунное литьё органически влилось в русскую архитектуру, когда она была пронизана высокими патриотическими идеями. Оно, выражая замыслы выдающихся зодчих, подчёркивало красоту зданий, придавая ему торжественную величественность. Мосты, решётки, отлитые уральцами, уверенно вошли в архитектурные ансамбли, в повседневную шумную жизнь городов. Чугунное литьё Урала было связано с проблемой гражданственности, которая лежала в основе русской архитектуры XVIII века — первой половины XIX века.

Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров. Мастера с глубоким художественным чутьём сумели проникнуть в сущность замысла того или иного изделия. Богатство их фантазии как в выборе природного узора, так и в создании его нового рисунка из малахита или лазурита поистине неистощимо. Произведения уральского камнерезного искусства были связаны с жизнью. Их нельзя рассматривать как что-то совершенно оторванное от реальной действительности. При всей специфике художественных форм в них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов.

Всё это придавало изделиям уральских мастеров национальный характер, который является одной из отличительных особенностей развития художественной обработки камня на Урале. В этих изделиях заключены чувства человека, его переживания и впечатления, придающие изделиям непосредственность, человеческую теплоту. Произведения камнерезного искусства Урала выражают оптимистическое, жизнеутверждающее содержание.

В мощных каменных вазах, в торшерах и канделябрах видно не только технически совершенное мастерство и своеобразное отражение могучей русской природы, но и чувство гордости народа-художника, высоко ценящего неисчерпаемые богатства своей Родины. В этом патриотический смысл камнерезного искусства. Художественные изделия из цветного уральского камня стали подлинно русскими классическими изделиями, отвечающими характеру развития русского искусства.

Искусство промышленного Урала — это ветвь русской художественной культуры. Но оно развивалось и в тесном контакте с западноевропейским искусством. Сила Урала, его культуры была не в изолированности, а в связи со всей мировой культурой. На Урале работало немало иностранных мастеров разной степени знаний и творческой одарённости.

Определенную пользу принесли итальянцы братья Тортори, обладавшие хорошим знанием технологии обработки мрамора, немцы Шафы, владевшие техникой гравировки на стали и позолотой, и другие. Но никакие приезжие мастера не могли бы ничего дать, если бы семена их знаний не упали на благодатную почву. Такой почвой и был промышленный Урал.

Здесь в ряде районов ещё до приезда иностранных мастеров существовали свои художественные традиции. Как, например, это и было в Златоусте, где ещё в конце XVIII — начале XIX века работало немало талантливых художников, чьё творчество способствовало успешному развитию златоустовской гравюры, росту местной художественной культуры. Вот почему совершенно не прав В. Боков, утверждавший, что именно немцы «внесли в Златоуст сто лет назад в глухое и отдалённое место культуру». 7 Они принесли знания технологии оружейного производства, а не культуру в широком смысле слова. Нельзя голословно отрицать изучение уральцами зарубежной культуры, её опыта и достижений, как это делалось в прошлом, но грубейшей ошибкой была бы недооценка творческих сил народа.

Патриотический смысл искусства уральских мастеров проявился в том, что ими были созданы такие произведения из камня, чугуна, стали и др., которые ранее казались недосягаемыми для России. И вот благодаря мастерству уральцев, как и искусству мастеров Петербурга, Тулы, Алтая, Петергофа, Олонецких заводов и других, были созданы такие образцы промышленного искусства, которые выдвинули Россию на одно из первых мест в Европе.

Ещё современники понимали патриотическое значение уральского искусства. Они чутко уловили глубочайший смысл развития на далёком Урале художественной культуры, справедливо оценивая её как проявление могучих творческих сил России. Обозреватель первой выставки русских мануфактурных изделий в 1829 году, рассматривая уральские расписные металлические изделия, прямо приходит к выводу: «По сей статье мы можем совершенно обойтись без иностранцев».

С чувством глубокой патриотической гордости журнал «Отечественные записки» отмечал высокие качества златоустовского художественного оружия: «Ковка клинков, полировка, рисовка, травка, позолота и вообще вся отделка оружия сего производства собственными одними русскими оружейниками и не уступает в совершенстве лучшим версальским произведениям сего рода».

Известный русский пейзажист Андрей Мартынов, побывав на Урале и познакомившись на месте с художественной обработкой камня, восхищаясь мастерством и талантом художников из народа, писал об уральских изделиях, «которые во многом не уступают древним антикам, всё сие делается русскими крестьянами». Очень высоко художник оценил и расписанные тагильские подносы, на которых, как отмечал он, была «видна даже мастерская живопись».

Как бы обобщая мнение наиболее передовых представителей русского общества, «Горный журнал» писал в 1826 году об Урале: «От простого котла Белорецкого завода до красивого клинка Златоустовской фабрики, всё свидетельствует об успехах в нашем отечестве искусств промышленных, принявших с некоторого времени новый полёт к своему усовершенствованию».

Но произведения уральских мастеров завоевали известность не только в своём отечестве, вызывая восторженные отзывы современников. Выйдя за рубеж, они и там не потеряли своей красоты и впечатляющей силы. На всех международных выставках камнерезные изделия, чугунное литьё, художественное оружие Урала неизменно отмечались наградами, приобретая мировое признание и значение. Высокую оценку заслужили, например, произведения уральских камнерезов на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне: «Изумительные капители и вазы, производимые там (Екатеринбургская гранильная фабрика. — Б. П.) из самых тяжёлых материалов, можно сказать, превосходили любые подобные произведения древнего искусства...».

Художественные изделия далёкого Урала необычайно широко разошлись по всему свету: их можно было встретить не только в Европе, но и даже в далёкой Австралии. Они популяризировали многообразие русского искусства, творчество талантливых художников из народа.

Искусство промышленного Урала знаменует собой одно из значительных достижений русской художественной культуры. Оно отразило творческую инициативу, пытливый ум рабочего человека, неумирающее мастерство. Без него нельзя себе представить весь подлинный размах русского декоративно-прикладного искусства.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

  1. Заселение Урала началось в глубокой древности, задолго до сложения основных современных народностей, в том числе русских. Однако, фундамент этногенеза ряда этносов, населяющих Урал поныне был заложен именно тогда: в энеолите-бронзовом веке и в эпоху Великого переселения народов. Поэтому можно утверждать, что фино-угорско-сомадийские и некоторые тюркские народности являются коренным населением этих мест.
  2. В процессе исторического развития на Урале происходило смешение многих народностей, в результате чего сложилось современное население. Его механистическое разделение по национальному или религиозному признаку сегодня немыслимо (благодаря огромного количеству смешанных браков) и поэтому на Урале нет места для шовинизма и межнациональной вражды.

Библиографический список

  1. История Урала с древнейших времен до 1861 г. \ под ред. А.А. Преображенского - М.: Наука, 1989. - 608 с.
  2. История Урала: Учебное пособие (региональный компонент). - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 260 с.
  3. Этнография России: электронная энциклопедия.

Разработка урока «Урал. ЭГП, природные ресурсы, население». 9 класс

Дата публикации: 15.03.2015

Краткое описание: Задачи:- продолжить формирование у школьников представлений и знаний об экономических районах России;- рассмотреть особенности состава, размера территории эгп района;- познакомить с историей заселения и освоения территории Урала различными народами, современными о

предварительный просмотр материала

Тип урока «Урал. ЭГП, природные ресурсы, население».

Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об экономических районах России;

Рассмотреть особенности состава, размера территории эгп района;

Познакомить с историей заселения и освоения территории Урала различными народами, современными особенностями населения;

Разобрать особенности природных условий и ресурсов, которыми располагает Урал;

Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

Оборудование: карты России - политико-административная, физическая, карта Урала, презентация.

Ход урока

I.Организационный момент

Урал! Завет веков и вместе -
Предвестье будущих времен,
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он-
Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней, нашей славы
И славы нынешний творец!

А.Твардовский

II.Изучение нового

    Состав экономического района

    Границы и эгп района

    Природные условия и природные ресурсы района

    Особенности населения.

1. Дать оценку ЭГП Урала по плану, изображенному на доске:

1)Положение по отношению к государственным границам.

2)На территории страны.

4)Выход к морю.

5)Транспортное положение

Состав УЭР:
7 субъектов Федерации (2 республики, 1 край, 4 области)

Федерации

субъекта

Население,

Тыс. чел (2002г)

Республика Башкирия

Республика Удмуртия

Свердловская область

Екатеринбург

Челябинская область

Челябинск

Курганская область

Пермский край

Оренбургская область

Оренбург

2. Работа с контурной картой (отметить границы района и его окружение)

    Находится на стыке европейской и азиатской частей России.

    Пересечение транспортных путей с запада России на восток.

    Соседство с Казахстаном

    Близость к сырьевым базам азиатской части России.

    Близость к Центральной России.

Вывод: УЭР обладает выгодным ЭГП

3.Природные условия УЭР

Рельеф - невысокие, легко проходимые горы и равнины - Предуралье (Восточно-Европейская) и Зауралье (Западно-Сибирская)

Климат меняется с севера на юг, (на юге Урала лето теплее и длиннее) средняя температура на севере +15 0 , а на юге +20 0 С

Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье.

Природные зоны. Большая часть гор покрыта лесами, на юге степи (Оренбургская и Курганская области)

4. Природные ресурсы УЭР

    Минеральные:

Бурый уголь - Челябинский бас.: Копейск, Коркино др.

Каменный уголь - Кизел: Пермская обл.

Нефть - Башкирия, Удмуртия, Пермская обл.: Волго-Уральский бассейн.

Газ - Оренбургское газоконденсатное месторождение.

Железная руда - Свердловская обл. (Качканарское, Нижний Тагил и др.), Челябинская обл. (Магнитогорск, Златоуст)

Медные руды - Свердловская обл. (Красноуральск, Ревда), Челябинская обл. (Карабаш)

Никелевые руды - Серов, Реж.

Алюминиевые руды - Североуральск

Золото - Березовское, Кочкарское

Калийные соли - Верхнекамское

Сера - Ориенбург

Драгоценные и полудрагоценные камни

Стройматериалы: глина, песок, мрамор, гранит

2. Лесные - (40% территории района) Башкирия, Удмуртия, Пермский край, Свердловская обл.

3. Почвенно- земельные - плодородные почвы (черноземы) - на юге УЭР.

4. Агроклиматические - преобладает умеренный агроклиматический пояс, холодно-умеренный и умеренный подпояса. Сумма температур воздуха выше 10° С составляет 1000-2200° на севере, 2000-4000°, коэффициент увлажнения равен или больше 1 (на севере), меньше 1 (на юге)

5. Водные - среднего уровня. На водоразделе расположены верховья многих рек, но в результате высокого водопотребления район испытывает дефицит воды.

Население.

1.Заселение территории.

2Национальный состав.

3.Религиозный состав.

4.Численность населения.

5.Естественный прирост и миграции.

6. Города.

1.(Рассказ ученика - опережающее задание) (слайды №)

2. Этнический состав населения представлен тремя языковыми семьями: индоевропейской - преобладают русские 80%, алтайской - башкиры и татары и уральской - удмурты.

Тюркская группа - башкиры, татары

Финно-угорская группа - удмурты,коми-пермяки

Урал - граница между двумя культурными мирами, двумя цивилизациями.

3.Русское население с удмуртами и коми-пермяками придерживается, в основном, православного вероисповедания, башкиры и татары - большей частью мусульмане.

Встречается язычество (удмурты поклоняются своим исконным богам (бог Инмара)

4. Население: 20,4млн.чел. () (городское - 13 756 млн. чел., сельское - 5 701 млн. чел.) территория 824 тыс. км² Уровень урбанизации - 75%

Плотность населения = ?

5.рождаемость 9,1‰, смертность 13,2‰, Е.П.?

Наблюдается отток населения в другие районы. Причины: 1) неблагоприятные климатические условия;

2) безработица, особенно женская;

3) слабо развита инфраструктура;

4) катастрофическая экологическая ситуация.

Въезжают в район - русскоязычное население из Казахстана и Средней Азии.

6.Определение городов по карте. Анализ таблицы «Население Урала. Города».

(определить города более 1 млн., изменение численности во времени)

Вывод: Численность населения в городах снижалась, исключение составили Ижевск, Курган, Стерлитамак, Салават.

ÍÍÍ Закрепление:

Какие территории входят в состав Уральского экономического района?

Что общего и в чём различие ЭГП Урала и Поволжья?

Город - миллионер на Каме, промышленный центр?

Город в Зауралье на реке Тобол?

1.Дополните предложения

2. Выполните тест

    1. в речных долинах

      в котловинах межгорных

      на склонах гор

      вдоль железных дорог

    Город-сад

    Город-завод

    Город-крепость

    Город-курорт

3.Ответьте на вопросы

(Ключ: 1- Башкортостан, Удмуртия; Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Пермь; 75%; русские -80%;

3- 1)преобладают рудные полезные ископаемые; 2)граница двух культурных цивилизаций,за свою историю Урал испытал множество влияний разных народов;3)сильное истощение природных ресурсов.)

.Проверка домашнего задания (тест) Поволжье

    Какие республики входят в состав Поволжья?

1)Татарстан, Калмыкия

2) Татарстан, Башкортостан

3) Татарстан, Чувашия

4) Татарстан, Марий Эл

1) Украина 3) Казахстан

1)Казань 3) Волгоград

2)Самара 4) Саратов

    Калмыкия 3) Башкортостан

    Татарстан 4) Марий Эл

1) машиностроение, нефтехимия

3) лесная, машиностроение

1) Волгоград 3) Ульяновск

2)Казань 4) Самара

(Ключ: 1, 3, 2, 2, 1,1)

Ѵ. Домашнее задание:§§52,53 (ответить на вопросы)

Приложение:

№1 Задание учащимся (карточка_

Поволжье

1.Какие республики входят в состав Поволжья?

1)Татарстан, Калмыкия

2) Татарстан, Башкортостан

3) Татарстан, Чувашия

4) Татарстан, Марий Эл

2. Укажите государство, с которым граничит район

1) Украина 3) Казахстан

2) Азербайджан 4) Туркменистан

3.Какой город района является самым крупным?

1)Казань 3) Волгоград

2)Самара 4) Саратов

4. Определите субъект Поволжья по его описанию.

Он находится на севере Поволжья. Население исповедует ислам. Столица - один из старейших городов России. Республика известна добычей и переработкой нефти.

    Калмыкия 3) Башкортостан

    Татарстан 4) Марий Эл

5.Укажите отрасли специализации района.

1) машиностроение, нефтехимия

2) машиностроение, металлургия

3) лесная, машиностроение

4) лесная, металлургия, пищевая

6.Укажите город, в котором производят тракторы.

1) Волгоград 3) Ульяновск

2)Казань 4) Самара

Карточка №2 (для работы в группе)

(задание по группам, с последующим сравнением)

1.Дополните предложения

1)В состав Уральского района входят республики - это … .

2)Самые крупные города Урала - это города-миллионники … .

3)Уровень урбанизации на Урале составляет … .

4)Национальный состав пёстрый, но преобладает … (…%).

2. Выполните тест

    Население на Урале размещается…

    1. в речных долинах

      в котловинах межгорных

      на склонах гор

      вдоль железных дорог

2) Какой тип города характерен для Урала?

    Город-сад

    Город-завод

    Город-крепость

    Город-курорт

3.Ответьте на вопросы

1)Что характерно для полезных ископаемых Урала?

2)Чем можно объяснить этническую пестроту населения Урала?

3)К каким изменениям природы региона привела хозяйственная деятельность людей?

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском