Как ребенка 7 лет заинтересовать чтением. Малыш не торопится учиться читать? Заинтересуйте его! Какие книги читать детям

Как заинтересовать ребенка чтением

Эти вопросы задаются учителям, друзьям, у которых дети читают, ведь от этого во многом зависит их успеваемость в школе. Я тоже ни один раз слышала эти вопросы и просьбы о помощи от своих знакомых.

С книжкой с пеленок

Начну с того, что ребенка нужно приучать к чтению с самых-самых ранних лет. Рассказывать ему маленькие стишки, прибаутки, колыбельные (да-да их тоже можно читать, если медведь на ухо наступил)), гуляете - рассказываете что вокруг, моете посуду, готовите обед - говорите с малышом, что вы делаете. Когда ребенок подрастет, берите любую сказку с большими картинками или и не сказку вовсе, но главное, что бы были картинки и начинайте читать или придумывать свою историю. Но не торопясь, суп никуда не убежит, а рассматривая каждую мелочь на картинке и объясняя ее сыночку или доченьке. Так вы знакомите малыша не только с книгой, но и обучаете его цветам, счету, новым словам и тут же показываете, что они означают. У нас, например, таким «учебником» была обычная сказка «Курочка Ряба», в тоненьком переплете, но с яркими картинками. Поэтому, необязательно покупать ребенку дорогие книги, можно обойтись и обычными, главное уделить немного внимания. И обязательно читайте деткам на ночь! Я даже сейчас читаю своим детям, когда они просят.

Когда детки пошли в школу, а читать как-то нет желания, можно попытаться тоже помочь им. Сейчас так много разных книг, что можно найти именно то, что будет интересно прочесть вашему школьнику. Даже пусть он будет читать детские детективы или Гарри Поттера, а не книги рекомендованные учителем, но он НАЧНЕТ ЧИТАТЬ. Ну и конечно, должна быть достойная мотивация к чтению. Это могут быть:

  • чтение по ролям;
  • подготовка, совместной с папой и мамой, инсценировки кого-либо произведения или куска из него и показ результата, например, бабушке;
  • изучение разнообразных стихов и сочинительство своих собственных опусов;
  • свободный доступ ребенка в библиотеку, как домашнюю, так и городскую (школьную);
  • ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР мамы и папы. Он очень важен, поэтому, так важно как можно чаще отвлекаться от бытовых проблем при помощи книги.

«Сложный» подростковый возраст

Еще сложнее с подростками, которые, в соответствии со школьной программой, должны читать большие произведения. Но и тут можно найти выход, коротко пересказав вашему подросшему человечку нужный текст, но так, чтобы ему стало интересно, даже, может, используя молодежный сленг и приводя параллели с нашей сегодняшней жизнью.

«Как заинтересовать ребенка чтением и научить любить книгу»

То, что чтение полезно - знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга - это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Как НЕ надо приучать ребенка к чтению книг – самые частые родительские ошибки

Обеспокоенные детским образованием родители стремятся, во что бы то ни стало, привить любовь к книгам, и в своих порывах допускают немало ошибок.

    Многие родители стараются принудительно привить любовь к книгам. И это - первая ошибка, потому что нельзя заставить любить насильно.(СЛАЙД)

    Еще одна ошибка - это позднее приучение. Большинство мам и пап задумываются о чтении только к началу школы. А между тем, привязанность к книгам должна зарождаться с детства, практически с колыбели.(СЛАЙД)

    Оборотная сторона - спешка в обучении чтению. Раннее развитие сегодня ультрамодно. Поэтому продвинутые мамы учат малышей читать, когда они еще только ползают, раньше времени развивают творческие, спортивные и умственные наклонности. Но стоит помнить, что своим нетерпением можно вызвать негативную реакцию у ребенка к книгам на долгие годы.(СЛАЙД)

    Одна из самых распространенных ошибок - это чтение книг не по возрасту. Не может 8-летний малыш с удовольствием читать романы и поэмы, не стоит от него этого требовать. Ему интереснее читать комиксы. А подростку не интересны произведения вечной классики, до этих книг нужно еще дорасти. Пусть читает современную и модную литературу.(СЛАЙД)

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

    Показывайте своим примером, что чтение - это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.(СЛАЙД)

    Есть пословица, что дом без книг - это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.

    Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.

    Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».

    Прививайте любовь к книгам , как к предметам - это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.(СЛАЙД)

    Не отказывайте ребенку в чтении , когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.

    Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.

    Учить читать ребенка нужно не навязчиво , особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.

    Говорите с детьми о прочитанном . Например, о героях и их поступках. Фантазируйте - можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.

    Играйте в чтение . Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.

    Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.(СЛАЙД)

    Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.

    Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых - потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.

    Разрешайте меняться книгами со сверстниками.

    Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.(СЛАЙД)

    Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером - общее чтение.

    С самого детства читайте ребенку с выражением , используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

    Откажитесь от телевизоров в спальнях , как детских, так и взрослых. Ведь такое соседство не порождает любви к чтению. К тому же, телевизор своим шумом мешает читать, а спутниковое телевидение отвлекает множеством каналов, интересными мультфильмами и телепередачами.

    Используйте книжки-сюрпризы с открывающимися окошками, дырочками для пальцев и игрушками для малышей-крох. Такие книжки-игрушки позволяют раскинуться фантазии и порождают интерес к книгам с самого младенчества.(СЛА

    Не нервничайте, если ваш ребенок не любит книги или вовсе противится чтению. Ваше настроение передается отпрыску, накладывается на уже сформированное неприятие и создает устойчивый барьер для зарождения любви к литературе.

    Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение - это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение.(СЛАЙД)
    Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, - ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу - какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку - домашний театр, - и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, - кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты , показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама - лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, -

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,- .

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» - читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» - история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, - Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала - даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу - пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» - если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, - .

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели - так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, -

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности - это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет - сюжетно-ролевая игра, до 11 лет - учеба, позже - интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.


7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, - .

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг : яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! -

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор - «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.


10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди - по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, -

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах - совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

С появление планшетов и компьютеров, а вместе с ними и разнообразных красочных, интересных игр, проблема чтения стала для детей школьного возраста особенно острой. Все реже дети интересуются чтением, им скучно, не интересно, чтение книг требует усидчивости и сосредоточенности, которые дети зачастую попросту не хотят проявлять. Кроме того, у большого количества детей в голове образовался своеобразный блок: в школе заставляют читать книги, а значит, они не могут быть интересными.

Вместе с тем, чтение формирует кругозор ребенка, увеличивает словарный запас, способствует развитию фантазии. Ребенок читает книгу и как бы смотрит на мир глазами другого человека, а значит, учится смотреть на ситуацию под разными углами, лучше понимать людей, ставить себя на их место. Без чтения, в конце концов, не получить 5-ку в школе. Это, впрочем, не должно обозначать, что читать нужно обязательно из-под палки, заставлять, настаивать и произносить заветное «никакого компьютера, пока не прочитаешь 2 главы».

Задача школы и родителя – не только научить ребенка чтению, но и заинтересовать книгами. К сожалению, школы зачастую не справляются с задачей. Научить учителя могут, а вот привить любовь к книгам намного сложнее. Зачастую, родителям приходится брать контроль над ситуацией в собственные руки. BrainApps расскажет, как заинтересовать ребенка чтением.

Когда ребенок должен начинать читать?

Чтобы не задаваться вопросом о том, как заинтересовать ребенка и научить читать с интересом, начните знакомство с книгами в раннем возрасте. Ребенок должен понимать, что книга – неотъемлемый атрибут жизни каждого человека, и его жизни в частности. Пока ребенок еще не умеет читать, он может играть с книгами вместо игрушек. Главное – вовремя привить уважение к книге, что нельзя мять страницы, рвать, рисовать, портить.

Пусть книги будут в свободном доступе, там, где малыш сможет до них дотянуться. Не забывайте читать ребенку перед сном, дети стремятся подражать взрослым, а значит, для полной заинтересованности, ребенок должен как можно чаще видеть вас с книгой в руках. Выбирайте интересные книги, интересуйтесь тем, что нравится вашему ребенку. Взрослые люди, любящие читать, в детстве, как правило, хотели как можно скорее научиться чтению, чтобы читать можно было самостоятельно, в любом количестве, вне зависимости от родителей.

1. Совмещайте чтение с актерской игрой

Когда вы читаете ребенку книгу, постарайтесь отказаться от невнятного бубнежа и невыразительных интонаций. Такое чтение навивает скуку, хочется зевать и поскорее сменить занятие на что-нибудь более увлекательное. Делайте паузы, ударения, выделяйте слова голосом. Озвучивайте героев, говорите то тонким голоском, то внушительным басом. Проявите актерские способности! Незачем стесняться ребенка. Такое чтение действительно заинтересовывает ребенка и одинаково хорошо работает на детях любого возраста, от дошкольников до пятиклассников.

2. Используйте распространенный художественный прием – клиффхэнгер

Если вы когда-нибудь с интересом читали книгу, или смотрели сериал, то наверняка знакомы с таким понятием, как клиффхэнгер. Глава, или серия сериала заканчивается напряженным событием, неожиданным поворотом, хочется как можно скорее узнать, что же будет дальше. Так создатели сериалов подогревают интерес к следующей серии, а авторы книг заставляют читателей перелистывать страницу и начинать следующую главу. Используйте этот прием, когда читаете ребенку. Чувствуете, что повествование подходит к кульминационному моменту, вот-вот, произойдет что-то, что изменит судьбу персонажа? Перестаньте читать. Отложите книгу, скажите ребенку, что дальше читать вы будете завтра. Как правило, детям настолько интересно узнать, что же будет дальше, что они пытаются начать читать самостоятельно. В педагогике такой метод называется методом Кассиля.

3. Предоставьте право выбора ребенку

Сегодня дети читают не так охотно, как читали дети 10-20 лет назад. Это проблема не только родителей, но и книжных издательств. Поэтому, со своей стороны они делают все возможное, чтобы привлечь юных читателей: иллюстрации на страницах, яркие, привлекающие внимание обложки. Дайте ребенку выбрать книгу самостоятельно. Сходите в книжный магазин, а затем не подгоняйте, дайте возможность походить между книжными рядами, все разглядеть, подержать понравившиеся экземпляры в руках. Либо посетите библиотеку, возможно, ребенку понравится особенная атмосфера и красота бесчисленных книжных рядов.

4. Покажите, что читать можно с любимого гаджета

Современные дети привыкли всегда держать в руках телефон или планшет. Их уже почти не привлекает шелест страниц, запах типографии, и это совершенно нормально. Научите ребенка пользоваться мобильными приложениями для чтения, возможно, так читать будет комфортнее и привычнее. В конце концов, какая разница, обычная книга или электронная книга, если ребенок ее читает?

5. Подогревайте интерес и развивайте фантазию, проводя параллели и задавая вопросы

Некоторым малышам бывает сложно сопереживать героям, а значит, и интересоваться в полной мере сюжетом. Это все какие-то непонятные, далекие от него персонажи, почему ему должно быть интересно? Пока вы читаете книги, в процессе чтения попробуйте задавать ребенку вопросы: нравится ли ему персонаж? На кого он похож из родственников или друзей? Чтобы сделал ребенок, окажись на месте героя повествования? Проявите инициативу, попробуйте провести параллель между персонажами и людьми, которых ваш юный читатель знает. Как только ребенок поймет, что персонажи книги намного ближе к нему и людям, которые его окружают, читать станет интереснее.

6. Выбирайте книги с красочными иллюстрациями

Нет, это вовсе не значит, что ребенок будет рассматривать картинки в книге вместо того, чтобы заниматься чтением. Маленькому читателю намного проще погрузиться в сюжет или атмосферу книги, если он может подсмотреть, как все выглядело. Ребенок видит места, главных героев, пейзажи, ему проще представлять, что же происходит. Как мы уже говорили, книжные издательства сегодня заинтересованы в привлечении маленьких читателей, поэтому даже если речь идет о Гарри Поттере, возможно найти издание с красочными, изумительно проработанными иллюстрациями.

Если ничего не помогает. Еще несколько способов, как приучить ребенка к чтению

1. Читайте по ролям

Если вы видите, что вашего собственного чтения не достаточно, чтобы заинтересовать чадо, пусть ребенок читает книгу вместе с вами. Вы можете читать диалоги по ролям, или, например, вы читаете авторскую речь, ребенок – прямую.

2. Поставьте себя на место главных героев

Чем лучше у ребенка развита фантазия, тем проще ему погружаться в мир книги. Попытайтесь представить себя персонажами книги. Пусть чтение для ребенка не ограничивается лишь тем, что он читает книгу. Попросите написать небольшой рассказ от лица героя, попытайтесь представить, что происходило до или после событий повествования. Раздвигайте границы книги, так вы сможете сильнее заинтересовать своего юного читателя.

3. Пусть ребенок вам помогает

Допустим, вы занимаетесь какими-то важными домашними делами: готовите, убираетесь, гладите. Пожалуйтесь ребенку на скуку и попросите, пусть он займется для вас чтением вслух. Он должен чувствовать, что приносит пользу. В процессе чтения ребенок, возможно, заинтересуется сюжетом и захочет дальше читать книгу самостоятельно. Пусть это превратится для вашей семьи в своеобразный ритуал, это не только заинтересует ребенка книгами, но и создаст более теплую атмосферу в семье.

Подведем итоги: что делать, если ребенок не читает книгу?

Если вы хотите, чтобы ваши дети увлеклись чтением и начали больше читать, необходимо помнить, что все дети разные. В первую очередь, вам нужно не сравнивать себя самого с ребенком, не рассказывать, что мама с папой в детстве читали очень много книг. Такой подход не работает, времена довольно сильно изменились, ребенку сложно сравнивать себя с родителем. Лучше поинтересуйтесь, чем увлекается чадо. Иногда, если ребенок не хочет читать книгу по художественной литературе, его больше заинтересует энциклопедия или какие-нибудь научные издания, написанные специально для детей. Вполне возможно, что чтение ребенку, конкретно в вашем случае, должно приносить практическую пользу.

Самое главное – не заставляйте ребенка читать. Пусть он не ассоциирует книги с обязаловкой и чем-то таким, что его заставляют делать. Последний совет на сегодня: дарите ребенку книги. На праздники и в моменты, когда хотите похвалить и поощрить. Так юному читателю будет проще осознавать ценность книг, он научится им радоваться.

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребёнка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению педагогов и психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребёнка.

В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие и качественные различия и связаны с развитием личности ребёнка в целом. Первый период длится «от двух до пяти», второй начинается примерно с пяти лет и продолжается всю жизнь.

3а период от двух до пяти лет ребёнок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознаёт себя как индивида (узнаёт в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя свой внутренний мир, начинает воспринимать себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребёнок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его. С этого момента начинается второй период в понимании литературы.

Ребёнок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять всё, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой - он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет литературных персонажей от реальных людей. Фантазии ребёнка, его стремление одушевить страницы книги, необходимы ему - это возможность развить свой творческий потенциал.

Постараемся ответить на ряд вопросов, интересующих читающих взрослых - как заинтересовать ребёнка и организовать его чтение, как привить интерес к книге.

С чего начинать?

Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. Это лучше делать ещё до появления малыша. В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг:

  • книжки-игрушки с изображением предметов, окружающих малыша;
  • книжки-вырубки, обложка которых вырезана по контуру того предмета, о котором идёт речь, в тексте;
  • книжки-панорамы с движущимися фигурками.

У подрастающего ребёнка должны быть разные виды русской и зарубежной детской литературы (проза, поэзия и драматургия), произведения разных жанров (рассказы, стихи, авторские сказки, повести, романы-сказки), тем и направлений, фольклорные (песенки, потешки, считалки, загадки, пословицы, народные сказки и другое). Чтобы дополнить и разнообразить общение ребёнка с книгой, хорошо иметь фоно- и видеотеку с детскими литературными и фольклорными произведениями.

Знакомство с книжкой нужно начинать с самого раннего возраста ребёнка, лучше с рождения. Безусловно, малышу лучше не читать, а рассказывать или петь (если это колыбельные песенки). Даже если смысл потешек и песенок пока не понятен младенцу, ласковая интонация, мягкое звучание ритмической речи будет действовать на него благотворно. Ребёнку потом будет легче запоминать звуки и слова родного языка, усваивать грамматические конструкции.

Звучание родного языка, время, проведённое вместе с родными людьми за чтением интересной книги, привычка воспринимать книгу как волшебный мир, способный доставить эстетическое наслаждение, - всё это постепенно превратит ребёнка в увлечённого читателя.

Как вызвать интерес к книжке?

Пусть у ребёнка будет много разных книг: больших и маленьких, красочных и не очень ярких, но главное - не показывать ему все книги сразу, а знакомить с ними постепенно, чтобы был элемент новизны.

Не нужно навязывать ребёнку незнакомую книгу, даже если вам хочется её прочитать. Пусть он сам через какое-то время заинтересуется этой книгой. Можно положить её на видное место, чтобы она привлекла внимание малыша, или самому увлечься её чтением на глазах у ребёнка, а потом читать из неё какой-нибудь интересный отрывок.

И вообще старайтесь сами увлечённо читать художественную литературу, цитируйте отрывки из произведений, делитесь своими впечатлениями о прочитанном. Если ребёнок часто будет видеть, взрослого, читающего с интересом, у него сформируется положительный стереотип – чтение книги доставляет удовольствие. Сделайте чтение новой книги для ребёнка праздником для всей семьи, когда все участвуют в чтении и делятся своими впечатлениями. Воспитайте у ребёнка отношение к книге как к ценному подарку: дарите книги своему ребёнку, его и своим друзьям.

Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книг?

Не нужно бояться отойти от текста, наоборот, во время чтения можно импровизировать, стараться быть смешным, говорить разными голосами, делать необычные смешные жесты, активно пользоваться мимикой, подчёркнуто преувеличивая различные эмоциональные состояния героев произведения. Пусть чтение (рассказывание) произведения превратится в маленький театр. Чем больше интересного вы добавите в чтение, тем лучше. Чем легче вы войдёте в роль, тем внимательнее ваш ребёнок будет следить за развитием сюжета. Попробуйте и его приобщить к вашей игре.

Как воспитать активного читателя?

  1. Прежде всего, будьте активны, любопытны сами.
  2. Задавайте ребёнку вопросы, помогая ему устанавливать связь между его миром и миром книги.
  3. Читая о каком-либо известном ребёнку животном, предмете или явлении природы, можно прерывать чтение вопросом, например, о том, какого цвета или какой формы этот предмет.
  4. Старайтесь поощрять и у ребёнка желание задавать вопросы, разжигайте его интерес к персонажам произведения, сюжету. Прервите чтение на самом интересном месте и предложите ему придумать продолжение истории.

Ни дня без книги - это должно стать для вас руководством к действию. Детская книжка - это не просто развлечение для ребёнка, она источник информации о мире, лучшее средство постижения человеческого опыта, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры.

Возраст ребёнка

Длительность ежедневного чтения

0т 1 года до 2-х лет

Учится слушать и воспринимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сопровождающиеся действиями взрослого.

От 2 до 3-х лет

Чтение с обсуждением прочитанного 5 – 10 минут.

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 10 – 15минут.

От 5-ти до 6-ти лет

Чтение с обсуждением прочитанного 15– 20 минут.

От 6-ти до 7-ми лет

Чтение с обсуждением прочитанного 20 – 25 минут

  1. Не прекращайте чтение вслух, даже если ребёнок уже умеет это делать сам.
  2. Поощряйте его желание читать самостоятельно и в то же время не забывайте, что для дошкольника чтение очень трудоёмкий процесс, поэтому не принуждайте ребёнка читать художественную литературу, если у него нет такого желания.
  3. И уж тем более не используйте художественные тексты для формирования навыка чтения. Для этой цели предназначена специальная литература - буквари или азбуки с дидактическими текстами.
  4. Если у ребёнка возникает желание самому прочитать художественное произведение, то целесообразно это делать по очереди вместе с ним, постепенно предоставляя ему всё больше возможности для самостоятельного чтения.

Итак, подведём итог - в домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить или говорить. Взрослые могут помочь развертыванию этого естественного хода событий, создав ребёнку следующие условия:

  1. Регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
  2. Читать рассказы, интересные ребёнку: про животных, игрушки, динозавров, цирк и др.
  3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с дошкольником, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
  4. Разрешить ребёнку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой во время прослушивания литературного произведения.
  5. Обстановка дома должна быть спокойной - родителям нужно быть терпеливыми.
  6. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в книжный магазин или библиотеку, чтобы ребёнок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале и, во-вторых, выбрать несколько книг и взять их домой.
  7. Дома под рукой у ребёнка всегда должно быть достаточно материала для чтения.
  8. Необходимо подавать дошкольнику пример, читая книги, газеты, журналы.
  9. Регулярно с самого раннего возраста читайте ребенку перед сном. Это должно стать традицией и хорошей привычкой.
  10. Играя с ребенком, выбирай такие игры, которые требуют чтения и изучения инструкций (настольные игры, приготовление еды). Просите, чтобы малыш помог разобраться тебе с инструкцией и сам ее прочитал.
  11. Сочиняйте вместе с ребенком различные истории и сказки. Заведи альбом, в которые вы вместе будете записывать эти истории. Периодически просите малыша перечитать тебе его сочинения или прочитать их для дедушки и бабушки – он будет с гордостью и удовольствием делать это.
  12. Читайте вместе с ребенком во время прогулки, игры, в гостях все, что попадается вам на глаза – вывески, рекламу, программы телепередач, открытки и т. д. На холодильнике каждый день оставляй коротенькие сообщения для малыша, которые он будет с удовольствием читать.
  13. Если ребенок любит сидеть за компьютером, попробуйте начинать приучать его к чтению с помощью электронной книги.
  14. Если ребенок обожает смотреть телевизор, привлеките его внимание к чтению с помощью, того, что он видит там: предложите прочитать книгу по фильму, который ему понравился, найди и прочитайте ему информацию о том, что заинтересовало его по телевизору.
  15. Предлагайте ребенку читать те книжки, которые нравились тебе в детстве. Предварительно расскажите ребенку небольшой эпизод из этой книги (смешной или грустны), чтобы он заинтересовался сюжетом и захотел узнать все до конца.
  16. Подавайте пример ребенку, показывая ему, что ты тоже любишь читать. Ребенок должен видеть тебя читающей, в свободное время отдающей предпочтение книге, а не телевизору или компьютеру.
  17. Держите дома большое количество разнообразных журналов и книг различных жанров. Провоцируй ребенка задавать вопросы по содержанию и жанрам этих книг, привлекай его внимание яркими обложками и картинками.
  18. На праздники дарите ребенку книгу – пусть он понимает всю ценность и значение такого подарка.
  19. Не забывайте поощрять ребенка даже за самые небольшие успехи в чтении. Повесь на видном месте список достижений ребенка в чтении (сколько книг и за какой срок прочитано).

Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение - математике, биологии, общественным наукам - будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.