Киевская русь и половцы. Русско-половецкие войны: история неусвоенных ошибок

Половцы остались в истории Руси злейшими врагами Владимира Мономаха и жестокими наемниками времен междоусобных войн. Племена, поклонявшиеся небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

«Куманы»

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись.

С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе.

Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света.

Их предки – сары – обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами.

Уцелевшие направились в степи восточного Казахстана, где получили новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные» и о чем свидетельствуют средневековые арабо-персидские источники. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон.

Если все народности изначально представляли единый народ – кипчаков, то как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен? В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах.

На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь павших в битве воинов, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук Юрия Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку забрасывая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых для того времени технологиях, как, например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь, распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи, Олег Святославич (которого дяди лишили наследства), позволил половцам грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками внук Ярослава, Олег Гориславич, выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий.

В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха

Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые, правда, при нем активно переписывались, рассказывают о Владимире Мономахе, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории.

В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем оборонявшийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения.

Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

На страже мертвых и живых

Половцы, как и многие другие народы, канули в лету истории, оставив после себя "половецких каменных баб", которые до сих пор стерегут души их предков. Когда-то их ставили в степи «сторожить» мертвых и защищать живых, а также помещали в качестве ориентиров и указателей для бродов.

Очевидно, этот обычай они привезли с собой из первоначальной Родины – Алтая, распространив его по Дунаю.
«Половецкие бабы» - далеко не единственный пример подобных памятников. Задолго до появления половцев, в IV-II тысячелетии до нашей эры, таких истуканов на территории нынешних России и Украины ставили потомки индо-иранцев, а спустя пару тысяч лет после них – скифы.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола.

Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери у половцев (Умай), олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:

«И пред идолом гнётся кипчаков спина. Всадник медлит пред ним, и, коня придержав, Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав, Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, Что оставить овцу перед идолом надо».

Киевское восстание 1068 г. Мир был необходим, чтобы противостоять натиску половцев. Половцы впервые вторглись на Русь в1061 г. Тогда потерпели поражение войска переяславского князя Всеволо­да. А в 1068 г. половцы уже разгромили на р. Альте объединенные дружи­ны Ярославичей, принялись опустошать земли по обоим днепровским бе­регам и приблизились к Киеву. «Дай нам оружие и коней!» - требовали киевляне от Изяслава.

Изяслав медлил. Тогда горожане собрали вече и решили освободить из поруба Всеслава Полоцкого, провозгласить его великим князем и под его предводительством выйти на бой с кочевниками. Бояре советовали Изя­славу убить Всеслава, но князь решил сам бежать из мятежного города.

Всеслав помог киевлянам отразить половцев и правил в Киеве семь ме­сяцев. Но вернулся Изяслав, заручившийся поддержкой польского коро­ля Болеслава II, и Всеслав бежал в Полоцк. Киевляне же познали в пол­ной мере гнев Изяслава, который казнил зачинщиков восстания.

Борьба с половцами. Между тем набеги кипчаков на Русь продолжались. В 1069-1094 гг. «Повесть временных лет» упоминает 46 половецких нападений. Эти набеги совершались совершенно неожиданно и обруши­вались преимущественно на сельское население. «Начнут люди орати (па­хать) и придут половцы, самих убьют, а лошадей их возьмут, а въехавши в село захватят жен и детей, а села пожгут.»

К счастью, кипчаки не умели брать города штурмом. Изредка они захва­тывали небольшие города «изъездом», т.е. врасплох, когда жители не успе­вали затворить ворота. В больших городах горожане могли отсидеться за крепостными стенами.

Степняки захватили пути на юг и мешали внешней торговле. Правление великого князя Всеволода не принесло успехов в противостоянии с полов­цами. В 1093 г. после смерти Всеволода вокняжившийся в Киеве его пле­мянник туровский князь Святополк Изяславич решил дать кипчакам сра­жение. Напрасно опытный воевода Владимир Всеволодович Мономах убеждал Святополка и киевлян, что сил для победы над половцами нет. Битва на притоке Днепра Стугне кончилась жестоким поражением. По­гибло множество воинов, в том числе и юный брат Мономаха Ростислав.

Половцы вмешивались и во внутренние дела Руси. В 1094 г. Олег Свято­славич, оспаривающий у Мономаха Черниговский удел, пришел с полов­цами из Тмутаракани и вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова в Переяславль.

Успехи русских войск во главе с Владимиром Мономахом . Успешной борьба с половцами стала лишь со второй половины 90-х гг. XI в. Большая заслугав том была Владимира Мономаха. Он убеждал князей вместе выступать против степняков, громил кипчаков, разорял их кочевья. В 1095 г. Владимир уничтожил войска ханов Итларя и Кытана. В 1096 г. им были разбиты силы хана Тугоркана, погиб и сам Тугоркан. О по­беде над Тугорканом (Тугариным Змеевичем) народ сложил былину. Образ Владимира Мономаха вошел в древнерусский эпос, где по сути слился с образом его прадеда Владимира Красное Солнышко.

В 1103, 1107 и 1111 гг. войска многих русских князей под верховным ко­мандованием Владимира Мономаха совершили победоносные походы в половецкую степь против ханов Шарукана, Боняка, Урусоба и Сугра. Те­перь половцы были вынуждены оборонять свои кочевья, а не совершать набеги на Русь.

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

Вокруг территории, только что сформировавшегося и толком неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Печенеги, Половцы и другие кочевые племена принесли немало горя русскому народу…

в борьбе с печенегами

В X - XI на обоих берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов. Печенеги совершали молниеносные набеги на землю русскую, грабя и убивая местное население.

Для защиты от кочующих печенегов русские князья строили цепь обонительных сооружений: города- крепости, глубокие валы и прочие. Первые такие цепи во круг Киева появились при правление .

В 969 году печенеги воспользовавшиеся отсутсвием Святослава и его дружины осадили Киев. Во главе печенежского войска стоял князь Куря. Мать Святослава Ольга, в отсутствии сына, сама организовала оборону города. Киев был в тяжелом положении. Печенеги не пускали в город караваны с провиантом и водой, не хватало в Киеве и защитников, ослажняло положение установившаяся жара.

Несмотря на непростое положение, Ольге удалось не сдавать город до прихода . Святослав в пух и прах разбил печенегов и спас город. Через три года после возвращения из похода против Византии Святослав был убит печенегами в районе Днепра.

На протяжение всего своего княжения вел борьбу против печенегов. Князь Владимир провел против печенегов ряд походов, а так же по рекам Десна, осетр, Трубеж, Сулл, Стугна построил ряд небольших пограничных городов, максимально усложнив печенегам возможность нападения на русскую землю.

Окончательно положил конец печенежским набегам на . В 1036 году Печенеги осадили Киев. Ярослав с дружиной поспешил на помощь осажденному городу и нанес кочевникам сокрушительно поражение, тем самым положа конец печенежским набегам на Русь. В честь решающей победы Ярослав возвел в Киеве Софийский Собор. В XIII-XIV вв. печенеги перестали существовать как единый народ.

Борьба Руси с Половцами


В середине XI в. Печенеги были вытеснены из Русских Земель. Как известно «свято место пусто не бывает», и на место старой беды (для Руси) - печенегов, пришла новая - половцы. Половцы - тюркоязычные племена кипчаков.

Русские стали называть эти племена половцами, от слова «полова» - солома, так как волосы у кочевников были светлые, соломенного цвета. Половцы заняли Северный Кавказ, часть Крыма и все южнорусские степи.

Половецкие отряды представляли для Руси большую опасность. Положение дел осложнялось начавшимися в это время княжескими усобицами. Некоторые князья в борьбе за Великокняжеский престол не брезговали использовать иноземцев в междоусобной борьбе. В 90-е годы XI века Половцы даже пытались взять Киев.

После такого вероломства были предприняты попытки общерусских походов на половцев. Походы эти возглавил . Русским удалось не только отвоевать свои города захваченные половцами, но и взять столицу одного из половецких племенных образований - Шарукань. После взятие Шарукани, часть половце была вынуждена отойти на Северный Кавказ. Несмотря на это Половецкая опасность не была полностью ликвидирована, и в течении XII века между половцами и русскими происходили постоянные военные столкновения.

Борьба с кочевниками была сдерживающей силой русской державы. Именно благодаря внешнему врагу на Руси долгое время удавалось избежать кровопролитных, братоубийственных междоусобных войн.

Начиная со второй половины XI века Руси пришлось вести долгую и напряженную борьбу с половцами, постоянно нападавшими на Русскую землю.

Основным занятием половцев было скотоводство. С детских лет они ездили на конях и владели луком. Половецкое войско состояло из легкой конницы и отличалось быстротой и ловкостью действий. Половцы были вооружены луками и саблями. Каждый половец умел пользоваться арканом. Со времени объединения половецких орд под властью хана Кончака (XII в.) в войске половцев появляются большие метательные машины. До нас дошли также сведения о том, что половцы пользовались греческим «живым» огнем.

О тактических приемах кочевников мы можем судить по сообщениям византийских писателей и нашей летописи. Византиец Евстафий

Солунский (XII в.) говорил о половцах: «В один миг половец близко, и вот уже нет его. Сделает наезд и, стремглав, с полными руками, хватается за поводья, понукает коня ногами и бичом и вихрем несется далее, как бы желая перегнать быструю птицу. Его еще не успели увидеть, а он уж скрылся из глаз».

Анна Комнен говорит, что боевой порядок половцев состоял из отдельных отрядов и что сзади в боевом расположении они располагали свои резервы.

Быстроту их действий и неожиданность нападений отмечают и наши летописцы. Половцы довольно часто применяли засады. С этой целью они вначале бросались в атаку, а затем быстро поворачивали коней и неслись назад, осыпая противника стрелами. Противник устремлялся в погоню, при этом его ряды расстраивались, и в этот момент, как сообщает Анна Комнен, свежие отряды половцев набрасывались на него с флангов и тыла. Когда половцам угрожал неприятель, они устраивали вокруг лагеря укрепления из телег. Через специальные проходы между телегами половцы делали быстрые вылазки, наносили в том или ином направлении удары по противнику и снова возвращались в свой укрепленный лагерь.

Борьбу с сильным и многочисленным противником - кочевниками-половцами - пришлось вести уже в новых условиях, в период начавшегося распада Киевской Руси.

Если против печенегов и тюрков выступали объединенные военные силы, то против половцев - лишь военные силы отдельных или нескольких южных русских княжеств. Организация совместных походов князей-феодалов, охваченных междоусобной борьбой, требовала исключительно больших усилий. С этой задачей, от решения которой зависел исход борьбы с половцами, блестяще справился Владимир Мономах. В борьбе с половцами развернулось большое полководческое мастерство Владимира Моно-

Маха. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125 гг.) - выдающийся государственный деятель и полководец. Деятельность его проходила в условиях внутренних феодальных войн, княжеских усобиц, и в борьбе с кочевниками-половцами. Владимир Мономах был решительным сторонником государственного единства Руси. Став в 1113 году киевским князем, он сделал последнюю попытку объединить Русь вокруг единого центра - Киева; этой его попытке не суждено было осуществиться, но тем не менее предпринятые им усилия позволили собрать значительные военные силы для борьбы с внешними врагами Руси.

Киевские князья не раз громили противника на занимаемой им территории. Но это было в предшествующий период, когда киевский князь сам лично распоряжался всеми военными силами. Борьба с половцами сводилась к пассивной обороне. Единственной формой борьбы, которая приводила иногда к положительным результатам, было нападение на пути отхода половцев после набегов, с тем чтобы отбить пленных. Но эта форма борьбы не преследовала решительных целей, поскольку она применялась только для обороны и главным образом против отдельных небольших групп кочевников.

Стратегия Владимира Мономаха, умело примененная им в походах 1103 и 1111 годов, отличалась наступательным характером. Заслуга Владимира Мономаха как полководца заключается в изменении форм борьбы, в переходе от пассивной обороны к наступательным действиям, к переносу войны в глубь половецких степей. Полководческие способности Владимира Мономаха проявились также в организации быстрых маршей, в понимании роли родов войск и важности четкого их взаимодействия на поле боя, в искусном ведении боя, в обеспечении взаимодействия полков, каждый из которых возглавлялся князем той или иной русской области. Владимир Мономах,

В отличие, например, от киевского князя Святополка Изяславича, пренебрежительно относившегося к пешей рати, к «воям», широко привлекал ополчение «воев» и отдавал должное пехоте. Он усиливает конницу, прежде всего легкую, которая успешно состязалась с половцами в быстроте, ловкости и умении владеть луком и саблей (или легким копьем).

В этот исторический период успех войны и боя зависел прежде всего от согласованности действий князей-феодалов. Добившись этого, Мономах смог дать в 1111 году два больших сражения, с промежутком между ними в два дня.

Русский полководец искусно выстраивал войска в боевой порядок - в две линии по полкам - и вовремя вводил в бой их отдельные части.

Владимир Мономах написал для своих детей «Поучение», которое вместе с его письмом князю Олегу Черниговскому помещено в «Повести временных лет» под 1096 годом. «Поучение» содержит собственно наставление сыновьям и описание жизни и деятельности самого автора. Мономах, описывая свои многочисленные военные походы и сражения, касается ряда общих вопросов военного дела. «Поучение» решительно осуждает междоусобную борьбу русских князей. Действовать против врагов не разрозненно, а объединенными силами русских княжеств - вот главное требование «Поучения». Большое внимание в нем уделяется составлению продуманных планов похода, нанесению внезапных ударов, бдительности и храбрости в бою. Владимир Мономах требовал не позволять воинам во время походов «причинять вред ни своим, ни чужим ни в селах, ни в нивах».

При Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Киев как бы вновь приобретает значение стольного города, причем уже на базе более развитых феодальных отношений. Однако этот период был непродолжительным. Феодальная Русь неуклонно шла по пути дробления на

Отдельные области. Дальнейшее развитие русского военного искусства уже связано с периодом феодальной раздробленности.

Во второй половине XII века половцы усилили нападение на Русь. Половецкий хан Кончак в 1184 году совершил набег и опустошил большие области. Это заставило многих русских князей вновь объединиться. В том же 1184 году киевский князь Святослав, а вместе с ним до 12 князей Южной Руси (переяславский, смоленский, туровский, галицкий, волынский и другие) выступили в поход против половцев. Через пять переходов русская рать на берегу реки Угры встретила сильный передовой от-

Ряд половцев и разбила его. Богатая добыча попала в руки победителей, 7 тысяч половцев и 417 их князей было взято в плен.

Хан Кончак с главными силами шел навстречу русской рати. Половцы имели такие самострелы, которые едва могли натянуть 50 воинов. У них были неизвестные орудия, стрелявшие «живым огнем» (может быть, «греческим огнем»). Вблизи реки Хороля 1 марта 1185 года войско половцев было разбито. Эта победа воодушевила на борьбу северских князей, которых возглавил Игорь Святославич - князь Новгорода-Северского.

Путь войска Игоря Северского в Половецкую степь в 1185 г. (вариант проф. Кудряшова)

Няя к себе по пути своих союзников: дружину сына Владимира, дружину племянника из Рыльска, дружину князя путивльского, силы черниговского князя и своего брата Всеволода. Перейдя через Донец, русская рать сосредоточилась на берегах реки Оскол, а затем двинулась к рекам Дону и Сале.

Кончак и пять других половецких ханов с большим войском направились навстречу русским. Между Осколом и Доном, на берегу реки Сюурли (Сула), русские князья встретили передовые части половцев.

Русские дореволюционные и советские историки и археологи занимались исследованием вопроса о месте боя русских полков с половцами. Установлено, что бой произошел на направлении Изюм - Сла-вянск. Поражение передовым частям половцев было нанесено у Голой Долины, ночевали русские на берегу реки Макатихи, имевшей обрывистые берега (вся длина реки 7-8 км). В бою главных сил половцы теснили русских к Славянскому (Соленому) озеру. В 1894 году при постройке железной дороги между солеными озерами Вейсовым и Рай-ным было найдено много скелетов

И оружия. Это позволило уточнить место поля боя, которое находится в 250-300 км к северо-западу от предполагавшегося ранее пункта.

В летописном сказании о походе князя Игоря Северского мы находим следующее описание боевого порядка русских полков:

«И ти изрядиша полков 6: Иго-рев полк середе, а поправу брата его Всеволож, а полеву Святославль сыновця его, напереде ему сын Володимир и другой полк Ярославль, иже бяху с Ольстином Коуеве, а третий полк напереди же стрелцы, иже бяхуть от всих князий выведени; и тако изрядиша полкы своя».

Следовательно, боевой порядок русской рати был рассредоточен по фронту и в глубину. Первую линию составляли лучники, выделенные от всех полков; во второй линии находились два полка, в третьей линии - три полка, составлявшие главные силы. Такое построение русской рати обеспечивало устойчивость в бою.

Подойдя к реке Сюурли, русские полки увидели половцев. Из половецких отрядов отделились стрелки из лука, подскакали к реке, обстреляли русских и умчались в степи вместе с теми, которые стояли вдали от реки. Передовые полки русских стали преследовать половцев, а Игорь с главными силами двигался за передовыми полками в боевом порядке к реке Каяла. К вечеру русские овладели станом половцев и взяли пленных.

Игорь решил преследовать противника ночью, но лошади передовых полков сильно устали, и пришлось заночевать. На рассвете в субботу половцы сосредоточили все свои силы против русских. Противник, имея большое численное превосходство в силах, окружил русскую рать.

В создавшейся неблагоприятной обстановке русские князья решили пробиваться к реке Донец, спешив конных воинов и ведя бой в пешем строю. Князья говорили: «Если побежим, убежим сами, а простых людей оставим, то будем нам грех,

Что выдали их врагам, или умрем, или живы будем вместе». Следовательно, в походе участвовали не только дружины князей, но и «вои».

В субботу русские сражались успешно. Но на рассвете в воскресенье «возмятошася Коуеве в полку и побегоша». Игорь на коне бросился к отступавшим, чтобы вернуть их в строй, но безуспешно. Когда князь возвращался к своим полкам, половцы захватили его в плен. Бой продолжался и после пленения Игоря. Воины сражались в пешем строю.

В «Слове о полку Игореве» описан этот кровопролитный бой: «С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, грим-лют сабли с шеломы, трещат копия харалужныя в поле незнаеме, зре-ди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна: тугою взы-доша по Русской земли.

Бишася день, бишася другый; третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы. Ту ся брата разлу-чиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавого вина не доста; ту пия доканчаша храбрии русичи; сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли приклонилось» .

Половцы подавили русских своею численностью и уничтожили их рать. Раненый князь Игорь впоследствии с большим трудом бежал из плена. В походах 1187 и 1191 годов он жестоко отомстил половцам за свое поражение в 1185 году.

Автор «Слова о полку Игореве» указывает на причины поражения князя Игоря. Он пишет: «Уже бо, братие, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Дажьбожа внука... Усобица князем на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: "Се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" мълвити, а сами на себе крамолу ковати. А по-гании с всех сторон прихождаху с победами на землю Рускую». Автор древней поэмы призывал русских к

Объединению для борьбы с внешними врагами.

Феодальная раздробленность явилась причиной ослабления военной мощи русских княжеств. Вместо борьбы с половцами некоторые русские князья в ходе междоусобиц сами преступно призывали на русскую землю половцев, ставя свои феодальные интересы выше общерусских интересов. Однако внешняя опасность не раз заставляла князей объединять силы для того, чтобы дать отпор врагу. Русские княжества вели героическую борьбу с кочевниками, и Русь была барьером, который защищал от варваров Западную Европу.

«Слово о полку Игореве» воспевало храбрость и мужество русских

Путь войска Игоря Северского от

Сальницы до Каялы и места сражений у рек Сюурлин и Каялы

Воинов. Автор «Слова» подчеркивает, что высокое моральное состояние войск - залог их боевых успехов; он обрушивается на князей, которые, не подчиняясь руководителям похода, срывали успешное выполнение боевых задач и допускали «поганых с победами делать набеги на Русскую землю». В походе должен быть один полководец - таково убеждение автора «Слова».

Из летописного описания похода Игоря мы имеем первые данные о расчлененном по фронту и в глубину боевом порядке русской рати,

Обеспечившем маневрирование, наращивание усилий и стойкость в бою. Следует также отметить один технический момент. Можно полагать, что жара уменьшала упругость русских луков и тетив, чем значительно снижалась эффективность их применения.