Оценка состояния атмосферного воздуха. Организационная структура мониторинга загрязнений атмосферного воздуха

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

– это уникальная смесь газов, которая дает возможность существовать громадному биоразнообразию живых существ на планете. Поэтому важно поддерживать чистоту и естественный состав воздуха. Мониторинг атмосферного воздуха на содержание вредных примесей требуются по ГОСТУ и дают представление о содержании определенных веществ в атмосфере.

Такие наблюдения помогают контролировать экологическую обстановку, что особенно важно в промышленных зонах или в населенных пунктах с высоким потоком автотранспорта. Мониторинг загрязнения атмосферы производится на постах, так как требует работы точного оборудования. Приборы могут быть установлены в павильонах или в автомобильных лабораториях.

Организация замеров

Все наблюдательные посты делят на три типа по методу организации работы:

  • Стационарные. Главная задача – оценка состояния атмосферного воздуха в долгосрочной перспективе.
  • Маршрутные. Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха в нескольких точках.
  • Передвижные. Исследования на подфакельных территориях.

Стационарные существуют длительное время, обычно расположены на благоприятной для наблюдений местности предназначены для постоянной оценки загрязнения атмосферного воздуха в течение максимально длительного периода. Все выводы о годовом изменении концентраций в определенных регионах базируются в основном на данных таких постов. На них производится плановый, регулярный отбор проб для последующего комплексного анализа. На стационарных постах могут проводиться исследования, как по общей загрязненности атмосферы, так и по оценке содержания конкретных веществ.

Маршрутные посты также занимаются регулярным отбором проб в таких точках, в которых особенности местности не позволяют создать постоянный павильон. Задача – детальное изучение состав воздуха на обозначенной территории.

Особенности:

  • Наблюдения производятся с помощью автотранспорта.
  • Замеры производятся в выбранных точках.
  • Передвижная лаборатория в среднем посещает 3-5 точек за день, но особенности оборудования позволяют проводить до десятка замеров за день.
  • Порядок посещения точек обязательно должен быть одинаковым – как и время посещения точки.

Передвижной пост называют также подфакельным, потому что его устанавливают под газовым факелом для контроля его действия на состав атмосферы.

Особенности:

  • Наблюдения также производятся из автотранспорта.
  • Посты расположены на некотором удалении от факела – расстояние определяется для каждого конкретного случая.
  • Посты перемещаются и производят замеры в разных точках за маленький промежуток времени.

Все посты наблюдения в обязательном порядке размещаются на открытой местности, на твердой почве или на твердом покрытии.

Цикличность наблюдения

Существует всего три программы наблюдения.

  1. Полная программа заключается в расчете разовых и среднесуточных концентраций определенной категории веществ. Соответственно, наблюдения и замеры проводятся ежедневно. На данный момент регистрация осуществляется с помощью автоматики. Замеры проводят не менее 4 раз. Стандартное время для замеров – час ночи, семь часов утра, час дня и семь часов вечера.
  2. Неполная программа подразумевает ежедневные исследования для установления разовых концентраций трижды в день – замеры не проводят ночью.
  3. Сокращенная программа – это размеры дважды в светлое время суток. Наблюдения по сокращенной программе проводят в местах с благоприятной экологической обстановкой – в зеленых зонах, расположенных далеко от промышленных кварталов. Исследования по сокращенной программе и неполной можно проводить по скользящему графику, сдвигая время измерения.

Все три программы позволяют получить данные для расчета среднемесячной и среднегодовой концентрации.

Особенности исследований в павильонах

Перед установкой проводятся специальные подготовительные мероприятия:

  • Рассчитывают все возможные примеси, а также проводят предварительные расчеты их концентраций, основываясь на информации от других постов наблюдения, а также от экологических служб промышленных предприятий.
  • Изучают особенности застройки и рельефа местности.
  • Изучают перспективы развития предприятий и строительства в выбранной местности.
  • Изучают состояние энергетики.
  • Рассчитывают предполагаемое влияние транспорта на уровень загрязнения.
  • В обязательном порядке проводят комплексные метеорологические исследования.

Количество стационарных павильонов в населенном пункте зависит от экологической обстановки, количества населения, от соотношения зеленых и жилых зон. Рекомендуемая плотность для населенных пунктов с неблагоприятной экологической обстановкой составляет один пост на 5-10 км. Важно располагать посты равномерно с различных функциональных зонах: промышленной, жилой, зеленой. Также требуется проводить замеры рядом с крупнейшими автомобильными магистралями.

В настоящее время для обеспечения оптимальных условий наблюдений в России производятся стандартизированные павильоны типа «ПОСТ» со стандартизированным оборудованием. Существует несколько модификаций комплекта оборудования. Так как замеры производятся с помощью стандартных моделей оборудования, исключаются серьезные инструментальные неточности – все аппаратные ошибки будут лежать в одном диапазоне.

Стационарные функционируют и проводят наблюдения круглогодично и ежедневно, независимо от метеорологических условий.

Передвижные лаборатории

Мониторинг атмосферы на таких постах позволяет производить замеры в разных точках. Ежедневное определение загрязняющих веществ производится в местах, на которых невозможно установить стационарные павильоны.

На данный момент стандартный маршрутный пост представлен автомобильной лабораторией модели «Атмосфера-П». Она оснащена оборудованием для экспертизы воздуха и для проведения метеорологических замеров. Та же лаборатория используется для подфакельных исследований.

Условия эксплуатации лаборатории:

  • Мониторинг атмосферы возможен при температуре до 35°С внутри салона автомобиля.
  • Максимально допустимая влажность – 80% при температуре 20 °С.
  • Диапазон допустимого атмосферного давления от 680 до 790 мм.рт.столба.
  • На асфальтовом покрытии скорость автомобиля – не более 50 км/ч.

Внутри автомобиля два отсека: приборный (непосредственно оборудование) и вспомогательный. Во вспомогательном отсеке размещены датчики влажности и температуры, туда же выведена электропроводка, расположены аккумуляторы и другое вспомогательное оборудование, которое требуется для обслуживания основных приборов. Датчик скорости и направления ветра, а также специальные крепления для установки выносных датчиков размещены на крыше в специальном контейнере.

Транспортное загрязнение

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом крайне важен, так как автомобили – основной источник загрязнения.

Замеры проводятся на всех автотранспортных предприятиях. Они позволяют ежеминутно контролировать содержание вредных веществ в двигателе. Также на предприятиях автотранспорта регулярно проводят независимые проверки на соблюдение всех установленных норм. Помимо этого, для персонала предприятия предусмотрено экологическое обучение.

Исследования с помощью стационарных и маршрутных постов ограничены, так как примеси от автотранспорта распределяются необычным образом: замерить максимум можно только на самой магистрали, а при удалении от нее концентрация примесей резко падает.

Поэтому наблюдения организованы таким образом:

  1. Определяют максимум концентрации на автомагистралях при разных метеоусловиях и разном трафике.
  2. Рассчитывают границы снижения концентрации при удалении от магистрали.
  3. Проводят более тщательный экологический мониторинг в жилых и зеленых зонах, расположенных рядом с магистралями.
  4. Учитывают распределение транспортных потоков внутри городской зоны.

На автотранспортных магистралях проводят ежедневные проверки. Приборы обычно размещают на тротуаре, а точки наблюдения выбираются по интенсивности движения транспорта.

Значение для природы и человека

Оценка загрязнения атмосферного воздуха имеет большое значение для экологии – на основе полученных данных можно предсказать превышение ПДК, а также разработать комплекс мер по снижению вреда от примесей.

Исследование атмосферного воздуха проводится с такими целями:

  • Обеспечить экологическую безопасность для проживающих в районах промышленного загрязнения.
  • Собрать сведения о динамике концентрации примесей вредных веществ в атмосферном воздухе.
  • Разработать меры уменьшения вреда от факельных выбросов.
  • Проконтролировать количество углеродных , не допустить стремительного роста загрязнения.
  • Создать базу данных по отдельным территориям.
  • Предсказать возможность и целесообразность размещения промышленных объектов в тех или иных регионах.

Таким образом, посты для мониторинга выполняют важнейшие функции, помогая собирать информацию, которую затем будут обрабатывать экологи. Непрерывное исследование воздуха – одно из основных направлений защиты окружающей среды. Со временем способы и методы модифицируются, исследования становятся проще и доступнее. На данный момент мониторинг проводится повсеместно.


1. Введение

Результаты расчетов

Мероприятия по снижению выбросов

Заключение

Литература


Введение


Высокий уровень загрязнения окружающей среды стал угрозой для населения промышленных районов, сельскохозяйственных культур и лесного хозяйства. Очень сильно сказывается на комфортности жизни людей загрязнение атмосферного воздуха. Поэтому требуется последовательно выполнять операционные и хозяйственные меры по предупреждению загрязнения и развитию оперативного контроля за состоянием атмосферного воздуха.

В рамках мониторинга атмосферного воздуха создана система оценок выбросов промышленных предприятий конкретной сферы, загрязняющих атмосферный воздух отходами своей жизнедеятельности. Среди этих предприятий, отравляющих природную среду, значительный вред атмосфере приносят предприятия железнодорожного транспорта, в том числе локомотивные депо. Поэтому комплексная оценка загрязнений атмосферного воздуха, создаваемая деятельностью локомотивного депо, в рамках мониторинга окружающей среды всегда актуальна по следующим причинам.

) С экологической точки зрения эта оценка позволяет сравнить предельно допустимую концентрацию и фактическое содержание вредных веществ в атмосфере, с целью разработки мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в районе расположения локомотивного депо.

) С экономической точки зрения оптимизация выбросов позволяет снизить издержки предприятия - локомотивного депо, связанного с выплатой штрафных санкций за превышения предельно допустимой концентрации фактических выбросов в атмосферу.

) С технологической точки зрения: улучшить технологический процесс деятельности подразделений, входящих в локомотивное депо, тем самым оптимизировать персонал, осуществить экономию затрат на предприятии.

) С технической точки зрения: перейти на инновационное, более совершенное оборудование, ресурсосберегающее и более экологически чистое.

Пути решения:

Для стационарных источников:

-Внедрение современных экологически-чистых и ресурсосберегающих технологий;

-Широкие использование экологически чистых видов топлива;

-Применение модульных котельных контейнерного типа с автоматизированными процессами горения в зависимости от температуры наружного воздуха, что дает значительную экономию топлива и сокращение вредных выбросов в атмосферу;

-Внедрение современных котельных агрегатов, использующих вторичные энергоресурсы;

-Повышение эффективности сжигания топлива за счет внедрения технологии сжигания угля в «псевдокипящем слое», применение экономичных акустических горелок для сжигания жидкого топлива, использование водо-мазутной эмульсии для сжигания жидкого топлива;

-Разработка и применение альтернативных источников тепло и электроснабжения;

-Использование возобновляемых источников энергии.

Для передвижных транспортных средств:

-Расширение использования электротяги;

-Разработка и внедрение новых экономически и экологически эффективных двигательных установок;

-Разработка тепловозов, использующих альтернативные углеводородному источники топлива (газотурбовозы);

-Разработка и внедрение новых технологий по очистке продуктов горения от вредных веществ (катализаторы, фильтры, нейтрализаторы);

-Применение новых технологий покраски вагонов, обеспечивающих снижение расхода лакокрасочных материалов и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

-Использование подвижного состава, не имеющего испарений или утечек при перевозке опасных грузов, пылеобразования при перевозке сыпучих грузов, проливов на железнодорожное полотно нефтепродуктов;

-Завершение перехода с печного отопления пассажирских вагонов на электроотопление.

В качестве первоочередных мер, необходимо проведение следующих мероприятий:

-Ускорение программы перевооружения тепловозов новыми двигательными установками и закупка новых современных типов тепловозов, снижающими выброс вредных веществ на 30%;

-Замена изношенного пылегазоулавливающего оборудования на стационарных источниках вредных выбросов, в первую очередь в котельных.


Общая характеристика воздействия железнодорожного транспорта на экосистемы

экосистема выброс атмосфера санитарный

Любая железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов с заданными техническими и экологическими показателями. Для экологической системы, для природного ландшафта железная дорога является чужеродным элементом.

Чем плотнее сеть дорог, тем выше интенсивность движения по ним, тем большую озабоченность проявляет общество в отношении их воздействия на условия человеческого обитания. На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40 % пассажирооборота транспорта общего пользования РФ. Такие объёмы работ связаны с большим потреблением природных ресурсов, и соответственно, выбросами загрязняющих веществ в биосферу. Однако по абсолютному значению загрязнение на железнодорожном транспорте меньше чем автомобильное. Снижение масштабов воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду объясняется следующими причинами:

низким удельным расходом топлива на единицу транспортной работы;

широким применением электрической тяги (в этом случае выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава отсутствуют);

меньшим отчуждением земель под железные дороги по сравнению с автодорогами.

Но несмотря на перечисленные позитивные моменты, влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды, водной и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.

Главной задачей проектировщиков является не преодоление противодействия слепых сил природы, как это считалось раньше, а поиск путей согласования технических решений с природными факторами. Необходимо чтобы строительство дороги не ухудшало качество среды обитания, воздействуя на неё.


Общие сведения о предприятии


Локомотивное депо станции Батайск Ростовского отделения - структурное подразделение Северокавказской железной дороги-филиала Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги».

Осуществляет следующие виды деятельности:

-обеспечение технически исправного состояния парка локомотивов и устойчивой их работы в эксплуатации;

-производство текущего ремонта и технического обслуживания в соответствии с действующими правилами и положениями;

-ремонтное обслуживание тепловозов в цехах ремонта и технического осмотра.

Локомотивное депо станции Батайск выполняет следующие задачи: выдача локомотивов под поезда и, в соответствии с графиком, организация их обслуживания, обеспечение безопасности движения поездов, своевременная экипировка и ремонт локомотивов.

Основные производственные показатели складываются из объемного показателя тонно-километры брутто грузовых и пассажирских перевозок и объемов выполняемых ремонтов и технического обслуживания локомотивов.

Основными производственными подразделениями являются цехи обслуживания ТО-2, ТО-3 и текущего ремонта ТР-1, ТР-2, ремонтные подразделения, цех эксплуатации и вспомогательные производства.

В эксплуатации предприятия находится электровозов - 81 единица, тепловозов - 60 единиц.

Производственная деятельность основных и вспомогательных подразделений депо является отходообразующей.

На промплощадке депо «Юг» осуществляется ремонтное обслуживание маневровых тепловозов в цехе ремонта в объёме технического обслуживания и текущего ремонта.

Ремонт тепловозов в объеме ТР-1 предусматривает: осмотр механической части, замену стертых колодок, регулировку тормозной рычажной передачи, проверку работы автосцепок и состояние её деталей. В объеме ТР-1 замеряют зазоры между коренных и шатунных подшипников, осматривают внутреннюю поверхность цилиндрических втулок, на стенде регулируются форсунки, осматривается блок картера, клапанные коробки, проверяется уровень смазки в кожухах зубчатых передач и моторно-осевых подшипников. У главного генератора осматривается и защищается коллекторный узел. Заменяются истертые графитовые щетки и имеющие дефекты изоляторы. Ремонт тяговых двигателей и электроаппаратов включает зачистку коллекторов и последующую пропитку, замену истертых графитовых щеток и имеющих дефекты пальцев щеткодержателей. При ремонте низковольтной аппаратуры производится проверка работы контакторов, реле и их блокировок. Контакты и блокировки защищаются и протираются. После ремонта производится изоляция силовых цепей, цепей управления, реостатные испытания дизеля тепловоза.

В объеме ТР-2 предусматривается более детальный ремонт дизеля тепловоза, электроаппаратуры, обточка колесных пар без выкатки.

В объем технического осмотра маневровых тепловозов ТО-3 входит: осмотр блока дизеля, блока карбюратора, клапанных коробок, генератора и тяговых двигателей, коллекторов, щеткодержателей, пальцев, графитовых щеток, замена истертых тормозных колодок, регулировка тормозной и рычажной передачи, проверка состояния и работы автосцепок.

Ремонт электровозов в объеме ТР-1 предусматривает: обеспыливание внутреннего оборудования электровоза перед постановкой на ремонт, осмотр механической части, замену стертых тормозных колодок, регулировку тормозной рычажной передачи, проверку смазки в кожухах зубчатых передач моторно-осевых подшипников, при необходимости ее заливку, проверку работы автосцепок и состояние ее деталей.

Ремонт электрической аппаратуры включает: зачистку контактов, ремонт дугогасительных камер, ремонт ножей главного выключателя и накладок лыж пантографов, протирку всех изоляторов, проверку характеристик пантографов и главных выключателей, проверку состояния блокировок низковольтной аппаратуры, Особое внимание уделяется состоянию и ремонту главного электрического контроллера. В процессе ремонта осматриваются вспомогательные электрические машины. У тяговых двигателей защищаются коллектора, осматривают и протирают щеткодержатели и пальцы. Изношенные графитовые щетки или дефектные пальцы щеткодержателей заменяют.

В объёме ТР-2 предусматривается более детальный ремонт узлов электровоза, работы по тяговому трансформатору и обточка колесных пар без выкатки.

Применяемые в процессе материалы соответствуют отраслевым и экологическим требованиям.

К основному цеху примыкают вспомогательные цеха и подразделения. Там же находится цех ПТОЛ (пункт технического осмотра локомотивов) по осмотру электровозов других депо.

Основное производство по депо « Юг»:

-пункт технического осмотра электровозов ТО;

-цех текущего ремонта тепловозов ТО-3;

-цех текущего ремонта тепловозов ТР,ТО-4.

Вспомогательное производство по депо «Юг»:

Фильтромоечное отделение, газосварочное отделение, кузнечный цех (горн), аккумуляторное отделение, механический цех, деревообрабатывающий цех, участок топливной аппаратуры, компрессорная, пескосушильное отделение, склад топлива ТНТС, прачечная, бригадный дом, химлаборатория, теплосиловое хозяйство.


Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы


В локомотивном депо Батайск имеется огромное количество источников выбросов, как организованных, так и неорганизованных;

Мы рассмотрим загрязняющие вещества:

Депо «Ют» выбрасывает в атмосферный воздух следующие вредные вещества:

Железа оксид;

-марганец и его соединения;

-натрия гидроокись;

Олова оксид;

-свинец и его соединения;

Азота диоксид;

Азота оксид;

Кислота серная;

Сажа;

-сернистый ангидрид;

Сероводород;

Углерода оксид;

-углеводороды предельные С 1 - С5;

-амилены (смесь изомеров);

Бензол;

Ксилол;

Толуол;

Этилбензол;

Бензапирен;

Керосин;

-масло минеральное нефтяное;

Сольвент нафта;

Уайт спирит;

-взвешенные вещества;

-мазутная смола электростанций;

-пыль неорганическая >70%SiO2;

-пыль неорганическая: 70 - 20%SiO2 ;

-пыль абразивная;

Зола углей.

Депо «Север» выбрасывает в атмосферный воздух следующие вредные вещества:

Железа оксид;

-марганец и его соединения;

-натрия гидроокись;

Олова оксид;

-свинец и его соединения;

Азота диоксид;

Азота оксид;

Сажа;

-сернистый ангидрид;

Углерода оксид;

Ксилол;

Бензапирен;

-кислота уксусная;

-бензин нефтяной;

Керосин;

Сольвент нафта;

Уайт спирит;

-углеводороды предельные С12 - С19 ;

-взвешенные вещества;

-пыль неорганическая >70%SiO2;

-пыль неорганическая: 70 - 20%SiO2;

-пыль абразивная;

Пыль древесная;

Зола углей.

Общий выброс загрязняющих веществ в атмосферу по двум промплощадкам составляет - 138,418 т/год.

Суммарный выброс составляет:

-депо «Север» - 4,7253 т/год или 3,41% от общего выброса;

-депо «Юг» - 133,6949 т/год или 96,59% от общего выброса.

Основными источниками загрязнения на предприятии являются:

депо «Север»:

-котельная - 1,3 т/год или 0,94% от общего выброса;

-печь сушки песка СОБУ - 0,634 т/год или 0,46% от общего выброса;

депо «Юг»:

-котельная - 124021 т/год или 89% от общего выброса;

-печь сушки песка СОБУ - 5,34 т/год или 3,86% от общего выброса;

-склады хранения - 0,77 т/год или 0,5% от общего выброса;

-погрузочно-разгрузочные работы - 0,145 т/год или 0,1% от общего выброса.

На предприятии имеются пылегазоочистные установки:

-циклон «Гипродревпром» Ц-500 с эффективностью очистки 79%;

-циклон «Гипродревпром» Ц-300 с эффективностью очистки 77%;

-установка очистки газа В-1с эффективностью очистки 83%;

-фильтр ФН-1000А с эффективностью очистки 78%;

-пылеосадочная камера с эффективностью очистки 49%;

-электрофильтр с эффективностью очистки по саже, диоксиду азота, оксиду углерода 13% ;

-циклон «Гипродревпром» Ц-1200 с эффективностью очистки 80%.


Проведение расчетов фактических и предельно допустимых выбросов в атмосферу


Расчеты концентраций на множестве расчетных не проводятся для тех примесей, для которых выполняется условие:

где Сmi - максимальная приземная концентрация загрязняющего вещества, создаваемая выбросами одного i-го источника;

ПДК - предельно допустимая концентрация этого вещества;

n - количество учитываемых источников выбросов;

Е3 - константа целесообразности и проведения расчетов. Рекомендуемое значение Е3 = 0,1.

При выполнении расчетов выдается информация необходимая для нормирования выбросов:

1.Распределение приземных концентраций в зоне влияния предприятия при неблагоприятных метеорологических условиях.

2.Наибольшие максимальные концентрации загрязняющих веществ в долях ПДК и перечень источников, дающих основной вклад в эти концентрации;

.Приземные концентрации загрязняющих веществ в долях ПДК и мг/м3 в расчетных точках и перечень источников, дающих основной вклад в эти концентрации.

Исходные данные для расчета

В соответствии с письмом Северокавказского Гидрометцентра № 07-17/536 от 27.07.04г. приняты следующие исходные данные:

Метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере города:

-коэффициент стратификации атмосферы, А - 200;

-коэффициент рельефа местности - 1;

-расчетная среднемесячная максимальная температуравоздуха наиболее жаркого месяца года, 0С равна 29,1;

-расчетная среднемесячная максимальная температура воздуха наиболее холодного месяца года, 0С равна -6,3;

1.Среднегодовая роза ветров, %


ССВ В ЮВ Ю ЮЗЗ СЗ

12 349 3 1018 7


средняя скорость ветра, вероятность превышения которой составляет 5%(U*) - 13 м/с.

На данном предприятии источники выбросов на 2-х производственных площадках расположены на значительном расстоянии друг от друга.

Расчеты рассеивания выполнялись в условной системе координат в расчетном прямоугольнике размером 2000 х 2000 с шагом 100, а также в расчетных точках на границе санитарно-защитной зоны и жилой зоны.

Коэффициенты, учитывающие оседание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе приняты для газообразных и мелкодисперсных веществ соответственно 1:3.

Предприятия по степени воздействия на качество атмосферного воздуха подразделяются на 4 категории, определение которых позволяют дать параметры оценки влияния выбросов предприятия на качество атмосферного воздуха.

Одними из таких параметров являются параметры Фi и Фпр

Фi - предварительная оценка воздействия по веществам;

Фпр - предварительная оценка воздействия предприятия.

В соответствии с приложением 6 документа «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» была определена предварительная оценка воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха прилегающих территорий по значению параметра Фi, для каждого (i-го) загрязняющего вещества, выбрасываемого предприятием.

В соответствии с разделом 7 документа «Рекомендации по основным вопросам воздухоохранной деятельности», была определена предварительная оценка воздействия предприятия на качество атмосферного воздуха прилегающих территорий назначению параметра Фi, определенного по формуле:

-для отдельного загрязняющего вещества, выбрасываемого предприятием:

где Мi (г/с) - суммарное значение выбросов от всех источников предприятия, в данном случае от источников производственной площадки, определенное на основе результатов инвентаризации выбросов и источников их поступления в атмосферу;

Нi - средневзвешенное значение высоты источников предприятия, которого выбрасывается данное вещество;

А - коэффициент, зависящий от температурной атмосферы, его значения принимаются в соответствии с п.2.2 ОНД-86;

Безразмерный коэффициент, учитывающий влияние рельефа местности, принимается в соответствии с разд. 4 ОНД-86;

ПДКм.р.i - максимальная разовая предельно допустимая концентрация j-го вещества в атмосферном воздухе населенных мест.

Рассчитанные параметры приведены в таблице.


№, п/пНаименование веществаПДКм.р.iАНiКоээф. рельеф. мест. ?MjФi1железа оксид0,042003,81,00,013900018,32марганец и его соединения0,012006,41,00,00060001,8803натрия гидроокись0,01 ОБУВ2006,01,00,00020000,6704олова оксид0,02 ПДКс.с.2003,81,00,014939,25свинец и его соединения0,0012004,01,00,00000950,4756азота диоксид0,08520010,71,00,133200029,297азота оксид0,420010,91,00,02104000,978кислота серная0,32002,01,00,0021930,7319сажа0,152002,01,00,00560003,7310серы диоксид0,52002,01,00,224290044,8611сероводород0,00820010,01,00,00038600,96512углерода оксид5,02008,11,00,34860001,7213углеводороды предельные С 1 - С550 ОБУВ2009,51,02,29020000,96414углеводороды предельные С6 - С1030 ОБУВ2005,01,00,69430000,92615амилены (смесь изомеров)1,52004,51,01,50000044,4416бензол0,320015,01,00,06880003,0617ксилол0,220015,01,00,11100007,4018толуол0,620015,01,00,05790001,2919этилбензол0,0220015,01,00,00180001,220бенз(а)пирен0,00001 ПДКс.с2003,41,00,000004425,8821Кислота уксусная0,22003,41,00,0617,6522бензин нефтяной5,02002,01,00,05873001,174623керосин1,2 ОБУВ2002,01,00,02635932,19724масло минеральное нефтяное0,05 ОБУВ200201,00,00250,525сольвент нафта0,2 ОБУВ20015,01,00,01310,8726уайт-спирит1,0 ОБУВ20015,01,00,06250,8327углеводороды предельные С12-С191,02005,01,00,3278713,1128взвешенные вещества0,52008,01,00,01830,9229мазутная смола электростанций0,002 ПДКс.с.20025,810,143208855,5530пыль неорганическая >70%SiO20,152005,61,00,0080162,1431пыль неорганическая 70-20% SiO20,32009,01,00,05100003,7832пыль абразивная0,04 ОБУВ2002,01,00,00117002,9333пыль древесная0,5 ОБУВ2006,21,00,04529702,9234зола углей0,3 ОБУВ2007,01,00,04020003,83Группы суммации:35Юг74,1536Север130,67

Для производственной площадки параметр определяется большей величиной параметра:


Для предприятия - большей величиной:

Предварительная оценка параметра определилась:

-для производственной площадки 1 депо «Север» - величиной 74,15.

-для производственной площадки 2 депо «Юг» - величиной 130,67.

Для предприятия параметр равен 130,67, т.е. больше 1, а это значит, что для определения категории предприятия требуется выполнение расчетов рассеивания.

Для одиннадцати веществ нормирование будет производится по фактическим показателям выбросов этих веществ:

В частности для промышленной площадки депо «Север» это:

1.натрия гидроокись;

2.азота оксид;

Сольвент нафта;

Уайт-спирит;

.взвешенные вещества;

для промышленной площадки депо «Юг» это:

1.свинец и его соединения;

2.кислота серная;

Сероводород;

.углероды предельные С1 - С5;

.углеводороды предельные С6 - С10;

.масло минеральное нефтяное;

Для снижения объемов работ при выполнении проектов нормативов ПДВ в том числе и выполнении детальных расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе используется условие:

для каждого вещества определяется целесообразность их подробного рассмотрения,

где - сумма максимальных концентраций i-го загрязняющего вещества от совокупности источников данного предприятия, мг/м3;

Фоновая концентрация, в долях ПДК;

Е - коэффициент целесообразности расчета, принят = 1.

В таблице приведены сведения по всем загрязняющим веществам с указанием и (в долях ПДК).

Площадка 1 депо «Север»


Таблица 2 - перечень веществ, для которых требуется или не требуется проведение детальных расчетов загрязнения атмосферы.

№ п/пНаименование вещества

доли ПДКНеобходимость проведения детальных расчетов1железа оксид0,324860,32486Не требуется2марганец и его соединения0,155830,15583Не требуется3натрия гидроокись0,024560,02456Не требуется4олова оксид0,000020,00002Не требуется5свинец и его соединения0,007030,00703Не требуется6азота диоксид0,841161,72116Требуется7азота оксид0,019650,01965Не требуется8сажа0,022470,02247Не требуется9Ангидрид сернистый0,177930,19793Не требуется10углерода оксид0,147070,54707Не требуется11ксилол1,065791,06579Требуется12бенз(а)пирен0,138720,13872Не требуется13кислота уксусная0,001410,00141Не требуется14бензин нефтяной0,022230,02223Не требуется15керосин0,134540,13454Не требуется16сольвент нафта0,125780,12578Не требуется17уайт-спирит0,120020,12002Не требуется18углеводороды предельные С12-С190,125340,12534Не требуется19взвешенные вещества0,052030,45203Не требуется20пыль неорганическая >70-20% двуокиси кремния0,50030,5003Не требуется21пыль неорганическая 70-20% двуокиси кремния0,181620,18162Не требуется22пыль абразивная2,27132,2713Требуется23пыль древесная0,242570,24257Не требуется24зола углей0,738910,73891Не требуется

Площадка 2 депо «Юг»


Таблица 3 - перечень веществ, для которых требуется или не требуется проведение детальных расчетов загрязнения атмосферы.

№ п/пНаименование вещества

доли ПДКНеобходимость проведения детальных расчетов1железа оксид0,249810,24981Не требуется2марганец и его соединения0,050430,05043Не требуется3натрия гидроокись0,572670,57267Не требуется4олова оксид0,000030,00003Не требуется5свинец и его соединения0,008650,00865Не требуется6азота диоксид0,77361,6036Требуется7азота оксид0,024980,02498Не требуется8кислота серная0,002280,00228Не требуется9сажа0,16110,1611Не требуется10ангидрид сернистый0,553010,87301Не требуется11сероводород0,358030,35803Не требуется12углерода оксид0,02190,4219Не требуется13углеводороды предельные С1-С50,260380,26038Не требуется14углеводороды предельные С6-С100,105690,10569Не требуется15амилены (смесь изомеров)0,287440,28744Не требуется16бензол1,150891,15089Требуется17ксилол0,594220,59422Не требуется18толуол0,416850,41685Не требуется19этилбензол0,442110,44211Не требуется20бенз(а)пирен0,02210,0221Не требуется21керосин0,09340,0934 Не требуется22масло минеральное0,763080,76308Не требуется23сольвент нафта0,054720,05472Не требуется24уайт-спирит0,052220,05222Не требуется25углеводороды предельные С12-С190,920040,92004Не требуется26взвешенные вещества0,053540,05354Не требуется27мазутная зола электростанций0,064680,06468Не требуется28пыль неорганическая >70-20% двуокиси кремния1,718671,71867Требуется29пыль неорганическая 70-20% двуокиси кремния2,795652,79565Требуется30пыль абразивная3,894183,89418Требуется31зола углей0,576100,57610Не требуется

Величины выбросов вышеперечисленных веществ принимаются в качестве нормативов ПДВ без подробного рассмотрения и анализа приземных концентраций в атмосферном воздухе.

Для веществ, по которым суммы максимальных концентраций от источников с учетом фона определились величинами больше 1, проводится подробный анализ.

По результатам расчетов параметра Фi, результатам расчета концентраций можно сделать вывод, что практически для всех вредных веществ ПДВ определяется по фактическому выбросу. Это позволяет отнести предприятие к пятому классу опасности. Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду очень низкая. Экологическая система практически не нарушена.


Выбросы при работе котельной


Вредные выбросы:

а) твердые частицы;

б) оксиды углерода;

в) оксиды азота;

г) диоксид серы;

Исходные данные по источникам выброса:

) Источник выброса, Н, м - 14,0

) Источник выброса, D, м - 0,4

) Топливо - уголь

) Расход топлива горна в год, m, т/г - 14,500

) Время работы горна в день, t, час - 10

) Количество работы горна в год, n, день - 360

) qт - зольность топлива, % - 31

) Эффективность золоуловителей, %, ?з - 0

) Коэффициент, учитывающий долю потери теплоты от химической неполноты сгорания топлива, R, % - 1

) Низшая теплота сгорания, Qчi, МДж/кг - 17,54

) Потери тепла от механической неполноты сгорания топлива, q1, % - 7

) Потери тепла вследствие хим-кой неполноты сгорания топлива, q2,% - 2

) Количество азотов оксидов, выделяющегося при сжигании топлива, q3, кг/т - 2,17

) Доля диоксидов серы, связываемых летучей золой в котле, ?SO2, % - 0,1

) Доля оксидов серы, улавливаемых в мокром золоуловителе попутно с улавливанием твердых частиц, при отсутствии золоуловителей принимается равной нулю, ?`SO2, % - 0 (золоуловитель отсутствует)

а) Твердые вещества:

т = qт*m*c*(1- ?з/100), т/г

Безразмерный коэффициент, с = 0,0023т = 31*14,5* 0,0023*(1- 0/100) = 1,033826 т/г

т = Мт*106/(t *n*3600), г/с

т = 1,033826*106/(10 *360*3600) = 0,079771 г/с

б) Оксиды углерода

Валовый выброс определяется по формуле:


Мсо = Ссо *m *(1-q1/100)* 10-3, т/г


Ссо - выход оксида углерода при сжигании топлива, кг/т


Ссо = q2 * R * Qчi , кг/т


Ссо = 2 *1 * 17,54 = 35,08 кг/т.

Мсо = 35,08 *14,5 *(1-7/100)* 10-3 = 0,473054 т/г.

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

Mco*106/(t*n*3600), г/с

0,4731*106/(10*360*3600) = 0,036501 г/с

в) Оксиды азота

Валовый выброс определяется по формуле:

G3 * m * 10-3, т/г

2,17 * 14,5 * 10-3 = 0,031465 т/г

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

MNO2 * 106/(t * n * 3600), г/с

0,0315 * 106/(10 * 360 * 3600) = 0,002428 г/с

г) Диоксид серы

Валовый выброс определяется по формуле:


MSO2 = 0.02*m*Sr * (1 - ?SO2)* (1 - ?`SO2), т/г

0.02*14,5*3,2 * (1 - 0,1)* (1 - 0) = 0,835200 т/г

Максимально разовый выброс определяется по формуле:

MSO2 * 106/(t * n * 3600), г/с

0.8352 * 106/(10 * 360 * 3600) = 0.064444 г/с.

Таким образом, суммарный валовый выброс составляет - 1,033826 т/г;


Расчет санитарно-защитной зоны


Размеры СЗЗ уточнены отдельно для различных направлений ветра в зависимости от результатов РЗА и среднегодовой розы ветров района расположения предприятия по формуле:

гдеL - расчетный размер СЗЗ, м;

L0 - расчетный размер участка местности в данном направлении, где концентрация загрязняющих веществ (с учетом фона) превышает ПДК, м;

Р - среднегодовая повторяемость направления ветра рассматриваемого румба %;

Р0 - повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров, %.

Например: при восьмирумбовой розе ветров:

Значения L и L0 отсчитываются от границы источников. Среднегодовая роза ветров характеризуется значениями Р для разных румбов.

Предприятие имеет 2 производственные площадки:

Я площадка депо «Север» расположена в северо-восточной части г.Батайска;

Я площадка депо «Юг» в юго-восточной части г.Батайска.

Площадки расположены на значительном расстоянии друг от друга (более 4 км).

Ближайшие жилые кварталы размещаются на расстоянии 80 метров к востоку и западу от территории депо «Север» и на расстоянии 80 метров к востоку от территории депо «Юг».

С учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (8) технологические участки предприятия можно рассматривать как предприятие IV класса с размером санитарно-защитных зон (СЗЗ) - 100 метров предприятия по ремонту дорожных машин, автомобилей, кузовов, подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена.

С учетом выполненных расчетов рассеивания и выводов, изложенных в подразделе 3.4. (Предложения по установлению нормативов ПДВ) данным проектом предлагается для двух промплощадок: депо «Север» и депо «Юг» установить нормативный размер СЗЗ - 100 м от границ промплощадок.


Результаты расчетов


По результатам наших расчетов загрязнения атмосферы выявлены источники выбросов, которые вносят наибольший вклад в загрязнение атмосферы.

Общий анализ расчетов показывает, что из 24 загрязняющих веществ по 1-ой площадке выполняется расчет по 3 вредным веществам и по группе суммации, по 2-ой площадке из 31 загрязняющих веществ по 5 веществам.

В результате анализа материалов РЗА следует, что максимальные концентрации всех загрязняющих веществ и группы суммации без учета фоновых загрязнений не превышают значений ПДК этих веществ для атмосферного воздуха на границах нормативной санзоны и на границах жилой застройки по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Расчет выброс вредных веществ, загрязняющих атмосферу при работе котельной на данном участке, так же не превышает допустимых значений.

Так как выброс веществ не дает превышение ПДК на границах жилой и санитарно-защитной зон без учета фоновых концентраций, поэтому предлагается установить нормативы ПДВ по всем веществам для каждого одиночного источника и всего предприятия в целом.


9. Мероприятия по снижению выбросов


Снижение уровня отрицательного воздействия железнодорожной станции на окружающую природную среду и людей достигается внедрением природоохранных мероприятий.

Природоохранные мероприятия должны быть направлены на улучшение состояния окружающей среды или создание условий для этого. Отнесение мероприятий к природоохранным производится по следующим критериям: уменьшение загрязнения природных комплексов выбросами, стоками, отходами; снижение концентрации вредных веществ в выбросах, стоках, отходах; улучшение состояния среды обитания людей.

Возможные мероприятия:

Создание газоулавливающих установок;

Создание приборов и устройств для контроля загрязнения атмосферного воздуха.

Запретить сжигание производственных отходов и мусора на территории предприятия.

Проводить влажную уборку производственных помещений.

Установить контроль за бесперебойной работой систем вытяжной вентиляции и пылегазоочистных установок.


Заключение


Таким образом, в данной работе была рассмотрена деятельность локомотивного депо города Батайск. Были выявлены вредные вещества, выбрасываемые предприятием в атмосферный воздух. Была проведена оценка действия предприятия по вредным веществам, по результатам которой были установлены нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу локомотивным депо города Батайск, а так же проведен расчет количества выбросов вредных веществ при работе котельной локомотивного депо города Батайск.

В результате расчетов мы выявили:

а) максимальные концентрации всех загрязняющих веществ и группы суммации без учета фоновых загрязнений не превышают значений ПДК этих веществ для атмосферного воздуха на границах нормативной санзоны и на границах жилой застройки по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

б) с учетом фоновых загрязнений расчетами определились превышения:

-по 1-ой промышленной площадке депо «Север» ПДК 1,06 по диоксиду азота и по группе суммации. 1,12 ПДК с максимальной величиной вклада предприятия 0,24 ПДК;

-по 2-ой площадке 1,11 ПДК по диоксиду азота и по группе суммации. 1,29 ПДК с максимальной величиной вклада предприятия 0,46 ПДК.

Этот анализ позволяет сделать вывод, что максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и жилой зоны не превышают нормативов ПДК, установленных для населенных мест.

Была определена санитарно защитная зона предприятия. Она составила 100м. в границах СЗЗ не находится жилых застроек.

в) Величина выбросов вредных веществ при работе котельной:

Суммарный валовый выброс составляет - 1,033826 т/г;

Максимально разовый выброс - 0,079771 г/с.

Были разработаны мероприятия для снижения уровня воздействия вредных веществ на окружающую среду и населения.

Локомотивное депо г. Батайск относится к пятому классу опасности. Это значит, что степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду очень низкая. Экологическая система практически не нарушена.


Литература


1.Федеральный закон №7. Об охране окружающей среды. 2005 г.

2.Федеральный закон №96. Об охране атмосферного воздуха. 2005 г.

.РД 32.94.97. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ от тепловозов в атмосферу. - М., 1998.

.СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00. Санитарные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

.Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие/ Под ред. Н.И. Зубрева, Н.А. Шарповой. - М.: УМК МПС России, 2012. - 592 с

.Э.С.Цховребов Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте / - М.: Косимосинформ, 2009 - 328 с.

.ОНД-86. методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Ленинград Гидрометеоиздат, 1986.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Систематизация, доработка и обобщение результатов дает возможность определить статистические характеристики загрязнения атмосферы. По ним определяют динамику изменение концентрации исследуемого вещества. К таким характеристикам относят:

1. Среднее арифметическое значение концентрации вещества определяют по формуле:

где q c – среднесуточные, среднемесячные, среднегодовые концентрации вещества q i , которые вычисляются по суммарным данным стационарных, передвижных и подфакельных постов наблюдения.

n – количество разовых концентраций, за соответствующий период.

2. Среднее квадратичное отклонение результатов измерений от среднего арифметического.

, мг/м 3

3. Коэффициент вариации, что указывает на степень изменения концентрации вредного вещества:

где q – средняя концентрация

4. Максимальное значение концентрации вещества вычисляют при выборе максимальной из разовых, месячных, годовых и многолетних концентраций и определяют по формуле:

где L – количество исследуемых населенных пунктов.

5. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) количественно характеризуют уровень загрязнения атмосферы отдельной добавкой, что учитывает разницу в скорости увеличения уровня опасности вещества, приведенного до уровня опасности диоксида серы, с ростом превышения ПДК:

где С i – константа, со значениями: 1,7; 1,3; 1,0; 0,9 соответственно, для 1, 2, 3, и 4-го классов опасности вещества и позволяет перевести степень опасности i-го вещества до степени опасности диоксида серы.

6. Комплексный индекс загрязнения атмосферы города (КИЗА) – количественная характеристика уровня загрязнения атмосферы, что образуется множеством веществ:

n – количество вредных веществ в атмосфере. (основные загрязнители).

Для оценки изменений состояния воздуха, полученные концентрации сравнивают с фоновыми концентрациями.

Фоновая концентрация – статистически вероятная максимальная концентрация (Сф, мг/м 3), которая характеризует загрязнение атмосферы. Ее определяют как значение концентраций, что не превышает 5% случаев общей выборки наблюдений. Она характеризует общую концентрацию, образуемую всеми источниками на данной территории. Определяется С ф для каждого поста наблюдения по данным полученных за период от 2 до 5 лет.

С целью повышения достоверности расчета С ф необходимо выбирать такой период наблюдений, на протяжении которого существенно не изменился характер застройки в районе поста наблюдения, характеристика выбросов в радиусе 5 км от поста и его размещение. Количество наблюдений должно быть не меньше 200 в год, а их общее количество не менее 800.

Для выявления вредного действия нескольких загрязнителей используют величину Сф по этим веществам. При этом учитывается концентрация каждого вещества и концентрация самого распространенного из них. Например, при суммации влияния SO 2 и NO 2.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Систематизация, доработка и обобщение результатов дает возможность определить статистические характеристики загрязнения атмосферы. По ним определяют динамику изменение концентрации исследуемого вещества. К таким характеристикам относят:

1. Среднее арифметическое значение концентрации вещества определяют по формуле:

где qc - среднесуточные, среднемесячные, среднегодовые концентрации вещества qi, которые вычисляются по суммарным данным стационарных, передвижных и подфакельных постов наблюдения.

n - количество разовых концентраций, за соответствующий период.

2. Среднее квадратичное отклонение результатов измерений от среднего арифметического.

, мг/м3

3. Коэффициент вариации, что указывает на степень изменения концентрации вредного вещества:

где q - средняя концентрация

4. Максимальное значение концентрации вещества вычисляют при выборе максимальной из разовых, месячных, годовых и многолетних концентраций и определяют по формуле:

где L - количество исследуемых населенных пунктов.

5. Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) количественно характеризуют уровень загрязнения атмосферы отдельной добавкой, что учитывает разницу в скорости увеличения уровня опасности вещества, приведенного до уровня опасности диоксида серы, с ростом превышения ПДК:

где Сi - константа, со значениями: 1,7; 1,3; 1,0; 0,9 соответственно, для 1, 2, 3, и 4-го классов опасности вещества и позволяет перевести степень опасности i-го вещества до степени опасности диоксида серы.

6. Комплексный индекс загрязнения атмосферы города (КИЗА) - количественная характеристика уровня загрязнения атмосферы, что образуется множеством веществ:

n - количество вредных веществ в атмосфере. (основные загрязнители).

Для оценки изменений состояния воздуха, полученные концентрации сравнивают с фоновыми концентрациями.

Фоновая концентрация - статистически вероятная максимальная концентрация (Сф, мг/м3), которая характеризует загрязнение атмосферы. Ее определяют как значение концентраций, что не превышает 5% случаев общей выборки наблюдений. Она характеризует общую концентрацию, образуемую всеми источниками на данной территории. Определяется Сф для каждого поста наблюдения по данным полученных за период от 2 до 5 лет.

С целью повышения достоверности расчета Сф необходимо выбирать такой период наблюдений, на протяжении которого существенно не изменился характер застройки в районе поста наблюдения, характеристика выбросов в радиусе 5 км от поста и его размещение. Количество наблюдений должно быть не меньше 200 в год, а их общее количество не менее 800.

Для выявления вредного действия нескольких загрязнителей используют величину Сф по этим веществам. При этом учитывается концентрация каждого вещества и концентрация самого распространенного из них. Например, при суммации влияния SO2 и NO2:

При установлении ПДВ для реконструированных предприятий их доля исключается из Сф по формуле:

С’ф = Сф(1 - 0,4 С/Сф), при С≥Сф;

С’ф = 0,2Сф, при С>Сф

С’ф - фоновая концентрация без учета предприятия, C - максимальная концентрация, образуемая предприятием в точке размещения поста.