Отношение николая 2 к невесте. О плохих приметах одной свадьбы

Картины, гравюры и журнальные иллюстрации про Романовых и их невест, императоров и великих князей с княгинями. На каком групповом предсвадебном портрете изображен любовник императрицы, причем не будущий, а тогдашний? У какой невесты была талия тоньше -- у Екатерины Великой или Алисы Гессенской? Картины из Эрмитажа и коллекции королевы Виктории -- давайте оценим детали.

Начнем, что предсказуемо, с первого русского императора Петра Великого.

А вот первая почти по-настоящему императорская свадьба: Петр у венчается со своей давней любовью и матерью его детей Екатериной Алексеевной (правда, еще не приняв императорский титул).
В живописи изображений этого нет (потому что многофигурная светская живопись развивалась в "новой" России все равно очень медленно). Но зато очень хорошо уже умели делать гравюры.
И вот изображения свадьбы Петра и Екатерины в этой технике.

Вернее, это не церемония непосредственно венчания, а банкет.

Алексей Федорович Зубов. Свадьба Петра I и Екатерины 19 февраля 1712 г.
Рекомендую смотреть при увеличении -- тогда видно много деталей, например, что дамы все с модными высокими прическами-фонтанжами.



Кстати, существует предположение, что это не документальное изображение, а вымысел гравёра о том, как эта свадьба могла бы выглядеть (по ссылке большая интересная статья).

Фрагмент гравюры
«Под первым балдахином»: в центре — Петр I; слева от него: вице-адмирал К.И. Крюйс («в отцовом месте»), кораблестроитель («Бас») И.М. Головин («в братнем месте»), справа — командующий гребным флотом контр-адмирал И.Ф. Боцис («в отцовом месте»), корабельный мастер Ф.М. Скляев («в братнем месте»), «Аглинской Посол Витварт» и «Польской Министр Граф Фицтум», стоит «Маршал» свадьбы А.Д.Меншиков; «против Его Царского Величества» — сенатор граф И.А. Мусин-Пушкин; слева — СЛ. Рагузинский; справа — «Графа Фицтума племянник Лось», Б.И. Прозоровский, Р.В. Брюс, М.П. Гагарин.

Свадебного портрета новобрачных не было создано, ибо жанр групповых портретов до России тоже еще не доехал.

Но из истории романовских свадеб в искусстве еще и вот такое можно привести в пример.

Медаль в память свадьбы царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христины Софии принцессы Брауншвейг-Люнебурга в Торгау. 1711. ГЭ

Петр II жениться не успел, Анна Иоанновна была вдовицей, а запечатлением ее свадьбы еще в петровские времена никто не озаботился. Ивану VI тоже как-то не повезло, а Елизавета Петровна была холостячка. Впрочем, судачат о ее тайном венчании с Разумовским и рождении княжны Таракановой в законном браке, но на то оно все и тайное, чтобы в истории искусства следа это не оставило.

Петр III и Екатерина Великая

Только в 1745 году, после многолетнего перерыва, наконец произошла свадьба первого ряда, правда не императора, а престолонаследника Петра Алексеевича, но мы-то знаем, что это будущий Петр III, так что засчитано.

Сохранился как бы свадебный (или предсвадебный) портрет, написанный в год венчания великого князя Петра и Екатерины.

Г.К. Гроот (?). Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745 (?). ГРМ

В Одессе есть вариант картины, где невесту нарядили поярче.

Самой церемонии для нас опять нету в искусстве, и банкета тоже.
Зато!
Зато сохранилось настоящее свадебное платье Екатерины Великой. В Оружейной палате стоит. Какая у нее была талия в юности, ах.

Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. (Фото не оч. удачное, много желтизны)

Как-то вот так оно смотрелось в комплекте со всем остальным

Неизв. худ. Ок. 1758

Вот реплика платья, сделанная театральными реквизиторами. Обратите внимание что сбоку оно почти плоское. Добавлены утраченые кружевные рукава и другие детали (фото мое).

Ой, извините, есть еще такая картинка по теме -- школа гравёров оставалась крепкой.

Григорий Качалов. Фейерверк на Неве по случаю бракосочетания великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. 1745. ГЭ

А это на родине невесты был праздник.

Фейерверк сожженный в Цербсте по случаю бракосочетания великаго князя Петра Феодоровича с великою княжною Екатериной Алексеевной

Став вдовицей, матушка Екатерина, говорят, венчалась с Потемкиным, но доказательств тому тоже особых нет. Как и картин про это.

Это -- собственноручный мой коллаж из анонима и Рокотова.

Как оба раза женился Павел, сын ее, визуально нам не ведомо опять.

Медаль на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича. 1773. ГЭ

‎В полнощи светлый юг сияет,
Течет живее в сердце кровь,
И осень, как весна, вливает
Наталье с Павлом в грудь любовь.‎
(Державин)

Все никак не получалось у них изобрести нормальный свадебный жанр... Или из Европы завести.

Г. Козлов. Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 1776. ГРМ

Медаль на второе бракосочетание великого князя Павла Петровича 26 сентября 1776 г.
Граверы И. Егер (аверс), И. Вехтер (реверс).

Александр I и Елизавета Алексеевна

Для женитьбы своего любимого внука и наследника Александра бабушка императрица Екатерина Алексеевна выбрала немецкую принцессу Луизу Баденскую.
И вот наконец у нас картина маслом, связанная с этим событием. Однако она изображает не самую церемонию, а предшествующий эпизод -- переход Луизы в православие и принятие ею имени Елизавета Алексеевна.

Евстафий Мошков (Машков). Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны. 1795. ГРМ.


Можно увидеть следующих лиц (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, в.к. Константин Павлович, в.к. Александр Павлович (ближе всех к зрителям), императрица Екатерина, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья А.М.Шубина, Безбородко, фаворит царствующей императрицы-бабушки Платон Зубов, Будберг.

Это я не знаю откуда повтор, но тут детали различимей

Такое ощущение, что фейерверки рисовать для них было намного интересней. Ну действительно, царственные особы вот они все время тут, на глазах маячат, а огонечки когда еще увидишь.

Фейерверк по случаю бракосочетания великаго князя Александра Павловича с великой княгиней Елизаветой Алексеевной.


Медаль на бракосочетание Александра Павловича. 1793. ГЭ.

Александр II и Мария Александровна

Но вот наконец наступил полноценный "викторианский" XIX век с его страстью к тщательному запечатлению семейственного. Почему в таких условиях не рисовали цесаревича Александра (II) в 1840 и Марию Александровну -- не понимаю.

Медаль в память бракосочетания наследника Российского престола Великого Князя Александра Николаевича, в последствии Императора Александра II и принцессы Гессен-Дармштадтской, принявшей имя Мария Александровна.

Раз все такое черно-белое и бедное пока, берем венчания великих князей и княжон, на безрыбье.
Ну и тоже интересно.

Свадьба великого князя Михаила Николаевича и Цецилии Баденской. 1857.
Журнальная (?) иллюстрация. Кажется, это самое раннее изображение непосредственно церемонии, которое мне удалось найти.


Церемония в этот раз, как и на большинстве последующих иллюстрациях, происходит в дворцовой церкви Зимнего дворца.

Александр III и Дагмар
Они женились еще при жизни отца-императора.

Приезжий венгр Зичи был придворным художником Романовых и выполнил множество таких альбомных зарисовок с изображением повседневности и праздников, балов и похорон.

Михай Зичи. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в 1866. ГЭ

В композиции несколько последовательных эпизодов бракосочетания.

Слева: протопресвитор Бажанов совершает акт венчания, младший брат цесаревича Владимир держит над ним корону, а наследный датский принц Фредерик держит корону над головой сестры; рядом великий князь Алексей Александрович и князь Николай Максимилианович - герцог Лейхтенбергский.

Фрагменты

В центральной части листа Александр II и императрица Мария Александровна.

Правее, в нижней части листа, изображены придворные дамы, члены Синода, хор певчих-мальчиков. В честь невесты и ее датских родственников император, великие князья, наследные принцы, генералы в мундирах с перекинутой через правое плечо голубой лентой (отличительный знак датской формы).

А вот другая картинка, попроще, из "История царствования императора Александра II в картинах".

Н. Богданов. Бракосочетание великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны.

Где-то в царствование Александра III ювелиры создали брачную (венчальную) корону, которую стали использовать на венчаниях 2-й пол. XIX века и до революции, не только для императоров, но и для великих князей, которых развелось бесчисленно. Большевики продали ее зарубеж, не разбирая на лом, ей повезло. Сейчас она в американском Hillwood Museum.

Свадебные фотографии, где новобрачные позируют вдвоем, легко опознать именно по ней, обычно она стоит вторым рядом за диадемой невесты.

Самые скучные в моей подборки чб рисунки -- это на самом деле cover-story 19 века.

«Всемирная иллюстрация» (1874. Т. 12, 21 сентября (№299). Бракосочетание великого князя Владимира Александровича с дочерью великого герцога Мекленбург-Шверинского Марией Павловной. Царский кортеж на парадной лестнице в Зимнем дворце. Рисунок К. Брожа

Они же, на неск. минут пораньше.

Но слава богу, для семейного архива Романовы все-таки заказывали цветное.

Николя Шевалье. Бракосочетание герцога Альфреда Эдинбургского и великой княжны Марии Александровны, 1874.
С английским принцем было сначала православное венчание.



Потом англиканское

Свадьба великого князя Константина Николаевича и принцессы Елизаветы Маврикиевны. 1884.

Свадьба великого князя Петра Николаевича и Милицы Черногорской в 1889 в Петергофе.
Они женятся не в Зимнем, потому что рангом пониже, им можно.

Свадьба великого князя Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны в 1884 году




Вот это кстати написал Афанасий Фет:

"На бракосочетание Великого князя Павла Александровича и Великой княгини Александры Георгиевны"

Не воспевай, не славословь
Великокняжеской порфиры, —
Поведай первую любовь
И возвести струнами лиры:

Кто сердце девы молодой
Впервые трепетать заставил?
Не ты ли, витязь удалой,
Красавец, царский конник, Павел? ()

Михай Зичи. Бракосочетание великого князя Александра Михайловича и великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 года.

деталь

К.О. Брож. Рисунок тушью на ту же тему. Эрмитаж
(подготовительный к созданию журнальной иллюстрации)

Никки и Аликс

Они женились, когда Николай уже стал императором.

Илья Репин. «Венчание Николая II и Александры Федоровны». 1894. ГРМ

Репин конечно великий художник, но любая невеста для свадебного альбома все-таки предпочла не его, а следующего, ныне забытого почти мастера, датчанина Туксена.

Лауриц Туксен. Свадьба императора Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны (1894). ГЭ


Слева направо - король Кристиан IX Датский, императрица Мария Федоровна, вел. кн. Ольга Александровна, Ксения Александровна, Ольга Константиновна Греческая, принц Уэльский (Эдуард VII), вел. кн. Георгий Александрович и принц Генрих Прусский.

Фрагмент

Кстати, напоминаю, что несмотря на то, что (по слухам) показывает нам фильм "Матильда", венчание Николая на царство и венчание его с невестой происходило не одновременно (и без обмороков). Женился он 14 ноября 1894 года в дворцовой церкви Зимнего, а короновали его 14 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы.

В британской королевской коллекции есть повторение картины Туксена (потому что Виктория -- бабушка невесты). Рядом открытка (?) или журнальная репродукция с этой картины (кладу для комплекта).


А еще в Эрмитаже сохранилось подвенечное платье Аликс. Да, талия у немецких принцесс уже не та, что в 18 веке...

А потом все кончилось.

Приехавшие из разных стран многочисленные августейшие родственники, похоронив императора-отца, тут же стали перестраиваться на новый лад, ибо ровно через неделю после погребения должна была состояться свадьба императора-сына.

Николай, конечно же, как и всякий молодой влюбленный, сгорал от нетерпения поскорее соединиться с молодой, красивой и любящей его женой, но вместе с тем три траурных недели не могли не произвести на него самого удручающего впечатления, ибо он горячо и искренне любил своего отца и очень жалел мать, с которой при воспоминаниях о покойном случались даже обмороки.

Иноземные принцы и принцессы, ожидавшие свадебных торжеств, невольно раздражали Николая, ибо трудно было представить себе более нелепую ситуацию, когда в полном смятении чувств, сразу после смерти горячо любимого отца, нужно было заниматься приготовлениями к свадьбе. Николай – христианин, любящий сын и хорошо воспитанный человек – не мог не понимать нелепой противоречивости и одиозности создавшегося положения, и все же на седьмой день после похорон, в понедельник 14 ноября 1894 года, наступил день свадьбы.

Никто не думал тогда, что венчание будет последним высокоторжественным актом, когда российский император встанет под венец с российской императрицей.

Следует отметить, что за три века существования династии Романовых редко кто из царей и императоров шел под венец уже после того, как взошел на трон.

Впервые такое случилось с основателем династии Романовых – Михаилом Федоровичем, который, будучи уже коронован, дважды венчался – в 1624 году с княжной Марией Владимировной Долгорукой и в 1626 году – с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Такая же история приключилась и с сыном Михаила – Алексеем, тоже дважды венчавшимся уже после того, как бармы Мономаха, царская корона, скипетр и держава принадлежали ему: в 1648 году женился он на Марии Ильиничне Милославской, а в 1671 году – на Наталии Кирилловне Нарышкиной.

И, наконец, еще два царя – братья Иван V и Петр I – женились, имея царский сан, в 1684 и в 1689 годах на барышнях Прасковье Федоровне Салтыковой и Евдокии Федоровне Лопухиной, однако следует иметь в виду, что Иван и Петр стали царями в 1682 году, когда Ивану было 16, а Петру всего 10 лет.

Свадьбу Николая II и Александры Федоровны пышной, богатой и веселой назвать никак нельзя.

Вот что написал об этом в дневнике Николай: «После общего кофе пошли одеваться: я надел гусарскую форму и в 11 / поехал с Мишей (младшим братом. – В. Б. ) в Зимний. По всему Невскому стояли войска для проезда Мама с Аликс. Пока совершался ее туалет в Малахитовой, мы все ждали в Арабской комнате. В 10 мин первого начался выход в Большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком! Шаферами у меня были: Миша, Джоржи, Кирилл и Сергей (дядя Сергей, родной брат Михаил и двоюродные братья принц Греческий Георгий Георгиевич и Кирилл Владимирович. – В. Б. ). В Малахитовой нам поднесли громадного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мною в карету с русской упряжью с форейтором, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улицах было пропасть – едва могли проехать! По приезде в Аничков на дворе встретил почетный караул от ее (Аликс. – В. Б. ) лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала с хлебом-солью в наших комнатах. Сидели весь вечер и отвечали на телеграммы. Обедали в 8 часов. Завалились спать рано, так как у нее сильно разболелась голова».

Даже то, что для проведения свадебных торжеств был выбран не большой и помпезный Зимний дворец, а скромный Аничков, где жил Александр III – непритязательный и скромный в обиходе человек, – говорило само за себя.

А о чувствах своих, нахлынувших на него в день свадьбы, Николай чуть позже рассказал в письме к родному брату Георгию: «День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня… Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей».

Через десять дней после свадьбы Николай записал: «Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его от глубины души за то счастье, каким он меня наградил! Большего или лучшего благополучия на этой земле человек не вправе желать. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растет постоянно».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет почти то же: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Николай Второй Печальная свадьба

Приехавшие из разных стран многочисленные августейшие родственники, похоронив императора-отца, тут же стали перестраиваться на новый лад, ибо ровно через неделю после погребения должна была состояться свадьба императора-сына.

Николай, конечно же, как и всякий молодой влюбленный, сгорал от нетерпения поскорее соединиться с молодой, красивой и любящей его женой, но вместе с тем три траурных недели не могли не произвести на него самого удручающего впечатления, ибо он горячо и искренне любил своего отца и очень жалел мать, с которой при воспоминаниях о покойном случались даже обмороки.

Иноземные принцы и принцессы, ожидавшие свадебных торжеств, невольно раздражали Николая, ибо трудно было представить себе более нелепую ситуацию, когда в полном смятении чувств, сразу после смерти горячо любимого отца, нужно было заниматься приготовлениями к свадьбе. Николай – христианин, любящий сын и хорошо воспитанный человек – не мог не понимать нелепой противоречивости и одиозности создавшегося положения, и все же на седьмой день после похорон, в понедельник 14 ноября 1894 года, наступил день свадьбы.

Никто не думал тогда, что венчание будет последним высокоторжественным актом, когда российский император встанет под венец с российской императрицей.

Следует отметить, что за три века существования династии Романовых редко кто из царей и императоров шел под венец уже после того, как взошел на трон.

Впервые такое случилось с основателем династии Романовых – Михаилом Федоровичем, который, будучи уже коронован, дважды венчался – в 1624 году с княжной Марией Владимировной Долгорукой и в 1626 году – с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Такая же история приключилась и с сыном Михаила – Алексеем, тоже дважды венчавшимся уже после того, как бармы Мономаха, царская корона, скипетр и держава принадлежали ему: в 1648 году женился он на Марии Ильиничне Милославской, а в 1671 году – на Наталии Кирилловне Нарышкиной.

И, наконец, еще два царя – братья Иван V и Петр I – женились, имея царский сан, в 1684 и в 1689 годах на барышнях Прасковье Федоровне Салтыковой и Евдокии Федоровне Лопухиной, однако следует иметь в виду, что Иван и Петр стали царями в 1682 году, когда Ивану было 16, а Петру всего 10 лет.


Свадьбу Николая II и Александры Федоровны пышной, богатой и веселой назвать никак нельзя.

Вот что написал об этом в дневнике Николай: «После общего кофе пошли одеваться: я надел гусарскую форму и в 11 1 / 2 поехал с Мишей (младшим братом. – В. Б. ) в Зимний. По всему Невскому стояли войска для проезда Мама с Аликс. Пока совершался ее туалет в Малахитовой, мы все ждали в Арабской комнате. В 10 мин первого начался выход в Большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком! Шаферами у меня были: Миша, Джоржи, Кирилл и Сергей (дядя Сергей, родной брат Михаил и двоюродные братья принц Греческий Георгий Георгиевич и Кирилл Владимирович. – В. Б. ). В Малахитовой нам поднесли громадного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мною в карету с русской упряжью с форейтором, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улицах было пропасть – едва могли проехать! По приезде в Аничков на дворе встретил почетный караул от ее (Аликс. – В. Б. ) лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала с хлебом-солью в наших комнатах. Сидели весь вечер и отвечали на телеграммы. Обедали в 8 часов. Завалились спать рано, так как у нее сильно разболелась голова».

Даже то, что для проведения свадебных торжеств был выбран не большой и помпезный Зимний дворец, а скромный Аничков, где жил Александр III – непритязательный и скромный в обиходе человек, – говорило само за себя.

А о чувствах своих, нахлынувших на него в день свадьбы, Николай чуть позже рассказал в письме к родному брату Георгию: «День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня… Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей».

Через десять дней после свадьбы Николай записал: «Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его от глубины души за то счастье, каким он меня наградил! Большего или лучшего благополучия на этой земле человек не вправе желать. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растет постоянно».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет почти то же: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Императрица Александра Федоровна Романова… Ее личность в русской истории весьма неоднозначна. С одной стороны, любящая жена, мать, а с другой - царевна, категорически не принятая русским обществом. Очень много загадок и тайн связаны с Александрой Федоровной: ее увлечение мистицизмом - с одной стороны и глубокая вера - с другой. Исследователи приписывают именно ей ответственность за трагическую судьбу императорского дома. Какие загадки хранит биография Александры Федоровны Романовой? Какова ее роль в судьбе страны? Ответим в статье.

Детство

Александра Федоровна Романова родилась 7 июня 1872 года. Родителями будущей российской императрицы были великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг и английская принцесса Алиса. Девочка была внучкой королевы Виктории, и это родство сыграет важную роль в становлении характера Александры.


Полное имя ее - Виктория Аликс Елена Луиза Беатриса (в честь теток). Кроме Аликс (так родные называли девочку), в семье герцога было семеро детей.

Александра (Романова впоследствии) получила классическое английское образование, ее воспитывали в строгих традициях Скромность была во всем: в быте, еде, одежде. Даже спали дети на солдатских койках. Уже в это время в девочке прослеживается застенчивость, всю жизнь она будет бороться с природным тушеванием в незнакомом обществе. Дома же Аликс было не узнать: шустрая, улыбчивая, она снискала себе второе имя - «солнышко».

Но детство не было столь уж безоблачным: сначала в результате несчастного случая погибает брат, потом от дифтерии умирают младшая сестренка Мэй и принцесса Алиса - мать Аликс. Это послужило толчком к тому, что шестилетняя девочка замкнулась в себе, стала отчужденной.

Юность

После смерти матери, по словам самой Александры, над ней нависла темная туча и заслонила все солнечное детство. Ее отправляют в Англию к бабушке - правящей королеве Виктории. Естественно, государственные дела отнимали у последней все время, поэтому воспитание детей было доверено гувернантке. Позднее уже императрица Александра Федоровна не забудет тех уроков, которые получила в юные годы.

Маргарет Джексон - так звали ее воспитательницу и учительницу - отошла от чопорных викторианских нравов, она учила девочку думать, размышлять, формировать и озвучивать свое мнение. Классическое образование не предусматривало разностороннего развития, однако уже к пятнадцатилетию будущая императрица Александра Романова разбиралась в политике, истории, прекрасно музицировала и знала несколько иностранных языков.

Именно в юношеские годы, в двенадцатилетнем возрасте, Аликс впервые знакомится со своим будущим супругом Николаем. Это произошло на свадьбе ее сестры и великого князя Сергея. Спустя три года по приглашению последнего она опять приезжает в Россию. Николай был покорен девушкой.

Свадьба с Николаем II

Родители Николая были не в восторге от союза молодых людей - более выгодной, по их мнению, была для него свадьба с дочерью французского графа Луи-Филиппа. Для влюбленных начинаются долгие пять лет разлуки, однако это обстоятельство еще больше их сплотило и научило ценить чувство.

Ни в какую Николай не хочет принять волю отца, он продолжает настаивать на браке с возлюбленной. Действующему императору приходится уступить: он чувствует приближающуюся болезнь, а у наследника должна быть партия. Но и здесь Аликс, получившая после коронации имя Александра Федоровна Романова, столкнулась с серьезным испытанием: ей пришлось принять православие и оставить лютеранство. Она изучала основы в течение двух лет, после чего ее обращают в русскую веру. Следует сказать, что вошла Александра в православие с открытым сердцем и чистыми помыслами.

Бракосочетание молодых состоялось 27 ноября 1894 года, его, опять же, проводил Иоанн Кронштадский. Состоялось таинство в церкви Зимнего дворца. Все происходит на фоне траура, ведь через 3 дня после приезда Аликс в Россию умирает Александр III (многие тогда говорили, что она «приехала за гробом»). Александра отмечает в письме к сестре поразительный контраст между скорбью и великим торжеством - это сплотило супругов еще больше. Все, даже ненавистники императорской семьи, замечали впоследствии крепость союза и стойкость духа Александры Федоровны и Николая II.

Благословение молодой четы на правление (коронация) состоялось 27 мая 1896 года в Успенском соборе Москвы. С этого времени Аликс-«солнышко» обрела титул государыня-императрица Александра Феодоровна Романова. Позже она отметила в дневнике, что это было второе венчание - с Россией.

Место при дворе и в политической жизни

С самого первого дня царствования императрица Александра Федоровна - опора и поддержка для мужа в его нелегких государственных делах.

В общественной жизни молодая женщина пыталась побудить людей к благотворительности, ведь это она впитала еще в детстве от родителей. К сожалению, при дворе ее идеи не приняли, более того, императрицу возненавидели. Во всех ее предложениях и даже мимике придворные усматривали лживость и неестественность. А на самом деле они просто привыкли к праздности и не хотели ничего менять.

Конечно, как и любая женщина и жена, Александра Романова оказывала действие на государственную деятельность супруга.

Многие видные политики того времени отмечали, что она негативно влияла на Николая. Таким было мнение, например, С. Витте. А генерал А. Мосолов и сенатор В. Гурко с сожалением констатируют непринятие ее русским обществом. Причем последний винит не капризный характер и некоторую нервозность действующей императрицы, а вдову Александра III, Марию Федоровну, так до конца и не принявшую невестку.

Тем не менее подданные ее слушались, и не из-за страха, а из-за уважения. Да, она была строга, но такой же она была и по отношению к самой себе. Аликс никогда не забывала своих просьб и указаний, каждое из них было четко обдуманным и взвешенным. Искренне любили ее те, кто был близок императрице, знал ее не по слухам, а глубоко лично. Для остальных государыня оставалась «темной лошадкой» и предметом сплетен.

Были и весьма теплые отзывы об Александре. Так, балерина (кстати, она была любовницей Николая до венчания последнего с Аликс) упоминает о ней как о женщине высокой морали и широкой души.

Дети: великие княжны

Первая великая княжна Ольга появляется на свет в 1895 году. Народная нелюбовь к императрице возросла еще больше, ведь все ждали мальчика, наследника. Александра, не найдя отклика и поддержки своих начинаний у подданных, полностью углубляется в семейную жизнь, она даже кормит дочь самостоятельно, не пользуясь услугами кого бы то ни было, что было нетипично даже для дворянских семей, не то что для императрицы.

Позже рождаются Татиана, Мария и Анастасия. Николай Александрович и Александра Федоровна воспитывали детей в простоте и чистоте духа. Это была обычная семья, лишенная всякого высокомерия.

Воспитанием занималась сама царица Александра Романова. Единственным исключением были предметы узкой направленности. Большое внимание уделялось спортивным играм на свежем воздухе, искренности. Мать была тем человеком, к которому девочки могли обратиться в любую минуту и с любой просьбой. Они жили в атмосфере любви и абсолютного доверия. Это была абсолютно счастливая, искренняя семья.

Девочки росли в атмосфере скромности и доброжелательности. Мать самостоятельно заказывала им платья, чтобы уберечь от излишней расточительности и воспитать кротость и целомудренность. Они очень редко бывали участницами светских мероприятий. Их выход в общество ограничивался только требованиями дворцового этикета. Александра Федоровна, жена Николая 2, боялась, что избалованные дочери дворянства пагубно повлияют на девочек.

С функцией матери Александра Федоровна справилась блестяще. Великие княжны выросли необычайно чистыми, искренними молодыми особами. Вообще в семье царил необычайный дух христианского благолепия. Это отмечали в своих дневниках и Николай II, и Александра Романова. Цитаты, приведенные ниже, только подтверждают вышеизложенную информацию:

«Наша любовь и наша жизнь - одно целое… Ничто не сможет разъединить нас или уменьшить нашу любовь» (Александра Федоровна).

«Редким семейным счастьем Господь благословил нас» (император Николай II).

Рождение наследника

Единственное, что омрачало жизнь супругов, - отсутствие наследника. По этому поводу Александра Романова очень переживала. В такие дни она становилась особо нервозной. Пытаясь понять причину и решить проблему, императрица начинает увлекаться мистицизмом и еще больше ударяется в религию. Это отражается и на муже, Николае II, ведь он чувствует душевные терзания любимой женщины.

Было решено привлечь лучших докторов. К сожалению, среди них попался настоящий шарлатан, Филипп. Прибывший из Франции, он настолько внушил императрице мысли о беременности, что она действительно поверила в то, что носит наследника. У Александры Федоровны развилось весьма редкое заболевание - «ложная беременность». Когда выяснилось, что живот у русской царицы растет под влиянием психо-эмоционального состояния, пришлось делать официальное объявление, что наследника не будет. Филиппа с позором выдворяют из страны.

Немногим позже Аликс все-таки зачинает и рождает 12 августа 1904 года мальчика - цесаревича Алексея.

Но не получила долгожданного счастья Александра Романова. Биография ее гласит, что жизнь императрицы с этого момента становится трагичной. Дело в том, что у мальчика обнаруживается редкая болезнь - гемофилия. Это наследственное заболевание, носителем которого является женщина. Суть его в том, что кровь не сворачивается. Человека одолевают постоянные боли и приступы. Самой известной носительницей гена гемофилии являлась королева Виктория, прозванная бабушкой Европы. По этой причине данное заболевание получило такие названия: «викторианская болезнь» и «царская болезнь». При самом лучшем уходе наследник мог дожить максимум до 30 лет, в среднем же больные редко когда преодолевали возрастной барьер в 16 лет.

Распутин в жизни императрицы

В некоторых источниках можно найти информацию, что помочь цесаревичу Алексею смог один только человек - Григорий Распутин. Хотя болезнь эта считается хронической и неизлечимой, есть немало свидетельств того, что "божий человек" своими молитвами якобы мог останавливать страдания несчастного ребенка. Чем это объясняется - сказать сложно. Следует заметить, что болезнь цесаревича являлась государственной тайной. Отсюда можно сделать вывод, насколько доверяла этому неотесанному тобольскому мужику императорская семья.

Об отношениях Распутина и императрицы написано немало: одни приписывают ему исключительно роль спасителя наследника, другие - любовную связь с Александрой Федоровной. Последние домыслы небезосновательны - в адюльтере императрицы тогдашнее общество было уверено, вокруг измены царицы Николаю II с Григорием ходили слухи. Ведь сам старец говорил об этом, но тогда он был в изрядном подпитии, поэтому запросто мог выдать желаемое за действительное. А для рождения сплетни многого не надо. По мнению близкого окружения, не питавшего ненависти к августейшей чете, основной причиной тесных отношений Распутина и императорской семьи были исключительно приступы гемофилии Алексея.

А как относился Николай Александрович к слухам, порочащим чистое имя его жены? Он считал все это не более чем вымыслом и неподобающим вмешательством в частную жизнь семьи. Самого же Распутина император считал «простым русским человеком, очень религиозным и верующим».

Достоверно известно одно: царская семья питала к Григорию глубокую симпатию. Они были одними из немногих, кто искренне горевал после убийства старца.

Романова в годы войны

Первая мировая война заставила Николая II отбыть из Петербурга в Ставку. Государственные же заботы взяла на себя Александра Федоровна Романова. Особое внимание императрица уделяет благотворительности. Войну она воспринимала как свою личную трагедию: искренне горевала, провожая солдат на фронт, а погибших оплакивала. Она читала молитвы над каждой новой могилой павшего воина, будто он был ее родственником. Можно смело сказать, что титул «Святая» Александра Романова получила уже при жизни. Это время, когда Аликс все больше приобщается к православию.

Казалось бы, слухи должны поутихнуть: страна страдает от войны. Отнюдь, они стали еще более жестокими. Например, ее обвиняли в увлечении спиритизмом. Это никак не могло быть правдой, ведь уже тогда императрица была глубоко верующим человеком, отвергающим все потустороннее.

Молитвами помощь стране во время войны не ограничивалась. Вместе с дочерьми Александра освоила навыки медсестер: они стали работать при госпитале, помогая хирургам (ассистировали на операциях), осуществляли всяческий уход за ранеными.

Каждый день в половине десятого утра начиналась их служба: наряду с другими сестрами милосердия государыня убирала ампутированные конечности, грязную одежду, перевязывала тяжелые раны, в том числе гангренозные. Это было чуждо представительницам высшего дворянского сословия: они собирали пожертвования для фронта, посещали госпитали, открывали лечебные заведения. Но ни одна не трудилась в операционных, как это делала императрица. И все это при том, что ее мучили проблемы с собственным здоровьем, подорванным нервными переживаниями и частыми родами.

Царские дворцы переоборудовались под госпитали, Александра Федоровна лично формировала санитарные поезда и склады медикаментов. Она дала обет, что пока идет война, ни она, ни великие княжны не сошьют себе ни единого платья. И осталась до конца верна своему слову.

Духовный облик Александры Романовой

Действительно ли была глубоко верующей Александра Романова? Фото и портреты императрицы, сохранившиеся до наших дней, демонстрируют всегда грустные глаза этой женщины, в них затаилась какая-то скорбь. Еще в юности она с полной отдачей приняла православную веру, отказавшись от лютеранства, на истинах которого воспитывалась с детства.

Жизненные потрясения делают ее все ближе к Богу, она часто уединяется для молитв, когда пытается зачать мальчика, потом - когда узнает о смертельной болезни сына. А во время войны она неистово молится за солдат, раненых и погибших за Родину. Каждый день перед своим служением в госпитале Александра Федоровна отводит определенное время для молитв. Для этих целей в Царскосельском дворце даже отводят особую молельную комнату.

Впрочем, ее служение Богу заключалось не только в усердных мольбах: императрица разворачивает поистине масштабную благотворительную деятельность. Ею были организованы детский дом, дом инвалидов, многочисленные госпитали. Она находила время для своей фрейлины, потерявшей способность ходить: беседовала с ней о Боге, духовно наставляла и поддерживала каждый день.

Александра Федоровна никогда не выставляла свою веру напоказ, чаще всего в поездках по стране она посещала церкви и госпитали инкогнито. Она могла легко слиться с толпой верующих, ведь действия ее были естественны, шли от самого сердца. Религия была для Александры Федоровны делом сугубо личным. Многие при дворе пытались найти в царице нотки ханжества, но у них ничего не получалось.

Таким же был и ее муж, Николай II. Они любили Бога и Россию всем сердцем, не представляли себе другой жизни, вне России. Они не делали различий между людьми, не проводили черту между титулованными особами и простым народом. Скорее всего, поэтому обычный тобольский мужик, Григорий Распутин, в свое время «прижился» в императорской семье.

Арест, ссылка и мученическая смерть

Заканчивает жизненный путь Александра Федоровна, приняв мученическую смерть в ипатьевском доме, куда семью императора сослали после революции 1917 года. Даже перед лицом приблизившейся смерти, находясь под дулами расстрельной команды, она осеняла себя крестным знамением.

«Русскую Голгофу» предсказывали императорской семье не единожды, они жили с этим всю свою жизнь, зная, что для них все закончится весьма печально. Они подчинились воле Бога и таким образом победили силы зла. Похоронена царская чета была лишь в 1998 году.

ТУКСЕН Лауритс Регнер (1853-1927) «Бракосочетание Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны». 1895 г.
Холст, масло. 65,5 x 87,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал № 196. Поступил в 1918 г. Передан из Аничкова дворца в Петрограде.


14 (26) ноября 1884 г. в церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце венчались император НИКОЛАЙ II и великая княгиня АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА (урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская).

День венчания был назначен в день рождения императрицы МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, накануне Рождественского поста, что позволяло отступление от траура - император АЛЕКСАНДР III скончался 20 октября (1 ноября) 1894 г. «Мне все кажется, - записал Николай в дневнике 13 ноября, накануне венчания, - что дело идёт о чужой свадьбе - странно при таких обстоятельствах думать о своей собственной женитьбе!»

«Посреди глубокой скорби, - говорилось в императорском манифесте, помеченном 14 ноября, - коею исполнены сердца Наше и всех верных сынов России, да будет день сей светлым вестником упований народных на продолжение к Нам милости Божией в наступившее новое царствование». Мотивация выглядела вполне серьезно - свадьба не царская прихоть, а насущная забота о благе государства, исполнение священного завета почившего монарха.

День торжества отметили в 8 часов утра 21 пушечным выстрелом. По разосланным от двора повесткам в Зимний дворец в полдвенадцатого утра прибыли члены Святейшего Синода и «знатное духовенство», члены Государственного совета, министры, аккредитованные в России иностранные послы с супругами, придворные и лица свиты. Дамы были в русском платье, кавалеры - в парадной форме. На венчание русского монарха прибыли, а точнее сказать - остались со времени похорон Александра III, многочисленные зарубежные родственники и члены дома Романовых.

Венчальные перстни на руки брачующимся надел царский духовник отец ИОАНН (ЯНЫШЕВ). После бракосочетания был отслужен благодарственный молебен членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским ПАЛЛАДИЕМ (РАЕВЫМ). При пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел.

Затем, в парадной карете с форейторами и русской упряжью, молодожены проследовали в Казанский собор для поклонения чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Позднее состоялся свадебный обед в Аничковом дворце. От Зимнего до Аничкова великим князем ВЛАДИМИРОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ, главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, шпалерами были выстроены войска.

Свадьбу сыграли не переждав сорокадневного траура. Поступок не имел аналогов в императорской семье, но на это молодой государь не обратил внимания. Даже АЛЕКСАНДР II, стремившийся как можно скорее узаконить свои отношения с княжной ДОЛГОРУКОЙ, венчался лишь спустя 40 дней после кончины императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ. Конечно, второй брак царя-реформатора и свадьбу его внука сравнивать некорректно, но все-таки вопросы придворного этикета Николай II откровенно игнорировал.

Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны». 1894 г.
Холст, масло. 98,5 × 125,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.