Система никитиных. Методика Никитиных в действии: чего добились дети из знаменитой семьи

Содержание

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.

Рассмотрим методику раннего воспитания детей - методику супругов Никитиных.

Принципы воспитания по-никитински

Все наши принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать, а помогать развитию, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития. (Б. Никитин)

Прорыв в воспитании

Имя супругов Никитиных на слуху не только у психологов, педиатров и воспитателей. В свое время благодаря СМИ о новаторах-педагогах знала вся страна, а книги Бориса Павловича становились настольными для миллионов семей во многих странах мира. Прошло не одно десятилетие, но Борис Никитин был и остается признанным основателем новых направлений в науке и практике воспитания, автором ряда педагогических открытий, которые опередили свое время и которые еще предстоит оценить научному и педагогическому сообществу. Его трудами заложены принципы родительской, внешкольной педагогики, что особенно важно сейчас.

Еще в 1958 году Никитин вместе со своими коллегами — молодыми педагогами и воспитателями — выступил с предложением о создании самоокупаемых школ нового типа, где образовательные задачи успешно решались бы одновременно с освоением учащимися практических навыков производства, самоуправления и ранней профессиональной ориентацией. Но к сожалению, эти инициативы в то время поддержки не нашли.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИИ Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН.

В 1958 году Никитин организовал группу педагогов с целью повторить опыт знаменитого Антона Семеновича Макаренко. В том же году он встретил свою будущую жену Лену Алексеевну, которая стала его верным другом и соратником.

О Никитиных впервые заговорили в конце пятидесятых. Не привыкшие к новшествам жители подмосковного поселка Болшево только и говорили о «странной» семье. Многие не понимали, как образованные Родители могут брать на себя ответственность растить, закалять и учить семерых детей вопреки рекомендациям Минздрава и РОНО, по каким-то собственным, никому неведомым программам.

Действительно, это казалось невероятным: пышущие здоровьем никитинские дети босиком бегали по снегу; выполняли головокружительные гимнастические упражнения на самодельных снарядах; к трем-четырем годам осваивали чтение и азы математики; с увлечением играли в придуманные Борисом Павловичем самодельные логические игры и сами придумывали новые; едва пойдя в школу, сразу одолевали программы старших школьников...

Сегодня Никитиных нередко упрекают в том, что их дети, несмотря на ранее развитие, не стали ни великими учеными, ни выдающимися личностями. Мол, стоило ли копья ломать? В ответ сторонники педагогов говорят, что в первую очередь обвинять следует не Никитиных, а систему, которой не нужны были ни вундеркинды, ни просто независимые, самостоятельно мыслящие люди.

Никитин был первым — и очень долгое время единственным, — кто писал не о том, как развивается средний ребенок, а как следует развиваться ребенку, если родители поощряют его активность. Воспитатели нашли в себе силу, мудрость и мужество противостоять традиционной практике, при которой детям по годам, часам и минутам расписывался распорядок жизни, где учиться следовало по строго определенным программам и только под руководством педагогов. Вопреки устоявшимся правилам Никитины закладывали в то время основы родительской педагогики.

В работах самого Никитина — неисчерпаемый кладезь идей будущей интегрированной педагогики, физического и интеллектуального развития, воспитания и социальной адаптации ребенка. Еще в 60-е годы XX века он раскрыл огромные дидактические возможности деловых, «производственных» игр в семейном дошкольном воспитании, использовал методику домашнего театра в решении задач духовного и творческого воспитания, дал множество других приемов и рекомендаций.

В книгах Никитиных, особенно ранних, кое-что кажется спорным, да и сами педагоги в конце жизни пересмотрели ряд своих идей. Но именно под влиянием этих книг думающие родители начинали осознавать, что они и только они, а не сад, не школа и не районная поликлиника несут ответственность за будущее детей, что только в семье могут по-настоящему развиться интеллектуальные и творческие способности ребенка, что только домашнее воспитание может сделать его независимым, самостоятельно мыслящим человеком.

Сегодня уже нет необходимости снимать картинки с деревянных кубиков, чтобы переделать их в соответствии с методикой Никитина: их легко можно купить в магазине. Но не менее важно услышать негромкий голос самого Бориса Павловича Никитина, всю жизнь бескорыстно проповедовавшего любовь и безмерное уважение к детям. И если хоть что-то в педагогической системе начинает сегодня потихоньку меняться, мы обязаны этому человеку и его семье.

На основе личного опыта и анализа документов и опубликованных материалов Никитиным был накоплен большой фактический материал по раннему развитию интеллекта, влиянию школы на интеллектуальные показатели учащихся. В результате многолетних исследований и наблюдений педагог сформулировал фундаментальный «закон необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей». При этом он не только обосновал существование этого фундаментального явления, но и разработал и проверил на практике методы предотвращения его негативного влияния на уровень интеллектуального развития будущих поколений.

Фактически Никитин был одним из немногих педагогов, кто всегда самоотверженно отстаивал права ребенка, неустанно занимался бескорыстной просветительской деятельностью. Руководимый им авторский Центр никитинской педагогики стал для десятков тысяч родителей и педагогов местом настоящего откровения, где открывались новые возможности и перспективы семейного воспитания.

Предложенные Никитиным методы естественного развития, а также развивающие игры позволяют на треть сократить время обучения детей в школе. Освобождающееся время автор рекомендует использовать для обучения детей практическим навыкам и умениям, творческой деятельности. Он выступал с резкой справедливой критикой школьных программ, указывая на необходимость пересмотра до 70 % их содержания, считал планы увеличения сроков школьного обучения недальновидными и губительными, противоречащими природе ребенка с одной стороны и интересам государства — с другой.

Никитиных и сегодня многие называют классиками советской педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку стать самостоятельной, гармонично развитой личностью.

❧ На протяжении сорока лет их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей. Я увидел очень сообразительных «решателей проблем» со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года. (Н. Амосов)

Условия для самостоятельности детей

Опыт Никитиных подтверждает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться.

В одной из своих книг Борис Павлович писал: «Когда родился наш первенец, мы просто радовались ему и любили каждую свободную минутку быть с ним: играть, разговаривать, смотреть на него и удивляться всему. Он чихнул? Он нахмурился? Он улыбнулся? Но вскоре к этой родительской радости прибавилось любопытство. Почему он плачет по-разному?

Почему он становится напряженным, когда берешь его прохладными руками? Почему он сопротивляется надеванию чепчиков? И т. д. и т. п. А сынишка рос, и вопросов прибавлялось. Мы стали записывать свои наблюдения, предоставляя малышу свободу действий, давая ему возможность самому определять, например, сколько ему есть, когда спать, как долго гулять, — словом, во многом доверились природе. Мы наблюдали и записывали все, что казалось нам наиболее интересным, а потом сопоставляли записанное с тем, что к тому времени удалось уже прочитать, и обнаруживали интереснейшие вещи.

Малыш, оказывается, может гораздо больше, чем об этом пишется в популярной литературе. А когда родился еще один сын, мы стали обращаться с ним так, как научил нас его старший братик: давали ему пальцы, чтобы он мог уцепиться за них своими крошечными пальчиками, и в первую же неделю он мог висеть на них несколько секунд. С первого месяца стали его держать над горшочком, избавили его от всяких платков и чепчиков и разрешили ему лежать голеньким сколько захочет...»

По мнению Никитиных, традиционно в общении с ребенком взрослые допускают две крайности. Первая — это заорганизованность, или сверхзаботливый уход, и непрерывные занятия, развлечения, игры. Времени для самостоятельной деятельности у ребенка не остается.

Вторая крайность заключается в заброшенности ребенка. Это значит, что общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить, напоить, спать уложить). Такой подход ведет к так называемому «психологическому голоданию», задержке в эмоциональном и психическом развитии и — в итоге—к умственной отсталости.

В основе системы Никитиных лежит прежде всего труд, естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают, а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, по мнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностей подрастающего человека и его подготовка к жизни.

Первый принцип воспитания «по Никитиным»: свобода творчества детей на занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности. Предлагать что-то новое — действие или знание — ребенку нужно тогда, когда он проявляет к этому интерес.

Второй принцип : все, что малыш может сделать сам, он и должен делать самостоятельно. Можно, например, при выполнении какого-то задания работать с ним, но не за него. Не подсказывать! Только в этом случае ребенок вырастет самостоятельным, любознательным и инициативным.

Третий принцип: естественное сочетание как физического, так и умственного развития малыша. Благодаря этому методика хорошо подходит как раз для физически ослабленных детей.

И наконец, четвертый принцип : в процессе обучения и развития ребенка важнейшую роль играет совместная деятельность, общая работа. Девочки помогают по хозяйству матери, мальчики — отцу, осваивая при этом навыки ведения хозяйства. Кроме того, такая совместная деятельность — вид эффективного общения, на которое порой просто не хватает времени.

Также, по Никитиным, важнейший стимул для развития малыша — похвала. Поэтому следует не забывать хвалить ребенка за успехи и не акцентировать внимание на неудачах.

Никитины не ставили целью изначально научить своих малышей всему и как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньше развиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие «опережающие» условия.

Главным открытием на этом пути было то, что в таких условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, «путешествовали» по карте мира и т. д. При этом они становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее — тоже не по годам. Никитины понимали: знающий человек — это прекрасно, но он должен творчески осмысливать свое дело, свое место в жизни, а для этого необходимо способности и умение применять на практике, в труде, в любой жизненной ситуации.

Принципы обучения по Никитину

◈ Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.

◈ Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.

◈ Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.

Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.

◈ Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.

◈ Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.

◈ Если ребенок достиг предела своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.

Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками. (И. Аршавский)

Доступность информации о различных методиках раннего развития детей дает молодым родителям большой простор для выбора системы воспитания. Изучая разные подходы, вы можете брать лучшее от любого метода и пробовать воспитывать своего малыша согласно тем принципам, которые находят отклик в вашем родительском сердце.

В середине 60-х годов прошлого века система Никитиных всколыхнула и пошатнула советские устои и традиции воспитания детей. Это интересная методика, сочетающая в себе прекрасное физическое развитие ребенка с его нетривиальными интеллектуальными талантами.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.
Суть системы заключается в следующем.

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка , но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

Основные принципы воспитания по методике

По мнению Никитиных, традиционное воспитание представляет из себя 2 крайности:


Никитины считают, что очень важно поддерживать ребенка и его интерес к тем или иным занятиям, радоваться его успехам.
Вот принципы, которые выделили сами авторы методики:

  • свобода в выборе занятия, сочетание спорта и интеллектуальных нагрузок;
  • максимально легкая одежда и занятия с использованием спортивных снарядов с раннего возраста;
  • родительское неравнодушие и поддержка.

Как вызвать желание в ребенке заниматься

Необходимо создавать условия на «опережение» развития навыков и способностей ребенка. Уже с раннего детства его должны окружать вещи и предметы, которые он не вполне понимает, но которые могут вызвать его интерес.

Первые впечатления от незнакомых предметов могут дать толчок к развитию ребенка в какой-либо области знаний. Общая совместная работа вызывает интерес к труду и обмен мнениями относительно результатов.

В любом случае, родители поощряют творчество, не подсказывают выход из затруднительных ситуаций, не ругают за неудачу, хвалят за успех. Взрослый всегда рядом с ребенком, но он ничего не делает за ребенка, тем не менее, принимает активное участие в его начинаниях.

Физическое развитие ребенка по методике Никитиных

Часть методики – прекрасная физическая форма детей. Гармония в чередовании физических и умственных занятий ребенка. Спортивные снаряды входят в жизнь ребенка с раннего детства.

Огромное значение уделяется закаливанию детей: ходьба босиком по снегу, обливания, соблюдение температурного режима в помещениях, где живут дети, хорошо укрепляют и развивают иммунитет – это важная часть методики Никитиных.

Никитинские интеллектуальные игры

Борис Павлович Никитин разработал много различных интеллектуальных игр , которые теперь лежат в основе методики раннего развития детей по системе Никитиных. Основной принцип этих игр – отсутствие объяснения правил игры.

Малыш погружается в атмосферу игры, подражая другим участникам. Он играет вместе с ними, постепенно постигая правила игры. Подсказывать ему запрещено, таким образом, он учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Если у малыша наблюдаются затруднения в решении задачи, рекомендуется ее отложить на более благоприятный период. Большинство игр предоставляет простор для творчества в создании новых игр на основе имеющихся. Все игры построены от простого к сложному с максимальным самостоятельным участием ребенка.

Примеры игр

  • «Сложи узор». Это самая простая игра. В наборе 16 кубиков с ребром 3 см. Каждая грань имеет определенную окраску. Играть в кубики Никитина можно начиная с полутора лет; описание методики самой простой игры: сядьте рядом с малышом и предложите выложить дорожку из кубиков с определенной последовательностью цветов. Сначала это может быть только один цвет, затем чередование нескольких цветов, по мере развития способностей и навыков малыша, задания усложняются. Важно закончить игру до того, как ребенок перестанет проявлять к ней интерес.
  • Еще одна игра, которая разработана и придумана Борисом Павловичем и которая входит в основу методики Никитиных: «Сложи квадрат» . Игра на основе головоломки, когда из разных геометрических фигур необходимо сложить квадрат. Никитин упростил ее, разделил уровни сложности, и игра стала доступна малышам от 2 лет, когда сложить квадрат предлагается из 2 прямоугольников, 2 треугольников, или 2 частей, разделяющих квадрат по ломаной. С освоением простых способов, задача усложняется, количество фигур, из которых можно составить квадрат, увеличивается.
  • «Уникуб» . Игра состоит из 27 кубиков, грани которых раскрашены в 3 разных цвета. Существуют схемы, разработанные Никитиным, согласно которым нужно из кубиков сложить определенные объемные фигуры. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд, так как используется редкое, но не единственное сочетание цветов.
  • Плюсы и минусы методики

    Несомненный плюс методики заключается в том, что дети здоровы, готовы к новым открытиям и разнообразным жизненным «вызовам». Они значительно опережают в интеллектуальном развитии сверстников, умеют мыслить самостоятельно и нестандартно.

    Из минусов можно отметить, что дети по этой методике занимаются лишь тем, что им нравится и дается легко. Они избегают заниматься делами, вызывающими трудности. Кроме того, дети находятся в изоляции, они окружены взрослыми, которые занимаются их развитием, но в их окружении нет детей.

    В школе за счет высоких интеллектуальных способностей они попадают в классы, где дети старше их, таким образом, они испытывают проблемы с социализацией.

    Методика Никитиных – видео

    В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

    Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет. Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения. Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

    Методика Никитиных достаточно известна, так же как или

    В комментариях напишите, что вам нравится в системе Никитиных, а что вы считаете неприемлемым в воспитании детей.

Педагогическая методика семьи известна во многих странах и актуальна по сегодняшний день, несмотря на 50 летний стаж работы. Борис Павлович и Елена Алексеевна благодаря своим теориям смогли пробудить настоящую революцию в педагогике советских времен. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие. Эта семейная пара на примере африканских женщин стала твердить всему миру, что дети должны быть неразлучны с мамами как минимум до полутора лет. Ребенку очень важен этот физический контакт. Именно Никитины настаивали на немедленном прикладывании детей к груди матери после рождения и т.д.

Никитины к тому же были заядлыми противниками строгого режима для дошколят, так как это, по их мнению, вызывало лишь нелюбовь детей к занятиям. Они считали, что ребенку следует создавать атмосферу, в которой ребенок будет вдохновляться и осуществлять свою исследовательскую деятельность. Свою методику Никитины опробовали на собственных детях, которых было семеро.

Развивающие игры педагогов основаны на чудо-кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка.

Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Абсолютно каждая игра с кубиками предоставит ребенку возможность подумать о ее возможном расширении и добавлении чего-то нового. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Правила, которых необходимо придерживаться во время игры.

Никитины считают, что для того, чтобы любая игра усваивалась с успехом, родители должны придерживаться определенных правил:

1. Всегда радоваться любым успехам ребенка, но не переусердствовать.

2. Ни в коем случае не принуждать играть, дожидаться момента, когда малыш сам захочет поиграть. Родители же должны создать все необходимые для этого условия.

3. Никогда не делать ребенку обидные для него замечания, чтобы не вызывать у него неверие в самого себя и свои силы.

4. Никогда не выполнять задания за ребенка и не подсказывать ему. Он не должен выполнять задания для того, чтобы посмотреть, как оцените его вы.

Время, которое дается на игры.

Для определения времени на игры необходимо исходить из успехов малыша и роста его способностей (от 5 минут до получаса в среднем). Новую для него игру вводите постепенно. Максимальное количество игр в один день – 23.

Кубики Никитиных, как сделать самому.

Кубики не сложно сделать и самим. Для этого либо используйте старые, удалив все наклейки или надписи, либо смастерите сами из картона (схема ). Желаемый размер кубиков 3х3х3 см., в количестве 16 штук. Каждая грань имеет свой цвет, передняя — белый, задняя — желтый, правая –синий, левая — красный, верхняя — желто-синий, нижняя — красно-белый(цвета разделяются по диагонали). Окрашивать грани лучше масляными или нитрокрасками, что обеспечит большой срок их службы и внешний вид. Можно оклеить грани цветной самоклеющейся бумагой. Кубикам понадобиться коробка с крышкой, размером 12,5х12,5х3 см. кубики в нее должны входить свободно. Также вам понадобятся узоры серий различного уровня сложности, самый лучший вариант это представить их в виде книжки – гармошки (можете распечатать узоры представленные ниже).

К примеру, серия А. Для узоров понадобиться четыре кубика, хорошо использовать деткам в возрасте года-полутора лет. Здесь важен плавный переход усложнения заданий, от одноцветных к двухцветным граням.

Помимо данного вида кубиков для игр вам также понадобятся 27 кубков, которые способны соединяться в семь совершенно разных элементов. Каждая деталь складывается из нескольких кубиков, окрашена в свой цвет. В итоге ребенок учится выбирать самостоятельно те фигуры, которые необходимы для модели и придавать нужное положение им.

Можно как купить, так и изготовить самим 27 кубиков с разноцветными гранями (красного, желтого, синего цвета). Из них малышу нужно будет собирать либо одноцветного вида кубик, либо согласно образцу. В итоге происходит развитие внимания, усидчивости и мышления.

Игра «Сложи узор»


Для игры вам потребуется шестнадцать одинаковых кубиков, грани которых должны быть окрашены различными цветами (4 цвета). Для складывания узоров в первое время вам потребуется узор-задания. По ним малыш должен будет сложить точно такой же узор как на картинке. Затем задание усложняется и малышу уже нужно будет самому сделать рисунок того узора, который кубики образуют. И затем уже ребенок учится придумывать свои собственные узоры из кубиков, количеством от 9 до 16 кубиков.

Примеры узоров к игре «Сложи узор» (картинки кликабельны, нажмите для увеличения).

Игра «Уникуб»

Для этого вам понадобятся кубики для данной игры, о которых шла речь выше. Эта игра предназначена для детей в возрасте от двух до пятнадцати лет. К данной игре дается 50 заданий, озвучим некоторые из них.

1. Из кубиков необходимо сложить красный поезд, у которого крыша, стены вагонов и электровоз должны быть красного цвета. Для изображения дается рисунок поезда, который должен в итоге получиться. Длина поезда может быть больше, чем показано на рисунке. Ребенку здесь нужно будет искать кубики, у которых две грани красного цвета. Для трехлетнего крохи очень трудно проследить, чтобы несколько плоскостей было одного цвета.

2. Кубики складываются в столбик, у которого две видимые грани и верх должны быть синего цвета. Высота также будет зависеть от желания ребенка.

3. Делаем желтую квадратную коробку. Малыш должен догадаться, какие ему потребуются кубики, чтобы все четыре боковые грани были желтого цвета.

4. Строим двухцветную башню, чтобы у нее одна видимая грань была красного цвета, другая желтого, а верх оказался вообще синим.

5. Устанавливаем на стадионе три дорожки для бега, для этого понадобятся девять кубиков разного цвета. При этом боковые грани должны быть цвета той дорожки, к которой прилегают.

Борис и Елена Никитины известны как авторы инновационной для своего времени методики , сочетающей в себе игры и занятия на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители семерых детей, Борис Павлович и Елена Николаевна провели много времени, наблюдая за естественными потребностями малышей, после чего разработали систему развивающих игр, не препятствующих свободному детскому творчеству.

Принципы методики Никитиных

Основная задача, которую ставят перед собой авторы методики – развивать . Развитие происходит посредством совместных занятий с родителем, который дает задание (в основном, в виде головоломок), всячески подогревая интерес ребенка и вступая с ним в диалог.

Никитины были в определенной степени новаторами своего времени: они указали на необходимость быть с ребенком «на равных» и давать ему большую степень .

Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, поскольку уже вошли в нашу жизнь, и используются на протяжении долгого времени.

Супруги уделяли огромное внимание физическому развитию детей и, в частности, прославились системой закаливания. Спорт «по-никитински» должен органически вписываться в ежедневную рутину, однако детей нельзя заставлять делать те или иные упражнения.

Итак, каких основных принципов следует придерживаться родителям согласно методике Никитиных?

    Создать в квартире спортивную обстановку: детей следует одевать в легкую одежду, а также сделать использование разнообразного спортивного инвентаря частью повседневной жизни.

    Давать ребенку свободу в выражении своих желаний: хочет ли он заниматься спортом или играть – это всегда его личный выбор. Не нужно придумывать специальные занятия, уроки или тренировки.

    Ходить босиком дома и по снегу для закаливания – это, пожалуй, «визитная карточка» методики Никитиных. Рекомендуемая температура для дома: 20 градусов Цельсия.

    Участвовать родителям, выражать свое неравнодушное отношение к тому, чем занят ребенок. А также активно участвовать в играх.

    Рано знакомить ребенка с буквами и цифрами (с двух-трех лет).

    Позволять играть детям со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и прочее.

    Не подсказывать ребенку решение задач-головоломок. Если малыш не может решить задачку, то нужно спуститься на уровень ниже.

    Давать ребенку несколько попыток для решения задачи.

    В развитии ребенка обязательно должны участвовать игровые материалы – кубики, кирпичики, различные детали. Это позволяет ему получить осязаемый результат своей работы.

    Не ограничиваться тем набором игр, которые представлены в методике: она позволяет составлять бесчисленное количество новых игр, интересных и взрослым, и детям.

Занятия по методике Никитиных лучше всего развивают в детях образное и логическое мышление. Ребенку предлагается решать головоломки, достраивая определенные образы с помощью кубиков Никитина, а также других игровых материалов.

Ребенку ставится задача в виде схем и рисунков, моделей или записей. Пример простой игры для начала – «Сложи узор», она рекомендуется детям уже о полутора лет.

Что понадобится?

  1. 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 сантиметра, где каждая грань раскрашена в один или несколько цветов;
  2. Деревянная или картонная коробка.

Ход игры:

С самыми маленькими игрунами можно просто рассматривать и комментировать кубики: «Посмотри, какие разноцветные у нас кубики! Один, второй, третий. Вот у этого одна сторона – синяя, а другая – красная! Если я положу их вместе, у меня получится красивая дорожка. Давай спросим, кому из игрушек понравится ходить по такой цветной дорожке?».

Бывает, что малыши отвлекаются от игры – в этом случае ее нужно закончить и постараться заинтересовать чем-то другим.

Кубики Никитиных развивают, в основном пространственное воображение детей, их внимание, память и умение комбинировать.

Еще одна игра с кубиками называется «Уникуб»

Что понадобится?

  1. 27 деревянных кубиков, грани которых выкрашены в три разных цвета таким образом, чтобы сочетание граней было редким

Ход игры:

«Уникуб» – это набор из 60 заданий. Из кубиков нужно составить разнообразные сочетания по предлагаемым схемам. И если какие-то задания может сделать малыш от полутора до трех лет, то составить более сложные комбинации может далеко не всякий взрослый.

Игра развивает у детей пространственное мышление. Эти навыки помогают будущим школьникам делать успехи в таких предметах, как черчение и геометрия.

Учебно-игровые материалы

Основным преимуществом методики Никитиных является доступность материалов. При желании разноцветные кубики и другие игровые «инструменты» можно изготовить даже самостоятельно.

Возраст детей и срок обучения

Одним из плюсов методики, несомненно, является ее «адаптируемость» для разных возрастов и уровней развития детей: она подходит даже очень талантливым и одаренным ребятам. Никитины представили несколько уровней для каждой игры: простые решит и маленький ребенок, а вот более сложные заставят задуматься многих взрослых. Начинать заниматься с ребенком можно уже с полутора лет.

Недостатки методики

Несмотря на то, что авторы методики известны логическими играми с кубиками, они были большими поклонниками физического развития детей, и в дополнение к своей методике разработали универсальную систему закаливания. Именно эта система и явилась причиной критики специалистов самой методики развития. Современные педагоги и детские психологи рекомендуют с особой осторожностью подходить к постулатам Никитиных по поводу закаливания, чтобы избежать проблем со здоровьем ребенка. Если вы собираетесь начать занятия, то лучше сначала проконсультироваться с лечащим врачом.